Законодательное собрание республики башкортостан курултай как орган государственной власти

Обновлено: 27.03.2024

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1-6)
    • Статья 1. Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан
    • Статья 2. Право законодательной инициативы
    • Статья 3. Первое заседание Государственного Собрания
    • Статья 4. Досрочное прекращение полномочий Государственного Собрания
    • Статья 5. Избрание депутатов Государственного Собрания
    • Статья 6. Права депутатов Государственного Собрания
    • Статья 7. Полномочия Государственного Собрания
    • Статья 8. Основания и порядок выражения недоверия Главе Республики Башкортостан
    • Статья 9. Порядок организации и деятельности Государственного Собрания, его постоянных комитетов, комиссий
    • Статья 10. Президиум Государственного Собрания
    • Статья 11. Полномочия Президиума Государственного Собрания
    • Статья 12. Постоянные комитеты, комиссии Государственного Собрания
    • Статья 12.1. Депутатские объединения
    • Статья 13. Парламентские расследования
    • Статья 13.1. Контроль Государственного Собрания за исполнением законов Республики Башкортостан
    • Статья 14. Председатель Государственного Собрания
    • Статья 15. Заместители Председателя Государственного Собрания
    • Статья 16. Председатели постоянных комитетов Государственного Собрания и заместители председателей постоянных комитетов Государственного Собрания
    • Статья 17. Акты, принимаемые Государственным Собранием
    • Статья 18 (утратила силу)
    • Статья 19. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов Республики Башкортостан, принимаемых Государственным Собранием
    • Статья 20. Порядок деятельности Государственного Собрания
    • Статья 21. Секретариат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан
    • Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона
    • Статья 23. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

    С изменениями и дополнениями от:

    27 мая, 1 июля, 4 ноября 2003 г., 3 февраля, 19 апреля, 7 ноября 2005 г., 7 декабря 2006 г., 16 апреля, 6 ноября 2007 г., 25 мая, 26 октября 2009 г., 5 февраля 2010 г., 3 марта, 29 декабря 2011 г., 28 июня 2012 г., 22 апреля, 7 сентября, 31 октября 2013 г., 7 ноября 2014 г., 30 марта, 27 октября 2015 г., 2 марта, 31 октября 2016 г., 26 сентября, 5 декабря 2017 г.

    Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан 19 декабря 2002 года

    Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан 25 декабря 2002 года

    Настоящий Закон определяет компетенцию, порядок организации и деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, его Президиума, постоянных комитетов, комиссий.

    Уфа, Дом Республики

    30 декабря 2002 года

    Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Закон определяет компетенцию, порядок организации и деятельности Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, как высшего и единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Башкортостан, а также его Президиума, постоянных комитетов, комиссий.

    Определены должностные лица Государственного Собрания, их полномочия и порядок деятельности.

    Закон вступает в силу со дня начала работы Государственного Собрания нового созыва.

    Настоящий Закон вступает в силу со дня начала работы Государственного Собрания нового созыва

    Текст Закона опубликован в газете "Республика Башкортостан", N 5 (25237) от 10 января 2003 г.; в "Ведомостях Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", N 4 (160), март 2003 г., ст. 163

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Закон Республики Башкортостан от 4 февраля 2022 г. N 519-з

    Изменения вступают в силу с 8 февраля 2022 г.

    Закон Республики Башкортостан от 22 июня 2021 г. N 420-з

    Изменения вступают в силу с 22 июня 2021 г.

    Закон Республики Башкортостан от 23 декабря 2020 г. N 360-з

    Изменения вступают в силу с 24 декабря 2020 г.

    Закон Республики Башкортостан от 1 декабря 2020 г. N 335-з

    Изменения вступают в силу с 1 декабря 2020 г.

    Закон Республики Башкортостан от 2 ноября 2020 г. N 313-з

    Изменения вступают в силу с 5 ноября 2020 г.

    Закон Республики Башкортостан от 14 сентября 2020 г. N 305-з

    Изменения вступают в силу с 14 сентября 2020 г.

    Закон Республики Башкортостан от 20 апреля 2020 г. N 246-з

    Изменения вступают в силу с 20 апреля 2020 г.

    Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2018 г. N 2-з

    Изменения вступают в силу с 2 ноября 2018 г.

    Изменения вступают в силу со дня начала работы Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан шестого созыва

    Закон Республики Башкортостан от 5 декабря 2017 г. N 560-з

    Изменения вступают в силу с 6 декабря 2017 г.

    Закон Республики Башкортостан от 26 сентября 2017 г. N 533-з

    Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2016 г. N 410-з

    Закон Республики Башкортостан от 27 октября 2015 г. N 271-з

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

    Закон Республики Башкортостан от 30 марта 2015 г. N 209-з

    Закон Республики Башкортостан от 7 ноября 2014 г. N 150-з

    Закон Республики Башкортостан от 31 октября 2013 г. N 1-з

    Закон Республики Башкортостан от 7 сентября 2013 г. N 716-з

    Закон Республики Башкортостан от 22 апреля 2013 г. N 676-з

    Закон Республики Башкортостан от 28 июня 2012 г. N 547-з

    Закон Республики Башкортостан от 29 декабря 2011 г. N 480-з

    Положение части 3 статьи 1 настоящего Закона применяется к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан, выборы в которое назначены по истечении ста дней после 1 августа 2011 г.

    Закон Республики Башкортостан от 3 марта 2011 г. N 371-з

    Закон Республики Башкортостан от 5 февраля 2010 г. N 217-з

    Закон Республики Башкортостан от 26 октября 2009 г. N 174-з

    Закон Республики Башкортостан от 25 мая 2009 г. N 127-з

    Закон Республики Башкортостан от 6 ноября 2007 г. N 482-з

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона, за исключением пунктов 1, 3, подпункта "б" пункта 5, пункта 6 статьи 1 настоящего Закона, которые вступают в силу со дня начала работы Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва

    Закон Республики Башкортостан от 16 апреля 2007 г. N 419-з

    Закон Республики Башкортостан от 7 декабря 2006 г. N 381-з

    Закон Республики Башкортостан от 7 ноября 2005 г. N 221-з

    Закон Республики Башкортостан от 19 апреля 2005 г. N 176-з

    Закон Республики Башкортостан от 3 февраля 2005 г. N 147-з

    Закон Республики Башкортостан от 4 ноября 2003 г. N 33-з

    Изменения вступают в силу через десять дней со дня официального опубликования названного Закона

    Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан является высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Башкортостан, состоящим из 110 депутатов.

    Депутатом может стать гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения избирательной кампании устанавливается Кодексом Республики Башкортостан о выборах. Статус депутатов определяется федеральными законами, Конституцией и законами Республики Башкортостан. Государственное Собрание - Курултай является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. На профессиональной постоянной основе исполнение полномочий законодательного органа обеспечивают 25 депутатов.

    В соответствии с избирательным законодательством, половина депутатов избрана по одномандатным округам, половина – по партийным спискам. В выборах, состоявшихся в сентябре 2018 года, представители депутатские мандаты получили шести партий. По пропорциональной системе в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан шестого созыва прошли четыре партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». По одномандатным округам депутатские мандаты получили представители еще двух партий: «Патриоты России» и Российская экологическая партия «Зеленые».

    «Единая Россия» получила 79 мандатов, «КПРФ» – 15, ЛДПР – 7, «Справедливая Россия» – 5, «Патриоты России» – 2 мандата, Российская экологическая партия «Зеленые» – 1 мандат. Один мандат получил самовыдвиженец по Промышленному округу.

    Деятельность Государственного Собрания – Курултая осуществляется в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Башкортостан, его Регламентом и иными юридическими актами.

    Компетенция, порядок организации и деятельности парламента, его Президиума, постоянных комитетов, комиссий определяется Законом Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан» и законодательством Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Башкортостан, иными юридическими актами.

    Основной формой парламентской работы является заседание, которое являются правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Государственное Собрание – Курултай, постоянные комитеты и комиссии вправе приглашать на заседания членов Правительства Республики Башкортостан, руководителей республиканских исполнительных органов, руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

    Депутаты Государственного Собрания - Курултая, его постоянные комитеты являются субъектами права законодательной инициативы. Эти же права принадлежат Главе Республики Башкортостан, Правительству, Конституционному Совету, Центральной избирательной комиссии и Федерации профсоюзов, Прокурору Республики Башкортостан, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам и их объединениям, осуществляющим право гражданской законодательной инициативы.

    В полномочия законодательного органа государственной власти республики относятся принятие Конституции, внесение в нее изменений, осуществление в пределах компетенции законодательного регулирования, толкование законов и ведение контроля за их исполнением.

    Им утверждаются программы социально-экономического развития Башкортостана, бюджет и отчет о его реализации, заключение и расторжение договоров Республики Башкортостан, устанавливаются административно-территориальное устройство и порядок его изменения, налоги и сборы, порядок управления и распоряжения государственной собственностью.

    Депутатами вносятся законопроекты и предложения об их разработке, выдвигаются кандидатуры на выборные должности Государственного Собрания - Курултая, ставится вопрос о приглашении должностных лиц органов государственной власти на заседания законодательного органа, его постоянных комитетов, комиссий, а также осуществляются иные действия, предусмотренные законодательством.

    Государственным Собранием - Курултаем назначается дата, определяется порядок проведения республиканского референдума и выборов депутатов. Парламент участвует в решении кадровых вопросов, находящихся в сфере его компетенции, в установленном порядке взаимодействует с органами исполнительной и судебной власти, осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе, проводит парламентские расследования и слушания.

    Законодательный орган избирает Председателя Государственного Собрания - Курултая, который избирается большинством голосов от установленного числа депутатов тайным голосованием и осуществляет свои полномочия на профессиональной основе. В его полномочия входят ведение заседаний законодательного органа и Президиума, решение вопросов внутреннего распорядка их деятельности, осуществление общего руководства деятельностью Секретариата Государственного Собрания. Он назначает ответственный комитет и при необходимости комитет-соисполнитель за подготовку законопроекта, организует рассмотрение проекта закона, определяет сроки подготовки отзывов, предложений и замечаний. При наличии достаточных правовых оснований в установленном порядке возвращает законопроект субъекту права законодательной инициативы.

    Председатель представляет Государственное Собрание в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Башкортостан и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, направляет для подписания Главе Республики Башкортостан принятые законы.

    Заместитель Председателя выполняет по поручению Председателя Государственного Собрания - Курултая отдельные полномочия и замещает его в случае отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.

    Основными структурными подразделениями законодательного органа являются Президиум, постоянные комитеты и комиссии. Порядок их формирования и деятельности определяется Регламентом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и положениями о постоянных его комитетах и комиссиях.

    Президиум является постоянно действующим органом, подотчетным Государственному Собранию в своей деятельности. Он создается для подготовки и предварительного рассмотрения организационных вопросов, осуществления иных полномочий, предусмотренных законодательством. В его состав входят Председатель Государственного Собрания - Курултая, его заместитель, председатели постоянных комитетов.

    Комитет ведет разработку и предварительное рассмотрение законопроектов по предметам ведения, составление по ним заключений. В установленном порядке участвует в парламентских слушаниях и расследованиях, осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов, рассматривает организационные и иные вопросы, отнесенные к его ведению. Его деятельность регулируется председателем, который осуществляет свои полномочия на профессиональной основе.

    В осуществлении функций Государственного Собрания - Курултая важную роль играют фракции и депутатские группы. Фракции формируются депутатами, избранными по партийным спискам. В них могут также входить лица, избранные по одномандатным избирательным округам. Депутаты, не вошедшие во фракции, образуют депутатские группы.

    Работа фракций и депутатских групп, комитетов, комиссий и Президиума обеспечивает осуществление представительской и законодательской деятельности Государственного Собрания - Курултая, подготовку и принятие его решений. Они подразделяются на законы, постановления, обращения, заявления и декларации.

    Установлен порядок работы и принятия решений Государственным Собранием - Курултаем. Конституция, законы Республики Башкортостан о внесении изменений и дополнений в Основной закон принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Закон Республики Башкортостан принимается простым большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом. Его проект рассматривается не менее чем в двух чтениях. Решение о его принятии либо отклонении оформляется постановлением Государственного Собрания - Курултая.

    Постановления принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом. Решения о принятии обращений, заявлений, деклараций оформляются постановлениями Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.

    Статус ГС – К РБ

    Сведения о полномочиях Государственного Собрания, задачах и функциях постоянных комитетов и комиссий Государственного Собрания определены Законом РБ "О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан"

    Правовой статус органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность полномочий, прав и обязанностей данного органа в сфере организации и обеспечения государственной власти и местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными актами соответствующих субъектов федерации.

    Общие основы правового статуса законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации изложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Данный закон определяет его статус как постоянно действующего высшего и единственного органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

    Статус Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан определен Конституцией Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан».

    В соответствии со статьей 6 Конституции Республики Башкортостан государственную власть в Республике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан, Глава Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, суды Республики Башкортостан.

    Статья 66 Конституции Республики Башкортостан и статья 1 Закона Республики Башкортостан «О Государственном Собрании – Курултае Республики Башкортостан» определяют место Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан в системе органов государственной власти как высшего и единственного законодательного (представительного) постоянно действующего органа государственной власти Республики Башкортостан.

    В статье 71 Конституции Республики Башкортостан установлены следующие предметы ведения Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан:

    1) принятие Конституции Республики Башкортостан, внесение в нее изменений и дополнений;

    2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Республики Башкортостан и предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах полномочий Республики Башкортостан;

    3) толкование законов Республики Башкортостан, контроль за их исполнением;

    4) утверждение прогноза социально-экономического развития Республики Башкортостан;

    5) утверждение бюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении;

    6) установление в соответствии с федеральным законом налогов и сборов Республики Башкортостан;

    7) утверждение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан и отчетов об их исполнении;

    8) осуществление контроля за исполнением бюджета Республики Башкортостан и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Республики Башкортостан;

    9) установление порядка управления и распоряжения государственной собственностью Республики Башкортостан и контроль за его соблюдением;

    10) установление административно-территориального устройства Республики Башкортостан и порядка его изменения;

    11) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Башкортостан;

    12) утверждение заключения и расторжения договоров Республики Башкортостан;

    13) установление порядка назначения и проведения референдума Республики Башкортостан, назначение даты проведения референдума Республики Башкортостан;

    14) установление порядка проведения выборов в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан и назначение выборов в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан;

    15) установление порядка проведения выборов Главы Республики Башкортостан и назначение выборов Главы Республики Башкортостан;

    16) формирование Президиума, постоянных комитетов Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан; избрание Председателя Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан;

    17) решение вопроса о недоверии (доверии) Главе Республики Башкортостан;

    18) согласование назначения на должность Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан;

    19) назначение на должность Председателя, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда Республики Башкортостан;

    20) согласование назначения Прокурора Республики Башкортостан;

    21) внесение на рассмотрение Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан предложений об изменениях и (или) дополнениях в правовые акты Главы Республики Башкортостан, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Башкортостан либо об их отмене;

    22) обжалование актов Главы Республики Башкортостан, органов исполнительной власти Республики Башкортостан в судебном порядке;

    23) осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

    24) проведение парламентских расследований и парламентских слушаний;

    25) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Республике Башкортостан, Уполномоченного по правам ребенка в Республике Башкортостан, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан;

    26) назначение на должность и освобождение от должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;

    27) принятие обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан, Конституционный Суд Российской Федерации;

    28) избрание мировых судей;

    29) участие в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом;

    30) назначение представителей общественности в квалификационной коллегии судей Республики Башкортостан и прекращение их полномочий;

    31) назначение в пределах своих полномочий членов Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан;

    32) решение вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Государственного Собрания Республики – Курултая Башкортостан;

    33) установление в пределах своих полномочий порядка проведения выборов в органы местного самоуправления;

    34) заслушивание ежегодных отчетов Главы Республики Башкортостан о результатах деятельности Правительства Республики Башкортостан, в том числе по вопросам, поставленным Государственным Собранием Республики Башкортостан; заслушивание по отдельным вопросам информации руководителей исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан;

    35) учреждение государственных наград Республики Башкортостан, почетных званий Республики Башкортостан;

    36) иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан к ведению Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан.

    В этой же статье отмечается, что Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан при осуществлении своих полномочий обеспечивает соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

    Согласно статье 75 Конституции Республики Башкортостан Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан по вопросам, отнесенным к его ведению, принимает законы и постановления.

    Законом Республики Башкортостан от Закон Республики Башкортостан от 20 декабря 2021 года №486-з «О бюджете Республики Башкортостан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» предусмотрено направление средств в 2022 году в размере 197 902,6 тыс. руб. на функционирование законодательного органа республики.

    Расходы на обеспечение деятельности Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан и их структура предусматриваются в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на соответствующий финансовый год отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

    По результатам анализа финансирования законодательных органов субъектов Российской Федерации с сопоставимой с Башкортостаном численностью населения (более 3 миллионов человек) в республике наблюдается один из самых низких показателей по объему средств, выделяемому на деятельность регионального парламента. Среди указанной категории регионов соотношение финансирования законодательного органа к числу его депутатов в Башкортостане одно из наиболее низких в России и самое низкое в Приволжском федеральном округе.

    Башкортостан – самый крупный регион в ПФО по численности населения, соответственно, имеет и наиболее многочисленный депутатский корпус. Вместе с тем численность государственных гражданских служащих Секретариата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан является одной из самых низких в России и самой низкой в Приволжском федеральном округе среди аппаратов законодательных органов сопоставляемых регионов. По соотношению числа государственных гражданских служащих аппарата регионального парламента к числу депутатов Секретариат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан имеет самый низкий показатель среди аппаратов парламентов обозначенной категории регионов (менее одного госслужащего на одного депутата).

    от 31 октября 2013 года N ГС-89

    О Регламенте Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

    (с изменениями на 29 апреля 2022 года)

    1. Принять Регламент Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан (прилагается).

    2. Со дня вступления в силу настоящего постановления признать утратившими силу:

    4) постановление Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан от 19 мая 2005 года N ГС-960 "О внесении изменений в Регламент Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2005, N 11 (209), ст. 544);

    5) постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10 апреля 2007 года N ГС-1986 "О внесении изменений в Регламент Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2007, N 8 (254), ст. 388);

    10) постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 16 декабря 2008 года N ГС-464 "О внесении изменений в Регламент Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2009, N 3 (297), ст. 43);

    16) постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20 октября 2011 года N ГС-2039 "О внесении изменений в Регламент Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2011, N 22 (364), ст. 1648);

    17) пункт 1 постановления Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года N ГС-2215 "О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2012, N 8 (374), ст. 424);

    18) постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24 мая 2012 года N ГС-2379 "О внесении изменений в Регламент Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" (Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, 2012, N 17 (383), ст. 795);

    от 14 марта 2003 года N 479-з

    О статусе депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

    (с изменениями на 6 декабря 2021 года)

    Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан 6 февраля 2003 года.

    Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан 6 марта 2003 года.

    Настоящий Закон определяет права, обязанности и ответственность депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими депутатской деятельности.

    Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Депутат Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан

    1. Депутатом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан (далее - депутат) является избранный населением соответствующего избирательного округа республики представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан (далее - Государственное Собрание) законодательные и иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, Конституцией Республики Башкортостан и настоящим Законом.

    2. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и обладающий в соответствии с федеральным законом, Конституцией Республики Башкортостан и (или) законом Республики Башкортостан пассивным избирательным правом.

    Статья 2. Законодательство о статусе депутата

    Статья 3. Срок полномочий депутата

    Срок полномочий депутата начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственного Собрания нового созыва, кроме случаев, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.

    Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата

    1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:

    1) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;

    2) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

    3) замещения, если иное не предусмотрено федеральным законом, государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также муниципальных должностей и должностей муниципальной службы;

    4) несоблюдения требований, указанных в пунктах 1.1 - 1.3 статьи 12 Федерального закона;

    6) открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами депутатом, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми;

    6.1) вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации;

    7) непредставления или несвоевременного представления депутатом сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

    8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;

    9) признания гражданина, являющегося депутатом, недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;

    10) признания депутата безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

    11) досрочного прекращения полномочий Государственного Собрания;

    12) отзыва депутата избирателями. В случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов замещена депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, данное основание не применяется;

    13) смерти депутата;

    14) в иных случаях, установленных федеральными законами.

    2. Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по предложению соответствующего постоянного комитета в случае невыполнения им своих обязанностей, выразившегося в неоднократном отсутствии без уважительных причин на заседании постоянного комитета Государственного Собрания или Государственного Собрания.

    3. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата оформляется постановлением Государственного Собрания. Постановление Государственного Собрания о досрочном прекращении депутатских полномочий принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления оснований для досрочного прекращения депутатских полномочий либо со дня, когда Государственному Собранию стало известно о появлении такого основания, в том числе в соответствии с результатами проверки, проведенной в порядке, установленном статьей 11 настоящего Закона, а если это основание появилось в период между сессиями Государственного Собрания - не позднее чем через три месяца со дня появления этого основания.

    4. Полномочия депутата по основанию, предусмотренному пунктом 11 части первой настоящей статьи, прекращаются со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Государственного Собрания.

    Статья 5. Удостоверение и нагрудный знак депутата

    Депутат имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим полномочия депутата, и нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

    Удостоверение депутата является документом, дающим ему право при осуществлении депутатских полномочий беспрепятственно посещать органы государственной власти Республики Башкортостан, иные государственные органы Республики Башкортостан, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов.

    Положения об удостоверении и нагрудном знаке депутата, их образцы и описания утверждаются Государственным Собранием.

    Статья 6. Условия осуществления депутатом своих полномочий

    Депутат осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной деятельности.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: