Архипелажные воды понятие и правовой режим виды государств архипелагов

Обновлено: 25.09.2022

Определение юридического статуса и правового режима архипелажных вод также является одной из но­велл Конвенции 1982 г.

Согласно ч. IV Конвенции, озаглавленной «Государства-архипела­ги», термин «государство-архипелаг» означает государство, которое полностью состоит из одного или более архипелагов и может включать другие острова. «Архипелаг» означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, ко­торые настолько тесно взаимосвязаны, что составляют единое геогра­фическое, экономическое и политическое целое или исторически счи­таются таковыми.

На архипелажные воды и воздушное пространство над ними, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы, распространяется суверенитет государства-архипелага. Этот суверенитет распространя­ется при условии соблюдения положений данной части Конвенции.

Границей архипелажных вод являются архипелажные исходные линии, проведенные в соответствии со ст. 47 Конвенции. В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг может проводить за­мыкающие линии для делимитации своих внутренних вод.

Вместе с тем Конвенция учитывает исторически сложившиеся и иные потребности всех других государств в части пользования архипелажными водами в мирных целях, в том числе в целях морского судо­ходства.

При условии соблюдения правового режима внутренних вод, нахо­дящихся в пределах архипелажных вод, суда всех государств пользу­ются правом мирного прохода через архипелажные воды, именуемым в Конвенции правом архипелажного прохода по морским территориям.

Архипелажное государство может устанавливать морские коридо­ры и расположенные над ним воздушные коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его архи­пелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета ино­странных летательных аппаратов над ними.

Ширина территориального моря, прилежащей зоны, исключитель­ной экономической зоны и континентального шельфа государства-ар­хипелага отмеряется от архипелажных исходных линий. В указанных пределах юридический статус и правовой режим этих пространств го­сударств-архипелагов тот же, что и предусмотренный в соответствую­щих случаях для прибрежных государств.

Таковы особенности юридического статуса и правового режима ар­хипелажных вод, существенно отличающие его от статуса и режима внутренних вод прибрежных государств. Это, очевидно, разумный учет баланса потребностей и интересов государств-архипелагов и всех дру­гих государств в пределах пространств Мирового океана.

Внутренние морские водывходят в состав территории прибрежного государства, на них в полном объеме распространяется суверенитет и юрисдикция прибрежного государства.

К внутренним морским водам относятся воды морских портов, принадлежащих одному государству, воды морских заливов, омывающих берега одного государства, при условии, что ширина входа в залив не превышает 24 морские мили.

Ограничение по шириневхода в залив не применяется к такназываемым «историческим заливам», воды которых рассматриваются в качестве внутренних при любой ширине входа в силу исторической традиции.

Российский ученый Г.М. Мелков относит к числу истори­ческих заливов, принадлежащих одному государству, заливы Петра Великого (Россия), Рижский (Латвия), Фанди (США), Гудзонов (Канада), Бристольский (Англия), Габесский (Тунис), Фарангер-Фьорд (Норвегия) и др. При этом профессор Г.М. Мелков высказывает свое отрицательное отношение к ут­верждениям «некоторых ученых», которые относили и отно­сят к внутренним морским водам СССР (России) такие моря, как Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Он, в частности, отмечает, что никаких законодательных подтверж­дений этому нет.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила
наличие «исторических заливов», воды которых относятся к
внутренним водам соответствующего прибрежного государства,
несмотря на то, что ширина входа в такие заливы превышает
24 морские мили (п. 6 ст. 10).

Что касается морских портов, то их воды также отно­сятся к внутренним. При этом внешняя граница акватории морского порта представляет собой линию, соединяющую край­ние точки наиболее удаленных от берега портовых сооруже­ний.

Новаторский подход создателей Конвенции 1982г. про­явился, в частности, во введении в международное морское право новых понятий и институтов, таких как архипелажный про­ход (пролет), архипелажные воды и государства-архипелаги.

Архипелажные воды - это воды, расположенные внутри архипелажных исходных линий, независимо от их глубины или расстояния от берега. На архипелажные воды распростра­няется суверенитет государств-архипелагов. Иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода.

Архипелажный Проход (пролет) в соответствии с положе­ниями части IV Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. представляет собой осуществление права нормального судо­ходства и пролета с единственной целью непрерывного, быст­рого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны по морским и воздушным коридорам, которые устанавливаются государствами-архипелагами. В силу п. «Ь» ст. 46 Конвенции архипелаг «означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, кото­рые составляют единое географическое, экономическое и поли­тическое целое или исторически считаются таковым».

Государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в
море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов
архипелага при условии, что в пределы таких исходных линий
включены главные острова и район, в котором соотношение
между площадью водной поверхности и площадью суши, вклю­чая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Длина таких исходных
линий не должна превышать 100 морских миль с тем, однако,
что до трех процентов от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, может превышать эту длину до мак­симальной длины в 125 морских миль. При проведении таких
исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага (пп. 1-3 ст. 47
Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Архипелаг

Государство-архипелаг — это государство, полностью состоящее из одного или нескольких архипелагов и отдельно расположенных островов. Архипелаг представляет собой группу тесно взаимосвязанных островов вместе с соединяющими их водами, образующими единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.

Вопрос о том следует ли группу островов рассматривать как единое целое и, следовательно, признавать их особый правовой статус, отличающийся от статуса континентальной суши и отдельных островов, стал в международном морском праве серьезно обсуждаться после Второй мировой войны. По настоятельному требованию Индонезии, Филиппин, Фиджи и Маврикии в принятой в 1982 году Конвенции по морскому праву (далее – Конвенции 1982 г.) вопрос о государствах-архипелагах был наконец-то решен. Во-первых, были даны объективные критерии для определения того, что следует понимать под государством-архипелагом. Во-вторых, установлены предельные отношения площади водной поверхности к площади суши и максимальная длина архипелажных исходных линий, соединяющих острова, с целью предупреждения чрезмерных притязаний на водные территории. Еще одним важным нововведением Конвенции 1982 г. стало создание правового режима архипелажных вод, позволяющего сбалансировать интересы государств-архипелагов, которые хотели полностью контролировать воды, окружающие их острова, и интересы морских держав, стремящихся сохранить право свободного мореплавания в этих водах.

В настоящее время двадцать два государства официально заявили о статусе государства-архипелага: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Кабо-Верде, Коморские Острова, Доминиканская Республика, Фиджи, Гренада, Индонезия, Ямайка, Кирибати, Мальдивские Острова, Маршалловы Острова, Маврикий, Папуа Новая Гвинея, Филиппины, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тринидад и Тобаго, Тувалу, и Вануату. Все эти страны являются участниками Конвенции по морскому праву.

Архипелажные исходные линии.

В статье 47 Конвенции 1982 г. говорится, что «государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага». Архипелажные исходные линии являются исходными линиями, от которых государства-архипелаги должны отменять ширину территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 48 Конвенции 1982 г.). В статье 47 подробно излагаются критерии, при которых допускается проведение таких исходных линий.

  1. Архипелажные исходные линии могут проводить только государства-архипелаги, которые в соответствии с определением должны полностью состоять из архипелагов и островов. Этим условием исключаются архипелаги, находящиеся под суверенитетом континентальных государства, такие как Фарерские острова (Дания), Галапагосские острова (Эквадор), Азорские острова (Португалия).
  2. Архипелажные исходные линии должны быть проведены так, чтобы соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляло от 1:1 до 9:1. Данное требование не позволяет провести подобные исходные линии таким государствам, как Куба, Исландия, Новая Зеландия и Великобритании, основную площадь которых составляют один или два крупных острова. С другой стороны государства, включающие несколько отдаленных или состоящие из сильно разрозненных островов, не могут выдвигать чрезмерные претензии на морские пространства.
  3. Длина архипелажных исходных линий не должна превышать 100 морских миль, за исключением того, что до 3-х процентов от общего числа линий, охватывающих архипелаг, могут иметь длину от 100 до 125 морских миль.
  4. При проведении архипелажных исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага.
  5. Архипелажные исходные линии могут проводиться к осыхающим при отливе возвышениям при условии, что они расположены на расстоянии, не превышающем ширину территориального моря от ближайшего острова, либо на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря.
  6. Система архипелажных исходных линий государства-архипелага не должна отсекать территориальное море другого государства от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Архипелажные воды.

Статья 49 Конвенции 1982 г. предусматривает, что «суверенитет государства-архипелага распространяется на ограниченные архипелажными исходными линиями, проведенными в соответствии со статьей 47, воды, называемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега». Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы. Государство-архипелаг может проводить замыкающие линии для разграничения внутренних вод в пределах архипелажных вод.

Строго юридически архипелажные воды не являются ни внутренними, ни территориальными водами, а являются водами sui generis и неотъемлемой частью территории государства-архипелага.

Признавая суверенитет государств-архипелагов над архипелажными водами, Конвенция 1982 г. предусматривает две категории прав других государств: исторические права соседних стран и право свободного судоходства всех стран.

Государство-архипелаг. Схема

Исторические права в архипелажных водах.

Статья 51 Конвенции 1982 г. обязывает государства-архипелаги уважать существующие соглашения с другими государствами и признавать традиционные права на рыболовства и другие виды правомерной деятельности соседних государств в определенных районах архипелажных вод и рекомендует заключать двусторонние соглашения, регулирующие эту деятельность. Кроме того, государства-архипелаги не должны возражать против существующих подводных кабелей, проложенных другими странами через его воды, без выхода на берег. Они также должны разрешать обслуживание и замену таких кабелей при получении надлежащего уведомления об их местонахождении и намерении произвести их ремонт или замену.

Право свободного судоходства в архипелажных водах.

В архипелажных водах действует два типа судоходных прав: право мирного прохода и право архипелажного прохода по морским коридорам.

Во-первых, суда всех стран пользуются правом мирного прохода в архипелажных водах, аналогичным предусмотренному в отношении территориального моря в разделе 3 части II Конвенции 1982 г. Подводные лодки должны следовать по поверхности и поднимать свой флаг. Государство-архипелаг может в соответствии с нормами международного права принимать законы и правила, касающиеся мирного прохода в архипелажных водах, и может временно приостановить мирный проход в определенных районах своих архипелажных вод, если этого требуют соображения национальной безопасности.

Во-вторых, морские и воздушные суда всех стран пользуются правом архипелажного прохода по морским коридорам, означающим право «нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны» (ст. 53, п. 3 Конвенции 1982 г.).

В отличие от режима мирного прохода, «нормальный режим» позволяет: подводным лодкам следовать в подводном положении; военным самолетам лететь в боевом порядке и с полным комплектом оборудования; военным кораблям применять меры по обеспечению своей безопасности, включая использование дымовой завесы; самолетам и вертолета на авианесущих кораблях выполнять операции взлета и посадки на палубу.

Государство-архипелаг может в соответствии с нормами международного морского права устанавливать и изменять морские коридоры и расположенные над ними воздушные коридоры, а также предписывать и изменять схемы разделения движения для безопасного прохода судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, право архипелажного прохода по морским коридорам осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства.

Суда и летательные аппараты при архипелажном проходе по морским коридорам не должны отклоняться более чем на 25 морских миль от осевой линии коридора и не должны приближаться к берегам ближе, чем на 10 процентов расстояния между ближайшими точками на островах.

Права и обязанности государства-архипелага.

В соответствии с отсылкой статьи 54 Конвенции 1982 г. государство-архипелаг, не должно препятствовать архипелажному проходу по морским коридорам и надлежит соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства по коридору или пролета над ним. Кроме того, архипелажный проход по морским коридорам не допускается приостанавливать ни под каким предлогом.

Государство-архипелаг может принимать законы и правила, касающиеся предотвращения загрязнения и охраны морской среды в архипелажных водах. Если иностранное судно (за исключением военных и правительственных кораблей) совершило нарушение природоохранных норм, вызвавшее или грозящее вызвать тяжелый ущерб морской среде, государство-архипелаг в силу статьи 233 может принять надлежащие меры по обеспечению выполнения соответствующих законов и правил.

Похожие записи

Внутренние воды — это часть территории государства, включающая реки, озера, каналы, водную территорию морских

Континентальный шельф — это участок морского дна и недр за пределами территориального моря прибрежного

Внутренние воды

Внутренние воды — это часть территории государства, включающая реки, озера, каналы, водную территорию морских портов, внутренние моря, морские заливы, исторические заливы, а также морские пространства (за исключением архипелажных вод), расположенные в сторону суши от исходной линии территориального моря, на которые распространяется суверенитет государства. Термин «внутренние воды» получил свое определение на сравнительно позднем этапе развития международного морского права и только после Второй мировой войны стал общепринятым в международном юридическом лексиконе.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS) определяют внутренние воды как «воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря». Однако в соответствии с Часть IV UNCLOS для внутренних вод государств-архипелагов предусматривается специальный правовой режим архипелажных вод. Кроме того, ст. 8 (2) UNCLOS гласит, что в районах, которые включаются во внутренние воды только в следствии использования метода прямых исходных линий, право мирного прохода продолжает действовать.

Международно-правовой статус внутренних вод

Правовой режим внутренних вод и отчасти пересекающийся с ним режим исторических вод являются единственными режимами морского права, которые регулируются исключительно нормами международного обычного права. Оба режима намеренно не были включены ни в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, ни в Конвенцию ООН по морскому праву. Более того, не проводилось никаких официальных исследований относительно правового режима внутренних вод. Тем не менее, как важная часть режима внутренних вод, режим исторических вод и режим исторических заливов были проанализированы в двух исследованиях, подготовленных Секретариатом ООН в 1957 и 1962 гг. (Док. ООН A/CONF.13/1 «Исторические заливы» и Док. ООН A/CN.4/143 «Правовой режим исторических вод, включая исторические заливы»).

Границы внутренних вод

Внешними границами внутренних вод являются исходные линии, от которых отмеряется территориальное море. Следовательно, внутренние воды ограничены территориальным морем прибрежного государства. Исключение составляют государства-архипелаги, которые могут проводить линии, ограничивающие их внутренние воды через устья рек, заливов и портов только в пределах своих архипелажных вод. В этом случае внутренние воды ограничиваются архипелажными водами, а не территориальным морем.

Вопрос о делимитации внешних границ внутренних вод между государствами со смежными или противолежащими побережьями частично рассматривался на Конференции по кодификации Лиги Наций (1930 г.) в контексте обсуждения проблем делимитации территориального моря. В случае существующих государств делимитация водных районов между сопредельными государствами должна осуществляться с учетом исторических обстоятельств. В случае новых государств или изменения границы между прибрежными государствами в качестве ориентира следует использовать местные географические условия, которые привели к необходимости пересмотра границы.

Юрисдикция прибрежного государства над иностранными судами, находящимися в пределах внутренних вод

Из числа наиболее важных вопросов, относящихся к правовому режиму внутренних вод государства, безусловно, следует выделить вопросы юрисдикции. В международном морском праве под юрисдикцией государства следует понимать совокупность правомочий судебных и исполнительных органов государства решать правовые вопросы, связанные с деятельностью иностранных судов.

Уголовная юрисдикция

Власти прибрежного государства могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении совершенных на борту иностранного частновладельческого судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, преступлений его экипажем и пассажирами. В то же время сложилась нашедшая отражение в международных обычаях и договорах практика, согласно которой в ряде случаев преступления, совершенные на борту судна, находящегося в порту иностранного государства не подлежат уголовной юрисдикции прибрежного государства. Обычно это касается случаев, когда:

  1. преступление затрагивает лишь иностранное судно и его экипаж, то есть, оно не было совершено гражданином или против гражданина прибрежного государства или третьего государства;
  2. преступление не нарушает общественное спокойствие, общественный порядок в прибрежном государстве или его безопасность;
  3. последствия преступления не распространяются на территорию прибрежного государства;
  4. преступление, совершенное на борту судна, не является тяжким преступлением по законам прибрежного государства;
  5. преступление не подпадает под международные договоры по борьбе с преступностью, предусматривающие обязанность прибрежного государства принимать уголовные меры в отношении лиц, находящихся на борту судна и совершивших конкретные преступления.

Указанные обстоятельства не затрагивают прав местных властей осуществлять меры, относящиеся к пресечению торговли наркотиками, обеспечению безопасности судов и портов, охране человеческой жизни, сохранности грузов и пребыванию иностранцев.

Вне зависимости от указанных случаев государство порта осуществляет уголовную юрисдикцию, если получена просьба со стороны капитана иностранного судна или главы дипломатического представительства или консульского учреждения принять меры в отношении лиц, совершивших преступления на борту этого судна.

Иностранные военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, находясь в порту или внутренних водах прибрежного государства, в силу присущего им иммунитета (см. ст. 32 UNCLOS) не подпадают под действие уголовной юрисдикции этого государства. Случаи совершения членами их экипажей правонарушений, затрагивающих интересы прибрежного государства, могут стать предметом международного разбирательства.

Гражданская юрисдикция

Прибрежное государство, как правило, не вмешивается в вопросы внутреннего распорядка, в гражданские и трудовые конфликты между членами экипажа, возникающие в связи с их службой на судах. Что касается гражданской юрисдикции в отношении требований, предъявляемых по различным гражданско-правовым основаниям (например, требований, связанных с возмещением ущерба в связи со столкновением судов, повреждением портовых сооружений, причинением личного вреда, спасанием, ненадлежащим ис­полнением договорных обязательств), то судебные власти прибрежного государства имеют право рассматривать и выносить решения в отношении иностранных судов, находящихся в его внутренних водах, если стороны не договорились об ином. Разница в подходах может быть обусловлена лишь различиями в толковании и применении доктрины иммунитета судов, принадлежащих государству и используемых в некоммерческих целях.

Административная юрисдикция

Административная юрисдикция проявляется в праве расследования и рассмотрения дел, связанных с нарушением административных правил и предписаний властей прибережного государства, а в необходимых случаях – применении предусмотренных действующим законодательством юридических санкций. В этой связи портовые власти могут задержать выход судна из порта, если капитан допустил нарушение пограничных, таможенных, фискальных (налоговых), санитарных, иммиграционных, навигационных или иных действующих в порту правил или если судно находится в технически неисправном состоянии, угрожающем безопасности человеческой жизни на море или серьезным загрязнением морской среды.

Отличительная особенность административной юрисдикции состоит в том, что она применяется ко всем без исключения морским судам – государственным и частновладельческим. При заключении двусторонних морских соглашений, в которых предусматриваются определенные изъятия из уголовной и гражданской юрисдикции, специально оговаривается, что эти изъятия не затрагивают прав местных властей в сфере применения таможенного и санитарного законодательства и соответствующих правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов и охране человеческой жизни на море.

Правовой режим морских портов

Правовой режим морских портов как составной части внутренних морских вод прибрежного государства определяется его национальным законодательством. Каждое государство вправе самостоятельно принимать решение об открытии тех или иных своих портов для захода иностранных судов. Вместе с тем современная практика свидетельствует о том, что в интересах развития экономики и поддержания торговых связей с другими государствами прибрежные государства держат свои порты открытыми для международного судоходства. Сегодня не существует каких-либо универсальных международных договоров, предусматривающих такую обязанность для государств. Это один из немногих древних международно-правовых обычаев, сохранившихся в настоящее время и который можно считать общепризнанным.

Вопрос о праве захода судов в иностранные порты рассматривался в течение нескольких столетий. В средневековой практике можно отыскать подтверждение широко распространенной свободы захода судов в порты, это право оговаривалось и в некоторых заключаемых в то время договорах.

В конце XIX в. начинают предприниматься усилия к тому, чтобы подвергнуть заход судов в порты международно-правовой регламентации. Институт международного права разработал проект о режиме судов в иностранных портах, который был одобрен на Гаагской сессии института в 1898 г. Согласно этому проекту заход в порты «предполагается свободным», т. е. при отсутствии прямого указания на то, что порт является закрытым, иностранное торговое судно может считать его открытым для захода.

Стремление создать единый режим портов, открытых для иностранных судов, привело к заключению в 1923 г. (г. Женева) рядом государств Конвенции и Статута о международном режиме морских портов. Принцип этого статута заключается в установлении режима одинакового для национальных и иностранных судов.

Следует отметить, что до настоящего времени нет единого мнения по праву захода судов в морские порты. Иностранным невоенным судам, как правило, разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в специально издаваемых «Извещениях мореплавателям».

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению (исключение составляют случаи, когда они совершают вынужденный заход в результате стихийного бедствия или аварии, а также, если на военном корабле находится глава иностранного государства или правительства). При этом может ограничиваться срок визита, оговариваться количество и класс кораблей, допускаемых в порты. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов.

Право вынужденного захода

Любое судно, терпящее бедствие, имеет право на так называемый вынужденный заход, то есть фактически не получая формального разрешения, зайти в любой иностранный порт. Как отметил выдающийся английский юрист-международник Д. Коломбос: «ни один из портов не может быть когда-либо закрыт для иностранных судов, ищущих убежища от бури или вынужденных к заходу по причине бедствия».

В соответствии с общепризнанной международной практикой и законодательством многих прибрежных государств частновладельческие суда, военные корабли и государственные суда могут заходить в иностранные порты без предварительного разрешения при следующих чрезвычайных обстоятельствах:

  • аварии, стихийном бедствии или сильном шторме, угрожающем безопасности судна или корабля;
  • ледоходе или ледовых условий, угрожающих безопасности судна или корабля;
  • буксировке поврежденного судна или корабля;
  • доставке спасенных людей;
  • при необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру.

В то же время, даже в условиях действительного бедствия право вынужденного захода нельзя считать абсолютным. Необходимо учитывать, что бедственное состояние судна может причинить серьезный ущерб в порту, где такое судно ищет убежище (например, если на его борту имеется опасный груз).

В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным кораблям и судам с ядерными энергетическими установками или судам, перевозящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут нанести ущерб стране предполагаемого захода, ее населению, природным ресурсам и окружающей среде, значительно больший, чем ущерб, угрожающий аварийному кораблю или судну.

Литература

  • Гуреев С. А. Международное морское право: учеб, пособие / С. А. Гуреев, И. В. Зенкин, Г. Г. Иванов; отв. ред. С. А. Гуреев. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011.
  • Гуцуляк В.В. Международно-правовой режим внутренних вод государства: дисс. … канд. юрид. наук. М., 2014.
  • Петров О.Ю. Некоторые особенности международно-правовой регламентации военного мореплавания в территориальных водах и при заходе военного корабля (судна) в порт иностранного государства // Право в вооруженных силах, 2016, № 9-10.
  • Ромашев Ю. С., Фетищев Д. В. Юрисдикция государств в правоохранительной сфере. Монография. — М.: Научная книга, 2009.
  • Yoshifumi T. The International Law of the Sea. — Cambridge: Cambridge University Press, 2012.

Похожие записи

Континентальный шельф — это участок морского дна и недр за пределами территориального моря прибрежного

Государство-архипелаг в соответствии с частью IV Конвенции ООН по морскому праву означает государство, полностью


В 60-х гг. XX в. появилось довольно большое количество государств-архипелагов (Индонезия, Фиджи, острова Зеленого мыса, Багамские острова, Филиппины и др.). Территории этих государств полностью состоят только из островов. Конвенция по морскому прав> 1982 г. ввела в международный оборот новое понятие — архипелажные воды, режим которых применим только к водам государств-архипелагов; и неприменим к водам архипелагов или островов, являющихся частью территории прибрежного государства.

Режим архипелажных вод, установленный в Конвенции, прежде его направлен на решение проблемы международного судоходства через проливы, которые находятся в пределах архипелажных вод.

Архипелажные воды ограничены прямыми исходными архипелажными линиями, которые соединяют наиболее выступающие в море точки самых удаленных островов и рифов архипелагов. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипелага и превы­шать определенную в Конвенции длину. От этих линий производится отсчет ширины территориального моря, вод прилежащей зоны и т.д. Длина исходных линий не должна превышать 100 морских миль; 3% их общего количества могут иметь длину 125 морских миль.

Соотношение между площадью воды и площадью суши должно со­ставлять от 1:1 до 9:1, поэтому не все государства, целиком состоящие из островов, считаются государствами-архипелагами. Например, тер­ритория Японии состоит из почти 4 тыс. островов, но Япония — это островное государство, а не государство-архипелаг (как и Великобри­тания, Исландия, Мадагаскар и т.п.).

Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипе­лажные воды, воздушное пространство над ними, их дно, недра и ре­сурсы. Суверенитет осуществляется на условиях, предусмотренных в Конвенции 1982 г.

В Конвенции установлены два вида прохода иностранных судов через архипелажные воды — мирный и архипелажный. Правом мир­ного прохода пользуются суда всех без исключения стран. Мирный проход через архипелажные воды осуществляется на условиях, опре­деленных для мирного прохода через территориальное море (ст. 52). Право архипелажного прохода применяется к находящимся в архипелажных водах морским путям, используемым для международного судоходства (ст. 53).

Архипелажный проход через воды и проливы государства-архипелага обеспечивает интересы международного судоходства и должен осу­ществляться с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной эконо­мической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Для архипелажного прохода через свои воды и проливы государство-архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры шириной до 50 морских миль. Эти коридоры пересекают архипелажные воды и включают в себя все обычные морские пути, используемые для международного судоходства и полетов над ними. Такие пути включают в себя все обычные судоходные фарватеры.

Если государство-архипелаг не установило морских и воздушных коридоров, право архипелажного прохода осуществляется по путям обычно используемым для международного судоходства.

К режиму архипелажного прохода mutatis mutandis (с учетом необходимых различий) применяются постановления, относящиеся к тран­зитному проходу через проливы, используемые для судоходства. Эти постановления определяют обязанности судов, осуществляющих про­ход, и государств, граничащих с проливами, включая их обязанность не препятствовать транзитному проходу и не допускать его остановки.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: