Автоматизированная система протоколирования судебных заседаний это

Обновлено: 15.04.2024

Автоматизированная система протоколирования "Фемида" установлена и эксплуатируется во всех залах судебных заседаний Верховного Суда. Эта подсистема интегрирована с делопроизводством и обеспечивает:

- цифровую звукозапись всех событий в зале суда с привязкой к хронологии событий и возможностью дальнейшего воспроизведения в различных режимах, полную и точную фиксацию судебных заседаний с сохранением на сеть или DVD/CD диски;

- объективную и качественную регистрацию событий, происходящих в зале суда и работу секретарей в рамках единой системы делопроизводства Верховного Суда, а также создания протокола, как во время судебного процесса, так и после него;

- предоставление секретарю удобного инструмента для составления текстового протокола в цифровом виде, в режиме реального времени - "конструирование" протоколов судебных заседаний на основе:

- шаблонов, встроенных в систему, или создаваемых секретарями самостоятельно;

- информации, полученной в ходе судебного процесса;

- сведений, экспортированных из используемой системы делопроизводства;

- защиту зафиксированной информации от изменений и фальсификации, как в режиме записи, так и в режиме хранения;

- получение легитимных экземпляров электронных документов при тиражировании;

- аппаратный контроль работоспособности компонентов;

- возможность прослушивания и просмотра протокола на любом мультимедийном компьютере;

- обеспечение хранения электронных архивов судебных заседаний, передачу информации по локальной вычислительной сети и запись протоколов заседаний на различные носители, с последующим приобщением их к материалам дела.

Развитие подсистемы осуществляется в направлении интеграции всех компонентов в работающую на постоянной основе систему видео- и аудиофиксации происходящего в судебном заседании (как в открытом, так и в закрытом) и соответствующего банка данных для хранения электронных записей. Таким записям должен придаваться статус приложения к протоколу заседания в традиционной письменной форме.

1. Информационная система автоматизации кадровой работы Верховного Суда Российской Федерации.
Автоматизация кадровой работы значительно повышает эффективность труда. Информационная система автоматизации кадровой работы Верховного Суда Российской Федерации (далее ИСАКР и Верховный Суд) позволяет экономить время сотрудников Управления кадров Верховного Суда, а также позволяет оперативно получать любую необходимую для работы информацию.
В целом, ИСАКР полностью обеспечивает комплексную информационно-аналитическую работу с процессами управления и учета персонала, повышает оперативность работы кадровой службы за счет более полной автоматизации основных технологических процессов обработки информации, увеличивает эффективность исполнения процессов управления и учета персонала путем оптимизации информационного взаимодействия участников процессов и усиливает качества контроля и учета кадровой информации за счет оперативности представления, полноты, достоверности и удобства форматов отображения информации.
ИСАКР позволяет выполнять следующие функции:

Формирование штатного расписания: ввод и актуализация информации о структурных подразделениях, штатных единицах;
Формирование, печать и учет приказов по личному составу (в том числе на нескольких человек);
Подготовка, ввод, просмотр актуализация информации о служебных контрактах (трудовых договорах), печать служебных контрактов (трудовых договоров), подготовка и печать дополнений к служебным контрактам (трудовым договорам);
Ввод, просмотр и актуализация информации об анкетных, паспортных, адресных и прочих личных данных государственных гражданских служащих (работников); получение отчетных форм Т-2 и Т-2ГС;
Ввод, просмотр и актуализация данных по кандидатам на должности государственной гражданской службы; проведению конкурсной комиссии; формирование и учет протоколов конкурсных комиссий;
Учет общего трудового стажа, стажа государственной службы, стажа для пенсии за выслугу лет; возможность учета иных периодов трудовой деятельности, включенных в стаж государственной службы и в стаж для пенсии за выслугу лет; автоматизированный расчет трудовых стажей (общего, непрерывного, выслуги лет);
Ввод, просмотр и актуализация информации, требуемой для воинского учета в соответствии с действующим законодательством;
Ввод, просмотр и актуализация информации о проведении аттестации; подготовка и печать бланков аттестационного листа; формирование и учет протоколов аттестационной комиссии; формирование графика проведения аттестации; контроль реализации выводов аттестационной комиссии;
Ввод, просмотр и актуализация информации о присвоении классного чина;
Ввод, просмотр и актуализация информации о проведении квалификационного экзамена; подготовка и печать бланков экзаменационного листа; формирование и учет протоколов квалификационного экзамена; формирование графика проведения квалификационного экзамена;
Ввод, просмотр и актуализация информации о повышении квалификации и прохождении переподготовки гражданских служащих, стажировке;
Ввод, просмотр и актуализация информации о представлении к награждению, награждении работников, поощрениях и взысканиях;
Ввод, просмотр и актуализация информации об отпусках;
Ввод, просмотр и актуализация информации о командировках, подготовка и печать командировочных удостоверений, получение отчетных форм по командировкам
Ввод, просмотр и актуализация информации о листах нетрудоспособности;
Ввод, просмотр и актуализация информации о кадровом резерве; формирование списков кадрового резерва; получение отчетных форм о кадровом резерве;
Ввод, просмотр и актуализация информации о выданных (утерянных) служебных удостоверениях;
Формирование ведомственной и государственной статистической отчетности по кадрам;
Учет судей в отставке и ветеранов ВОВ, назначение ЕПС судьям в отставке.

Гибкий механизм разграничения прав доступа пользователей к той или иной информации обеспечивает необходимый уровень конфиденциальности персональных данных сотрудников, не усложняя при этом работу с системой в целом.
Для реализации функциональных требований ИСАКР взаимодействует с внедренной информационной системой «Сбор и анализ данных о служебной активности персонала Верховного Суда Российской Федерации», а также с системным каталогом Active Directory.


2. Сбор и анализ данных о служебной активности персонала Верховного Суда Российской Федерации.

Информационная система «Сбор и анализ данных о служебной активности персонала Верховного Суда Российской Федерации» (далее ЕИСАП) позволяет автоматизировать и усовершенствовать процессы учета и контроля служебной активности персонала.
ЕИСАП предназначена к использованию работниками Верховного Суда для автоматизации процессов информационного взаимодействия. Объектами автоматизации для ЕИСАП являются здания Верховного Суда.
Основной функцией ЕИСАП является предоставление персоналу и Руководству Верховного Суда удобных интерфейсов и возможности формирования статистики для учета и контроля расходования рабочего времени, а также автоматизация процессов информационного взаимодействия.
ЕИСАП полностью автоматизирует процессы:
сбор и хранение данных об активности персонала Верховного Суда, поступающих с пропускных пунктов;
прием и утверждение руководителями заявок на изменение активности от персонала;
построение отчетов об активности персонала;
передача на пропускные пункты заявок на пропуск посетителей Верховного Суда;
ведение необходимой для сбора и анализа данных о служебной активности персонала кадровой информации.

Для реализации функциональных требований ЕИСАП взаимодействует с Информационной системой автоматизации кадровой работы Верховного Суда, с внедренной системой контроля и управления доступом AS101, а также с системным каталогом Active Directory.

Основным, базовым элементом информационного обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации (далее Верховный Суд) является Информационная система "Судебный документооборот и делопроизводство" (далее ИС СДД), разработанная в соответствии с требованиями процессуального законодательства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, инструкциями, а также приказами и распоряжениями Руководства Верховного Суда.
ИС СДД входит в состав Автоматизированной информационной системы Верховного Суда Российской Федерации.

  • Автоматизация судебного делопроизводства в судебных коллегиях Верховного Суда по гражданским, уголовным, административным делам, по делам военнослужащих;
  • Автоматизация судебного делопроизводства в Судебной коллегии по экономическим спорам и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда;
  • Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда;
  • Автоматизация судебного делопроизводства Управления по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда;
  • Электронный банк судебных документов;
  • Информационно-справочная система Верховного Суда;
  • Судебная статистика Верховного Суда;
  • Подача процессуальных документов в электронном виде;
  • Ведение общего делопроизводства и документооборота;
  • Автоматизированное распределение судебных дел;
  • и др.

Автоматизации судебного делопроизводства Дисциплинарной коллегии и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда
Для достижения максимальной эффективности в обеспечении автоматизации судебного делопроизводства в Дисциплинарной коллегии и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда была осуществлена интеграция ИС СДД с системой подготовки документов, которая предоставляет возможность по подготовке текстов судебных документов с использованием текстового редактора.
Данная функция ИС СДД Верховного Суда позволяет решать одну из главных задач информационной поддержки деятельности Судебной коллегии по экономическим спорам и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда - автоматизацию процессов судебного делопроизводства и создание полнотекстового электронного банка судебных актов. Создание банка данных происходит автоматизировано. Обработка и хранение данных сосредоточены на сервере, что позволяет обеспечить централизованное управление, требуемую производительность, надежность хранения информации, эффективность обработки и представления данных, а также защиту от несанкционированного доступа.

Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда
Президиум Верховного Суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты.
Подсистема «Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда» обеспечивает регистрацию судебных дел, поступивших на рассмотрение в Президиум Верховного Суда, работниками секретариата Президиума Верховного Суда с возможностью формирования карточки на дело, создания документов, используемых в судебном делопроизводстве Верховного Суда, установленного образца (вызовы, извещения т.п.) и осуществления поиска информации по конкретному делу, необходимой для работы секретариата Президиума.
Электронная картотека "Президиум Верховного Суда Российской Федерации" содержит сведения о рассмотрении гражданских и уголовных дел (общей и военной подсудности).

Автоматизация судебного делопроизводства Управления по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда
В Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений ежедневно поступает более тысячи процессуальных и иных обращений. Подсистема Автоматизация судебного делопроизводства позволяет в автоматизированном режиме осуществлять регистрацию поступивших жалоб, представлений (протестов), проверку их на повторность и автоматическое присвоение номера. По результатам проверки повторные жалобы, представления (протесты) приобщаются к имеющемуся производству с тем же номером, а вновь поступившим присваивается новый номер.
Поступившие жалобы, представления (протесты) распределяются между исполнителями. Осуществляется контроль срока их рассмотрения и заблаговременное оповещение исполнителей об истечении указанного срока. Рассмотренные жалобы, представления (протесты) передаются в Управление для оформления и подготовки документов для отправки.
Формирование реестров, почтовых наклеек и т. д. происходит автоматически. Программа формирует отчеты о нагрузке исполнителей, а также статистические отчеты по движению и результатам рассмотрения жалоб, представлений (протестов).

Электронный банк судебных документов
Подсистема «Электронный банк судебных документов» является базовой основой для создания массива данных судебной практики Верховного Суда.
С 2002 г. в Верховном Суде функционирует банк данных судебных документов. Все определения, решения, постановления, вынесенные Верховным Судом, сканируются, автоматически распознаются и заносятся в базу электронного банка данных судебных документов.
Банк данных представляет собой централизованное хранилище текстовых данных и образов документов в виде графических файлов, которое имеет необходимую защиту от несанкционированного доступа.
Информация, в том числе графическая, вводится в банк данных в соответствии с заданными атрибутами документов, при этом обеспечивается индексация текстовой информации и семантический анализ документа, а также автоматизированное аннотирование документа и верификация массива информации по различным критериям. Реализована возможность массовой загрузки оцифрованных документов в БД. Документы хранятся в форматах htm, html (распознанный текст) и TIFF, TIF (графический образ), а также в PDF, и в выделенном сетевом каталоге.
Разработанные классификаторы и рубрикаторы предназначены для сужения выборки по конкретному запросу.
Подсистема судебного делопроизводства напрямую связана с подсистемой "электронный архив", что позволяет использовать в качестве поисковых реквизитов не только карточку на судебный документ, но и карточку на дело, карточку на участника судебного процесса и т.д. В то же время по судебному документу, используя систему делопроизводства, можно получить всю информацию о движении дела в суде.
Данный информационный массив используется в WEB-технологии, что обеспечивает удобный поиск документов пользователям таких категорий, как судьи и работники аппарата. Средства подсистемы при этом обеспечивают возможность копирования всей информации или части (выборки документов) для резервирования и экспорта.

Информационно-справочная система Верховного Суда
Данная подсистема выполнена по WEB технологии. Особое внимание при создании данной подсистемы уделялось разграничению доступа к данным и правам пользователей на просмотр информации в зависимости от категории пользователя.
Работник аппарата Верховного Суда, задействованный в процессе судебного делопроизводства, регистрирует данные по жалобам и делам только на участке, который отображается на его компьютере.
Все данные, занесенные различными пользователями, сводятся и обобщаются, что позволяет получить любую информацию по делам и жалобам, поступившим на рассмотрение в Верховный Суд.

Судебная статистика Верховного Суда
Основными отличительными признаками является то, что отдел статистического учета в настоящий момент не заносит данные по учетным статистическим показателям, а использует ту информацию, которая появляется естественным путем в ходе рассмотрения дел. С точки зрения информационной технологии, работники этого отдела являются, скорее контролирующим звеном за корректностью заносимой информации.
Необходимо отметить и новизну предлагаемых подходов методов в получении статистических данных. Дело в том, что частые изменения, которые происходят в судебной системе за последние годы, связанные с судебной реформой, не могут не отражаться на необходимости предоставления разнообразных статистических показателей. Однако статистика в первую очередь ценна способностью выявлять на временном участке, именно тенденции в увеличении или снижении определенных показателей. Но что делать, если с течением времени показатель изменяется по существу, или начинает включать в себя ряд показателей предыдущего периода и наоборот?
Для выполнения этих задач компонента, на основе имеющихся данных по судебному делопроизводству создает и хранит базу данных статистических показателей, которые классифицируются с учетом типа показателя, его характера на определенный момент времени, принадлежности к той или иной отчетной форме и т.д. Функции проверки непротиворечивости получаемых данных, возможность обрабатывать не только данные непосредственно по делам, но и работа напрямую с базой данных статистических показателей дает возможность формировать отчеты как по утвержденным формам, так и настраивать новые формы в зависимости от необходимого вида и перечня необходимых выходных учетно-статистических показателей.

Ведение общего документооборота и делопроизводства
Подсистема обеспечивает создание в Верховном Суде базы данных с информацией о всех входящих, внутренних и исходящих документах, их месте нахождения и возможности просмотра электронных образов документов.
Программные модули Подсистемы в автоматизированном режиме позволяют:
- вести учет входящих документов с присвоением каждому документу индивидуального входящего учетного номера (штрих-кода) и заполнением первоначальной информации в электронной карточке;
- формировать реестр передачи документов и передавать информацию о направляемых документах в структурные подразделения;
- регистрировать входящие и внутренние документы с присвоением каждому индивидуального регистрационного номера на основе его входящего учетного номера;
- сканировать документы с возможностью вывода на печать их электронных образов;
- осуществлять контроль за исполнением документов в соответствии с поручениями Руководства Верховного Суда;
- регистрировать исходящие документы с использованием исходящего учетного номера (штрих-кода), связанные с входящим регистрационным (учетным) номером, и передавать информацию о них в экспедицию для последующей отправки;
- осуществлять поиск документов в Автоматизированной информационной системе Верховного Суда.

Автоматизированное распределение судебных дел
Автоматизированное распределение дел между судьями в соответствии с требованиями ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и АПК РФ с решается учетом следующих факторов:
- правовая специализация судей;
- периоды отсутствия судей;
- количество дел, находящихся на рассмотрении у каждого судьи;
- количество дел, рассмотренных судьей с начала года;
- средняя нагрузка судей, текущая загруженность судей;
- отсутствие судьи (отпуск, болезнь, учеба, участие в иных мероприятиях, исключающих возможность принятия производства по делу);
- недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела (соблюдение требований ГПК РФ, КАС РФ, УПК РФ и АПК РФ).

В Верховном Суде Российской Федерации (далее Верховный Суд) для протоколирования судебных заседаний установлены системы технической фиксации судебных процессов «IS Mechanics SRS Femida». Первые версии системы в Верховном Суде были установлены в 2002 году в качестве опытных образцов и практически сразу получили одобрение и положительные отзывы у пользователей: секретарей судебных заседаний, помощников судей и самих судей. По их замечаниям и в соответствии с законодательством Российской Федерации в систему вносились дополнения и обновления. К началу 2007 года «IS Mechanics SRS Femida» установлена и эксплуатируется во всех залах судебных заседаний Верховного Суда. Сейчас «IS Mechanics SRS Femida» – это полностью интегрированная с делопроизводством организационная программно-аппаратная технология, обеспечивающая:

  • цифровую звукозапись всех событий в зале суда с привязкой к хронологии событий и возможностью дальнейшего воспроизведения в различных режимах, полную и точную фиксацию судебных заседаний с сохранением на сеть или DVD/CD диски;
  • объективную и качественную регистрацию событий, происходящих в зале суда и работу секретарей в рамках единой системы делопроизводства Верховного Суда и возможность создания протокола как во время судебного процесса, так и после него;
  • предоставление секретарю удобного инструмента для составления текстового протокола в цифровом виде, в режиме реального времени – «конструирование» протоколов судебных заседаний на основе:
    • шаблонов, встроенных в систему или создаваемых секретарями самостоятельно;
    • информации, полученной в ходе судебного процесса;
    • сведений, экспортированных из используемой системы делопроизводства;

    i4_400.jpg

    i5_400.jpg

    Залы судебных заседаний Верховного Суда оборудованы стационарными системами технической фиксации и протоколирования на базе персонального компьютера и аудиооборудования в зале, в состав которых входит:

    • рабочее место секретаря в зале судебных заседаний (системный блок, монитор, источник бесперебойного питания, педаль);
    • рабочее место секретаря в кабинете (педаль, наушники, сетевой адаптер, CD/DVD привод в настольном компьютере);
    • аудиосистема в зале (микрофоны, микшер, коммуникационная аудиосеть, многоканальный звуковой адаптер, педаль, наушники, электронный ключ);

    i1_400.jpg

    i2_400.jpg


    Основные принципы работы:

    При осуществлении технической фиксации судебного процесса заседание подразделяется на события с дискретизацией по времени, каждому событию соответствует определенный промежуток записи. В результате работы автоматически подготавливается прототип протокола заседания в формате MS Word, в котором в хронологической последовательности отображаются все события данного судебного процесса, действующие лица, даются короткие комментарии, сведения о составе суда, номер дела и другая необходимая дополнительная информация. При этом основная часть технических данных о судебном процессе (Ф.И.О. участников, номер дела, дата и др.) импортируется из функционирующей системы делопроизводства Верховного Суда.
    На первый взгляд, работу «IS Mechanics SRS Femida» можно сравнить с функциями обычного видеомагнитофона либо диктофона, однако ее принципиальная разница и преимущество заключаются в том, что, во-первых, запись разбивается на отрезки, соответствующие событиям судебного процесса – это позволяет в дальнейшем быстро обнаружить необходимый фрагмент (например, мы можем прослушать только высказывание защитника Иванова от 11 часов 27 минут 19 секунд) и, во-вторых, за счет использования ряда технологических возможностей, в том числе метода «шаблонного конструирования», секретарь судебного заседания может как во время судебного процесса, так и после него формировать текстовый протокол судебного заседания. При создании протокола в системе секретарь «собирает» итоговый документ из деталей, заготовленных заранее, сгенерированных системой в процессе работы и составленных вручную непосредственно в ходе судебного процесса.


    i6_400.jpg


    Система «IS Mechanics SRS Femida» проста в использовании. После проведения обучения секретари судебных заседаний практически сразу начинают работать с системой и уже даже после непродолжительного ее использования не представляют своей работы без этого высокотехнологичного инструмента.

    Аудиовидеозапись судебных заседаний становится одним из важнейших аспектов развития судебной системы РФ. Внедрение систем, обеспечивающих фиксацию процесса заседания, позволит повысить доступность информации для участников судебного процесса и обеспечить судебную защиту прав участников судопроизводства.

    Функциональные возможности

    Запись

    • Многоканальная аудиовидеофиксация хода судебного заседания
    • Аудиовидеозапись хода видеоконференцсвязи (ВКС) с удаленными участниками судебного заседания

    Поиск и хранение

    • Поиск по реквизитам аудиовидеозаписей
    • Полнотекстовый поиск по протоколу
    • Полнотекстовый поиск по аудиозаписи
    • Ведение архива аудиовидеозаписей и текстовых протоколов
    • Ведение справочника процессуальных действий

    Интеграция и доступность

    • Сопряжение с системами судебного делопроизводства
    • Доступ посетителей к ресурсам и услугам судопроизводства посредством терминала ИНФО.ПРАВОСУДИЕ

    Протоколирование

    • Протоколирование в процессе заседания или в отложенном режиме во встроенном текстовом редакторе
    • Формирование протокола с использованием технологии автоматического распознавания речи
    • Фиксация процессуальных действий в хронологической последовательности и синхронизация с аудиовидеозаписями
    • Быстрая навигация по аудиовидеозаписям, протоколам и меткам процессуальных событий

    Дополнительные возможности

    • Автоматический экспорт записей на центральный сервер обработки и хранения данных
    • Изменение и запись голоса «скрытого» свидетеля
    • Использование автономного мобильного комплекса
    • Организация дополнительных мест секретарей вне зала заседаний
    • Организация и управление процессом онлайн-трансляций
    • Администрирование комплекса:
      • мониторинг и управление производительностью
      • централизованное обновление программного обеспечения

      Преимущества решения

      • Интуитивно понятный пользовательский интерфейс позволяет эффективно осваивать работу с комплексом
      • Многократное ускорение текстовой расшифровки
      • Связь текста с соответствующими фрагментами аудиовидеозаписи
      • Интеграция с различными источниками аудио- и видеосигналов
      • Интеграция с системами судопроизводства, делопроизводства и электронными архивами
      • Предоставление информационно-обучающих видеоматериалов для пользователей системы
      • Организация автономного рабочего места с ограниченным доступом для ознакомления с судебными делами
      • Наличие в составе комплекса многофункционального аудиоустройства (STC-H806) для усиления и микширования аудиосигналов (8xXLR, 8xTRS).


      ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

      видео пишется с разрешением HD (1280x720) и Full HD(1920x1080) с частотой 25 кадров в секунду. При записи видео с нескольких источников (до 4 IP камер) формируется результирующее изображение "картинка рядом с картинкой"

      Автор статьи

      Куприянов Денис Юрьевич

      Куприянов Денис Юрьевич

      Юрист частного права

      Страница автора

      Читайте также: