Защита отечества как функция государства и ее правовая характеристика

Обновлено: 28.03.2024

Учебные цели:
1. Раскрыть правовое положение Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
в
структуре
государства.
2. Ознакомить с основными положениями
законодательных документов РФ касающихся её
Вооружённых сил.
3.
Изучить
структуру
Российской Федерации.
Вооружённых
сил
Слайд 3

Защита Отечества
это деятельность
государственной власти и
общества, направленная на
защиту территориальной
целостности страны,
нерушимости ее границ.
Слайд 5

В чем состоит необходимость постоянной
готовности к защите Отечества?
1. Существующие и потенциальные очаги локальных войн и
вооруженных конфликтов вблизи ее государственных границ.
2. Распространение ядерного и других видов оружия массового
уничтожения.
3.
Расширение спектра
терроризмом.
угроз,
связанных
с
международным
4.
Сохранение или создание крупными державами мощных
группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории
регионах.
5.
Вмешательство иностранных государств и международных
организаций во внутреннюю жизнь народов России.
Таким образом, угроза военного давления на Россию сегодня не
устранена
Слайд 6

Документы законодательной базы об
обороне страны:
Конституция РФ
Федеральные законы
Концепция национальной безопасности
Военная доктрина РФ
Государственные
и
ведомственные
политические, военно-стратегические и
экономические концепции
военновоенно-
Нормативные и правовые акты
Слайд 8

В частности:
Статья 4 определяет, что РФ
обеспечивает целостность и
неприкосновенность
своей
территории.
Статья 59 гласит, что защита
Отечества является долгом и
обязанностью
гражданина
Российской Федерации.
Слайд 10

Согласно статьи 71 в исключительном
ведении Российской Федерации находятся:
1
вопросы войны и мира
2
оборона и безопасность
3
оборонное производство
4
определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов,
военной техники и другого военного имущества определение
порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной
техники и другого военного имущества
5
определение статуса и защита государственной границы,
территориального
пространства,
исключительной
экономической зоны и континентального шельфа Российской
Федерации
Слайд 11

Конституция Российской
Федерации
определяет функции и
полномочия в области
обороны страны высших
должностных лиц и органов
государственной власти
России.
Слайд 12

В соответствии со статьей 80
Конституции РФ Президент
Российской Федерации
принимает меры по охране
суверенитета России, ее
независимости и
государственной
целостности.
Слайд 13

14. Закон «Об обороне»

I, II, III разделы данного Закона определяют основы и
организацию обороны страны, полномочия органов государственной
власти, функции органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности
граждан Российской Федерации в области обороны.
Четвертый раздел данного Закона посвящен непосредственно
Вооруженным Силам Российской Федерации. Он содержит
положения,
определяющие
предназначение,
состав
и
комплектование Вооруженных Сил, порядок руководства и
управления ими. В ст. 14 и 15 определены соответственно функции
Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ.
Пятый раздел Закона устанавливает правовые основы
состояния войны, военного положения, мобилизации, гражданской и
территориальной обороны.
Слайд 14

Статья 10 Закона «Об обороне»
Вооруженные Силы РФ - это государственная
военная организация, составляющая основу
обороны Российской Федерации.
Вооруженные Силы РФ предназначены для
отражения агрессии, направленной против
Российской Федерации, для вооруженной
защиты целостности и неприкосновенности
территории России, а также для выполнения
задач в соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
Слайд 15

16. Закон «О воинской обязанности и военной службе»

Правовые формы комплектования военной организации
государства.
Воинская обязанность и формы ее реализации.
Законодательство о воинской обязанности.
Организация воинского учета.
Порядок призыва граждан на военную службу.
Освобождение и отсрочки от призыва на военную службу.
Добровольное поступление на военную службу. Виды
контрактов и их правовая характеристика.
Правовое регулирование исполнения обязанностей военной
службы. Прохождение военной службы. Срок военной службы для
военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по
контракту.
Исполнение обязанностей военной службы и их правовые
последствия.
Воинские должности, воинские звания.
Аттестация военнослужащих.
Прекращение военной службы.
Слайд 16

Закон «О статусе военнослужащего»
Военнослужащий как субъект права. Военнослужащие и их
статус. Права и обязанности военнослужащих, запреты и
ограничения, связанные с военной службой и механизм их
применения.
Правовые
основы
материального
обеспечения
военнослужащих. Денежное довольствие, продовольственное
и вещевое обеспечение военнослужащих, обеспечение
военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.
Социально-правовая защита военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей. Понятие и
формы
социально-правовой
защиты
военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Социальные гарантии и компенсации военнослужащим.
Страхование военнослужащих. Пенсионное обеспечение лиц,
проходивших военную службу, и членов их семей.
Слайд 17

Концепция национальной
безопасности
«национальная безопасность».
Согласно Концепции – это
«состояние защищенности
жизненно важных интересов
личности,
общества
и
государства от внешних и
внутренних угроз».
Слайд 18

Концепция
национальной
безопасности Российской Федерации
представляет собой политический
документ, отражающий совокупность
официально принятых взглядов на
цели и государственную стратегию в
области обеспечения безопасности
личности, общества и государства от
внешних
и
внутренних
угроз
политического,
экономического,
социального, военного, техногенного,
экологического и иного характера.
Слайд 19

Военная доктрина
Словарь терминов:
Доктрина – лат. учение, система взглядов,
руководящих принципов.
Военная доктрина – представляет
совокупность официальных взглядов
(установок), определяющих военностратегические
и
военноэкономические основы обеспечения
военной безопасности РФ.
Слайд 20

ВОПРОС № 2:
Вооружённые Силы
Российской Федерации,
другие войска, воинские
формирования и органы
в системе военной
организации государства
Слайд 21

Вооружённые Силы Российской Федерации представляют собой
государственную военную организацию, составляющую основу
обороны страны.
Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены для
отражения агрессии против государства, вооружённой защиты,
целостности, неприкосновенности территории российской Федерации
и её союзников, а также для выполнения задач государства в
соответствии с международными договорами по осуществлению
миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе
международных организаций.
Слайд 22

Вооруженные Силы РФ
Верховный Главнокомандующий ВС
Глава государства традиционно был
Верховным Главнокомандующим ВС.
В современной России Президент
также обладает полномочиями по
руководству ВС.
В
мирное
время
общее
политическое руководство ВС.
В военное время руководит обороной
государства и его ВС по отражению
агрессии.
Полномочия Президента Российской
Федерации
как
Верховного
Главнокомандующего изложены в
Федеральном законе «Об обороне»
(1996 г.).
Слайд 23

Вооруженные Силы РФ
Управление ВС России
осуществляет министр
обороны через
Министерство обороны и
Генеральный штаб ВС.
Шойгу Сергей Кужугетович
Министр обороны РФ, генерал армии
Указом Президента РФ «О Министре обороны
Российской Федерации» от 6 ноября 2012 года назначен
Министром обороны Российской Федерации.
Слайд 24

Вооруженные Силы РФ
Основные функции Министерства
обороны:
Участие
в
разработке
военной
политики и военной доктрины России;
Координация
и
финансирование
оборонных работ;
Научные исследования в области
обороны;
Обеспечение
мобилизационной
готовности ВС;
Обеспечение
социальной
защиты
военнослужащих;
Представление Президенту проектов
уставов и других документов.
Слайд 25

Вооруженные Силы РФ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ ВООРУЖЕННЫХ
СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТЫ
ГЛАВНЫЕ
КОМАНДОВАНИЯ
МИНИСТР ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛИ
МИНИСТРА
ОБОРОНЫ РОССИИ
СЛУЖБЫ
Главное командование
Сухопутных войск
Главное командование
Воздушнокосмических сил
Главное командование
Военно-Морского
Флота
УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ
Командование
Ракетных войск
стратегического
назначения
КОМАНДОВАНИЯ
Командование
Воздушно-десантных
войсК
Слайд 26

Вооруженные Силы РФ
Основные функции Генерального штаба ВС:
разработка положений по военной
доктрине России;
разработка плана строительства ВС РФ;
координация разработки предложений о
численности ВС;
разработка плана применения ВС;
разработка мобилизационного плана ВС;
осуществление
разведывательных
действий в целях безопасности.
Слайд 27

Вооруженные Силы РФ
Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии против
государства, вооружённой защиты, целостности, неприкосновенности территории российской
Федерации и её союзников, а также для выполнения задач государства в соответствии с
международными договорами по осуществлению миротворческой деятельности как
самостоятельно, так и в составе международных организаций.
Вооружённые Силы Российской Федерации
ВИДЫ ВОЙСК
Сухопутные
войска
Воздушнокосмические силы
Военно-морской
флот
РОДА ВОЙСК
Ракетные войска
стратегического
назначения
Воздушнодесантные
войска
Слайд 29

Тема № 2
«Организационно-правовые вопросы защиты
Российской Федерации Организационноправовые вопросы защиты Российской
Федерации»
1. Раскрыть правовое положение Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
в
структуре
государства.
2. Ознакомить с основными положениями
законодательных документов РФ касающихся её
Вооружённых сил.
3.
Изучить
структуру
Российской Федерации.
Вооружённых
сил
Слайд 30

31. Задание на самостоятельную подготовку:

Повторить:
1. Защита Отечества как функция государства и её
правовая характеристика.
2. Конституция
Российской
Федерации
и
законодательство об обороне.
3. Федеральный закон «Об обороне».
4. Федеральный закон «О статусе военнослужащего».
5. Федеральный закон «О воинской обязанности и
военной службе».
6. Концепция национальной безопасности Российской
Федерации.
7. Военная доктрина.
8. Структура ВС РФ.
Слайд 31

В соответствии с Конституцией РФ оборона находится в веде­нии Российской Федерации и является одной из важнейших функций государства. Оборона организуется в целях подготовки к вооруженной защите и вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

Военная деятельность государства осуществляется как в мир­ное, так и в военное время. Она связана не только с подготовкой и ве­дением возможных войн, вооруженных конфликтов, но и с их предот­вращением.

Отечественное законодательство в области обороны основыва­ется на Конституции РФ, международных договорах РФ и включает в себя:

- Концепцию национальной безопасности;

- Военную доктрину РФ;

- федеральные конституционные законы (ФКЗ «О чрезвычай­ном положении», ФКЗ «О военном положении»);

- федеральные законы (ФЗ «Об обороне», ФЗ «О гражданской обороне»);

- иные законы РФ в области обороны (по вопросам воинской обязанности и военной службы, статуса военнослужащих, оборонного бюджета, гражданской обороны, мобилизации, военного положения, закупок вооружений, статуса оборонного предприятия, государствен­ной тайны).

Важнейшим из вышеперечисленных является Федеральный за­кон «Об обороне».

В соответствии с этим Федеральным законом под обороной по­нимается система политических, экономических, военных, социаль­ных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкос­новенности ее территории.

В целях обороны устанавливаются воинская обязанность гра­ждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органи­заций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

Оборона РФ осуществляется и в соответствии с международ­ным правом. Международно-правовой нормой, закрепляющей право государств на оборону, является статья 51 Устава ООН, провозгла­шающая право государств на индивидуальную или коллективную са­мооборону от агрессии.

Определение агрессии дается в резолюции Генеральной Ас­самблеи ООН от 14 декабря 1974 г. № 3314. Согласно этому определе­нию под агрессией понимается применение вооруженной силы госу­дарством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом несовместимым с Уставом ООН.

В этом же нормативно-правовом документе перечисляются ак­ты агрессии. Перечень актов агрессии содержит их основные виды, но не является исчерпывающим.

Никакие соображения любого политического, экономического, военного или иного характера не могут служить оправданием агрес­сии.

Совет Безопасности ООН на основании Устава ООН имеет пра­во определять акт агрессии и выносить решения о принятии мер для поддержания или восстановления международного мира.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.».

Защита Отечества - это как правовое, так и нравственное требование, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства, в воинской обязанности граждан.

В целях обороны, защиты отечества создаются Вооруженные Силы и устанавливается воинская обязанность граждан. Она является конкретным проявлением конституционного долга и обязанностью по защите Отечества.

Основными актами, регулирующими конституционные положения о воинской обязанности граждан является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 26.02.1997 №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.03.1998 №53-Ф «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность граждан Российской Федерации включает в себя воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основной формой осуществления воинской обязанности является прохождение военной службы.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется:

в добровольном порядке (по контракту);

прохождение альтернативной гражданской службы.

Призыву на военную службу подлежат граждане Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев.

Статья 23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает случаи освобождения от призыва на военную службу.

От призыва на военную службу освобождаются граждане:

признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;

прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане:

отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Военная служба по контракту - это вид военной службы, когда между гражданином (иностранным гражданином) заключается контракт о прохождении военной службы и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Прохождение военной службы по контракту вправе заключать:

военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев; граждане, пребывающие в запасе;

граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;

граждане женского пола, не пребывающие в запасе;

другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:

граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.

Альтернативная гражданская служба представляет особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в случаях, если:

несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» срок альтернативной гражданской службы превышает 1,75 раз установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Оплата их труда производится организацией, в которой они проходят альтернативную гражданскую службу, в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Несоблюдение конституционной обязанности нести военную службу, уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы предусматривает возможность привлечения таких граждан к уголовной ответственности.

Так статья 328 Уголовного кодекса РФ предусматривает при уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы - штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет; уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Учебные цели:
1. Раскрыть правовое положение Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
в
структуре
государства.
2. Ознакомить с основными положениями
законодательных документов РФ касающихся её
Вооружённых сил.
3.
Изучить
структуру
Российской Федерации.
Вооружённых
сил
Слайд 3

Защита Отечества
это деятельность
государственной власти и
общества, направленная на
защиту территориальной
целостности страны,
нерушимости ее границ.
Слайд 5

В чем состоит необходимость постоянной
готовности к защите Отечества?
1. Существующие и потенциальные очаги локальных войн и
вооруженных конфликтов вблизи ее государственных границ.
2. Распространение ядерного и других видов оружия массового
уничтожения.
3.
Расширение спектра
терроризмом.
угроз,
связанных
с
международным
4.
Сохранение или создание крупными державами мощных
группировок вооруженных сил в прилегающих к ее территории
регионах.
5.
Вмешательство иностранных государств и международных
организаций во внутреннюю жизнь народов России.
Таким образом, угроза военного давления на Россию сегодня не
устранена
Слайд 6

Документы законодательной базы об
обороне страны:
Конституция РФ
Федеральные законы
Концепция национальной безопасности
Военная доктрина РФ
Государственные
и
ведомственные
политические, военно-стратегические и
экономические концепции
военновоенно-
Нормативные и правовые акты
Слайд 8

В частности:
Статья 4 определяет, что РФ
обеспечивает целостность и
неприкосновенность
своей
территории.
Статья 59 гласит, что защита
Отечества является долгом и
обязанностью
гражданина
Российской Федерации.
Слайд 10

Согласно статьи 71 в исключительном
ведении Российской Федерации находятся:
1
вопросы войны и мира
2
оборона и безопасность
3
оборонное производство
4
определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов,
военной техники и другого военного имущества определение
порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной
техники и другого военного имущества
5
определение статуса и защита государственной границы,
территориального
пространства,
исключительной
экономической зоны и континентального шельфа Российской
Федерации
Слайд 11

Конституция Российской
Федерации
определяет функции и
полномочия в области
обороны страны высших
должностных лиц и органов
государственной власти
России.
Слайд 12

В соответствии со статьей 80
Конституции РФ Президент
Российской Федерации
принимает меры по охране
суверенитета России, ее
независимости и
государственной
целостности.
Слайд 13

14. Закон «Об обороне»

I, II, III разделы данного Закона определяют основы и
организацию обороны страны, полномочия органов государственной
власти, функции органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности
граждан Российской Федерации в области обороны.
Четвертый раздел данного Закона посвящен непосредственно
Вооруженным Силам Российской Федерации. Он содержит
положения,
определяющие
предназначение,
состав
и
комплектование Вооруженных Сил, порядок руководства и
управления ими. В ст. 14 и 15 определены соответственно функции
Министерства обороны и Генерального штаба ВС РФ.
Пятый раздел Закона устанавливает правовые основы
состояния войны, военного положения, мобилизации, гражданской и
территориальной обороны.
Слайд 14

Статья 10 Закона «Об обороне»
Вооруженные Силы РФ - это государственная
военная организация, составляющая основу
обороны Российской Федерации.
Вооруженные Силы РФ предназначены для
отражения агрессии, направленной против
Российской Федерации, для вооруженной
защиты целостности и неприкосновенности
территории России, а также для выполнения
задач в соответствии с международными
договорами Российской Федерации.
Слайд 15

16. Закон «О воинской обязанности и военной службе»

Правовые формы комплектования военной организации
государства.
Воинская обязанность и формы ее реализации.
Законодательство о воинской обязанности.
Организация воинского учета.
Порядок призыва граждан на военную службу.
Освобождение и отсрочки от призыва на военную службу.
Добровольное поступление на военную службу. Виды
контрактов и их правовая характеристика.
Правовое регулирование исполнения обязанностей военной
службы. Прохождение военной службы. Срок военной службы для
военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по
контракту.
Исполнение обязанностей военной службы и их правовые
последствия.
Воинские должности, воинские звания.
Аттестация военнослужащих.
Прекращение военной службы.
Слайд 16

Закон «О статусе военнослужащего»
Военнослужащий как субъект права. Военнослужащие и их
статус. Права и обязанности военнослужащих, запреты и
ограничения, связанные с военной службой и механизм их
применения.
Правовые
основы
материального
обеспечения
военнослужащих. Денежное довольствие, продовольственное
и вещевое обеспечение военнослужащих, обеспечение
военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.
Социально-правовая защита военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей. Понятие и
формы
социально-правовой
защиты
военнослужащих,
граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Социальные гарантии и компенсации военнослужащим.
Страхование военнослужащих. Пенсионное обеспечение лиц,
проходивших военную службу, и членов их семей.
Слайд 17

Концепция национальной
безопасности
«национальная безопасность».
Согласно Концепции – это
«состояние защищенности
жизненно важных интересов
личности,
общества
и
государства от внешних и
внутренних угроз».
Слайд 18

Концепция
национальной
безопасности Российской Федерации
представляет собой политический
документ, отражающий совокупность
официально принятых взглядов на
цели и государственную стратегию в
области обеспечения безопасности
личности, общества и государства от
внешних
и
внутренних
угроз
политического,
экономического,
социального, военного, техногенного,
экологического и иного характера.
Слайд 19

Военная доктрина
Словарь терминов:
Доктрина – лат. учение, система взглядов,
руководящих принципов.
Военная доктрина – представляет
совокупность официальных взглядов
(установок), определяющих военностратегические
и
военноэкономические основы обеспечения
военной безопасности РФ.
Слайд 20

ВОПРОС № 2:
Вооружённые Силы
Российской Федерации,
другие войска, воинские
формирования и органы
в системе военной
организации государства
Слайд 21

Вооружённые Силы Российской Федерации представляют собой
государственную военную организацию, составляющую основу
обороны страны.
Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены для
отражения агрессии против государства, вооружённой защиты,
целостности, неприкосновенности территории российской Федерации
и её союзников, а также для выполнения задач государства в
соответствии с международными договорами по осуществлению
миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе
международных организаций.
Слайд 22

Вооруженные Силы РФ
Верховный Главнокомандующий ВС
Глава государства традиционно был
Верховным Главнокомандующим ВС.
В современной России Президент
также обладает полномочиями по
руководству ВС.
В
мирное
время
общее
политическое руководство ВС.
В военное время руководит обороной
государства и его ВС по отражению
агрессии.
Полномочия Президента Российской
Федерации
как
Верховного
Главнокомандующего изложены в
Федеральном законе «Об обороне»
(1996 г.).
Слайд 23

Вооруженные Силы РФ
Управление ВС России
осуществляет министр
обороны через
Министерство обороны и
Генеральный штаб ВС.
Шойгу Сергей Кужугетович
Министр обороны РФ, генерал армии
Указом Президента РФ «О Министре обороны
Российской Федерации» от 6 ноября 2012 года назначен
Министром обороны Российской Федерации.
Слайд 24

Вооруженные Силы РФ
Основные функции Министерства
обороны:
Участие
в
разработке
военной
политики и военной доктрины России;
Координация
и
финансирование
оборонных работ;
Научные исследования в области
обороны;
Обеспечение
мобилизационной
готовности ВС;
Обеспечение
социальной
защиты
военнослужащих;
Представление Президенту проектов
уставов и других документов.
Слайд 25

Вооруженные Силы РФ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ШТАБ ВООРУЖЕННЫХ
СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТЫ
ГЛАВНЫЕ
КОМАНДОВАНИЯ
МИНИСТР ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАМЕСТИТЕЛИ
МИНИСТРА
ОБОРОНЫ РОССИИ
СЛУЖБЫ
Главное командование
Сухопутных войск
Главное командование
Воздушнокосмических сил
Главное командование
Военно-Морского
Флота
УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ
Командование
Ракетных войск
стратегического
назначения
КОМАНДОВАНИЯ
Командование
Воздушно-десантных
войсК
Слайд 26

Вооруженные Силы РФ
Основные функции Генерального штаба ВС:
разработка положений по военной
доктрине России;
разработка плана строительства ВС РФ;
координация разработки предложений о
численности ВС;
разработка плана применения ВС;
разработка мобилизационного плана ВС;
осуществление
разведывательных
действий в целях безопасности.
Слайд 27

Вооруженные Силы РФ
Вооружённые Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии против
государства, вооружённой защиты, целостности, неприкосновенности территории российской
Федерации и её союзников, а также для выполнения задач государства в соответствии с
международными договорами по осуществлению миротворческой деятельности как
самостоятельно, так и в составе международных организаций.
Вооружённые Силы Российской Федерации
ВИДЫ ВОЙСК
Сухопутные
войска
Воздушнокосмические силы
Военно-морской
флот
РОДА ВОЙСК
Ракетные войска
стратегического
назначения
Воздушнодесантные
войска
Слайд 29

Тема № 2
«Организационно-правовые вопросы защиты
Российской Федерации Организационноправовые вопросы защиты Российской
Федерации»
1. Раскрыть правовое положение Вооруженных
Сил
Российской
Федерации
в
структуре
государства.
2. Ознакомить с основными положениями
законодательных документов РФ касающихся её
Вооружённых сил.
3.
Изучить
структуру
Российской Федерации.
Вооружённых
сил
Слайд 30

31. Задание на самостоятельную подготовку:

Повторить:
1. Защита Отечества как функция государства и её
правовая характеристика.
2. Конституция
Российской
Федерации
и
законодательство об обороне.
3. Федеральный закон «Об обороне».
4. Федеральный закон «О статусе военнослужащего».
5. Федеральный закон «О воинской обязанности и
военной службе».
6. Концепция национальной безопасности Российской
Федерации.
7. Военная доктрина.
8. Структура ВС РФ.
Слайд 31

Термин «функция» имеет различные значения. В философском и общесоциологическом плане функция рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функции врача, полисмена и т. п.).


Применительно к государству под термином «функция», как правило, понимаются основные направления его деятельности. Многие теоретические воззрения все больше сводятся к признанию того, что во всех случаях обсуждения функций государства речь идет о деятельности и роли государства, а функции государства в любой исторический период обусловливаются объективными общественными потребностями.

Функции государства характеризуются следующими признаками:

  1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере.
  2. В функциях выражается сущность государства.
  3. Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.
  4. Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

Функции государстваэто основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его общесоциальной сущностью и социальным назначением.

Функции государства меняются с течением времени. На функции влияют условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демография, сырьевые и иные глобальные проблемы).

Как справедливо отмечает Л.А. Морозова, общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общественных интересов.

Чем больше удельный вес общесоциальных функций, тем выше роль государства как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей. Такая роль государства вынуждает его отказываться в своей практической деятельности от использования исключительно методов насилия, принуждения.

Все чаще ему приходится обращаться к авторитету общедемократических, гуманистических институтов и идей, например, к идее правового государства, господства права в общественной и политической жизни, соблюдения прав человека, защиты национальных меньшинств, различным формам участия населения в государственной и общественной жизни, к поддержке начал самоуправления, обеспечению свободы печати и гласности, судебной защите прав, законных интересов гражданина и др.

Среди функций государства различаются основные и неосновные функции. Основные функции — это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основные функции государства выполняются в разной мере всеми или многими звеньями государственного аппарата. С большой долей условности можно выделить неосновные функции государства, которые, как правило, осуществляются специально предназначенными для этого органами.

Обеспечение защиты Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности государства. На государстве лежит обязанность осуществления одной из первостепенных задач — «защита его целостности и независимости».

Каждое государство имеет интересы и цели, детерминированные его сущностью, которая определяется тем, чьим интересам оно (государство) служит. В зависимости от этого различают две стороны сущности государства: классовую (точнее было бы сказать — групповую, или коллективную) и общесоциальную.

В разные периоды истории каждого конкретного государства эти две стороны сущности государства либо чередовались, либо действовали одновременно, только в разных соотношениях: на отдельных этапах акценты смещались то на обслуживание интересов каких-то привилегированных общественных групп, слоев или страт, то на сохранение целостности и обеспечение функционирования всего общества.

Таким образом, главный интерес государства как явления состоит в том, чтобы сохранить целостность общества и обеспечить его функционирование. Если под государственным интересом понимать совокупный результат интересов нации, общества и его слоев, а также индивидуальных интересов, то в данном случае термин «государственный интерес» совпадает по содержанию с термином «национальный интерес».

В каком соотношении понятие «интерес» находится с близкими ему категориями — «потребность», «цель», «ценность»?

Главная потребность общества заключается в объективной необходимости поддерживать условия жизнедеятельности его составных частей и удовлетворяется созданием государства. Главная потребность государства заключается в сохранении его как такового.

Интересы выражают пути и способы удовлетворения потребностей, а все то, что удовлетворяет потребности, обозначается понятием ценности. В то же время интерес в удовлетворении потребностей реализуется через систему целей и функций государства.

Государство выступает в качестве объекта, обладающего определенной ценностью, поскольку к его сохранению проявляется интерес. Ценность государства заключается в его территориальной целостности, независимости, сохранении прав человека и т. д.

Для того чтобы ценность государства была сохранена или приобретена, государство ставит цель, определяя при этом свои интересы.

Таким образом, соотношение понятий «интерес», «потребность», «ценность», «цель» можно проиллюстрировать следующим алгоритмом: потребность (сохранение государства) может быть удовлетворена ценностью (наличием в государстве определенных благ, в том числе институтов для реализации потребности); государство ставит цель (пути) — овладеть ценностью и определяет в этом плане свои интересы в способах ее реализации, т. е. конкретных функциях.

Для достижения своих целей государство осуществляет определенные функции, представляющие собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

Н.М. Коркунов еще более века назад указывал, что, пытаясь обеспечить осуществление интересов и культурных идеалов, государства находятся в непрестанной борьбе между собой, то вооруженной, то мирной.

Чем более значительную часть своих потребностей государство не может обеспечить за счет внутренних ресурсов, тем в большей степени его интересы направлены вовне и тем большую роль оно стремится обеспечить себе в международных отношениях. Внешние интересы государства в конечном счете ставятся на службу внутренним.

Вплоть до ХХ в. внутренние интересы ведущих государств решались главным образом в результате открытой борьбы за колонии, за передел зависимых территорий. История ХХ века также показывает примеры пространственной экспансии, но уже, как правило, в форме агрессии против суверенных государств, которые имели те же цели — захват территории, овладение природными и иными ресурсами.

Кроме того, мировое сообщество является свидетелем участия отдельных государств или их групп в вооруженных конфликтах, которые в отличие от войны носят ограниченный масштаб, как пространственный, так и временной.

Военная доктрина Российской Федерации указывает такие формы вооруженных конфликтов, как вооруженный инцидент, вооруженная акция (операции США в Персидском заливе, против Югославии, в Афганистане и Ираке) и другие вооруженные столкновения, которые могут стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.

Таким образом, главными целями-ценностями для большинства государств объективно были и остаются сохранение его территориальной целостности и суверенитета, а также возможность получения ресурсов (от материальных до интеллектуальных), необходимых для внутреннего развития. Для того чтобы стабильно получать ресурсы, необходимо установить контроль над их источниками и потоками — в этом состоит сегодня объективный интерес большинства развитых государств.

Помимо этого, государство может прибегать к непосредственному принуждению в отношениях со своим населением. «Поэтому, — отмечает Н.М. Коркунов, — ни одно государство не может обойтись без вооруженной силы, войска, и органов исполнительной полиции, призванных именно к осуществлению непосредственного принуждения».

Таким образом, налицо две группы государственных интересов, преследующих реализацию потребности государства в сохранении самого себя, — внешние и внутренние, в основе которых лежат интересы иного порядка: экономические, национальные, культурные, религиозные и др.

Целью-ценностью, определяемой национальными интересами, является национальная безопасность, под которой понимается состояние страны, при котором отсутствуют или устранены (парированы) реальные внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям, интересам и национальному образу жизни, т. е. обеспечивается реализация жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации дает ее следующее определение: «Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

Национальным интересам могут препятствовать определенные условия и факторы, создающие опасность национальным ценностям и национальному образу жизни, которые в совокупности именуются угрозами национальным интересам. Они бывают как внутренние, так и внешние, в зависимости от источника, которым могут быть другие государства, группировки лиц, отдельные лица, протекающие процессы и явления.

Угрозы национальным интересам также классифицируются в зависимости от сферы социальной деятельности (экономической, политической, социальной, международной, военной и пограничной).

Угрозы национальным интересам устраняются системой защиты национальных интересов, под которой понимается комплекс мер по предотвращению или нейтрализации посягательств, враждебных действий, опасностей и которая, по сути, является реализацией системы обеспечения национальной безопасности государства.


Национальные интересы представляют собой первопричину политических действий и свершений, преломляясь в виде экономических, политических и военных доктрин, программ, концепций и т. д. Выбор форм и средств защиты национальных интересов основывается на концепции национальной безопасности, которая является системой взглядов на национальные ценности, интересы и цели государства, принципы, средства, формы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.

Реализация и защита национальных интересов относится к основной функции государства. На основе национальных интересов соответствующие институты и органы государства вырабатывают и формируют цели государственной политики, являющиеся по своему содержанию отражением намерений граждан, общества и государства в части удовлетворения своих, прежде всего жизненно важных, интересов.

Цели достигаются путем решения соответствующих им задач. Для обеспечения решения таких задач государственными органами и институтами государства вырабатываются и осуществляются специальные меры.

Как соотносятся понятия «задачи» и «функции» государства? Под последними понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. Указанная деятельность осуществляется в присущих именно данному типу государства формах и с помощью специфических методов.

Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, поскольку являются их предпосылкой и воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций, которые Г.В. Атаманчук именует общественными и к числу которых он относит функцию обеспечения целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство.

Решение государством посредством осуществления определенной деятельности задач приводит к реализации интересов государства, которые существуют объективно и независимо от их нормативного закрепления в том или ином правовом акте. Однако для того чтобы деятельность государства в том или ином направлении была легитимной, необходимо юридическое закрепление функций государства в основном законе государства, т. е. его конституции.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации). Указанная целевая установка традиционно в юридической литературе связывалась с функцией обороны государства, которая относилась к числу его внешних функций.

Однако события последних лет показали, что для целостности и сохранности государства могут представлять опасность не только внешние, но и внутренние угрозы. Следовательно, обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории составляет не только внешнеполитический, межгосударственный, но и внутригосударственный аспект суверенитета Российской Федерации.

Как уже было указано ранее, цели государства детерминированы его интересами. Интересы нашего государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

В Концепции национальной безопасности указаны угрозы национальной безопасности Российской Федерации, к которым, в частности, отнесены: переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН, терроризм, в том числе международный, деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций и др.

Основными задачами в области национальной безопасности Российской Федерации в военной сфере (военной безопасности) являются обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства.

Под защитой Отечества следует, прежде всего, понимать оборону страны, охрану ее суверенитета, обеспечение военной безопасности государства, целостности и неприкосновенности его территории.

Функция защиты Отечества возлагается на специально создаваемые государственные военные организации (Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования) и органы, а также в пределах, установленных законодательством, на все иные учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовой формы и граждан Российской Федерации.

Государственные организации и органы в соответствии с их местом в государственном механизме и политической системе имеют свои функции, реализующие их компетенцию, права и обязанности, которые в совокупности с реализацией функций другими структурными элементами государственного аппарата приводят к осуществлению функций государства.

Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества.

Указанная обязанность имеет не только внешний, но и внутренний аспект, т. е. не только участие в обороне государства в случае внешней агрессии, но и участие в специальных мероприятиях в случае посягательства на целостность государства со стороны дестабилизирующих общественную жизнь групп населения.

Так, части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России, других войск и воинских формирований привлечены к проведению контртеррористической операции в Чеченской Республике для восстановления конституционного строя и прекращения антигосударственных действий со стороны незаконных вооруженных формирований.

Российское государство признает необходимость защиты Отечества, возлагая соответствующую обязанность на каждого российского гражданина, т. е. она носит всеобщий характер. В то же время для различных категорий граждан конкретные проявления (формы) этой обязанности различны, что находит закрепление в законодательстве.

Согласно Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» для российских граждан предусматривается воинская обязанность в шести формах: воинский учет, обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: