Заработная плата рента государственная пошлина дивиденды

Обновлено: 28.03.2024

При ренте собственник передает свое имущество в обмен на материальное содержание.

Чаще всего пожизненная рента применяется к квартирам: пожилой владелец жилья заключает такой договор с тем, кто обязуется поддерживать пенсионера деньгами и ухаживать за ним. Хозяина квартиры называют получателем ренты, а того, кто помогает деньгами или как-то иначе, — плательщиком ренты.

Квартира перейдет в пользование плательщику ренты, только когда собственник умрет, поэтому рента называется пожизненной. Кроме денег по договору пожизненной ренты можно получать и другую помощь.

В этой статье я расскажу об особенностях договора пожизненной ренты и налогах, покажу, как его правильно заключить и расторгнуть, и объясню, можно ли продать квартиру с рентой.

Скидка 35% на все курсы Учебника

Чем пожизненная рента отличается от других видов ренты

Существует три договора — это вариации ренты:

  1. Пожизненная рента.
  2. Постоянная рента.
  3. Пожизненное содержание с иждивением.

Отличия от постоянной ренты. По договору пожизненной ренты выплаты ограничены сроком жизни получателя. В случае с постоянной рентой выплаты бессрочны: когда получатель ренты умрет, плательщик должен будет платить его наследнику.

В то же время плательщик постоянной ренты в любой момент вправе отказаться от дальнейшей выплаты ренты и просто выкупить ее. Фактически постоянная рента — это разновидность рассрочки, которую в любой момент можно погасить досрочно.

По договору пожизненной ренты получать выплаты может только человек. По договору постоянной ренты получателем ренты могут быть не только граждане, но и некоммерческие организации, например благотворительный фонд или ТСЖ.

Имущество, которое передается по договору пожизненной ренты, может принадлежать не самому получателю ренты, а другому человеку. Например, собственник квартиры передает ее плательщику ренты при условии, что он будет выплачивать рентные платежи сестре собственника. В договоре постоянной ренты такое невозможно.

Выплаты по договору постоянной ренты могут быть деньгами или вещами, работами и услугами, но нужно определить их стоимость. В договоре пожизненной ренты высчитывать эту стоимость не надо. При этом денежная выплата за месяц не может быть ниже прожиточного минимума на душу населения.

Если стороны не предусмотрят в договор другое условие, рента выплачивается после каждого квартала.

В договоре постоянной ренты получатель выплат может передать право получать ренту другому человеку — по договору уступки права требования, по наследству или при реорганизации юридического лица, если получателем выступает некоммерческая организация.

Отличия от пожизненного содержания с иждивением. Основное отличие договора пожизненного содержания с иждивением от других вариантов ренты в том, что его можно заключать только в отношении недвижимого имущества. Предметом же договора пожизненной ренты может быть передача любого имущества, в том числе движимого, например машины.

По договору пожизненной ренты, как правило, выплаты идут деньгами, хотя иногда в договоре указывают, что часть платежей может быть в виде продуктов, лекарств или помощи.

По договору пожизненного содержания с иждивением плательщик обязательно должен обеспечить получателя едой, одеждой, лекарствами. Также в договоре пожизненного содержания может быть прописана обязанность следить за чистотой и порядком в жилье, периодически отвозить получателя ренты к врачам и сопровождать на прогулках.

Стоимость всего объема содержания с иждивением нужно прописать в договоре. Стоимость месячного содержания не может быть ниже двух величин прожиточного минимума, установленного в регионе, где находится имущество. Если региональные власти не определили прожиточный минимум, надо ориентироваться на федеральный размер.

Плюсы и минусы, а также риски пожизненной ренты

Пожизненная рента — сложная правовая конструкция со множеством нюансов. В идеале обе стороны получают явные выгоды. Например, у получателя ренты они такие:

  1. Он может получать платежи без каких-либо усилий. Платежи гарантированы залогом, то есть плательщик ренты не сможет свободно распоряжаться жильем, пока не выплатит ренту.
  2. Можно жить в квартире или доме до самой смерти.
  3. Можно получать платежи, даже если квартира будет полностью разрушена.
  4. Если плательщик ренты нарушает условия договора, можно потребовать расторжения договора и возмещения убытков.

Плюсы для плательщика ренты:

  1. Не нужно брать кредит и платить проценты банку.
  2. Если выполнять договор, закон гарантирует получение жилья — на него накладывается обременение, поэтому ни сам получатель ренты, ни его наследники не смогут оспорить договор.

Но на практике есть минусы и довольно серьезные риски.

Для получателя ренты. Основной — право собственности на жилье прекращается. То есть получатель ренты продолжает жить в квартире, но больше не может ею распоряжаться — например, зарегистрировать в ней кого-либо .

Если получатель ренты захочет расторгнуть договор, одного желания будет недостаточно. Договор ренты расторгнуть можно только по установленным законом основаниям — например, если плательщик несколько раз задержит выплаты.

Получатель ренты может оказаться в ситуации, когда плательщик не выполняет условия договора, но состояние здоровья получателя уже не позволяет ему биться за свои права.

Для плательщика ренты. Для этой стороны минусов и рисков даже больше.

Так, непонятна конечная цена имущества: платить ренту придется до конца жизни получателя, а сколько он проживет — неизвестно. Поэтому переплата за квартиру может выйти существенной. Если же все произойдет наоборот и получатель ренты переживет плательщика, платить ренту придется его наследникам.

Пока получатель ренты не умрет, на имуществе будет обременение и им можно будет распорядиться, только если обеспечить получателя другим жильем. Если же получатель ренты каким-либо образом лишится своего жилья, например его дом сгорит, плательщик все равно будет обязан вносить платежи.

Плательщик ренты несет все расходы по заключению договора: платит государственную пошлину и за правовые и технические услуги нотариуса. Также у плательщика возникает обязанность содержать имущество: ремонтировать, оплачивать коммунальные услуги и налог на имущество физлиц.

Если получателя ренты будет что-то не устраивать и платежи состоят не только из денег, он может заявить, что другая сторона некачественно выполняет обязательства. Например, если плательщик должен обеспечивать получателя продуктами, лекарствами, уборкой, медицинской помощью, получатель может заявить, что не получал никаких услуг, и потребовать расторжения договора.

Наследники получателя ренты могут попробовать оспорить договор в суде. Придется нести расписки и чеки, вызывать свидетелей, чтобы подтвердить добросовестность.

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по требованию кредиторов коснулся большого числа компаний. В перечень попали и вполне успешные организации, деятельность которых является доходной и предоставляет возможность распределять прибыль между собственниками.

Но если выплачивать дивиденды в период апрель-октябрь 2022 года, это может стать причиной конфликта с ИФНС.

Кто попал под запрет

Запрет на возбуждение дел о банкротстве ввели на основании Постановления Правительства от 28.03.2022 г. № 497 на период с 1 апреля по 1 октября 2022 года. Он касается всех компаний, при этом исключение — застройщики многоквартирных домов или других недвижимых объектов, которые включены по состоянию на 1 апреля в реестр проблемных объектов.

Мораторий подразумевает невозможность для кредиторов стать инициатором процедуры банкротства, а также влечет за собой иные правовые последствия. К примеру, на этот период фиксируется запрет на выплату дивидендов, доходов по долям или паям, а также на распределение прибыли между собственниками компании, на которую распространен запрет (пп. 2 п. 3 ст. 9.1, абз. 9 п. 1 ст. 63 Закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ).

Можно подумать, что все компании (кроме указанных застройщиков) в период с 01.04. по 01.10. не вправе платить дивиденды или иным способом распределять прибыль между собственниками бизнеса. Однако есть особенность.

В положениях Закона № 127-ФЗ, касающихся последствия ввода моратория, указано только о должниках, понятие о которых четко определено. Оно указано в ст. 2 Закона № 127-ФЗ, согласно которой должник — лицо, не способное удовлетворить требованиям кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий или об оплате труда сотрудников, в т.ч. бывших, или выполнить обязанность по уплате бюджетных платежей не позже срока, который установлен в Законе о банкротстве. Согласно ст. 3 Закона № 127-ФЗ срок составляет по общим правилам 3 месяца.

Соответственно, при буквальном толковании положения п. 3 ст. 9.1 Закона № 127-ФЗ запрет на распределение прибыли касается только тех компаний, попавших под мораторий, которые являются должниками, т.е. не смогли провести расчеты с кредиторами в срок 3 месяца. Когда организация не соответствует критериям должника, тогда на нее не распространяется запрет.

Аналогичный вывод указан в Письме Минюста от 07.05.2022 г. № 04-52513/22. В документе указано, что другое последствие запрета — приостановление исполнительного производства — работает лишь в отношении должников.

Что касается судебной практики, то в ней примеры противоположные. В частности, если речь ведется о приостановке начисления неустойки, являющейся еще одной защитной мерой в период моратория, судебные органы выносят решение, что она распространяется на все компании, а не только на должников. К примеру, это указано в Решении АС Хабаровского края от 14.04.2022 г. по делу № А73-19929/2021 и в п. 8 Обзора судебной практики, составленного Президиумом ВС РФ от 20.10.2021 г.

Соответственно, можно говорить о том, что вопрос о запрете на выплату дивидендов при моратории — спорный. До выпуска пояснений по нему целесообразно придерживаться более строгого толкования. То есть ориентироваться на то, что правило о недопустимости распределения прибыли относится ко всем организациям.

В ответ в системе будет выставлен счет, после оплаты которого сведения о заявителе будут включены в реестр. С данного момента на организацию не будут распространяться ограничения, которые предусмотрены ст. 9.1 Закона № 127-ФЗ. Соответственно, это дает возможность беспрепятственно распределять прибыль.

Последствия нарушения моратория

Если компания решит выплатить дивиденды и при этом заранее не откажется от моратория, для нее возможны негативные последствия — гражданско-правовые и налоговые.

В общем виде гражданско-правовые последствия для многих организаций не являются критическими. Согласно Информационному письму Президиума ВАС от 14.04.2009 г. № 129 решение о распределении прибыли, которое принято с нарушением порядка, определенного Законом о банкротстве, считается оспоримым, а не ничтожным. Соответственно, оно остается действующим до тех пор, пока судебные органы не признают обратное (п. 1 с. 166 ГК).

Обратиться в судебные органы может ограниченный круг лиц — сторона сделки или иное лицо, когда выплата нарушает его права и интересы (п. 2 ст. 166 ГК). Получается, если выплата дивидендов не приводит организацию в предбанкротное состояние и таким методом не затрагивает права контрагентов, то подать иск о признании решения о выплате дивидендов недействительным просто некому.

Соответственно, с гражданско-правовой стороны такое решение о выплате дивидендов, которое принято в нарушение моратория, т.е. без официального отказа от него, изначально является действующим и становится причиной правовых последствий для компании и ее учредителей. Зачастую решение таким и остается, поскольку некому его оспаривать в суде.

Что касается налоговых последствий, то они более серьезные. ИФНС может заинтересоваться тем, чтобы переквалифицировать дивиденды в иной доход. Если получатели — работники организации, то при отказе налоговиков в признании выплат дивидендами может повлечь за собой начисление страхвзносов аналогично выплатам при трудовых отношениях.

Кроме того, могут доначислить НДФЛ. В 2022 году налоговая база по дивидендам рассчитывается отдельно от базы по зарплате и другим доходам (п. 3 ст. 2 Закона от 23.11.2020 г. № 372-ФЗ). Когда налоговая инспекция переквалифицирует дивиденды в оплату труда, появляется вероятность, что с учетом этой суммы база по зарплате будет больше 5 млн. руб. Соответственно на сумму превышения ИФНС может начислить НДФЛ по ставке 15%. Кроме того, в данном случае возможны штрафные санкции за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 123 НК) и за подачу недостоверной информации (ст. 126.1 НК).

Налоговики не обращаются в суд, чтобы переквалифицировать дивиденды в другой доход. Они могут произвести контрольные мероприятия, сформировать акт и принять решение, а в дальнейшем выставить требование (Определение КС от 24.04.2018 г. № 1072-О, п. 77 Постановления Пленума ВС от 23.06.2015 г. № 25). Получается, по организации при нарушении моратория доначисляются суммы по результатам камеральной проверки расчета 6-НДФЛ (в нем дивиденды указываются отдельной строчкой).

Соответственно, во избежание претензий со стороны налоговиков по вопросу дивидендов, которые выплачены в период моратория, требуется подать заявление об отказе от моратория и дождаться внесения соответствующей записи в реестре сведений о банкротстве. Также такое действие можно совершить и в случае, когда ИФНС уже обнаружила «нарушение» и отправила требование заплатить налог. В Законе № 127-ФЗ не имеется никаких ограничений в этой части.

Получается, если выплатить дивиденды в период с 01.04. по 01.10. 2022 года, не подав предварительно заявление об отказе от моратория, у налоговиков могут возникнуть претензии в части доначисления страхвзносов и НДФЛ. Однако когда сразу после получения требования налоговиков передать заявление об отказе от моратория, не потребуется уплачивать недоимку.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Фото: DenisProduction.com/shutterstock

Передать недвижимость родственнику или близким людям можно разными способами: по договору купли-продажи, дарственной, завещанию, наследственному договору или ренте. Каждый из способов несет для собственника и получателя различные последствия, расходы за их оформление и регистрацию тоже разные.

Рассказываем, как можно передать квартиру и иную недвижимость родственникам или близким людям, какой способ может оказаться дешевле в зависимости от ситуации.

Содержание статьи:

Как передать имущество

Любое имущество, в том числе и недвижимость, по наследству может передаваться четырьмя способами: по завещанию, по наследственному договору, по закону (если есть родственная связь с умершим), при наличии оснований, которые дают право на обязательную долю наследственного имущества. Смысл наследования заключается в том, что имущество наследникам передается после смерти наследодателя, поясняет партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Даханаго Нагоева. По ее словам, все остальные способы передачи имущества родственникам (по договору купли-продажи, договору дарения) к наследству не относятся.

Любая сделка, влекущая переход прав на недвижимость от одного родственника к другому, законна, и все виды сделок используются в отношении оформления прав на условно наследуемое имущество, говорит партнер юридического бюро «Замоскворечье» Дмитрий Шевченко.

Существует четыре способа передать имущество, в том числе и недвижимость, по наследству

Существует четыре способа передать имущество, в том числе и недвижимость, по наследству (Фото: Jacob Lund/shutterstock)

Завещание

Распространенный способ оформления отношений по поводу наследуемого имущества. Основным минусом является стоимость оформления прав наследника при вступлении в наследство, которая составляет 0,3% от стоимости имущества, но не более 100 тыс. руб. для близких родственников, и 0,6%, но не более 1 млн руб. для других наследников.

Для оформления завещания потребуются дополнительные платы за различные услуги. В Москве в 2020 году оформление завещания у нотариуса составляет 2,4 тыс. руб., совместного завещания супругов — 3,9 тыс. руб. Госпошлина за завещание — 100 руб. Возможно, потребуются дополнительные средства на оплату услуг нотариуса или юриста за составление текста и консультации. Они разнятся в зависимости от регионов и компаний, тарифы на услуги нотариусов в Москве устанавливаются Московской городской нотариальной палатой, поясняет юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Виктория Большакова. Точную стоимость допуслуг можно узнать на сайте нотариальной палаты региона.

«Некоторые категории граждан освобождены от уплаты госпошлины либо уплачивают ее в размере 50% нотариальных действий. Размер госпошлины не зависит от способа вступления в наследство, но самый надежный — это наследование по завещанию», — говорит Нагоева.

В то же время этот способ отличается нестабильностью и отсутствием гарантий для наследника, поскольку с учетом настроения наследодателя завещание может быть в любой момент отозвано либо выдано другое завещание, которое автоматически отменяет предыдущее, считает Шевченко. Кроме того, по его словам, завещание не распространяется на наследников, имеющих обязательную долю в наследстве, к числу которых относятся несовершеннолетние и нетрудоспособные (в том числе пенсионеры) близкие родственники наследодателя.

Завещание — самый распространенный способ оформления наследства

Дарение

Этот способ часто используется для оформления условно наследуемого имущества. Дарение отличается простотой оформления и безвозмездностью. Кроме того, при дарении между родственниками не возникает налоговой базы в отличие от завещания. Если же одариваемый не является близким родственником, то налог на дарение составит 13% НДФЛ от стоимости наследства.

«Если недвижимое имущество принадлежит единственному собственнику, то договор дарения не нужно заверять у нотариуса. Вы просто составляете его письменно, подписываете вместе с внуком и идете в Росреестр», — говорит юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Виктория Большакова.

Любая регистрация права собственности на недвижимое имущество включает в себя госпошлину за ее регистрацию, которая составляет 2 тыс. руб., при дарении дома нужно будет дополнительно оплатить передачу земли (от 350 до 2 тыс. руб. в зависимости от назначения участка). Услуга выписки из домовой книги предоставляется бесплатно. За предоставление сведений из ЕГРН взимается плата в размере 300 руб., а стоимость других услуг в любом случае варьируется в зависимости от условий сделки, поясняет Большакова.

Оформление договоров и соглашений об отчуждении недвижимого имущества (продажа, мена, дарение, отступное, внесение в уставный капитал и т. д., кроме договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением) стоит 6 тыс. руб.

Это дешевый способ, но дарение представляет особую опасность для дарителя, поскольку после продажи даритель лишается всех прав на имущество, что может использоваться одаряемым во вред дарителю, говорит Шевченко. По словам юриста, часты случаи, когда была договоренность обеспечить дарителю право проживания в подаренном жилье, но после дарения эти договоренности не соблюдались, что приводило к затяжным и в основном безуспешным судебным разбирательствам.

Если недвижимое имущество принадлежит на 100% одному человеку, то договор дарения составить и оформить очень просто

Если недвижимое имущество принадлежит на 100% одному человеку, то договор дарения составить и оформить очень просто (Фото: Suzanne Tucker/shutterstock)

Наследственный договор

Относительно новый способ регулирования наследственных отношений. Позволяет установить условия и обязательства, которые должны быть соблюдены сторонами при жизни наследодателя, что способно гарантировать интересы всех участников наследственного договора. Отрицательным моментом является его относительная дороговизна при вступлении в наследство по аналогии с завещанием, а также наличие обязательной доли в наследстве у других родственников, что не снимается условиями наследственного договора, считает Шевченко.

Чтобы поставить на учет квартиру, в первую очередь необходимо получить свидетельство о праве на наследство. Для этого нужно обратиться к нотариусу по последнему месту жительства наследодателя в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя или дня вступления в силу решения суда о признании его умершим, пояснили в отделение Росреестра по Москве. Подготовка нотариусом заявлений, поступающих в наследственное дело, обойдется в 1 тыс. руб. По завещанию, предусматривающему создание наследственного фонда, независимо от вида имущества потребуется 17 тыс. руб. Получение свидетельства об удостоверении полномочий исполнителя завещания — 2 тыс. руб.

«После проверки документов нотариус заводит наследственное дело в книге учета наследственных дел и в единой информационной системе нотариата. Все последующие заявления о вступлении в наследство остальных родственников будут уже приобщаться к заведенному нотариусом делу. Заявления о вступлении в наследство могут подаваться наследниками в течение шести месяцев с момента открытия наследства», — поясняет Нагоева. По истечении полугода с момента открытия нотариус выдает свидетельство о праве на наследство.

Новым способом регулирования наследственных отношений в России стал наследственный договор

Новым способом регулирования наследственных отношений в России стал наследственный договор (Фото: New Africa/shutterstock)

Рента

Договор пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением нередко используют для оформления отношений к недвижимому имуществу между различными людьми, как родственниками, так и не родственниками. В соответствии с соглашением получатель ренты передает свое имущество в собственность плательщика ренты, тот в свою очередь обязуется в обмен на это периодически выплачивать получателю ренты определенную денежную сумму. Срок обязательства по выплате определяется сроком жизни получателя ренты или указанного им третьего лица (лиц).

Соглашение сторон должно быть удостоверено нотариусом. В нем можно прописать любые варианты и случаи для достижения гарантий каждой из сторон сделки. Размер госпошлины составляет 0,5% от стоимости имущества, но не более 20 тыс. руб.

Купля-продажа

Передача квартиры по договору купли-продажи является возмездной сделкой, которая предполагает уплату. При этом она должна быть совершена по рыночной стоимости. Если сделка пройдет без оплаты или по заниженной стоимости (ниже кадастровой) на 20% и более, то у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы. Это грозит доначислением налогов приобретателю недвижимости по ставке 13% на сумму полученной им налоговой выгоды. Также сделку можно будет потом оспорить.


Существует две основные статьи дохода, по которым инвестору нужно заплатить налог: с прибыли от продажи ценных бумаг и с дивидендов. В нашей статье разберем подробно, как платить налоги с дивидендов. Об этом расскажет автор курсов по инвестициям и член экспертного совета ЦБ Александра Вальд.

Как определить, сколько платить налогов по дивидендам

В случае с прибылью от продажи все просто — за инвестора все оформит его налоговый агент, то есть брокер. Он самостоятельно удержит налог с дохода и подаст декларацию в налоговую — инвестору делать ничего не придется.

Но в случае с дивидендами все сложнее: есть ситуации, при которых инвестор должен самостоятельно подать декларацию. Все зависит от того, откуда пришли дивиденды .

Если от российской компании — то налоговый агент все оформит. Но если дивиденды приходят от иностранной компании, то такой доход считается доходом из зарубежного источника. В таком случае инвестор должен самостоятельно подать декларацию в налоговую и заплатить налог. В этот момент у инвестора появляются три задачи.

1. Определить, откуда компания

В этом коде нужно обратить внимание на первые две буквы — они будут обозначать страну эмитента. Если первые буквы RU, значит компания из России. Если в начале кода стоит любая другая комбинация букв — это иностранный эмитент , по такой бумаге придется самостоятельно отчитаться о налогах.

Возьмем для примера X5 Retail Group. Не все знают, но это депозитарная расписка иностранного эмитента.

Расчет налога на дивиденды напрямую зависит от страны регистрации компании

2. Определить ставку налога

А именно, сколько страна — эмитент ценной бумаги уже удержала налога. Это можно узнать по ISIN-коду на сайте Национального расчетного депозитария. Страна эмитента X5 Retail Group — NL, то есть Нидерланды.

Теперь нужно выяснить, сколько налога удерживают Нидерланды с дивидендов. Узнать налог на дивиденды в любой стране можно на сайте консалтинговой фирмы Deloitte. В Нидерландах ставка по дивидендам — 15%

Узнать размер налога на дивиденды в любой стране можно на сайте Deloitte

3. Сравнить удержанный налог за рубежом со ставкой налога в России

Если за границей было удержано менее 13%, то нужно доплатить налог в России — до ставки 13%. Если налог в другой стране больше, чем 13%, то платить ничего не нужно — но доход указать в декларации необходимо в любом случае.

Налоги по дивидендам от компаний из США

Если подписать справку, то США удержат 10%, а остальные 3% необходимо будет доплатить России. Если инвестор не подписывает данную справку, то американская сторона удержит налог с дивидендов в размере 30%, дивиденды придут уже за вычетом этой суммы.

Декларацию инвестор должен подать до 30 апреля за предыдущий календарный год. Оплатить нужно по месту жительства не позднее 15 июля того же года. Например, в апреле 2021 года нужно подать декларацию о доходах за 2020 год. Декларацию можно подать как в письменной форме, так и в электронном виде на сайте Налоговой.

Перед тем как подавать декларацию, также стоит обратить внимание на фонды недвижимости REIT: по их бумагам американской стороной всегда удерживается 30% налога на дивиденды.


Как подать декларацию

Декларацию нужно заполнить по всем дивидендам, которые приходят инвестору. Если дивиденды от одного эмитента пришли четыре раза, то вводить информацию нужно о каждом зачислении.

Как собственнику ООО воспользоваться прибылью, чтобы после уплаты налогов остались средства на развитие

Когда ООО получило прибыль, его владелец не может просто так забрать эти деньги: нужно оформить необходимые документы и заплатить налоги. Собственники хотят получить свои средства как можно быстрее и с минимальными затратами. Кроме того, нередко учредители выводят не всю прибыль, а оставляют часть заработанных денег в обороте, чтобы расширить бизнес.

Расскажем, какие существуют законные варианты вывода прибыли из ООО и как собственнику не только получить доход от бизнеса, но и оставить средства на развитие компании.

Из этой статьи вы узнаете:

Почему деньги компании — это не собственность ее владельцев

Многие учредители ООО думают, что деньги на счетах компании — это их личные средства. Особенно так считают единственные владельцы небольших компаний.

Однако по закону имущество юридического лица обособлено (ст. 48 ГК РФ). Это значит, что все активы компании, в том числе денежные средства, принадлежат самой организации, а не ее учредителям. Поэтому, даже если компания получила прибыль, ее владельцы не могут просто перечислить себе оставшиеся на счете деньги.

При выводе средств владельцы бизнеса должны заплатить налоги, а если выбран вариант с зарплатой — еще и страховые взносы.

За неуплату налогов или взносов при любом варианте вывода придется заплатить штраф в размере 20% от суммы недоимки, а также пени.

Выплата, начисление, договор — три законных варианта вывода прибыли из ООО

Некоторые бизнесмены используют незаконные способы вывода денег, при которых не нужно платить налоги. Они фиктивно списывают деньги на «хозяйственные» нужды или берут безвозвратный займ. То есть маскируют выдачу зарплаты владельцу бизнеса под другие виды перечислений.

Но это выяснится при проверке, и налоговики доначислят на всю сумму выплат НДФЛ и страховые взносы, а также взыщут пени и штрафы.

Законных вариантов три:

  1. Выплата дивидендов.
  2. Начисление зарплаты собственнику.
  3. Управляющий со статусом ИП или самозанятого.

Выбор зависит от того, что для вас важнее: снижение налогов или защита от претензий налоговиков, поскольку есть нюансы использования вариантов.

Выплата дивидендов

На практике для ООО употребляют термин «дивиденды» по аналогии с акционерным обществом, но по закону процедура называется «распределение прибыли». Мы будем использовать оба варианта.

Чтобы распределить прибыль ООО, нужно провести собрание участников и оформить решение протоколом. Если собственник один, то он оформляет решение единственного участника.

У выплат дивидендов в ООО есть несколько ограничений (ст. 29 закона № ):

  1. Распределять прибыль можно не чаще, чем раз в квартал.
  2. Нельзя выдавать дивиденды, если не полностью выплачен уставный капитал или не проведены расчеты с участником, который выходит из общества.
  3. Не имеет права выплачивать дивиденды компания, у которой есть признаки банкротства, либо если эти признаки могут появиться после выплаты.
  4. Нельзя распределять прибыль, если чистые активы компании ниже суммы ее уставного капитала и резервного фонда, либо если станут ниже после выплаты.

При получении дивидендов вам придется заплатить налог дважды: сначала за счет компании, а потом удержать НДФЛ из выплаты. Итоговая сумма, которая останется в вашем распоряжении, зависит от налогового режима.

Сравним два варианта: общую налоговую систему (ОСНО) и УСН с объектом «Доходы минус расходы».

Рассматривать УСН «Доходы» не будем, так как при этом варианте облагаемой базой является выручка и прибыль не влияет на сумму налога. Прибыль может быть минимальной или вообще отсутствовать, а налог все равно придется платить.

Общая налоговая система УСН «Доходы минус расходы»
Сумма прибыли до налогов 200,0 тыс. рублей 200,0 тыс. рублей
Сумма для вывода «на руки» 100,0 тыс. рублей 100,0 тыс. рублей
Ставка НДФЛ 13% 13%
НДФЛ, который соответствует сумме «на руки» 14,9 тыс. рублей 14,9 тыс. рублей
Ставка налога на прибыль / УСН 20% 15%
Налог на прибыль / УСН 40,0 тыс. рублей 30,0 тыс. рублей
Общая налоговая нагрузка 54,9 тыс. рублей 44,9 тыс. рублей
Останется в компании на развитие 45,1 тыс. рублей 55,1 тыс. рублей

Выплата дивидендов в сумме 100 тыс. рублей

Рассмотрим расчет на примере ОСНО.

Чтобы выдать владельцу бизнеса 100 тыс. рублей «на руки», нужно начислить 114,9 тыс. рублей дивидендов. Тогда за вычетом 13% НДФЛ (114,9 тыс. рублей х 13% = 14,9 тыс. рублей) у собственника останется ровно 100 тыс. рублей.

Кроме того, со всей суммы прибыли (200 тыс. рублей) нужно заплатить налог на прибыль по ставке 20%. В данном случае неважно, будет ли затем чистая прибыль направлена на выплату дивидендов или останется в компании, — ставка налога не меняется.

НПР = 200×20% = 40 тыс. рублей

Общая налоговая нагрузка при ОСНО будет равна сумме НДФЛ с дивидендов и налога на прибыль:

Н = 14,9 + 40 = 54,9 тыс. рублей

После выдачи дивидендов собственнику и расчетов по всем налогам из 200 тыс. рублей в компании останется на развитие:

Р = 200 — 100 — 54,9 = 45,1 тыс. рублей

При «упрощенке» принцип расчета будет таким же. Но ставка УСН ниже, чем по налогу на прибыль, поэтому в итоге останется больше средств на развитие.

Начисление зарплаты владельцам бизнеса

Владелец компании может занять в ней должность директора или другую по своему желанию. Тогда он может получать доход от своего бизнеса в виде зарплаты.

Преимущество этого варианта перед дивидендами в том, что получить деньги намного проще. Зарплату можно начислять ежемесячно, и для этого не требуется оформлять дополнительные документы и проверять финансовое положение компании.

С налогами ситуация сложнее. С одной стороны, с зарплаты нужно не только удержать НДФЛ, но еще и начислить на нее страховые взносы по ставке 30%. Но с другой стороны, зарплату и взносы можно включить в расходы, а затем уменьшить налог на прибыль или УСН.

Общая налоговая система УСН «Доходы минус расходы»
Сумма прибыли до налогов 200,0 тыс. рублей 200,0 тыс. рублей
Сумма для вывода «на руки» 100,0 тыс. рублей 100,0 тыс. рублей
Ставка НДФЛ 13% 13%
НДФЛ, который соответствует сумме «на руки» 14,9 тыс. рублей 14,9 тыс. рублей
Сумма начисленной зарплаты 114,9 тыс. рублей 114,9 тыс. рублей
Ставка страховых взносов 30,0% 30,0%
Сумма страховых взносов 34,5 тыс. рублей 34,5 тыс. рублей
Налогооблагаемая прибыль / УСН за вычетом зарплаты и взносов 50,6 тыс. рублей 50,6 тыс. рублей
Ставка налога на прибыль / УСН 20% 15%
Налог на прибыль / УСН 10,1 тыс. рублей 7,6 тыс. рублей
Общая налоговая нагрузка 59,5 тыс. рублей 57,0 тыс. рублей
Останется в компании на развитие 40,5 тыс. рублей 43,0 тыс. рублей

Выплата зарплаты учредителю в сумме 100 тыс. рублей

Рассмотрим расчет на примере ОСНО. При УСН принцип будет тот же, разница только в ставке налога.

Чтобы выдать владельцу «на руки» 100 тыс. рублей, нужно начислить 114,9 тыс. рублей зарплаты, в которые входят 14,9 тыс. рублей НДФЛ по ставке 13%. Подход здесь тот же, что и при выдаче 100 тыс. рублей дивидендов. Но, в отличие от дивидендов, на заработную плату еще нужно начислить страховые взносы по ставке 30%:

В = 114,9×30% = 34,5 тыс. рублей

Зарплата и взносы — это расходы компании, поэтому они уменьшают налогооблагаемую прибыль, и в итоге налог на прибыль будет меньше, чем при выплате дивидендов:

НПР = (200 — 114,9 — 34,5) х 20% = 50,6×20% = 10,1 тыс. рублей

Общая налоговая нагрузка при этом варианте состоит из НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль:

Н = 14,9 + 34,5 + 10,1 = 59,5 тыс. рублей

На развитие в компании останется:

Р = 200 — 100 — 59,5 = 40,5 тыс. рублей

При УСН «Доходы минус расходы» ставка налога ниже, поэтому общая налоговая нагрузка получится меньше.

Но при обоих налоговых режимах выплата зарплаты собственнику будет менее выгодной для бизнеса, чем дивиденды: после уплаты налогов в компании останется меньше средств на развитие.

Договор на управленческие услуги с ИП или самозанятым

Директор не обязательно должен быть штатным сотрудником компании. Организация имеет право заключить договор с внешним управляющим (ст. 42 закона № ). Такой управляющий может работать в статусе ИП, и в этом случае удобно использовать «упрощенку» с объектом «Доходы».

Для объекта «Доходы» налог начисляется на выручку по ставке 6%, а для объекта «Доходы минус расходы» — на прибыль по ставке 15%. Если ИП работает без сотрудников и оказывает услуги по управлению, то никаких существенных затрат у него не будет и прибыль почти не будет отличаться от выручки. В этом случае выгоднее заплатить 6% от выручки, чем 15% от прибыли, которая будет практически равна выручке.

Также внешний управляющий может быть и самозанятым. Ст. 6 закона № не запрещает самозанятым деятельность по обычному текущему управлению компанией. Запрещена только деятельность по арбитражному управлению в рамках процедуры банкротства.

Для самозанятых есть еще одно ограничение: они не могут в течение двух лет заключать договоры со своими бывшими работодателями. Поэтому, если собственник ранее был штатным директором или занимал в компании другую должность, стать самозанятым управляющим он сможет только через два года.

Как для ИП на УСН «Доходы», так и для самозанятых, которые работают с юридическими лицами, ставка налога составляет 6%.

Еще предприниматели должны платить страховые взносы за себя в пенсионный и медицинский фонды. Но эти взносы ИП без работников может без ограничений вычитать из «упрощенного» налога (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Следовательно, если взносы будут равны или больше налога, платить его не придется.

В 2020 году общая сумма взносов «за себя» составляет 40 874 рублей плюс 1% от годового дохода, превышающего 300 тыс. рублей.

Представим, что вознаграждение управляющего составляет 30 тыс. рублей в месяц, то есть его годовой доход равен 360 тыс. рублей.

УСН = 360 000×6% = 21 600 рублей

При этом взносы составят:

В = 40 874 + (360 000 — 300 000) х 1% = 41 474 рублей

Взносы больше налога — платить его не нужно. Но взносы составляют около 11% от годового дохода. Если бы они были меньше налога, заплатить пришлось бы сумму, равную 6% от дохода, — то есть как будто только один налог без взносов. Такое становится возможным, когда доход равен 800 тыс. рублей в год или превышает его.

При доходе в 800 тыс. рублей в год сумма УСН будет равна:

УСН = 800 000×6% = 48 000 рублей

При этом взносы составят:

В = 40 874 + (800 000 — 300 000) х 1% = 45 874 рублей

Налог больше взносов, поэтому после вычета взносов из суммы налога останется 2 126 рублей к уплате. Вместе со взносами они составят сумму в 48 тыс. рублей — такую же, как УСН в 6%.

Таким образом, при годовом доходе ИП от 800 тыс. рублей установится минимальная налоговая нагрузка в 6% и станет такой же, как у самозанятых при любом уровне годового дохода.

А для предприятия, которое выплачивает вознаграждение ИП или самозанятому, сумма выплаты — это расходы. Поэтому компания может снизить налог на прибыль или УСН.

Общая налоговая система УСН «Доходы минус расходы»
Сумма прибыли до налогов 200,0 тыс. рублей 200,0 тыс. рублей
Сумма для вывода «на руки» 100,0 тыс. рублей 100,0 тыс. рублей
Ставка УСН / НПД для управляющего 6% 6%
Сумма УСН / НПД управляющего, которая соответствует сумме «на руки» 6,4 тыс. рублей 6,4 тыс. рублей
Сумма вознаграждения управляющего с учетом УСН / НПД 106,4 тыс. рублей 106,4 тыс. рублей
Налогооблагаемая прибыль / УСН за вычетом вознаграждения управляющего 93,6 тыс. рублей 93,6 тыс. рублей
Ставка налога на прибыль / УСН 20% 15%
Налог на прибыль / УСН 18,7 тыс. рублей 14,0 тыс. рублей
Общая налоговая нагрузка 25,1 тыс. рублей 20,4 тыс. рублей
Останется в компании на развитие 74,9 тыс. рублей 79,6 тыс. рублей

Расчеты с управляющим ИП или самозанятым с вознаграждением в 100 тыс. рублей

Рассмотрим пример для общей налоговой системы.

Чтобы у владельца бизнеса в статусе внешнего управляющего после уплаты налога осталось 100 тыс. рублей, нужно начислить ему 106,4 тыс. рублей вознаграждения. Тогда за вычетом 6% налога (106,4×6% = 6,4 тыс. рублей) у него останется ровно 100 тыс. рублей.

Вся сумма начисленного управляющему вознаграждения (106,4 тыс. рублей) — это расходы компании. Поэтому организация может уменьшить на эту сумму налогооблагаемую прибыль. В итоге налог на прибыль будет равен:

НПР = (200 — 106,4) х 20% = 18,7 тыс. рублей

Общая налоговая нагрузка при выводе средств через управляющего будет более чем в два раза ниже по сравнению с выплатой дивидендов или выдачей зарплаты:

Н = 6,4 + 18,7 = 25,1 тыс. рублей

На развитие в компании останется:

Р = 200 — 100 — 25,1 = 74,9 тыс. рублей

Но налоговики знают эту схему не хуже, чем бизнесмены. При проверке инспекторы будут стремиться доказать, что договор с управляющим фиктивный и на деле имеют место трудовые отношения.

Если им это удастся, то компании придется заплатить за все время действия договора НДФЛ, страховые взносы, а также штрафы и пени. Кроме того, организацию оштрафуют и по п. 4 ст. 5.27 КоАП на сумму до 100 тыс. рублей.

Чтобы обезопасить себя, ответственно подойдите к оформлению документов. Подробно описывайте в договоре и ежемесячных отчетах обязанности управляющего и порядок формирования цены на его услуги.

Как понять, какой вариант вывода денег подходит для вашего бизнеса

Составили для вас сравнительную таблицу. Варианты отсортированы по уменьшению налоговой нагрузки.


Варианты законного вывода прибыли из ООО

  1. Если собственнику выплачивается зарплата, проблем с проверяющими не будет, но этот способ самый невыгодный с точки зрения налоговой нагрузки. Зато зарплату можно выплачивать каждый месяц и при этом не нужно оформлять никаких документов.
  2. При получении дивидендов налоговая нагрузка немного ниже, чем при зарплате, и вопросов у налоговиков тоже не возникнет. Но дивиденды можно выдавать не чаще чем раз в квартал, и они требуют соблюдения ряда условий и специального оформления.
  3. Вывод через управляющего в статусе ИП или самозанятого позволит существенно сэкономить, но у инспекторов, скорее всего, появятся вопросы. Здесь нужно обратить особое внимание на оформление документов.

© 1995–2022, ПАО БАНК «СИАБ». Базовая лицензия №3245 от 10.12.2019.
196 084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул.,
д.8, лит. А, пом. 1-Н

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: