Замена удостоверения чернобыльца судебная практика

Обновлено: 27.03.2024

17 сентября 2015 г. Никулинский районный суд г. Москвы, в составе судьи Кузнецовой Е.А., при секретаре Титкове И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5287\13 по иску Ячевского Д.К. к Управлению социальной защиты населения района Очаково-Матвеевское г. Москвы об обязании выдать удостоверение,

Яечевский Д.К. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Очаково-Матвеевское г. Москвы об обязании выдать удостоверение, мотивируя свои требования тем, что истец обратился в Управление социальной защиты населения района Очаково-Матвеевское города Москвы с просьбой выдать ему в порядке замены удостоверение участника ликвидации последствия аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца. Однако, в выдаче удостоверения было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что предъявленное для замены удостоверение участника ликвидации последствия аварии на Чернобыльской АЭС является недействительным, поскольку удостоверение старого образца, и подлежало замене до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель истца в судебное заседание явился, на иске настаивал. просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица МЧС России в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому полагает отказ ответчика правомерным, просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Выслушав представителя истца, допросив свидетеля ФИО13, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

-Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Янчевский Д.К. обратился в Управление социальной защиты населения района Очаково-Матвеевское города Москвы с просьбой выдать ему в порядке замены удостоверение участника ликвидации последствия аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца. (л.д.6)

Однако, в выдаче удостоверения было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что предъявленное для замены удостоверение участника ликвидации последствия аварии на Чернобыльской АЭС является недействительным, поскольку удостоверение старого образца, и подлежало замене до ДД.ММ.ГГГГ Также Янчевскому Д.К. было рекомендовано обратиться в суд для подтверждения юридического факта участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 7-8).

Вместе с тем, Янчевский Д.К. обращался в суд с заявлением об установлении указанного факта, определением Никулинского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения Апелляционным определением Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, заявление Ячевского Д.К. было оставлено без рассмотрения, в связи с наличием спора о праве (л.д. 9-11).

Приказом МЧС России № 727, Минздравсоцразвития России № 831, Минфина России № 165н от 08.12.2006 утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно п. 1 данного акта Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу пункта 4 Порядка для оформления и получения удостоверения участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Указанные в данном пункте документы истцом были представлены (л.д.6).

Также п. 4 Порядка предусматривает, что в случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии из числа документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка.)

Янчевским Д.К. при обращении в УСЗН были представлены следующие доказательства, в соответствии с п. 6 Порядка, подтверждающие факт прохождения Истцом воинской службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 30 км в зоне ЧАЭС (зоне отчуждения).

справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Генеральным штабом Вооруженных сил российской Федерации, о том, что Заявитель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 км. зоне (зоне отчуждения) (л.д.12),

военный билет на стр. 23-24 которого имеются записи о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец выполнял служебные обязанности по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30 км. зоне (зоне отчуждения). Там же присутствуют отметки о ранее выданных Янчевскому удостоверениях, на стр. 4 военного билета имеется запись о том, что с ДД.ММ.ГГГГ истец был зачислен в . (л.д.13-16)

Кроме того, тот факт, что Янчевский Д.К. находился в 30 км взоне ЧАЭС (зоне отчуждения) в ДД.ММ.ГГГГ подтверждается фактом наличия у негоудостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ серии № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, выданного взамен удостоверениясерии № № (л.д.17), показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО13, не доверять которым у суда оснований не имеется.

Суд учитывает, что законность выдачи истцу удостоверения участника последствий ликвидации на Чернобыльской АЭС ранее проверялась, как минимум дважды (с учетом выданных ранее удостоверений).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 ГПК РФ,

Обязать Управление социальной защиты населения района Очаково-Матвеевское г. Москвы выдать Ячевскому Д.К. удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установленного образца.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Кузнецова Е.А.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда о компенсации морального вреда

Истец обратился в суд с иском к ответчику с иском о компенсации морального вреда, мотивируя тем, что ей была оказана некачественная медицинская услуга, врачом ГП № 8 г Москвы, в результате проведенной .

Решение суда о признании права собственности на квартиру

Заявитель обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий Управления Росреестра г.Москвы, а именно о признании отказа в регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: незаконным и обязании произвести государственную ре.

Наро-Фоминский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кичиной Т.В., при секретаре судебного заседания Муратовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Черенко Екатерины Яковлевны к Министерству Социальной защиты населения Московской области о признании права и замены удостоверения потерпевшего от катастрофы Чернобыльской АЭС,

У С Т А Н О`В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику и просит: 1) признать за ней право замены удостоверения потерпевшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, выданного в Р. на удостоверение потерпевшего от катастрофы, дающее право на получение мер социальной поддержки, как потерпевшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС; 2) заменить белорусское удостоверение потерпевшего от аварии на Чернобыльской АЭС на Российское удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, как пострадавшей от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Исковые требования заявлены по тем основаниям, что ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ . переехала из Р. в Московскую область. В Р. истец проживала в г. , жители которого имеют удостоверения потерпевших от катастрофы на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), имела удостоверение потерпевшего от катастрофы на ЧАЭС и пользовалась социальными льготами. Территория г. находится по настоящее время под радиационным контролем, загрязнение от № до № К/кв.км. Органы социальной защиты отказывают в замене удостоверения потерпевшего от катастрофы на ЧАЭС, выданного в Р. на удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, как пострадавшей от катастрофы на ЧАЭС, в связи с чем ущемляются права истца.

Дело рассмотрено в отсутствие истца ФИО1 , извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствующей о рассмотрении дела без её участия, свои исковые требования поддержала в полном объеме, на них настаивала.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против исковых требований, представив письменные возражения.

Представитель 3-го лица по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) ФИО5 в судебном заседании отсутствовала, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрения дела без её участия. Суду представлены возражения относительно заявленных требований.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования ФИО1 необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Категории граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», определены ст.13 Закона.

Перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом №1244-1 определен в ч.1 ст.13 указанного закона, предусматривающей также выдачу документов, подтверждающих право граждан на получение мер социальной поддержки в отношении отдельных категорий граждан.

Согласно пунктов 7,8,9,10,11 ч.1 ст.13 Закона специальные удостоверения выдаются гражданам, постоянно проживающим (работающим, проходившим военную службу) на территории зоны отчуждения, зоны отселения, зоны проживания с правом на отселение или зоны с льготно-экономическим статусом, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки в период их постоянного проживания (работы, прохождения военной службы) в соответствующей зоне.

Судом достоверно установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала на территории г. области Р. , который с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время относится к зоне поражения с периодическим радиационным контролем ( .), что подтверждается Справкой № № от ДД.ММ.ГГГГ районного Исполнительного Комитета Р. . (л.д.6).

Постановлением Совета Министров Р. от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения» г. отнесен к населенным пунктам с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км., что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, установленной ст.11 Закона №1244-1.

Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются гражданам, постоянно проживающим на указанной территории. При переселении на новое место жительства («чистую территорию») меры социальной поддержки этим гражданам не предоставляются, за исключением льготного пенсионного обеспечения.

Категории граждан, которым выдаются специальные удостоверения единого образца, определены ст.24 Закона, а также поименованы в Порядке и условиях оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном приказом МЧС России, Минздравсоцрозвития России и Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ № н.

В силу ст.13, 24 Закона такой категории граждан как «переселившиеся с территории зоны проживания с льготным социально экономическим статусом» не предусмотрено, равно как и не предусмотрено выдачи удостоверения этим гражданам.

Таким образом, при выезде граждан из зоны проживания с льготным социально экономическим статусом и при условии невозможности отнесения их к иным категориям граждан, установленным ч.1 ст.13 Закона № , эти граждане утрачивают право на получение мер социальной поддержки и следовательно, не имеют право на получение удостоверения специального образца.

Кроме того, нормативно-правовыми актами и международными договорами не предусмотрено автоматической замены удостоверений, выданных на территории Р.Беларусь на удостоверения российского образца.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что достоверных доказательств в обоснование своих доводов истцом суду не представлено.

Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству Социальной защиты населения Московской области о признании права и замены удостоверения потерпевшего от катастрофы Чернобыльской АЭС, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

Подборка наиболее важных документов по запросу Замена удостоверения ЧАЭС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Замена удостоверения ЧАЭС

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.05.2021 по делу N 33-6769/2021
Категория спора: 1) Пенсионное обеспечение; 2) Особое производство.
Требования заявителя: 1) Об установлении факта нахождения на иждивении; 2) О признании права на назначение пенсии по потере кормильца.
Обстоятельства: Истец указал, что находился на иждивении своего умершего супруга - инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и участника ликвидации последствий указанной катастрофы. Полагал, что имеет право на меры социальной поддержки, указал, что в силу возраста является нетрудоспособным, иного дохода кроме маленькой пенсии не имеет, доходы супруга являлись для истца основным и постоянным источником средств к существованию.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части. Между тем, участие И. в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС подтверждено надлежащим документом - выданным ему при жизни удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1989 г. с отметкой "УКРЫТИЕ" от 25.01.2002, копия которого предоставлена ответчиком суду апелляционной инстанции и принята в качестве дополнительного доказательства. Данное удостоверение было предоставлено И. в Управление в числе других документов с целью получения удостоверения лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС, ставшего инвалидом, которое ему было выдано 08.12.2016 взамен изъятого удостоверения участника-ликвидатора.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и установив, что истец в спорные периоды проживал в пункте, который включен в перечень радиоактивно загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС и относился к зоне усиленного радиоэкологического контроля (IV категории); учитывая, что удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается, взамен него местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения), суд правомерно возложил обязанность включить в страховой стаж период работы в коллективном предприятии и назначил досрочную страховую пенсию по старости, сочтя доказанным факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом и работы в юридически значимый период.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Замена удостоверения ЧАЭС

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России
(Афанасьев С., Гаврилова О., Рудт Ю., Урошлева А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2018, N 1) Соответственно, использование законодателем в пункте 6 части первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" термина "эвакуация" для обозначения способа выезда с территории зоны отселения женщины, вынашивавшей ребенка, в целях решения вопроса о признании такого ребенка после его рождения гражданином, выехавшим из зоны отселения, не может исключать присвоения ему указанного статуса (а тем более возобновления такого статуса путем замены ранее выданного удостоверения) и в том случае, если его мать покинула зону отселения не в порядке эвакуации, а в порядке переселения.

Подборка наиболее важных документов по запросу Возмещение вреда здоровью чаэс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Возмещение вреда здоровью чаэс

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" "Гражданин, причина инвалидности которого была связана с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и которому при переосвидетельствовании инвалидность не была подтверждена, утрачивает данный статус и не вправе претендовать на составляющие его содержание меры социальной защиты, в том числе на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью. Изменение же группы инвалидности влечет за собой изменение содержания и (или) объема социальной защиты, отдельные меры которой дифференцируются в зависимости от группы инвалидности, как, например, предусмотренные пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеры ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев, впервые обратившихся за их установлением после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 14 "Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
(ООО "Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения") Суд, удовлетворяя требования физического лица к УСЗН муниципального образования об установлении факта нахождения на иждивении, об обязании назначить компенсацию по возмещению вреда здоровью по потере кормильца, разъяснил, что из анализа положений пункта 15 части первой статьи 14 во взаимосвязи с положениями статьи 41 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607, следует, что установлен заявительный порядок предоставления указанных мер социальной поддержки, установление факта нахождения на иждивении умершего, ставшего инвалидом вследствие ликвидации последствий, связанных с аварией на ЧАЭС, является обязательным условием реализации членом семьи умершего предусмотренного законом права на получение компенсационных выплат.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Возмещение вреда здоровью чаэс

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12) При этом имели место случаи, когда Конституционный Суд был вынужден возвращаться к правовой проблеме, ранее разрешенной им путем конституционного истолкования оспариваемой нормы. Эта проблема касалась определения размера ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев из числа военных пенсионеров. Первоначально она была разрешена в отношении пенсионеров Министерства обороны (в Постановлении от 20.12.2010 N 21-П оспариваемая норма получила конституционное истолкование, в Постановлении от 07.11.2012 N 24-П она была признана неконституционной в той мере, в какой применялась в истолковании, расходящемся с ранее выявленным конституционно-правовым смыслом). Затем в той же последовательности решался тот же вопрос в отношении пенсионеров Министерства внутренних дел, относящихся к той же самой категории лиц .

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Османкина И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2018, N 4) Ограничение размера ежемесячной денежной компенсации инвалиду-чернобыльцу, исчисленной из его среднего заработка, максимальным размером ежемесячной страховой выплаты предполагает, что и их индексация должна проводиться в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ в абзац первый пункта 12 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" внесено изменение, в соответствии с которым максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается в номинальном выражении. Также данная статья была дополнена пунктом 13, содержащим правило о его ежегодной индексации исходя из определенного Правительством РФ индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Следовательно, после вступления данного Федерального закона в силу максимальный размер страховой выплаты и, соответственно, предусмотренные в таком размере ежемесячные денежные компенсации в возмещение вреда здоровью для инвалидов-чернобыльцев подлежат индексации с применением индекса роста потребительских цен.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гулиева Арифа Юнис оглы к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС,

Гулиев А. Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную военную службу в войсковой части . В октябре 1986 года был командирован в Полесского района п.г.т. Новая Радча для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением ликвидатора ЧАЭС 1986-1987 г.г. союзного образца серии А №, выданным ДД.ММ.ГГГГ ОВК . В апреле 2017 года истец обратился к ответчику по вопросу замены удостоверения союзного образца на удостоверение образца Российской Федерации, в чем ему было отказано.

Определением судьи Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 04 октября 2017 года постановлено: привлечь по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Главное Управление МЧС России по Республики Башкортостан (4500005, г. Уфа, 8 Марта, 12/1); Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (109012, Москва, Театральный пр., д. 3).

Исследовав материалы дела, выслушав истца Гулиева А. Ю., просившего иск удовлетворить, представителей Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан - Гирфанову А. И., Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Главное Управление МЧС России по Республики Башкортостан - ФИО6, просивших в иске отказать, ссылаясь на доводы отзывов; проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Пунктом 3 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, наряду с другими категориями отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в ст. 7 определяет, что территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. В соответствии со ст. 8 настоящего Закона зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 - 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года - зоной отселения) - территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582 утвержден Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 этого Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки; эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части четвертая и пятая статьи 15).

Согласно подпункту "а" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" такими органами являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, указанные федеральные органы исполнительной власти совместным Приказом от 8 декабря 2006 года утвердили Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 4 названного Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.В п. 6 Порядка перечислены документы, представление которых может подтвердить участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием отнесения военнослужащих к категории граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.

Список работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года N 5625-1.

Установлено, согласно протокола заседания комиссии Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверения гражданину, подвергшемуся радиации. От 04 мая 2017 года постановлено: отказать Гулиеву А. Ю. в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации Гулиев А. Ю. проходил срочную военную службу в войсковой части ) с ДД.ММ.ГГГГ (приказ №) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №) в воинском звании «рядовой-военный строитель». Уволен в запас по окончании срока службы. В приказе командира войсковой части 69703 № от ДД.ММ.ГГГГ значится: «. §3. Полагать убывшими: 1. Нижепоименованных офицеров, прапорщиков, военных строителей з командировку в п.н.т. Новая Радча, в/ч 47049 для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС. .12. В/стр. ряд. Гулиев А.Ю. (инициалы не раскрыты, сокращение так в документе). ». В приказе командира войсковой части 69703 № от ДД.ММ.ГГГГ значится: «§ 1. Полагать прибывшими: 1. Нижепоименованных военнослужащих из служебной командировки Полесского района п.г.т. Новая Радча. .33. В/стр. ряд. Гулиев А.Ю. (инициалы не раскрыты, сокращение так в документе). ».

В исторической справке войсковой части 697ДД.ММ.ГГГГ-1992 гг. имеются сведения, что с 23 сентября по ДД.ММ.ГГГГ личный состав части, согласно распоряжения ЗКВ СКВО, принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС (поименных списков нет).

Действительно, указанная часть № включена в Перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 - 1990 года (утв. Приказом Минобороны России от 27 марта 2003 г. N 88 (п. 147 Приложения N 1 к Приказу).

Вместе с тем, выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения (предусмотренная п. 6 Порядка) в отношении Гулиева А. Ю. отсутствует.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что стороной истца не представлено документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, как не представлено и иных доказательств, содержащих сведения относительно выполнения им работ в зоне отчуждения.

Сам по себе факт прохождения службы Гулиевым А. Ю. в составе войсковой части № не подтверждает статус истца как участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в зоне отчуждения на основании п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 13 базового Закона.

Включение воинской части № в указанный Перечень воинских частей, учреждений, предприятий и организаций Вооруженных Сил СССР и КГБ СССР, личный состав которых принимал участие в работах (выполнял служебные обязанности) по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 - 1990 года (утв. Приказом Минобороны России от 27 марта 2003 г. N 88 (п. 147 Приложения N 1 к Приказу) участие Гулиева А. Ю. в зоне отчуждения также не подтверждает, в отличие от войсковых частей, включенных в Перечень воинский частей внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждении, являющийся приложением к указанному выше приказу.

Согласно правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2010 года N ГКПИ09-1510 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08 апреля 2010 года N КАС10-147) пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Документы, перечисленные в названных пунктах Порядка, предназначены для подтверждения факта выполнения работ в зоне отчуждения, содержание данных пунктов соответствует федеральному закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Однако, в соответствии со ст. 60 ГПК Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Вопреки доводам истца, перечень документов, указанных в п. 6 Порядка, является исчерпывающим и не позволяет учесть архивную справку № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации для подтверждения участия истца в зоне отчуждения ЧАЭС. Сам факт работы истца на ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, участие в такой деятельности войсковой части № и ее военнослужащих не свидетельствует о работе именно истца непосредственно в зоне отчуждения.

Указание в архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, что истец прибыл в п.г.т. Новая Радча, не свидетельствует о работе истца непосредственно в зоне отчуждения, поскольку согласно перечню населённых пунктов, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, Новая Радча Народицкого района отнесено к зоне гарантированного добровольного отселения.

Таким образом, доказательства представленные истцом суду, не подтверждают факта того, что участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС производилось Гулиевым А. Ю. в составе указанной войсковой части № в зоне отчуждения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

в удовлетворении иска Гулиева Арифа Юнис оглы к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.

Председательствующий: И. Я. Индан

Решения судов:

Решение суда о присвоении звания «Ветеран труда»

Ишбулатов Н. Ш. обратился в суд с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ишбулатова Наиля Шамилевича к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о присвоении звания «В.

Решение суда об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»

Мадиярова Т. А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: