Знаменитый ритор адвокат автор пространного сочинения образование оратора это

Обновлено: 24.04.2024

Риторика - первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.
Начало европейской риторики обычно связывают с античной цивилизацией. Ее хронологические рамки: V в. до н.э. - V в. н.э.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Риторика Древнего Рима.doc

Глава 2 Ораторы Древнего Рима

2.1 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона.

Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей

Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов.

Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести.

Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

2.2. Квинтилиан – автор риторических наставлений

Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком.

Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречи я и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства — азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска. богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности — ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.

На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».

2. Основы риторики. Р.Я. Вельц, Т.Н. Дорожкина, Е.Г. Рузина, Е.А. Яковлева. –учебн.пособ.-Уфа:китап,1997г.

3. Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996г.

4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976г.

5. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г.

Верны ли утверждения?
А) Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения
В) Основная часть посвящена подведению итогов работы
Верны ли утверждения?
А) Зарождение риторики относится к давнему времени, которое связано с появлением элементов духовной куль­туры и демократии в человеческом обществе
В) Формирование и развитие риторических представлений на русской почве происходило в тесной связи с теми куль­турными традициями, которые издревле были характерны для России
Верны ли утверждения?
А) Конспект - это краткий план текста
В) Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы
Верны ли утверждения?
А) Нельзя не согласиться с Д.С.Лихачевым, подчеркивавшим мысль об общности европейского куль­турного фонда, которая восходила еще к древнейшему периоду истории
В) Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову
Верны ли утверждения?
А) Общая риторика изучает принципы построения целесообразной речи
В) Уже в античности риторику рассматривали и как науку, и как искусство
Верны ли утверждения?
А) Ораторская речь – вид эмоционально-интеллектуального творчества, реализуемого в словесной форме: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека
В) Мастерство публичного выступления в том и состоит, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления
Верны ли утверждения?
А) Первый этап работы с научным текстом, - это чтение, составление плана и конспекта текста.
В) Первый этап работы с научным текстом, - это чтение, составление плана и конспекта текста.
Верны ли утверждения?
А) Развитие греческого ораторского искусства связано с расцветом афинской рабовладельческой демократии, греческого полиса (города-государства)
В) Известно, что все политические деятели Афин были выдающимися ораторами
Верны ли утверждения?
А) Риторика обобщает опыт общественно-языковой практики и имеет дело с высказываниями и нормами аргументации, отложившимися в культуре конкретного общества
В) Частная риторика изучает конкретные виды речи
Верны ли утверждения?
А) Традиционная особенность риторики как учебного предмета в том, что она излагается догматически - в виде положений и правил
В) В русской традиции риторика подразделяется на частную и общую
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) В реализации знаковой системы Body Language обмануть невоз­можно: все, что человек чувствует, так или иначе отражается на его лице, в выражении глаз, в позе и т.д.
В) Естественный язык - знаковая си­стема сознательного выбора, поэтому ее реализация подлежит интеллектуаль­ной коррекции
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) В риторике существует первый (главный) постулат, в соответствии с которым с речью можно обращаться только к тем людям, к которым испытываешь неприязнь
В) Человеку конкретный язык дан не от природы, он овладевает им в процессе коммуникации
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Второй риторический постулат, который вытекает из первого: свою речь следует ориентировать на агрессию
В) Риторика - это наука о целесообразной речи
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Естественный язык - знаковая си­стема бессознательного выбора, поэтому ее реализация не подлежит интеллектуаль­ной коррекции
В) В реализации знаковой системы Body Language легко обмануть: все, что человек чувствует, может не отражаться на его лице, в выражении глаз, в позе и т.д.
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Источником речи всегда является предмет, а адресатом - одна человеческая личность
В) Деление на подъязыки обобщает то, что в стилистике называют в одних случаях делением на функциональные стили
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Культурный уровень человека не определяет его успехи в риторике
В) Речь должна быть построена таким образом, чтобы в ней чувство­вался высокий уровень компетентности
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Н.Ф.Кошанский написал две риторики: “Частная риторика” и “Общая риторика”
В) Сочинения Константина Петровича Зеленецкого (1812-1858) – вершина риторического творчества в истории русской филологии
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Одним из авторов риторик был преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, доктор философии Николай Федорович Кошанский
В) Кошанский, следуя традициям, делит словесные науки на три главные части: грамматику, риторику, поэзию, которые граничат с эстетикой
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Основные теоретические положения риторики в книге М.В.Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, Возрождения и Нового времени
В) Все позднейшие русские риторики основывались на труде М.В.Ломоносова
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Отличаясь необыкновенным трудолюбием, К.П.Зеленецкий оставил после себя более 20 трудов, преимущественно по словесности
В) Термины этос, пафос, логос – основные для риторики
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Риторика М.В.Ломоносова состоит из трех частей: “О изобретении”, “О украшении”, “О расположении”
В) Слово на антипасху Кирилла, епископа Туровского, творившего во второй половине XII в., насыщено символами, сравнениями и другими тропами, восходящими к библии и сочинениям “отцов церкви”
Есть ли неточности и неверные суждения в предложении?
А) Человеку конкретный язык дан от природы, он не овладевает им в процессе коммуникации
В) В риторике существует первый (главный) постулат, в соответствии с которым с речью можно обращаться только к тем людям, к которым относишься доброжелательно
Философско-эстетическое учение древнегреческого мыслителя Сократа (471-399 гг.
до н. э.) дошло до нас в изложении его учеников, главным образом ______
Является ли верным суждение?
А) Аристотель снисходительно относился к риторике, называя ее «недонаукой»
В) Героический пафос исключает внутреннюю рефлексию
Является ли верным суждение?
А) Необходимо также помнить, что в пределах одной культуры всегда используется только один язык вне зависимости от особенностей коммуникации
В) Романтический пафос применяется там, где вы хотите принудить к сильному решению
Является ли верным суждение?
А) Установка на адресата в риторике не является главной и имеет минимальное значение
В) Антиподом героического пафоса является сентиментальный пафос
"Единоконцовка", повтор слова или группы слов в конце нескольких стихов, строф или фраз - это
Единоначатие - повтор слова или группы слов в начале нескольких сти­хов, строф или фраз, - это
Представлен в хорошо известной фразе: Моло­дым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет – прием (фигура речи)
Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый образ, - это
Автором книг “Поэтика” и “Риторика” был великий мыслитель Древней Греции
В предложении: В романе Пушкин изобразил образ лишнего человека – допущена речевая ошибка, а именно
В предложении: Необходимо оказывать первую помощь пострадавшему на рабочем месте - допущена речевая ошибка, а именно
Всякая правильная мысль должна быть аргументирована; чтобы признать суждение о предмете истинным, должны быть указаны достаточные основания согласно закону
Выберите предложение, в котором есть алогизм
Выберите предложение, в котором есть алогизм
Выберите слово, в котором допущена ошибка
Выберите словосочетание, в котором допущена ошибка
Выберите словосочетание, в котором допущена ошибка
Выберите словосочетание, в котором одно из слов употребляется в переносном значении
Выберите словосочетание, в котором одно из слов употребляется в переносном значении
Выяснение истины в споре называлось
Диалог вне диалектических правил, ведение спора ради победы - это
Доводы, которые спорящие используют для убеждения партнеров в своей правоте, издавна принято делить на две большие группы, - это
Доказательство методом «от противного» или методом «исключения» называют
Достижения греческого ораторского искусства были обобщены, теоретически обоснованы и возведены в правила энциклопедистом античности _____
Знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения “Образование оратора” - это
Игра повторяющимися согласными звуками - это
Искусство спора, предполагающее совместный поиск участниками диалога объективной истины, - это
К речевым стилистическим средствам следует отнести
К стилистическим средствам языка относятся
Качество речи, предполагающее соблюдение не только языковых, но и этических норм, - это
Когда даны аргументы, из них выводятся истинные суждения, а из последних доказываемый тезис – это доказательство
Лучший, надежный вид рациональных аргументов - это
Найдите правильное в речевом отношении словосочетание
Намерение, замысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему, - это
Неполнота конструкций, эллиптичность – это одно из средств речевой экономии и одно из наиболее ярких отличий
Одним из авторов риторик был преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, доктор философии
Первый учебник риторики на русском языке был написан
Повторение в целях благозвучия и выразительности сходных гласных звуков, особенно актуальное в стихе, - это
Поиск объективной истины с целью добиться выигрыша в споре - это
Постоянное стремление к новизне выражения, нацеленное на привлечение аудитории, отличает тексты стиля
Предложение «Выводов не сделано» является
Предложение «Здесь человека берегут как на турецкой перестрелке» является
Предложение «Мне было приказано вернуться» является
Проявляется в готовности партнеров учиты­вать интересы друг друга и идти на уступки метод ведения переговоров
Распространенный аргумент в споре, ссылки на известных людей, - это обращение к
Риторику, служащую для развития красноречия у учащихся, называют
Риторику, соединяющую задачи воспитания красноречия и развития научной речи, называют по философскому основанию
Самым известным политическим оратором в эпоху независимости Греции был
Самым ярким и известным римским оратором признан
Синонимом слова «риторика» является «____»
Словесные средства, использованные создателем речи в данной, конкретной речи при реализации ее замысла, - это
Сосредоточивает внимание участни­ков переговоров на пристальном анализе системы контраргументов партнера метод ведения переговоров
Социальная оценочность языковых средств и призывность отличает стиль
Унификация и стандартизация характеризуют стиль
Условия, которые получатель речи предлагает его создателю, - это
Форма организации делового общения коллек­тива (группы) с целью обмена информацией и принятия коллективно­го решения по актуальным для данного коллектива (группы) пробле­мам - это
Ход мысли, нарушающий какие-то законы и правила логики и поэтому всегда содержащий в себе логическую ошибку, - это
Христианская проповедь и искусство проповеди - это

Знаменитый ритор, адвокат, автор обширного сочинения Образование оратора - это
(*ответ*) Марк Фабий Квинтилиан
nbsp;Марк Туллий Цицерон
nbsp;Аполоний Дискол
nbsp;Франциск Азисский
Игра повторяющимися согласными звуками - это
(*ответ*) аллитерация
nbsp;ассонанс
nbsp;период
nbsp;оксюморон
Искусство спора, предполагающее общий поиск соучастниками диалога объективной истины, - это
(*ответ*) диалектика
nbsp;эристика
nbsp;риторика
nbsp;софистика
К речевым стилистическим средствам следует отнести
(*ответ*) тропы эпитет, метафора, метонимия, гипербола, синекдоха
nbsp;эмоционально-экспрессивные слова и фразеологические единицы
nbsp;трудные предложения
nbsp;типы текстов
К стилистическим средствам языка относятся
(*ответ*) чувственно-экспрессивные слова и фразеологические единицы
nbsp;трудные предложения
nbsp;типы текстов
nbsp;художественные творения
Качество речи, предполагающее соблюдение не только языковых, но и этических норм, - это
(*ответ*) чистота
nbsp;выразительность
nbsp;правильность
nbsp;логичность
Когда даны доводы, из них выводятся подлинные суждения, а из заключительных подтверждаемый тезис это доказательство
(*ответ*) прямое
nbsp;косвенное
nbsp;ложное
nbsp;неполное
Превосходнейший, надежный вид разумных доводов - это
(*ответ*) факты
nbsp;тезисы
nbsp;подтверждения
nbsp;представления
Найдите правильное в речевом отношении словосочетание
(*ответ*) необходимые мероприятия
nbsp;хронометраж медли
nbsp;прейскурант цен
nbsp;странный парадокс
Намерение, умысел создателя речи, имеющей целью развить перед получателем определенную и интересующую его тему, - это
(*ответ*) пафос
nbsp;этос
nbsp;тезис
nbsp;логос
Неполнота конструкций, эллиптичность это одно из средств речевой экономии и одно из наиболее ярких различий
(*ответ*) разговорной разновидности языка
nbsp;языка художественной литературы
nbsp;научного стиля
nbsp;публицистики
Одним из авторов риторик был учитель российской и латинской словесности в Царскосельском лицее, доктор философии
(*ответ*) Н.Ф.Кошанский
nbsp;К.П.Зеленецкий
nbsp;М.В.Ломоносов
nbsp;И.А.Жуковский

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение — по необходимости — стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов. Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия — «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести. Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

2.2. Квинтилиан – автор риторических наставлений

Другая яркая фигура римского красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36—96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком. Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика — это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор — прежде всего мыслитель, а основа риторики — философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства — азианского, аттического, родосского — лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска. богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь — средний, а все крайности — ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы — риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.

И коротко о других фигурах:

Марк Порций Катон (лат. Marcus Porcius Cato; 234 — 149 до н. э.), обыкновенно называемый в отличие от его правнука Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) — представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.

Марк Анто́ний (лат. Marcus Antonius; 14 января 83 до н. э., Рим — 1 августа 30 до н. э., Александрия Египетская) — древнеримский политик-цезарианец и военачальник, триумвир 43-33 гг. до н. э., трижды консул 44 до н. э., 34 до н. э. и 31 до н. э., квестор 51-50 гг. до н. э.

Марк Лициний Красс (лат. Marcus Licinius Crassus; 115 — 53 гг. до н. э.) — древнеримский полководец и политический деятель, триумвир, один из богатейших людей своего времени.

Гай Ю́лий Це́зарь (лат. Gaius Iulius Caesar [ˈgaːjʊs ˈjuːljʊs ˈkae̯sar]; 13 июля, или, по другим данным, 12 июля 100 или 102 до н. э.[1] — 15 марта 44 до н. э.) — древнеримский государственный и политический деятель, диктатор[2], полководец, писатель.

Своим завоеванием Галлии Цезарь расширил римскую державу до берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев.

Марк Калидий (лат. Marcus Calidius) — римский оратор.

Современник Цицерона и сторонник Цезаря, был претором в 57 до н. э. и умер наместником Галлии по ту сторону Альп в 47 до н. э. Он был главным представителем так называемого аттического направления в римском ораторском искусстве.

На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия. В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Если для греков главное в риторике — искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».

Цицерон не только производил сильное впечатление на слушателей своими речами, он и писал сочинения по теории красноречия. Главные его трактаты — это "Об ораторе", "Брут" и "Оратор". В них отражен опыт нескольких десятков лет, проведенных Цицероном в сенате, суде, на форуме. Это не учебники по риторике. Автор осмысляет развитие красноречия, его место в обществе, его соотношение с философией и другими явлениями культуры.

Трактат "Об ораторе" характеризует идеального оратора. Он написан в форме диалога, которая обусловливает дискуссию. Сторонник практического красноречия Марк Антоний утверждает, что говорящему достаточно ясно изложить свой предмет. Полемизирующий с ним Красс полагает, что оратор должен разбираться и в риторической теории, и в художественной литературе, истории, философии и психологии. Цицерон — сторонник последнего мнения.

Итак, произведение «Об ораторе» в трех книгах представляет собой диалог между двумя известными ораторами, предшественниками Цицерона—Лициннем Крассом и Марком Антонием, представителями сенатской партии. Свои взгляды Цицерон выражает устами Красса, считающего, что оратором может быть только разносторонне образованный человек. В таком ораторе Цицерон видит политического деятеля, спасителя государства в тревожное время гражданских войн.

В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей. В первой части работы „Об ораторе" Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. „Если же речь идет о том, что по-настоящему превосходно, - пишет Цицерон, - то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования".Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой. Цицерон в трактате „Об ораторе" основывался на некоторых теоретических исследованиях своих предшественников и на практических школьных учебниках, на греческой и римской ораторской традиции и лучших образцах ораторского искусства, на своем практическом опыте. Цицерона можно считать создателем своей риторической теории, которую он наиболее полно изложил в этом трактате.

Два других трактата, "Брут" и "Оратор", посвящены одному из убийц Цезаря Марку Юнию Бруту.Цицерон любил этого юношу старинного рода, прекрасно образованного, аскетических установок, твердой воли и трезвого ума, хотя Брут был другом ненавистного оратору Цезаря и сторонником нелюбимого им аттикизма. Трактат "Брут" — диалог, в нем участвуют Брут, Аттик и сам Цицерон. Однако это не живая беседа, произведение скорее можно назвать лекцией Цицерона, в которой излагается история римской риторики. Здесь есть, как мы уже упоминали, и полемические мысли: Цицерон критикует аттикизм, то есть приверженность Греции, Аттике (Brut. 63—70; 283—200; 283—291). Написав это сочинение, Цицерон отправил его Бруту, который был в то время наместником Цизальпинской Галлии. Последний ответил, прося подробнее разъяснить некоторые положения или, возможно, с чем-то не соглашаясь.

Тогда Цицерон написал сочинение "Оратор". Это как бы длинное письмо Бруту: обращаясь к нему, оратор разъясняет свое мнение. Он говорит о требованиях к совершенному оратору, его образованности и подчеркивает, что идеальный оратор должен выполнить три задачи: доказать свои положения (docere), доставить слушателям удовольствие (delectare) и взволновать их (movere). Желая этого достигнуть, он должен уметь пользоваться тремя главными разновидностями стиля: низкий стиль (genus humile) подходит для убеждения; умеренный (genus modicum) оказывает эстетическое воздействие, а патетическая сила высокого стиля (genus grande) воздействует на чувства и волю (Or. 1—32; 61—139). В этом сочинении Цицерон также пишет о словесном выражении (сочетании слов, особенностях лексики — Or. 140—162) и о ритмике языка (Or. 169—237).

11. Значение труда Квинтилиана "Об образовании оратора" для последующего развития риторики

Знаменитый римский ритор Марк Фабий Квинтилиан (35 - 100 г. н.э.) – автор самого обширного античного учебника „Риторические наставления" в двенадцати книгах. Труд Квинтилиана строго продуман. Он систематизирует все накопленные к его времени знания по искусству оратора и обобщает собственный опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. (В течение 20 лет он содержал риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и находилась под покрови­тельством императоров. Школа Квинтилиана была сделана при императоре Веспасиане первой государственной школой в Риме.) В этой работе философ отмечает, что труд оратора обширен и разнообразен, и никогда о нем не сказано все, тем не менее, он попытается изложить из традиционных правил самое лучшее, а кое-что неважное изменит, кое-что добавит или отбросит.

Квинтилиан рисует образ идеального оратора, продолжая разрабатывать эту тему вслед за Цицероном: "Итак, да будет оратор таков, чтоб его по справедливости можно было назвать и мудрецом; не только совершен во нравах (ибо сего, по мнению моему, хотя другие иначе думают, еще не довольно), но совершен и во всех знаниях, во всех качествах, потребных для красноречия".

В этой книге Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора. Будущего оратора должны воспитывать с детства, на него влияет окружение (кормилицы, родители, дядьки), учителя, которые должны хорошо учить. Эта книга содержит методические рассуждения об учении в детском возрасте: учение должно быть забавою, ребенок сознательно должен запоминать материал, заниматься чистописанием и чтением вслух. Речь должна быть правильна, ясна и красива. Для этого необходимо изучать грамматику и образцовых ораторов, поэтов, прозаиков, затем переходить к собственным сочинениям. Будущий оратор должен знать очень много, в том числе философию, музыку, геометрию, произношение. Вторая глава посвящена методике работы учителя, в частности говорится о системе упражнении, даются рекомендации для чтения художественных произведений и речей известных ораторов. „Следует ли жестко придерживаться риторических правил?" - спрашивает Квинтилиан. Он считает, что оратор не должен почитать риторические правила за непременные законы. В правилах может многое изменяться сообразно делу, времени, случаю и обстоятельствам. Квинтилиан отходит от принятой до него в риторике жесткой регламентации построения речи. Правила являются лишь руководством к действию, но не догмой, они не должны сковывать оратора и лишать его возможности проявлять самостоятельность. Он сравнивает жесткие правила с предписанием полководцу, как расположить войско. Но ведь расположение войска зависит от обстановки. „Так и в речи надобно знать, нужно ли или излишне вступление, и притом краткое, или пространное; обращать ли всю речь к судьям или и к другому лицу, употребив на то какую-либо фигуру; успешнее ли для защищаемого дела повествование короткое или длинное, непрерывное или разделенное на части. ".

По Квинтилиану, риторика состоит из пяти частей: изобретения, расположения, изложения, памяти, произнесения (или действия). Цели оратора - поучать, возбуждать, услаждать, хотя не всякая речь преследует все три.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: