Запрашивают ли судебные приставы информацию в пенсионном фонде

Обновлено: 22.04.2024

I. Цель и предмет Соглашения

1.1. Целью Соглашения является выполнение Сторонами задач и реализация полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

1.2. Соглашение определяет порядок информационного взаимодействия Сторон, осуществляемого с целью исполнения ФССП России функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

1.3. Предметом Соглашения являются организация и осуществление информационного взаимодействия между Сторонами в части представления ПФР в ФССП России сведений, запрашиваемых ФССП России для исполнения государственной функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

1.4. Стороны могут использовать другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации формы информационного взаимодействия.

1.5. Информационное взаимодействие и выполнение организационных мероприятий в рамках Соглашения осуществляются безвозмездно.

II. Обеспечение конфиденциальности и безопасности

персональных данных при их передаче и обработке

Обеспечение защиты информации при информационном взаимодействии между ПФР и ФССП России и обработка персональных данных осуществляются в соответствии с требованиями федеральных законов от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" с применением необходимых организационных и технических мер защиты.

III. Организация информационного взаимодействия

3.1. Стороны осуществляют взаимодействие исключительно для исполнения государственных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.2. Информационное взаимодействие Сторон осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3.3. ФССП России в целях осуществления своих полномочий направляет межведомственный запрос посредством обращений к видам сведений ПФР.

3.4. ПФР представляет по межведомственным запросам ФССП России в отношении должника следующие сведения:

3.4.2. О размере назначенных выплат за период (включая пенсию, доплаты, устанавливаемые к пенсии, социальные выплаты и выплаты по уходу).

3.5. Идентификация должника по страховому номеру индивидуального лицевого счета, полученному из ПФР, производится судебным приставом-исполнителем.

3.6. Стороны осуществляют обмен статистическими, аналитическими и справочными материалами, методическими рекомендациями, представляющими взаимный интерес.

IV. Права и обязанности Сторон

4.1. Стороны вправе:

4.1.1. Требовать от второй Стороны Соглашения неукоснительного и своевременного исполнения условий Соглашения.

4.1.2. Использовать и обрабатывать полученные сведения в соответствии с целью, закрепленной Соглашением.

4.1.3. По предварительной договоренности участвовать в межведомственных совещаниях с целью улучшения сотрудничества по Соглашению.

4.2. Стороны обязаны обеспечивать защиту информации, передаваемой и получаемой в рамках реализации Соглашения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V. Ответственность Сторон

5.1. Стороны несут ответственность за использование полученной в рамках Соглашения информации исключительно для выполнения задач и реализации полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Соглашением.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

5.3. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств (стихийных бедствий, аварий, пожаров, массовых беспорядков, повреждений линий связи, забастовок, военных действий), противоправных и иных действий третьих лиц, вступления в силу нормативных правовых актов, препятствующих выполнению Сторонами обязательств по Соглашению, а также других обстоятельств, не зависящих от воли Сторон и препятствующих выполнению Сторонами своих обязательств по Соглашению, Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по Соглашению.

VI. Срок действия Соглашения

Соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует бессрочно.

VII. Заключительные положения

7.1. Соглашение о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/12/01-1 признается утратившим силу с даты подписания Соглашения.

7.2. Любая из Сторон имеет право инициировать внесение изменений или дополнений к Соглашению. Изменения и дополнения в Соглашение могут быть внесены только при обоюдном согласии Сторон.

7.3. Все изменения и дополнения к Соглашению оформляются дополнительным соглашением в письменном виде и действительны с момента его подписания Сторонами.

7.4. Стороны не вправе передавать свои обязательства по Соглашению третьей стороне.

7.5. Соглашение может быть расторгнуто по инициативе одной из Сторон, о чем необходимо письменно уведомить другую Сторону не позднее чем за три месяца до дня его расторжения, либо по обоюдному согласию Сторон.

7.6. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

Подборка наиболее важных документов по запросу Запрос пристава в пенсионный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Запрос пристава в пенсионный фонд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 113 "Определение задолженности по алиментам" СК РФ
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования истца - должника по исполнительному производству к старшему судебному приставу-исполнителю, районному отделу судебных приставов УФССП России по субъекту РФ, УФССП России по субъекту РФ о признании незаконным постановления об определении задолженности по алиментам, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании судебных расходов. При этом суд отклонил доводы старшего судебного пристава о том, что на должника возлагается обязанность предоставить необходимые сведения о доходах, в связи с их непредставлением расчет задолженности по алиментам правомерно произведен в соответствии со ст. 113 Семейного кодекса РФ. Как указал суд, судебным приставом-исполнителем при принятии оспариваемого постановления и расчете размера задолженности по алиментам не были учтены сведения о наличии постоянного места работы должника, размере его дохода, не сделаны запросы в Пенсионный фонд РФ для определения размера отчислений. Материалы исполнительного производства, предоставленные административным ответчиком суду, не содержат доказательств направления должнику копий постановлений о направлении исполнительного документа о взыскании алиментов для исполнения по месту работы, об определении задолженности по алиментам, как и направления работодателю исполнительного листа по месту работы должника. Таким образом, судебным приставом-исполнителем не были предприняты все необходимые меры, направленные на установление действительного дохода должника, без учета которого при расчете размера задолженности по алиментам оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2021 N 15АП-14319/2021 по делу N А53-9495/2021
Требование: О признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в непринятии мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительного листа.
Решение: В удовлетворении требования отказано. Само по себе вынесение постановления об обращении взыскания на заработную плату 16.04.2021, что не позволило осуществить взыскание с сентября по декабрь 2020 года, не свидетельствует о бездействии пристава, поскольку из материалов дела следует, что пристав периодически направлял запросы, в том числе в Пенсионный фонд.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Запрос пристава в пенсионный фонд

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Споры по алиментам
(Балдынова А.)
("Трудовое право", 2021, N 4; "Административное право", 2021, N 4) Также при неполучении алиментов судебными приставами делаются запросы информации в банки, ФСС, ПФР, бюро кредитных историй и иные органы и организации, которые косвенно могут пролить свет на наличие дохода у должника и источники его происхождения.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Споры по алиментам
(Балдынова А.)
("Трудовое право", 2021, N 4) Также при неполучении алиментов судебными приставами делаются запросы информации в банки, ФСС, ПФР, бюро кредитных историй и иные органы и организации, которые косвенно могут пролить свет на наличие дохода у должника и источники его происхождения.

Нормативные акты: Запрос пристава в пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ направляет для сведения и использования в работе соглашение о взаимодействии Пенсионного фонда РФ и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении Постановлений Пенсионного фонда РФ и иных исполнительных документов от 21.01.2011 N АД-30-33/01сог/ 12/01-1.

Пенсионного фонда РФ

к письму Пенсионного фонда РФ

от 01.02.2011 N КА-30-24/850

СОГЛАШЕНИЕ

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ, ИХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ПРИ ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНЫХ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение определяет общие принципы взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации, его территориальных органов (далее - территориальные органы ПФР) и Федеральной службы судебных приставов ее территориальных органов (далее - территориальные органы ФССП России) при исполнении исполнительных документов (постановлений) о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщиков страховых взносов - организаций или индивидуальных предпринимателей (далее - постановление территориальных органов ПФР) и иных исполнительных документов (далее - исполнительные документы).

1.2. Задачами взаимодействия ПФР и ФССП России, их территориальных органов являются:

1.2.1. Осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

1.2.2. Организация взаимодействия территориальных органов ПФР и территориальных органов ФССП России при исполнении постановлений территориальных органов ПФР и иных исполнительных документов.

1.3. Взаимодействие ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме обмена информацией, сверки постановлений, вынесенных территориальными органами ПФР, и исполнительных документов, находящихся на исполнении.

1.4. Взаимодействие пресс-служб ПФР и ФССП России, их территориальных органов осуществляется в форме выпуска совместных пресс-релизов и иных формах сотрудничества.

2. Информационное взаимодействие ПФР и ФССП России,

их территориальных органов

2.1. Проведение совместных мероприятий, информационную поддержку и организацию взаимодействия ПФР и ФССП России в рамках настоящего Соглашения обеспечивают в пределах своей компетенции должностные лица ПФР и ФССП России, руководители (заместители руководителей) территориальных органов ПФР и ФССП России, начальники структурных подразделений территориальных органов ПФР и ФССП России.

2.2. Информационный обмен между ПФР и ФССП России, их территориальными органами осуществляется в электронном виде по каналам связи с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации с функциями шифрования информации и электронной цифровой подписи.

Стороны обеспечивают конфиденциальность и безопасность информации при ее обработке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Территориальные органы ФССП России постановления территориальных органов ПФР о взыскании недоимки принимают в электронной форме по согласованным форматам.

2.3. Территориальные органы ПФР представляют по запросам судебных приставов-исполнителей информацию:

о застрахованных лицах, содержащуюся в базе данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования (место работы должника-гражданина (наименование организации), адрес места нахождения организации);

о пенсионерах, содержащуюся в базе данных о пенсионерах (ФИО, сведения о суммах начисленных и выплаченных пенсий);

о плательщиках страховых взносов - организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих отчисления страховых взносов, сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, сведения о руководителях и главных бухгалтерах (ФИО), адрес места нахождения организаций-должников);

2.4. Порядок и форматы обмена информацией в электронной форме определяются сторонами в соответствии с протоколом, утверждаемым совместно ПФР и ФССП России.

3. Особенности взаимодействия ПФР и ФССП России,

их территориальных органов при исполнении постановлений

территориальных органов ПФР и исполнительных документов

судебных органов, выданных в пользу территориальных

органов ПФР

3.1. Исполнительные документы направляются территориальными органами ПФР в структурные подразделения территориальных органов ФССП России заказными письмами с уведомлением о вручении или нарочным по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемых статьей 33 Федерального закона N 229-ФЗ, в сроки, установленные статьей 21 Федерального закона N 229-ФЗ.

3.1.1. Постановления территориальных органов ПФР направляются в структурные подразделения территориальных органов ФССП России с приложением заверенных копий извещения банка о помещении расчетных документов в картотеку по форме 0401075, установленной положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с отметкой банка "не оплачено в связи с отсутствием средств на счете (счетах) N (номер счета)".

При направлении постановлений территориальных органов ПФР, вынесенных в связи с отсутствием информации о счетах плательщика страховых взносов, к постановлениям территориальных органов ПФР прилагается справка об отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов, составленная территориальными органами ПФР на основании полученных из регистрирующего органа выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также полученных сведений от банков и плательщиков страховых взносов в установленном порядке.

3.1.2. Исполнительные документы, выданные судебными органами, направляются с сопроводительным письмом, содержащим расшифровку задолженности плательщика по исполнительному документу с указанием реквизитов счетов органов Федерального казначейства по учету операций по поступлениям доходов в соответствующие бюджеты и кодов классификации доходов бюджетов, по которым следует перечислять взысканные суммы.

К исполнительным документам территориальным органом ПФР при наличии прикладывается документ, содержащий перечень расчетных, текущих и иных счетов плательщиков страховых взносов в банках и других кредитных организациях.

3.1.3. В случае открытия плательщиком страховых взносов счетов в банках и иных кредитных организациях после направления территориальными органами ПФР исполнительных документов в структурные подразделения территориальных органов ФССП России территориальные органы ПФР в течение пяти рабочих дней со дня получения таких сведений направляют данную информацию в структурные подразделения территориальных органов ФССП России.

При получении такой информации территориальный орган ФССП России обязан произвести действия, направленные на взыскание денежных средств с открытого плательщиком счета в пользу территориального органа ПФР, в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений об открытии счетов в банках.

3.2. Если в ходе исполнительного производства должник полностью (частично) погасил сумму, подлежащую взысканию, территориальный орган ПФР направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится постановление территориального органа ПФР или иной исполнительный документ, соответствующее уведомление.

Денежные средства, перечисленные должником самостоятельно в территориальный орган ПФР после возбуждения исполнительного производства в счет уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, включенных в сумму, подлежащую взысканию по исполнительному документу, на основании которого возбуждено исполнительное производство, учитываются территориальным органом ПФР в счет погашения задолженности по такому исполнительному документу в результате деятельности судебного пристава-исполнителя.

3.3. Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурными подразделениями территориальных органов ФССП России на счета, указанные в исполнительном документе и (или) сопроводительном письме, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов в соответствии с частью I статьи 110 Федерального закона N 229-ФЗ.

В случае отсутствия в исполнительном документе, выданном судом, сведений о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные денежные средства, судебный пристав-исполнитель направляет запрос об этих счетах в территориальный орган ПФР, в пользу которого вынесен исполнительный документ.

Территориальные органы ПФР, получив запрос о счетах, на которые должны быть перечислены взысканные суммы, представляют судебному приставу-исполнителю запрашиваемую информацию в течение десяти рабочих дней.

3.4. При отмене постановления территориального органа ПФР вышестоящим органом территориальный орган ПФР направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится постановление территориального органа ПФР, заявление об отзыве постановления.

3.5. Территориальные органы ФССП России по запросу территориального органа ПФР в установленный законом срок представляют информацию о ходе исполнительного производства.

4. Заключительные положения

4.1. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение производится путем подписания дополнительного соглашения между ПФР и ФССП России.

Разъяснения по данному Соглашению оформляются совместными письмами ПФР и ФССП России.

4.2. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

4.3. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок и может быть расторгнуто по согласованию обеих сторон на основании письменного соглашения.

4.4. Настоящее Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для ПФР и ФССП России.

Порядок исполнения судебных актов в части производства удержаний из всех видов доходов гражданина, в том числе из выплат по линии ПФР, предусмотрен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Исполнение судебных актов и постановлений судебных приставов для территориальных органов ПФР является обязательным.

Указанные исполнительные документы поступают в органы ПФР как от судебных приставов, так и от непосредственных взыскателей, если сумма задолженности не превышает ста тысяч рублей. При этом, на органы ПФР законом не возложена обязанность по уведомлению пенсионера о поступлении исполнительных документов и получению его согласия на осуществление удержаний из выплат по линии ПФР.

Размер удержаний по исполнительным документам определен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Так, по исполнительным документам, поступившим от судебных приставов, ежемесячный процент удержания устанавливается судебными приставами индивидуально. При этом максимальный размер взыскания по исполнительному документу – 50 % от суммы ежемесячных выплат. Однако размер удержания может быть увеличен до 70% в случаях, если производится в уплату долга по следующим основаниям: возмещение вреда, причиненного здоровью; возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; возмещение за ущерб, причиненный преступлением; долг по алиментам на несовершеннолетних детей.

По исполнительным документам, поступившим от взыскателей, с суммой задолженности, не превышающей ста тысяч рублей, удержание из пенсионных выплат осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда в размере, не превышающем 20% пенсии, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Удержания производятся до полного погашения долга или до отзыва исполнительного документа. При этом территориальные органы ПФР не уполномочены принимать решения о прекращении удержаний из выплат по линии ПФР.

Следует обратить внимание, что взыскания производится не со всех выплат по линии ПФР.

Так, удержания не осуществляются из:

  • пенсий по случаю потери кормильца;
  • средств материнского капитала;
  • ежемесячных денежных выплат;
  • сумм компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно (в том числе и сопровождающего лица);
  • социального пособия на погребение;
  • компенсационных выплат в связи с уходом за нетрудоспособными гражданами;
  • единовременных выплат на детей, являющихся мерами поддержки для семей с детьми.

Если гражданину выплата пенсии (иной выплаты) произведена не полностью, то, прежде всего, нужно проверить наличие имеющейся задолженности на официальном портале Управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, на главной странице сайта в разделе «Узнай о своих долгах», где достаточно ввести ФИО и дату рождения.

Вопросы проведения удержаний (взысканий) из сумм выплачиваемых пенсий и социальных выплат урегулированы нормами Федерального закона «О страховых пенсиях»* и Федерального закона «Об исполнительном производстве»**.

Удержания из пенсии производятся на основании: исполнительных документов, решений органов ПФР, решений судов вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера.

На основании исполнительных документов производятся следующие взыскания:

  • - на алименты;
  • - задолженности по кредитам, коммунальным платежам, административные штрафы, налоги и сборы;
  • - возмещение материального ущерба, причиненного юридическому либо физическому лицу;
  • - возмещение вреда, причиненному здоровью;
  • - возмещение ущерба, причиненного преступлением и другое.

Ежемесячный процент удержания в пределах установленного Законом размера указывает судебный пристав-исполнитель в постановлении об обращении взыскания на пенсию.

В соответствии с Законом может быть удержано не более 50 процентов, а в установленных случаях (удержание алиментов на несовершеннолетних детей, возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещение за ущерб, причиненный преступлением) – не более 70 процентов пенсии.

Должник–пенсионер может изменить процент удержания из пенсии при наличии объективных причин (например вследствие болезни, тяжелого материального положения и пр.). Для этого необходимо обратиться в службу судебных приставов для уменьшения ежемесячного процента удержаний.

На основании решений органов ПФР производятся удержания излишне выплаченных сумм пенсий и социальных выплат, возникших по вине пенсионеров.

Так, пенсионер обязан извещать органы ПФР о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

При нарушении этих требований могут образоваться излишне выплаченные суммы пенсии, которые пенсионный орган имеет право взыскать с пенсионера. В этом случае выносится решение о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, в связи с нарушением им части 5 статьи 26 Закона «О страховых пенсиях»*.

Излишне выплаченные суммы возмещаются (удерживаются) как на основании решения территориального органа ПФР, так и в добровольном порядке, путем их перечисления пенсионером на расчетный счет Отделения ПФР. Реквизиты счета можно получить в клиентских службах отделов ПФР по месту жительства или пребывания.

Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производится в размере, не превышающем 20 процентов пенсии.

Информацию о причинах и размере ежемесячного удержания из пенсии, в первую очередь, можно получить у судебного пристава-исполнителя, вынесшего в отношении пенсионера постановление об обращении взыскания на пенсию.

Кроме того, указанную информацию можно получить в территориальном органе ПФР по месту жительства (пребывания) пенсионера при обращении в клиентскую службу.

*Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. От 19.12.2016) «О страховых пенсиях»

**Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. От 26.07.2017) «Об исполнительном производстве»

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: