Заявление о прекращении производства по делу в связи с отказом от иска кас
Обновлено: 16.04.2024
1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
Комментарий к ст. 157 КАС РФ
Положения ст. 157 КАС РФ, регламентирующие процессуальное оформление таких процедур, как отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон, закреплены по аналогии с положениями ст. 173 ГПК РФ, регламентирующими отказ истца от иска, признание иска ответчиком и мировое соглашение сторон. Общие положения об отказе от административного иска, признании административного иска, заключении сторонами соглашения о примирении закреплены в ст. 46 КАС РФ.
В ч. 1 ст. 157 КАС РФ содержатся положения, аналогичные следующим установленным в ч. 1 ст. 173 ГПК РФ: заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами; в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Часть 2 ст. 173 ГПК РФ предусматривает, что суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. Аналогичные данному положению положения ч. 2 ст. 157 КАС РФ учитывают, что принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон допускаются не по всем категориям административных дел. Как предусмотрено в ч. ч. 5 и 6 ст. 46 КАС РФ: суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит данному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5); суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц (ч. 6).
В ч. ч. 3 и 4 ст. 157 КАС РФ вошли положения, аналогичные следующим положениям ч. ч. 3 и 4 ст. 173 ГПК РФ:
- при отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3);
- в случае непринятия судом отказа истца от иска, признания иска ответчиком или неутверждения мирового соглашения сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу (ч. 4).
Определения суда, о которых идет речь в ч. 3 ст. 157 КАС РФ, могут быть обжалованы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 313 данного Кодекса как определения, исключающие возможность дальнейшего движения административных дел. Возможность подачи частной жалобы на определения, о которых говорится в ч. 4 ст. 157 КАС РФ, не предусмотрена. Согласно ч. 3 ст. 313 данного Кодекса возражения относительно таких определений суда могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.
Наличие определения суда о прекращении производства по административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ является основанием для прекращения производства по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
КАС РФ Статья 194. Основания для прекращения производства по административному делу
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 194 КАС РФ
1. Если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае:
1) если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;
(см. текст в предыдущей редакции)
3) если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;
4) если стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;
5) смерти гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии, что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;
6) если ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.
2. Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
3. Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях.
КАС РФ Статья 157. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон
1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
Ст. 157 КАС РФ. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия отказа от иска кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Последствия отказа от иска кас
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 46 "Изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска, заключение сторонами соглашения о примирении" КАС РФ
(О.М. Кабанов) В соответствии со ст. 46 КАС РФ суд принял отказ акционерного общества от административного иска о признании недействующим постановления министерства тарифного регулирования и энергетики субъекта Российской Федерации об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям, и долгосрочных параметров регулирования, так как заявитель информирован о последствиях отказа от административного иска и прекращения производства по административному делу, такой отказ закону не противоречит, прав других лиц не нарушает, публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Московского городского суда от 14.07.2020 по делу N 33а-2794/2020
Категория: Споры в области обороны, воинской обязанности и военной службы.
Требования заявителя: О признании незаконными бездействия по ненадлежащему рассмотрению обращения гражданина, ответа.
Обстоятельства: Истец указал, что ответ обоснован содержанием решения военного суда, которое отменено, актом производство по делу прекращено.
Решение: Отказано. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку право административного истца на обращение в государственные органы и получение ответа на обращение было реализовано А.Е. в соответствии с требованиями закона; А.Е. дан ответ по существу его обращений, право административного истца на получение ответа на обращение не нарушено; кроме того, указанные ответы не порождают каких-либо правовых последствий для А.Е., а носят информативный характер; несогласие административного истца с содержанием оспариваемого ответа не свидетельствует о его незаконности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Последствия отказа от иска кас
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Активная роль суда в административном судопроизводстве
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2021, N 1) Далее, административный иск может быть предъявлен в интересах конкретного лица либо неопределенного круга лиц прокурором либо иным уполномоченным органом. Правовые последствия отказа от иска в этих случаях по-разному регламентированы в КАС РФ.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Преодолим ли отказ от исковых требований?
(Чебышева Т.)
("ЭЖ-Юрист", 2017, N 43) Право истца (административного истца) отказаться от исковых требований полностью или частично закреплено ст. 49 АПК, ст. 39 ГПК и ст. 46 КАС. Последствием отказа истца от иска и принятие отказа судом является прекращение производства по делу (ст. 150 АПК, ст. 220 ГПК и ст. 194 КАС соответственно). Последствием же прекращения производства по делу в любом случае является недопущение повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. Таким образом, отказываясь от исковых требований, истец лишается права повторного обращения в суд с тождественным иском - и данное положение прямо закреплено в судебной практике (Постановления Президиума ВАС РФ от 25.07.2011 N 1689/11 по делу N А04-3015/2010, от 22.03.2005 N 12752/04 по делу N А11-3864/2003-К1-1/121).
Нормативные акты: Последствия отказа от иска кас
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022) 3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Заявлять ходатайства в рамках процесса административного судопроизводства могут все лица, привлечённые к участию в деле (ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ, а именно:
стороны (т.е. административный истец и ответчик);
органы, организации и прочие субъекты, обратившиеся в суд за защитой публичных прав и законных интересов.
При этом истец правомочен на отказ от иска (п. 2 ст. 46 КАС РФ), что само по себе выступает основанием для прекращения административного судопроизводства (п. 3 ст. 157, подп. 3 п. 1 ст. 194 КАС РФ), при условии, что отказ от подобного иска допускается по закону.
Все прочие участники процесса также имеют право представить ходатайство о прекращении адмминистративного производства, в котором обязательно должны быть изложены к тому основания.
Основания для прекращения административного судопроизводства
Основаниями для прекращения производства в рассматриваемом случае являются следующие обстоятельства (ст. 194 КАС РФ):
- дело не подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ;
- существует обретшее законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, по тому же предмету и по тем же основаниям;
- существует получившую законную силу судебное определение о прекращении судопроизводства по спору между теми же сторонами и по тому же делу в связи с тем, что истец отказался от иска или было утверждено мировое;
- имеется получившее законную силу судебное определение об отказе в принятии иска в рамках КАС РФ;
- истец произвел отказ от иска, что было принято судьей;
- имеется составленное и утвержденное судом мировое соглашение между сторонами;
- смерть физлица, выступавшего стороной по делу в рамках КАС РФ при условии, что данное дело не предусматривает правопреемства;
- завершенный процесс ликвидации организации, выступавшей стороной по адм.делу при условии, что публичное правоотношение не предполагает возможности правопреемства;
- оспариваемый истцом правовой акт отменен или пересмотрен, в связи с чем перестал затрагивать законные права и интересы истца.
Перечисленные основания могут быть указаны соответствующими лицами в ходатайствах о прекращении производства. При этом текст ходатайства должен содержать ссылки на конкретные нормы, факты и материалы, доказывающие основания, на которые податель ходатайства ссылается.
Ходатайство о прекращении дела по КАС РФ
Ходатайство в рамках процесса адм. судопроизводства может быть представлено как в письменной, так и в устной форме (подп. 9 п. 3 ст. 205 КАС РФ)
При этом содержание самого ходатайства кодексом не регламентировано, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме с указанием всех значимых для данного типа документов сведений, а именно:
- наименование суда, ф.и.о. и шифр судьи;
- информация о сторонах процесса;
- реквизиты дела: номер и дата;
- сущность представленных истцом требований;
- основания, по которым административное дело должны быть прекращено;
- ссылка на нормы закона, факты или обстоятельства, на которых податель ходатайства основывает свою точку зрения;
- сформулированная просьба к суду о прекращении по вышеуказанным основаниям производства по данному административном делу;
- приложения к ходатайству (например, доверенность на представителя, документация, подтверждающая приводимые подателем ходатайства доводы и др.);
- дата составления ходатайства;
- подпись подателя ходатайства.
Такое ходатайство может быть представлено:
- непосредственно в судебном заседании;
- направлено по почте;
- через канцелярию суда.
Итак, ходатайство о прекращении административного дела может быть представлено суду любым из участников процесса. При этом такое прошение может быть как оформлено в письменном виде, так и заявлено устно. Содержание ходатайства не регламентировано КАС РФ, поэтому оно может быть составлено в свободной форме с указанием всех значимых для данного типа документов атрибутов.
Ходатайство о прекращении производства по делу по КАС РФ
(наименование суда, адрес)
(ф.и.о. и шифр судьи)
(ф.и.о., адрес проживания, контактные данные)
(ф.и.о, адрес проживания, контактные данные)
о прекращении производства по административному делу
В настоящее время в ____________________ суде находится на рассмотрении дело № _______________ по административному иску ________________________________
(ф.и.о. ответчика или название гос. органа)
с требованием ___________________________________________________________.
(суть исковых требований)
В связи с тем, что _______________________________________________________ _________________________________________________________________________,
(указать основания для прекращения производства)
что подтверждается следующими обстоятельствами _________________________________________________________________________
(перечислить обстоятельства и факты, на которых податель ходатайства основывает свою позицию)
и руководствуясь ст. 45, 194 Кодекса административного судопроизводства РФ
прекратить производство по делу № _______________ по административному иску _______________________________________________________________________
(ф.и.о. ответчика или название гос. органа)
с требованием ___________________________________________________________.
(суть исковых требований)
Копия ходатайства о прекращении производства по делу — в __ экз. на ___л.;
Документы, доказывающие существование оснований для прекращения производства по делу — в __ экз. на ___л.;
Автор статьи
Читайте также:
- Какие государственные органы занимаются обеспечением безопасности населения россии
- Как определить решения судов из каких субъектов рф будет пересматривать
- Иск о признании устава жск недействительным
- Государственная пошлина в экономический суд рб
- Фактическое признание правомерности управленческих притязаний государственной власти