Заявление о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд от прокурора

Обновлено: 24.04.2024

О полномочиях прокурора по оспариванию в арбитражном суде решений административных органов о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности в порядке статьи 207 АПК РФ

Защита прав предпринимателей является одним из направлений деятельности прокуратуры. Особое внимание уделяется законности и обоснованности проверок в отношении бизнеса.

В арбитражном процессе прокурор наделен полномочиями по оспариванию незаконных решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Постановление органа контроля о привлечении к административной ответственности по результатам проверки может быть обжаловано прокурором, а также юридическим лицом или предпринимателем в арбитражном суде в порядке статьи 207 АПК РФ по нескольким основаниям.

  1. В связи с грубыми нарушениями контролирующим органом порядка проведения проверки, предусмотренным пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущими отмену ее результатов. Например, без согласования с органами прокуратуры, когда это обязательно; в отсутствие оснований для проведения мероприятий по контролю; в связи с нарушением срока уведомления о проверке; превышение срока проведения проверки и другим нарушениям, указанным в законе.

2. По причине допущенных органом контроля процессуальных нарушений КоАП РФ, в числе которых: составление протокола и вынесение постановления в отсутствие предпринимателя или законного представителя юридического лица, не уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени их составления/рассмотрения; извещение неуполномоченного лица о вызове для составления протокола или рассмотрения дела об административном правонарушения; привлечение к ответственности за сроками давности и другие.

3. В случаях назначения административного наказания в виде штрафа при наличии обстоятельств для замены его на предупреждение либо необоснованный отказ в снижении размера административного штрафа. Это: отнесение проверяемого лица к субъектам малого и среднего предпринимательства; совершение правонарушения впервые; нарушение не причинило и не могло причинить вред и наличие иных смягчающих вину обстоятельств.

Решения административных органов о привлечении к административной ответственности может быть оспорено в арбитражном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия. Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора или предпринимателя, обратившегося в суд за защитой нарушенного права, если причины пропуска срока были уважительными.

Одновременно разъясняю, что на основании пункта 3 части 1 статьи 25.11, статьи 28.4, части 1 статьи 30.10 КоАП РФ прокурор субъекта и его заместители наделены правом обжалования решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности, по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в апелляционном порядке независимо от их участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Отдел по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

11 января 2021, 08:38

О полномочиях прокурора по оспариванию в арбитражном суде решений административных органов о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности в порядке статьи 207 АПК РФ

Защита прав предпринимателей является одним из направлений деятельности прокуратуры. Особое внимание уделяется законности и обоснованности проверок в отношении бизнеса.

В арбитражном процессе прокурор наделен полномочиями по оспариванию незаконных решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Постановление органа контроля о привлечении к административной ответственности по результатам проверки может быть обжаловано прокурором, а также юридическим лицом или предпринимателем в арбитражном суде в порядке статьи 207 АПК РФ по нескольким основаниям.

  1. В связи с грубыми нарушениями контролирующим органом порядка проведения проверки, предусмотренным пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущими отмену ее результатов. Например, без согласования с органами прокуратуры, когда это обязательно; в отсутствие оснований для проведения мероприятий по контролю; в связи с нарушением срока уведомления о проверке; превышение срока проведения проверки и другим нарушениям, указанным в законе.

2. По причине допущенных органом контроля процессуальных нарушений КоАП РФ, в числе которых: составление протокола и вынесение постановления в отсутствие предпринимателя или законного представителя юридического лица, не уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени их составления/рассмотрения; извещение неуполномоченного лица о вызове для составления протокола или рассмотрения дела об административном правонарушения; привлечение к ответственности за сроками давности и другие.

3. В случаях назначения административного наказания в виде штрафа при наличии обстоятельств для замены его на предупреждение либо необоснованный отказ в снижении размера административного штрафа. Это: отнесение проверяемого лица к субъектам малого и среднего предпринимательства; совершение правонарушения впервые; нарушение не причинило и не могло причинить вред и наличие иных смягчающих вину обстоятельств.

Решения административных органов о привлечении к административной ответственности может быть оспорено в арбитражном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия. Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора или предпринимателя, обратившегося в суд за защитой нарушенного права, если причины пропуска срока были уважительными.

Одновременно разъясняю, что на основании пункта 3 части 1 статьи 25.11, статьи 28.4, части 1 статьи 30.10 КоАП РФ прокурор субъекта и его заместители наделены правом обжалования решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности, по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в апелляционном порядке независимо от их участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции.

В ходе осуществления прокурорского надзора часто выявляются случаи совершения субъектами предпринимательской деятельности деяний, образующих состав административного правонарушения (нарушение лицензионных требований, строительство без получения соответствующего разрешения, размещение рекламных конструкций без разрешения, нарушения законодательство о банкротстве), при этом прокурор обязан принять соответствующие меры прокурорского реагирования: сообщить о выявленных фактах в компетентные органы для проведения ими проверки, либо самостоятельно возбудить дело об административном правонарушении.

Статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора или его заместителя по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении и требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. Право возбуждения прокурором дела об административном правонарушении также закреплено в статье 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Таким образом, прокурор наделен так называемой функцией административного преследования.

Законодатель, в силу особого статуса и функций прокурора, наделил последнего правом возбуждения любых дел об административных правонарушениях (28.4 КоАП РФ).

Прокурор не является лицом, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, поэтому после возбуждения административного дела прокурор обязан передать его на рассмотрение в суд или орган, уполномоченный рассматривать данное дело.

Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражному суду (статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Статьей 203 АПК РФ определено, что заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Дела данной категории рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев с момента поступления заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении арбитражным судом прокурор в соответствии с частью 3 статьи 52 АПК РФ пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, чем обеспечивается состязательность арбитражною процесса.

Работа прокурора не заканчивается моментом вынесения решения суда о привлечении или об отказе в привлечении к административной ответственности. После получения решения прокурор обязан его изучить на предмет законности и обоснованности. В случае наличия оснований принять меры для обжалования незаконного решения.

Вправе ли прокурор обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности юридического лица?

Отвечает начальник управления по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

Полномочия прокурора по участию в рассмотрении дел судами установлены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре). Пунктом 3 статьи 1 и пунктом 1 статьи 35 данного Закона предусмотрено, что прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит норм, прямо предусматривающих право прокурора на обращение в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, в перечне лиц, заявления которых являются основанием для возбуждения дел данной категории, прокурор не указан.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 207 Арбитражно-процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ) дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.

Одной из таких особенностей, как разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении № 2343/04, является возможность оспаривания прокурором не вступивших в законную силу постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях.

Право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 25.11 и ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Реализация прокурором данных полномочий в рамках арбитражного процесса должна осуществляться с учетом правил судопроизводства, определенных АПК РФ, путем подачи соответствующего заявления.

Таким образом, в силу ч.1 ст. 207 АПК РФ, положений Закона о прокуратуре, ст. ст. 25.11, 30.10 КоАП РФ прокурор, являясь самостоятельным участником производства по делам об административных правонарушениях, обладающим специальным статусом, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе».

В абз. 2 п. 1 указанного постановления даны следующие разъяснения: с учетом ч. 1 ст. 202 и ч.1 ст. 207 АПК РФ, поскольку главой 25 Кодекса не установлено иное, полномочия прокурора на участие в делах об административных правонарушениях определяются в соответствии с КоАП РФ.

Прокуратура
города Москвы

Прокуратура города Москвы

23 января 2019, 11:21

Вправе ли прокурор обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности юридического лица?

Отвечает начальник управления по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова

Полномочия прокурора по участию в рассмотрении дел судами установлены Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре). Пунктом 3 статьи 1 и пунктом 1 статьи 35 данного Закона предусмотрено, что прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит норм, прямо предусматривающих право прокурора на обращение в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, в перечне лиц, заявления которых являются основанием для возбуждения дел данной категории, прокурор не указан.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 207 Арбитражно-процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ) дела об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.

Одной из таких особенностей, как разъяснено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении № 2343/04, является возможность оспаривания прокурором не вступивших в законную силу постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях.

Право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, независимо от участия в деле, предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 25.11 и ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Реализация прокурором данных полномочий в рамках арбитражного процесса должна осуществляться с учетом правил судопроизводства, определенных АПК РФ, путем подачи соответствующего заявления.

Таким образом, в силу ч.1 ст. 207 АПК РФ, положений Закона о прокуратуре, ст. ст. 25.11, 30.10 КоАП РФ прокурор, являясь самостоятельным участником производства по делам об административных правонарушениях, обладающим специальным статусом, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе».

В абз. 2 п. 1 указанного постановления даны следующие разъяснения: с учетом ч. 1 ст. 202 и ч.1 ст. 207 АПК РФ, поскольку главой 25 Кодекса не установлено иное, полномочия прокурора на участие в делах об административных правонарушениях определяются в соответствии с КоАП РФ.

Анализ законодательства и судебной практики показывает, что в настоящее время защита публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в значительной мере обеспечивается реализацией прокурорами своих полномочий в арбитражном процессе.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

Прокуроры зачастую обращаются в арбитражный суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности по тем составам административных правонарушений, по которым дело может быть возбуждено также и должностными лицами административных органов, а не только прокурорами.

Вместе с тем, из положений ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, регламентирующей вопросы подведомственности дел об административных правонарушениях арбитражным судам, и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, определяющей перечень дел, возбуждение которых возможно только прокурором, следует, что из дел, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей арбитражных судов, исключительное право возбуждения дела принадлежит прокурору по ст. 7.24, частями 1 - 4.1, 6 и 7 ст. 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими) и по ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

Так, статья 7.24 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности и использования указанного объекта.

За неправомерные действия при банкротстве наступает административная ответственность по ст. 14.13 КоАП РФ. Часть 1 статьи 15.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат.

Таким образом, при обнаружении нарушений, влекущих ответственность по вышеуказанным статьям, граждане и должностные лица вправе обратиться в прокуратуру с целью привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

6 ноября 2017, 11:58

Заявление прокурора в арбитражный суд о привлечении к административной ответственности

Анализ законодательства и судебной практики показывает, что в настоящее время защита публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в значительной мере обеспечивается реализацией прокурорами своих полномочий в арбитражном процессе.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

Прокуроры зачастую обращаются в арбитражный суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности по тем составам административных правонарушений, по которым дело может быть возбуждено также и должностными лицами административных органов, а не только прокурорами.

Вместе с тем, из положений ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, регламентирующей вопросы подведомственности дел об административных правонарушениях арбитражным судам, и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, определяющей перечень дел, возбуждение которых возможно только прокурором, следует, что из дел, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей арбитражных судов, исключительное право возбуждения дела принадлежит прокурору по ст. 7.24, частями 1 - 4.1, 6 и 7 ст. 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими) и по ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

Так, статья 7.24 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности и использования указанного объекта.

За неправомерные действия при банкротстве наступает административная ответственность по ст. 14.13 КоАП РФ. Часть 1 статьи 15.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат.

Таким образом, при обнаружении нарушений, влекущих ответственность по вышеуказанным статьям, граждане и должностные лица вправе обратиться в прокуратуру с целью привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе"


Обзор документа

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 25 мая 2012 г. № 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе"

В целях обеспечения полного и эффективного решения органами прокуратуры задач в арбитражном процессе, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации”, приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам рассматривать участие прокуроров в арбитражном процессе как действенное средство укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов.

2. Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в арбитражном процессе, являются:

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, в том числе по заявлениям о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

рассмотрение обращений о вступлении в дела, производство по которым возбуждено по указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ искам (заявлениям) иных лиц;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) иных лиц, в случае принятия Генеральным Прокурором Российской Федерации или его заместителем, прокурором субъекта Российской Федерации (его заместителем), военным прокурором военного округа (флота) (его заместителем) решения о вступлении в дело в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ в арбитражных судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций;

участие в рассмотрении дел, производство по которым возбуждено на основании заявлений прокуроров о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по арбитражным делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлечённых к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях;

апелляционное, кассационное обжалование судебных постановлений по арбитражным делам, перечисленным в ст. 52 АПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, а также внесение представления о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора.

3. Участвующим в арбитражном процессе прокурорам работу по поддержанию исков (заявлений) "в арбитражных судах строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, а также прокурорами городов и районов, приравненными к ним военными прокурорами, подготовившими проект иска (заявления) и обеспечившими его направление в суд.

Считать обязательным предварительное согласование исков (заявлений), подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и иных приравненных к ним прокуратур, со структурным подразделением соответствующей прокуратуры, обеспечивающим участие прокуроров в арбитражном процессе.

4. Прокурорам, участвующим в рассмотрении дел арбитражными судами, тщательно готовиться к судебному заседанию. До начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), оценивать имеющиеся в них доказательства на предмет их достаточности и необходимости представления дополнительных доказательств.

5. Обязательно участвовать в предварительном заседании на стадии подготовки к судебному разбирательству дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям) прокуроров, а также в судебном разбирательстве указанных дел в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

6. Участие в судебных заседаниях, за исключением процессов по делам по заявлениям прокуроров городов и районов о привлечении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей к административной ответственности, обеспечивать, как правило, соответствующему структурному подразделению прокуратур субъектов Российской Федерации, военных и иных приравненных к ним прокуратур по месту нахождения арбитражного суда, рассматривающего дело.

С учетом положений ст. 153.1 АПК РФ прокурору, инициировавшему иск (заявление) в арбитражном суде другого субъекта Российской Федерации, при наличии в соответствующем арбитражном суде технической возможности осуществления видеоконференцсвязи своевременно ходатайствовать перед судом об участии в судебном заседании, путем использования систем видеоконференцсвязи.

При обращении Генерального прокурора Российской Федерации либо его заместителя, прокурора субъекта Российской Федерации с иском (заявлением), апелляционной либо кассационной жалобой в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации (если в деле не будет обеспечено непосредственное участие либо участие путем использования систем видеоконференцсвязи представителя прокуратуры, направившей иск (заявление) в арбитражный суд) копии представленных в суд материалов направлять соответствующему прокурору субъекта Российской Федерации с извещением о необходимости участия в процессе представителей данной территориальной прокуратуры, о чем также информировать арбитражный суд.

Прокурору, получившему такое извещение, обеспечить участие представителя органов прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражных дел, возбуждённых по инициативе Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителя или прокурора другого субъекта Российской Федерации. При этом принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска обладает прокурор, предъявивший иск. В этой связи прокурору, участвующему в деле по иску (заявлению) другого прокурора, при возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, незамедлительно информировать об этом прокурора, инициировавшего иск (заявление). После получения указанной информации прокурору, предъявившему иск (заявление), совершать данные процессуальные действия самостоятельно либо в письменной форме предоставлять полномочия на их совершение прокурору, участвующему в деле.

7. Участие прокурора в рассмотрении арбитражным судом дел, производство по которым возбуждено по искам (заявлениям), правовым основанием для предъявления которых явились нарушения законодательства о противодействии коррупции либо законодательства о противодействии экстремизму и терроризму, обеспечивать сотрудникам соответствующих структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры субъекта Российской Федерации, военной прокуратуры военного округа (флота), подготовивших иск (заявление) в суд.

8. Прокурорам городов и районов (их заместителям), приравненным к ним военным прокурорам, возбудившим дело об административном правонарушении, подведомственное арбитражному суду, одновременно с направлением в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности и прилагаемых к нему документов высылать копии заявления и документов в прокуратуру субъекта Российской Федерации, военную прокуратуру округа (флота) для обеспечения участия прокурора в процессе, а также информировать об этом арбитражный суд

9. Обеспечить участие прокурора по делам об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в арбитражный суд - прокурором или иными лицами (чч. 1, 2 ст. 52 АПК РФ).

10. Принять во внимание, что по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

При решении вопроса о вступлении в дело исходить из его актуальности и сложности.

11. Прокурорам, участвующим в арбитражном процессе, в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления).

12. Участвующим в деле прокурорам своевременно реагировать на допущенные судом ошибки. Обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения. Требования в жалобах формулировать с учетом полномочий судов апелляционной и кассационной инстанций, предусмотренных ст. 269, 287 АПК РФ.

При необходимости заявлять перед арбитражным судом кассационной инстанции ходатайство о приостановлении исполнения решения, постановления, принятых судами первой и апелляционной инстанций.

Во всех случаях обжалования судебных постановлений другими участниками арбитражного процесса и отсутствия оснований для принесения жалобы (представления) участвующему в деле прокурору направлять в суд соответствующей инстанции отзыв на жалобу.

13. Прокурору, участвующему в деле, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в жалобе (представлении) прокурора.

14. Копии вступивших в законную силу судебных актов по искам (заявлениям) прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.

15. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, предусмотренным ч. 1 ст. 52 АПК РФ, руководствоваться требованиями ст. 273, 288, 292, 304 АПК РФ, судебной практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, решениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение, о принятом решении сообщать заявителям.

При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора обращаться с проектом представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Проект представления составлять с учетом требований чч. 2 и 3 ст. 294 АПК РФ. В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

16. Проект представления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре судебного акта в порядке надзора по искам (заявлениям) прокурора направлять Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия по делу последнего судебного акта. Иметь в виду, что данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при подаче представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

17. Подготовку, и направление в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора по арбитражным делам осуществлять управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

18. При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора по арбитражным делам по заявлениям прокурора о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности прокурору, направившему такое заявление в арбитражный суд, самостоятельно обращаться как лицу, участвующему в деле, в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

19. При отсутствии оснований для пересмотра в порядке надзора судебного акта прокурору, которому отказано в удовлетворении требований, составлять мотивированное заключение.

20. Принять во внимание, что в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации участвует Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместитель или по их поручению представители управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо управления обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

Учитывать, что в силу положений процессуального законодательства прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вне зависимости от участия в деле представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации вправе ходатайствовать перед Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об участии в заседании по пересмотру состоявшихся по делу судебных актов в порядке надзора, переданных в высшую судебную инстанцию как по своему заявлению (представлению), так и по заявлениям иных лиц, участвующих в деле, посредством использования систем видеоконференцсвязи.

21. При получении прокурором, участвовавшим в деле, определения о передаче арбитражного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора по жалобе лиц, участвующих в деле, незамедлительно направлять в управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации либо в управление обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора) надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, а также копии указанного определения и извещения о дате заседания.

22. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации при осуществлении общего руководства деятельностью нижестоящих прокуроров по реализации полномочий в арбитражном процессе регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в арбитражном процессе, в том числе качество участия прокуроров в рассмотрении судами дел в различных судебных инстанциях, обоснованность поданных жалоб (представлений).

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в арбитражном процессе. Проводить учебно-методические занятия по повышению деловой квалификации работников нижестоящих прокуратур, их стажирование.

23. Оценивать деятельность прокуроров по участию в арбитражном процессе исходя из качества поддержания в суде предъявленных прокурором исков (заявлений), эффективности апелляционного и кассационного обжалования судебных актов по арбитражным делам, в рассмотрении которых участвовал прокурор, обоснованности представлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов.

24. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской федерации от 05.06.2003 № 20 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе".

25. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность".

26. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я. Чайка

Обзор документа

Прокурорам даны новые указания по вопросам участия в арбитражном процессе.

Напомним, что прокурор вправе оспорить в арбитражном суде правовые акты органов власти, затрагивающие права и интересы организаций и граждан в сфере экономической деятельности, а также сделки органов власти, предприятий и учреждений с государственным (муниципальным) участием.

Даны директивы по поддержанию исков (заявлений), обжалованию судебных постановлений, о пересмотре их в надзорном порядке.

В частности, обращается внимание на обязательное участие прокурора в делах об оспаривании нормативных правовых актов во всех судебных инстанциях независимо от того, кем подано заявление в суд: прокурором или иными лицами.

Даны указания по обеспечению участия прокурора, инициировавшего иск (заявление) в арбитражном суде другого региона, в судебном заседании с помощью видеоконференцсвязи.

При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов прокурорам предписано руководствоваться АПК РФ, судебной практикой ВАС РФ, решениями КС РФ, а также учитывать судебную практику Европейского Суда по правам человека.

Обращается внимание, что в заседаниях Президиума ВАС РФ участвует представитель Генпрокуратуры России. Однако независимо от этого прокурор, предъявивший иск (заявление) в арбитражный суд, вправе ходатайствовать перед Президиумом ВАС РФ об участии в заседании по пересмотру судебных актов в порядке надзора посредством видеоконференцсвязи. При этом не важно, переданы акты в высшую судебную инстанцию по его представлению или по заявлениям иных участников дела.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: