Жанр диалогической речи это адвокатская речь

Обновлено: 17.04.2024

Культура речи юриста – это важнейшая составная часть юридической риторики. Правила культуры речи юриста соответствуют общим риторическим нормам и правилам, но имеют определенные особенности, связанные со спецификой профессиональной деятельности юриста

Юристы постоянно находятся в общении с людьми, вступая с ними в правоотношения. Их коммуникативная деятельность характеризуется как познавательными, так организаторскими, воспитательными и иными аспектами. Она требует от юристов высокой общей культуры, качественного образования, нравственных интеллектуальных качеств, а также хорошей коммуникабельности. На одном из первых мест находятся требования к высокой культуре речи.

Юридическая речь отличается особой спецификой. Это связано с тем, что общение осуществляется в рамках определенного правового поля, которое определено нормами права, служебными полномочиями и задачами юриста, выступающими в качестве должностного лица. Речь юриста характеризуется наличием большого количества диалогов, почти всегда она персонифицирована и обращена к конкретной личности, а также имеет четкую правовую цель. Нередко в таком общении участвуют прокурор, следователь, адвокат, судья, которые являются юристами, а также субъекты правоотношений, например, подозреваемый в совершении преступления, правонарушитель, потерпевший, свидетель и т.д.

Задача юриста – решение разнообразных коммуникативных задач в различных речевых формах. Юрист должен уметь аргументировать свои мысли, грамотно излагать их, причем как в устной, так и в письменной форме. Кроме того, задачей юриста являются убедительные выступления в судебном заседании. Если юрист работает адвокатом, следовательно, он также должен уметь ввести допрос, воспитательные или задушевные беседы, уметь беседовать предметно, ставить конкретные вопросы, анализировать ответы и т.д. С перечисленными факторами связана особая сложность юридической речи.

Готовые работы на аналогичную тему

В юридической речи представлены все виды речи и все жанры:

  • Юридическая документация.
  • Монолог, например, судебная речь, лекция, доклад, инструктаж и т.д.
  • Диалог, например, допрос, очная ставка, беседа, полемика, переговоры и т.д.
  • Убеждающая речь.
  • Побуждающая к действию речь.
  • Информационная или агитационная речь и т.д.

Рисунок 1. Качества культуры речи юриста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Характеристика речи юриста

Особенность речи юриста заключается в насыщенности профессиональной терминологии. Нередко это затрудняет контакт с собеседником из непрофессиональной среды, что требует уметь разъяснять юридические понятия и термины, определения, применяя различные приемы и пояснения и разъяснения.

Для устной речи юристов характерно разнообразие стилей. Например, при обсуждении проблем законотворчества, юридической экспертизы законопроектов может применяться научный стиль речи. При выступлении обвинителя в суде применяется официально деловой стиль речи. Речь адвоката носит защитительный характер и может произноситься в официально деловом, публицистическом стиле либо их сочетании.

Важная особенность юридической речи заключается в высокой ответственности автора речи за свои слова. Так, юридические ошибки, не объективные оценки способны повлиять не только на человеческую судьбу, но и на судебное решение, иной процессуальное решение. Фундаментом юридической речи выступает глубокое изучение обстоятельств дела, их безукоризненная правовая оценка. Хорошо говорить в суде означает тщательно анализировать материалы дела, опираться на нормы права, говорить объективно, доходчиво, убедительно, логично, основываясь на нормы литературного языка.

Особенности судебной риторики

Особенностью судебной риторики также является ее строго определенная цель – выяснение истины. Основная задача юриста – установление фактов, объективные исследования, безупречная логика рассуждений. Судебная речь оратора во многом характеризует его умение выполнять три взаимосвязанных функций – доказывать, выяснять и убеждать, который в итоге определяет внутреннее содержание судебного красноречия. Судебный оратор доказывает правильность своей позиции, анализирует свои аргументы и аргументы оппонента, раскрывая их состоятельность либо несостоятельность, а также объясняя суду, почему он должен принять во внимание одни факты и отвергнуть другие.

Судебная речь также характеризуется особым объемом и тематикой, которые строго ограничены рамками материалов конкретного рассматриваемого дела. Стороны обвинения и защиты интерпретируют одну и ту же информацию в своих целях. Подобная тактика требует от юриста особой гибкости и остроты мышления, применения специальных средств выразительности речи. Поэтому юридический язык является одним из самых сложных и в то же время одним из самых интересных профессиональных языков.

Стоит заметить, что культура речи юриста тесно связана с соблюдением норм этики общения. Ни в одной другой сфере они не переплетаются так тесно, как в юридической практике. Так, работники правоохранительных органов представляют собой закон и власть, они должны быть корректными в общении с людьми. Уголовно-процессуальное законодательство также устанавливает допустимые приделы психологического воздействия должностных лиц на участников правоотношений.

В речь юриста не допускается использование так называемого профессионального сленга, который засоряют речь вульгарными выражениями, однако на практике подобные выражения применяются, примерами такого сленга являются выражения «допрашиваемый раскололся», «ему грозит вышка», «терпила» и т.д.

Юридическая речь также не совместима с использованием слов из преступного жаргона, который в последнее время, к сожалению, широко распространился за пределы сферы своего изначального применения. Жаргон характеризуется не только внешней стороной выражения, но и внутренней, которая несет негативный отпечаток психологии и мировоззрения уголовного мира. Использование жаргона юристом является признаком профессиональной деградации. Кроме того, к юристам предъявляются повышенные требования с точки зрения грамотности, логичности, уместности, содержательности, этики высказывания.

Основная функция диалогической речи - коммуникативная.

Диалогическое речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.

Диалог - сложная форма социального взаимодействия.

Участвовать в диалоге иногда труднее, чем строить монологическое высказывание. Потому что осмысление своих замечаний, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Участие в диалоге требует сложных навыков аудирования и правильного понимания мыслей, выраженных собеседником; формулировки ответа на их собственное суждение, правильное выражение его средствами языка.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи.

Учащиеся школ должны уметь легко переходить в разговоре на новую тему, используя языковые средства с учетом ситуации общения. Недостаточная беглость, случайные неточности и неадекватное использование языковых средств не должны препятствовать естественному речевому общению [Программа обучения иностранным языкам. , 2002].

В методике обучения иностранным языкам сложились два пути обучения диалогической речи — дедуктивный и индуктивный.

При дедуктивном подходе обучение начинается с образца диалогического высказывания, рассматриваемого в качестве структурно-интонационного эталона, для построения подобных вариантов. Диалог-образец является диалогическим комплексом, он состоит из нескольких диалогических единств. Обучение начинается с того, что диалог прослушивается или прочитывается целиком, заучивается наизусть, затем происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов, и, наконец, учащиеся подводятся к умению ведения диалогов на ту же тему, что и разучиваемый, то есть по аналогии с образцом.

Сторонники такого подхода ссылаются на то, что в естественных условиях ребенок усваивает систему языка „сверху вниз”: от крупных интонационно-синтаксических блоков к их элементам, развитие идет путем вычленения элементов из целого, принадлежность к целому облегчает припоминание и т.п. (Верещагина И.Н.). Недостаток этого подхода в том, что он не развивает умение самостоятельно использовать языковой материал в речи.

Путь от целого диалога к усвоению его элементов приводит к тому, что наступает преждевременная автоматизация элементов в той взаимосвязи, в которой они употреблены в целом диалоге. Это ведет к его механическому заучиванию и ограничивает возможности свободного разговора в новых условиях.

Второй подход — индуктивный — предполагает путь от усвоения элементов диалога к самостоятельному его ведению на основе учебно-речевой ситуации. Этот подход приобретает все больше сторонников благодаря тому, что с первых же шагов направлен на обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи; становление речевых умений и навыков при таком пути происходит в процессе общения.

В соответствии с индуктивным путем обучения подготовка к ведению диалога включает: совершенствование психических механизмов диалогической речи; формирование навыков использования языкового материала, типичного для диалогической речи; овладение умением взаимодействовать с партнерами в условиях речевой ситуации.

Теперь остановимся на анализе частно-методических основ обучения диалогической речи. Более широкое освещение данное исследование получило в работах Пассова Е.И.

Ряд исследований полагает выделение следующих принципов обучения иноязычной речи в средней школе:

1. Принцип параллельного и взаимосвязанного формирования и совершенствование речевых лексико-грамматических навыков и элементарных умений диалогической речи;

2. Принцип ситуативно-тематической организации обучения диалогической речи;

3. Принцип поэтапности развития умений диалогической речи;

4. Принцип взаимосвязанного обучения диалогической и монологической речи;

5. Принцип максимальной активизации всех обучаемых;

1. Принцип параллельного и взаимосвязанного формирования и совершенствования речевых лексико-грамматических навыков и элементарных умений диалогической речи.

Формой организации условно - коммуникативных упражнений, целью которых является формирование и совершенствование навыков, может быть микродиалог. Многократное повторение микродиалогов внутри каждого упражнения и от упражнения к упражнению ведет не только к автоматизации языковых средств, но и развитию умений диалогической речи.

Существует 2 подхода к обучению говорения – индуктивный и дедуктивный.

Также ряд ученых выделяют следующие принципы обучения иноязычной речи в средней школе:

1. Принцип параллельного и взаимосвязанного формирования и совершенствование речевых лексико-грамматических навыков и элементарных умений диалогической речи;

2. Принцип ситуативно-тематической организации обучения диалогической речи;

3. Принцип поэтапности развития умений диалогической речи;

4. Принцип взаимосвязанного обучения диалогической и монологической речи;

5. Принцип максимальной активизации всех обучаемых;

Для развития умений диалогической речи большое значение имеют речевые упражнения. Они обеспечивают овладение подготовленной речью, с тем, чтобы позднее учащийся мог перейти к речевым упражнениям. Основная цель речевых упражнений применительно к обучению диалогу – овладение структурами вопроса, ответа, необходимыми клише и умением переносить их в другие ситуации.

типы упражнений для обучения диалогической речи.

Подготовительные упражнения – направлены на выработку элементарных умений, отработку клишированных фраз, которые помогут успешно выполнять речевые упражнения.

микробеседа. Это упражнение создает ситуацию естественного общения и даёт возможность запомнить аутентичную речь, а также помогает автоматизировать навыки грамматически правильной речи.

Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ . А. А. Князев . 2002 .

Полезное

Смотреть что такое "Диалогическая речь" в других словарях:

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенностей (см. диалог). Единицей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

диалогическая речь — условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в вопросно ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений реплик), широкое использование… … Толковый переводоведческий словарь

Диалогическая речь — (от греч. διάλογος беседа, разговор двоих) форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для Д. р.… … Лингвистический энциклопедический словарь

ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… … Литературный энциклопедический словарь

монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Синтаксис: Словарь-справочник

РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. См. диалогическая речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов



Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какой вид спора носит наиболее острый характер?

  • обсуждение
  • дискуссия
  • диспут
  • полемика
Вопрос 2

Как называется дискуссия на политическую тему?

Вопрос 3

Что характерно для диалогов-споров в отличие от диалогов-бесед?

  • конфликтность
  • частое включение монологических высказываний
  • непринужденность
  • спонтанность
Вопрос 4

Что характерно для дискуссии?

  • цель - достижение согласия
  • тема предполагает формулирование тезиса и антитезиса
  • произносится в рамках суда
  • цель - победа над противником любой ценой
Вопрос 5

Что, по мнению Д.С. Лихачёва, является признаком пустого спора? (по упр. 43)

  • участник спора заботится не об истине, а о победе над противником
  • участник спора не умеет выслушать противника, стремится его "перекричать", испугать обвинениями
  • участник спора в своей речи использует тропы и фигуры
Вопрос 6

Как, по мнению Д.С. Лихачёва, ведет себя "умный и вежливый спорщик"? (по упр. 43)

  • внимательно выслушивает своего противника
  • задает дополнительные вопросы противнику, если что-то непонятно
  • допускает правоту противника, даже если это касается нравственных принципов
Вопрос 7

Каких целей, по мнению Д.С. Лихачева, может достичь спорящий, который задает дополнительные вопросы? (по упр. 43)

  • противник не сможет возразить тем, что его "неправильно поняли", что он "этого не утверждал"
  • спорящий завоевывает симпатии среди тех, кто наблюдает за спором
  • спорящий выигрывает время, чтобы обдумать возражения, уточнить свои позиции в споре
  • спорящий проникает в мотивы убеждений противника
Вопрос 8

Что, по мнению Д.С. Лихачева, является "одним из самых больших интеллектуальных удовольствий"? (по упр. 43)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Найдите ошибки в оформлении предложений (на доске записаны схемы диалогов).

- Конструкции каких предложений были предложены вам? (передача чужой речи)

- Можете ли вы сформулировать тему нашего урока? (Диалог)

- По толкованию определите, о каких словах идёт речь в данных утверждениях:

1) Диалог, в котором аргументированно опровергается противоположное мнение (спор)

2) Спор, направленный на достижение истины (дискуссия).

3) Спор, направленный на победу над противоположной стороной (полемика).

5) Прения, обсуждение вопроса (дебаты).

- Спор, дискуссия, прения, полемика, дебаты – это диалогические жанры речи. (Запись темы урока в тетрадях).

- Познакомьтесь с определениями диалогических жанров речи с 43-44 (работа с учебником).

Учитывая правила формулирования аргументов в упр. 58, обоснуйте взгляд на ситуацию, предложенную в упр. 59.1.

Упр. 61. В упр. 62.3 Предложите свои варианты речевого оформления реплик, ориентированного на поиск истины.

Дискуссия. Класс делается на 4 группы.

Группа 1 приводит аргументы в защиту.

Группа 2 – аргументы против.

Группа 3 готовит 5 вопросов, уточняющих их позицию, первой группе.

Группа 4 – 5 вопросов второй группе.

Выступает лидер группы 1, излагает аргументы. Затем группа отвечает на вопросы группы 3.

Выступает лидер группы 2. Группа отвечает на вопросы группы 4.

Темы дискуссии на выбор из упр. 65.

Правила проведения дискуссии:

- Дать слово всем желающим.

- Обосновать свое мнение.

- Не отступать от темы.

- При обсуждении распределить роли.

- Стремиться к установлению многостороннего взгляда на проблему.

- Помнить о некорректных приемах и недопустимых аргументах при ведении дискуссии.

Рекомендации участникам дискуссии:

Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, воспользуйтесь ПОПС-формулой:

П – позиция (Я считаю, что…).

О – обоснование (…потому, что).

П – пример (Например,…).

С – следствие (…поэтому…).

Вопросы для коллективной рефлексии:

- Отклонялись ли мы от темы в ходе дискуссии?

- Принимал ли участие в обсуждении каждый участник группы?

- Были ли случаи монополизации обсуждения?

- Достигли ли вы цели, поставленной в начале рока?

Домашнее задание. Параграф 7, упр.64, 66 – составить памятку для спорящего.

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos – слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления - сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).

По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи. Эти ее особенности - проблемы сложного синтаксического целого, абзаца и т.п. изучает наука лингвистика (текста).

Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т.п.). Выделяют следующие типы монологов:

- монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:

Для овладевания МР необходимо развить следующие умения:

2. Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.

Диалогическая речь – жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные – монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

Главной особенностью диалогической речи является ее двусторонний характер. С точки зрения Л. П.Якубинского, «всякое взаимодействие людей есть именно взаимодействие, оно по существу стремится избежать односторонности, хочет быть двусторонним, диалогическим и бежит монолога». [Якубинский 1986: с. 32]. Иными словами, диалог являет собой межличностное общение, в нем взаимодействуют как минимум два собеседника, каждый из которых попеременно осуществляет роли отправителя или получателя информации. Эта постоянная смена ролей лингвистами считается основной отличительной чертой диалога.

Другой отличительной особенностью диалогического общения является эллиптичность, которая вызвана условиями общения. Присутствие единой ситуации, контактности собеседников, широкого использования невербальных элементов способствуют появлению контекстной догадки, позволяющей собеседникам сокращать языковые средства. Сокращенность проявляется на всех уровнях языка и касается в основном семантически избыточных элементов. Однако закон экономии не распространяется на выражение эмотивности речи, она не подлежит компрессии и получает свое полное выражение. Еще Л.С. Выготский считал, что сокращенность использует принцип сохранения предикативности: «В случае наличия общего подлежащего в мыслях собеседников понимание осуществляется сполна с помощью максимально сокращенной речи с крайне упрощенным синтаксисом" [Выготский 1999: 313]. Еще одна специфика диалогической речи состоит в стремлении партнеров по диалогическому общению быть точно понятыми собеседником. Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез отмечают, что в результате это «приводит к употреблению "лишних", дублирующих слов и фраз». [Гальскова Гез 2004: 203]

Спонтанность речи так же является характерной чертой диалогического высказывания, так как содержание и структура разговора напрямую зависят от реплик собеседников. Как пишут Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез, ряд признаков, характерных для диалогической речи, обуславливаются спонтанностью высказывания. Среди них можно выделить, в первую очередь, преобладание разговорных клише, нечеткую оформленность фраз, паузы нерешительности (хезитации), перебивания, перестройку фраз, изменение структуры диалогического единства. Диалогической речи свойственны эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются чаще всего в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств, рекуррентных готовых фраз и разговорных формул.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Главная цель в обучении диалогическому общению состоит в развитии у учеников умения успешно осуществлять речевое устное общение в различных ситуациях. По окончании школы любого типа учащиеся должны уметь:

а) общаться в условиях непосредственного контакта, т е. понимать и реагировать на устные высказывания партнера (в том числе носителя изучаемого языка) в рамках сфер, тематики и ситуаций, предусмотренных программой для школ конкретного типа;

б) рассказывать о себе и окружающем мире, о прочитанном и услышанном, выражая отношение к предмету высказывания или к полученной информации.

По окончании базового курса учащиеся должны осуществлять общение в наиболее типичных повседневных ситуациях. В речи учащихся допускаются ошибки, не нарушающие коммуникацию. Выпускники школ с углубленным изучением иностранных языков должны владеть таким набором речевых умений, которые позволили бы им общаться в большом количестве ситуаций; при этом также допускаются неточности с использованием языковых средств, а так же допускаются ошибки и недостаточная беглость, которые могут затруднять процесс общения. Подготовка выпускников гимназий и лингвистических лицеев должна отличаться таким уровнем, который позволил бы им пользоваться языком с учетом избранных профессионально ориентированных и личных интересов. Их высказывания должны характеризоваться разнообразием языковых средств, включая речевые и этикетные формулы, развернутостью и обоснованностью суждений. Учащиеся этих школ должны уметь легко переходить в разговоре на новую тему, используя языковые средства с учетом ситуации общения. Недостаточная беглость, случайные неточности и неадекватное использование языковых средств не должны препятствовать естественному речевому общению. [Гальскова Гез 2004: 206]

Согласно ФГОС, цели и задачи в обучении иностранному языку в средней школе заключаются:

1) В формировании дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) В формировании и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширении и систематизация знаний о языке, расширении лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшем овладении общей речевой культурой;

Здесь необходимо уточнить значение термина “допороговый уровень”.

В работе «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» ("Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment"), проведенной экспертами стран Совета Европы отражена систематизация подходов к преподаванию иностранного языка и стандартизация оценок уровней владения языком. «Компетенции» в понятной форме определяют, чем необходимо овладеть изучающему язык, чтобы использовать его в целях общения, а также какие знания и умения ему необходимо освоить для успешной коммуникации. Согласно системе CEFR знания и умения учащихся подразделяются на три крупных категории, которые далее делятся на шесть уровней:

AЭлементарное владение:

A1Уровень выживания;

A2Допороговый уровень;

BСамодостаточное владение:

B1Пороговый уровень;

B2Пороговый продвинутый уровень;

CСвободное владение:

C1Уровень профессионального владения;

C2Уровень владения в совершенстве.

Для каждого уровня описываются знания и умения, которые должен иметь учащийся в чтении, восприятии на слух, устной и письменной речи. Для допорогового уровня (А2) выделяют такие диалогические умения, как:

- умение общаться в простых типичных ситуациях, требующих непосредственного обмена информацией в рамках знакомых тем и видов деятельности;

- умение поддерживать предельно краткий разговор на бытовые темы.

Таким образом, можно сделать вывод, что при обучении диалогическому общению на данном этапе главная проблема, с которой сталкиваются ученики и преподаватель – отсутствие у учащихся навыков ведения связного диалога, не прибегая к помощи извне. Опоры в обучении диалогическому общению значительно облегчают этот процесс.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

2. В каком древнем государстве риторика считалась царицей всех наук?

3. Кто считается основоположником теории риторической науки?

4. Кто был автором первого русского учебника по риторике?

б) М. В. Ломоносов

в) А. Ф. Мерзляков

г) М. М. Сперанский

5. К видам речевой деятельности не относится:

6. Определите жанр диалогической речи:

г) адвокатская речь

7. Вид речевой деятельности, направленный на продуцирование высказывания и осуществляемый без участия непосредственного собеседника – это:

8. Труд «Красное руководство к красноречию» принадлежит перу:

а) Н.Ф. Кошанского

в) М.М. Сперанского

г) М.В. Ломоносова

9. В случае если вам трудно отвечать на вопросы гражданина, вступившего с Вами в разговор на улице, то вы, исходя из культуры общения, должны:

а) нагрубить ему

б) поругаться с ним, даже спровоцировать драку

в) презрительно посмотреть и усмехнуться

г) промолчать; встать и уйти

10. От чего во многом зависит успех общения?

а) насколько удачно выбрана тема разговора

б) в каком месте происходит общение

в) с кем Вы разговариваете: мужчина это, или женщина

г) в какой одежде Вы завели разговор

11. Кто автор свода правил поведения и наставлений в житейской мудрости «Об обращении с людьми»:

в) Адольф фон Книге

12. С помощью чего, по мнению народа, должен обогащаться человек, развивать свой интеллект, узнавая новое, неизвестное, поучительное?

а) общение, речь, народная мудрость

б) буквы, слоги, слова

в) отрывки из текста

г) сенсомоторные, тактильные ощущения

13. Определите пословицу, наиболее полно выражающую отрицательное отношение к пустым разговорам, сплетням:

а) Хорошую речь хорошо и слушать

б) Много наговорено, да мало сказано

в) Слово не зря молвится

г) В чужой беде всяк ума наберется

14. Определите наиболее точный смысл пословицы «Умей вовремя сказать, вовремя

а) знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему

б) обязательно перебей того, кто говорит, на твой взгляд, ерунду

в) будь скромен, не пытайся выразить свою точку зрения при других

г) твое мнение все равно никому не интересно, лучше оставить его при себе

15. В какой среде наиболее частотно употребление делового общения?

а) трудовой коллектив, организация производства, предпринимательская деятельность

б) дом, общение с родителями, детьми

в) ЗАГС, кафе, больница, гостиница

г) коллектив мотоциклистов, футбольная команда, круг рабочих завода

16. В произведении какого писателя есть отличное описание разных форм обращения, принятых в чиновничьей среде царской России?

а) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

б) Л.Н.Толстой «Война и мир»

в) Ф.М. Достоевский «Идиот»

г) Н.В. Гоголь «Мертвые души»

17. Назовите специфическую особенность делового общения.

г) обязательная закрепленность на бумаге

18. Что отражает накапливающийся опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп (в деловых кругах):

а) Конституция РФ

б) Деловой этикет

г) Уголовный Кодекс РФ

19. Деловое общение – это процесс развития контактов между людьми:

а) при исполнении служебных вопросов

б) в личном плане

в) в корыстных целях для своей работы

г) в повседневном общении

20. Специфической особенностью делового общения является:

а) неограниченность во времени

б) отсутствие норм и правил

в) разговор по душам

21. Письменный вид делового общения – это

а) записки разного характера

б) конспекты лекций

в) многочисленные служебные документы

г) все варианты верны.

22. Деловой этикет не включает в себя:

а) правила приветствия и представления

б) регламентацию поведения при презентации, на приеме, за столом

в) как дарить и принимать сувениры, как пользоваться визитными карточками

г) приказы подчиненного для руководителя

23. Важным элементом деловой беседы является умение:

24. Какие задачи включает в себя первая фаза деловой беседы?

а) установление контакта с собеседником

б) создание приятной атмосферы для беседы

в) привлечение внимания к предмету собеседования

г) все варианты верны

25. В деловом общении нет места для:

г) все варианты верны

26. Владение культурой телефонного разговора означает следующее:

а) перед особо ответственными телефонными переговорами делают нужные записи на

б) завершая деловой разговор по телефону, благодарят собеседника и желают ему успеха;

в) набирают номер телефона только тогда, когда твердо уверены в его правильности;

г) все варианты верны.

27. Что излагалось в книге « Правила светской жизни и этикета»

а) правила хорошего тона

б) советы к ведению повседневной разговорной речи

в) правила воспитания

г) правила разговора для поведения в свете

28. В работе данного оратора нашло отражение римская риторика. Он видел в ораторе идеал человека и красноречие для него стоит выше, чем астрономия, математика и др. науки. О ком идет речь?

29. С чего начинается подготовка к любому выступлению:

а) с названия темы

б) с определения темы

в) с отработки навыков

г) с внешнего вида

30. Что должно отражать название темы:

а) содержание выступления

б) особенности аудитории

в) индивидуальные особенности выступающего

г) нет правильного ответа

31. Деление речи на вступление, изложение, разработку” относится к:

г) выбору материала

32. О каком принципе идет речь: “Распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора”:

а) принцип экономии

б) принцип усиления

в) принцип органического единства

г) принцип выражения речи

33. Кому принадлежат следующие слова: «Многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь»:

34. О каком методе идет речь: “Изложение материала от общего к частному”:

г) метод аналогии

35. Самое эффективное средство завоевания внимания слушателей:

а) вопросы к аудитории

в) громкое чтение

г) неуместные шутки

36. Что может быть причиной тревожного состояния оратора перед выступлением?

а) недостаточная подготовленность оратора к выступлению

в) маленькая аудитория

г) семейные проблемы

37. О чем нужно подумать после выбора темы?

а) о формулировке темы

38. Кому принадлежат следующие советы: “Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова, широко используйте возможности участия в различных дискуссиях”:

г) К. Д. Ушинскому

39. Сколько этапов лежит в основе классической схемы ораторского искусства?

40. Существует 3 основных элемента речевой техники. Выберите лишний элемент:

41. «Общего у всех людей только одно: все они разные». Именно поэтому и возникает такое понятие как :

42. Постоянная работа над повышением культуры устной и письменной речи это:

а) повседневная подготовка

б) подбор материала

г) составление плана

43. В ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа. Выберите неверный ответ.

а) до коммуникативный

в) пост коммуникативный

г) владение техникой речи

44. Что такое «композиция»?

а) соcтавление, изложение

б) составление, сочинение

в) сочинение, изложение

45. Приступая к работе над композицией необходимо иметь:

46. Что рекомендуется составить после выбора темы выступления?

а) предварительный план

47. Когда литература изучена, тема обдумана и собран фактический

материал необходимо составить:

б) коллективный план;

г) предварительный план.

48. Как называется взаимное расположение частей, краткая программа какого-либо изложения:

49. Что рекомендуется составить оратору на основе рабочего плана?

а) основной план

б) предварительный план

в) тезисный план

50. Из скольких главных элементов состоит композиция?

51. Какие элементы должны быть чаще всего в центре внимания?

а) вступления и главная часть

б) главная часть

в) вступления и заключения

52. Как называется начало речи, первые фразы в выступлении?

б) главные слова речи

в) начальные слова

г) нет верного ответа

53. Как называется важная композиционная часть в конце выступления?

а) главная часть

б) вводная часть

54. Какие органы речи относятся к пассивным?

55. Какие органы речи относятся к активным?

56. Какой речевой орган участвует в звукообразовании?

б) грудная полость

в) верхнее отверстие гортани

г) желудочки гортани

57. Какая речь может принадлежать человеку, уверенному в себе, который не видит

необходимости доминировать в разговоре или привлекать к себе внимание?

в) медленная речь

58. В каком состоянии человека звуковая вибрация голоса понижается, голос садится,

59. В какой речи пауза возникает чаще всего неожиданно?

а) медленная речь

б) запинающая речь

60. Какое качество профессионального речевого голоса носит название динамического диапазона голоса?

61. Что такое речевой такт?

а) четкая смысловая группировка слов (смысловые блоки)

б) отдельные слоги

в) отдельные слова

г) нет правильного ответа

62. От радости в зобу дыханье сперло. Где в данном предложении ставится интонационно-логическая пауза?

а) От // радости в зобу дыханье сперло

б) От радости в зобу // дыханье сперло

в) От радости // в зобу дыханье сперло

г) От радости в зобу дыханье // сперло

63. Кто из известных русских ораторов требовал от говорящего публично располагать в рассуждении свои мысли так, чтобы каждая из них содержала в себе как бы зародыш следующей?

64. Звук, порождаемый периодическим колебанием воздуха это:

в) интенсивность голоса

г) сила звучания

65. Громкость речи усиливает взаимодействие тона и :

г) нет правильного ответа

66. Что ускоряет темп речи?

а) чувство восторга, радости, гнева

67. Как с латинского языка на русский язык переводится слово "tempus"

68. Виды пауз, применяемые в устной речи?

а) психологическая, ситуативная

б) интонационно-логическая, интонационно-синтаксическая

г) все ответы верны

69. Господствующий жанр риторики эпохи Средневековья:

а) церковное красноречие

б) публичное красноречие,

в) судебное красноречие,

г) университетское красноречие

70. В какой период зарождается университетское красноречие:

71. Чем характеризуется риторика эпохи Возрождения:

а) появляется судебное красноречие

б) появляется торговая (деловая) и парламентская разновидности красноречия,

в) появляется университетское красноречие

г) возрождается церковная риторика

72. Яркий представитель риторики Средневековья:

а) Иоанн Златоуст

в) Фома Аквинский

73. Какой смысл вкладывал М. В. Ломоносов в понятие «риторика»:

а) риторика есть наука красно говорить и писать

б) риторика есть наука достойно говорить

в) риторика есть наука умение убедить собеседника

г) риторика есть наука красиво говорить и писать

74. В каком году увидела свет книга М. В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике,

на пользу любителей сладкоречия сочиненного»?

75. Особенность книги М.В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике, на пользу

любителей сладкоречия сочиненного»:

а) в нем содержатся образцы произведений отечественных и европейских ораторов

б) множество цитат античных ораторов

в) использование трехштильной лексики

г) рассматривается история развития риторики до 18 века

76. Отличительный признак средневековой риторики:

а) схоластическая направленность

б) неиспользование проповеди

в) эстетический характер

г) разработка ораторского стиля

77. Сближение риторики с литературой характерно для:

а) античной риторики

б) средневековой риторики

в) риторики эпохи Возрождения

г) современной риторики

78. Оратор - это человек умеющий говорить красно. Что означает слово "красно"?

79. К техническим средства оратора относится:

80. Как называются слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав, понятные лишь жителю данной местности?

Культура речи является важнейшей составной частью юридической риторики. Требования к культуре речи юриста соответствуют общим риторическим нормам и правилам, о которых говорилось в предыдущем параграфе, но имеют определенные особенности, связанные со спецификой профессиональной деятельности. Юрист постоянно находится в общении с людьми, решает их правоотношения. Его коммуникативная деятельность характеризуется познавательным, организаторским, удостоверительным и воспитательным аспектами. Она требует от служителя юридической профессии высокой общей культуры и образования, нравственных и интеллектуальных качеств, хорошей коммуникабельности. На одном из первых мест стоит требование высокой культуры речи.

Юридическая речь очень специфична. Общение осуществляется в рамках определенного правового поля отношений, оговоренных в каждом конкретном случае нормами права, а также служебными полномочиями и задачами юриста как должностного лица. Речь юриста диалогична, почти всегда персонифицирована, обращена к конкретной личности и имеет четкую правовую цель. С одной стороны в общении участвует юрист (прокурор, следователь, адвокат, судья и т. д.), с другой – объект правоотношений (подозреваемый в преступлении, правонарушитель, пострадавший, свидетель, потерпевший или другие лица).

Юристу приходится решать разнообразные коммуникативные задачи в различных речевых формах. Он должен уметь аргументированно излагать свои мысли в устной и письменной форме, убедительно выступить в судебном заседании, вести допрос, задушевную или воспитательную беседу, предметно, последовательно и конкретно ставить вопросы, анализировать ответы и т. д. С этим связана особая сложность юридической речи. В ней представлены все жанры и виды речи: юридические документы, монолог (судебная речь, лекции и доклады по правовой тематике, инструктажи и информации), диалог (допрос, беседа, полемика, деловые переговоры), речи убеждающие, побуждающие к действию, информационные, сокровенные и агитационные и т. д.

Одна из особенностей речи юриста состоит в насыщенности профессиональной терминологией. В результате нередко затруднен контакт с собеседниками из непрофессиональной среды, что требует умелого обращения с юридическими понятиями и определениями, применения различных приемов их пояснения и разъяснения.

Для устной юридической речи характерно разнообразие стилей. Например, при обсуждении проблем законотворчества и юридической экспертизе законопроектов может применяться научный стиль речи. Выступлению государственного обвинителя в судебном заседании свойствен официально-деловой стиль. Защитительные речи адвокатов в зависимости от целей, которые ставит перед собой защитник (опровергнуть доводы обвинения, смягчить обвинение и т. п.), могут произноситься в официально-деловом стиле, публицистическом либо в их сочетании.

Важной особенностью юридической риторики является исключительно высокая ответственность автора речи за свои слова. Юридические ошибки, необъективные оценки способны серьезно повлиять на решение человеческой судьбы, даже искалечить жизнь человеку. Поэтому фундаментом юридической речи должно служить глубокое изучение обстоятельств дела и их безукоризненная правовая оценка. Говорить хорошо в суде, значит, говорить по существу, тщательно анализируя материалы дела, опираясь на нормы права, говорить объективно, доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.

Особенность судебной риторики заключается и в том, что судебные речи служат строго определенной цели – выяснению истины. Основу убедительности таких речей составляет доказательство, основанное на установленных фактах и объективных исследованиях, безупречной логике рассуждений. Поэтому культура речи судебного оратора во многом характеризуется его умением выполнять три взаимосвязанные функции – выяснять, доказывать, убеждать, которые определяют, по существу, внутреннее содержание судебного красноречия. Судебный оратор доказывает правильность своей позиции, анализирует аргументы оппонента, раскрывает несостоятельность, с его точки зрения, приводимых процессуальным партнером доказательств, объясняет, почему, по его мнению, суд должен принять во внимание одни факты и отвергнуть другие.

Отличительной чертой судебной речи является также то обстоятельство, что ее объем и тематика строго ограничены конкретными материалами рассматриваемого дела, которыми пользуются оба процессуальных партнера. Стороны обвинения и защиты интерпретируют в своих целях одну и ту же информацию, которая установлена в ходе судебного следствия. Это требует от оратора особой остроты, гибкости мышления и особых средств выразительности речи.

Профессиональная специфика юридической риторики, отмечает Н. Н. Ивакина, делает юридический язык одним из самых трудных, но одновременно одним из самых интересных профессиональных языков.

Культура речи юриста тесно связана с проблемой нравственности оратора, соблюдения норм этики общения. Пожалуй, ни в одной другой сфере не переплетаются так тесно, как в юридической практике, служебная деятельность и этика правоотношений. Работники правоохранительных органов представляют закон и власть. Они, как никто иной, должны быть корректными в отношениях с людьми. Уголовно-процессуальное законодательство устанавливает допустимые пределы психологического воздействия должностных лиц на других участников правоотношений.

Важно правильно определить границу между речевыми приемами, направленными на установление истины, и теми, которые переходят в психологическое насилие над личностью, несовместимое с принципами уголовного процесса. Правомерное словесно-психологиче-ское убеждение, в отличие от насилия, не вымогает информацию, а, вмешиваясь во внутренние психические процессы человека, формирует его правильную позицию, сознательное отношение к гражданским обязанностям.

Учить уважать закон других имеет право только тот, кто сам свято чтит его и соблюдает. Опасно, отмечают специалисты, когда с течением времени профессиональная бдительность юриста перерастает в подозрительность, ощущение власти во вседозволенность, критичность в общее недоверие, самообладание в бездушие, черствость, убежденность в собственной непогрешимости и превосходстве.

В речи юриста недопустимо использование так называемого «профессионального» сленга, засоряющего речь вульгарными выражениями. Примерами такого сленга могут служить выражения: «веду железное дело», «допрашиваемый раскололся» (дал правдивые показания), «ему грозит вышка» (высшая мера наказания), «законвертовал подозреваемого» (получил у прокурора санкцию на арест) и др.

Юридическая речь несовместима с использованием преступного жаргона, который, к сожалению, вышел за пределы специфической сферы общения. Жаргон имеет не только внешнюю сторону выражения (язык, словарь), но и внутреннюю, выражаемую, т. е. несет определенный заряд психологии и мировоззрения уголовного мира. Использование жаргона юристом является признаком профессиональной деградации.

К речи юриста предъявляются повышенные требования с точки зрения грамотности, содержательности, логичности, релевантности (уместности) и коммуникативной целесообразности, эстетики высказывания.

Она должна отвечать следующим важнейшим качествам:

- быть информативной, содержательной. Содержательность определяется ценностью и актуальностью информации, умением выступающего выбирать, анализировать и обобщать факты, делать выводы и вносить конкретные предложения;

- быть понятной, доступной для восприятия. Юрист обязан говорить лаконично, предельно конкретно, доступным языком, доходчиво разъяснять различные понятия, учитывать способности восприятия собеседника. Наиболее понятен такой язык, который близок интересам и жизненным потребностям слушателя;

- быть чистой и ясной. Это достигается глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов;

- быть объективной и юридически точной в описании и оценке событий и действий лиц, в них участвовавших;

- быть нравственно выверенной и эмоционально уравновешенной, сдержанной. Юрист не должен давать волю своим чувствам, обязан быть сдержанным в выражении эмоций;

- быть умеренной в употреблении художественных средств выразительности и уместной в их использовании. Еще П. С. Пороховщиков предупреждал, что «красота и живость речи уместны не всегда. Можно ли щеголять изяществом слога, говоря о результатах медицинского исследования мертвого тела, или блистать красивыми выражениями, передавая содержание гражданской сделки».

В современной судебной речи, в отличие от речей дореволюционных русских ораторов, выступавших перед судом присяжных, больше ценятся рациональные аргументы и доводы, чем психологические, эмоциональные и художественные средства воздействия.

Культура речи юриста – совокупность очень многих составляющих как общего риторического плана, так и специфически профессионального. Юридическая речь отличается безупречной правовой и содержательной точностью, объективностью, логичностью, нравственностью, высокой коммуникативной целесообразностью. Только при соответствии этим требованиям она способна выполнить свое предназначение – уяснение и исполнение норм закона.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы социальные функции устной публичной речи?

2. Какова связь законов психологии с риторикой?

3. Что такое стиль речи? Назовите основные стили и охарактеризуйте их особенности.

4. Каковы особенности устной и письменной речи?

5. Что необходимо оратору, чтобы свободно импровизировать, выступая публично?

6. Каковы причины, вызывающие скованность молодых авторов на трибуне? Как с этим бороться?

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: