Заявление о проведении классификации маломерного судна

Обновлено: 24.04.2024

Здесь, о новых требованиях, которые отличаются от старого регламента проведения технического освидетельствования.

Последним пунктом статьи будет перечисление причин, по которым ваше судно может не пройти ТО. То есть, вам запретят его эксплуатацию!

Основные (важные) изменения, которые предполагает новый регламент:

1. Предоставить маломерное судно для освидетельствования в отделение ГИМС (быть заявителем о проведении освидетельствования) имеет право: Гражданин РФ (мы сейчас не говорим о случаях, если собственник юрлицо)

По старому регламенту (действующему до 1 марта 2022г.) предоставлять судно для ТО (технического освидетельствования) мог любой собственник судна (либо лицо, уполномоченное им). Гражданство РФ для этого не требовалось.

Далее.

2. В новом регламенте указано, что заявитель (лицо, предоставляющее судно для ТО) должно предоставить следующие документы:

Заявление о прохождении ТО; Документ, подтверждающий право собственности на судно; Техническую документацию на судно (это важно для самостроя), технический паспорт и данные о заводском номере - на мотор (лично я, считаю, что наличия шильды на моторе достаточно); Сертификат на маломерное судно или свидетельство о его классификации (если ваша лодка уже стоит на учёте - классификация уже указана в вашем судовом билете).

Для судов индивидуальной постройки (дополнительно к уже перечисленным пунктам):

Ранее не было указано, что на все маломерные суда надо предоставлять тех. документацию (как и на мотор). Было разделение на суда, которые уже стоят на учёте - и всё указано в судовом билете. И новые суда, которые вы только сейчас ставите на учёт (и у вас на руках есть техпаспорт производителя).

Новый регламент требует предоставление тех. документации на все суда. Надеюсь, что и в этом случае, данных указанных в судовом, будет достаточно. Иначе я даже не представляю, где буду искать техпаспорт на свой "Крым" 1990 года выпуска.

3. Заявление на предоставление услуги (прохождение ТО маломерного судна) можно подать либо непосредственно в отделении ГИМС. Либо через портал "Госуслуги". Либо в МФЦ.

4. Техническое освидетельствование (по новому регламенту - с 1 марта 2022) можно будет пройти в любом отделении ГИМС. Это не зависит от прописки и от того - где вы поставили на учёт своё маломерное судно. Так же, с 1 марта 2022 г. можно будет проводить и другие регистрационные действия - в любом отделении ГИМС (снятие, постановка на учёт, внесение изменений).

5. Определение массы маломерного судна (в спорном случае, когда оно весит "то ли больше 200 кг, то ли не больше. " определяется путём взвешивания (судно в полном комплекте - и с минимальным набором оснащения для безопасности). Это зафиксировано пунктом №90 нового регламента.

6. В случае необходимости, вы можете подать заявление, чтоб для проведения ТО - инспектор ГИМС приехал к месту нахождения вашего судна (иногда нет возможности доставить его в отделение ГИМС). Но, по новому регламенту, ГИМС вправе принять решение - есть у них возможность приехать к месту нахождения вашего судна или нет. В общем, на усмотрение ГИМС.

7. Ну и последний, важный пункт - перечисление причин (пункт №99 нового регламента), по которым вам могут запретить эксплуатацию вашего судна:

При решении вопроса о подведомственности классификации и освидетельствования маломерных судов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС РФ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС) или ФАУ «Российский речной регистр» (РРР) принимается во внимание цель использования маломерного судна:

  • некоммерческое использование – ГИМС МЧС РФ
  • коммерческое использование – РС или РРР

В соответствии со статьей 7 КТМ маломерное судно – это судно:

  • длина которого не превышает двадцать (20) метров
  • общее количество людей, на котором не превышает двенадцать (12)

В соответствии с письмом № ЮЦ-Д5-25/10714 от 10.06.2020 г. распределение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между РС или РРР определяется в зависимости от удаленности районов эксплуатации судов от мест убежищ или берега следующим образом:

Классификация маломерного судна
Под классификацией МС понимается установление конструктивной категории плавания, учитывающей вероятные ветроволновые условия плавания и удаленность от места убежища или берега, на основе фактического технического состояния МС и технической документации.

Освидетельствование маломерных судов
При освидетельствовании маломерного судна устанавливается соответствие судна, оборудования и снабжения требованиям Правил классификации и освидетельствований маломерных судов.

Порядок и места освидетельствования
Освидетельствование маломерных судов производятся по заявке судовладельца, направляемой в местное Подразделение РС. В заявке должно быть указано, вовлечено ли судно в коммерческую деятельность и подтверждено ли согласие судовладельца с Общими условиями оказания услуг РС.
Маломерные суда проходят освидетельствования только в регионе расположения Подразделения РС, в специально определенных местах.

Стоимость
Процесс освидетельствования, связанного с перерегистрацией судна, рассчитывается по фактически затраченному времени и включает в себя в общем случае следующие трудозатраты:

  • Рассмотрение и анализ заявки
  • Рассмотрение представленной документации.
  • Освидетельствование судна, его оборудования и снабжения.
  • Проведение необходимых испытаний и проверок.
  • Оформление акта освидетельствования.
  • Заполнение Первичных информационных документов.
  • Подготовка формуляра и занесение информации в единую базу данных.

Стоимость услуги определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами о правилах ценообразования на услуги РС.


На основании имеющегося опыта РС общая трудоёмкость вышеуказанных этапов освидетельствования одного маломерного судна составляет не менее 3-х (трех) часов.

О КЛАССИФИКАЦИИ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ

1. Настоящее Положение определяет порядок классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (далее - маломерные суда).

2. Классификация и освидетельствование маломерных судов проводятся уполномоченными подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Государственная инспекция).

3. Состав, последовательность и сроки административных процедур при предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов устанавливаются административным регламентом, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Основаниями для проведения классификации и освидетельствования маломерного судна являются:

а) предъявление маломерного судна для первичной классификации и освидетельствования;

б) наличие изменений в конструкции корпуса маломерного судна, влекущих изменение ранее присвоенной категории сложности района плавания, или установка двигателя на маломерное судно сверх допустимой мощности;

в) устранение повреждений конструкции корпуса или двигателя маломерного судна, угрожающих безопасности плавания маломерного судна;

г) модернизация маломерного судна;

д) истечение 5-летнего срока со дня проведения последней классификации и освидетельствования маломерного судна;

е) волеизъявление собственника маломерного судна или его представителя.

5. Классификация и освидетельствование маломерного судна включают комплекс мероприятий, проводимых для присвоения маломерному судну категории сложности района плавания, а также установления возможности безопасного плавания маломерного судна в соответствии с присвоенной категорией сложности района плавания.

6. Маломерное судно подлежит первичной классификации и освидетельствованию перед государственной регистрацией маломерного судна в реестре маломерных судов.

7. Классификация и освидетельствование маломерного судна проводятся не реже чем 1 раз в 5 лет.

Пятилетний срок классификации и освидетельствования маломерного судна исчисляется со дня проведения последних классификации и освидетельствования.

8. Классификация маломерного судна осуществляется при проведении Государственной инспекцией освидетельствования маломерного судна без выдачи свидетельства о классификации, предусмотренного техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов".

9. Для проведения классификации и освидетельствования маломерного судна Государственная инспекция осуществляет следующие действия:

а) рассматривает представленную документацию;

б) проводит освидетельствование маломерного судна;

в) присваивает категорию сложности района плавания маломерного судна.

10. Классификация и освидетельствование маломерного судна проводятся Государственной инспекцией вне зависимости от технического состояния маломерного судна, его укомплектованности оборудованием и его снабжения.

11. По результатам классификации маломерного судна Государственная инспекция подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является маломерным судном, и присваивает ему одну из следующих категорий сложности района плавания:

а) категория сложности 0 - плавание без ограничений по условиям плавания;

б) категория сложности I - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 25 метров в секунду, высотой волны 3-процентной обеспеченности до 8,5 метра и удалением от мест убежищ или берега до 200 морских миль;

в) категория сложности II - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 20 метров в секунду, высотой волны 3-процентной обеспеченности до 7 метров и удалением от мест убежищ или берега до 100 морских миль;

г) категория сложности III - плавание в морских районах с вероятной силой ветра до 15 метров в секунду, высотой волны 3-процентной обеспеченности до 3,5 метра и удалением от мест убежищ или берега до 50 морских миль;

д) категория сложности IV:

I разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны 3-процентной обеспеченности до 3 метров и удалением от мест убежищ или берега до 20 морских миль;

II разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны 1-процентной обеспеченности до 2 метров и удалением от мест убежищ или берега до 12 морских миль;

III разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны 1-процентной обеспеченности до 1,2 метра и удалением от мест убежищ или берега до 6 морских миль;

IV разряд - плавание в морских районах или внутренних водах с вероятной силой ветра до 12 метров в секунду, высотой волны 1-процентной обеспеченности до 0,6 метра и удалением от мест убежищ или берега до 2,7 морской мили;

V разряд - плавание в морских районах или внутренних водных бассейнах с вероятной силой ветра до 4 метров в секунду, высотой волны 1-процентной обеспеченности до 0,25 метра и удалением от мест убежищ или берега до 0,27 морской мили.

Категория сложности района плавания присваивается маломерному судну на основании информации, указанной в документации на маломерное судно.

12. В случае если по результатам классификации и освидетельствования судна установлено, что предъявленное судно не является маломерным судном либо не подлежит государственной регистрации, заявитель уведомляется об отказе в проведении классификации и освидетельствования с указанием причин.

13. При освидетельствовании маломерного судна осуществляются:

а) проверка соответствия характеристик маломерного судна данным, содержащимся в представленной документации на маломерное судно;

б) выполнение методом выборочного контроля проверки соответствия конструкции корпуса маломерного судна, его механизмов и оборудования технической документации на маломерное судно.

14. Дата проведения классификации и освидетельствования маломерного судна может быть изменена по согласованию сторон в зависимости от гидрометеорологических условий.

15. Результаты классификации и освидетельствования маломерного судна оформляются актом освидетельствования, в котором указывается категория сложности района плавания или подтверждается ранее присвоенная категория сложности района плавания, а также дается заключение о годности маломерного судна к плаванию.

В указанный акт также вносятся в зависимости от конструкции маломерного судна обязательные условия, нормы и требования в отношении режимов пользования маломерными судами по максимально допустимой мощности главного двигателя, грузоподъемности, допустимому количеству людей на борту и допустимой площади парусов. Указанная информация вносится в судовой билет.

16. Результаты проведения классификации и освидетельствования маломерного судна вносятся в реестр маломерных судов.

17. В случае если по результатам проведения классификации и освидетельствования маломерного судна установлено, что характеристики маломерного судна не соответствуют данным, указанным в технической документации на маломерное судно, или его техническое состояние не отвечает требованиям безопасной эксплуатации маломерных судов, в акте освидетельствования указываются выявленные несоответствия. После устранения указанных нарушений маломерное судно подлежит классификации и освидетельствованию повторно.

от 28 февраля 2017 года N 23

Об утверждении единой формы свидетельства о классификации, выдаваемого при выпуске в обращение маломерного судна, отвечающего требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012), и правил его оформления

2. Установить, что:

а) до 1 июля 2018 г. допускается оформление документов об оценке соответствия маломерного судна по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государств - членов Евразийского экономического союза;

б) документы об оценке соответствия маломерного судна, оформленные по форме и в соответствии с правилами, установленными законодательством государств - членов Евразийского экономического союза, до 1 июля 2018 г., действительны до окончания срока их действия.

3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
Т.Саркисян

УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 28 февраля 2017 года N 23

Единая форма свидетельства о классификации, выдаваемого при выпуске в обращение маломерного судна, отвечающего требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012), и правила его оформления

I. Единая форма свидетельства о классификации, выдаваемого при выпуске в обращение маломерного судна, отвечающего требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012)

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

СВИДЕТЕЛЬСТВО О КЛАССИФИКАЦИИ МАЛОМЕРНОГО СУДНА

СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЫДАНО НА ОСНОВАНИИ

СРОК ДЕЙСТВИЯ С

(должность руководителя (уполномоченного лица) уполномоченного органа государства - члена Евразийского экономического союза)

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

(уполномоченный орган государства - члена Евразийского экономического союза)

(должность руководителя (уполномоченного лица) уполномоченного органа государства - члена Евразийского экономического союза)

II. Правила оформления свидетельства о классификации, выдаваемого при выпуске в обращение маломерного судна, отвечающего требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012)

1. Свидетельство о классификации, выдаваемое при выпуске в обращение маломерного судна, отвечающего требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. N 33 (далее соответственно - свидетельство, технический регламент), выдается заявителю уполномоченным органом государства - члена Евразийского экономического союза (далее - государство-член).

Свидетельство оформляется уполномоченным органом государства-члена в отношении маломерных судов с длиной корпуса более 6 метров и серийно выпускаемых маломерных судов с длиной корпуса более 6 метров.

3. Свидетельство и приложения к нему изготавливаются на листах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

4. Свидетельство заполняется на русском языке с использованием электронных печатающих устройств и в случае наличия соответствующего требования в законодательстве государства-члена - на государственном языке государства-члена, в котором осуществляется выдача свидетельства.

В случае заполнения свидетельства на русском языке и государственном языке одного из государств-членов оно заполняется в соответствии с пунктом 7 настоящего раздела на разных сторонах свидетельства.

5. При необходимости наименование изготовителя (строителя), его место нахождения (адрес юридического лица), адрес (адреса) места осуществления деятельности по изготовлению продукции (кроме наименования государства) и сведения, предусмотренные абзацем третьим подпункта "д" пункта 7 настоящего раздела, могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.

6. Все поля свидетельства должны быть заполнены (в оригинале свидетельства нумерация полей отсутствует).

7. В свидетельстве указываются:

а) в поле 1 - надписи, выполненные в 3 строки в следующей последовательности:

1-я строка - "ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ";

2-я строка - "СВИДЕТЕЛЬСТВО О КЛАССИФИКАЦИИ";

3-я строка - "МАЛОМЕРНОГО СУДНА";

б) в поле 2 - регистрационный номер свидетельства, который формируется в соответствии с законодательством государства-члена с указанием аббревиатуры "ЕАЭС" (Евразийский экономический союз) и 2-значного буквенного кода государства-члена в соответствии с классификатором стран мира;

д) в поле 5 - сведения о продукции:

сведения, обеспечивающие идентификацию продукции (марка, модель, идентификационный номер по системе учета строителя маломерного судна, тип судна, назначение судна, категория сложности района плавания, наибольшая длина корпуса, наибольшая ширина корпуса, высота борта, материал корпуса, осадка, масса укомплектованного судна, валовая вместимость, главные механизмы: тип, мощность, количество мачт, площадь парусов и др.);

наименование и обозначение документа (документов), в соответствии с которым изготовлена (построена) продукция (межгосударственные и национальные стандарты, стандарты организаций, сопроводительная документация, договоры поставки, контракты, спецификации, надписи маркировочных таблиц, технические условия (при наличии), эксплуатационные документы и другие документы, представленные заявителем);

Дополнительную полезную информацию нашел на этом сайте (2022).

Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовождению.

Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать 20 метров и общее количество людей на котором не должно превышать 12.

Спортивное парусное судно - судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

Орган классификации регистрирует заявление о проведении внеочередного освидетельствования, назначает дату и время осмотра маломерного судна, подлежащего внеочередному освидетельствованию, и в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации указанного заявления, извещает собственника маломерного судна (его доверенное лицо) о датах осмотра.

Не подлежат государственной регистрации:

  • шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна,
  • суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно,
  • спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха,
  • беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.

Все остальные суда подлежат государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:

  • государственном судовом реестре;
  • реестре маломерных судов;
  • реестре арендованных иностранных судов;
  • российском международном реестре судов;
  • реестре строящихся судов.

Список документов для государственной регистрации судна:

  • конструкторская и (или) построечная документация (на русском языке) (при наличии);
  • конструкторская документация по изменениям, внесенным в конструкцию корпуса или двигателя маломерного судна (при наличии);
  • расчеты прочности, остойчивости и непотопляемости (при наличии);
  • документы строителя (при наличии);
  • ранее выданные акты освидетельствований (при наличии);
  • документы, удостоверяющие личность собственника маломерного судна (его доверенного лица), являющегося физическим лицом, или документы, удостоверяющие государственную регистрацию юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доверенность, подтверждающая в установленном порядке полномочия представителя собственника маломерного судна (для доверенного лица);
  • судовой билет (при наличии);
  • классификационное свидетельство или сертификат соответствия (при наличии);
  • заявление от собственника судна (или его доверенного лица) о проведении классификации.

Классификация проводится органом классификации вне зависимости от технического состояния маломерного судна и его укомплектованности оборудованием и снабжением.

При классификации органом классификации проводится первоначальное освидетельствование и присвоение судну соответствующей разрешенной категории сложности плавания:

  • спортивному парусному судну: от 0 до 6;
  • маломерному судну, используемому в некоммерческих целях:
    от I до IV

Судно предъявляется к очередному (плановому) освидетельствованию:

  • или до начала его эксплуатации;
  • или до истечения 5-летнего срока со дня предыдущего очередного освидетельствования.

Очередное (плановое) освидетельствование судна проводится на берегу и на плаву. В случае если в результате очередного освидетельствования установлено, что характеристики судна не соответствуют заявленным данным или его техническое состояние не отвечает техническим требованиям:

  • в акте освидетельствования указываются выявленные несоответствия;
  • в судовой билет не вносится запись, подтверждающая годность судна к плаванию.

После устранения выявленных нарушений судно подлежит повторному освидетельствованию.

Внеочередное освидетельствование проводится в следующих случаях:

  • устранение повреждений, угрожающих безопасности плавания маломерного судна;
  • осуществление ремонта или модернизации судна без изменений, влекущих изменение присвоенной категории сложности района плавания маломерного судна, но с существенным изменением в конструкции корпуса или двигателя маломерного судна;
  • осуществление перехода (перегона) за пределами присвоенной категории сложности района плавания.

Внеочередное освидетельствование не изменяет срок очередного (планового) свидетельствования.

Классификация и освидетельствование маломерного судна проводятся территориальными органами ГИМС.

По результатам классификации орган классификации подтверждает, что предъявленное к осмотру судно является маломерным судном, и относит его к одной из категорий сложности района плавания

СПОРТИВНЫЕ ПАРУСНЫЕ СУДА

Категории сложности района плавания (от 0 до 6) в соответствии с Правилами:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: