Звания судовых электромехаников распределение обязанностей

Обновлено: 25.04.2024

Одна из интересных должностей на судне это электромеханика, на судне заключается в том, что это относительно новая должность. В то время как на судах всегда были капитан и помощники, а также палубная команда, такие как матросы и боцмана, развитие электрического и электронного оборудования означало, что нужны специалисты которые будут обслуживать это.

Это означает, что в настоящее время существует потребность в электромеханике, что делает хорошим выбором карьеры в морской отрасли.

И поэтому это работа в море, которая подойдет тому, кто сильно интересуется электроникой и всем электрическим, а также жизнью на море!

Каковы обязанности и обязанности Электромеханика?

Обязанности электромеханика довольно широко распространены, хотя они очень сосредоточены на мониторинге и обслуживании электрооборудования на судне. Задачи, связанные с работой Электромеханика, в зависимости от типа судна (например, круизного судна или грузового судна) и работодателя, могут включать в себя следующие:

  • Обслуживание электрического и электронного оборудования на борту судна.
  • Обеспечение того, чтобы графики технического обслуживания были спланированы и тщательно соблюдались.
  • Устранение любых проблем с оборудованием или системами, находящимися под их опекой.
  • Диагностика неисправностей и потенциальных проблем и ремонт там, где это необходимо.

Итак, мы рассмотрели тот факт, что обязанности электромеханик заключаются в мониторинге, обслуживании и ремонте оборудования на судне, но что именно это влечет за собой и каким может быть это оборудование?

Ну, электромеханик нуждается в глубоком понимании всех электрических вещей, так как список довольно длинный!

С каким типом оборудования работает электромеханик?

От электронные систем связи, которые помогают судну безопасно перемещаться, до кондиционера, который обеспечивает прохладу и комфорт гостей и пассажиров, электромеханик , безусловно, держится в тонусе!

В любой день на море электромеханик может работать с:

  • Главная Распределительным Щитом
  • Системы Дистанционного управления главным двигателем
  • Системы радиосвязи
  • Вещательные и внутренние воздушные системы
  • IT-системы
  • Электронные навигационные средства, такие как эхолоты и системы автопилота
  • Приемники факсов погоды
  • Системы спутниковой связи
  • Системы телефонной связи и обратной связи
  • Радиолокационные системы
  • Навигационные огни
  • Холодильные системы
  • Аварийные выключатели
  • Системы пожарной сигнализации и обнаружения
  • Системы резервного копирования аккумуляторов

Учитывая широкий спектр оборудования и систем, с которыми работает ETO, они будут работать в разных областях судна, включая мост, двигатель и диспетчерские.

Все о судовом электромеханике

Роль электромеханика на корабле не менее ответственна, чем старшего механика или даже капитана. Этот специалист несёт ответственность за правильную техническую эксплуатацию и состояние электрооборудования судна, а также всех электросетей распределительных устройств, средств телефонной связи, источников аварийного питания и многих других электроприборов.


Особенности

Корабельный электромеханик является специалистом, имеющим навыки работы с электрическими системами разной степени сложности — в его задачи входит ремонт и техническое обслуживание подобных установок. В его ведении находятся:

  • генераторы с электродвижением, а также без электродвижения;
  • распределительные щитки;
  • аварийные установки электропитания с берега;
  • гребная электроустановка;
  • электомеханическая составляющая блоков управления и судовых постов;
  • электронные и электрические элементы всех вариантов сигнализации;
  • сети аккумуляции тока;
  • размагничивающие механизмы;
  • электроприводы машинно-котельного оборудования;
  • электрическая составляющая рулевой системы;
  • осветительные приборы;
  • бытовая техника;
  • электроизмерительное оборудование.

Корабельный электромеханик обеспечивает максимально безопасную и экономную эксплуатацию всех вышеперечисленных механизмов, отвечает за его поддержание в функциональном работоспособном техническом состоянии.



Обязанности

В соответствии с ЕТКС в обязанности электромеханика на водном транспорте входит:

  • поддержание функциональности электрических сетей, судовой электростанции электрических сетей, любых корабельных механизмов и устройств автоматизации контроля, а также приборов сигнализации и многих других электроприборов;
  • составление графика работы корабельного электронного оборудования и плана осуществления профилактического ремонта;
  • предъявление электрооборудования транспортного средства органам Ростехнадзора;
  • выполнение техобслуживания аппаратуры электронавигационных систем;
  • мониторинг состояния источников питания;
  • составление смет и заявок на покупку запчастей, их приёмка и учет;
  • ведение базовой технической документации, связанной с использованием корабельного оборудования;
  • организация заземления корпуса корабля при постановке его в док.

В своей деятельности корабельный электромеханик должен использовать нормативные документы, регламентирующие деятельность.

Кроме того, он руководствуется установленными актами об охране экологии и окружающей среды и защите труда, а также нормами и правилами техники безопасности на корабле.



Образование

В зависимости от квалификационной категории к образованию электромеханика на водном транспорте предъявляются разные требования. Судовой электромеханик 1 разряда должен иметь высшее образование по профильному направлению образовательной программы. Его опыт работы по профессии должен составлять не меньше 2 лет, приветствуются курсы переквалификации. Электромеханик 2 разряда должен иметь высшее образование без какого-либо требования к стажу работы. Электромеханик 3 разряда может иметь высшее либо неполное высшее образование. Каких-либо требований к стажу и иным знакам различия в данном случае не предусмотрено.

При получении профильного образования в рамках программ подготовки судовых электромехаников особое внимание уделяется изучению таких вопросов, как:

  • действующие нормативные акты, распоряжения и правила, связанные с особенностями эксплуатации и техобслуживания электрического оборудования на водном транспорте;
  • нормативные документы, определяющие компетенцию органов технадзора за судами и организацию судовой службы;
  • действующие положения международной морской организации и конвенций в части сохранности жизни людей на воде, а также предотвращения загрязнения окружающей среды с судов;
  • электроавтоматика;
  • особенности организации труда на водном транспорте и основы экономики;
  • аварийно-спасательная работа и правила оказания первой помощи на воде.


Где работает?

Специальность судового электромеханика в наши дни не столь востребована и распространена как еще несколько десятилетий назад, поскольку большинство современных кораблей уже практически не нуждаются в больших экипажах. Даже океанский супертанкер может управляться командой из 30-40 человек, практически все функции на корабле выполняет автоматика.

Тем не менее эти специалисты могут найти работу на танкерах и кораблях, которые плавают в морях и реках. Как и любая другая профессия, работа, связанная с обслуживанием электромеханических систем на корабле, имеет свои достоинства и недостатки.

К плюсам можно отнести:

  • конкурентоспособную зарплату, особенно если электромеханику посчастливилось устроиться на международный рейс;
  • полный социальный пакет и дополнительное страхование, включая медицинское;
  • льготы и доплаты за тяжелые условия работы.

Не обошлось и без недостатков. В первую очередь работа электромеханика физически тяжела, она требует внимательности и выносливости. Ну и, кроме того, в последние годы серьезной проблемой стала нестабильность заработка и отсутствие каких-либо карьерных перспектив.



Сколько зарабатывает?

На сегодняшний день практически все вакансии по направлению корабельной электромеханики предлагаются в приморских портах — в Санкт-Петербурге, Мурманске, Севастополе, Архангельске, а также на Сахалине и на Дальнем Востоке. Самым экономически выгодным вариантом для судового электрика будет возможность устроиться на работу на международный маршрут, это может долгое время обеспечить его занятостью и, соответственно, высоким окладом. Однако недостаток рейсов за границей состоит в том, что довольно часто они набирают команду разово, то есть после завершения контракта специалист вовсе не обязательно получает повторное предложение по работе.

В целом на сегодняшний день специалистам в этой сфере платят от 25 до 130 тыс. руб.

Все о судомеханиках

Судовой механик — это человек, занимающиеся эксплуатацией, а также техобслуживанием и ремонтом любого судового оборудования. На его плечи ложится обеспечение безопасности плавания. В нашем обзоре мы подробнее остановимся на должностных обязанностях судомеханика, особенностях получения профессии и перспективах карьеры этого специалиста.

Описание профессии

Механик на корабле относится к категории специалистов мореходства, основной задачей которых стала организация беспрерывного и безопасного функционирования всех технологических установок и механизмов на борту судов. Этот человек отвечает за бесперебойное, практичное обслуживание и последующий ремонт всей техники плавсредства. Основные задачи специалиста на этой позиции:

  • систематический контроль за всеми основными, а также вспомогательными механизмами, корабельным оборудованием и системами судовых машин, их техобслуживание;
  • проведение мелких ремонтных работ, устранение поломок, а также осуществление аварийных работ.


В своей деятельности механик скрупулёзно следует утверждённым трудовым инструкциям, он должен заполнять всю необходимую рабочую документацию. Если возникла аварийная ситуация, которая требует принятия незамедлительных мер безопасности, то судомеханик немедленно проводит действия, направленные на обеспечение безопасности плавсредства, а также сохранение жизней членов экипажа и пассажиров судна.

Рабочее место корабельного механика — это всё судно в целом и машинное отделение в частности. Условия работы неблагоприятные — трудовая активность связана с высокой влажностью, теснотой рабочего помещения, отсутствием естественного освещения, а также взаимодействием с масляными средами. Тем не менее бытовые условия судомехаников довольно комфортные — в распоряжении команды судна имеются каюты со встроенными санузлами, а также зоны общего пользования (место отдыха, кинозал, кабинеты и столовая).

Механику в силу особенностей своей профессиональной деятельности приходится работать далеко от родных и дома — это выдерживают не все люди. Длительность рабочего периода на корабле бывает различной. Например, круизные плавательные средства, работающие на небольших маршрутах, предполагают занятость в формате 2/2, когда две недели отведены для работы, а две недели — время отдыха. А вот на торговых кораблях рейс может длиться по 6 месяцев и более.

Организация деятельности на судне предусматривает деление суток на несколько периодов по 4 часа, их перераспределяют между тремя механиками так, чтобы они сменяли друг друга. Соответственно, каждый из них работает в режиме — 4 часа вахта и 8 часов отдыха. Судовой механик обязательно должен носить спецодежду.

Как правило, это костюм, состоящий из полукомбинезона и куртки, их шьют из стойкого к неблагоприятным природным условиям полотна.


Должностные обязанности

В должностные обязанности механика морского или речного корабля входят:

  • техническая эксплуатация главного и дополнительного энергетического оборудования, а также корпусных устройств, конструкций судовых систем, буровых платформ, автономных энергетических установок и плавательных устройств;
  • обслуживание корабельного электрооборудования и средств автоматики судов;
  • контроль соблюдения международных и национальных норм по эксплуатации плавательных средств;
  • разработка и организация мероприятий, гарантирующих повышение транспортной безопасности на судне;
  • обеспечение беспрерывности работы оборудования, оперативное выявление поломок и их ликвидация;
  • предотвращение аварийных ситуаций;
  • проведение экстренных и плановых ремонтных работ.

Помимо этого, судомеханик обязан ввести всю требуемую документацию.


Требования

Любое пребывание на корабле предполагает повышенные физические и эмоциональные нагрузки, а также возможность организма выдерживать непростые морские условия. К примеру, такая работа нередко сопровождается частыми головокружениями и тошнотой, которые вызываются морской болезнью. Наличие таких проявлений является противопоказанием к работе судомехаником. Этот работник должен в совершенстве знать конструкционные особенности и технологию работы всех базовых корабельных приборов и машин. Навыки работы механика на судне относят к таким предметам, как электротехника, электрика, термическая динамика, техническая механика, а также гидравлика, технология металлов, сопромат и черчение. Специалистам в данной сфере нужны знания металлов и их физико-химических особенностей, сфер использования. Этот работник должен хорошо разбираться в различных типах масел и топлива.

Что касается личных качеств, то здесь принципиальным станет наличие таких характеристик, как:

  • умение концентрировать внимание;
  • физическая и психологическая выносливость;
  • мотивация к постоянному обучению;
  • аккуратность.


Обучение и карьерный рост

На корабельного механика обучают в Морской школе или Морской академии, эти учебные заведения имеются не в каждом городе России. В первом случае длительность обучения варьируется от 2,5 до 4 лет в зависимости от категории плавсредства и количества рабочих машин. По окончании учебы студентам выдается диплом о среднем специальном образовании.

Желающие получить высшее образование заканчивают Морскую академию по специальности «Силовое оборудование судна». Обычно по окончании 3-го курса будущий механик может переквалифицироваться на корабельного инженера-ремонтника. Срок обучения в данном случае составляет 4 года и предусматривает обязательную морскую практику сроком 1 год. Каждые 5 лет корабельный механик должен обязательно проходить курсы повышения профессиональной квалификации и экзаменационные испытания в Департаменте водных путей. По окончании учебных заведений дипломированный судовой механик может устроиться в судоходную компанию, а также в судостроительные и судоремонтные верфи.

Кроме того, они могут с успехом самореализоваться и в береговых организациях. Здесь они с легкостью реализуют свои профессиональные навыки на позиции ведущего энергетика, инженера или куратора проекта производственного предприятия.


Зарплата

Заработная плата всей команды машинного отделения обычно устанавливается трудовым договором и прямо зависит от должности и широты выполняемых профессиональных обязанностей. Кроме того, многие судоходные компании дополнительно оплачивают выполнение обязанностей старшего механика на корабле, проведение специализированных работ и занятость в сверхурочное время. Бонусом к зарплате идёт бесплатное питание, а также периодическая проверка состояния здоровья, ее проводят ежегодно за счет работодателя. Кроме того, все члены экипажа плавательного средства в обязательном порядке страхуются от причинения вреда здоровью вследствие выполнения трудовых задач.

В России судовые механики в среднем зарабатывают 35 тыс. руб., но точная цифра зависит от региона и компании, принявшей человека на работу. Анализируя сайты по трудоустройству, можно отметить, что минимально эти работники получают 25 тыс. руб., в то время как максимальный порог, к примеру, в Ростове-на-Дону, превышает отметку в 100 тыс. руб.

от 20 декабря 1968 года N 1010

Положение о званиях лиц командного состава морских судов*

____________________________________________________________________
Фактически не применяется. Следует руководствоваться Положением
о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденым постановлением Правительства РФ от 04.08.99 N 900.

* Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 20 декабря 1968 года N 1010. Объявлено приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30 декабря 1968 года N 415.

I. Общие положения

1. В связи со статьей 42 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР 1968 года для лиц командного состава морских судов устанавливаются звания, предусмотренные настоящим Положением.

2. Устанавливаются следующие звания:

капитан дальнего плавания,

штурман дальнего плавания,

капитан малого плавания,

штурман малого плавания,

судоводитель маломерного судна;

судовой механик первого разряда,

судовой механик второго разряда,

судовой механик третьего разряда,

механик маломерного судна;

судовой электромеханик первого разряда,

судовой электромеханик второго разряда,

судовой электромеханик третьего разряда;

судовой радиооператор первого класса,

судовой радиооператор второго класса,

3. К занятию должностей капитана, помощников капитана (судоводителей), судовых механиков, электромехаников и радиоспециалистов морских судов допускаются лица, имеющие звания, установленные пунктом 2 настоящего Положения.

4. Звания присваиваются гражданам СССР в возрасте не моложе 18 лет, имеющим соответствующее морское образование (высшее или среднее специальное - для капитанов, штурманов, судовых механиков первого, второго, третьего разрядов и судовых электромехаников) и выполнившим требования,предусмотренные настоящим Положением.

Присвоение званий лицам, имеющим военно-морское образование, производится в соответствии с настоящим Положением в порядке, устанавливаемом Министерством морского флота совместно с Министерством обороны СССР по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Требования, которые необходимы для присвоения званий судоводителя маломерного судна и механика маломерного судна, категории этих званий и связанные с ними права определяются Министерством морского флота по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

5. Присвоение звания удостоверяется выдачей диплома или квалификационного свидетельства после прохождения испытаний в специальной квалификационной комиссии.

Дипломы и квалификационные свидетельства выдаются капитанами морских торговых и морских рыбных портов.

Порядок образования квалификационных комиссий, прохождения испытаний и выдачи дипломов и квалификационных свидетельств, а также порядок выполнения требований (в том числе лицами, имеющими морское образование по двум и более специальностям), предусмотренных настоящим Положением, устанавливаются Министерством морского флота по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

6. Министерство морского флота и Министерство рыбного хозяйства СССР вправе при отсутствии для комплектования экипажа судна лиц, имеющих надлежащие звания, допускать в исключительных случаях к занятию должностей командного состава на судне лиц, имеющих звания на одну категорию ниже.

7. Лица, имеющие звания, присвоенные до принятия настоящего Положения, пользуются правами лиц, получивших соответствующие звания на основаниях, предусмотренных настоящим Положением.

8. Лишение звания допускается лишь в случаях нарушения трудовой дисциплины, угрожающего безопасности плавания, и в порядке, предусмотренном уставами о дисциплине работников флота министерств и ведомств, в ведении которых находятся морские суда.

9. К лицам командного состава судов внутреннего плавания, выходящих в море, правила настоящего Положения применяются в пределах и порядке, определяемых Министерством морского флота по согласованию с Министерством речного флота РСФСР или органами управления речным транспортом других союзных республик.

II. ЗВАНИЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ

10. Для присвоения званий судоводителей устанавливаются следующие требования:

а) звания штурмана малого плавания - плавание в составе палубной команды самоходных судов, выполненное в соответствии с учебными планами морских учебных заведений, но не менее пятнадцати месяцев;

б) звания капитана малого плавания - двенадцать месяцев плавания с дипломом штурмана малого плавания в должности помощника капитана в дальнем или малом плавании на самоходных судах, в том числе не менее шести месяцев в должности не ниже второго помощника капитана;

в) звания штурмана дальнего плавания:

штурману малого плавания - восемнадцать месяцев плавания в должности помощника капитана на самоходных судах, в том числе не менее шести месяцев дальнего плавания в должности не ниже второго помощника капитана;

капитану малого плавания - шесть месяцев дальнего плавания в должности не ниже второго помощника капитана на самоходных судах;

г) звания капитана дальнего плавания - восемнадцать месяцев дальнего плавания с дипломом штурмана дальнего плавания в должности не ниже старшего помощника капитана на следующих самоходных судах: судах валовой вместимостью не менее 1500 регистровых тонн; добывающих судах флота рыбной промышленности, научно-исследовательских и научно-поисковых судах валовой вместимостью не менее 600 регистровых тонн; ледоколах, буксирных и спасательных судах с главными двигателями мощностью не менее 1700 э.л.с.

11. Под малым плаванием в настоящем Положении понимается плавание:

а) в Белом море, а также в водах Баренцева моря на восток - до линии, соединяющей мысы Меньшиков и Болванский нос; на запад - до меридиана мыса Норд-Кап; на север - до 71-й параллели;

б) в морях Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском - в одном направлении по кратчайшему пути менее 400 морских миль;

в) в Балтийском море с его заливами, в Бельтах, Зунде, Каттегате и Скагерраке до линии Скаген - Линнеснес и через Кильский канал - до выхода из Брюнсбюттеля;

г) в Азовском море, а также в Черном море до Стамбула;

д) в Каспийском море;

е) в Японском море с выходом в Охотское море через Татарский пролив до параллели мыса Елизаветы;

ж) в Беринговом, Охотском морях и Тихом океане - в одном направлении по кратчайшему пути менее 700 морских миль от пункта отхода, включая порты Японского моря, а также удаление в Тихий океан до 400 морских миль от берега;

з) в Онежском и Ладожском озерах - при совершении сквозных рейсов между морскими портами.

Дальним плаванием признается всякое морское плавание за пределы, указанные в настоящем пункте.

12. Для лиц, имеющих высшее морское образование и зарекомендовавших себя с положительной стороны, по ходатайству организации, на судне которой они работают, срок плавания, указанный в первом абзаце подпункта "в" и подпункте "г" пункта 10 настоящего Положения, может быть сокращен до двенадцати месяцев.

13. Лицам, которым присвоены звания судоводителей, может быть разрешено:

а) штурману малого плавания:

занимать в малом плавании должность капитана на самоходных судах валовой вместимостью не более 500 регистровых тонн, буксирных судах с главными двигателями общей мощностью не более 600 э.л.с., а также на любых несамоходных судах как в малом, так и в дальнем плавании;

занимать должности до второго помощника капитана включительно на любых судах как в малом, так и в дальнем плавании;

б) капитану малого плавания:

занимать в малом плавании должность капитана на любых непассажирских судах или пассажирских судах валовой вместимостью не более 3500 регистровых тонн;

занимать в малом плавании должности до старшего помощника капитана включительно на любых судах, а в дальнем плавании - до старшего помощника капитана включительно на судах валовой вместимостью не более 3500 регистровых тонн или до второго помощника капитана включительно на любых судах;

в) штурману дальнего плавания:

занимать в дальнем плавании должность капитана на непассажирских судах валовой вместимостью не более 3500 регистровых тонн, а в малом плавании - на любых судах;

занимать должности до старшего помощника капитана включительно на любых судах как в малом, так и в дальнем плавании;

г) капитану дальнего плавания:

занимать должность капитана или любую должность по специальности на любых судах как в малом, так и в дальнем плавании.

III. ЗВАНИЯ СУДОВЫХ МЕХАНИКОВ

14. Для присвоения званий судовых механиков устанавливаются следующие требования:

а) звания судового механика третьего разряда - восемь месяцев плавания на судах с механическими двигателями, с исполнением обязанностей по уходу за судовыми механизмами, в том числе не менее трех месяцев плавания на судах с главными двигателями внутреннего сгорания; кроме указанного срока плавания, требуется прохождение производственной практики в полном объеме в соответствии с учебными планами морских учебных заведений или работа по судоремонту в течение не менее двенадцати месяцев;

б) звания судового механика второго разряда - двадцать четыре месяца плавания с дипломом судового механика третьего разряда в должности не ниже третьего механика на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 300 э.л.с. или двенадцать месяцев плавания с дипломом судового механика третьего разряда в должности четвертого механика на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 1200 э.л.с. и двенадцать месяцев плавания в должности третьего механика на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 300 э.л.с.;

в) звания судового механика первого разряда - двадцать четыре месяца плавания с дипломом судового механика второго разряда в должности не ниже второго механика на судах с главными двигателями общей мощностью не менее 1200 э.л.с.

15. Для лиц, имеющих высшее морское образование и зарекомендовавших себя с положительной стороны, по ходатайству организации, на судне которой они работают, срок плавания, указанный в первом абзаце подпункта "б" и подпункте "в" пункта 14 настоящего Положения, может быть сокращен до восемнадцати месяцев.

16. Лицам, которым присвоены звания судовых механиков, может быть разрешено:

а) судовому механику третьего разряда:

занимать должность старшего механика на судах с главными двигателями общей мощностью не более 450 э.л.с., а на судах портового, служебно-вспомогательного и технического флота - не более 800 э.л.с.;

занимать должности до второго механика включительно на судах с главными двигателями общей мощностью не более 3500 э.л.с.;

занимать должности до третьего механика включительно на любых судах;

б) судовому механику второго разряда:

занимать должности до старшего механика включительно на судах с главными двигателями общей мощностью не более 3500 э.л.с. или до второго механика включительно на любых судах;

в) судовому механику первого разряда занимать любую должность по специальности на любых судах.

17. Судовые механики по специализации подразделяются:

на судовых механиков паросиловых установок;

на судовых механиков двигателей внутреннего сгорания;

на судовых механиков-универсалов.

Судовые механики допускаются к занятию должностей на судне в соответствии со своей специализацией.

от 25 августа 1983 года N 839

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________

признать утратившими силу постановление Совета Министров СССР от 20 декабря 1968 года N 1010 "Об утверждении Положения о званиях лиц командного состава морских судов" (СП СССР, 1969 год, N 1, ст.6) и постановление Совета Министров СССР от 21 декабря 1973 года N 916 "Об установлении званий лиц командного состава морских судов, совмещающих профессии судоводителя и судового механика";

в распоряжении Совета Министров СССР от 20 августа 1969 года N 1774 слова: "от 20 декабря 1968 года N 1010" заменить словами: "от 25 августа 1983 года N 839".

Зам. Председателя
Совета Министров СССР
Г.Алиев

Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков

УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров СССР
от 25 августа 1983 года N 839

Положение о званиях лиц командного состава морских судов


I. Общие положения

1. В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Союза ССР для лиц командного состава морских судов устанавливаются следующие звания:

капитан дальнего плавания,

капитан малого плавания,

штурман дальнего плавания,

штурман малого плавания;

судовой механик первого разряда,

судовой механик второго разряда,

судовой механик третьего разряда;

судовой электромеханик первого разряда,

судовой электромеханик второго разряда,

судовой электромеханик третьего разряда;

судовой радиооператор первого класса,

судовой радиооператор второго класса,

2. Звания лиц командного состава морских судов присваиваются специальными квалификационными комиссиями гражданам СССР, а в случаях, предусмотренных решениями Совета Министров СССР, и иностранным гражданам, в возрасте не моложе 18 лет, имеющим соответствующее морское образование (высшее или среднее специальное - для капитанов, штурманов, судовых механиков и судовых электромехаников) и выполнившим требования, предусмотренные настоящим Положением.

Присвоение званий удостоверяется выдачей дипломов или квалификационных свидетельств после прохождения испытаний в специальных квалификационных комиссиях.

Звания лиц командного состава морских судов в прибрежном плавании, при плавании во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости либо в районах действия портовых правил, а также звания лиц командного состава, не упомянутые в пункте 1 настоящего Положения, и лиц судового экипажа, не относящихся к командному составу, категории этих званий и связанные с ними права устанавливаются Министерством морского флота по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством речного флота РСФСР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

Присвоение званий лицам, имеющим военно-морское образование, производится в соответствии с настоящим Положением в порядке, устанавливаемом Министерством морского флота совместно с Министерством обороны по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

3. К занятию должностей капитанов, помощников капитанов, судовых механиков, электромехаников и радиоспециалистов морских судов допускаются граждане, которым присвоены звания лиц командного состава, выданы подтверждения дипломов (квалификационных свидетельств) и если они признаны годными по состоянию здоровья.

Дипломы, квалификационные свидетельства и подтверждения дипломов (квалификационных свидетельств) выдаются капитанами морских торговых и морских рыбных портов.

4. В исключительных случаях лицу, имеющему диплом, может быть выдано льготное разрешение занимать должность на категорию выше, чем это позволяет имеющийся у него диплом.

Если лицо не имеет диплома, льготное разрешение может быть выдано на занятие самой низшей должности, требующей наличия диплома.

Льготное разрешение выдается на срок не свыше 6 месяцев при условии достаточной квалификации и опыта у специалиста для обеспечения безопасности мореплавания.

Льготное разрешение на занятие должности капитана или старшего механика выдается лишь при обстоятельствах, возникающих в результате действия непреодолимой силы, и только на возможно короткий срок.

5. Порядок образования специальных квалификационных комиссий, прохождения испытаний, выдачи дипломов, квалификационных свидетельств и подтверждений дипломов (квалификационных свидетельств), а также порядок выполнения требований, предусмотренных настоящим Положением, устанавливаются Министерством морского флота по согласованию с Министерством рыбного хозяйства СССР, Министерством речного флота РСФСР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

6. Лица, имеющие звания командного состава морских судов, присвоенные до принятия настоящего Положения, пользуются правами лиц, получивших соответствующие звания на основаниях, предусмотренных настоящим Положением.

7. Лишение лица звания командного состава допускается лишь в случаях нарушения трудовой дисциплины, угрожающего безопасности плавания, и в порядке, предусмотренном уставами о дисциплине работников флота министерств и ведомств, в ведении которых находятся морские суда.

II. Звания судоводителей

8. Для присвоения званий судоводителей устанавливаются следующие требования:

а) звания штурмана малого плавания - плавание в составе палубной команды самоходных судов, выполненное в соответствии с учебными планами учебных заведений, но не менее 12 месяцев, в том числе несение вахты на ходовом мостике под руководством дипломированного помощника капитана в течение не менее 6 месяцев;

б) звания капитана малого плавания - 24 месяца плавания на самоходных судах валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более с исполнением обязанностей вахтенного помощника капитана, в том числе не менее 12 месяцев в должности старшего помощника капитана в малом плавании;

в) звания штурмана дальнего плавания:

штурману малого плавания - 12 месяцев плавания на самоходных судах валовой вместимостью 200 регистровых тонн и более с исполнением обязанностей вахтенного помощника капитана, в том числе не менее 6 месяцев в должности не ниже второго помощника капитана в дальнем плавании;

капитану малого плавания - 6 месяцев дальнего плавания на самоходных судах вместимостью 200 регистровых тонн и более в должности второго помощника капитана;

г) звания капитана дальнего плавания - 18 месяцев дальнего плавания в должности старшего помощника капитана на самоходных судах валовой вместимостью 1600 регистровых тонн и более; на добывающих судах флота рыбной промышленности, научно-исследовательских, научно-поисковых, инспекционных, патрульных и учебных судах валовой вместимостью 600 регистровых тонн и более; на ледоколах, судах снабжения морских буровых установок, буксирных и спасательных судах с главными двигателями общей эффективной мощностью 750 кВт и более.

9. Под малым плаванием в настоящем Положении понимается плавание:

а) в Белом море, а также в водах Баренцева моря на восток - до линии, соединяющей мысы Меньшиков и Болванский нос; на запад - до меридиана мыса Норд-Кап; на север - до 71 параллели;

б) в морях Карском, Лаптевых, Восточно-Сибирском, Чукотском - в одном направлении по кратчайшему пути менее 400 морских миль от пункта отхода;

в) в Балтийском море с его заливами, в Бельтах, Зунде, Каттегате и Скагерраке до линии Скаген-Линнеснес и через Кильский канал - до выхода из Брюнсбюттеля;

г) в Азовском море, а также в Черном море до Стамбула;

д) в Каспийском море;

е) в Японском море с выходом в Охотское море через Татарский пролив до параллели мыса Елизаветы;

ж) в Беринговом, Охотском морях и Тихом океане - в одном направлении по кратчайшему пути менее 700 морских миль от пункта отхода, включая порты Японского моря, а также удаление в Тихий океан до 400 морских миль от берега.

Под дальним плаванием понимается всякое морское плавание за пределы, указанные в настоящем пункте.

10. Прибрежным плаванием считается плавание вдоль побережья СССР в одном направлении по кратчайшему пути менее 250 морских миль от пункта отхода с удалением от берега до 50 морских миль.

11. Лицам, которым присвоены звания судоводителей, может быть разрешено:

а) штурману малого плавания:

занимать должности до второго помощника капитана включительно на любых судах в прибрежном, малом и дальнем плавании;

занимать должности до старшего помощника капитана включительно на непассажирских судах валовой вместимостью менее 5000 регистровых тонн и пассажирских судах валовой вместимостью менее 3500 регистровых тонн в прибрежном и малом плавании при наличии подтвержденного стажа плавания с исполнением обязанностей вахтенного помощника капитана не менее 12 месяцев, в том числе не менее 6 месяцев в должности второго помощника капитана;

б) капитану малого плавания:

занимать должности до капитана включительно на любых непассажирских судах и пассажирских судах валовой вместимостью менее 3500 регистровых тонн в прибрежном и малом плавании;

занимать должности до старшего помощника капитана включительно на любых пассажирских судах в прибрежном и малом плавании;

занимать должности до второго помощника капитана включительно на любых судах в дальнем плавании;

в) штурману дальнего плавания - занимать должности до старшего помощника капитана включительно на любых судах в прибрежном, малом и дальнем плавании (лицам, получившим диплом штурмана дальнего плавания после получения диплома капитана малого плавания, сохраняются права капитана малого плавания);

г) капитану дальнего плавания - занимать должности до капитана включительно на любых судах в прибрежном, малом и дальнем плавании.

III. Звания судовых механиков

12. Для присвоения званий судовых механиков устанавливаются следующие требования:

а) звания судового механика третьего разряда - 8 месяцев плавания на судах с механическими двигателями с исполнением обязанностей по уходу за судовыми механизмами, в том числе не менее 3 месяцев плавания на судах с главными двигателями внутреннего сгорания; кроме указанного срока плавания, требуется прохождение производственной практики в соответствии с учебными планами учебных заведений или работа по судоремонту в течение не менее 12 месяцев;

б) звания судового механика второго разряда - 24 месяца плавания с дипломом судового механика третьего разряда в должности не ниже третьего механика на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью 300 кВт и более или 12 месяцев плавания с дипломом судового механика третьего разряда в должности четвертого механика на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью 750 кВт и более и 12 месяцев плавания в должности третьего механика на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью 300 кВт и более;

в) звания судового механика первого разряда - 24 месяца плавания с дипломом судового механика второго разряда в должности старшего механика на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью 750 кВт и более или в должности второго механика на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью 3000 кВт и более.

13. Лицам, которым присвоены звания судовых механиков, может быть разрешено:

а) судовому механику третьего разряда:

занимать должности до старшего механика включительно на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью менее 750 кВт;

занимать должность второго механика на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью менее 3000 кВт при наличии подтвержденного стажа плавания не менее 12 месяцев с исполнением обязанностей вахтенного механика, в том числе не менее 8 месяцев в должности третьего механика на судах с главными двигателями общей эффективной мощностью 750 кВт и более;

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: