Заявление приставу о привлечении к административной ответственности за неуплату алиментов

Обновлено: 24.04.2024

Пленум Верховного Суда РФ принял постановление по вопросам, возникающим в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 г. № 6).

В документе обращено внимание, в частности, на следующее.

Для привлечения к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП период неуплаты алиментов должен составлять не менее 2 месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства. Течение этого срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Например, в случае невыполнения обязанности по уплате ежемесячного платежа по алиментам в январе (невнесение денежных средств в течение января) двухмесячный срок начнет исчисляться с 1 февраля, а событие административного правонарушения может иметь место начиная с 2 апреля.

Уважительными причинами неуплаты алиментов могут быть признаны такие обстоятельства, при которых неуплата алиментов имела место независимо от воли лица, обязанного уплачивать алименты, например:

  • в связи с его болезнью (нетрудоспособностью);
  • по вине других лиц (в частности, в связи с невыплатой зарплаты работодателем, задержкой или неправильным перечислением банком сумм по алиментам);
  • вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • ввиду прохождения лицом военной службы по призыву и т.д.

Не может рассматриваться в качестве уважительной причины неуплаты алиментов несогласие плательщика с размером подлежащих уплате сумм. В таком случае лицо вправе разрешить вопрос об изменении размера алиментов в порядке, предусмотренном законом (ст. 101, ст. 102, ст. 119 Семейного кодекса).

Не может расцениваться как основание для признания причины неуплаты алиментов уважительной и сам по себе факт совместного проживания лица, обязанного уплачивать алименты, с получателем алиментов.

Неуплата алиментов в период отбывания лицом, обязанным уплачивать алименты, наказания в местах лишения свободы также не является безусловным основанием для его освобождения от административной ответственности. В этом случае суду необходимо проверить, в частности, привлекалось ли такое лицо в период отбытия наказания к оплачиваемому труду, не отказывалось ли оно от работы без уважительных причин.

Причины неуплаты алиментов, перечень которых не является исчерпывающим, во всех случаях подлежат оценке с указанием в постановлении по делу об АП мотивов, по которым судья с учетом установленных обстоятельств дела, в том числе материального и семейного положения плательщика, пришел к выводу о том, почему конкретные фактические обстоятельства отнесены либо не отнесены им к числу уважительных причин неуплаты алиментов.

Перечисление алиментов, назначенных судом или зафиксированных в нотариальном соглашении, должно происходить ежемесячно. Если должник на протяжении 2 и более месяцев не переводит деньги, скрывается от приставов и взыскателя, его действия будут рассматриваться как уклонение от выплаты алиментов. Помимо взыскания суммы долга в принудительном порядке, может возбуждаться уголовное или административное дело.

Пристав обязан сам привлечь должника к административной ответственности, если получит сведения о просрочке по алиментам. Однако такое же требование может предъявить взыскатель. Для этого подается заявление в адрес пристава, ведущего производств.

Для наказания по ст. 5.35.1 КоАП РФ будут проверяться следующие обстоятельства:

  • алиментные обязательства должны подтверждаться судебным актом или нотариальным соглашением;
  • взыскание алиментов должно происходить по исполнительному производству (если взыскатель не предъявил исполнительный документ к удержанию, должник не понесет ответственность);
  • административным проступком признает просрочка по алиментам 2 и более месяца, допущенная без уважительных причин;
  • общий размер задолженности не имеет значения для привлечения к ответственности, а принудительным удержанием просрочки займется пристав.

Возбуждение и расследование административного дела по ст. 5.35.1 КоАП относится к компетенции службы ФССП. Подать заявление может сам взыскатель, либо его представитель по доверенности. При обращении к приставу желательно указать в заявлении сведения о фактическом месте проживания должника. Это позволит ускорить процедуру рассмотрения дела и добиться восстановления выплат. Если информация о должнике неизвестна, пристав обязан провести его розыск.

Если аналогичная просрочка будет допущена должником повторно, его можно привлечь уже не к административной, а уголовной ответственности. Для этого должно соблюдаться дополнительное условие – с момента завершения административной санкции должно пройти не более 1 года.

районного отдела судебных приставов города_____ (название)

УФССП по ________________ ___________ (название региона) — старшему судебному приставу

От взыскателя _________(Ф.И.О.)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о привлечении должника к административной ответственности

В _________________(наименование) районном отделе судебных приставов г.__________ (название) на исполнении находится исполнительное производство № __________ (указать №), возбужденное ___________ (указать дату ДД.ММ.ГГ). на основании _________________(указать наименование исполнительного документа) № ______________ (№ исполнительного документа, присвоенный выдавшим органом), выданного _______________ (указать выдавший орган) о взыскании с должника __________ (Ф.И.О.) в пользу взыскателя (Ф.И.О. или наименование) алиментов в размере ______ (указать долю взыскания) от доходов ежемесячно.

В настоящее время у должника имеется задолженность, алименты не выплачиваются с _______ (указать дату).

Согласно ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет назначение административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, ст. 50 ФЗ «Об исполнительном производстве»

ПРОШУ:

Привлечь должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Как составить заявление?

Такое заявление вы можете составить в свободной форме, причем указывать начальника осп, как в нашем образце мы рекомендуем только в том случае, если судебный пристав не особо идет с вами на контакт. Заявление надо подавать через экспедицию, чтобы сотрудники поставили отметку о его принятии.

Дополнительно в заявление вы можете указать:

  • Адрес места жительства директора;
  • Сведения о доходах должника;
  • Сведения об образе жизни должника;
  • Социальные сети должника;

Зачем привлекать должника к административно ответственности ?

Привлечение родителя к административной ответственности более 2-х раз является основанием для лишения родительских прав (злостное уклонение от уплаты алиментов) и привлечения к уголовной ответственности по статье 157 УК РФ. Срок давности для привлечения должника к ответственности за данное правонарушение составляет 2 года.

Постановление Московского городского суда от 28.10.2019 по делу N 4а-5696/2019

Как следует из материалов дела, Г., зная о возбужденном с 06 июля 2015 года в отношении него исполнительном производстве N ….-ИП по взысканию алиментов в пользу К. на содержание несовершеннолетних детей Г.Д.В., Г.Н.В. в размере 1/6 (одной шестой) части заработка и иного дохода ежемесячно, совершил в нарушение решения суда, без уважительных причин, неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей в течение 2-х месяцев в период с 01 мая 2018 года по 06 июля 2018 года.
Факт совершения Г. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; постановлением о возбуждении исполнительного производства; копией исполнительного листа серии ФС N …, выданного Солнцевским районным судом г. Москвы; постановлением о расчете задолженности по алиментам; устными объяснениями К., полученными мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения и виновности Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Постановление Московского городского суда от 19.11.2018 N 4а-7249/2018

Административная ответственность по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ наступает за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно материалам дела, С., проживающий по адресу: г. Москва, ***, д. **, кв. **, в период с 01 октября 2017 года по 21 марта 2018 года, без уважительных причин не уплачивал в пользу П. алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка *** А.Д., *** года рождения, в размере одной четвертой части всех видов заработка и иного дохода ежемесячно в рамках возбужденного 10 ноября 2008 года исполнительного производства N *** на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N 50 Железнодорожного судебного района Московской области от 28 мая 2007 года, в результате чего образовалась задолженность в размере *** рублей ** копейки. Указанными действиями (бездействием) С. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Факт совершения С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; копией постановления судебного пристава о возбуждении исполнительного производства от 10 ноября 2008 года; копией судебного приказа о взыскании с С. алиментов в пользу П.; сведениями ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве в отношении С.; постановлением судебного пристава о расчете задолженности по алиментам; копиями предупреждения С. об ответственности за неисполнение обязательств и иными доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям С. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, и виновности С. в его совершении.

Фасахова Елена

Ведущий юрист. Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 200-46-92 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Санкции в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности, ареста назначаются в соответствии с КоАП РФ по решению суда или другого официального представителя власти. Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов или другие правонарушения осуществляется после составления заявления от потерпевшей стороны. Как правильно оформить документ, и что он содержит?

Особенности возбуждения судебного производства при административной ответственности

На начальной стадии составляется документ, фиксирующий нарушение права. В большинстве случаев это протокол. Составлять официальные бумаги могут представители органов ГИБДД, налоговой инспекции, судебные инстанции. На этом этапе вам разъясняют права, вы можете воспользоваться услугами защитника. Если вы несогласны с какими-либо действиями, в протоколе обязательно ставится соответствующая отметка.

Дело начинается после направления заявления в Арбитражный суд по месту проживания истца или ответчика. Поданный документ рассматривается в течение 10 дней, после этого судья оглашает дату заседания. Неявка на него лиц не является препятствием для вынесения решения.

Ответчик не обязан доказывать свою невиновность, это делает должностное лицо, составлявшее протокол об административном правонарушении. Все сомнения в виновности будут трактоваться в пользу обвиняемой стороны. При этом будет нелишним представлять доказательства своей правоты.

В результате суд выносит постановление, в котором может быть информация об административном наказании. Документ вступит в силу через 10 дней, в этот период вы можете обжаловать его.

Одновременно выдается исполнительный лист, который передается судебным приставом. На основании него представитель ФССП выносит постановление о начале производства по делу и направляет ксерокопию сторонам. У должника есть пять дней, чтобы добровольно выполнить обязательства. Если этого не последовало, взимается исполнительский сбор (7% от суммы задолженности), а приставы начинают применять принудительные меры.

Как написать заявление, правила оформления

Документ направляется в канцелярию судебного органа в письменном виде, лично или по электронной почте. В последнем случае официальная бумага заверяется ЭЦП. Допускается рукописный вариант или напечатанный на компьютере, последний предпочтительнее, так как поможет избежать ошибок.

Образец заявления для привлечения должника за неуплату алиментов

Официальная бумага составляется по определенным правилам. Они предъявляются не только к форме, но и к содержанию. Образец заявления о неуплате алиментов и наказании виновного лица включает в себя:

  • Полное название арбитражного суда без ошибок.
  • Информация о заявителе (Ф. И. О. физического лица, данные административного органа, адрес, контактный телефон).
  • Несколько предложений об ответчике (Ф. И. О. гражданина или название организации, адрес регистрации или проживания).
  • Описание правонарушения с датой и местом совершения действий (соответствующие данные должны быть закреплены в протоколе).
  • Ссылки на нормативные акты, которые указывают, что деяние было противоправным. Если вы незнакомы с нормами действующего законодательства, рекомендуется проконсультироваться с юристом.
  • Требование привлечь виновного лица к ответственности административного характера.
  • Перечень приложений, в котором указывается сопутствующая документация, служащая доказательством по делу.
  • Дата и подпись.

Образец заявления о привлечении должника к административной ответственности по алиментам

Документ оформляется в двух экземплярах. Пользуйтесь только формальным юридическим языком, не допускайте просторечных выражений, большого количества опечаток.

В качестве приложений может выступать следующее:

  • Протокол правонарушения, составленный по всем правилам должностным лицом.
  • Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (если заявление подается по вопросам отсутствия алиментов, истец освобождается от этого сбора).
  • Доказательство противоправного деяния (выписка с банковского счета, подтверждающая отсутствие поступлений алиментных выплат).
  • Свидетельство о рождении одного или нескольких детей.
  • Другие доказательства.

Приложить можно копии или оригинал документации.


Исковое заявление о привлечении к субсидиарной ответственности


Как обжаловать постановление о наложении штрафа

Отзыв заявления о привлечении к административной ответственности

После поступления документа от истца в суд ответчик или его законный представитель имеют право подать официальную жалобу. Официальная бумага направляется в письменном виде. В ней указываются данные судебного органа, информация о сторонах, номер дела.

Фасаховва Елена Александровна

Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

И также после вынесения постановления у ответчика есть возможность в десятидневный срок его обжаловать. При подаче возражения уплачивать государственную пошлину не требуется. Документ оформляется в письменном виде в свободной форме, приложите доказательства своей невиновности. В случае с алиментными выплатами это может быть выписка с банковского счета, фиксирующая полную оплату задолженности.

Обозначьте обстоятельства дела, а также приложите доказательства, подтверждающие свою невиновность. Можно также добавить, что истец подавал заявление с нарушением закона, или протокол составлен не по правилам.

Подтвердите свою правоту ссылками на нормативные акты. В заключение укажите, что привлечение к административной ответственности вы в этом случае считаете необоснованным, добавьте дату и свою подпись.

Таким образом, привлечение к ответственности по КоАП – это процедура, которая проводится в судебном порядке после направления заявления. В результате судья выносит постановление, обязательное для исполнения. Если ответчик не выполнит предписание, судебные приставы начнут взыскивать штраф в принудительном порядке вплоть до автоматического списания с банковской карты и описи имущества.

герб фссп

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: 8 (800) 200-46-92 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) Это быстро и бесплатно!


Одна из адвокатов отметила, что на сегодняшний день разъяснений Пленума ВС в этой сфере нет. По мнению второй, должники смогут злоупотреблять тем, что Пленум обязывает судью вернуть материалы дела, если неплательщик не явился в заседание. Третья с сожалением отметила, что разработчики проекта не уделили внимания малозначительности.

4 марта Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей». По итогам заседания документ был направлен на доработку в редакционную комиссию.

«В настоящее время действует лишь одно разъяснение, касающееся общих вопросов взыскания алиментов, – Постановление Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. № 56 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов”, которое не затрагивает аспекты привлечения плательщика алиментов к мерам юридической ответственности в связи с неуплатой. В то время как по состоянию на 2020 г. общий размер задолженности по алиментам составляет по меньшей мере 156 млрд руб.», – заметила адвокат, руководитель практики семейного права BGP Litigation Виктория Дергунова.

«Основополагающие подходы» – в двух первых пунктах

В п. 1 проекта отмечается, что ст. 5.35.1 КоАП устанавливает административную ответственность за неуплату без уважительных причин алиментов детям (несовершеннолетним или совершеннолетним, но нетрудоспособным) или нетрудоспособным родителям в нарушение судебного акта или нотариально удостоверенного соглашения об алиментах в течение как минимум двух месяцев после возбуждения исполнительного производства и при отсутствии признаков преступления – ст. 157 УК предусматривает ответственность за неоднократную неуплату алиментов.

В том же пункте разъяснено, что к судебным актам относятся, в частности, решения, судебные приказы и постановления о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения суда по тому же вопросу. При этом нарушением как судебного акта, так и соглашения об алиментах является неуплата алиментов в том размере, в тот срок и тем способом, которые установлены в соответствующем решении или соглашении (п. 2 проекта).

В своем выступлении на заседании Пленума ВС судья Сергей Никифоров отметил, что с момента появления в КоАП ст. 5.35.1 в 2016 г. российские суды рассмотрели «значительное количество» дел о таких нарушениях – более 100 тыс. ежегодно. В 2020 г. их было меньше из-за «антикоронавирусных» ограничений в работе судов. «В п. 1 и 2 проекта сформулированы основополагающие для правильного разрешения данной категории дел подходы», – подчеркнул Сергей Никифоров.

В п. 3 разработчики напоминают, что период неуплаты должен быть не меньше двух месяцев подряд и в рамках возбужденного исполнительного производства. «Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (ч. 2 ст. 4.5, ст. 4.8 КоАП РФ)», – сказано в проекте.

Под обнаружением этого административного правонарушения предлагается понимать «установление уполномоченным должностным лицом и отражение в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения». Например, информация о неуплате и об отсутствии уважительных причин для этого.

Проект также акцентирует внимание судей на том, что невыполнение должностным лицом обязанности по выявлению и пресечению административных правонарушений оспаривается по КАС, а определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении – по нормам КоАП (п. 4).

Какие причины неуплаты могут быть уважительными

В п. 5 проекта разработчики подробно рассуждают о причинах неуплаты алиментов. Уважительными можно признать те, которые не зависят от воли плательщика (болезнь, нетрудоспособность, военная служба по призыву). Такие причины могут возникнуть по вине других лиц (когда работодатель вовремя не выплатил зарплату или банк неправильно перечислил алименты) или из-за непреодолимой силы.

Подчеркивается, что не может быть уважительной причиной то, что плательщик не согласен с размером алиментов, который указан в судебном акте или нотариальном соглашении: «В таком случае лицо вправе разрешить вопрос об изменении размера алиментов в порядке, предусмотренном законом (ст. 101, 102, 119 СК РФ)».

Сам по себе факт совместного проживания лица, обязанного уплачивать алименты, с их получателем также не может расцениваться как основание для признания причины неуплаты уважительной. Виктория Дергунова отметила, что такие ситуации возможны при экономическом насилии в семье: «Например, когда работающий супруг пользуется уязвимым положением матери ребенка и по разным причинам отказывается оплачивать основные нужды и потребности ребенка и ее самой, в прямом смысле слова выделяя деньги только на те расходы, которые он сам посчитает разумными и обоснованными».

В том же пункте сказано, что не является «безусловным основанием» для освобождения от административной ответственности и отбывание лишения свободы. Нужно исследовать и другие обстоятельства, в частности выяснить, привлекалось ли такое лицо к оплачиваемому труду и не отказывалось ли оно от работы без уважительных причин.

«Причины неуплаты алиментов, перечень которых не является исчерпывающим, во всех случаях подлежат оценке с указанием в постановлении по делу об административном правонарушении мотивов, по которым судья с учетом исследования всех обстоятельств дела, в том числе материального и семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, пришел к выводу о том, почему конкретные фактические обстоятельства отнесены либо не отнесены им к числу уважительных причин неуплаты алиментов», – отмечается в проекте.

На что еще обратить внимание судье

В п. 6 подчеркивается, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности судья должен проверить факт возбуждения исполнительного производства в отношении плательщика. Если он не исполняет сразу несколько судебных актов о взыскании алиментов или соглашений об их уплате, оценивать неуплату по каждому из них нужно отдельно (п. 7).

В тех случаях, когда судья установит, что неуплаты за указанный период не было (например, если размер алиментов стал меньше), производство по делу нужно прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения (п. 8). «Признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам не освобождает судебного пристава-исполнителя от определения размера такой задолженности для разрешения вопроса о привлечении к административной ответственности, в том числе в рамках уже возбужденного дела об административном правонарушении», – сказано в проекте.

В п. 9 подчеркивается, что неуплата лицом неустойки за несвоевременную уплату алиментов (ст. 115 СК) не может квалифицироваться по ст. 5.35.1 КоАП. В следующем пункте отмечается, что достижение ребенком совершеннолетия, приобретение им полной дееспособности до 18 лет при вступлении в брак или эмансипации, его усыновление или смерть не исключают производство по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП, если задолженность по алиментам образовалась до этого.

Неуплата алиментов – всегда умышленное правонарушение

Как разграничивать составы ст. 5.35.1 КоАП и ст. 157 УК, объясняется в п. 11 проекта: «Необходимо исходить из того, что по смыслу ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня: исполнения постановления о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью (ч. 1 ст. 31.10 КоАП РФ); истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания (п. 3 ч. 2 ст. 31.10, статья 31.9 КоАП РФ); вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (п. 6 ст. 31.7, ч. 7 ст. 32.13 КоАП РФ)». Этот пункт Сергей Никифоров назвал «одним из наиболее значимых для формирования единообразной судебной практики».

В п. 12 разъяснено, что субъектами состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП могут быть мать, отец и усыновители, а по ч. 2 – совершеннолетний трудоспособный ребенок, в том числе и усыновленный. Трудоспособность предполагается, если такой человек не признан инвалидом I, II или III группы и не достиг «общеустановленного пенсионного возраста».

Соответствующие правонарушения совершаются только умышленно, подчеркивается в п. 13. Там же сказано, что привлекать к административной ответственности нужно и тогда, когда алименты умышленно выплачиваются в меньшем размере. Это тоже нарушение судебного акта или нотариального соглашения, считают разработчики.

Управляющий партнер АК «Волкова и партнеры» Анна Волкова отметила, что существует проблема с привлечением к административной ответственности тех, кто частично исполняет алиментные обязательства: «Ряд судей исходят из буквального толкования положений диспозиции ст. 5.35.1 КоАП и прекращают производство по делу при частичной уплате алиментов – из-за отсутствия состава административного правонарушения. Примером этому служит постановление мирового судьи судебного участка № 123 Волгоградской области от 17 января 2017 г. Фактическими обстоятельствами, в результате которых суд пришел к такому выводу, стали незначительные выплаты (2 тыс. руб.) со стороны должника, хотя за вмененный период он ежемесячно обязан был уплачивать алименты в размере почти 9 тыс. руб., т.е. почти 18 тыс. руб. за два месяца».

При этом, добавила Виктория Дергунова, проект не разъясняет, что может пониматься под умышленной неполной уплатой алиментов, и ставит этот довод в зависимость от фактических обстоятельств каждого конкретного дела.

В п. 14 отмечено, что местом неуплаты алиментов, по которому должно рассматриваться дело об административном правонарушении, является место жительства плательщика. Если это не Россия, то дело нужно рассматривать по месту выявления правонарушения. Согласно п. 15 рассматривать такое дело всегда нужно с участием лица, в отношении которого оно возбуждено, и в день получения материалов, а в отношении подвергнутого административному задержанию – в течение 48 часов после задержания. В том же пункте судей ориентируют проводить тщательную подготовку к рассмотрению каждого дела, потому что отдельные процессуальные действия (например, возвращение материалов в орган или должностному лицу, которые составили протокол или постановление) возможны только на этой стадии.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, не явилось или не было доставлено в суд, материалы также нужно возвращать. По мнению руководителя семейной практики КА г. Москвы № 5 Татьяны Сустиной, это спорное положение. «С одной стороны, понятно, что норма обеспечивает право на защиту и доступ к правосудию, если лицо не уведомлено; с другой стороны, повлечет колоссальные злоупотребления со стороны должников. Маловероятно, что алиментных должников по административным материалам в суд будут доставлять сотрудники полиции, а сами они просто могут не приходить, затягивать процесс, ожидая истечения сроков привлечения к административной ответственности», – пояснила адвокат.

Кто может быть потерпевшим

Последний пункт проекта посвящен потерпевшему – лицу, на чье содержание идут алименты в соответствии с судебным актом или соглашением об их уплате. Подчеркивается, что неявка в заседание потерпевшего или его законного представителя, если их надлежащим образом известили о времени и месте рассмотрения дела, не является безусловным основанием для отложения. «Вместе с тем в целях всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, судья может признать обязательной явку в том числе потерпевшего или его законного представителя», – сказано в документе.

Виктория Дергунова пояснила, что по смыслу этого пункта второй родитель не является потерпевшим, а лишь защищает права ребенка как его законный представитель. «Это положение требует более тщательной проработки, поскольку косвенно свидетельствует о том, что по достижении 18 лет сам ребенок должен осуществлять защиту своих имущественных прав в случае их нарушения за прошедший период, т.е. период образования задолженности по алиментам до достижения совершеннолетия», – указала адвокат.

Анна Волкова считает, что разъяснения Пленума сыграют важную роль в стабилизации практики судов по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в неисполнении алиментных обязательств. «Пленум ВС дал обоснованное толкование материальных и процессуальных положений, но почему-то оставил без внимания вопрос прекращения производства по делу в связи с малозначительностью. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которой не может быть, к примеру, если должник признает свою вину и имеет незначительный размер задолженности. Указание на четкие критерии применения положения о малозначительности сделало бы более единообразной практику применения ст. 2.9 КоАП», – пояснила адвокат.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: