Законодательств метод с помощью которого государство осуществляет единообразное

Обновлено: 19.04.2024

Сближение национальных правовых систем осуществляется по следующим основным направлениям:

гармонизация национального законодательства;

принятие модельных законодательных актов;

При этом используются разнообразные юридические средства:

общий или распространяемый правовой режим;

признаваемый равный объём прав субъектов;

выравнивание уровней правового обеспечения;

признание юридических документов;

введение упрощённого порядка правового регулирования;

заключение договоров о правовом сотрудничестве и соглашений о правовой помощи;

создание общего правового пространства;

равная юридическая защита прав субъектов;

равнообязательные юридические требования;

применение процедур согласования правовых актов;

допускаемые правовые льготы и стимулы;

совершение совместно координируемых правовых действий;

режим распространения санкций;

общее признание международно-правовых документов.

Термины, используемые в процессе сравнения национальных законодательств:

1. Сравнительно-правовой метод - способ анализа правовых явлений.

2. Правовые различия - правовые нормы, акты и институты, не совпадающие по целям, природе и субъектам в сферах их действия. Могут быть быстроустранимыми, трудноустранимыми, непреодолимыми.

3. Сближение законодательств различных стран - курс государств на согласование принципов правового регулирования на основе норм международного права, определение этапов и совместных мер по развитию национальных законодательств. Выработка общих правовых позиций.

4. Гармонизация законодательств - способ обеспечения единства в многообразии. Согласование концепций и программ правового развития. Выработка общих нормативных понятий и оценок. Упорядоченность правовых действий.

5. Унификация законодательств - метод, с помощью которого государства осуществляют единообразное регулирование правовых отношений. Выражается в создании единообразных актов и норм, заменяющих или действующих субсидиарно с национальными нормами.

6. Имплементация - исполнение государством международно-правовых норм путем их включения в национальную правовую систему. Фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне.

7. Адаптация - процесс приведения национальных актов к общим принципам и стандартам.

8. Стандарт - технико-юридическая норма, обязательная для применения при совершении действий технико-экономического и иного характера.

9. Синхронизация - сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы международного союза, координация деятельности по созданию аналогичных или сходных правовых норм.

10. Юридическая инвентаризация - учет и обзор действующих правовых актов.

Рассматривая механизм сближения национальных правовых систем, следует, прежде всего, обратиться к способам предотвращения и разрешения юридических коллизий. Для этого нужно рассмотреть сущность и структуру коллизионной нормы, под которой понимается правило, указывающее на то, право какого государства должно быть применено к правоотношению международного характера. Структура коллизионной нормы включает в себя следующие элементы:

А. «Объём» – содержит указание отношений, на которые распространяется норма.

В. «Привязка» – содержит указание на национальное законодательство, подлежащее применению к данному виду правоотношений

Важное значение при осуществлении сближения национальных правовых систем имеют модельные законодательные акты, которые представляют собой рекомендательные законодательные акты, принимаемые законодательным институтом межгосударственного объединения для нормативной ориентации законодательной деятельности его участников. Эти акты обладают следующими основными признаками:

по общему правилу принимаются межпарламентскими ассамблеями и международными организациями;

приобретают юридическую силу после ратификации национальными парламентами;

содержат общие принципы регулирования и нормы дефиниции.

Кроме создания модельных правовых актов, важное значение приобретает унификация правовых норм – единообразное правовое регулирование отношений между государствами и их объединениями. Выделяют следующие виды унификации:

Универсальная унификация – распространяется на все или на большинство государств мира.

Материальная унификация – единообразное регулирование прав и обязанностей участников правоотношений.

Процессуальная унификация – введение единых правил рассмотрения споров в судах и арбитражах с участием иностранных субъектов права.

Унификация осуществляется следующими способами:

заключение международного договора;

принятие модельного нормативного акта;

использование примерных договоров международных организаций;

использование международных обычаев.

Важное значение в сближении национальных правовых систем имеет международно-правовая помощь различных государств друг другу, которая реализуется по следующим основным направлениям:

правовая помощь юрисдикционного характера по гражданским и уголовным делам;

обмен правовой информацией;

научно-методическая и образовательная помощь в юридической сфере.

В настоящее время определённый интерес представляет правовая система Европейского Союза, который возник в 1951г. в результате подписания ряда договоров между основными странами Европы. Европейское право – это отдельная отрасль права, имеющая свои предмет и методы регулирования, направленная на изучение истории и закономерностей развития права Европейского Союза. Источники европейского права делятся на две категории:

Первичное право, включающее в себя:

Парижский договор 1951г. и два Римских договора 1957г., которые являются учредительными.

Правовые обычаи, обладающие прямым действием.

Вторичное право – совокупность правовых актов, принимаемых институтами и другими органами Союза в соответствии и в рамках своих правотворческих полномочий. К этим актам относятся:

Регламенты – предназначены для общего применения и являются обязательными во всех своих частях, а также подлежат прямому применению во всех государствах-участниках.

Директивы, которые обязательны для каждого государства-участника, которому они адресованы, в отношении ожидаемого результата, но сохраняют за национальными властями свободу выбора форм и методов действий.

Решения – являются общеобязательными во всех своих частях для государств-участников.

Рекомендации и заключения – не являются обязательными и применяются при согласии государства-участника.

Контрольные вопросы:

1. Какие правовые образования можно выделить по степени структурированности?

2. В чем заключается теоретическая и практическая значимость классификации национальных правовых систем?

3. Как соотносятся понятия «правовая система» и «правовая семья»?

4.С какими проблемами приходится сталкиваться в процессе сближения национальных законодательств?

5. Как преодолеваются юридические коллизии правовых норм различных правовых систем?

Список рекомендуемой литературы:

Основная:

1. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. – М.: ООО «Городец-издат», 2002, с. 433-480.

2. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. – М.: Юристъ, 2003, с. 114-129.

Дополнительная:

Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.

Базедов Ю. Возрождение процесса унификации права: европейское договорное право и его элементы. М., 1996.

Давид Р. Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Марченко М.Н. Правовые системы современности. М.: Зерцало, 2001.

Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М.,1993.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

Синюков В.Н., Григорьев ФА. Правовая система. Вопросы правореализации. Саратов: Саратовская юридическая академия, 1995.

Спиридонов Л.И. Избранные произведения. - СПб.: Санкт-Петербургский институт права, 2002.

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.

Черноков А.Э. Будущность права (Футурологические заметки) //Актуальные проблемы теории права. Вып. 1-2. - СПб.: Санкт-Петербургский институт права, 2002.

Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2004, с. 23-28.

Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. - СПб.: ИВЭСЭП Знание 2002.

Помощь студентам 2022 Дипломы | Курсовые

Специфическая категория сравнительного правоведения, обозначающая совокупность всех существующих на планете национальных правовых систем, называется - это:
Выберите один ответ:
правовая система
правовая семья
система права
правовая карта мира

Как называется сравнение на уровне правовых институтов, отраслей права и правовых систем в целом?
Выберите один ответ:
диахронное сравнение
макросравнение
микросравнение
нормативное сравнение

В каком государстве впервые стала преподаваться дисциплина «Сравнительное правоведение»?
Выберите один ответ:
Франция
США
Германия
Италия

В каком году была учреждена в Гааге Международная академия сравнительного права?
Выберите один ответ:
1956
1946
1924
1934

Как называется документ рекомендательного характера, который служит образцом для принятия его в качестве национального закона какого-либо государства?
Выберите один ответ:
модельный закон
концепция закона
проект закона
макет закона

Установите хронологическую последовательность издания значимых научных работ российских ученых в сфере сравнительного правоведения:
издание работы Ф.В. Тарановского «Сравнительное правоведение в конце XIX века»
издание работы М.М. Ковалевского «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения русского права»
издание работы Ю.А. Тихомирова «Курс сравнительного правоведения»
издание монографии В.Н. Синюкова «Российская правовая система: введение в общую теорию»

Вставьте пропущенное слово: «Правовая __ - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии».

Помощь студентам 2022 Дипломы | Курсовые

Установите соответствие между учеными-компаративистами и их работами:
«Введение в сравнительно правоведение в сфере частного права»
«Задачи и необходимость сравнительного правоведения»
«Великие правовые системы: введение в сравнительное правоведение»
«Основные правовые системы современности»

Расположите в хронологической последовательности ученых, занимавшихся вопросами сравнительного правоведения:
Р. Давид
Ш.Л. Монтескье
А.Х. Саидов
М.М. Ковалевский

Вставьте пропущенное слово: «Правовая __ - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт».

Вставьте пропущенное слово: « __ законодательств - метод, с помощью которого государства осуществляют единообразное регулирование правовых отношений».

Установите соответствие между подходами к изучению правовой системы и государствами, в которых они существуют:
сравнительно-правовой
прагматический
философский

Вставьте пропущенное слово: «Благодаря применению сравнительного __ становится
возможным выявить общее, особенное и единичное в правовых системах современности».

Студент получил задание охарактеризовать французскую школу сравнительного правоведения.
Когда было создано Общество сравнительного законодательства во Франции?
Французский ученый, который стремился с помощью сравнительного права придать судебное практике ведущую правотворческую роль в эволюции права, это:
Ученый, который в своем труде «О духе законов», прибегнул к сопоставлению различных правовых систем, это:
К представителям французской компаративистики относится:
Первым профессором, который читал курс «Сравнительное правоведение» во французских университетах, был:

Раскройте методологию сравнительного правоведения.
Что понимается под этим понятием?
Разновидность сравнительно-правового исследования, которое выходит за рамки изучения своей национальной правовой системы, предметом которого является правовые системы различных государств:
Сравнение на уровне правовых институтов, отраслей права и правовых систем с целью выявления закономерностей развития правовых систем:
Разновидность сравнительно-правового исследования, отправной точкой которого является социальная проблема, для решения которой осуществляется поиск адекватных правовых средств:
Разработкой и обоснованием для применения в современном сравнительном правоведении функционального сравнения занимался:

К англосаксонской правовой семье не относится система:
Выберите один ответ:
Канады
Австралии
США
Австрии

Как называется государственный орган Германии, основной целью которого является проверка соответствия всех нормативных актов Конституции?
Выберите один ответ:
Государственный Совет
Верховный Суд
Конституционный Суд
Конституционный Совет

В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычаям?
Выберите один ответ:
дальневосточной
традиционной
романо-германской
англосаксонской

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Сравнительное правоведение тесты Витте (Ответы онлайн) emuiv МИЭМП
Спасаем от лишнего стресса в сессию, консультации по любым дисциплинам
Тесты, Зачеты и экзамены

Специфическая категория сравнительного правоведения, обозначающая совокупность всех существующих на планете национальных правовых систем, называется - это:
Выберите один ответ:
правовая система
правовая семья
система права
правовая карта мира

Как называется сравнение на уровне правовых институтов, отраслей права и правовых систем в целом?
Выберите один ответ:
диахронное сравнение
макросравнение
микросравнение
нормативное сравнение

В каком государстве впервые стала преподаваться дисциплина «Сравнительное правоведение»?
Выберите один ответ:
Франция
США
Германия
Италия

В каком году была учреждена в Гааге Международная академия сравнительного права?
Выберите один ответ:
1956
1946
1924
1934

Как называется документ рекомендательного характера, который служит образцом для принятия его в качестве национального закона какого-либо государства?
Выберите один ответ:
модельный закон
концепция закона
проект закона
макет закона

Установите хронологическую последовательность издания значимых научных работ российских ученых в сфере сравнительного правоведения:
издание работы Ф.В. Тарановского «Сравнительное правоведение в конце XIX века»
издание работы М.М. Ковалевского «Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения русского права»
издание работы Ю.А. Тихомирова «Курс сравнительного правоведения»
издание монографии В.Н. Синюкова «Российская правовая система: введение в общую теорию»

Вставьте пропущенное слово: «Правовая - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии».

Установите соответствие между учеными-компаративистами и их работами:
«Введение в сравнительно правоведение в сфере частного права»
«Задачи и необходимость сравнительного правоведения»
«Великие правовые системы: введение в сравнительное правоведение»
«Основные правовые системы современности»

Расположите в хронологической последовательности ученых, занимавшихся вопросами сравнительного правоведения:
Р. Давид
Ш.Л. Монтескье
А.Х. Саидов
М.М. Ковалевский

Вставьте пропущенное слово: «Правовая - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт».

Вставьте пропущенное слово: « законодательств - метод, с помощью которого государства осуществляют единообразное регулирование правовых отношений».

Установите соответствие между подходами к изучению правовой системы и государствами, в которых они существуют:
сравнительно-правовой
прагматический
философский

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Вставьте пропущенное слово: «Благодаря применению сравнительного становится возможным выявить общее, особенное и единичное в правовых системах современности».

Студент получил задание охарактеризовать французскую школу сравнительного правоведения.
Когда было создано Общество сравнительного законодательства во Франции?
Французский ученый, который стремился с помощью сравнительного права придать судебное практике ведущую правотворческую роль в эволюции права, это:
Ученый, который в своем труде «О духе законов», прибегнул к сопоставлению различных правовых систем, это:
К представителям французской компаративистики относится:
Первым профессором, который читал курс «Сравнительное правоведение» во французских университетах, был:

Раскройте методологию сравнительного правоведения.
Что понимается под этим понятием?
Разновидность сравнительно-правового исследования, которое выходит за рамки изучения своей национальной правовой системы, предметом которого является правовые системы различных государств:
Сравнение на уровне правовых институтов, отраслей права и правовых систем с целью выявления закономерностей развития правовых систем:
Разновидность сравнительно-правового исследования, отправной точкой которого является социальная проблема, для решения которой осуществляется поиск адекватных правовых средств:
Разработкой и обоснованием для применения в современном сравнительном правоведении функционального сравнения занимался:

К англосаксонской правовой семье не относится система:
Выберите один ответ:
Канады
Австралии
США
Австрии

Как называется государственный орган Германии, основной целью которого является проверка соответствия всех нормативных актов Конституции?
Выберите один ответ:
Государственный Совет
Верховный Суд
Конституционный Суд
Конституционный Совет

В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычаям?
Выберите один ответ:
дальневосточной
традиционной
романо-германской
англосаксонской

В какой правовой семье присутствует четко выраженное деление права на частное и публичное?
Выберите один ответ:
мусульманской
индусской
романо-германской
англосаксонской

Какая отрасль права считается наиболее развитым элементом в системе публичного права Франции?
Выберите один ответ:
уголовное право
административное право
конституционное право
финансовое право

Тесты Витте МУИВ - Ответы Эрудит24

Кто является автором высказывания: «Моя действительная слава заключается не в том, что я выиграл 40 сражений. Ватерлоо стерло в памяти все воспоминания о всех этих победах. Но что, несмотря ни на что, не сотрется в памяти, что будет жить вечно, так это мой Гражданский кодекс»?
Выберите один ответ:
Наполеон Бонапарт
Фридрих Гегель
Джордж Вашингтон
Авраам Линкольн

Установите последовательность формирования англосаксонского права:
обобщение общего права в труде Гэнвилла «Тракта о законах и обычаях Королевства Англии»
формирование общего права
формирование правила прецедента
объединение судебных систем общего права и права справедливости

Установите последовательность развития романо-германского права:
период доктринального права
период права Европейского союза
период «варварского» права
период законодательного права

Вставьте пропущенное слово: « римского права - это заимствование древнеримского права европейскими правовыми системами в целях регулирования новых экономических отношений».

Установите соответствие между видами правовых актов и их определениями:
акт, принимаемый парламентом государства, в особом порядке с целью регулирования наиболее значимых общественных отношений
документ рекомендательного характера, который служит образцом для принятия его в качестве национального закона какого-либо государства
нормативный акт, издаваемый в ряде стран Западной Европы органами исполнительной власти по вопросам, не урегулированным законом
акты органов исполнительной власти, обладающие силой закона вследствие передачи парламентом части своих законотворческих полномочий указанным органам

Установите последовательность принятия Гражданских кодексов государствами романо-германской правовой семьи:
Итальянский гражданский кодекс
Австрийский гражданский кодекс
Германское гражданское уложение
Французский гражданский кодекс

Установите соответствие между важнейшими правовыми актами и государствами, в которых они были приняты:
Акт о судоустройстве 1873 года
Гражданское уложение 1900 года
Конституция 1787 года
Гражданский кодекс 1804 года

Установите соответствие между источниками права и их определениями:
исторически сложившееся и вошедшее в привычку в результате многократного и длительного использования правило поведения, санкционированное государством
судебное решение по конкретному делу, которое принимается за образец при рассмотрении аналогичных дел
нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органов власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой
исходные начала, требования, выражающие сущность права и определяющие общую направленность правового регулирования

Вставьте пропущенное слово: « право - система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов, и постановлений римских пап».

Студенту надлежит раскрыть особенности романо-германской правовой семьи.
В каком веке появилась романо-германская правовая семья?
Что является характерной чертой романо-германской правовой семьи?
К романо-германской правовой семье принадлежит:
В странах романо-германской правовой семьи основой правовой системы выступает:
Что является характерной чертой романо-германской правовой семьи?


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

б) взаимосвязанных;


  1. К внутренним функциям государства относится…

б) обеспечение обороны страны;


  1. Формирование общенациональных идей, призванных объединить общество в границах государства, – это функция государственного управления…

в) идеологическая.

5.Принцип государственного управления предполагает активное участие населения в принятии решений государственного и местного значений… а) суверенности;

б) демократизма;


  1. Субъектом государственного или муниципального управления является…

б) руководство предприятий и организаций;


  1. Объект государственного и муниципального управления – это…

б) поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение;


  1. Совокупность организующих и регулирующих воздействий людей и их общественных институтов, в том числе государственных, на сознание, поведение и деятельность других людей для достижения определённой цели – это…

  1. Объединение административно-территориальных единиц, которые не имеют собственной государственности характерно для…

  1. Союз государств, которые являются самостоятельными в пределах, распределённых между ними и центром компетенций, характерно для…

б) федерации;


  1. Постоянный союз самостоятельных государств, объединённых для осуществления конкретных совместных целей, характерно для…

в) конфедерации.

12. Первым Президентом России был…

б) Б. Н. Ельцин;

14. Президент Российской Федерации является…

б) гарантом Конституции РФ;

в) верны все ответы.

15.Президент Российской Федерации избирается сроком…

15.Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации…

а) не моложе 35 лет;

б) постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет;

в) верны все ответы.

16.Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, осуществляется за счёт…

а) личных средств кандидатов в Президенты РФ;

б) средств федерального бюджета;


  1. Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия…

б) Совета Федерации РФ;

б) председательствовать на заседаниях Государственной Думы РФ;


  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более…

б) двух сроков подряд;


  1. Порядок формирования Совета Федерации РФ предполагает…

б) избрание членов Совета Федерации РФ всенародным избранием;


  1. Заседания Совета Федерации РФ проводятся совместно с заседаниями Государственной Думы РФ в случаях…

б) обсуждения поправок к Конституции РФ;


  1. Процедура принятия закона в Государственной Думе РФ предусматривает:

б) возможность изменения стандартной процедуры рассмотрения законопроекта и принятия закона в соответствии с регламентом Совета Федерации РФ или указа Президента России;


  1. К какой ветви власти принадлежит Правительство РФ…

  1. Заместители Председателя Правительства РФ назначаются на должность…

б) Распоряжения Правительства РФ;


  1. Судебная власть в соответствии с конституционным устройством РФ…

б) выделена в системе государственного управления в отдельное звено;

в) осуществляется независимо от иных ветвей государственной власти за


  1. Пересматривать решения органов судебной власти вправе…

б) суд присяжных заседателей;

б) суды субъектов РФ;


  1. Судьи в соответствии с судебной системой РФ различаются между собой…

б) по юрисдикции;

б) исполнение наказаний и мер принудительного характера, назначенных судом;


  1. Целенаправленный, координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов называют…

б) внешнеэкономической политикой;

в) государственное регулирование экономики;


  1. Государственное регулирование экономики направлено на достижение…

б) равновесия торгового баланса;

в) финансовой стабильности;


  1. Впервые необходимость создания системы государственного регулирования рыночной экономики обосновал…

  1. Достижение экономической и социальной стабильности относится…

б) к генеральной цели;

в) к конкретной цели;


  1. Интегрированная система управления – механизм посредничества и агрегирования интересов и их моделей характерна…

в) для Великобритании;


    1. Преобладание значительного числа относительно автономных органов

  • высших административных структурах характерно…

в) для Великобритании;


  1. Экономическая модель, которая предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путём «точной» дозировки объёмов государственного вмешательства, использования планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей, называется…

б) проактивной;


  1. Прямые методы государственного регулирования экономики…

в) не базируются на силе государственной власти;


  1. Нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции относятся…

б) к специальным методам государственного регулирования экономики; в) к косвенным методам государственного регулирования экономики;

б) к специальным методам государственного регулирования экономики;


  1. Использование бюджетно-налогового механизма для достижения национальных социально-экономических целей характерно…

б) для валютной политики;

в) для денежно-кредитной политики;


  1. Использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего на оптимальность денежного обращения характерно…

б) для валютной политики;

в) для денежно-кредитной политики;


  1. Высшей формой государственного регулирования являются…

б) прогнозирование;

в) планирование;


  1. Административные меры обычно представлены в форме…

б) разрешения;

в) принуждения;


  1. С помощью системы административных мер осуществляется государственный контроль…

б) над доходами;

в) над учётной ставкой;


  1. Установление государством «правил игры» представляет собой…

б) уголовное регулирование;

в) правовое регулирование;


  • Процесс принятия управленческих решений, направленный на согласованность экономических процессов, формирование определённых пропорций в национальной экономике в соответствии с целевой направленностью её раз-вития называется…

в) планированием;

б) научную постановку целей социально-экономического развития;

в) сравнительную оценку альтернативных вариантов и выбор наиболее приемлемых из них;


  1. Научно обоснованное предсказание о возможном состоянии экономики в будущем и/или об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний называется…

б) прогнозом;


  1. Центральным элементом системы планирования является…

51.Право местного самоуправления реализуется в форме…

а) прямого волеизъявления;

в) верны ответы а и б;

г) нет правильного ответа.

52.Местное самоуправление представляет собой…

а) структурное подразделение государственной системы управления;

б) обособленную структуру общественного регулирования;

в) независимую структуру в системе органов государственной власти


  1. Осуществление полномочий органами местного самоуправления происходит…

местного самоуправления;

б) совместно с органами государственной власти субъектов Федерации;

в) самостоятельно по вопросам, отнесённым к ведению органов местного самоуправления, за исключением вопросов по предоставлению региональных дотаций и субвенций;


  1. Органы государственной власти субъектов Федерации в отношении местного самоуправления…

б) могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления;

в) могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления только по вопросам, специально закреплённым в конституциях (уставах) субъектов Федерации;


  1. Исходя из конституционной организации власти и принципа разделения властей, местное самоуправление…

б) элемент конституционной организации власти, который устанавливается государством при возникновении необходимости;

в) элемент конституционной организации власти, который возникает на основании волеизъявления населения муниципального образования;


  1. Источником права местного самоуправления в России является…

б) Европейская Конституция;

в) Европейская хартия местного самоуправления;


  1. В России органы местного самоуправления представляют собой…

б) представительные органы;

в) представительные и исполнительные органы;


  1. В России во всех муниципальных образованиях представительные органы…

б) избираются прямыми выборами;


  1. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления в России в соответствии с Федеральным законом 1995 г….

б) не может превышать четырёх лет;


  1. Глава муниципального образования по должности…

б) не может входить в состав его представительного органа;

в) должен входить в состав его представительного органа;

г) ничего из вышеперечисленного.

61. Муниципальная служба финансируется…

а) за счёт средств местных бюджетов;

б) за счёт средств региональных бюджетов;

в) за счёт средств федерального бюджета;

г) из других источников.

62.Субъектом управления в системе муниципального управления является…

а) органы местного самоуправления;

в) всё перечисленное;


  1. Факторы, определяющие организационную структуру местной администрации – это…

б) социальная сфера;

в) природно-географическое положение;


  1. Местная администрация как социальная система ориентирована…

б) на стабильность и неизменность системы;

в) на получение максимума доходов муниципального бюджета;


  1. Основным субъектом права на самоуправление признается…

б) население муниципальных образований;


  1. Бюджет государства объединяет такие финансовые категории, как…

б) государственный кредит;

в) государственные расходы;


  1. Консолидированный бюджет Российской Федерации составляют…

б) консолидированные бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований;

в) все уровни бюджетной системы РФ;


  1. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов, относятся…

б) к субвенциям;


  1. Дефицит государственного бюджета характеризует…

б) превышение доходов и полученных официальных трансфертов над суммой расходов;

в) превышение доходов и полученных официальных трансфертов над суммой расходов и чистого кредитования;


  1. Укажите предельный срок погашения для любых долговых обязательств Российской Федерации:

  1. Основным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, является…

б) рефинансирование государственного долга;

б) погашение долга;

в) прощение долга;

г) отказ государства от обязательств;


  1. Дискреционная фискальная политика предполагает…

б) изменение трансфертных платежей, применение мер стимулирующего характера;

в) опосредованное изменение в уровне государственных проектов;


  1. В Налоговом кодексе РФ установлены следующие виды налогов и сборов:

б) федеральные, региональные и местные;

в) общие и специальные;

г) закреплённые и регулирующие.

75.При оценке эффективности налоговой системы используются следующие макроэкономические показатели:

а) уровень инфляции;

б) объём капитальных вложений;

в) удельный вес общей суммы налогов в ВВП;

г) все вышеперечисленное.

76.Сфера полномочий Счётной палаты РФ охватывает вопросы…

а) контроля федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств;

б) экспертно-аналитического аспекта деятельности различных органов

в) регулирования финансовой деятельности органов финансового контроля.

77.Область контрольных полномочий Минфина РФ распространяется…

а) на финансовые средства федерального уровня;

б) на финансовые средства всех уровней бюджетной системы;

в) на вопросы формирования и использования бюджетов и внебюджетных государственных фондов.

78.Внебюджетные государственные фонды привлекают дополнительные денежные средства путём заимствования:

в) только в случае, когда государство является гарантом займа;

г) только в случае, когда государство является кредитором займа.

79.Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются…

а) ассигнования из федерального бюджета;

в) доходы от капитализации временно свободных средств;

г) все вышеперечисленное.

80.Высокую результативность финансовой политики обеспечивает…

а) формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов;

б) учёт потребностей и интересов общественного развития;

в) наличие государственной долгосрочной программы развития и перспектив финансовой политики;

См.: Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. М.: Спарк, 2001. С. 544 - 546.

г) неодинаковыми формами кодификации - например, во Франции кодексы включают и незаконодательные нормы, на Украине сосуществуют Гражданский и Хозяйственный кодексы;

д) отражением специфики конкретных правовых институтов и норм, правовых решений - например, в экологическом праве Германии делается акцент на стимулирование, в Уголовном кодексе Швеции предусмотрен электронный контроль за осужденным не строже чем на два месяца тюремного заключения;

е) выраженными в особенностях юридической техники и построения законов;

ж) разноскоростными нововведениями - например, в Украине уже принят Кодекс административного судопроизводства, в Казахстане действует Закон "Об административных процедурах", в Белоруссии развивается административная юстиция. Россия лишь планирует новшества;

з) контрастными государственными институтами.

Применительно к выявлению и оценке правовых различий и их преодолению кроме познавательных аспектов есть и деятельностный аспект. В зависимости от целей, которые ставят перед собой государства, темпов и уровней их политического, экономического и социального развития, от характера международных отношений формируются правовые связи с другими государствами. И, соответственно, модифицируются отрасли национального законодательства. Военно-политическое сотрудничество (пакты, союзы и т.п.) "подталкивает" к видоизменению некоторых норм и институтов конституционного и административного права. Ускоренная и масштабная экономическая интеграция побуждает быстрее идентифицировать законодательство о компаниях, транспорте, таможенном деле, технические правила и регламенты и т.п. Другие отрасли развиваются в прежнем русле с небольшими изменениями либо ждут "своего часа".

Свое влияние оказывают членство в международных структурах и их нормы. Для Европейского союза это первичное законодательство (известные Договоры 1957, 1992, 1993 - 1997, 2004 гг.) и вторичное законодательство (директива, регламент, решение, заключение, общий принцип права ЕС, решение Европейского суда). Для Евразийского сообщества модельные законы, основы законодательства и др.

Охарактеризуем прежде всего термины, используемые в процессе сравнения национальных законодательств:

1. Сравнительно-правовой метод - способ анализа правовых явлений. 2. Правовые различия - правовые нормы, акты и институты, не совпадающие по целям, природе и субъектам в сферах их действия. Могут быть быстроустранимыми, трудноустранимыми, непреодолимыми. 3. Сближение законодательств различных стран - курс государств на согласование принципов правового регулирования на основе норм международного права, определение этапов и совместных мер по развитию национальных законодательств. Выработка общих правовых позиций. 4. Гармонизация законодательств - способ обеспечения единства в многообразии. Согласование концепций и программ правового развития. Выработка общих нормативных понятий и оценок. Упорядоченность правовых действий. 5. Унификация законодательств - метод, с помощью которого государства осуществляют единообразное регулирование правовых отношений. Выражается в создании единообразных актов и норм, заменяющих или действующих субсидиарно с национальными нормами. 6. Имплементация - исполнение государством международно-правовых норм путем их включения в национальную правовую систему. Фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне. 7. Адаптация - процесс приведения национальных актов к общим принципам и стандартам. 8. Стандарт - технико-юридическая норма, обязательная для применения при совершении действий технико-экономического и иного характера. 9. Синхронизация - сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы международного союза, координация деятельности по созданию аналогичных или сходных правовых норм. 10. Юридическая инвентаризация - учет и обзор действующих правовых актов.

Теперь рассмотрим методы анализа закона иностранного государства. К ним относятся: 1) цель анализа и критерии выбора и оценки закона; 2) оценка принадлежности закона к той или иной правовой семье, межгосударственному объединению; 3) влияние общей правовой доктрины на концепцию закона; 4) определение предмета законодательного регулирования (вида и объема общественных отношений) и структуры закона; 5) определение места закона в подотрасли, отрасли, системе иностранного законодательства, соотношение с другими правовыми актами; 6) изучение специфики нормативных понятий и терминов, используемых в законе; 7) установление способов регулирования статуса юридических и физических лиц, их прав, обязанностей, взаимоотношений и ответственности; 8) общее и особенное в способах юридической техники (видов норм, их структуры, отсылок и ссылок и т.п.); 9) характер и виды средств обеспечения действия закона (гарантия, контроль, суд и др.); 10) оценка степени различий или сходства с аналогичным законом России или другого государства.

Для исследования государственных институтов (органов) зарубежных стран необходимо обратиться к следующим объектам изучения: 1) характеристика конституционного статуса института; 2) выявление законов, которые устанавливают статус института; 3) порядок образования института; 4) каким образом определена компетенция органа и группы осуществляемых им функций (полномочий); 5) в каких отношениях находится государственный орган: а) с президентскими, парламентскими и управленческими институтами, б) с судебными органами, в) с местным самоуправлением. В каких формах обеспечивается демократическое участие граждан.

Приведем перечень способов преодоления юридических различий и сближения национальных законодательств.

I. Программные средства:

1. Программы сближения национальных законодательств (по тематике, сферам и т.п.). 2. Программы гармонизации правовых принципов и институтов. 3. Договоры о правовом сотрудничестве. 4. Соглашения о правовой помощи. 5. Совместные и координируемые юридические действия и меры. 6. Общее признание и согласованная ратификация международных актов. 7. Легальное признание общего правового пространства (концепции, договоры). 8. Процедуры согласования подготовки и принятия национальных правовых актов.

II. Нормативные средства:

1. Словарь нормативных понятий, терминов (глоссарий). 2. Модельные законодательные и иные акты (межгосударственных объединений, международных и экономических организаций). 3. Типовые проекты актов. 4. Имплементация норм международных договоров и т.п. 5. Единые стандарты (экологической безопасности и т.п.). 6. Единообразные нормы (обслуживания и т.п.). 7. Унификация - введение единых норм, актов и т.п. 8. Общий или распространенный юридический режим (инвестирования, налогообложения, создания юридических лиц и т.п.). 9. Признаваемый равный объем прав субъектов (инвесторов, предпринимателей и др.). 10. Выравнивание уровней правового обеспечения (пенсий и т.п.). 11. Признание юридических документов (дипломов об образовании и др.). 12. Введение упрощенного порядка (приобретения гражданства и т.п.). 13. Равная юридическая защита субъектов. 14. Равнообязательные юридические требования. 15. Допускаемые правовые льготы и стимулы. 16. Распространение санкций.

Нужно разрабатывать конкретные методики. Так, Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. четырех стран (а позднее - пяти государств) предусматривает сближение национальных законодательств. Для этого подготовлены Методические рекомендации по сравнительному анализу национальных законодательств государств - участников Договора от 29 марта 1996 года, подготовленные Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ по поручению Межпарламентского комитета и Интеграционного комитета в марте 1999 г. По мнению разработчиков, Рекомендации имеют типичный характер, и поэтому сочтено целесообразным опубликовать их .

См.: Журнал российского права. 1999. N 5 - 6.

Выделим задачи и принципы сравнительного анализа:

- сбор и анализ информации о состоянии национальных законодательств;

- определение средств и путей сближения национальных законодательств государств - участников Договора;

- выработка рекомендаций по развитию и процедурам сотрудничества государств - участников Договора в правовом обеспечении углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях;

- предотвращение юридических коллизий в практике применения законодательных и иных нормативных правовых актов при решении вопросов, представляющих взаимные интересы государств - участников Договора.

Основными принципами проведения сравнительного анализа национальных законодательств являются:

- общность и приоритетность интересов государств - участников Договора в согласовании национального правового регулирования в рамках углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях;

- согласованность национального правового регулирования на основах, приемлемых для государств - участников Договора;

- синхронность (или приближенность по срокам) принятия актов по вопросам углубления интеграционных процессов;

- последовательность этапов гармонизации национальных законодательств в соответствии с иерархией законодательных и иных правовых актов;

- приоритетность общепризнанных норм и принципов международного права над внутригосударственным законодательством;

- научность и системность подходов к проведению сравнительного анализа, его объективность и непротиворечивость выводов.

При проведении сравнительного анализа национальных законодательств следует исходить из следующих требований:

- полнота анализируемого законодательного и иного нормативного материала по заявленной тематике исследования;

- сопоставимость текстов законодательных и иных нормативных правовых актов по критериям: а) идентичности разрешаемых вопросов; б) соответствия предмета акта компетенции издающего его правотворческого субъекта; в) характера правовой регламентации (предписание, разрешение, запрещение);

- объективность анализа и оценок правовых актов.

Видами общих или согласованных правовых решений могут быть:

- составление общего словаря юридических терминов;

- признание равного объема прав граждан и юридических лиц;

- установление равных юридических режимов;

- введение единых норм (стандартов);

- определение согласованных процедур принятия правовых актов;

- признание юридических документов;

- установление общего порядка правовой защиты;

- аннулирование ранее установленных запретов, ограничений, льгот.

Критериями оценки сопоставляемых объектов сравнительно-правового анализа могут быть:

а) степень достижения с помощью правовых средств целей, установленных в интеграционных программах и решениях;

б) объективное отражение меры общего и особенного в национальном законодательстве каждого государства, их правовой инфраструктуры;

в) правильное применение из всего "набора" правовых средств тех способов сближения национальных законодательств, которые точно соответствуют готовности государств действовать на согласованной основе и реальному уровню развития экономических, социальных и политических отношений между ними;

г) обеспечение согласованности актов и рекомендаций интеграционных органов;

д) соблюдение правил юридической техники при отборе, оценке и корректировке правовых актов.

Результаты сравнительного исследования выражаются в подготовке:

- информационных обзоров, справок, заключений о состоянии действующих национальных законодательств государств - участников Договора по тематике исследования;

- предложений, рекомендаций о внесении изменений в национальные законодательства государств - участников Договора с целью исключения нормативных предписаний, препятствующих процессам сближения национальных законодательств;

- иных итоговых документов сравнительного исследования, содержащих предложения о путях и способах сближения правового регулирования в определенных сферах межгосударственного общения государств - участников Договора.

Таковы некоторые современные подходы к развитию концепции и практики сравнительного правоведения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: