Законодательство совокупность всех правовых норм действующих в данном государстве

Обновлено: 23.04.2024

Законода́тельство — издание законов; а также свод законов. Законодательство - это внешняя форма правовой системы страны на данном этапе развития.

Содержание

Законодательство как комплекс нормативных актов

  • Законодательство — система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны.
  • Законодательство в широком понимании — система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты — указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.
  • Законодательство — система нормативных актов, действующих в какой-либо отрасли и (или) регулирующих определённую сферу общественных отношений, как правило соответствует отраслям, подотраслям и институтам права гражданское законодательство, уголовное законодательство, трудовое законодательство, законодательство о банках и банковской деятельности и т.п .

Законодательство как деятельность по принятию законов

Законодательство - основная форма правотворческой деятельности. Подразумевает суверенитет народа (реализованный высшим органом государственной власти по принятию законов).

Законодательство Российской Федерации

Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Законодательство" в других словарях:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) деятельность уполномоченных органов государства по изданию законов.2) Совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве (напр., российское законодательство) или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское… … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, законодательства, ср. (книжн., юр.). 1. только ед. Составление и издание законов. Комиссия по законодательству. Вопросы законодательства. 2. Совокупность законов какой нибудь страны или в какой нибудь области права. Советское… … Толковый словарь Ушакова

Законодательство — деятельность государственных органов по изданию законов; комплекс правовых норм, действующих в государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство). Российское… … Политология. Словарь.

Законодательство — внешняя форма выражения права, представленная совокупностью всех действующих в государстве законодательных актов. Это: 1) совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов понимание законодательства в его широком значении. Такая … Элементарные начала общей теории права

Законодательство — (англ. legislation) структурно упорядоченная совокупность (система) нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенном устойчивом соотношении, форма выражения объективного права. Как правило, понятие «3.» охватывает нормативные… … Энциклопедия права

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) основной вид деятельности законодательных органов, разработка и принятие государственных законов; 2) совокупность действующих в стране законов, регулирующих общественные, экономические, гражданские отношения (гражданское законодательство,… … Экономический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — внешняя форма выражения объективного права. Как правило, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО охватывает акты высших органов государственной власти и управления, но иногда это понятие распространяется на акты центральных органов государственного управления. Словарь… … Финансовый словарь

законодательство — законы; право Словарь русских синонимов. законодательство см. право 1. 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Законодательство — совокупность действующих законов, регулирующих отношения в обществе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, а, ср. 1. Совокупность законов (во 2 знач.). Государственное з. 2. Составление и издание законов. | прил. законодательный, ая, ое (ко 2 знач.). З. акт. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т.д.). В РФ понятием З. обычно охватываются (на федеральном уровне): Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Однако состав 3. для каждой отрасли права имеет свои особенности.

Смотреть что такое ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в других словарях:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

см. Источники права.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1) один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов. В СССР З. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, -а, ср. 1. Совокупность законов (во 2 знач.).Государственное з. 2. Составление и издание законов. II прил.законодательный, -ая, -ое (ко 2 знач.). 3. акт. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство ср. 1) Совокупность законов (1) какой-л. страны или какой-л. области права. 2) Составление и издание законов (1).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство с. юр.legislation законодательство о труде — labour laws pl.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство законы; право Словарь русских синонимов. законодательство см. право 1. 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. законодательство сущ., кол-во синонимов: 3 • номография (2) • номотезия (1) • право (57) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: номография, номотезия, право. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, 1),один из осн. методов осуществления гос-вом своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов. В СССР 3.- исклю. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Законодательство — см. Источники права.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

сущ.lawmaking; legislationвводить законодательство — (выступать с законодательной инициативой) to initiate legislationобнародовать законодательство — t. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

система правовых норм, посредством которых государство осуществляет свои функции, а также регулируются общественные отношения. По виду, юридические законы различаются по пространству и по времени действия, по форме и по содержанию. По пространству разделяются в отношении к территории, на общие и местные, в отношении к лицам на общие и частные. Закон есть общая норма, которая распространяется на всю территорию и обязательна для всех граждан. Без этого нет государственного единства. Государственное единство, однако, не исключает разнообразия условий, вызывающих различные юридических норм. Отсюда возникают законы частные и местные. Первые называются привилегиями, когда ими предоставляются льготы определенным лицам. Частные союзы могут иметь и право законодательства, в пределах, указанных общим законом. Это право основано на автономии. По времени действия законы подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные. По форме, законы разделяются на собственно законы или писанные законы, обычаи и юриспруденции. Писанный закон есть высшая форма закона, ибо здесь воля законодателя выражается ясно и сознательно, обязательная сила его не подлежит сомнению. Здесь известен и срок, с которого начинается действие. Однако и писанный закон может выйти из употребления, когда власть перестает его выполнять, не отменяя его формально. Таким образом он уничтожается силою обычая. Обычай может господствовать, как в гражданском праве, так и в государственном. Он играет важную роль в учреждениях, развивающихся исторически. Английская конституция большей частью основана на обычаях. В этом отношении важное значение имеют так называемые прецеденты, то есть прежнее решение однородных дел. Они служат руководящей основой для новых случаев. Юриспруденция часто получает силу закона. Она имеет две формы: судебные решения и наука. Сила судебного решения основана на том, что судья является толкователем закона в приложении к частным случаям. Если закон недостаточен, он должен его восполнить. В силу прецедентов, судебное решение может служить основанием для последующих решений по однородным делам. Через это устанавливается постоянная практика, приспосабливающаяся к жизненным условиям. Однако и тут все зависит от усмотрения судьи, что является слабой стороной этого источника права. Наука может служить лишь косвенным источником положительного государственного права. По содержанию законы разделяются на государственные, гражданские, уголовные и в некоторых государствах, церковные, составляющие особый отдел. Государственные законы в свою очередь, разделяются на отдельные отрасли, такие как: военные, административные, финансовые и т.д. По степени силы законы разделяются на основные, обыкновенные, постановления и распоряжения. Последние относятся к частным случаям, однако с более или менее постоянным характером. Основными законами определяется устройство и права верховной власти в различные ее отраслях, законодательной, правительственной и судебной, а также основные права и обязанности граждан. Основной закон должен быть один для всего государства, так как им определяется устройство государства, как единого целого. Где основные законы различны, там существуют различные государства. Основной закон может быть писанный и обычный. Обыкновенные законы развивают и дополняют принципы, установленные основным законом. Законы, которые развивают эти принципы в подробности, называются органическими. Так, например, конституция устанавливает свободу печати. Органический же закон о печати развивает в подробностях все касающееся печати правила. От законов отличаются постановления. Это - правила, изданные правительственными властями и определяющие обязательные для граждан способы исполнения или приложения законов. Закон должен быть единым и постоянным, постановление же применяется к изменяющимся практическим потребностям, определение которых должна осуществлять правительственная власть. Но эти нормы могут быть применены исключительно к административной области. Они не могут касаться граждан, личных и политических прав, определение которых зависит единственно от законодателя. Постановление может быть общим и местным. Первое издается центральным правительством, второе - местной властью, как назначенной правительством, так и избранным. От постановлений отличаются инструкции, определяющие способы исполнения законов, как руководство для исполнителя. Они даются высшими властями подчиненным и обязательны только для последних, а не для граждан. Новое лицо может дать и новые инструкции. Эти наставления издаются путем циркуляров, когда они касаются вообще местных властей, или сообщаются лицу, которому дается поручение. Распоряжения, есть отдельные постановления правительственных властей, центральных и местных, принимаемое по отдельным случаям и для известного рода дел, временно или постоянно. Обязательная сила закона распространяется только на будущее время. Обратной силы закон не имеет. Обратное действие закона есть логическое противоречие, так как предполагает, что закон действовал в то время, когда он не действовал. В особенности несправедливо обратное действие закона в ущерб гражданам. Последние не могли поступать по закону, которые еще не существовал. Действия их, разрешенные прежним законом, были действиями законными, а потому не подлежат последующему воспрещению, а тем более наказанию. В исключительных случаях закон может давать обратное действие в виде милости, когда льготы, предоставленные за определенные действия, распространяются и на прежние. . смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1) в широком смысле внешняя форма выражения объективного права, государственно-властное воплощение воли народа, ее формальное закрепление в виде общеоб. смотреть

1) совокупность законов (узкий смысл), 2) система действующих в конкретно-исторический период развития государства законодательных и основанных на них подзаконных актов (широкий смысл); 3) совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отдельную сферу общественной жизни и общественных отношений (гражданское З., налоговое З., таможенное З., уголовное З. и т.д.).

Смотреть что такое ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в других словарях:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

см. Источники права.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1) один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов. В СССР З. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, -а, ср. 1. Совокупность законов (во 2 знач.).Государственное з. 2. Составление и издание законов. II прил.законодательный, -ая, -ое (ко 2 знач.). 3. акт. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство ср. 1) Совокупность законов (1) какой-л. страны или какой-л. области права. 2) Составление и издание законов (1).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство с. юр.legislation законодательство о труде — labour laws pl.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство законы; право Словарь русских синонимов. законодательство см. право 1. 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. законодательство сущ., кол-во синонимов: 3 • номография (2) • номотезия (1) • право (57) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: номография, номотезия, право. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, 1),один из осн. методов осуществления гос-вом своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов. В СССР 3.- исклю. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Законодательство — см. Источники права.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

сущ.lawmaking; legislationвводить законодательство — (выступать с законодательной инициативой) to initiate legislationобнародовать законодательство — t. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

система правовых норм, посредством которых государство осуществляет свои функции, а также регулируются общественные отношения. По виду, юридические законы различаются по пространству и по времени действия, по форме и по содержанию. По пространству разделяются в отношении к территории, на общие и местные, в отношении к лицам на общие и частные. Закон есть общая норма, которая распространяется на всю территорию и обязательна для всех граждан. Без этого нет государственного единства. Государственное единство, однако, не исключает разнообразия условий, вызывающих различные юридических норм. Отсюда возникают законы частные и местные. Первые называются привилегиями, когда ими предоставляются льготы определенным лицам. Частные союзы могут иметь и право законодательства, в пределах, указанных общим законом. Это право основано на автономии. По времени действия законы подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные. По форме, законы разделяются на собственно законы или писанные законы, обычаи и юриспруденции. Писанный закон есть высшая форма закона, ибо здесь воля законодателя выражается ясно и сознательно, обязательная сила его не подлежит сомнению. Здесь известен и срок, с которого начинается действие. Однако и писанный закон может выйти из употребления, когда власть перестает его выполнять, не отменяя его формально. Таким образом он уничтожается силою обычая. Обычай может господствовать, как в гражданском праве, так и в государственном. Он играет важную роль в учреждениях, развивающихся исторически. Английская конституция большей частью основана на обычаях. В этом отношении важное значение имеют так называемые прецеденты, то есть прежнее решение однородных дел. Они служат руководящей основой для новых случаев. Юриспруденция часто получает силу закона. Она имеет две формы: судебные решения и наука. Сила судебного решения основана на том, что судья является толкователем закона в приложении к частным случаям. Если закон недостаточен, он должен его восполнить. В силу прецедентов, судебное решение может служить основанием для последующих решений по однородным делам. Через это устанавливается постоянная практика, приспосабливающаяся к жизненным условиям. Однако и тут все зависит от усмотрения судьи, что является слабой стороной этого источника права. Наука может служить лишь косвенным источником положительного государственного права. По содержанию законы разделяются на государственные, гражданские, уголовные и в некоторых государствах, церковные, составляющие особый отдел. Государственные законы в свою очередь, разделяются на отдельные отрасли, такие как: военные, административные, финансовые и т.д. По степени силы законы разделяются на основные, обыкновенные, постановления и распоряжения. Последние относятся к частным случаям, однако с более или менее постоянным характером. Основными законами определяется устройство и права верховной власти в различные ее отраслях, законодательной, правительственной и судебной, а также основные права и обязанности граждан. Основной закон должен быть один для всего государства, так как им определяется устройство государства, как единого целого. Где основные законы различны, там существуют различные государства. Основной закон может быть писанный и обычный. Обыкновенные законы развивают и дополняют принципы, установленные основным законом. Законы, которые развивают эти принципы в подробности, называются органическими. Так, например, конституция устанавливает свободу печати. Органический же закон о печати развивает в подробностях все касающееся печати правила. От законов отличаются постановления. Это - правила, изданные правительственными властями и определяющие обязательные для граждан способы исполнения или приложения законов. Закон должен быть единым и постоянным, постановление же применяется к изменяющимся практическим потребностям, определение которых должна осуществлять правительственная власть. Но эти нормы могут быть применены исключительно к административной области. Они не могут касаться граждан, личных и политических прав, определение которых зависит единственно от законодателя. Постановление может быть общим и местным. Первое издается центральным правительством, второе - местной властью, как назначенной правительством, так и избранным. От постановлений отличаются инструкции, определяющие способы исполнения законов, как руководство для исполнителя. Они даются высшими властями подчиненным и обязательны только для последних, а не для граждан. Новое лицо может дать и новые инструкции. Эти наставления издаются путем циркуляров, когда они касаются вообще местных властей, или сообщаются лицу, которому дается поручение. Распоряжения, есть отдельные постановления правительственных властей, центральных и местных, принимаемое по отдельным случаям и для известного рода дел, временно или постоянно. Обязательная сила закона распространяется только на будущее время. Обратной силы закон не имеет. Обратное действие закона есть логическое противоречие, так как предполагает, что закон действовал в то время, когда он не действовал. В особенности несправедливо обратное действие закона в ущерб гражданам. Последние не могли поступать по закону, которые еще не существовал. Действия их, разрешенные прежним законом, были действиями законными, а потому не подлежат последующему воспрещению, а тем более наказанию. В исключительных случаях закон может давать обратное действие в виде милости, когда льготы, предоставленные за определенные действия, распространяются и на прежние. . смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1) в широком смысле внешняя форма выражения объективного права, государственно-властное воплощение воли народа, ее формальное закрепление в виде общеоб. смотреть

деятельность государственных органов по изданию законов; комплекс правовых норм, действующих в государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство). Российское законодательство включает на федеральном уровне Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания, указы президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации. Состав законодательства для каждой отрасли права имеет свои особенности. В древности и средневековье обычной была казуальная система законодательства - юридический принцип, характерной чертой которого было стремление законодателя предусмотреть все возможные жизненные ситуации, вместо того, чтобы формулировать общие, абстрактные нормы права. В российском праве переход от казуальных норм к абстрактным произошел в начале 18 века и связан с петровскими преобразованиями.

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

Смотреть что такое ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в других словарях:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

см. Источники права.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1) один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов. В СССР З. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, -а, ср. 1. Совокупность законов (во 2 знач.).Государственное з. 2. Составление и издание законов. II прил.законодательный, -ая, -ое (ко 2 знач.). 3. акт. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство ср. 1) Совокупность законов (1) какой-л. страны или какой-л. области права. 2) Составление и издание законов (1).

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство с. юр.legislation законодательство о труде — labour laws pl.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

законодательство законы; право Словарь русских синонимов. законодательство см. право 1. 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. законодательство сущ., кол-во синонимов: 3 • номография (2) • номотезия (1) • право (57) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: номография, номотезия, право. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, 1),один из осн. методов осуществления гос-вом своих функций, заключающийся в издании органами гос. власти законов. В СССР 3.- исклю. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Законодательство — см. Источники права.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

сущ.lawmaking; legislationвводить законодательство — (выступать с законодательной инициативой) to initiate legislationобнародовать законодательство — t. смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

система правовых норм, посредством которых государство осуществляет свои функции, а также регулируются общественные отношения. По виду, юридические законы различаются по пространству и по времени действия, по форме и по содержанию. По пространству разделяются в отношении к территории, на общие и местные, в отношении к лицам на общие и частные. Закон есть общая норма, которая распространяется на всю территорию и обязательна для всех граждан. Без этого нет государственного единства. Государственное единство, однако, не исключает разнообразия условий, вызывающих различные юридических норм. Отсюда возникают законы частные и местные. Первые называются привилегиями, когда ими предоставляются льготы определенным лицам. Частные союзы могут иметь и право законодательства, в пределах, указанных общим законом. Это право основано на автономии. По времени действия законы подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные. По форме, законы разделяются на собственно законы или писанные законы, обычаи и юриспруденции. Писанный закон есть высшая форма закона, ибо здесь воля законодателя выражается ясно и сознательно, обязательная сила его не подлежит сомнению. Здесь известен и срок, с которого начинается действие. Однако и писанный закон может выйти из употребления, когда власть перестает его выполнять, не отменяя его формально. Таким образом он уничтожается силою обычая. Обычай может господствовать, как в гражданском праве, так и в государственном. Он играет важную роль в учреждениях, развивающихся исторически. Английская конституция большей частью основана на обычаях. В этом отношении важное значение имеют так называемые прецеденты, то есть прежнее решение однородных дел. Они служат руководящей основой для новых случаев. Юриспруденция часто получает силу закона. Она имеет две формы: судебные решения и наука. Сила судебного решения основана на том, что судья является толкователем закона в приложении к частным случаям. Если закон недостаточен, он должен его восполнить. В силу прецедентов, судебное решение может служить основанием для последующих решений по однородным делам. Через это устанавливается постоянная практика, приспосабливающаяся к жизненным условиям. Однако и тут все зависит от усмотрения судьи, что является слабой стороной этого источника права. Наука может служить лишь косвенным источником положительного государственного права. По содержанию законы разделяются на государственные, гражданские, уголовные и в некоторых государствах, церковные, составляющие особый отдел. Государственные законы в свою очередь, разделяются на отдельные отрасли, такие как: военные, административные, финансовые и т.д. По степени силы законы разделяются на основные, обыкновенные, постановления и распоряжения. Последние относятся к частным случаям, однако с более или менее постоянным характером. Основными законами определяется устройство и права верховной власти в различные ее отраслях, законодательной, правительственной и судебной, а также основные права и обязанности граждан. Основной закон должен быть один для всего государства, так как им определяется устройство государства, как единого целого. Где основные законы различны, там существуют различные государства. Основной закон может быть писанный и обычный. Обыкновенные законы развивают и дополняют принципы, установленные основным законом. Законы, которые развивают эти принципы в подробности, называются органическими. Так, например, конституция устанавливает свободу печати. Органический же закон о печати развивает в подробностях все касающееся печати правила. От законов отличаются постановления. Это - правила, изданные правительственными властями и определяющие обязательные для граждан способы исполнения или приложения законов. Закон должен быть единым и постоянным, постановление же применяется к изменяющимся практическим потребностям, определение которых должна осуществлять правительственная власть. Но эти нормы могут быть применены исключительно к административной области. Они не могут касаться граждан, личных и политических прав, определение которых зависит единственно от законодателя. Постановление может быть общим и местным. Первое издается центральным правительством, второе - местной властью, как назначенной правительством, так и избранным. От постановлений отличаются инструкции, определяющие способы исполнения законов, как руководство для исполнителя. Они даются высшими властями подчиненным и обязательны только для последних, а не для граждан. Новое лицо может дать и новые инструкции. Эти наставления издаются путем циркуляров, когда они касаются вообще местных властей, или сообщаются лицу, которому дается поручение. Распоряжения, есть отдельные постановления правительственных властей, центральных и местных, принимаемое по отдельным случаям и для известного рода дел, временно или постоянно. Обязательная сила закона распространяется только на будущее время. Обратной силы закон не имеет. Обратное действие закона есть логическое противоречие, так как предполагает, что закон действовал в то время, когда он не действовал. В особенности несправедливо обратное действие закона в ущерб гражданам. Последние не могли поступать по закону, которые еще не существовал. Действия их, разрешенные прежним законом, были действиями законными, а потому не подлежат последующему воспрещению, а тем более наказанию. В исключительных случаях закон может давать обратное действие в виде милости, когда льготы, предоставленные за определенные действия, распространяются и на прежние. . смотреть

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1) в широком смысле внешняя форма выражения объективного права, государственно-властное воплощение воли народа, ее формальное закрепление в виде общеоб. смотреть

1) деятельность уполномоченных органов государства по принятию законов. 2) Совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве (например, российское законодательство) или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство).

ЗАКОНОДА́ТЕЛЬСТВО, деятельность государственных органов по изданию законов (см. ЗАКОН (в праве)) ; комплекс правовых норм, действующих в государстве (см. ГОСУДАРСТВО) или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство). Российское законодательство включает на федеральном уровне Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания, указы президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации. Состав законодательства для каждой отрасли права (см. ОТРАСЛЬ ПРАВА) имеет свои особенности.
В древности и средневековье обычной была казуальная система законодательства — юридический принцип, характерной чертой которого было стремление законодателя предусмотреть все возможные жизненные ситуации, вместо того, чтобы формулировать общие, абстрактные нормы права. В российском праве переход от казуальных норм к абстрактным произошел в начале 18 века и связан с петровскими преобразованиями.
Систематизацией законодательства (систематизацией права) называют процесс сведения к единству нормативно-правовых актов путем внешней или внутренней обработки их содержания. В процессе систематизации устраняются противоречия между нормами права, отменяются или изменяются устаревшие акты и нормы, создаются новые, сводные, более совершенные акты в виде кодексов, собраний законодательства, положений, систематизированных актов. В отечественной и зарубежной науке и практике обычно выделяют две основные формы систематизации законодательства: кодификацию и инкорпорацию.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое "законодательство" в других словарях:

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) деятельность уполномоченных органов государства по изданию законов.2) Совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве (напр., российское законодательство) или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское… … Большой Энциклопедический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, законодательства, ср. (книжн., юр.). 1. только ед. Составление и издание законов. Комиссия по законодательству. Вопросы законодательства. 2. Совокупность законов какой нибудь страны или в какой нибудь области права. Советское… … Толковый словарь Ушакова

Законодательство — деятельность государственных органов по изданию законов; комплекс правовых норм, действующих в государстве или регулирующих отдельную сферу общественных отношений (гражданское законодательство, уголовное законодательство). Российское… … Политология. Словарь.

Законодательство — внешняя форма выражения права, представленная совокупностью всех действующих в государстве законодательных актов. Это: 1) совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов понимание законодательства в его широком значении. Такая … Элементарные начала общей теории права

Законодательство — (англ. legislation) структурно упорядоченная совокупность (система) нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенном устойчивом соотношении, форма выражения объективного права. Как правило, понятие «3.» охватывает нормативные… … Энциклопедия права

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное… … Юридический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — 1) основной вид деятельности законодательных органов, разработка и принятие государственных законов; 2) совокупность действующих в стране законов, регулирующих общественные, экономические, гражданские отношения (гражданское законодательство,… … Экономический словарь

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — внешняя форма выражения объективного права. Как правило, ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО охватывает акты высших органов государственной власти и управления, но иногда это понятие распространяется на акты центральных органов государственного управления. Словарь… … Финансовый словарь

законодательство — законы; право Словарь русских синонимов. законодательство см. право 1. 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

Законодательство — совокупность действующих законов, регулирующих отношения в обществе. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО — ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, а, ср. 1. Совокупность законов (во 2 знач.). Государственное з. 2. Составление и издание законов. | прил. законодательный, ая, ое (ко 2 знач.). З. акт. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: