Законные требования судебного пристава исполнителя обязательны для

Обновлено: 28.03.2024

С какого момента начинает течь срок для исполнения требования судебного пристава-исполнителя о взыскании по исполнительному листу для организации? Письмо от приставов имеет статус "судебного", т.е. его необходимо получить в течении 7 дней или можно получить в конце обычного месячного срока и с этого момента отсчитывать время для исполнения, чтобы потянуть время?

На основании ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве»:

12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

С Уважением, Надежда.

Статья ФЗ понятна. С какого момента начинает течь этот срок если моя организация должник не получает указанное письмо?

С какого момента начинает течь этот срок если моя организация должник не получает указанное письмо?
Марина

Со дня, когда должник отказался получить корреспонденцию (попытка невручения).

Законом установлен 5дневный срок с момента получения постановления о возбуждении производства.

Согласно ч.12 ст.30 ФЗ об исполнительном производстве 12. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как получите постановление, так в течение 5 дней нужно оплатить.

Я - организация-должник и не горю желанием получать указанное постановление - 5 дней "не про нас"?

Я — организация-должник и не горю желанием получать указанное постановление — 5 дней «не про нас»?
Марина

Для всех должников такой срок установлен.

Письмо от приставов имеет обычный статус, то есть его можно получить в течение 1 месяца. после этого срока вам дается 5 дней для его исполнения. При этом вы можете еще и законно протянуть время путем подачи ходатайства приставу по ст.20 ФЗ «Об исполнительном производстве» или подать заявление в суд о предоставлении вам отсрочки или рассрочки по ст.203 ГПК РФ

С уважением Александр

Статья ФЗ понятна. С какого момента начинает течь этот срок если моя организация должник не получает указанное письмо?
Марина

С момента получения постановления

Но ведь 5-дневный срок установлен «со дня получения» — но если указанное постановление не получено?
Марина

Если постановление не получено то срок начинает течь с момента отправки письма обратно. То есть при неполучении письма с постановлением должник- юр.лицо считается уведомленным с момента как письмо вернулось приставам

Да, течь срок начинает, как получите письмо.

В соответствии со ст.14 Федерального закона об исполнительном производстве:

4. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

Письма от судебных приставов имеют статус судебных, поэтому срок их хранения, как и судебных, 7 дней согласно Приказу ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п:

Не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» хранятся в отделении почтовой связи 7 календарных дней. По истечении указанного срока данные почтовые отправления подлежат возврату по обратному адресу.

"Письма от судебных приставов имеют статус судебных" - на основании чего сделано такое утверждение?

Согласно Приказу ФГУП «Почта России» от 05.12.2014 N 423-п:

Исчисление срока хранения необходимо производить со следующего дня после поступления почтового отправления в адресное отделение почтовой связи .
— Пример 1: Отправление поступило в ОПС 02.02.2015.
02.02.2015 доставить отправление не удалось и в ячейке абонентского почтового шкафа или в почтовом абонентском ящике было оставлено извещение ф. 22.
05.02.2015 вручается вторичное извещение ф. 22-в.
10.02.2015 отправление возвращается по обратному адресу (в случае истечения срока хранения).

Здравствуйте! По решению суда ребенок проживает со мной, отец подал в суд на порядок общения. Подал в суд не законно, умышленно введя суд в заблуждения о моём местонахождении, судья приняла решения не учитывая интересы моего ребёнка и без учета моего мнения. Время для обжалования решения уже истекло. На данный момент есть серьезный конфликт, который усугубился по вине пристава исполнителя по ИП о порядке общения ребенка с отцом. С одной стороны, есть решение суда, которое выполнить без конфликтов, ущерба интересам ребенка невозможно. С другой, есть пристав-исполнитель, который вольно трактует решение суда по своему желанию, требует немедленного выполнения этого решения, удовлетворяет желания взыскателя напрочь отказываясь учитывать интересы ребёнка, его возможности и его мнение. Пристав-исполнитель два часа незаконно удерживал меня и моего представителя в отделении ОСП, хотя наш приход был добровольным и согласован по телефонному звонку. Повестки от пристава я не получала, и уж точно не ожидала, что мирная беседа перейдет в конфликт. Помимо этого пристав-исполнитель отказал мне в 5 дневном сроке на добровольно исполнение решения, хотя сам выдал на подписание Постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором четко написано, что я имею права на эти 5 дней. И апогеем всего стало требование, по которому я немедленно должна выполнить решения суда в ущерб интересам ребенка. Пристав-исполнитель силой удерживал меня и моего представителя вызвав пристава охранника, и угрожал "страшными последствиями" (административная ответственность и штраф в размере 5000 тысяч рублей). Для того, что бы уйти от такого сильного давления я подписала требование. Моя попытка выполнить требование о встрече ребенка с отцом привела к тому, что мой сын расплакался и просто отказался встречаться с отцом. Конфликт между мной и взыскателем усугубился. Пожалуйста помогите составить жалобу на действия судебного пристава-исполнителя в порядке подчинения.

По иску о взыскании неустойки и штрафных санкций (в связи с неисполнением договора подряда) ответчик (должник – индивидуальный предприниматель) проиграл все инстанции. Решение суда вступило в законную силу. Ответчик рассматривает возможность отменить решение через Президиум Верховного Суда. На данный момент истец (физ.лицо), выигравший процесс, обратился к судебным приставам с заявлением о принудительном исполнении решения суда, которые возбудили исполнительное производство, наложив на имущество должника запреты и ограничения (транспортные средства и банковские счета должника под запретом на совершение действий). Арестованного имущества хватит для покрытия требований. Также установлен запрет на выезд должника из страны. Сейчас должник обратился с административным иском в суд об обжаловании незаконных действий судебного пристава по мотивам: - применение мер принудительного исполнения до истечения срока добровольного исполнения; - неизвещение в установленном порядке должника; - нарушение сроков отправки постановления о возбуждении исполнительного производства. Собственно вопросы к юристам: Как можно максимально отсрочить или рассрочить исполнение решения, затянуть, пока не найдется действенного способа отменить решение или не платить по долгам. Банкротство физ.лица должника невозможно.

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель:

принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставляет сторонам исполнительного производства (далее - стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;

получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;

осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина - ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина - ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Судебная практика и законодательство — 229-ФЗ Об исполнительном производстве

Одновременно сообщаем, что статьей 114 Закона предусмотрена административная ответственность в порядке статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) в случае неисполнения банком или иной кредитной организацией исполнительного документа в установленный Законом срок при наличии денежных средств на указанных счетах. Данная мера в отношении банков или иных кредитных организаций применяется судебным приставом-исполнителем на основании сведений территориальных налоговых органов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не допущены нарушения Закона об исполнительном производстве.

Вместе с тем суд указал административному истцу, что он не лишен возможности представить судебному приставу-исполнителю доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих установлению в отношении него ограничения на пользование специальным правом, в порядке, установленном частью 6 статьи 67.1 Закона об исполнительном производстве (дело N 2а-170/2016).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

После перехода государственных внебюджетных фондов на обслуживание в органы Казначейства России исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов государственных внебюджетных фондов, в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) стало затруднительным, так как судебный пристав-исполнитель не может в полном объеме применить процедуры, предусмотренные Федеральным законом N 229-ФЗ (обращение взыскания на средства должника в кредитной организации и др.).

В связи с принятием Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законоположения, бывшие предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, утратили силу, однако с содержащимися в нем выводами, как отмечается в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2015 года N 654-О, согласуются и ныне действующие положения статьи 112 названного Федерального закона, предусматривающие, в частности, что должник вправе в установленном порядке обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6), а суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи; при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

1. Уведомить должника о возбуждении исполнительного производства в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

2. Получить информацию от взыскателя о неисполнении должником судебного решения, об известных ему источниках и размере доходов должника и об иных обстоятельствах.

требованиям судебных приставов-исполнителей о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании судебного акта или осуществляемых в предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" случаях (статья 15 Закона);

2. Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества страхователя - юридического лица или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

По итогам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.08.2016 N 74/1-14-2016 об устранении нарушений законодательства при возмещении причиненного коррупционными преступлениями ущерба и взыскании штрафов, назначенных виновным в совершении коррупционных преступлений, выявлены факты, когда осужденными лицами при предоставлении судом рассрочки уплаты штрафа внесены денежные средства, достаточные для уплаты более одной части штрафа, и при этом судебными приставами-исполнителями не соблюдаются сроки, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) для обращения в суд за заменой наказания.

1. Настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. (В редакции Федерального закона от 29.12.2015 № 393-ФЗ)

2. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также средств, подлежащих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейскому сопровождению, устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 253-ФЗ)

3. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами. (Дополнение частью - Федеральный закон от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

Статья 2. Задачи исполнительного производства

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 126-ФЗ)

Статья 3. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве

2. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

3. На основании и во исполнение настоящего Федерального закона Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают нормативные правовые акты по вопросам обеспечения исполнительного производства.

4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

5. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Статья 4. Принципы исполнительного производства

Исполнительное производство осуществляется на принципах:

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); (В редакции Федерального закона от 29.06.2021 № 234-ФЗ)

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Статья 5. Органы принудительного исполнения

1. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 33-ФЗ)

2. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов). (В редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ)

4. В целях обеспечения принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также обмена информацией в электронном виде, электронными документами с органами государственной власти, иными органами, государственными внебюджетными фондами, организациями, лицами, участвующими в исполнительном производстве, Федеральная служба судебных приставов использует государственные информационные системы, а также в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, может принимать решения и обмениваться информацией в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов). (Дополнение частью - Федеральный закон от 03.07.2016 № 274-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

Статья 6. Обязательность требований судебного пристава-исполнителя

1. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

2. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 61. Банк данных в исполнительном производстве

1. Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц (далее - банк данных).

2. Порядок формирования и ведения банка данных определяется главным судебным приставом Российской Федерации.

3. Общедоступными являются следующие сведения, содержащиеся в банке данных:

1) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;

2) вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

3) дата возбуждения исполнительного производства;

4) номер исполнительного производства;

5) сведения о должнике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; для организаций - наименование и адрес, указанные в едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес, идентификационный номер налогоплательщика; (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

51) идентификационный номер налогоплательщика взыскателя-организации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

6) требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети "Интернет", и данных о взыскателе;

61) сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ)

7) наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;

8) данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения);

9) сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 12.03.2014 № 34-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

4. Сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением сведений, указанных в пункте 8 части 3 настоящей статьи, которые являются общедоступными до обнаружения соответствующих лиц или имущества либо прекращения розыска по иным причинам, а также сведений по исполнительным производствам, оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, которые являются общедоступными до исполнения требований исполнительного документа, но не более трех лет со дня окончания исполнительного производства. (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

5. Со дня возбуждения исполнительного производства информация, необходимая для взыскания задолженности по исполнительному документу, направляется Федеральной службой судебных приставов в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в порядке и сроки, предусмотренные частью 5 статьи 213 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, обязаны направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах с указанием уникального идентификатора начисления по исполнительному производству в порядке и сроки, предусмотренные частью 4 статьи 213 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, иные органы и организации, через которые производится уплата денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству, не вправе осуществлять перевод денежных средств в счет погашения задолженности по исполнительному производству при отсутствии указания в документе, на основании которого производится уплата, уникального идентификатора начисления по исполнительному производству. Порядок указания уникального идентификатора начисления по исполнительному производству определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере банковской деятельности. (Дополнение частью - Федеральный закон от 08.03.2015 № 41-ФЗ) (В редакции федеральных законов от 29.07.2017 № 236-ФЗ, от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

(Дополнение статьей - Федеральный закон от 11.07.2011 № 196-ФЗ)

Статья 7. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц

1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

2. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 8. Исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями

1. Исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.

2. Одновременно с исполнительным документом взыскатель представляет в банк или иную кредитную организацию заявление, в котором указываются:

1) реквизиты банковского или казначейского счета, на который следует перечислить взысканные денежные средства; (В редакции Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ)

2) фамилия, имя, отчество, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), данные миграционной карты и документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации взыскателя-гражданина;

3) наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, адрес взыскателя - юридического лица. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

3. Представитель взыскателя представляет документ, удостоверяющий его полномочия, и сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, о взыскателе и о себе.

4. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 28.07.2012 № 144-ФЗ)

5. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.02.2019 № 12-ФЗ)

6. Должник-гражданин вправе обратиться в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание его счетов и исполняющие содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте, с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации) при обращении взыскания на его доходы. Указанный прожиточный минимум может быть сохранен банком или иной кредитной организацией только на одном из счетов должника-гражданина. (Дополнение частью - Федеральный закон от 30.12.2021 № 444-ФЗ)

7. В заявлении, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, должник-гражданин указывает:

1) фамилию, имя, отчество (при его наличии), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона;

2) реквизиты открытого ему в данном банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять заработную плату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).

blank

20.11.17

blank

blank

19

blank
blank

blank

Давайте немного освежим память. Я напомню вам, что такое исполнительное производство и роль сторон и пристава в нем. Пристав это должностное лицо, задачей которого является правильное и полное исполнение судебных актов. К ним можно отнести решения судов общей юрисдикции, мировых и арбитражных судов. Сторонами исполнительного производства являются должник и взыскатель. Все придельно понятно. На данной стадии они имеют такое название. На стадии судебного разбирательства — истец и ответчик.

Законные требования пристава — как инструмент исполнения исполнительного документа

Для достижения целей стоящих перед сотрудником ФССП применяются определенные инструменты. Напомню, что меры принудительного исполнения пристав может совершать после истечения сроков для добровольного исполнения. Отведенное время — 5 дней. Неисполнение требования данного документа в данный срок влечет вынесение исполнительского сбора. Как отменить такой сбор я рассказывал в этой статье.

После, должника ожидают аресты денежных средств, и имущества (как описывают имущество я рассказывал в данной статье), удержание из заработной платы и пенсии, арест дебиторской задолженности, ограничивать выезд за границу (как отменить ограничение на выезд? Более подробно здесь). В общем пристав в исполнительном производстве царь и бог, самостоятельное должностное лицо, никто не вправе указывать приставу что делать, главное чтобы это было законно. Стоит ответить, что некоторые постановления утверждаются старшим судебным приставом. Ближе к делу.

Требование судебного пристава должно быть законным и соразмерным

Одним из инструментов, которые стоят на «вооружении у приставов» — законные требования сотрудника ФССП. Также как и остальные исполнительные действия признаны помочь приставу исполнить решение суда. С большой настороженностью нужно относиться именно должникам к такому исполнительному действию как вручение требования.

В 90% случаев именно к должникам пристав направляет требование. Пристав может направлять требование взыскателю и третьим лицам, не являющихся стороной исполнительного производства. Главное, чтобы оно было законно.

Наверное не секрет, что в Федеральной службе судебных приставов работают в основной массе молодые специалисты, недавно закончившие высшее учебное заведение, а то и не совсем высшее. Поэтому профессионализма от таких сотрудников ждать не приходится. Руководство тоже профессионалами не назвать, может быть сказывается большой объем работы и количество производств, находящихся в исполнении.

Мне приходилось оспаривать незаконные требования судебных приставов. Был в нашей практике случай, когда должнику было вручено требование с формулировкой «предоставить доступ в помещение». Требование было не законно, поскольку должник не являлся собственником этого помещения, а лишь проживал в нем. Вопрос допуска в жилое помещение может разрешить никто иной, как собственник. Поэтому у должника отсутствовала законная возможность исполнить требование.

Требование не должно нарушать принципы закрепленные в законе, в частности соотношение мер принудительного исполнения и объема требований взыскателя. Так представим. У Вас задолженность всего в 40-50 тыс. руб. и пристав выставляет требование предоставить автомобиль для ареста. Стоимость автомобиля по рыночным ценам 400 тысяч рублей. Действия должностного лица бессмысленны и никак не соразмерны сумме долга. Незаконные требования исполнять не нужно. В требовании указывается время и дата, к которой оно должно быть исполнено, адрес (вплоть до кабинета должностного лица). Обычно сотрудник ФССП сразу в первичном документе уведомляют о рассмотрении дела об административном правонарушении на случай неисполнения.

Форма только письменная, слово к делу не пришить!

Требование о предоставлении документов, имущества или о выполнении иных действий вручается должнику в письменном виде. Есть даже поговорка на этот счет: «Слова к делу не пришьешь». Пристав не вручил Вам требование под расписку? Значит и не было его вовсе.

законные требования пристава

Оно должно быть понятным и в дальнейшем выполнимым. Если требуют предоставить автомобиль, то он должен быть детально идентифицирован. Если осуществить платеж, то должны быть прописаны реквизиты. Немаловажно — оно должно быть вручено непосредственно должнику и желательно под роспись. Ни родственника, ни начальнику, ни соседу, а должнику. С извещением о вызове к приставу таких жестких требований нет. Здесь я рассказывал о вызовах и извещениях в исполнительном производстве.

Что делать, если пристав вручил требование?

Постарайтесь не паниковать, внимательно изучите требование на предмет его законности. Тонкая грань между законным и незаконным требованием. Обычный рядовой человек не обладая специальными юридическими познаниями с трудом квалифицирует их. Старайтесь придерживаться вышеуказанных рекомендаций и проблем быть не должно. Вы решили? Требование законно? Исполняйте — это самый лучший вариант, поможет сохранить время и деньги. А почему деньги спросите Вы? Об этом чуть позже! Вы посчитали требование незаконно? Отлично, тогда самое время действовать.

  • Первый и самый простой вариант — написать жалобу по подчиненности вышестоящему должностному лицу, возможно Ваши доводы примут во внимание и будет признано требование незаконным. Главное не пропустить сроки, они не такие большие. Законодатель их ограничил 10 сутками с момента вынесения приставом спорного документа. Но есть оговорка или тогда, когда стало известно о нарушении прав. Пропуск сроков по неуважительной причине равен отказу в удовлетворении жалобы.
  • Жалоба в прокуратуру — сроки не ограничены, можно написать жалобу на любой стадии исполнительного производства. Если нарушения закона были выявлены, то будут приняты меры прокурорского реагирования. Это позволит избежать выполнения незаконного постановления.
  • И последний вариант, оспорить действия пристава в суде. На мой взгляд самый продуктивный способ. Только суд может обеспечить беспристрастное и всестороннее разбирательство, в отличие от вышестоящего руководства должностного лица. Из минусов — посещать судебные заседания и потратить время.

Решать в любом случае нужно исходя из конкретных обстоятельств дела, наличия свободного времени и желания добиться результата. Профессиональные юристы в большей степени выбирают последний способ.

Неисполнение требований судебного пристава: последствия.

Все просто, не исполнил требование, получил наказание. Пристав является должностным лицом и вправе привлекать стороны к административной ответственности. На практике приставы редко привлекают должников к административной ответственности. Некоторые из них, даже не знают как это делается. Но все же, уповать на это не стоит.

Ответственность за невыполнение законного требования судебного пристава предусмотрена статьей 17.14 КоАП РФ. Штраф для физических лиц от 1000 до 2500 рублей. Наказание вынесенное по незаконному требованию можно отменить в судебном порядке. Должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении, на основании протокола выносится постановление, в нем указывается наказание.

Я проанализировал судебную практику по вопросу отмены постановления о привлечении должника к административной ответственности. Зачастую приставы выносят требование, вручают его должнику. Однако забывают уведомлять лицо, о дате и времени составления протокола об административном правонарушении. В законе четко сказано, что лицо вправе присутствовать при составлении протокола. Таким образом, права виновного лица нарушаются, что в дальнейшем может повлечь отмену наказания. Кстати не существует конкретных сроков, пристав имеет права устанавливать произвольные сроки выполнения.

Пару слов в завершение.

Юридическая компания «Вертум» бесплатно предоставляет юридические консультации. Юристы нашей компании имеют опыт работы в различных отраслях права. Мы готовы помочь на любой стадии процесса. Остались вопросы? Вы можете задать их через форму обратной связи или оставить комментарий к статье.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: