Защита всех форм собственности какая функция государства

Обновлено: 17.04.2024

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Функции государства - это основные направления его деятельности, выраж сущность и соц назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

1. Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой эк фундамент. Причем в обществах, где основной эк потенциал сосредоточ в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), гос деят нацеливалась на охрану рабовладе, феод, капиталист частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократ обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.

2. Охрана правопорядка - важн и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократ государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.

3. Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

4. Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли гос сектор экономики, т. е. гос собственность, и гос управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются гос предприятиями. Эко функция имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.

5. Социальная функция государства. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную соц напряженность в обществе, постараться выровнять соц положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

6. НТП. В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития НТП. Постоянно расширяется сфера НТИ, проводимых на гос основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулир техн прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.

Формы и методы реализации функций государства

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как гос органы и должностные лица работают, какие юр действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Правотворческая деятельность - это подготовка и издание норм-прав актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять соц функцию без кодифицированного соц законодательства, соц права?

От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие норм акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообр вопросов управленч характера, для выполнения которой исполн-распоряд органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.

Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юр дел, привлечение к юр ответственности и др.

Неправовые формы охватывают большой объем орг-подготов работы в процессе осущ-я функций государства. Такая деятельность является и необх, и правомерной, но она не связана с юр значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовит работа по сбору, оформл и изучению различной инфор при разрешении юр дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.

Методы осуществления функций государства в отеч правовой литературе опр-ся как: а) способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства; б) способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

К методам осуществления функций государства В.М. Корельский относит: 1) методы убеждения и принуждения при выполнении правоохр функции; 2) методы прогнозир, планир, льготного кредит и инвестир-я, гос субсидир-я, защиты потребителей при реализации эко функции.

В.В Оксамытный к методам, кот применяет государство в процессе осуществления своих функций относит: 1) метод гос принуждения; 2) метод гос убеждения; 3) метод договорного регулирования; 4) метод рекомендаций; 5) метод поощрений.

Л.А. Морозова наз следующие виды методов, с помощью которых государство осущ свои функции: 1) метод нормативного правового регулирования, т.е. издание норм актов, регламентир обществ отношения; 2) метод принуждения; 3) метод рекомендаций; 4) метод договорного регулирования; 5) методы надзора и контроля; 6) метод информац-го влияния на общество посредством оповещения населения о принятых гос решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправл регулир информ-х потоков.

Охранительная функция обеспечивает сохранение достигнутого уровня социального развития (экономического, политического, культурного, социального, научно-технического и т.д.), необходимого для дальнейшего развития общества и его безопасности.

В условиях реформ, модернизационных процессов и иных переходных состояний сохранение того, что создавалось усилиями поколений, не менее важная задача, чем преобразование или создание чего-то нового.

Созидательная функция выражается в непосредственном материальном и духовном творчестве либо в деятельности по стимулированию социального прогресса во всех его проявлениях.

Охрана общества, социальной организации и отношений, с одной стороны, представляет собой государствообразующую цель, проявление социального назначения государства, с другой - является его важнейшей функцией.

В юридической науке неоднократно обращалось внимание на то, что функции государства - это одна из немногих категорий, проявляющих сущность и социальное назначение государства. Будучи проявлением социального назначения государства, его активных свойств, именно функции выступают главным индикатором содержания сущности государства применительно к той или иной исторической эпохе. При этом не все функции одинаково обнаруживают сущность государства.

В охранительной функции, как ни в какой другой, наиболее рельефно проявляются сущность и социальное назначение государства. Цель охранительной функции государства - обеспечение нормальных и безопасных условий общественного прогресса и личностной самореализации.

Таким образом, охранительная функция жизненно необходима для государства на каждом этапе исторического развития независимо от соотношения классовых и общесоциальных начал в его организации.

Охранительная функция государства - сущностная, субстанциональная, а не побочная и искусственная функция, она вытекает из социального назначения государства и как никакая другая выделяет государство из всей системы социальных институтов на всем протяжении его существования.

Цели и задачи, достигаемые и выполняемые государством в процессе реализации охранительной функции, вне всякого сомнения, можно и нужно рассматривать в качестве предпосылок и условий нормального существования и развития человека, общества и государства.

Государственная власть, главными признаками которой являются публичность, верховенство и суверенитет на всей территории, имеет самое непосредственное отношение к охранительной деятельности. Охранительная функция, как никакая иная, проявляет независимость и самостоятельность государственной власти. Представляя государственно-властную прерогативу, охранительная деятельность опирается главным образом на легальное принуждение - непременный атрибут государственной власти.[19, c 22]

Рассматривая адекватность наименования исследуемой функции, следует отметить, что среди ученых по данному поводу наблюдается значительная вариативность мнений. Можно выделить три подхода к формулированию наименования анализируемой функции.

1) Сторонники первого, выделяя в системе объектов государственной охраны ту или иную группу (комплекс) общественных отношений, формулируют понятие исследуемой функции через наименование соответствующего объекта (объектов) государственно-правовой охраны:

- функция охраны прав и свобод граждан;

- функция охраны правопорядка (общественного порядка) и законности;

- функция охраны собственности;

- функция защиты (обеспечения) безопасности;

- функция охраны окружающей среды (природы);

- охрана здоровья и др.

Иногда два или три объекта (права и свободы личности, правопорядок и собственность) одновременно включаются авторами в наименование соответствующей функции: «функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения правопорядка», «функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка», «функция охраны собственности и правопорядка».

2) Сторонники второго подхода при выборе наименования исследуемой функции в качестве решающего критерия избирают специфику соответствующего вида юридической деятельности:

- правоохранительная функция государства;

- правозащитная функция государства.

3) Сторонники третьего подхода именуют данную функцию охранительной, принимая во внимание специфику и комплексность содержания (видовое отличие) охранительной деятельности государства.

Говоря о первом подходе, нужно констатировать, что совокупность объектов государственной охраны, а также степень социальной значимости каждого из них могут изменяться в конкретных социально-исторических условиях. Данное обстоятельство, в свою очередь, существенно затрудняет формулирование наименования соответствующей функции, особенно если в нем оказываются только правопорядок, права человека или собственность. При таком подходе упускаются из виду иные не менее важные (а может быть, и более важные) социальные ценности, объективно нуждающиеся в государственной охране: духовно-культурное наследие, нравственность, природа, общественный (конституционный) строй и др.

Использование первого подхода нецелесообразно при формулировании наименования и понятия исследуемой функции. Более значимым потенциалом он наполняется при обосновании структуры (подфункций) охранительной функции государства, что, в свою очередь, может служить ориентиром при обосновании главных, первичных, смыслообразующих функций для тех или иных звеньев механизма государства. Более того, в конкретных историко-политических условиях перечень выделяемых на таком основании подфункций может быть дополнен или сокращен без ущерба для титульного и собирательного наименования явления, компонентами которого они выступают.

Рассматривая второй подход и наименования «правоохранительная функция» и правозащитная функция», можно сделать заключение, что в методологическом отношении такая позиция также уязвима. Так, необходимо принять во внимание сохраняющуюся в отечественной науке дискуссию относительно соотношения понятий «правовая охрана» и «правовая защита». По мнению некоторых ученых, эти понятия не совпадают.

В целом, обобщая устоявшиеся по данному вопросу точки зрения, можно выделить четыре основных подхода:

1) отождествление понятий «защита» и «охрана»;

2) признание за названными понятиями различий, вытекающих из специфики преломления в каждом из них категории «обеспечение»;

3) поглощение понятия «защита» понятием «охрана»;

4) отрицание понятия «охрана» в силу отсутствия в нем специально-юридического содержания.

Второй подход и лежащие в его основе фундаментальные разработки в области теории юридической деятельности и форм осуществления власти могут и должны использоваться при изучении форм реализации охранительной функции, прежде всего правовых. К примеру, правоохранительная и правозащитная деятельность, наряду с иными (правотворчество, контрольно-надзорная деятельность, правоприменительная) могут образовывать систему правовых форм реализации охранительной функции государства.

Процесс реализации всех без исключения функций государства характеризуется органичным переплетением и наличием системы сложных взаимопереходов различных форм их реализации. Отдельные составляющие правоохранительной деятельности обособляются, структурируются в деятельность правоприменительную и юрисдикционную, правовосстановительную и праворазъяснительную, правонаделительную и надзорную. Однако от этого они не теряют свой интегративный системный признак - правоохранительную направленность.

Например, выделяемая некоторыми авторами контрольно-надзорная функция в соотношении с более магистральной и комплексной охранительной функцией вполне может рассматриваться в качестве формы реализации последней.

Выделяемая рядом авторов правозащитная функция также представляет собой форму реализации охранительной функции, проявляясь в деятельности соответствующих государственных органов (суды, прокуратура и др.), «срабатывая» в случае нарушения юридических норм.[17, c 44]

Особо укажем, что деятельность государства, в том числе охранительная, не всегда носит правовой характер. Современное государство, независимо от объема правовых начал в организации и функционировании, все-таки продолжает оставаться относительно обособленным от права, осуществляет определенный объем работы в организационных (фактических) формах. В связи с этим государство охраняет не только явления, образующие правовую действительность (правовой порядок, права и свободы человека, юридические нормы и институты) и не всегда в правовых формах (правотворчество, применение права, контроль и надзор). Большую часть объектов приложения охранительного воздействия образуют те, которые имеют косвенное отношение к правовой системе общества, но не менее важные для него (уровень развития общества, нравственность, культура, природа, здоровье, труд и др.).

Представляется, что третий подход к формулированию наименования анализируемой функции гармонично и логически непротиворечиво охватывает разнообразные проявления охранительной деятельности государства. Более того, в сочетании с иными подходами, в результате их теоретико-методологического интегрирования, кристаллизуются контуры структуры охранительной функции государства.

Можно дать следующее определение охранительной функции государства: это публично-властная деятельность государства, обусловленная его сущностью, проявляющая его ценность и социальное назначение, связанная с необходимостью обеспечения стабильности и сохранности общественных отношений и осуществляемая в целях нейтрализации угроз безопасности общества.

В качестве сфер и объектов охранительной функции государства выступают различные комплексы и группы общественных отношений, испытывающие (фактически или потенциально) воздействие угроз антропогенного и природного характера, объективно нуждающиеся в нейтрализации последних. Тесные связи между сферами социума, их интеграция сообщают системный характер общественным отношениям - объектам охранительной деятельности государства. Вряд ли найдется сфера социального бытия, не нуждающаяся в охранительной деятельности государства.

В современных условиях, когда успешное решение проблемы обеспечения безопасности приобрело судьбоносный характер, основные сферы, в которые устремлена охранительная функция государства, закреплены законодательно.

Характерной чертой объектов охранительной деятельности государства является динамизм, подчеркивающий подвижность и изменчивость исследуемой функции. На конкретном этапе исторического развития общества, при определенных условиях, в различных социально-политических ситуациях, в системе объектов государственной охраны могут образовываться различные социальные ценности, формирующие или деформирующие соответствующие виды охранительной деятельности.

Будучи системным образованием, охранительная функция, в зависимости от важнейших объектов и видов охранительного воздействия, интегрирует в своей структуре различные подфункции.

Подфункции выступают компонентами структуры охранительной функции, качественно и предметно самостоятельны и в совокупности обеспечивают целостность и комплексность охранительной функции государства.

Качественная однородность видов государственной деятельности (правовое регулирование, правоохрана, правоприменительная деятельность, контроль, надзор и др.), в сумме образовывают охранительное воздействие государства, выступают свойством его содержания. Отдельные составляющие охранительной деятельности могут обособляться и структурироваться в различные виды государственной деятельности, реализация каждой из таких подфункций может сопровождаться органичным переплетением и наличием сложных взаимопереходов из одного состояния в другое. Однако при этом не утрачивается их интегративный системный признак - охранительная направленность.

Единство и органическая связь видов и объектов охранительной деятельности позволяет выделить в структуре рассматриваемой функции основные компоненты (подфункции):

- охрана и защита прав и свобод личности;

- охрана конституционного строя;

- охрана труда и собственности;

- охрана культуры и духовности общества;

Каждая из указанных подфункций представляет собой определенный вид и форму деятельности, а значит, наполнена конкретным политико-юридическим содержанием.

Названные подфункции характеризуются определенным единством (интегративностью), обеспечивая главное свойство системности охранительной функции - целостность.

6 Формы осуществления функций государства

В правовой литературе под формами осуществления функций государства понимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности, в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными и законодательными органами законов, обязательных для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

Управленческая или исполнительная деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность - это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением действующих на территории государства законов, осуществляемый Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

Каждая из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

Научное и практическое значение данной классификации состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится с принципом разделения властей.[28, c 45]

Наряду с изложенной в науке получила распространение имеющая не меньшую теоретико-практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразным ее называть, организационная.

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Они определяются природой субъекта в государственной власти и его компетенцией в области осуществления государственно-властных полномочий. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Наиболее распространено деление этих форм на правоустановительные (правотворчество), правоисполнительные (исполнительно-распорядительные) и правоохранительные. Первая представляет собой деятельность субъектов государственной власти по созданию правовых норм, их изменению и отмене, вторая - по реализации предписаний правовых норм, наконец, третья - это деятельность по охране правовых норм от нарушений.

Организационная деятельность государства - это деятельность, которая не требует полного и строго юридического оформления, не связана с совершением юридически значимых действий, последние не влекут за собой правовых последствий и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Организационная деятельность тех или иных органов в целом является подзаконной и осуществляется в рамках действующего законодательства и в пределах компетенции того или иного органа.

Но, и это принципиально, правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий. Осуществление организационных действий - это повседневные и разнообразные проявления управленческой деятельности, лишенные юридической оболочки. Хотя как предпосылки, так и результат выполнения организационных действий, могут фиксироваться юридически. К неправовым формам помимо организационной деятельности относят также осуществление материально-технических операций и т.п. Они широко используются для обеспечения четкой и эффективной работы государственных органов и могут быть направлены как внутрь аппарата государства, так и в отношении негосударственных формирований и граждан.

В целом неправовые формы действия могут выражаться в инспектировании государственных органов, должностных лиц и негосударственных организаций; в их инструктировании; в разъяснении содержания целей юридических актов; в привлечении негосударственных организаций и граждан к работе государственного аппарата. Важно, что неправовые методы реализуются через правовое регулирование (например, утверждение плана приказом, нормативное закрепление цен и т.п.).

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой ;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды ;

в.1) обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала ;

в.2) обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни ;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

е.1) осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики ;

е.2) осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности ;

е.3) содействует развитию предпринимательства и частной инициативы ;

е.4) обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений ;

е.5) осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным ;

е.6) создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры ;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Редакция пункта "а" части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти ;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, научно-технологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных ;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности ;

п) федеральное коллизионное право;

р) метрологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; метеорологическая служба; официальный статистический и бухгалтерский учет ;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, а также ограничений, связанных с открытием и наличием счетов (вкладов), хранением наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: