Законодательная власть ее функции и принципы организации законодательные органы в государстве

Обновлено: 19.04.2024

Согласно концепции разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Законодательная власть – это исключительное право и способность устанавливать наиболее общие правила поведения, издавать нормативные правовые акты, имеющие высшую юридическую силу. Обычно законы издаются по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни, хотя в англосаксонских странах наряду с законами такого рода (публичными законами) есть и частные законы, имеющие индивидуальное действие. Законы имеют непререкаемую силу. Акты главы государства (монарха, президента), правительства, других государственных органов и должностных лиц, суда, деятельность различного рода объединений, граждан и неграждан должна соответствовать конституции и законам. Закон может быть отменен только другим законом, органы конституционного контроля могут лишь признать закон неконституционным. Законы могут быть приняты путем референдума (референдарные законы) и уполномоченными на то конституцией органами государства.

Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера – местными законодательными органами. Общегосударственный представительный орган может иметь разные названия (национальное, народное, государственное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент».

Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие органы (Индонезия, Китай). Кроме того, акты, имеющие, по существу, силу закона (часто они называются декрет-законы), издаются органами исполнительной власти на основе делегирования им соответствующих полномочий парламентом или на основе принадлежащей им по конституции регламентарной власти (Италия и др.). Акты, имеющие силу закона, издают военные или революционные советы после военных переворотов. Но все же наиболее важным законодательным органом является именно парламент.

Эволюция парламента

Парламентом (от французского слова parler и латинского parlare – говорить) в современном мире именуется избираемый населением (частично назначаемый) высший законодательный и представительный орган государственной власти в стране. Это означает, что в парламенте заседают представители страны – депутаты, главной функцией которых является принятие законов. Данный орган имеется почти во всех государствах мира.

Считается, что первым парламентом мира был британский парламент, созданный в 1265 г., то есть в XIII в. (Однако ряд народов, например исландцы, считают, что их парламент – Альтинг – древнее британского.) Схожий с парламентом орган – Сенат – существовал и в Римской империи.

Первый этап истории парламента обозначается как становление института парламентаризма и охватывает время с XIV до конца XVIII вв.

Повсеместное распространение парламента началось с эпохи Великой французской революции 1789 г. и войны за независимость США конца XVIII в. и продолжалось до первой мировой войны (1914–1918 гг.) – это был второй этап развития парламентов. Однако парламенты XIX в. имели особенность: как правило, они были построены по цензовому принципу и в них могли избираться только представители буржуазии. Соответственно, главной целью парламентов конца XVIII – начала XX вв. была борьба за ограничение власти монарха и защита интересов буржуазии.

В 20-е – 60-е гг. XX в. роль парламентов резко снизилась: третий этап развития парламентов характеризовался кризисом парламентаризма. Они либо стали декоративными, ни на что не влияющими органами в фашистских странах и странах тоталитарного социализма, прикрытием для диктатуры партии и ее вождя, либо были подавлены исполнительной властью в демократических государствах (например, в Великобритании и Франции).

С конца 60-х гг. XX в. начался процесс возрождения парламентаризма, который продолжается по сей день. На четвертом этапе своего существования парламенты постепенно «отвоевывают» новые полномочия и стали главным органом в системе государственных органов большинства развитых стран. Во многом процесс возрождения парламентов был обусловлен следующими факторами: 1) избирательное право (как активное, так и пассивное) получили не только мужчины, но и женщины; 2) ликвидированы многочисленные цензы (имущественный, ценз грамотности и т. д.), что превратило парламент из органа, выражавшего интересы лишь меньшинства общества (что было главной причиной повсеместного падения его авторитета после первой мировой войны), в действительно всенародный орган; 3) средства массовой информации усилили интерес граждан к деятельности парламента; 4) выборы в парламент (по крайней мере, в нижнюю палату) стали свободными, прямыми, равными и тайными; 5) совершенствовались избирательные системы, структура парламентов и порядок их работы; 6) парламенты сами стали завоевывать авторитет, работая более ответственно и профессионально.

Структура парламента

Современный парламент, как правило, имеет однопалатную или двухпалатную структуру. Однако встречаются парламенты и с большим количеством палат. Например, парламент ЮАР имел трехпалатную структуру (по расовому принципу), а парламент Югославии – шестипалатную (по профессиональному принципу). В некоторых странах Африки и Океании наряду с двумя или одной палатами парламента существуют особые палаты вождей, но они обладают только совещательными полномочиями по определенным вопросам (обычаи, культура и др.). Но это исключение из правил. Такие парламенты показали свою нежизнеспособность, уступив место «классическим» однопалатным и двухпалатным.

Однопалатные (монокамеральные) парламенты обычно существуют в небольших по территории и населению унитарных государствах, например в Швеции, Латвии, Литве, Эстонии, Венгрии, Болгарии, Греции, Словакии, Португалии и других странах.

Однопалатные парламенты имеют свои достоинства: они просты и компактны; обычно избираются всем населением страны напрямую; как правило, имеют большие полномочия; часто избирают президента и формируют правительство, ответственных перед парламентом; все депутаты имеют равный статус; быстрее принимаются решения; проще законодательный процесс.

Тем не менее у однопалатных парламентов есть свои недостатки: недостаточно представлены территориальные единицы государства; отсутствует противовес в виде второй палаты; существует опасность радикализации парламента, усиления партийного засилья; парламент может противопоставить себя другим государственным органам и взять на себя все функции. Однопалатный парламент в некоторых странах превышал свои полномочия и превращался в орудие деспотии.

Двухпалатные (бикамеральные) парламенты существуют, как правило, в крупных федеративных государствах. Палаты парламента имеют разные названия (нередко – палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней. Последнее название имеет исторический характер: в настоящее время в большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. В двухпалатных парламентах палата, именуемая «нижней», избирается всем народом напрямую и представляет интересы народа в целом; а вторая – «верхняя» представляет интересы регионов, субъектов федерации и формируется ими.

Недостаткидвухпалатной структуры состоят в том, что появляется дополнительный слой депутатов (больше затрат из бюджета на их содержание, больше привилегий); усложняется законодательный процесс; верхняя палата может стать слишком консервативной и тормозить деятельность нижней. Возможно в результате этого притормаживание прогрессивных начинаний.

Среди крупных федеративных государств двухпалатную структуру парламента имеют США, Россия, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика. В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения двухпалатных парламентов, в том числе в унитарных государствах (больших и малых).

Помимо указанных крупных федераций двухпалатная структура парламента характерна для Великобритании, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Японии, Швейцарии, Польши, Чехии, Беларуси, Казахстана, Румынии и многих других стран.

Фактически большинство высокоразвитых государств имеет именно двухпалатный парламент, имеющий преимущества перед однопалатным. Главные из них в том, что деятельность парламента становится более организованной и профессиональной, а жизнь общества и государства – более стабильной.

Двухпалатные парламенты имеют две модели взаимоотношений, основанные на равном и неравном правовом статусе палат. Верхняя палата может быть либо слабой, когда она в состоянии отсрочить принятие решения парламентом (нижней палатой), но не воспрепятствовать ему, поскольку ее вето – отказ согласиться с решением нижней палаты – может быть преодолено последней (Великобритания, Польша и др.), либо сильной, когда без ее согласия закон не может быть принят (Италия, США). В последнем случае палаты равноправны при принятии закона. Долгое время принцип равенства палат считался признаком демократии, однако практика показала, что в этом случае возможно дублирование функций. Безусловно оправданной считается вторая палата в странах с федеративной формой государственного устройства, так как не просто служит представительством политических партий, а является органом, обеспечивающим участие в парламентской деятельности субъектов федерации или административных единиц, этнических (национальных меньшинств), а также людей, обладающим ценным профессиональным багажом.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Законодательная власть - представительная. Законода́тельная власть — это власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. Общее наименование органа законодательной власти —парламент(Федеральное Собрание). Название данной ветви «законодатель­ная» не означает, что, кроме законодательной деятельности, пред­ставительные органы не выполняют никакой другой. В отличие от судебной, законодательная власть впра­ве давать лишь политическую оценку тем или иным представи­телям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности (импичмент/отрешение от должности президента). Таким образом, за­конодательная власть - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллеги­ально путем издания законодательных актов, а также наблюде­ния и контроля за аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть реализу­ется избираемым (иногда частично назначаемым) парламентом (фр. parler -«говорить») - высшим представительным орга­ном государства. Парламент обычно включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура, как уже говори­лось, предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий воз­растной ценз, она реже обновляется и формируется на основе кос­венных (непрямых) выборов.
Порядок работы парламента определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроек­та на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие и утверж­дение, опубликование.

РФ: Федера́льное собра́ние — парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.+ не более 10% назначаемых Президентом. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
Конституция РФ устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией РФ случаях:

Законодательная власть — власть в области законодательства. Одна из ветвей государственной власти.

Высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание - парламент РФ. Исходя из этого следует, что Федеральное Собрание РФ является коллективным выразителем интересов и воли многонационального народа России

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума. В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ избирается 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Государственная Дума выполняет следующие функции:

o дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

o решает вопрос о доверии Правительству РФ;

o заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

o назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ;

o назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты РФ и половину состава ее аудиторов;

o назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека;

o объявляет амнистии;

o выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Депутаты Государственной Думы, наряду с Советом Федерации, членами Совета Федерации, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ по вопросам их ведения, обладают правом законодательной инициативы.

Именно в Государственную Думу вносятся все законопроекты, однако законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, должны предварительно пройти экспертизу Правительства РФ. После рассмотрения, федеральные законы принимаются Государственной Думой, большинством голосов от общего числа ее депутатов. После чего проект закона передается на рассмотрение Совета Федерации.

Роспуск Государственной Думы может быть инициирован Президентом РФ в случае трехкратного отклонения Государственной Думой представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства РФ, либо если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выражает недоверие Правительству РФ.

Совет Федерации включает по два представителя от каждого субъекта РФ (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти) и является постоянно действующим органом.

К ведению Совета Федерации относятся:

o утверждение изменения границ между субъектами РФ;

o утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;

o утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

o решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации;

o назначение выборов Президента РФ;

o отрешение Президента РФ от должности;

o назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,

o назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

o назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава се аудиторов.

Решения Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации в форме постановлений Совета Федерации.

К функциям Совета Федерации относится рассмотрение и утверждение федеральных законов. В случае утвердительного голосования более половины от общего числа членов Совета Федерации, федеральный закон считается одобренным. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае не рассмотрения федерального закона в течение 14 дней в Совете Федерации, он считается одобренным.

Исполнительная власть: понятие, структура и компетенция

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами.

Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — России — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Структура исполнительной власти России:

юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Федеральные органы

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти[2]:

Региональные органы

Комитеты (представлены в составе правительства г. Санкт-Петербург и г.Москвы).

Компетенция происходит от латинского термина «ведать, «отвечать за что-либо». Наполнение деятельности органа публичной администрации/власти.

Полномочия (раскрыты в положении о каждом ОИВ) – юридическая возможность совершения тех или иных юридически-властных действий или принятие решений, влекущих юридические последствия и обязательные для третьих лиц. Всегда реализуются при наличии опред.юридического факта, который закрепляется отдельно от самого полномочия. Дискуссия о том, что полномочия включают права и обязанности, которые образуют единую категорию (если сотрудник видит правонарушение и он вправе пресечь и обязан пресечь). Или же это разные категории – отдельно права и отдельно обязанности. Реализация права не есть реализация обязанности. У ОИВ есть право принять НА, но не обязаны его принимать, если не хотят.

- по функциональному назначению:

1. руководящие – координирование деятельности, установление целевых показателей, возможность давать обязательные для исполнения распоряжения

2. регулятивные полномочия – связанные как с принятием нормативных актов, устанавливающих регулятивные нормы, так и с обеспечением их исполнения в процессе текущей деятельности (регистрация, разрешения).

3. контрольно-надзорные полномочия – могут осуществляться как в отношении субъектов организационной подчиненности (возможность отменять акты, привлекать к ответственности), так и в отношении функционально-подчиненных субъектов (орган в отношении гражданина по соблюдению им опред. правил - хранение оружия и т.д. Проверяет те или иные требования, приостанавливает действие спец. разрешения и привлекать к административной ответственности).

4. координационные полномочия – имеют место в том случае, когда органу, осуществляющему эти полномочия, непосредственно не подчинены органы, которые он контролирует. (межведомственные комиссии или комиссии, создаваемые при правительстве РФ, когда туда входят представители тех органов, которые заинтересованы в выработке консолидированного решения и выработка этого решения обязательна для членов этой комиссии).

- по способу закрепления:

1. общефункциональный (рамочный) способ закрепления полномочий, когда примерно очерчивается их круг. (Используется в отношении высших должностных лиц субъектов, если в отношении них не принят спец. закон).

2. перечневый способ закрепления полномочий в форме открытого перечня (характерно для органов общей компетенции – Правительство РФ). Закрытый перечень – используется в отношении всех ФОИВ специальной компетенции => если в перечне полномочий органа не закреплено опред.полномочие, считается, что эту деятельность орган осуществлять не вправе.

3. делегированные полномочия. В отношении РФ и субъектов.

4. договорные полномочия.

- по порядку реализации:

1. связанные полномочия, когда при наличии юр.факта опред. вида орган может принять только одно определенное решение.

2. полномочия, реализуемые с решения вышестоящего лица. Когда должностное лицо вправе продлить срок (запросить документы) у др. организации с разрешения руководителя органа. Здесь есть усмотрение, как правило, введением вышестоящего лица обеспечивается контроль за деятельностью подчиненного.

3. полномочия, реализуемые совместно. В силу соглашения между органами контрольная проверка проводится с участием и того и др. органа П: МВД и ФМС; ФНС и МВД.

4. дискреционные полномочия. От лат. «усмотрение» Полномочия, реализуемые на основе усмотрения, когда должностному лицу предоставляется возможность оценить весь комплекс юр.фактов и вынести на основании них опред. решение. Комиссия оценивает бизнес-планы и на основании оценки принимает решение.

Законодательные органы государственной власти– высшие государственные органы, осуществляющие власть путем издания законов- нормативных правовых актов, обладающих высшей юридической силой, для регулирования наиболее важных и общих вопросов жизни общества

Законодательный орган занимает центральное место в структуре государственного аппарата, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важ­ной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые ис­полнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.

При демократическом государственном старое высшим представи­ельным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру.

Парламент обладает большими полномочиями в сфере законотворчества (издает законы самостоятельно или совместно с главой госу­дарства. Он вправе устанавливать налоги, принимать государственный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности (импичмент)

Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентских респуб­ликах. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков; участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально.

Другими государственными органами, имеющими представительный характер, являются местные органы государственной власти и местного самоуправления, действующие в пределах соответству­ющих административно-территориальных единиц (муниципальных сове­тов, префектурных собраний, Советов народных депутатов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны мест­ные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обо­роны, противопожарной безопасности и др.

Исторически сложились две основные формы организации государственной власти на местах.

Наиболее демократичной считается такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней.

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не ме­нее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое цен­тром.

Законодательные органы в Российской Федерации избираются населением государства, решают наиболее важные вопросы государствен­ной жизни в пределах соответствующей территории путем правотворчества - принятия и издания нормативно-правовых актов.

Федеральное Собрание РФ - представительный и законодательный постоянно действующий орган Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ является постоянно действующим орга­ном.

Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, наделено широкими полномочи­ями, главное среди которых - издание федеральных законов.

Совет Федерации РФ основывается на паритетном представитель­стве субъектов РФ, каждый из которых представлен в палате двумя членами - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов. Исходя из общего числа депутатов, Конституция определяет долю, необходимую для принятия решений Государственной Думой и осуществления групповых инициатив ее депутатов.

Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Такой срок установлен для парламентов или нижних па­лат во многих зарубежных странах (Германия, Австрия, Швеция, Польша, Болгария), хотя в ряде демократических стран действует и пяти­летний срок (Великобритания, Франция, Италия).

Палаты Федерального Собрания РФ заседают раздельно, однако они могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат принимает свой регламент и самостоятельно ре­шает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Заседания палат обычно бывают открытыми, но в случаях, предусмотренных регламентом, они вправе проводить закрытые заседания (государственная, служебная или иная охраняемая законом тайна). Открытость заседа­ний палат Федерального Собрания РФ есть одно из проявлений демократичности российского парламента.

Понятие законодательная власть имеет несколько значений. Законодательная власть — это:

1)полномочия издавать общеобязательные нормативно-правовые акты, принадлежащие народу, либо делегированные народом своим представителям в парламенте;

2)носитель народного суверенитета, выражение воли народа, интересов народа;

3)система органов государства, имеющих право принимать законы. В современном государстве законодательная власть, как правило, носит представительный характер. На основе выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве: законода-тельная власть является первой среди равных.

Функции законодательной власти:

2) представительская функция связана с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства;

3)учредительная функция состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создание организационных структур, специальных комиссий и т. п.;

4)функция контроля и ответственности проявляется в обсуждении основных направлений правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий, выражении недоверия правительству. В демократическом государстве высшим представительным и законодательным органом является парламент — собрание представителей народа — депутатов, которые на пленарном заседании обсуждают и принимают решения, прежде всего законы. Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат (одна из них представляет народ, а другая — субъекты федерации), которые, в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США — Палата представителей и Сенат, в Австрии — Союзный совет и Национальный совет). Иногда, наряду с палатами, особый чин в парламенте составляет глава государства (исторически — в Речи Посполитой, в современном мире — в Великобритании, Индии). Двухпалатная парламентская система имеет место в некоторых унитарных государствах. Это обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).

Однопалатные парламенты существуют, главным образом, в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). Руководство парламентом осуществляется единолично председателем, коллегиальные органы (президиумы) крайне редки. Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата на весь срок полномочий образуют комиссии (комитеты). Их разновидности: постоянные, временные, смешанные, специальные. Наиболее распространенной комиссией является согласительная, ее задача — выработка согласованных решений палат. Основное назначение комиссий состоит в предварительном рассмотрении законопроектов. Комиссии могут также обладать правом законода-тельной инициативы, контроля за правительством и аппаратом государственного управления.

Принципы:

1. Формирование законодательных органов народом или по его поручению соответствующими органами власти- Ст. 3 Конституции РФ.

2. Самостоятельность органов законодательной власти. По Конституции РФ (ст. 10)- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, т е законодат власть не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для нее Конституцией другими законами.

3. Принцип территориальной организации законодательной власти вытекает из федеративного устройства России, т е в субъектах формируются свои законодат органы гос власти, и существует разграничение полномочий между федеральными зак органами и зак органами субъектов.

4. Принцип законности в деятельности зак органов государственной власти означает строгое и неуклонное соблюдение законов в практической работе каждого государственного органа в целом и любого его должностного лица.

5. Осуществление своих полномочий в интересах реализации прав и свобод человека и гражданина.

6. Реализация принципа употребления в зак. органах государственной власти национальных языков, наряду с русским, предопределяется конституционной нормой (ст. 26 п. 2) о том, что каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: