Закономерности становления развития и функционирования государства и права это часть чего

Обновлено: 17.04.2024

Предметом общей ТГиП как гуманитарной науки являются основные общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-правовой действительности (государства, права и производных от них явлений), на основе познания которых разрабатываются гос-правовые понятия (категории), общие для всех юр. наук и применяемые в юр. практике. Предмет науки ТГП – это то, что изучает наука, круг тех явлений исследованием которых занимается наука. Каждая наука имеет свой предмет, соответственно ТГП тоже имеет свой предмет. В самом общем виде можно сказать что предметом науки ТГП являются Г и П. Но Г и П изучаются не только ТГП, но и др. науками, как юридическими так и не юридическими. В этой связи Г и П точнее называть не предметом ТГП, а объектом исследования различных наук и в первую очередь юридических. Каждая наука в этом объекте т.е. в Г и П-ве имеет свой предмет. Предмет науки ТГП составляет прежде всего наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и П. Кроме того ТГП изучает также наиболее общие закономерности возникновения развития и функционирования др. государственно-правовых явлений. Например: гос-ую власть, гос. управление, правосознание, правовые отношений, законность, правопорядок и тд. ТГП изучает также связи Г и П с другими соц-ми явлениями: с экономикой, политикой, моралью, культурой, религией. Т.о. Предметом науки ТГП являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Ги П, и др. гос-но правовых явлений, а также общие связи Г и П с различными соц-ми явлениями.

5 ГиП – специфические социальные институты, органично взаимосвязанные между собой.

Это вопрос о соотношении права и гос-ва и наоборот. ГиП тесно связаны между собой, существуют и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии П и Г в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) Г т.е. согласно этому подходу Г является определяющим фактором по отношению к П, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не Г, а П является определяющим фактором. Г зависит от П и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового Г). Г должно быть подчинено П. Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение Г или П, а рассматривает Г и П в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с Г. Оно не может существовать без Г, равно как и Г не может существовть без него. Позитивное право не может сущ-ть без Г в силу следующих обстоятельств: 1. Позит-ое право не может возникнуть без Г поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется Г-ом. 2. Позитивное право не может функционировать без Г, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Т.о. право не может не возникнут не сущ-ть без Г. Г в свою очередь не может обойтися без права: при помощи позит-го права Г себя конституирует т.е. юрид-ки оформляет (с помощью конституции, законов и др). Г использует позит–ое право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права Г устанавливает в общ-ве именно тот порядок, который необходим и выгоден Г.

ТГиП рассматривается не только в их органической взаимосвязи, но и как относительно самостоятельные социальные институты: теория Г и теория П. ТГ рассматривает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г. ТП изучает общие закономерности, относящиеся к правовой жизни общества. Но хотя ГиП являются самостоятельными социальными институтами, между ними существуют органические, реальные связи – и в процессах их возникновения, и в процессах функционирования. ГиП неразрывно связаны между собой общностью причин возникновения, взаимодействием в процессе функционирования и другими необходимыми взаимосвязями. В реальной действительности они не могут существовать раздельно.


Учебное пособие призвано оказать помощь студентам бакалавриата, специалитета, магистратуры, изучающим теорию государства и права, проблемы теории государства и права при подготовке к практическим занятиям, зачету или экзамену по этим дисциплинам. Автор выражает благодарность авторам использованных монографий, научных статей, учебников и учебных пособий и рекомендует эти работы для более глубокого изучения курса теории государства и права. В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.

Оглавление

  • Тема 1. Предмет и методология теории государства и права
  • Тема 2. Происхождение государства и права
  • Тема 3. Сущность государства

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Краткий курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Тема 2. Происхождение государства и права

Общая характеристика органов власти и социального регулирования в первобытном обществе

Первобытное общество, предшествовавшее возникновению государства и права, существовало в течение десятков тысяч лет. В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена, позже появляются союзы племен. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

— распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

— являлась общественной, т. е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

— специфичностью органов власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. Главное назначение социальных норм состояло в том, чтобы помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида.

В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

— социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку;

— социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

— санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т. е. предполагалась кара божественных сил за нарушение этих норм;

— ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

Существенное влияние на возникновение государственности оказала так называемая «неолитическая революция» (от неолит — новокаменный век). Сущность неолитической революции состояла в переходе от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему (земледелие и др.). Неолитическая революция вызвала ряд последствий, которые, как считают некоторые авторы, и привели в конечном счете к появлению государства:

— резкий рост численности населения, поскольку земледелие создавало возможность для выживания большего количества соплеменников;

— переход к оседлости и появление первых городов (поэтому неолитическую революцию иногда называют городской революцией);

— неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда (отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла, выделение торговли);

— рост производительности труда и появление излишков продуктов, ставших прообразом частной собственности;

— необходимость регламентации земледельческого труда привела к разрастанию и возвышению родоплеменной верхушки, которая постепенно становится наследственной, а также к появлению агрокалендарей, которые считаются некоторыми авторами первыми сборниками норм права.

У ряда народов переходной ступенью от догосударственного состояния к государству выступала так называемая военная демократия. В условиях военной демократии власть вождей еще была выборной, нередко вождей выбирали на время войн, однако постепенно военные вожди оттеснили от власти советы старейшин, их дружины превратились в постоянное войско, а приближенные — в советников и наместников. Так появляется публичная власть, не совпадающая с населением и располагающая аппаратом управления и принуждения.

Закономерности и формы возникновения государства

Возникновение каждого государства имело свои специфические особенности, т. е. было в определенной мере уникальным. Однако имелись и общие черты, тенденции, которые были характерны для возникновения любого государства, в любом регионе. Они и получили наименование закономерностей возникновения государства.

Наряду с социальными факторами (общественное разделение труда, появление частной собственности, классовое разделение, рост социальных конфликтов) на процесс возникновения государства повлияли демографические, психологические, антропологические, геополитические (угроза извне) факторы. Природный эгоизм и агрессивность соседствовали в человеке с пониманием необходимости жить в большом коллективе со своими органами управления.

В литературе выделяется целый ряд закономерностей возникновения государства. К ним относятся следующие.

1. Возникновение государства — это не одномоментный акт, а достаточно длительный, постепенный исторический процесс.

2. Возникновение государства является объективным процессом, не зависит от желания и усмотрения конкретных лиц. Другими словами, конкретное лицо не может без наличия соответствующих условий создать или разрушить государственность в обществе.

3. Государство возникает в том случае, если усложнившаяся социальная структура не может управляться, а общественные противоречия — разрешаться в рамках родовой организации общества.

4. Государство является результатом внутреннего развития общества, а не силой, навязанной ему извне.

5. Однажды возникнув у определенного народа, государство, как правило, уже не исчезает. Это означает, что, создав государство, соответствующее общество уже не возвращается впоследствии в первобытное, безгосударственное состояние.

При наличии указанных закономерностей процесс возникновения государства у различных народов отличался определенным своеобразием. Классики марксизма свели это многообразие к трем основным формам возникновения государства: афинской, римской и германской.

Афинская форма считалась классической, «чистой», так как процесс возникновения государства в Древних Афинах не осложнялся внешними завоеваниями или внутриклассовой борьбой. Государство здесь возникло вследствие появления частной собственности и разделения общества на классы.

В Древнем Риме процесс возникновения государства осложнялся борьбой внутри господствующего класса — между патрициями и плебеями.

У германских племен образование государства связывается с внешними завоеваниями. Необходимость управления завоеванными территориями привела к трансформации народного собрания свободных германцев в собрание знати, а власти вождей — в королевскую власть.

Определенными особенностями обладало возникновение государства на Древнем Востоке. На образование государства здесь не оказали влияния ни частная собственность, ни классовое разделение. Наоборот, само государство явилось катализатором процесса формирования привилегированных и материально обеспеченных социальных групп. Общественная собственность постепенно превращается в государственную, а родоплеменная верхушка — в государственный аппарат. Кроме того, на процесс возникновения государства на Древнем Востоке оказала влияние необходимость проведения крупных общественных работ, например строительства сети ирригационных сооружений. Государство явилось органом, организовывавшим эти работы, например строительство плотин, каналов и т. п.

Основные теории происхождения государства

Вопрос о причинах и условиях возникновения государства является, как известно, одним из наиболее дискуссионных в мировой науке. На протяжении столетий различные авторы, философские и религиозные школы выдвигали свои гипотезы на этот счет. Как правило, в них делался акцент на один главный фактор возникновения государства, например экономический, внешнеполитический, психологический и т. д. В этих условиях критика многих из них связана с недооценкой или игнорированием других факторов.

Рассмотрим лишь некоторые наиболее значимые из них.

Марксистская теория происхождения государства. В литературе данная теория также называется материалистической. Основы данной теории были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В. И. Ленина.

Ф. Энгельс указывал, что государство существовало не всегда. На определенном этапе экономического развития общества оно распадается на классы. Появляется частная собственность, имущественные излишки скапливаются у экономически господствующего класса. Государство становится орудием защиты прав собственников и поддержания классового господства. Государственная власть сосредоточивается у экономически господствующего класса. Таким образом, государство присуще лишь классовому обществу.

Родоплеменная организация управления обществом оказалась не в состоянии осуществлять регулирование в условиях имущественного и социального расслоения, в условиях усиления социальных противоречий, поэтому должна была уступить место государству.

Марксистская теория происхождения государства подвергается критике в современной литературе за то, что классиками марксизма не были учтены особенности возникновения государства на Востоке, а также в странах Африки и Латинской Америки. Справедливости ради следует оговориться, что на ранних этапах своего творчества Энгельс исторически первым типом государственности на Древнем Востоке считал «государство азиатского способа производства», все же признавая специфику Востока, но впоследствии отнес древневосточные государства к рабовладельческим.

В то же время, несмотря на игнорирование других факторов, следует признать, что экономический фактор является одним из важнейших в формировании и развитии государственности.

Патриархальная теория происхождения государства. Патриархальная теория имеет давнюю историю. Так, еще Аристотель указывал на то, что государство возникает из разрастания и объединения патриархальных семей. Люди, являясь существами политическими, объединяются в семьи, патриархальные семьи, селения и города-государства. Поэтому государственная власть вырастает из семейной власти, из власти отца над женой, детьми и рабами. Аналогично древнекитайский мыслитель Конфуций уподоблял государство семье, считая императора отцом подданных.

Более поздними представителями патриархальной теории являлись Р. Фильмер и Н. Михайловский. Например, Р. Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам впоследствии передал по наследству своим детям. Таким образом, монарх здесь также является отцом подданных, поэтому патриархальная теория исходит из необходимости подчинения государственной власти.

В современной науке положения патриархальной теории подвергаются критике. С одной стороны, признается тот факт, что в некоторых странах государственные структуры формировались по аналогии с семейными (например, в некоторых государствах до сих пор существуют советы старейшин как государственные органы). Кроме того, теория способствовала воспитанию уважения к государственной власти, хотя в свое время в трактовке Р. Фильмера и обосновывала неограниченную власть английских королей. В то же время отмечается, что нет ни одного исторического примера подобного способа возникновения государства. Наоборот, установлено, что патриархальная семья возникает вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Кроме того, функции государства отнюдь не совпадают с функциями семьи, а кардинально от них отличаются.

Теологические теории происхождения государства. Теологические теории происхождения государства зародились в глубокой древности. Основным постулатом этих теорий был тезис о происхождении государства из божественной воли. Эта мысль была отражена, в частности, в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к Римлянам и других юридических и религиозных памятниках. Развитие христианства и ислама послужило толчком к развитию данных концепций. Например, христианские мыслители (Августин, Фома Аквинский) не только провозглашали государственную власть божественным установлением, но и выводили из этого тезис о необходимости подчинения имеющейся власти, в том числе церковной. Разновидностью теологических теорий в Средние века явилась так называемая «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она положила в ножны и оставила у себя, а другой отдала светским государям для управления мирскими делами. Тем самым утверждалась производность власти монархов от церковной власти.

В исламской доктрине получила распространение концепция халифата, по которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии. С этим связана теократичность власти во многих исламских государствах, наличие специальных органов, контролирующих соответствие государственной деятельности религиозным предписаниям.

Критики теологических теорий указывали на то, что провозглашение государственной власти, имеющей божественное происхождение, делает монарха непогрешимым, открывает дорогу для произвола главы государства. Однако сторонники данной теории разграничивали саму власть как божественный институт и ее осуществление конкретными правителями и указывали на то, что плохие правители могут являться божественным наказанием народу за безнравственное поведение. Положительным моментом данной теории является воспитание уважения к государственной власти, обоснование общественного порядка.

Данная теория имеет и сторонников в современной науке (Ж. Маритен и др.). Закреплена эта теория и в законодательстве ряда мусульманских государств.

Психологическая теория происхождения государства. Представителями психологической теории происхождения государства являлись Л. И. Петражицкий, Э. Фромм, З. Фрейд, Г. Тард и др. Возникновение государства связывалось сторонниками данной теории со следующими причинами психологического характера:

1. Наличие в психике людей потребности в подчинении. Каждому человеку свойственно стремление к подражанию, а также либо к подчинению власти, либо к её приобретению.

2. Наделение вождей и шаманов в первобытном обществе сверхъестественными качествами, что возвышало их над остальными общинниками.

3. Наличие у некоторых индивидов ярко выраженных агрессивных устремлений, для обуздания которых и возникает государство.

Таким образом, по мнению сторонников указанной теории, государство является продуктом психологических противоречий в первобытном обществе и призвано эти противоречия разрешать либо смягчать.

Недостатком психологической теории происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.

Договорная теория происхождения государства. Зачатки договорной теории происхождения государства встречаются еще у древнекитайского философа Мо-цзы. Мо-цзы указывал, что раньше у каждого было свое представление о справедливости, что приводило к социальным конфликтам, поэтому люди нашли самого мудрого человека и наделили его правом создавать единый образец справедливости, т. е. заключили своеобразный договор, по которому передали часть своих прав представителям возникшего государства.

Автором термина «общественный договор» считается Августин, а основными разработчиками теории общественного договора — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо. Серьезное внимание они уделяли проблеме так называемого «естественного состояния», предшествовавшего подписанию общественного договора. Трактовки «естественного состояния» различны у данных авторов, например, Гоббс рассматривал его как «войну всех против всех». Именно несовершенство общественной жизни в «естественном состоянии» привело к заключению общественного договора. При этом Локк указывал, что народ имеет право на расторжение договора с тем правительством, которое не выполняет его условия.

Руссо критиковал заключенный общественный договор как несправедливый и призывал к его пересмотру.

В России представителем теории общественного договора являлся Радищев. В качестве разновидности договорной теории происхождения государства можно рассматривать легенду о призвании варяжских князей на Русь.

Договорная теория происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора. Данная теория в свое время стала противовесом сословному неравенству и социальному произволу.

Несмотря на свою демократичность, данная теория страдает схематизмом и идеализмом. Возникновение государства рассматривается как одномоментный акт. Договорная теория преувеличивает роль субъективных факторов в возникновении государства и недооценивает роль объективных, например экономических. Кроме того, фактически неизвестны никакие дошедшие до нас памятники таких общественных договоров.

Теория насилия о происхождении государства. Теория насилия в своем завершенном виде сформировалась в XIX веке в трудах Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Карла Каутского, хотя зачатки этой теории присутствуют еще в концепциях софистов. В частности, некоторые софисты рассматривали государство как учреждение, которое существует исключительно для блага сильного.

Главную причину возникновения государства представители данной теории усматривали в завоевании одних племен другими. Государство появляется как инструмент поддержания господства над завоеванными народами. Таким образом, государство возникает прежде всего как аппарат принуждения. Победившие племена образуют правящий класс, а побежденные — «класс рабочих и служащих».

По мере развития общественной жизни племена перерождаются в касты, сословия и классы. Из орудия господствующего племени государство превращается в орудие господствующего класса.

Войны, завоевания рассматриваются и в качестве основных причин рабства. Именно рабство, по мнению сторонников данной теории, и ведет к появлению частной собственности.

Сторонники теории насилия верно отметили роль военно-политических факторов в развитии ряда государств, например у германских племен. В то же время государство, согласно данной теории, выступает лишь как выражение грубой силы, а его деятельность сводится лишь к принуждению. Кроме того, из теории насилия следует, что государство является не итогом развития общества, а инородной силой, навязываемой ему извне.

В науке получил разработку и целый ряд других теорий происхождения государства: органическая, ирригационная, патримониальная и др.

Установив обозначенные закономерности, люди затем строят в соответствии с ними свои отно­шения. Закономерности возникновения госу­дарства и права раскрывают, почему и на какой стадии развития человеческого общества появ­ляются государство и право.

Закономерности функционирования показывают, как и каким образом действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они

воздействуют на иные социальные явления. Наконец, закономерно­сти развития государства и права должны выявить, почему и в ка­ком направлении изменяются эти явления.

Различаются общие и специфические закономерности возник­новения, функционирования и развития государства и права. Общие закономерности присущи государству и праву как общественным явлениям и изучаются философией, социологией, экономической теорией, теорией управления, информатикой и другими науками. Это означает, что теория государства и права опирается в своих вы­водах на данные этих и других наук, конкретизирует выработанные ими понятия применительно к исследованию государственно-пра­вовой сферы. Вместе с тем поскольку государство и право — это специфические общественные явления, то для них характерны за­кономерности, свойственные только им. Теория государства и пра­ва изучает специфические закономерности возникновения, разви­тия и функционирования государства и права.

Но предмет теории государства и права не ограничивается толь­ко закономерностями. Он включает также разнообразные вопросы, характеризующие государство и право с точки зрения целеполагания формы, функций, механизмов регулирования, информирования, эф­фективности, а также основные понятия, общие для всех юридиче­ских наук и для отдельных групп.

Предмет теории государства и права — это динамичная категория, которая постоянно уточняется. В течение последних лет в отечественной науке идет дискуссия о возможности выделения из состава теории государства и права сначала теории государства и теории права либо философии государства и права и социологии го­сударства и права.

Необходимо подчеркнуть, что хотя теория государства и теория права действительно имеют свои собственные проблемы (например, о механизме государства — в теории государства и о структуре пра­вовой нормы — в теории нрава), тем не менее они не могут успеш­но развиваться вне рамок единой науки. Это обусловлено тем, что государство и право не только возникают одновременно и сущест­вуют в силу одних и тех же социальных причин, но и функциони­руют в тесной взаимосвязи друг с другом. Недаром долгое время в отечественной науке была популярной идея о том, что государство создает право. В структуре учебного курса обычно выделяются тео­рия государства и теория права. Но эта дифференциация проводится

исключительно в учебных целях. Она вовсе не говорит о том, что в рамках теории государства и права мы имеем дело с двумя науками. Ключевые проблемы (например, о сущности государства и права) раскрываются посре їством анали >а одних и тех же социально-эко­номических, исторических, нормативных и иных факторов, кото­рые обусловливают происхождение, функционирование и развитие одновременно и государства, и права. Есть и более «революцион­ное» предложение: изучать вопросы теории государства и права ис­ключительно в рамках теории права. В этом случае вопросы теории государства были бы фактически отданы конституционному праву и другим отраслевым наукам [III] .

Большое значение в этой связи приобретает рассмотрение в рам­ках предмета теории государства и нрава особенностей правового регулирования в обществе на основе информации А если ставить вопрос шире, то речь идет в этом случае о проблемах правовой ин­форматизации общества, информационного нрава и Интернет-права.

Если две первые проблемы — правовой информатизации обще­ства и информационного права — достаточно неплохо исследованы в теории государства и права и признаются, то проблема Интернет- права в общетеоретическом плане обозначена недавно, и сегодня она поставила перед теорией государства и права ряд серьезных вопросов. В частности, это вопросы комплексного изучения системы норм, реї улирующих отношения в так называемом виртуальном простран­стве (наряду с реальным), т.е. Интернет-отношения; различные ас­пекты теории права виртуального пространства; вопросы правоот­ношений в Интернете, субъектов информационно-правового обме­на, электронных сделок, правовой организации сетей, сайтов, до­менных адресов, юридической ответственности субъектов Интер­нет-отношении и др. 2

Общие предпосылки возникновения государства и права (были сформулированы в ХIХ в. Ф.Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на основе взглядов Л.Моргана; в ней отражается господствующая в настоящее время историко-материалистическая теория происхождения государства и права):

Экономические предпосылки: переход от собирательной экономики к производящей (неолитическая революция) —» три общественных разделения труда (скотоводство отделилось от земледелия, отделение ремесел, появление торговли и ростовщичества) —» повышение производительности труда —» появление прибавочного продукта —» возникновение и накопление частной собственности.

2. Социальные предпосылки: запрет инцеста (кровосмешения) —» превращение полигамной семьи в моногамную —» распад родовой общины на соседскую —» выделение знати — раскол общества на классы.

3. Военно-политические предпосылки: борьба за территорию, за власть, за подчинение других народов, за иные ресурсы.

Общие закономерности возникновения государства:

1. Возникновение государства - это длительный исторический процесс.

2. Государство возникает объективно, т.е. не возникнуть на определенном папе развития общества оно не может.

3. Государство возникает тогда и там, где и когда возникают антагонизмы - неустранимые противоречие внутри общества (частая собственность и интересы экономически господствующего класса требуют защиты), а также противоречия между обществом и природой (для подчинения водной стихии и возможности жить на берегу Нила древние египтяне были объединены под властью фараона).

4. Общество нуждается в государстве, поэтому государство, возникнув, не исчезнет. Общественные отношения постоянно усложняются, следовательно, усложняются функции государства.

Основные способы образования права:

В догосударственый период общественные отношения регулировались мононормами, т.е.

социальными нормами, в которых были слиты воедино нормы морали, запреты (табу) и религиозные предписания. Сородичами они выполнялись добровольно и формировались в течение долгого времени. С появлением государства его веления становятся обязательными и облекаются в форму права следующими способами:

1. Санкционирование - утверждение государством существующих социальных норм первобытного общества, придающее им силу закона. Формы санкционирования:

- прецедентная - разрешение дела со ссылкой на обычай (характерно для англо-саксонской системы права);

- правотворческая - включение социальных норм (обычаев) в текст нормативно-правовых актов (Русская Правда, Салическая Правда являются сводами обычаев).

2. Правотворчество - разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих непосредственно нормы права, которые не могли быть выработаны в догосударственном обшестве (нормы о введении и размере налогов, санкции за совершение правонарушений).

Таким образом, процесс происхождения государства и права имеет общие предпосылки и закономерности.

Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования, вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения об этом предмете.

Как следует из названия теории государства и права, она изучает такие явления, как государство и право. Но эти явления изучаются и другими общественными науками, например философией, социологией, политологией, антропологией. Традиционно к предмету теории государства и права относят наиболее общие специфические закономерностисуществования, функционирования и развития государственно-правовых явлений, т. е. общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства и права. Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства и права формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права.

Обычно в учебниках перечисляются те стороны и процессы государственно-правовой жизни, которые изучаются теорией государства и права. Например, проф. М.Н. Марченко называет примерно семь блоков общественных отношений, исследуемых теорией государства и права:

- общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права;

- взаимосвязь государства и права;

- их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты;

- место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе;

- право, правосознание, законность, конституционность;

- законодательныйпроцесс;

- правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Несколько иначе формулирует этот предмет проф. В.М. Сырых. Он выделяет три вида закономерностей, изучаемых теорией государства и права:

закономерности становления, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества;

социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые способствуют развитию и функционированию государства и права;

специфические закономерности познания государства и права.

Проф. В.К. Бабаев определяет предмет теории государства и права как общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Таким образом, он дает более развернутое определение, но его позиция по вопросу о предмете теории государства и права не расходится с позицией других ученых.

Есть и иные точки зрения, но предмет теории государства и права определяется в юридической науке единообразно.

Предмет теории государства и права характеризуется сложным взаимодействием объективныхи субъективныхэлементов.

Объект – более широкое понятие, чем предмет науки. Предмет – это конкретизированная часть объекта. Объект практически у всех общественных наук один и тот же – государство и право. Предмет же у них разный: те или иные стороны государственно-правовой действительности.

Проф. А.В. Поляков, разграничивая объект и предмет науки, исходит из того, что объект науки составляет то, на

Предмет ТГП - это:1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки);

2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки (право, источники права, нормы права, правоотношение, субъект права, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, правовые средства и т.д.).

Теория государства и права изучается по определенной системе и включает в себя помимо введения в теорию государства и права три самостоятельных раздела.

Введение в собственно теорию государства и права предполагает такие вопросы, как предмет и методология теории государства и права, характеристика первобытного общества и его институтов, а также нормативной системы; причины и закономерности возникновения государства, основные теории, объясняющие происхождение государственной организации общества.

В разделе теории государства излагаются: понятие, признаки, сущность, социальное назначение государства, власть и ее виды, особенности государственной власти; типология и формы государств, формы межгосударственного объе-динения; понятие, классификация функций государства, формы и методы осуществления функций; механизм государства, государственный аппарат и принципы его организации и деятельности; место государства в политической системе общества. Специальное внимание уделено соотношению понятий государства, государственной власти и государственности.

В теории права излагаются проблемы регуляторов общественных отношений, современного правопонимания, признаки права, учение о нормах права, источниках права, механизме правового регулирования, системе права; понятие правовой системы и важнейшие мировые правовые системы; правотворчество и законотворчество, теория реализации права, юридическая техника, общее учение о правоотношениях; правомерное поведение, правонарушения и юридическая ответственность; правосознание и правовая культура.

Завершается курс теории государства и права разделом, в котором раскрываются соотношение государства и общества, понятие и структура гражданского общества, понятие и признаки правового государства, перспективы его построения в современной России, а также материалом, по-священным социальному государству, его мировым моделям, становлению социального государства в России, институту прав человека.

Помимо общепринятого выделения в структуре общей теории государства и права теории государства (государствоведения) и теории права (правоведения) называют такие составные части, как философия права, социология права и теория позитивного права (законоведение, или догма права).

2. Методология теории государства и права. Метод - совокупность приемов, правил, принципов научной деятельности, применяемых для получения истинных(объективно отражающих действительность) знаний. Учение о методах, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания действительности принято называть методологией. В литературе встречается и такое определение методологии: это теория, обращенная к практике исследования. Дословно термин «методология» означает учение о методах познания. Вместе с тем некоторые ученые подчеркивают, что методология не является самостоятельной наукой, она не существует изолированно от всей системы наук и призвана обслуживать любое научное знание, любой научный поиск.

Методология занимает важное место в теории государства и права: она не только изучает и применяет научные методы, но и сама разрабатывает их для более глубокого исследования существующих и вновь возникающих государственно-правовых процессов и явлений. Как и предмет, методы исследования по своей природе одновременно объективныи субъективны. Объективность им придает то, что они зависят от предмета изучения, от уровня накопленных знаний, от культуры общества и т. д. Но они субъективны, так как определяются мировоззрением исследователей, а отсюда выбор способов и приемов познания.

Методология не является неизменной. В значительной степени она зависит от конкретной цивилизации, духовной жизни общества в тот или иной исторический период. Виды.

1. Общефилософскиеслужат основанием, почвой, на которой развивается наука теории государства и права.

Метафизика- часть философского учения Аристотеля (384–322 до н. э.), исследующая высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего в мире.

Диалектика– это наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления. Она требует изучения действительности во взаимосвязи явлений и постоянном их изменении, развитии.

Материализм- философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, т. е. вне и независимо от сознания человека; материя первична, никем не сотворена и существует вечно. Сознание, мышление – свойство материи. Утверждается познаваемость мира, его закономерностей.

Существуют и такие теории, которые опровергают саму возможность познания государства. Так утверждает философия агностицизма.

В современной науке теории государства и права не сложился общепризнанный подход к методологии. Существует мнение, что общефилософским фундаментом для изучения государства и права остается диалектический материализм, который доказал свою действенность и теоретически, и практически, так как распространяет диалектику на изучение государственно-правовых явлений, рассматривает их во взаимной связи, движении, многовариантности развития, борьбе старого с новым и т. д.

2. Общенаучные– это те, которые исп. во всех или многих областях научного знания, во всех общественных науках.

Историческийметод направлен на изучение хронологии развития государства и права, последовательности их проектирования во времени.

Логическийметод относится к абстрактно-теоретическим и осн-тся на анализе и синтезе, индукции и дедукции.

В основе системного(системно-структурного) метода лежит исследование государственно-правовых явлений как системи во взаимосвязи с окружающей действительностью. Любая же система представляет собой целостное явление, состоящее из множества других явлений. Однако отдельные элементы целого, объединяясь в систему, получают иную качественную характеристику, которая не сводима к сумме свойств входящих частей.

Государство и право – сложные системные образования, поэтому должны исследоваться во взаимосвязи, это ориентирует на познание изучаемых объектов как целостного явления.

Иногда в качестве особой разновидности системного метода называют комплексный подход.

Функциональныйметод позволяет выявить в государственно-правовых явлениях их функции, социальное назначение, методы и формы действия. Иначе говоря, все государственно-правовые явления рассматриваются не в статике, а как действующие феномены. Отсюда рассмотрение функций государства, права, правосознания и т. д.

3. Частнонаучныеметоды представляют собой использование теорией государства и права научных достижений технических, естественных, смежных общественных наук. Они имеют главным образом прикладное значение. К частным методам чаще относят следующие.

Метод моделирования– один из главных методов изучения государственно-правовой действительности. Он состоит в изучении государственно-правовых процессов, институтов в моделях, т. е. путем идеального воспроизведения анализируемых явлений.

Статистический метод– получение количественных показателей государственно-правовых явлений и процессов. Метод социально-правового (правового) эксперимента– способ проверки научных гипотез или проекта какого-либо решения.

Математический метод– способ оперирования с количественными характеристиками, один из формализованных приемов изучения государственно-правовых явлений.

Кибернетический методиспользуется для разработки автоматизированных систем получения, обработки, хранения и поиска правовой информации и т. д.

Синергетический методв юридической науке стал применяться только в последнее время. Термин «синергетика» происходит от греческого слова «synergos» и означает совместнодействующий, т. е. эффект взаимодействия различных систем, способных к самоорганизации, саморегулированию.

Среди частнонаучных методов принято выделять собственно юридические, или специальные, методы. К ним относятся сравнительно-правовой и формально-юридический.

Сравнительно-правовойметод состоит в сопоставлении различных государственных и правовых систем, институтов, категорий в целях выявления черт сходства или различия между ними.

Формально-юридический метод, или догматический позволяет изучать внутреннее строение государства и права, их важнейшие свойства, классифицировать главные признаки, определять юридические понятия и категории, устанавливать приемы толкования правовых норм и актов, систематизировать государственно-правовые явления.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: