Защита прав военнослужащих в судебном порядке

Обновлено: 19.04.2024

В соответствии с Конституционным Федеральным Законом РФ "О военных судах" военным судам подсудны гражданские дела по искам и заявлениям о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

В 2005 году Рязанским гарнизонным военным судом рассмотрено более 1500 заявлений и исков военнослужащих на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц. Из них 1175 дел по 1201 иску военнослужащих, 17 дел по 22 искам командиров воинских частей к военнослужащим о привлечении их к материальной ответственности, и остальные - по заявлениям военнослужащих об оспаривании действий (бездействия) органов военного управления или воинских должностных лиц.

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что в 2005 году по сравнению с предыдущим годом разрешено значительно больше дел, а именно - на 626 заявлений (исков), т.е. на 83,24%.

Наибольшее количество гражданских дел в 2005 году рассмотрено судьями: подполковником юстиции Е.И.Буториным и подполковником юстиции А.А.Воробьевым.

Около 80% обращений с заявлениями и исками в 2005 году военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, связано с несвоевременным обеспечением их положенными видами довольствия.

Заявители (истцы), как правило, обращались в суд с заявлениями и исками в установленные законом сроки. По 25 делам истцы (заявители) обращались по истечении установленного срока, при этом по 19 делам в восстановлении срока было отказано, а в остальных случаях суд признал причину пропуска срока уважительной, разрешив заявленные требования по существу.

В 2005 году судьями военного суда более 50% заявлений и более 90% исков было рассмотрено в установленный законом срок.

В большинстве случаев причины, повлиявшие на нарушение сроков разрешения гражданских дел, являются объективными: обращение в суд с заявлениями, исками, не соответствующими требованиями ст. 131-132, 247 ГПК РФ, в связи с чем они оставлялись без движения, неявка сторон, отдаленность места нахождения ответчика и т.д.

В анализируемом периоде в военный суд за защитой своих прав обращались высшие офицеры - 1, старшие офицеры - 573, младшие офицеры - 229, прапорщики, мичманы - 238, сержанты и рядовые по контракту - 273, военнослужащие по призыву - 1, уволенные с военной службы - 169.

В 2005 году Рязанским гарнизонным военным судом были рассмотрены гражданские дела следующих категорий:

- связанные с увольнением с военной службы - 22 дела (1,5%);

- связанные с необеспечением денежным довольствием - 1093 дела (74%);

- связанные с невыплатой денежной компенсации взамен продовольственного пайка - 260 дел (17,4%);

- по жилищным вопросам - 61 дело (4,5%);

- по искам командиров воинских частей о возмещении причиненного вреда - 22 дела (1,5%).

Иные заявления и иски были связаны с привлечением военнослужащих к дисциплинарной и материальной ответственности.

Основными причинами в 2005 году нарушений законных прав и свобод военнослужащих являются:

- нарушение процедуры увольнения военнослужащих;

- неправильное толкование требований законов, а также руководящих документов министерств и ведомств Российской Федерации;

- отступление должностных лиц кадровых органов от требований, изложенных в Положении о порядке прохождения военной службы;

- приблизительное знание отдельными должностными лицами Федеральных законов "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О материальной ответственности военнослужащих", Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ N 1237 от 16 сентября 1999 года;

- несоответствие действующих нормативных актов требованиям законов и отсутствие механизма реализации отдельных правовых норм в отношении военнослужащих;

- необоснованное привлечение военнослужащих к материальной и дисциплинарной ответственности;

- задержки в обеспечении военнослужащих (в том числе и при увольнении с военной службы) положенными видами довольствия.

В 2006 году судьям Рязанского гарнизонного военного суда с учетом изложенных недостатков необходимо при рассмотрении гражданских дел особое внимание уделять заявлениям об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления и срокам их рассмотрения. В связи с этим необходимо рассматривать дела данной категории в первую очередь, поскольку для них установлен предельно малый срок рассмотрения. Особое внимание судьям военного суда необходимо уделять приему данных заявлений и уже на этой стадии выявлять все недостатки, которые могут послужить основанием для оставления заявления без движения, поскольку многие из этих недостатков могут быть устранены на месте при приеме заявления или в этот же день. В целях оперативного извещения участников процесса необходимо требовать от заявителей того, чтобы они указывали не только адреса их проживания, но и контактные телефоны, а также телефоны воинских частей и учреждений, в которых проходят службу должностные лица, чьи действия обжалуются. Также необходимо обращаться в справочную службу 8 - 13, которая имеет данные о всех телефонах военных комендатур и комиссариатов практически всех гарнизонов, а через них, в свою очередь, узнавать контактные телефоны и номера факсимильных аппаратов ответчиков. Кроме того, нужно использовать такой вид оповещения участников процесса, как телеграмма с уведомлением о вручении. Однако при этом следует учитывать, что данные телеграммы на адреса воинских частей не принимаются. Также необходимо сократить срок, в течение которого заявление поступает к судье на рассмотрение, взяв на особый контроль ответственным за данный вопрос исполнителем данные заявления. Все эти мероприятия значительно сократят сроки рассмотрения заявлений об оспаривании действий должностных лиц.

В наступившем 2006 году военный суд Рязанского гарнизона должен своей деятельностью в сфере правосудия содействовать дальнейшему укреплению законности и дисциплины в воинских частях гарнизона. Также, одной из важных задач Рязанского гарнизонного военного суда является защита и восстановление нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и их семей.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Обзор судебной практики. Защита прав, свобод и законных интересов военнослужащих - одна из важнейших задач военных судов

Текст обзора предоставлен Рязанским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве

9. Военнослужащие находятся под защитой государства. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

10. Государство гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащих, осуществляет охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.

Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

11. Приведение военнослужащих и граждан, обучающихся по программе военной подготовки и проходящих учебные сборы, к Военной присяге (принесение обязательства) осуществляется в соответствии с положением, предусмотренным в приложении N 1.

Военнослужащий и гражданин, обучающийся по программе военной подготовки и проходящий учебные сборы, до приведения к Военной присяге (принесения обязательства) не могут привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим и гражданином, обучающимся по программе военной подготовки и проходящим учебные сборы, не могут закрепляться оружие и военная техника; к военнослужащему и гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки и проходящему учебные сборы, не может быть применен дисциплинарный арест.

(статья 11 в ред. Указа Президента РФ от 27.12.2017 N 637)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об охране семьи, материнства и детства.

13. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Правила хранения оружия, условия и порядок применения его военнослужащими определяются настоящим Уставом, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

(см. текст в предыдущей редакции)

Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации могут применять оружие лично, а командиры (начальники) приказать подчиненным применить оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в следующих случаях:

для отражения вооруженного либо группового нападения на охраняемые государственные и военные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин, единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

для пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;

для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;

для задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать данное лицо или изъять у него оружие невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного в боевых условиях, когда действия неповинующегося явно направлены на государственную измену или срыв выполнения боевой задачи, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения.

14. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни военнослужащего или других граждан или может повлечь иные тяжкие последствия: при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов; при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, при побеге в условиях ограниченной видимости, а также при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время их движения.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего или других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

15. Обо всех случаях хищения, утраты, порчи или выхода из строя оружия военнослужащие обязаны докладывать своему непосредственному начальнику. Командир воинской части незамедлительно уведомляет военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, органы военной полиции , органы внутренних дел Российской Федерации, территориальные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации об обстоятельствах хищения или утраты оружия (боеприпасов) с указанием модели, калибра, серии, номера, года выпуска каждой единицы и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе по розыску похищенного или утраченного оружия (боеприпасов).

Здесь и далее требование об уведомлении командиром воинской части (начальником военно-медицинской организации) органов военной полиции распространяется только в отношении командиров воинских частей (начальников военно-медицинских организаций) Вооруженных Сил.

(в ред. Указа Президента РФ от 01.02.2021 N 63)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае возвращения похищенного или утраченного оружия (боеприпасов) в воинскую часть командир воинской части в течение трех суток обязан проинформировать об этом государственные органы, поставленные ранее в известность о хищении или утрате оружия (боеприпасов).

Защита военнослужащих и их законных прав, защита чести и достоинства военнослужащих дело не простое. Давайте разберем подробнее, на какие законодательные акты и приказы ссылаются наши военные адвокаты в своей судебной практике в разрезе обвинения и защиты лиц, находящихся на страже безопасности страны.


Куда жаловаться в защиту прав военнослужащих?

Правовая защита военнослужащих гарантирована законодательством через возможную подачу официального заявления соответствующим органам власти, к которым относят:

  • военную прокуратуру;
  • административный орган;
  • военный гарнизонный суд;
  • также можно обратиться за помощью военнослужащие могут к Уполномоченному, отвечающему за вопросы о правах человека на территории Российской Федерации
  • подать жалобу Президенту, как высшему главнокомандующему нашего государства.

Официальное обращение в административный орган власти гарантированно рассмотрит спорный вопрос, затронувший защиту прав, в скором времени. При этом направленное заявление с жалобой о существующем правонарушении не всегда рассматривается в административном предварительно порядке.

Насколько показала практика рассмотрение военных дел – социальная защита военнослужащих и остальные соответствующие вопросы больше остаются на рассмотрении судебных органов власти, у которых ведущая роль этого дела.

ВНИМАНИЕ : смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.

Правовая защита военнослужащих при увольнении

Большинство случаев, когда необходимо защищать права служащих, связанны обычно с непосредственным увольнением. Сама увольнительная процедура служащего считается довольно ответственным делом, достаточной сложности. Ввиду не соблюдений свода правил, соответствующих нормативов возможно оспаривание увольнения и последующее служебное восстановление, получение компенсации за увольнительный срок, который впоследствии был признан не законным. Защита прав военнослужащих гарантировано предоставит все причитающиеся социальные льготы, компенсации по окончанию увольнительной процедуры.

Лишь военные суды компетентны в решении увольнений служащих. Защита чести и достоинства военнослужащего будет рассмотрена лишь при направлении запроса после увольнение сроком в 3 месяца при обращении в суд. Исключениями могут стать перечни личных составов.

Служащие обязаны знать о следующих важных моментах при решении вопроса об увольнении:

  1. При контрактной службе процедура увольнения возможна только с согласием служащего до приобретения прав на получение пенсии. Ситуации, предусмотренные законы считаются исключением.
  2. Если служащий нуждается в улучшенных жилищных условиях, а служебный срок превысил период – 10 лет. Таких военнослужащих просто нельзя уволить, не имея соответствующего официального согласия, без соответствующей выдачи необходимой постоянной жилплощади. Служащий получит гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих при полном рассмотрении дела.

Как выстраивается правовая и социальная защита военнослужащих?

  1. базовым документом, где прописаны мандаты и обязанности любых жителей Российской Федерации (а в том числе и исполняющих военный долг), является Конституция РФ. Именно на нее приходятся многочисленные ссылки адвокатов, выступающих на стороне защитников родины при судебных разбирательствах.
  2. защитой интересов военных уже на протяжении нескольких десятков лет занимается существующий Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Акцент на его статьи со стороны наших адвокатов происходит, когда в суде требуется социальная защита и правовая поддержка. Документальным гарантом становится Федеральный закон. Защитники родины имеют равные с гражданскими лицами права (ограничения касаются военной службы). Все, что не противоречит поставленным командным составом задачам, не наносит вреда защите мирного населения не нарушает законодательные нормы и основы регулирования прав и свобод всех граждан (в том числе и защита военнослужащих). В компетенцию защитников родины входит разрешение на подачу различных заявлений и прошений. Подобная практика распространена в случае неправомерных действий военного руководства, не имеющих оснований обвинений в адрес военнообязанного лица. Защитник родины имеет право обратиться с жалобой, заявлением или прошением о защите в судебный орган,
  3. на стороне обвиняемого находится Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». Этим инструментом успешно отлаживается созданная правовая основа военной деятельности. Наш адвокат по военным делам поможет выстроить защиту в рамках уголовного дела любой категории сложности.

Когда требуется защита военнослужащих?

Среди популярных направлений обвинений в адрес военнослужащих, которые приходится оспаривать в суде при поддержке и помощи адвоката:

Защита военнослужащих

  • имущественные претензии к военнообязанному лицу (обвинения в хищении, растрате государственного продовольствия и краже инвентаря);
  • трудовые несогласия относительно отказа в выплате заработной платы, уличения в нарушении трудовой дисциплины, обвинений в ненадлежащем исполнении воинских обязанностей.
  • социальные вопросы, которые невозможно решить без вмешательства судебных органов.

Защита чести и достоинства военнослужащих

Свобода и права каждого человека – это наивысшая ценность. Никто и ничто не имеет права ущемлять личность и достоинство иного лица. Все это касается каждого из нас и, безусловно, военнослужащих. Кроме того, у них данные понятия находятся под особой государственной защитой. А это значит, что существуют определенные меры, при которых начинает действовать защита чести и достоинства военнослужащего.

Более того, у каждого есть свое понимание таких качеств, как честь, достоинство и репутация, которое не всегда может совпадать с общим мнением. Так определяется индивидуальное понимание значимости и ценности как для самого военнослужащего, так и для окружающих. Отметим, что главными способами посягательства на ценности личности, при которых требуется защита свободы, чести и достоинства военнослужащих, являются:

  • клевета – умышленная передача неправдивых сведений;
  • оскорбление – унижение человека иным лицом.

Каждый способ посягательства на личность предусматривает правовые основы защиты чести и достоинства военнослужащих, выражающиеся в таких видах ответственности:

  • административная;
  • уголовная;
  • гражданско-правовая.

Какая из них будет применена в конкретном случае, зависит от тяжести нанесенного морального ущерба.

Как действовать в той или иной ситуации?

Оскорбление солдата — это унижение чести и достоинства военнослужащего. Т.е. это когда один военнообязанный оскорбляет другого, данная ситуация может произойти между командиром и подчиненным, и наоборот.

Устав Вооруженных Сил страны предусматривает:

  • каждую личность необходимо уважать;
  • унижения недопустимы;
  • соблюдение правил воинской вежливости;
  • отдание чести.

Поэтому оскорбление военнослужащего начальником или наоборот является преступлением.

Порядок защитных чести и достоинства военнослужащего, если нанесено оскорбление военнослужащего офицером или наоборот, можно определить следующим образом:

  • применение нормативно-правовой базы;
  • совокупность средств по защите интересов экономического характера;
  • определение порядка социальной защиты ценностей духовного значения;
  • усовершенствование управленческой системы (содействие в решении вопросов, когда имело место оскорбление военнослужащего командиром или наоборот).

Каждый должен понимать, что может отстаивать свои права, и делать это нужно достойно. При необходимости при возникновении проблем следует проконсультироваться с опытными специалистами.

Адвокат по защите прав военнослужащего в Екатеринбурге

Не все юристы готовы браться за данную категорию дел. Военнослужащие представляют отдельную категорию лиц, на которых не распространяются нормы гражданского права.

Наши опытные военные адвокаты и юристы успешно отстаивают полномочия своих доверителей, опираясь на военно-правовые акты, законы и постановления правительства. С нами правовая и социальная защита военнослужащих пройдет профессионально.

Читайте еще о работе военного юриста:


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

Жалоба военнослужащего с нашей помощью – это просто. В процессе прохождения воинской службы у военнослужащего, при нарушении его прав есть возможность писать обращения в различные инстанции, вплоть до президента. Рассмотрим основной порядок.

Вы всегда можете обратиться к нашему военному юристу, для которого защита прав военнослужащих стоит на первом месте.


Когда подается жалоба военнослужащего?

Закон дает понять, что человек, находящийся на службе – не один, у него есть масса инструментов, и если права будут нарушены, он может воспользоваться любым из них. Причины для обращения по инстанциям разные, начиная от случаев хищения, вопросов субсидии военнослужащим на жилье, проблемы денежное довольствие военнослужащих, заканчивая дедовщиной (одна из самых частых причин).

Жалоба военнослужащего

Еще один вид обращения – это жалоба военнослужащего на дисциплинарное взыскание. Обращение может быть отправлено должностным лицам воинской части, в их обязанность входит рассмотрение заявления. Если изложенные в нем факты подтверждаются, ими должны быть принять меры.

Жалоба военнослужащего обычно связана с его особым статусом. Вопросы нарушения права военнослужащего могут быть связаны:

  • с получением разных видов социальной поддержки и компенсаций
  • с несением военной службы
  • иными вопросами нарушения прав военных

Как составить жалобу военнослужащему?

Вопросы подачи жалобы военнослужащими регулируются общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

Дисциплинарный Устав ВС РФ устанавливает для военнослужащего возможность направлять жалобы в органы власти и местного самоуправления в порядке, установлено законодательством. Следовательно, право военнослужащего на обращение никак не ограничивается по сравнению со всеми гражданами.

Особые правила устанавливаются только для рассмотрения жалобы военнослужащего, поданной должностным лицам части в форме рапорта. Также необходимо учесть ряд рекомендаций нашего военного адвоката:

  1. Для обращения в органы государственной власти и местного самоуправления, военнослужащему необходимо указать наименование органа, в который направляется обращение, а также указать необходимую информацию о себе: ФИО, занимаемая должность, место службы и место жительства. Эти правила соблюдаются в случае, когда военнослужащий подает жалобу, связанную с осуществлением им его служебных полномочий или с его особым статусом.
  2. В тексте жалобы нужно указать обстоятельства, послужившие причиной обращения.
  3. В конце жалобы необходимо оформить часть, где нужно кратко изложить, какие меры вы просите принять для разрешения жалобы.

ПОЛЕЗНО : смотрите также видео по теме составления жалобы и узнаете больше, пишите свой вопрос в комментариях ролика и не забывайтесь подписаться на канал YouTube, чтобы получать советы адвоката

Куда можно подать жалобу в защиту прав военного?

Жалоба военнослужащим может подаваться во все существующие органы государственной власти, местного самоуправления, надзорные и контролирующие инстанции и т. д.

Для обжалования действий должностных лиц, приведших к нарушению прав военного, можно обратиться:

  1. Президенту- Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации
  2. К должностным лицам Вооруженный Сил, должностным лицам части
  3. В военную прокуратуру
  4. В гарнизонный военный суд, окружной военный суд
  5. В Министерство Обороны РФ и его подразделения – главные управления, управления, департаменты, службы, а также в военные комиссариаты.
  6. В иные органы власти и местного самоуправления, уполномоченные решать вопросы реализации военнослужащими их прав на компенсации, социальные гарантии и т. д.

Порядок подачи жалобы военнослужащего

Как отправляется жалоба на военную часть? У солдата, который имеет желание отстоять свои права, есть возможность писать обращения туда, куда он пожелает нужным (с учетом законодательства), и никто не должен ему препятствовать, ущемляя и провоцируя. Командир, который препятствует подаче обращения, может быть наказан.

Жалоба военнослужащего может быть подана способами:

  • Лично (на личном приеме)
  • Путем направления письменного обращения
  • Жалоба, адресованная в органы власти может быть подана руководству части и передана им в ведомство, уполномоченное рассмотреть и разрешить жалобу.
  • Кроме того, военнослужащий имеет право присоединиться к коллективной жалобе в случае, если это не запрещено дисциплинарным уставом.

В силу дисциплинарного устава запрещается подавать жалобы во время несения дежурства, боевой службы, при нахождении в строю (кроме случаев опроса), в карауле, вахне, наряде и на занятиях.

Рассмотрение жалоб военнослужащих

Подача жалобы и ее рассмотрение регулируются особыми порядками рассмотрения обращений.

Так, обращение в органы власти и местного самоуправления (кроме должностных лиц ВС РФ), оформленное в виде жалобы (обращения) рассматривается на общих основаниях. Жалоба регистрируется, и ответ на нее должен быть направлен в течении 30 дней. Кроме того, ответ должен быть письменным, по существу поставленных в обращении вопросов.

Отношения, связанные с рассмотрением жалоб руководством части, регулируются дисциплинарными уставами и подразумевают:

  • Рассмотрение жалобы военнослужащего в тридцатидневный срок с момента регистрации в Книге учета письменных обращений
  • Оформление карточки личного приема в случае устной жалобы военнослужащего на личном приеме
  • Должностным лицам части запрещено отправлять жалобу на рассмотрение в органы, действия должностных лиц которых обжалуются. В случае получения такого обращения, военнослужащему разъясняются его права обжалования в судебном порядке. Жалоба возвращается.

Итог рассмотрения жалобы: разрешение жалобы – это рассмотрение всех поставленных вопросов, принятие мер, направленных на восстановление прав военнослужащего.

ВНИМАНИЕ : смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.

Адвокат по составлении жалобы в защиту военного в Екатеринбурге

Наш военный юрист не раз обжаловал такие вопросы, как:

  • расчет жилья военнослужащим
  • инвалиды вследствие военной травмы
  • восстановление на военной службе
  • получение жилищной субсидии военнослужащим
  • иные вопросы по защите военнослужащих

Мы проконсультируем вас, поможем составить жалобу или рапорт, будем представлять Ваши интересы на всей процедуре обжалования от подачи до получения решения.

Читайте еще про вопрос военному юристу:


Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры" А.В. Кацайлиди

  • Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 4)
    • Статья 1. Статус военнослужащих
    • Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих
    • Статья 3. Гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
    • Статья 4. Правовые основы статуса военнослужащих
    • Статья 5. Защита свободы, чести и достоинства военнослужащих
    • Статья 6. Право на свободу передвижения и выбор места жительства
    • Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
    • Статья 8. Свобода совести и вероисповедания
    • Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями
    • Статья 10. Право на труд
    • Статья 11. Служебное время и право на отдых
    • Статья 12. Денежное довольствие военнослужащих
    • Статья 13. Отдельные выплаты военнослужащим
    • Статья 13.1. Денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, и гражданам, пребывающим в резерве. Денежные выплаты, причитающиеся гражданам, призванным на военные сборы, и не полученные ко дню гибели (смерти)
    • Статья 14. Продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих
    • Статья 15. Право на жилище
    • Статья 15.1. Норма предоставления площади жилого помещения. Общая площадь жилого помещения
    • Статья 15.2. Обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях
    • Статья 15.3. Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений
    • Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
    • Статья 17 (утратила силу)
    • Статья 18. Страховые гарантии военнослужащим. Право на возмещение вреда
    • Статья 19. Право на образование и права в области культуры
    • Статья 20. Проезд на транспорте. Почтовые отправления
    • Статья 21. Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий
    • Статья 22. Судопроизводство в отношении военнослужащих и право на получение юридической помощи. Совершение нотариальных действий с участием военнослужащих и членов их семей
    • Статья 23. Увольнение граждан с военной службы и право на трудоустройство
    • Статья 24. Социальная защита членов семей военнослужащих, потерявших кормильца
    • Статья 25. Дополнительные социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, исполняющим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и членам их семей
    • Статья 26. Общие обязанности
    • Статья 27. Должностные и специальные обязанности
    • Статья 27.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением военной службы
    • Статья 28. Ответственность военнослужащего
    • Статья 28.1. Права военнослужащего, который привлекается к дисциплинарной ответственности
    • Статья 28.2. Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности
    • Статья 28.3. Обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего
    • Статья 28.4. Дисциплинарное взыскание и его применение
    • Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания
    • Статья 28.6. Обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности. Доказательства и их оценка
    • Статья 28.7. Меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке
    • Статья 28.8. Разбирательство
    • Статья 28.9. Рассмотрение командиром материалов о дисциплинарном проступке
    • Статья 28.10. Исполнение дисциплинарных взысканий
    • Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 30. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
    "О статусе военнослужащих"

    С изменениями и дополнениями от:

    31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 8 ноября, 1, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля, 17, 25 декабря 2009 г., 22 июля, 8, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 8, 16 ноября, 12 декабря 2011 г., 14, 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 2 июля, 21 октября, 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня, 4, 24 ноября 2014 г., 20 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 15 февраля, 3 июля, 22 ноября 2016 г., 3 апреля, 1 июля 2017 г., 29 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 6 марта, 29 мая, 3 июля, 16 октября, 2 декабря 2019 г., 1 марта, 8 июня, 13, 31 июля, 27 октября, 8 декабря 2020 г., 30 апреля, 1 июля 2021 г., 28 января, 25 февраля, 11, 28 июня 2022 г.

    Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

    Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

    Президент Российской Федерации

    ФЗ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей.

    К лицам, обладающим статусом военнослужащих, закон относит военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву. Иностранные граждане приобретают статус военнослужащих на период прохождения службы.

    Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. В частности, запрещено участие военнослужащих в забастовках, в объединениях, преследующих политические цели. Не разрешается заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме научной, преподавательской, творческой), предпринимательской деятельностью. Не допускается создание религиозных объединений в воинской части.

    Отдельное внимание уделено вопросам обеспечения денежным довольствием военнослужащих, состоящим из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и дополнительных выплат.

    Регламентирован порядок обеспечения военнослужащих жильем, в том числе после окончания службы. Приобретение жилья осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

    Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 г., за исключением абзаца 3 пункта 2 статьи 12 в части повышения оклада денежного содержания, который вступает в силу в течение 1998 г. по решению Правительства Российской Федерации

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 2 июня 1998 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 12-П абзацы второй и третий пункта 4 статьи 24 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о включении в состав расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, подлежащих компенсации собственникам жилых помещений - членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и тем самым приводят к необоснованной дифференциации размера компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, предоставляемых лицам, являющимся получателями данной меры социальной поддержки

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 июля 2018 г. N 34-П пункт 15 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 29-П абзац первый пункта 2 статьи 15.1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право военнослужащих - преподавателей, направляемых в установленном порядке без приостановления им военной службы в государственные образовательные организации высшего образования для обеспечения реализации программ военной подготовки граждан РФ, обучающихся в указанных образовательных организациях по очной форме обучения, на дополнительную общую площадь жилого помещения с замещением должности преподавательского состава исключительно на военной кафедре, лишает данного права военнослужащих - преподавателей учебных военных центров и ставит их тем самым в неравное положение с относящимися к той же категории военнослужащими - преподавателями военных кафедр

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П абзац второй пункта 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма - по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил РФ 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, притом что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил РФ, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N 21-П абзацы первый - четвертый статьи 15 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они - в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, - препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: