Заявление в суд как акт прокурорского реагирования

Обновлено: 07.05.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание действий прокурора при проведении проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Оспаривание действий прокурора при проведении проверки

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 10 "Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Арбитражный суд удовлетворил требование военного прокурора о привлечении акционерного общества к административной ответственности за строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство, признав ошибочным вывод нижестоящего суда о том, что у прокурора не имелось правовых оснований для проведения проверки, поскольку в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (инцидентный характер), но и в инициативном порядке (самостоятельно). Судом установлено и материалами дела подтверждено, что прокурором во исполнение задания военной прокуратуры на основании решения в отношении общества проведена проверка соблюдения требований законодательства о капитальном строительстве объектов. Проверка проведена прокурором в инициативном порядке при наличии достаточных оснований; оспариваемые действия совершены в рамках предоставленных Законом о прокуратуре полномочий. Суд указал, что служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, так и в любых открытых источниках. С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях (ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", п. 5.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 2-П).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 22 "Полномочия прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Арбитражный суд отказал в удовлетворении требования АО о признании недействительным представления межрайонной прокуратуры, согласившись с мнением нижестоящего суда о том, что выход из строя индивидуальных приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах (истечение межповерочного интервала) установлен обществом в ходе проведения комиссионного обследования индивидуальных приборов учета, результаты которого отражены в актах. При этом перерасчет платы за электроэнергию собственникам помещений на основании указанных актов осуществлен за период, предшествующий моменту обнаружения неисправности приборов. На основании этого плата за коммунальную услугу, поставленную потребителю за расчетный период, в случае выхода из строя прибора учета может определяться исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, только начиная с даты, когда наступило указанное событие (в данном случае - с даты обнаружения заявителем неисправности прибора), суд верно указал на неправомерность перерасчета платы за предшествующий период, осуществленного обществом. Таким образом, оспариваемое представление соответствует нормам действующего законодательства, поскольку прокурор, реализуя указанные полномочия, вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Оснований для признания нарушенными прав и законных интересов заявителя не имеется (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оспаривание действий прокурора при проведении проверки

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Прокурорская проверка: правовой и практический аспекты
(Бывальцева С.Г., Байрамов Б.Б.)
("Законность", 2021, N 9) Полагая, что в качестве такой информации должны служить исключительно обращения, направленные в органы прокуратуры, поднадзорные субъекты оспаривают действия прокуратуры по проведению проверки на том основании, что в решении прокурора о проведении проверки не установлены основания для ее проведения, а поручение вышестоящей прокуратуры, на основании которого проводится проверка, не может служить основанием для проведения проверки. Так, ООО "Парус" обжаловало действия заместителя, старшего помощника и помощников Камышловского межрайонного прокурора по проведению проверки на том основании, что проверка проводилась по поручению прокуратуры Свердловской области, которое не может быть основанием для проведения проверки .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Невыполнение требований прокурора - привлечение к административной ответственности
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2019, N 7) Верховный Суд РФ по этому делу указал, что на момент привлечения Я. к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП еще не было принято окончательное решение по поданному им административному иску к прокурору, в котором в том числе оспаривалась законность начала прокурорской проверки. Я. стремился действовать в рамках закона, просил прокурора установить новый срок представления запрашиваемых документов, в чем ему было отказано. В решении суда первой инстанции не было указано, в чем заключалось умышленное невыполнение требований прокурора. При таких обстоятельствах решение о привлечении Я. к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП было отменено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения .

Нормативные акты: Оспаривание действий прокурора при проведении проверки

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022) 6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц;

Основанием для обращения прокурора в суд в интересах гражданина является его обращение. Строго установленной формы обращения в прокуратуру нет. Оно может быть составлено в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (можно без ссылок на конкретные нормы закона), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где оно допущено. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес заявителя, наименование органа или должностного лица, которому оно направлено, дата, личная подпись, изложено существо вопроса. В заявлении лучше как можно более тщательно изложить фактические обстоятельства, указать адреса и телефоны нарушителей прав. Обращение пишется на имя прокурора того района, в котором находится организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Заявление, жалоба или обращение могут быть представлены для рассмотрения прокурору: на личном приеме; по почте; по электронной почте; через Интернет-приемную на официальном сайте. Исковое заявление инициируется прокурором не в любом случае, а только если в результате проведенной проверки будут установлены нарушения законодательства, влекущие ущемление прав заявителя, подтвержденное доказательствами. В соответствии с нормами действующего законодательства иск может быть подан прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратится в суд. Указанные ограничения не распространяются на заявления прокурора, основания для которых являются обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав граждан, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение право на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. На заявления прокурора распространяются те же сроки исковой давности и процессуальные сроки, которые действуют в отношении граждан. В случае пропуска срока исковой давности или процессуального срока по уважительной причине необходимо ставить перед судом вопрос о его восстановлении. В гражданском и административном судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц. Процессуальный закон не относит его ни к сторонам, ни к третьим лицам, ни к лицам, обращающимся за защитой прав и свобод других лиц, ни к заинтересованным лицам. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, 39 КАС РФ выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление. Сущность участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве четко выражена в законе: прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия. Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска (ч.2 ст. 45 ГПК РФ). Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Процессуальным истцом, по иску заявленным прокурором в интересах гражданина, является сам гражданин. В соответствии с нормами действующего законодательства неявка истца не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Истцу необходимо заранее поставить в известность в суд о том, что он будет отсутствовать, например посредством телефонного звонка, путем подачи письменного заявления о рассмотрении дела в его отсутствие. Вместе с тем, при рассмотрении дела по существу, в случае установления судом необходимости обязательного участия истца в судебном заседании и дачи им пояснений по делу, суд может возложить на истца обязательную явку в судебный процесс. Незаконные и необоснованные судебные решения и определения как по искам и заявлениям прокуроров, так и по делам, в которых предусмотрено обязательное участие прокурора, подлежат обжалованию в вышестоящий суд. Работа по предъявлению прокурором исков, заявлений в интересах граждан, государства и общества может считаться завершенной лишь в случае исполнения судебных решений на добровольной основе или путем принудительного исполнения. Исполнение судебных актов находится на контроле прокуратуры.

Прокуратура
Сахалинской области

Прокуратура Сахалинской области

25 июня 2021, 18:55

Обращение прокурора в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав граждан

Основанием для обращения прокурора в суд в интересах гражданина является его обращение. Строго установленной формы обращения в прокуратуру нет. Оно может быть составлено в произвольной форме с описанием существа допущенного нарушения (можно без ссылок на конкретные нормы закона), с указанием сведений о нарушителе либо организации, где оно допущено. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес заявителя, наименование органа или должностного лица, которому оно направлено, дата, личная подпись, изложено существо вопроса. В заявлении лучше как можно более тщательно изложить фактические обстоятельства, указать адреса и телефоны нарушителей прав. Обращение пишется на имя прокурора того района, в котором находится организация или проживает лицо, допустившее нарушение закона. Заявление, жалоба или обращение могут быть представлены для рассмотрения прокурору: на личном приеме; по почте; по электронной почте; через Интернет-приемную на официальном сайте. Исковое заявление инициируется прокурором не в любом случае, а только если в результате проведенной проверки будут установлены нарушения законодательства, влекущие ущемление прав заявителя, подтвержденное доказательствами. В соответствии с нормами действующего законодательства иск может быть подан прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратится в суд. Указанные ограничения не распространяются на заявления прокурора, основания для которых являются обращения граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав граждан, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение право на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. На заявления прокурора распространяются те же сроки исковой давности и процессуальные сроки, которые действуют в отношении граждан. В случае пропуска срока исковой давности или процессуального срока по уважительной причине необходимо ставить перед судом вопрос о его восстановлении. В гражданском и административном судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц. Процессуальный закон не относит его ни к сторонам, ни к третьим лицам, ни к лицам, обращающимся за защитой прав и свобод других лиц, ни к заинтересованным лицам. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, 39 КАС РФ выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление. Сущность участия прокурора в гражданском и административном судопроизводстве четко выражена в законе: прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия. Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска (ч.2 ст. 45 ГПК РФ). Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Процессуальным истцом, по иску заявленным прокурором в интересах гражданина, является сам гражданин. В соответствии с нормами действующего законодательства неявка истца не является препятствием к рассмотрению дела по существу. Истцу необходимо заранее поставить в известность в суд о том, что он будет отсутствовать, например посредством телефонного звонка, путем подачи письменного заявления о рассмотрении дела в его отсутствие. Вместе с тем, при рассмотрении дела по существу, в случае установления судом необходимости обязательного участия истца в судебном заседании и дачи им пояснений по делу, суд может возложить на истца обязательную явку в судебный процесс. Незаконные и необоснованные судебные решения и определения как по искам и заявлениям прокуроров, так и по делам, в которых предусмотрено обязательное участие прокурора, подлежат обжалованию в вышестоящий суд. Работа по предъявлению прокурором исков, заявлений в интересах граждан, государства и общества может считаться завершенной лишь в случае исполнения судебных решений на добровольной основе или путем принудительного исполнения. Исполнение судебных актов находится на контроле прокуратуры.

Обращение прокурора в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор активно использует предоставленное ему право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Однако такое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, положения данной статьи нацелены в первую очередь на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т. д.), имея в виду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Прокурор в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление, также может быть предъявлено прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом, независимо от того в чьих интересах предъявлен иск, прокурору необходимо обосновать, в чем конкретно заключаются интересы, какое право нарушено.

Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Прокурор является представителем государства и защищает публичные интересы.

Прокурор не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовой заинтересованности и на него не распространяется сила судебного решения; к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор также не может быть и судебным представителем стороны или третьего лица. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора поможет не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дела. По делам, возбужденным прокурором, обязательно извещается и вовлекается в процесс в качестве истца то лицо, в интересах которого предъявлен иск.

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ст. 131 ГПК РФ.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца: он может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предъявлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, обжаловать судебные постановления.

В то же время прокурор не вправе заключить мировое соглашение, он не несет судебных расходов. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск, права требовать продолжения процесса (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ). Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Это соответствует тому положению, что прокурор не имеет материально-правового интереса и не вправе им распоряжаться.

Действующее законодательство предусматривает возможность обжалования в порядке гражданского судопроизводства действий (бездействия) должностных лиц и органов прокуратуры. Порядок обжалования предусмотрен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявление об обжаловании действий (бездействия) может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Решение, принятое прокурором по результатам рассмотрения заявлений и жалоб, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Вместе с тем, решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Юридические лица вправе обжаловать направленные в их адрес акты прокурорского реагирования при несогласии с указанными в них требованиями. С заявлениями такого рода они могут обратиться в суд по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, либо к вышестоящему прокурору.

Прокуратура
Московской области

Прокуратура Московской области

23 апреля 2014, 00:00

Судебный порядок обжалования действий органов прокуратуры

Действующее законодательство предусматривает возможность обжалования в порядке гражданского судопроизводства действий (бездействия) должностных лиц и органов прокуратуры. Порядок обжалования предусмотрен главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявление об обжаловании действий (бездействия) может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.

К решениям, действиям (бездействию), оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Решение, принятое прокурором по результатам рассмотрения заявлений и жалоб, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Вместе с тем, решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Юридические лица вправе обжаловать направленные в их адрес акты прокурорского реагирования при несогласии с указанными в них требованиями. С заявлениями такого рода они могут обратиться в суд по месту нахождения органа, должностного лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, либо к вышестоящему прокурору.

Подборка наиболее важных документов по запросу Обращение прокурора с иском (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обращение прокурора с иском

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 22 "Полномочия прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" "Проанализировав положения пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статей 23 и 28 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 39, части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у прокурора права на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 23 "Протест прокурора" Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" "Проанализировав положения пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статей 23 и 28 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 39, части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у прокурора права на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами, в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации."

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: