Законность соблюдение баланса жизненно важных интересов личности общества государства это

Обновлено: 27.03.2024

Прежде чем перейти к определению безопасности личности и определению ее структуры, вспомним базовое понятие – «личность». Стартовыми понятиями для него являются, несомненно, индивид и индивидуальность (разные ипостаси человека). При этом индивид – отдельная человеческая особь, индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одного человека от другого. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Иначе говоря, понятие индивидуальность включает в себя то особенное, чем отличается один человек от другого, и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения. Помимо этого личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Но это далеко не все: «личность» указывает на социальный статус человека. В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе. Поэтому в структуре личности представлена вся совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение. Поэтому когда мы говорим о безопасности личности, то учитываем, прежде всего, способность человека быть сознательным участником процессов обеспечения безопасности.

Повторим, что в базовых документах – первоначально в Концепции (утратившей силу в 2009 г.), а затем в Стратегии национальной безопасности (от 2015 г.) – «национальная безопасность» определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Несмотря на комплексный характер базового определения, сегодня наблюдается смещение акцента от безопасности государств к безопасности людей. Это считается одним из важнейших вкладов в концепцию безопасности личности. Как уже отмечалось, на протяжении веков безопасность считалась, прежде всего, безопасностью нации или государства; сейчас же концепция безопасности личности ставит в центр международных дискуссий человека и обращает внимание на безопасность людей, а не только государств.

Главным объектом и субъектом национальной безопасности сейчас мы считаем человека – самое ценное, но и наиболее опасное и для себя, и для окружающей среды существо на Земле. При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства. Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения.

Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность. Поэтому основными принципами (под которыми понимаются руководящие и наиболее важные идеи, направленные на реализацию целей обеспечения национальной безопасности) являются:

• соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

• взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение безопасности;

• интеграция с международными системами безопасности.

Еще раз хочется подчеркнуть, что «национальная безопасность» коррелируется с понятием «интересы», точнее, «удовлетворение интересов». При этом интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Концепция безопасности личности имеет давнюю историю. Точкой отсчета принято считать 1994 год, дату принятия Программы ООН (ПРООН) о развитии человеческого потенциала. В рамках этой Программы было предложено расширить трактовку безопасности личности, выделив в ней два взаимосвязанных фактора. Это «защита от неожиданных и пагубных нарушений нашего повседневного образа жизни» (известная как «свобода от страха») и «защита от постоянных угроз голода, болезней, преступлений и подавления» (известная как «свобода от нужды»). В рамках новой концепции безопасности личности было выделено семь отдельных компонентов безопасности личности:

• экономическая безопасность (гарантированный минимальный доход);

• продовольственная безопасность (физическая и экономическая доступность продуктов питания);

• безопасность для здоровья (относительная свобода от заболеваний и заражений);

• экологическая безопасность (доступность чистой воды и чистого воздуха, система землепользования, сохраняющая плодородие почвы);

• личная безопасность (свобода от физического насилия и угроз);

• безопасность меньшинств (сохранность культурного своеобразия);

• политическая безопасность (защита основных прав человека и свобод).

Как свидетельствует М. Н. Алексашина, новый подход к безопасности XXI века был предложен в программе ООН по развитию, в которой безопасность человека ставится в центр внимания. Национальная безопасность понимается не просто как безопасность страны, а как безопасность народа; не просто как безопасность, достигнутая в результате обладания оружием, а как безопасность, достигнутая в результате развития; не просто как безопасность государств, а как безопасность каждого человека в своем доме и на своем рабочем месте; не просто как защита от конфликтов между государствами, а как защита от конфликтов между народами… Безопасность человека – это когда ребенок не умирает, болезнь не распространяется, этнические распри не выходят из-под контроля, женщину не насилуют, бедняк не голодает, диссидента не заставляют молчать, человеческий дух не подавляют».

Ю. Д. Ильин в этой связи пишет: «Сердцевину концепции безопасности личности образует комплекс представлений о том, в чем состоит безопасность и в чем – «человеческое измерение безопасности». В целом превалирует точка зрения, что безопасность неотделима от социальных условий, обеспечивающих достойное проживание, благосостояние и свободу». В этой связи он считает, что «… логичным и целесообразным представляется дополнить Конституцию РФ положением о праве личности на безопасность».

В современных условиях в России безопасность личности как субъекта общественных отношений также выдвигается на первое место в числе наиболее значимых аспектов безопасности. По заключению членов Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации, проблема обеспечения безопасности личности является одной из ключевых в современной социально-политической обстановке Российской Федерации и должна лечь в основу политики возрождения России.

Безопасность личности предполагает реальное обеспечение прав и свобод граждан, духовное и интеллектуальное развитие, достойный и гарантированный государством минимум условий существования (см.: Основы национальной безопасности / Под общ. ред. В. Л. Манилова. М., 1998. С. 26, 90, 166, 198), а также государственную поддержку семьи, выход из кризисной демографической ситуации, создание условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей (см.: Колесова Н. С. Особенности современного социально-демографического состояния России // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 106–115; Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М., 2000. С. 154–238; О социально-демографических процессах в России и прогнозах ее развития // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. Вып. 1. М., 1996. С. 82–95), в том числе обеспечение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно-правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом (Пчелинцева Л. М. Обеспечение безопасности несовершеннолетних граждан семейно-правовыми средствами // Журнал российского права. 2001).

Резко повысился в последние годы интерес специалистов к такому специфическому аспекту личной безопасности, как информационно-психологическая безопасность. Это объясняется объективными причинами. А именно, в результате реформирования общества и перехода к рыночным отношениям произошла резкая активизация информационно-коммуникативных процессов, осуществляемых через средства массовой информации. Это стимулировало широкую распространенность манипулятивных технологий воздействия на людей.

Как относительно автономная подсистема системы национальной безопасности безопасность личности также представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, целостное выражение которых может быть классифицировано по различным основаниям (критериям).

По специфике сфер общественной жизни, в которых личность делает свой социальный и профессиональный выбор, целесообразно выделить:

• экономическую безопасность личности;

• социальную безопасность личности;

• политическую безопасность личности;

• духовно-идеологическую безопасность личности.

В соответствии с характером угроз и опасностей можно выделить внутреннюю и внешнюю безопасность личности, имея в виду социальную защищенность элементов внутренней структуры личности и ее взаимоотношений с другими объектами общественной жизни. В данном смысле внутреннюю структуру безопасности личности можно представить следующим образом:

• безопасность ценностно-культурных оснований развития личности;

• безопасность личных убеждений и мировоззрения личности;

• безопасность прав и свобод личности;

• безопасность права личности на выражение своего мнения;

• безопасность выбора линии практического поведения;

• безопасность личности в выражении своих чувств и эмоций.

Внешняя структура безопасности личности выражает состояние защищенности ее во взаимодействии с внешними обстоятельствами, которые могут представлять либо опасность, либо угрозу, либо различные степени риска. Внешнюю сферу безопасности личности можно структурировать следующим образом:

• безопасность личности в межличностных отношениях;

• безопасность личности в групповых отношениях (идентификационная безопасность);

• безопасность личности в отношениях с социальными институтами (институциональная безопасность);

• безопасность личности в отношениях с профессиональными организациями (профессиональная безо пасность);

• безопасность отношений личности с общественными организациями по интересам (корпоративная безопасность).

Таким образом, личность является объектом безопасности во многих смыслах, начиная с необходимости защищенности ее интересов и потребностей и заканчивая безопасной практической деятельностью.

Безопасность личности играет приоритетную роль в соотношении национальной и глобальной безопасности. Специфика такого положения обусловлена характером угроз и опасностей для существования и развития личности, особенностями самой личности как субъекта и объекта социальных отношений, а также характером мероприятий по противодействию опасностям и угрозам для личности.

Личность как объект безопасности взята под охрану российским законодательством. Угрозы безопасности личности могут определяться через его права и свободы, устанавливаемые в конституционном порядке. Их также можно некоторым образом сгруппировать:

• угрозы безопасности личности, обусловленные влиянием социальной сферы и связанные с утратой человеком права на жизнь, на жилье, на охрану здоровья, на труд и его результаты, на образование, на возможность распоряжаться своими способностями, на отдых и социальное обеспечение, на свободу и безопасность, на неприкосновенность личную и своего жилища, на защиту закона, своей чести и достоинства, на охрану семьи, материнства и детства, на свободу передвижения;

• угрозы безопасности личности, обусловленные влиянием экономической сферы и связанные с правами человека на собственность, на защиту от безработицы;

• угрозы безопасности личности, обусловленные влиянием политической сферы и связанные с обеспечением таких его прав и свобод, как свобода слова, права гражданства, равного доступа к должностям государственных органов, избирать и быть избранным, на получение достоверной информации о положении дел во всех сферах общественной жизни, свободы различных форм проявления общественно-политической активности;

• угрозы безопасности личности, обусловленные влиянием духовно-культурной сферы и связанные со свободой совести и вероисповедания.

Безопасность личности можно представить схематически:


Итак, безопасность личности – это такое же многоаспектное явление, как и сама личность, в котором необходимо учитывать не только индивидуально-личностные показатели, физические условия жизнедеятельности, но и условия, обусловленные детерминированностью существования и развития человека со стороны общества и государства, мирового сообщества. Безопасность личности взаимосвязана с безопасностью общества и государства.

Способность каждого человека действовать в секторе безопасности от своего имени, а также от имени других людей является важнейшей особенностью новых подходов к безопасности XXI века.

Безопасная личность обладает следующими качествами:

1. Индивидуально-типологические особенности (критичность мышления, внимательность, преобладание волевой сферы, эмоциональная устойчивость, способность противодействовать усталости, творческое мышление и др.).

2. Личностные особенности (адекватная самооценка (самоотношение), самоактуализация, когнитивная сложность, рефлексия, высокий уровень самосознания, уверенность в себе, адаптивность, активность в самоутверждении, коммуникативность, идентичность (отражает целостность личности), ответственность, гибкое сознание, способность к саморазвитию, жизнестойкость, самоконтроль и уверенность в себе и др.).

3. Субъектные (социально-психологические) особенности (субъектность, сформированная система смысловой регуляции жизнедеятельности и др.).

Безопасная личность концептуально может быть определена как человек, строящий свою жизнь в контексте единства с обществом и природой, реализующий свой потенциал, свои идеалы и стремления с помощью сформированной системы смысловой регуляции жизнедеятельности, а также обладающий готовностью к обеспечению безопасности и способный поддерживать свою безопасность за счет преобразования опасностей в фактор собственного развития.

Отношение человека к миру, его активность и удовлетворенность существуют в тесной взаимосвязи с глубинными диспозициями и ориентациями личности. Диспозиции и ориентации, как структурные образования личности, являются составляющими внутренних ресурсов возможностей субъекта, его личностного потенциала. Таким образом, личностный потенциал является основой психологической безопасности. В свою очередь, личностный потенциал включает в себя качества субъектности человека.

  • Раздел I. Общие положения (ст.ст. 1 - 7)
    • Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты
    • Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности
    • Статья 3. Угроза безопасности
    • Статья 4. Обеспечение безопасности
    • Статья 5. Принципы обеспечения безопасности
    • Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности
    • Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности
    • Статья 8. Основные элементы системы безопасности
    • Статья 9. Основные функции системы безопасности
    • Статья 10. Разграничение полномочий органов власти в системе безопасности
    • Статья 11. Руководство государственными органами обеспечения безопасности
    • Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности
    • Статья 13. Статус Совета безопасности Российской Федерации
    • Статья 14. Состав Совета безопасности Российской Федерации и порядок его формирования
    • Статья 15. Основные задачи Совета безопасности Российской Федерации
    • Статья 16. Порядок принятия решений Советом безопасности Российской Федерации
    • Статья 17. Межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации
    • Статья 18. Аппарат Совета безопасности Российской Федерации
    • Статья 19. Основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета безопасности Российской Федерации
    • Статья 20. Финансирование деятельности по обеспечению безопасности
    • Статья 21. Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности
    • Статья 22. Надзор за законностью деятельности органов обеспечения безопасности

    Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I
    "О безопасности"

    С изменениями и дополнениями от:

    25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г., 2 марта 2007 г., 26 июня 2008 г.

    ГАРАНТ:

    Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу

    См. постановление ВС РФ от 5 марта 1992 г. N 2446/1-1 "О введении в действие Закона Российской Федерации "О безопасности"

    Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России

    5 марта 1992 года

    Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

    Безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

    К основным объектам безопасности относятся личность (ее права и свободы), общество (его материальные и духовные ценности), государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом.

    Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными принципами обеспечения безопасности являются законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности, интеграция с международными системами безопасности.

    Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с Законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом РФ, не допускается. Определены основные функции этой системы. Рассмотрен вопрос разграничения полномочий органов власти в системе безопасности.

    Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Определены его полномочия, а также полномочия Совета Министров РФ и федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

    Самостоятельный раздел Закона посвящен Совету безопасности РФ - конституционному органу, осуществляющему подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Совет рассматривает вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и несет ответственность перед Верховным Советом РФ за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. В состав Совета безопасности входят председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Регламентированы порядок принятия решений Советом. Рассмотрены вопросы структурной организации Совета.

    Финансирование деятельности по обеспечению безопасности в зависимости от содержания и масштабов программ, характера чрезвычайных ситуаций и их последствий осуществляется за счет средств республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также внебюджетных средств.

    Контроль за деятельностью по обеспечению безопасности осуществляет Верховный Совет. Функция надзора за законностью деятельности органов обеспечения безопасности возложена на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

    Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности"

    Настоящий Закон введен в действие с момента опубликования

    Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 9 апреля 1992 г., N 15, ст. 769, в "Российской газете" от 6 мая 1992 г. N 103

    Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 103-ФЗ

    Изменения вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

    Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

    Часть вторая статьи 10, абзацы третий и шестой части второй статьи 11, части четвертая - шестая статьи 14, часть первая статьи 21 настоящего Закона признаны не действующими и не подлежащими применению

    Конституция РФ составляет основу для последующего правового регулирования.

    Государство осуществляет функцию защиты охраняемых законом прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Это основная функция правового государства. Ограничения прав граждан, связанные с предоставлением полномочий органам, обеспечивающим безопасность, устанавливаются федеральными законами.

    Закон РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» (с изм. и доп.) устанавливает основные понятия в области обеспечения безопасности.

    Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

    Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

    Угроза безопасности может быть следующих видов:

    - реальная и потенциальная;

    - исходящая от внутренних и внешних источников.

    Соответственно организуется система и структура органов безопасности.

    Объекты безопасности – личность (ее права и свободы); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность).

    Субъекты обеспечения безопасности:

    - органы законодательной, исполнительной и судебной власти

    - иные государственные органы.

    Субъекты безопасности:

    - государственные, общественные и иные организации и объединения,

    - граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

    Таким образом, граждане, их объединения обладают не только обязанностями, но и правами в области обеспечения безопасности.

    Силы и средства обеспечения безопасности:

    - федеральные органы безопасности (органы внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, службы обеспечения безопасности средств связи и информации);

    -Государственная противопожарная служба;

    - органы внутренних дел, внутренние войска;

    - органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; в атомной энергетике; природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы.

    Принципы обеспечения безопасности:

    - соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

    - взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

    - интеграция с международными системами безопасности.

    Создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается. Это не закреплено как принцип, но имеет принципиальное значение в связи с историей страны.

    В органах федеральной службы безопасности запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

    Принципы деятельности федеральной службы безопасности:

    - уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

    - единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

    - конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

    Гарантии прав граждан. Специальными статьями закона о безопасности (ст.6) в 2005 году продублированы и закреплены положения из других законов относительно соблюдения прав граждан.

    Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.

    Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности в случае ограничения своих прав и свобод.

    Концепция национальной безопасности, утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. (ред. от 10 янв. 2000 г). Это политический документ, отражающий государственную стратегию в области обеспечения безопасности. Впервые в истории страны современная Концепция безопасности страны была утверждена Указом Президента РФ как нормативный акт, опубликованный для всеобщего сведения. Вводится понятие национальной безопасности.

    Национальная безопасность – это безопасность многонационального народа РФ как носителя суверенитета и источника власти.

    Виды безопасности по концепции: экономическая, военная, демографическая, безопасность государства как субъекта международных отношений, конституционная, правовая, экологическая.

    Национальные интересы России – это интересы личности, интересы общества, интересы государства. Реализация национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики.

    Виды безопасности по законодательству: государственная, экономическая, экологическая, дорожная, пожарная, техническая, пожарная, атомная и др.

    В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

    Безопасность обеспечивается и достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер политического, экономического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

    К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

    Действующее законодательство предусматривает многие виды безопасности. Так, Конституция РФ содержит правовые основания для выделения общественной безопасности и государственной безопасности. Многие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ называют и регулируют правовые основания, условия и порядок государственной организации обеспечения различных видов безопасности: промышленная безопасность, безопасность гидротехнических сооружений, пожарная безопасность, безопасность дорожного движения, экономическая безопасность и многие другие виды безопасности, среди которых следует выделить главный интегрированный вид безопасности — национальную безопасность, важнейшими составными частями и взаимосвязанными элементами которой являются экономическая и информационная безопасность, поскольку экономические и информационные процессы сопровождают и опосредуют все сферы и отрасли государственного управления в широком и узком, собственно организационном смысле. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, представляющей собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности, под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Согласно этой Концепции, национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

    Национальная безопасность- это защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

    Система НБ решает пять основных задач:

    · - диагностические, связанные с накоплением и анализом новых знаний, информации и потенциальных угроз;

    · - проектировочные, связанные с планированием деятельности органов в направлении достижения целей системы;

    · - конструктивные, связанные с отбором и композиционному построению воздействия на систему с помощью сил и средств на каждом этапе достижения цели, определение потенциальной деятельности по обеспечению безопасности в каждой сфере на конкретном этапе;

    · - коммуникативные, связанные с установлением взаимодействия между органами, силами и средствами системы в процессе ее функционирования;

    · - организаторские, включающие действия по реализации конкретного воздействия на объект угрозы интересам личности, общества и государства с целью их устранения (парирования, локализации).

    Конкретные задачи обеспечения НБ:

    · подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного курса;

    · совершенствование законодательства, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности - общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления, формирование гармоничных межнациональных отношений;

    · укрепление безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

    · обеспечение жизнедеятельности населения в техногенно-безопасном и экологически-чистом мире.

    Основные принципы обеспечения НБ:

    · - соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

    · - взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению НБ;

    · - интеграция с международными системами безопасности;

    · - единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, изменение их приоритетности в зависимости от ситуации;

    · - сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

    Реализовывать положения КНБ в жизнь должна, в первую очередь, система обеспечения национальной безопасности России, которая включает в себя шесть основных элементов:

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: