Адвокат добивался чтобы его подзащитного обелили как правильно

Обновлено: 10.08.2022

Материал характеризует лексические нормы русского языка, представляет систему упражнений, способствующих формированию правильности речи.

ВложениеРазмер
Лексические нормы русского языка 123 КБ
Лексические нормы русского языка 68 КБ

Предварительный просмотр:

Л Е К С И Ч Е С К И Е
Н О Р М Ы
РУССКОГО ЯЗЫКА

Важнейшим признаком литературного языка считается нормативность, которая проявляет-
ся в его как письменной, так и устной форме.
Языковые нормы отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основ- ным источникам языковой нормы относятся произведения писателей-классиков и совре- менных писателей, средства массовой инфор- мации, общепринятое современное употреб- ление.
Нормы помогают литературному языку со-
хранять свою целостность и общепонятность.
Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессио-
льных жаргонов, просторечия. Это позволяет
литературному языку выполнять одну из сво-
их функций – культурную.

Лексические нормы требуют правильного
выбора слова и уместного его употребления
в общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях.
Соблюдение лексических норм достигаются
в результате:
1) понимания лексического значения слова и
употребления слова в соответствии с данным
значением;
2) знания лексической сочетаемости слов;
3) учёта многозначности либо омонимии слов;
4) учёта расслоения лексики на:
- общеупотребительную и сферы ограничен-
ного употребления;
- активно употребляемую и пассивный словар-
ный запас;
- нейтральную и стилистически окрашенную.
Лексическими нормами невозможно овладеть за несколько занятий. Необходимо постоянно обогащать свой словарный запас, системати-
чески обращаться к словарям и справочникам, стремиться изъясняться в соответствии с нор-
мами русского литературного языка не только
в официальной, но и в неофициальной обста-
новке.
При нарушении лексических норм возникают
речевые ошибки.

Основные речевые ошибки, обусловлен-
ные нарушением лексических норм

1. 1.Употребление
слова в несвой- ственном ему значении

2. 2.Нарушение
лексической со-
четаемости слова

3. 3.Смешение
паронимов

4. 4.Употребле-
ние многознач-
ных слов или омонимов,при-
водящее к дву-
смысленности
высказывания

5. 5.Неудачный
выбор одного из синонимов

6. 6.Употребле-
ние лишнего слова
(речевая избы-
точность)

7. Пропуск
необходимого слова, приводя-
щий к искаже-
нию мысли

8. 8.Неуместное повторение од- них и тех же либо одноко-
ренных слов

    9.Неуместное
    употребление
    диалектной,
    просторечной
    лексики

11.Двусмыс-
ленность выска
зывания при неудачном использовании
местоимений

Вс Всю четвёр-
тую декаду апреля было холодно.

У У Ирины карие воло-
сы и зелёные глаза.

В В ёлочном
лесу зелёнки обычно
не растут.

На олимпи-
аде по рус-
скому языку я потерял оч-
ки из-за невнима-
тельноти.

Ад Адвокат
добивался,
чтобы его подзащит
ного обели-
ли.


Моя бабушка любит народный
фольклор.

В читальный зал в одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова « Ионыч » рассказыва-
ется об Ионыче.

Своевремен-
ная и качест-венная про-
полка бура-
ков способ-
ствует хоро- шему уро-
жаю.

Пётр Первый снял пиджак,
засучил рукава и принялся за работу.

Профессор
сказал ассис-
тенту, что его
предположе-ние оказа-
лось правиль
ным.

Вс Всю послед-нюю декаду апреля было холодно.

У У Ирины каштановые волосы и зелёные
глаза.

В еловом лесу зелёнки обычно не растут.

На олимпиа-де по русско-
му языку я потерял баллы из-за невниматель-ности.

Ад Адвокат добивался,
чтобы его подзащитного
оправдали.


Моя бабушка
любит фольклор.
(фольклор – «народное творчество»)

В читальный зал в верх-ней одежде не входить!

В рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
говорится-
(повествует –
ся, идёт речь) о враче…

Своевремен-
ная и качест- венная про-
полка свёклы
способствует хорошему урожаю.

Слово пид-
жак появи-
лось в рус-
ком языке только в 19в.

Профессор
сказал, что
предположе-
ние ассис-
тента оказа-
лось пра-
вильным.

1. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.

  1. Этот фильм — настоящий бестселлер.
    2.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
    3.Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.

4.Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное житель-
ство.

2. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.
Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины:
быстро выздоровел благодаря правильному
лечению.

  1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.
  2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.

3.Благодаря дождливому июню и жаркому
июлю, черника была крупная и сладкая.

4.Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».

5.Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.

3. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:

4. Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

5. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.

  1. Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
  1. Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
  2. Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
  1. В документах допускаются различные ошибки.
  2. Мы внимательно прослушали рекомен- дации врача.

6. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.

  1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
  2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

7. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходимо, данное слово синонимами.
1. Вот мы и дома, — сказал Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.

  1. Поесть действительно не худо, — сказал, потягиваясь, Базаров.
    2. -Нигилист, — сказал Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который. ничего не признает?
  2. Скажи: который ничего не уважает, — сказал Павел Петрович.
  3. Который ко всему относится с критической точки зрения, — сказал Аркадий.

8. Подчеркните предложения, в которых
наблюдается речевая избыточность.

  1. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. — Я подпрыгнул и сорвал вишню.
  2. Заверни детали в промасленную маслом бумагу. — Заверни детали в промасленную бумагу.
  3. От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. — От стыда парнишка опустил голову и молчал.
  4. Сергей настоящий меломан пения и музыки. — Сергей настоящий меломан.
  5. Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. — Врач обнаружил нарушение моторики желудка.

9 . Подчеркните неуместно употреблён- ные однокоренные слова, замените их сино- нимами.

В результате нарушения лексических и фразео­логических норм возникают различные речевые ошибки. Наиболее частотными из них являются:

1) употребление слова в несвойственном ему зна­чении: 1. Всю четвертую декаду апреля было холод­но. (Правильно: Всю последнюю декаду апреля было холодно. Слово декада имеет значение 'десять дней'.) 2.Через день состоится торжественная церемония вступления нового президента страны в долж­ность, этот импичмент будут транслировать в прямом эфире. (Правильно: Через день состоится торжественная церемония вступления нового пре­зидента страны в должность, эту инаугурацию бу­дут транслировать в прямом эфире. Торжественная церемония вступления нового президента страны в должность называется инаугурацией', слово импич­мент имеет значение 'процедура привлечения к су­ду высших должностных лиц государства');

2) нарушение лексической сочетаемости слов: 1. У Ирины карие волосы и зеленые глаза. (Правильно: У Ирины каштановые волосы и зеленые глаза. При­лагательное карий имеет значение 'темно-коричне­вый', но при описании внешности человека сочета­ется только со словом глаза.) 2. Мы успешно осуще­ствили эту проблему. (Правильно: Мы успешно ре­шили эту проблему. Глагол осуществить не сочетается со словом проблема.);

3) употребление многозначных слов или омони­мов (омоформ, омофонов), приводящее к двусмыс­ленности высказывания: 1. Я прослушал совет ма­мы. (Двусмысленность: то ли выслушал, то ли слу­шал плохо и не воспринял. Правильно: Я выслушал совет мамы.) 2. На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности. (Двусмыс­ленность: очки — баллы или оптический прибор? Правильно: На олимпиаде по русскому языку я по­терял баллы из-за невнимательности);

4) смешение паронимов: 1. В ёлочном лесу зелен­ки обычно не растут. (Правильно: В еловом лесу зе­ленки обычно не растут. Ёлочный— относящийся к ёлке, срубленной и украшенной к празднику: ёлоч­ные игрушки, ёлочные гирлянды. Еловый – 1) отно­сящийся к ели, состоящий из елей: еловая ветка, еловый лес; 2) сделанный из ели: еловый стол.) 2. Я внимательно ознакомился с жилым кодексом. (Пра­вильно: Я внимательно ознакомился с жилищным кодексом. Жилой – предназначенный, приспособ­ленный для жилья; обитаемый, такой, в котором жи­вут люди: жилая площадь, жилой дом. Жилищный
относящийся к строительству, благоустройству, экс­плуатации жилья: жилищный кодекс, жилищные условия);

5) неудачный выбор одного из синонимов: 1. В этом тексте употреблено очень много загранич­ных слов. (Правильно: В этом тексте употреб­лено очень много иноязычных (либо: заимствован­ных) слов.) 2. Адвокат добивался, чтобы его под­защитного обелили. (Правильно: Адвокат доби­вался, чтобы его подзащитного оправдали. Глаголы обелить и оправдать являются синони­мами, однако слово обелить имеет разговорную

6) употребление лишнего слова (избыточность вы­сказывания): 1. Моя бабушка любит народный фольклор. (Правильно: Моя бабушка любит фольк­лор. Существительное фольклор имеет значение 'на­родное творчество', поэтому в сочетании народный

фольклор слово народный является лишним.) 2. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. (Правильно:Я подпрыгнул и сорвал вишню. Подпрыгнуть — сде­лать прыжок вверх);

7) пропуск необходимого слова, приводящий к ис­кажению мысли или подмене понятий (речевая не­достаточность): 1. В читальный зал в одежде не вхо­дить! (Правильно: В читальный зал в верхней оде­жде не входить!) 2. На выставке экспонировались художники из Беларуси, России, Украины. (Пра­вильно: На выставке экспонировались картины ху­дожников из Беларуси, России, Украины.);

8) неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов: 1. В рассказе А. П. Чехова «Ио­ныч» рассказывается об Ионыче. (Правильно: В рас­сказе А. П. Чехова «Ионыч» говорится (повествует­ся, идет речь) о враче. ); 2. Составив предложение, ученики определяют, что слово «большой» являет­ся определением, то есть определяют синтаксиче­скую роль слова. (Правильно: Составив предложе­ние, ученики отмечают, что прилагательное «боль­шой» является определением, то есть характери­зуют синтаксическую роль слова.);

9) неуместное употребление диалектной, жаргон­ной лексики: 1. Своевременная и качественная про­полка бураков будет способствовать хорошему уро­жаю. (Русское диалектное слово бурак необходимо заменить литературным синонимом свёкла.) 2. Ра­счет за продукцию может производиться как в рос­сийских рублях, так и в баксах. (Жаргонное слово баксы необходимо заменить литературным синони­мом доллары.);

10) смешение лексики разных исторических эпох: 1. Петр I снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. (Слово пиджак появилось в русском языке только в XIX веке.) 2. События 1212 года заста­вили всех мужчин взять в руки ружье. (Ружье было изобретено в XIVвеке);

11) употребление фразеологизмов в несвойствен­ном им значении: Его лицо было бледное, с красны­ми аллергическими пятнамиодним словом, кровь с молоком. (Фразеологизм кровь с молоком имеет зна­чения: 1) здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица (о человеке); 2) свежее, румяное (о лице));

12) нарушение устойчивости фразеологизма: Ива­нов и Петров – одного поля птицы. (Правильно: Иванов и Петров одного поля ягоды),

13) смешение синонимичных фразеологизмов: Нечего всех стричь на один аршин. (Правильно: 1. Нечего всех стричь под одну гребенку. 2. Нечего всех на один аршин мерить. Синонимичные фразео­логизмы: мерить на один аршин (т. е. подходить ко всем одинаково, без различий) и стричь под одну гре­бенку (т. е. уравнивать всех в каком-либо отноше­нии, не учитывать различий между кем-либо.)

Поиск речевой ошибки в предложении часто ставит в затруднительное положение учащихся. Вроде бы все правильно, все понятно. Именно "ПОНЯТНО" является причиной того, что ошибка "прячется". Например: Мы успешно осуще­ствили эту проблему . Понятно, что осуществили какие-то действия и проблемы не стало. Но проблему нельзя осуществить, ее можно и нужно решать.

Ниже привожу примеры распространенных речевых ошибок и их исправлений.

1) употребление слова в несвойственном ему зна­чении:
Всю четвертую декаду апреля было холод­но.
Правильно: Всю последнюю декаду апреля было холодно.
Слово декада имеет значение 'десять дней'
Через день состоится торжественная церемония вступления нового президента страны в долж­ность, этот импичмент будут транслировать в прямом эфире.
Правильно: Через день состоится торжественная церемония вступления нового пре­зидента страны в должность, эту инаугурацию бу­дут транслировать в прямом эфире.
Торжественная церемония вступления нового президента страны в должность называется инаугурацией', слово импич­мент имеет значение 'процедура привлечения к су­ду высших должностных лиц государства'
2) нарушение лексической сочетаемости слов:
У Ирины карие волосы и зеленые глаза.
Правильно: У Ирины каштановые волосы и зеленые глаза.
При­лагательное карий имеет значение 'темно-коричне­вый', но при описании внешности человека сочета­ется только со словом глаза
Мы успешно осуще­ствили эту проблему .
Правильно: Мы успешно решили эту проблему .
Глагол осуществить не сочетается со словом проблема
3) употребление многозначных слов или омони­мов (омоформ, омофонов), приводящее к двусмыс­ленности высказывания:
Я прослушал совет мамы. (Двусмысленность)
Правильно: Я выслушал совет мамы.
На олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности .
Правильно: На олимпиаде по русскому языку я по­терял баллы из-за невнимательности.
4) смешение паронимов:
В ёлочном лесу зелен­ки обычно не растут.
Правильно: В еловом лесу зе­ленки обычно не растут.
Ёлочный— относящийся к ёлке, срубленной и украшенной к празднику: ёлоч­ные игрушки, ёлочные гирлянды. Еловый – 1) отно­сящийся к ели, состоящий из елей: еловая ветка, еловый лес; 2) сделанный из ели: еловый стол.
Я внимательно ознакомился с жилым кодексом.
Пра­вильно: Я внимательно ознакомился с жилищным кодексом.
Жилой – предназначенный, приспособ­ленный для жилья; обитаемый, такой, в котором жи­вут люди: жилая площадь, жилой дом. Жилищный – относящийся к строительству, благоустройству, экс­плуатации жилья: жилищный кодекс, жилищные условия
5) неудачный выбор одного из синонимов:
В этом тексте употреблено очень много загранич­ных слов.
Правильно: В этом тексте употреб­лено очень много иноязычных слов.
Адвокат добивался, чтобы его под­защитного обелили
Правильно: Адвокат добивался, чтобы его подзащитного оправдали.
Глагол обелить имеет разговорную окраску
6) употребление лишнего слова (избыточность вы­сказывания):
Моя бабушка любит народный фольклор.
Правильно : Моя бабушка любит фольк­лор.
В сочетании народный фольклор слово народный является лишним.
2. Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню.
Правильно: Я подпрыгнул и сорвал вишню.
Подпрыгнуть — сде­лать прыжок вверх
7) пропуск необходимого слова, приводящий к ис­кажению мысли или подмене понятий (речевая не­достаточность)
В читальный зал в одежде не входить!
Правильно: В читальный зал в верхней оде­жде не входить!
На выставке экспонировались художники из Беларуси, России, Украины
Пра­вильно: На выставке экспонировались картины ху­дожников из Беларуси, России, Украины.
8) неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов:
В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» рассказывается об Ионыче.
Правильно: В рас­сказе А. П. Чехова «Ионыч» говорится о враче.
Составив предложение, ученики определяют, что слово «большой» являет­ся определением, то есть определяют синтаксиче­скую роль слова.
Правильно: Составив предложе­ние, ученики отмечают, что прилагательное «боль­шой» является определением, то есть характери­зуют синтаксическую роль слова.
9) неуместное употребление диалектной, жаргон­ной лексики:
Своевременная и качественная прополка бураков будет способствовать хорошему уро­жаю.
Своевременная и качественная прополка свёклы будет способствовать хорошему уро­жаю.
Ра­счет за продукцию может производиться как в рос­сийских рублях, так и в баксах.
Ра­счет за продукцию может производиться как в рос­сийских рублях, так и в долларах.
10) смешение лексики разных исторических эпох:
Петр I снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу.
Слово пиджак появилось в русском языке только в XIX веке.
События 1212 года заста­вили всех мужчин взять в руки ружье.
Ружье было изобретено в XIVвеке
11) употребление фразеологизмов в несвойствен­ном им значении:
Его лицо было бледное, с красны­ми аллергическими пятнами — одним словом, кровь с молоком.
Фразеологизм кровь с молоком имеет зна­чения: 1) здоровый, цветущий, с хорошим цветом лица (о человеке
12) нарушение устойчивости фразеологизма:
Ива­нов и Петров – одного поля птицы.
Правильно: Иванов и Петров одного поля ягоды
13) смешение синонимичных фразеологизмов:
Нечего всех стричь на один аршин.
Правильно: 1. Нечего всех стричь под одну гребенку. (т. е. уравнивать всех в каком-либо отноше­нии)
Правильно: 2. Нечего всех на один аршин мерить. (т. е. подходить ко всем одинаково, без различий)

Речевые ошибки — неправильное, неуместное или бессмысленное использование слов, словосочетаний или устойчивых фраз.

Без знаний о речевых ошибках можно общаться, писать, работать, жить. Но, как говорится, «незнание не освобождает от ответственности». А за нашу речь несём ответственность только мы. И что о нас подумают, зависит от нас. Если говорить неправильно или допускать ошибки в речи или тексте, есть риск быть недопонятым, понятым превратно или показаться смешным и необразованным. От того, что говорим и как мы это говорим, может зависеть наш успех.

Лексические ошибки

1. Неправильное использование лексических групп

Неверное употребление омонимов или многозначных слов приводит к двусмысленности высказывания:

  • «Я просмотрел текст»: то ли не видел, то ли посмотрел.
  • «На соревнованиях из-за невнимательности я потерял очки »: баллы или оптический прибор?

Употребление синонима без учёта стилистической окраски может привести к речевой ошибке:

  • «Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили . Правильно: «адвокат добивался, чтобы его подзащитного оправдали». Глаголы «оправдать» и «обелить» — синонимы, но «обелить» относится к разговорному стилю .

Смешение паронимов приводит к искажению смысла:

  • «Я поднимаюсь по экскаватору ». Правильно: «я поднимаюсь по эскалатору ».
  • «Я почти всё съела, в кастрюле останки ». Правильно: «я почти всё съела, в кастрюле остатки ».

2. Нарушение сочетаемости слов

  • Семантическая сочетаемость — это способность слова вступать в сочетания с целыми классами слов, объединяемых общностью смысла. Например, глаголы мечтать, полагать, радоваться, смеяться, грустить описывают состояния человека . Они сочетаются со словами: мужчина, ребёнок, учитель и так далее. И не сочетаются со словами, обозначающими неодушевлённые предметы или животных. Лишь в художественной литературе шкаф может мечтать, а корова рассуждать.
  • Лексическая сочетаемость — это способность слов вступать в сочетания не с любым словом из какого-либо семантического класса, а только с некоторыми. Например, существует класс слов, объединяемых общим смыслом «множество», «совокупность»: стадо, табун, стая, рой, косяк. Не говорится косяк лошадей или табун рыб . Правильно: табун лошадей и косяк рыб .

Умышленное объединение не сочетаемых слов: живой труп , простое чудо — не ошибка. Это оксюморон — стилистический приём, который обогащает и усиливает эмоциональность художественной речи.

3. Нарушение смыслового согласования

  • «Я попросила закрыть приоткрытое настежь окно», — речевая ошибка, потому что окно не может быть и приоткрыто (открыто немного), и настежь (широко распахнуто) одновременно.

4. Некорректное употребление местоимений

  • «Она достала из сумки книгу и положила её на стол». Из данного предложения не ясно: положила она на стол книгу или сумку.
  • «Я увидела девушку с красивой причёской. Она привлекла моё внимание». Привлекла внимание причёска или девушка — не понятно.

Стилистические ошибки

Плеоназм — словосочетание с избыточным смыслом, выражение мысли с помощью равнозначных слов. Часто эта ошибка возникает из-за незнания определения слова или невнимательности. Если научиться находить плеоназмы, то можно сокращать текст без потери смысла.

  • Взобраться вверх по дереву: слово «взобраться» означает «лезть вверх». Правильно было бы написать «взобраться по дереву».
  • Была внесена предварительная предоплата . Правильно: «была внесена предоплата».

Плеоназм — не всегда ошибка. В художественной литературе его используют для усиления: «мы должны дойти до конца и спасти принцессу». А некоторые плеоназмы прочно закрепились в нашей речи: «май месяц».

Тавтология — повторение одних и тех же или близких по смыслу слов. В отличие от плеоназма, тавтологию не используют намеренно, ведь повторение происходит без какой-либо цели, от безграмотности.

  • Мы решили решить .
  • Организаторы мероприятияорганизовали данное мероприятие .
  • Желаю долгой жизни и долголетия .

Можно сказать, что тавтология — это излишний плеоназм. Иногда тавтология закреп­ля­ет­ся во фразео­ло­гизмах: «масло масляное», «из уст в уста», «кидаться из крайности в крайность».

Клише — готовые речевые обороты, которые употребляются в письменной речи, реже в устной. Они тормозят процесс чтения и, как и штампы, делают речь или текст неинформативной.

  • « Встреча прошла на высшем уровне ».
  • «У нас взаимовыгодное сотрудничество , ведь у нас высокий профессиональный уровень . Вы будете приятно удивлены , у нас гарантированный результат ».

Штампы — словосочетания, которые не несут никакой смысловой нагрузки и являются приевшимися, то есть, они утратили свою индивидуальность. Уникальные и красивые словосочетание превращаются в штампы, когда массы начинают их бездумно вставлять в каждое предложение. Часто штамп состоит из нескольких слов, которые можно заменить на одно без потери смысла.

  • «На текущий момент всё хорошо». Можно заменить: «Сейчас всё хорошо».

Канцеляризмы — слова, словосочетания и выражения, которые используются в официально-деловом стиле. Применение канцеляризмов в других стилях — речевая ошибка.

  • Забей и не парься, мы точно с тобой попадём в этот лагерь! Туда берут детей независимо от их расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и имущественного положения.

Фразеологические ошибки

Возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении.

  • Пропуск слова: «А ему хоть бы что, как об стенку ». Правильно: «как об стенку горох».
  • Замена слова: «Он несётся сломя ногу ». Правильно: «сломя голову».
  • Объединение фразеологизмов: «Он всё делает сложив руки ». Фразеологизмы: «спустя рукава» и «сложа руки».
  • Употребление в неверном значении: «Обсудим теорию от корки до корки ». Можно прочесть что-либо от корки до корки, но не обсудить.
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля ».
  • Изменение порядка слов: «Уж я то смогу взять за рога быка ». Правильно: «взять быка за рога».
  • Нарушение грамматической устойчивости: изменения формы прилагательного, числа, падежа, времени или наклонения глагола и так далее. «Мать держала меня в ежовой рукавице ». Правильно: «в ежовых рукавицах».

Склонность употреблять лишние слова, бессмысленные словосочетания или устоявшиеся фразы — не ужасна, ведь кажется, что они усиливают, уточняют или смягчают сказанное. Но текст станет проще для понимания, информативнее и яснее, если проанализировать написанное и убрать речевые ошибки.

Если хотите, чтобы текст был сильным, понятным и честным, необходимо стремиться к тому, чтобы изложить максимум информации при минимуме слов.

Лексическими нормами считаются нормы употребления слов в соответствии с их значениями, уместное употребление слов, правильный выбор слова в зависимости от ситуации общения и т.д. В речи довольно часто можно встретиться с ошибками, относящихся к этому типу. (Исправьте данные выражения). Ошибка: Он записал песни коренных аборигенов Севера. Использование неудачных неологизмов(неправильно образованныхслов).Этот вид ошибки связан и с нарушением словообразовательных норм, напр.: Наш амбар ограбили, хотя он был.

Услуга Цена
Первичная юридическая консультация онлайн Бесплатно
Первичная юридическая консультация по телефону Бесплатно
Личная (устная) юридическая консультация от 500 руб
Письменная юридическая консультация от 1000 руб
Правовое заключение от 3000 руб
Правовая экспертиза документа от 1000 руб
Составление дополнительного соглашения к договору от 1000 руб
Составление протокола разногласий от 2000 руб
Составление приложения к договору от 500 руб
Составление индивидуального договора от 4000 руб
Составление различных соглашений от 2000 руб
Составление претензий от 2000 руб
Составление заявлений от 2000 руб
Участие в переговорах со стороны Клиента от 1000 руб
Ответ на претензию от 2000 руб
Составление соглашений от 2000 руб
Составление искового заявления от 4000 руб
Составление возражения на исковое заявление от 3000 руб
Оценка перспективы судебного разрешения спора от 1500 руб
Ознакомление с материалами дела в суде от 2000 руб
Подача процессуальных документов в суд от 1000 руб
Полное ведение дела в суде в первой инстанции от 15000 руб
Представительство в суде второй инстанции от 7000 руб
Полное ведение дела в суде второй инстанции от 12000 руб
Составление претензии в страховую компанию от 3000 руб
Составление административного искового заявления от 4000 руб
Определение границ земельного участка от 20000 руб
Иные судебные земельные дела и споры от 20000 руб
Составление претензии к работодателю от 3000 руб
Увеличение размера алиментов от 15000 руб
Определение порядка общения с ребенком от 20000 руб
Установление отцовства от 25000 руб
Заказ несрочной выписки из ЕГРИП от 1500 руб
Сбор доказательств и документов от 2000 руб

Чтобы было проще определить, где речевая ошибка, а где нет, прочтите сегодняшний материал. «Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили. Правильно: «адвокат добивался, чтобы его. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали) *** Также возможно некорректное употребление антонимов и омонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. Правильно будет сказать: ОПРАВДАЛИ. Слово "обелить"имеет разговорную окраску.

Брэдли Мэннинг: "Я - женщина, прошу называть меня Челси!"

Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили. (Правильно: Адвокат добивался, чтобы его подзащитного оправдали. Глаголы обелить и. В тексте допущены речевые ошибки, предлагаем вам их сосчитать. Чтобы «Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили. и фразеологических норм возникают различные речевые ошибки. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили. Глаголы обелить и оправдать являются синонимами, однако слово обелить имеет разговорную​.

ТОП 20 ФИЛЬМОВ О "СУДЕБНЫХ ПРОЦЕССАХ"

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: