Законность и ответственность в государственном и муниципальном управлении курсовая

Обновлено: 28.03.2024

Цель работы – проанализировать нормы законодательства и положения теории административного права об административном надзоре.
Основные задачи работы:
Изучить понятия законности и дисциплины в государственном управлении, а также способы их обеспечения;
Обозначить виды контроля в государственном управлении и органы, уполномоченные осуществлять данную деятельность;
Понять сущность административного надзора в государственном управлении;
Проанализировать проблемы обеспечения законности в надзорной деятельности компетентных органов.

Содержание

Введение 3
1. Законность и дисциплина в государственном управлении
и способы их обеспечения 5
2. Виды контроля в государственном управлении 8
3. Сущность административного надзора в государственном управлении 19
4. Проблемы обеспечения законности в административно-надзорной деятельности 26
Заключение 36
Список источников 38

Вложенные файлы: 1 файл

Гавриленков.docx

1. Законность и дисциплина в государственном управлении

и способы их обеспечения 5

2. Виды контроля в государственном управлении 8

3. Сущность административного надзора в государственном управлении 19

4. Проблемы обеспечения законности в административно-надзорной деятельности 26

Список источников 38

Введение

Важную роль в достижении целей, поставленных перед органами исполнительной власти, играет контроль за соблюдением правовых норм, то есть надзор.

Известно, что контроль – атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с правовых, научных, социально-политических, организационно-технических позиций. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляя им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, то отграничение контроля от надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за ее последствия.

В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых – важное условие обеспечения безопасности. По сути надзор – это ограниченный, суженный контроль.

Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной работы, рассматривающей вопросы административного надзора в сфере государственного управления.

Объект исследования – общественные отношения в сфере административного надзора в административном праве РФ.

Предметом моей работы являются нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения административного надзора.

Цель работы – проанализировать нормы законодательства и положения теории административного права об административном надзоре.

Основные задачи работы:

  1. Изучить понятия законности и дисциплины в государственном управлении, а также способы их обеспечения;
  2. Обозначить виды контроля в государственном управлении и органы, уполномоченные осуществлять данную деятельность;
  3. Понять сущность административного надзора в государственном управлении;
  4. Проанализировать проблемы обеспечения законности в надзорной деятельности компетентных органов.

В работе использованы нормы законодательства, а также ряд работ авторов по административному праву.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Законность и дисциплина в государственном управлении

и способы их обеспечения

Законность представляет собой сложное явление и в научной литературе рассматривается в нескольких аспектах: как конституционный принцип, как политический режим и как способ управления делами государства.

Статья 15 Конституции Российской Федерации 1 предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, а законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции страны. Именно эти основные требования составляют сущность законности.

Иначе говоря, сущность законности состоит в единообразном понимании и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Создание подлинно правового государства предполагает распространение действия закона на все сферы общественной жизни, прежде всего на функции органов государственной власти, обязательность закона для самого государства и его органов, должностных лиц, развитие государственного аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом.

Обеспечение законности немыслимо без строгого соблюдения государственной дисциплины, предполагающей точное соблюдение всеми организациями, государственными службами и гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных прав.

Дисциплина и законность не только связаны друг с другом, но и взаимообусловлены. Строгое соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов – важнейшее требование как законности, так и государственной дисциплины, что и послужило основанием считать законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями.

При всей близости законности и государственной дисциплины они не тождественны. Различие между ними состоит в том, что дисциплина охватывает порядок поведения людей не только в сфере правовой регламентации общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская и т.д.), но в сфере действия иных норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и т.д.).

Ее содержание шире содержания «законность», так как включает исполнение прав и обязанностей, основанных на требованиях как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения и исполнения только правовых норм. Кроме того, в содержание дисциплины включаются такие элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность и качество работы. Поэтому дисциплина значительно глубже, чем законность, проникает в производственные отношения и теснее связана с экономическими категориями 2 .

Режим законности необходим во всех областях социальной жизни. Однако особую значимость он имеет в системе взаимоотношений субъектов административной власти между собою, а также с гражданами и негосударственными организациями.

Субъекты исполнительной власти представляют многочисленную группу, с ними люди, негосударственные организации, трудовые коллективы контактируют намного чаще, чем с прокуратурой, судами, представительными органами. Количество государственных служащих, связанных с исполнительно-распорядительной деятельностью, во много раз превышает численность всех служащих, занимающихся иной государственной деятельностью.

Субъекты исполнительной власти, применяя нормы права, издают большое число подзаконных нормативных актов и обладают значительными властными полномочиями.

Также субъекты исполнительной власти непосредственно распоряжаются огромными материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами.

Органы исполнительной власти (должностные лица) вправе осуществлять внесудебное принуждение, юрисдикционную деятельность, в их непосредственном ведении находится механизм физического принуждения, защиты (армия, милиция, уголовно-исполнительная система и т.п.).

Они наделены дискреционными полномочиями свободой усмотрения, которая служит одним из средств выполнения государственными органами возложенных на них задач и полномочий.

Создание устойчивого правового режима во взаимоотношениях между субъектами административной власти, с одной стороны, и гражданами, их объединениями, организациями – с другой, предполагает необходимость следующих условий: наличие в государстве развитого законодательства и основанной на нем системы юридических норм; реальности со стороны государства гарантий, обеспечивающих строгое и неуклонное соблюдение правовых норм всеми участниками управленческих отношений; эффективно действующего в рамках соблюдения законности механизма государственного принуждения.

Среди общих условий гарантии законности следует выделить правовые, политические, экономические, организационные. К специальным юридическим средствам обеспечения законности относятся надзор, контроль и принуждение.

2. Виды контроля в государственном управлении

В зависимости от субъектов, осуществляющих государственный контроль, и характера их полномочий различают следующие виды контроля:

- контроль, осуществляемый Президентом РФ;

- контроль органов законодательной (представительной) власти за деятельностью органов исполнительной власти;

- контроль органов судебной власти за деятельностью органов исполнительной власти;

- контроль, осуществляемый органами исполнительной власти 3 .

Президентский контроль в сфере управления осуществляется в двух основных формах:

- непосредственный контроль Президента РФ;

- президентский контроль через его структуры.

Непосредственный контроль Президент РФ осуществляет, прежде всего, в области подбора и расстановки кадров. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должность заместителей Председателя, министров, руководителей федеральных служб, высшее командование Вооруженных сил и других руководителей федеральных органов исполнительной власти.

В дальнейшем эти и другие руководители регулярно отчитываются перед Президентом РФ при их личных встречах с ним и представлении отчетов о деятельности подчиненных им министерств и ведомств.

Президент вправе не только присутствовать, но и председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет ему непосредственно контролировать правильность и необходимость решений Правительством по важнейшим вопросам управления страной.

Кроме того, Президент РФ вправе отменять постановления или распоряжения Правительства, если они противоречат Конституции РФ, а также принимать решения об отставке самого Правительства РФ.

Существенную роль в осуществлении президентского контроля играет Администрация Президента РФ, которая действует на основе Положения о ней, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 год № 490 4 . В пределах своих полномочий Администрация также осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ.

Что касается других президентских структур, то помощь Президенту в подборе и расстановке кадров оказывает Управление Президента РФ по кадровым вопросам и государственным наградам, а также Управление Президента РФ по вопросам государственной службы, которые готовят предложения по подбору и назначению лиц на ведущие должности в системе органов исполнительной власти.

Следующей структурой является Контрольное управление Президента РФ, которое осуществляет контроль и проверку исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ. На него возложен контроль и проверка исполнения поручений Президента, руководителя его Администрации, а также контроль за деятельностью подразделений Администрации Президента.

Для реализации своих полномочий Контрольное управление вправе создавать комиссии, к работе которых могут привлекаться правоохранительные, контролирующие органы и другие специалисты федеральных органов исполнительной власти.

При обнаружении признаков состава преступления Контрольное управление направляет материалы проверок в органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности для решения вопроса по ним.

К числу президентских структур следует отнести также полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, которые действуют на основе Положения о них, утвержденного Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года 5 .

Осуществляя свою деятельность, полномочный представитель Президента не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций. Но он вправе осуществлять контроль за деятельностью органов исполнительной власти по выполнению федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, решений федеральных органов исполнительной власти, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе.

Виды обеспечения законности и особенности применения мер ответственности к индивидуальным субъектам государственного управления. Суть контроля за деятельностью органов исполнительной власти. Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.01.2013
Размер файла 39,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы, могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний не только органы, но и должностные лица. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей ОВД по железнодорожному району города Чита.

В ОВД железнодорожного района по городу Чита ежегодно поступает большое количество жалоб граждан по поводу различных нарушений их прав. В своем поручении 5 февраля 2001 года к руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации, Правительству и полномочным представителям Президента РФ в федеральных округах, В. В. Путин отметил серьезную и предметную критику гражданами органов власти всех уровней, содержащуюся в их обращениях, что как он считает, свидетельствует о том, что права и свободы человека должным не обеспечиваются. В своем обращении он также указал на необходимость, в целях всемерной защиты политических экономических и социальных прав личности, принятия решительных мер по повышению эффективности работы с обращениями граждан, усиления роль руководителей органов государственной власти и самоуправления, в активном использовании современной организации работы с обращениями граждан.

Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан - административные, то есть рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке и судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти, при этом негласно, в отсутствие жалобщика, к тому часто работниками, не имеющими правовой подготовки. Поэтому жалобы нередко остаются без удовлетворения. Такой порядок не может признаваться эффективным, тем более, когда речь может идти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы или иска повышаются. Однако закон предусматривает альтернативную возможность разрешения вопроса - рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстрого исправления ошибки, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям.

В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны. Обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее в административном порядке решение по делу. В ходе процесса ему приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина и тем самым не доводят дело до суда.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями от 14 декабря 1995 г.) предусматривает возможность каждого гражданина обратиться в суд, если он считает, что неправомерными действиями или решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

К действиям или решениям, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия или решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения его прав и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

государственное управление законность неправомерный

Законность и ответственность - это неотъемлемые элементы демократии. Исполнение установленных законом обязанностей, равно как и осуществление прав, продиктовано, прежде всего, высокой сознательностью граждан, должностных лиц государственного аппарата. Но пока существует государство и право, необходимо принуждение по отношению к тем, кто не подчиняется закону. Таким образом, ответственность выступает важнейшим средством обеспечения законности, обеспечения исполнения обязанности.

Государственный аппарат должен действовать не по произволу, а в рамках норм права, определяющих его деятельность, его права и обязанности. Отступление должностных лиц государственного аппарата от нормативных предписаний должно влечь по отношению к ним соответствующее государственное принуждение, обеспечивающее восстановление нарушенных ими обязанностей.

Слабым звеном во всей проблеме обеспечения прав человека является вопрос о реальном наказании конкретных виновных лиц за их нарушение. На практике права грубо нарушаются, а виновные в преступлениях против прав человека, остаются безнаказанными. В качестве действенной меры наказания за правонарушение можно было бы расширить перечень оснований ограничения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на известный срок для лиц, совершивших должностное правонарушение, как это предусмотрено в проекте Уголовного кодекса. Причем запрет на занятие государственной должности должен налагаться в бесспорном порядке. Недопустимо оказывать снисхождение человеку, чьи решения и действия, в силу занимаемого общественного положения, нанесли ущерб интересам граждан, организаций, государства или гражданского общества.

Исторический опыт свидетельствует о том, что наилучшим способом защиты прав является хорошо организованная и снабженная эффективными процессуальными гарантиями система правосудия, приводимая в действие по инициативе носителей прав, заинтересованных в их осуществлении и защите. Поэтому необходима общая реформа правосудия - расширение сферы его действия и укрепление юридических гарантий законности при его осуществлении. Острейшим образом здесь стоит проблема ответственности судей, вольно толкующих предоставленные им законом личную неприкосновенность и независимость в вынесении решения, как совершеннейшую свободу от исполнения человеческого и профессионального долга.

Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы, нуждается в создании эффективно действующей системы законности и ответственности. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов.

Настанет время, когда люди станут поступать из сознания необходимости следовать закону, а не вопреки ему, когда каждый свой шаг будут соизмерять со своей гражданской совестью. До тех пор должен существовать правовой институт ответственности, воспитывающий в человеке стремление жить в гармонии с другими людьми, не посягая на свободу, честь и достоинство человеческой личности.

Список используемых источников

Конституция Российской Федерации от 25.12.1993г. с изменениями от 30.12.2008 года.

Федеральный Закон «Об основах государственной службы российской Федерации» от 31.05.1995 года №119 ФЗ (с изменениями внесенные Федеральным законом от 18 февраля 1999 года № 35-ФЗ)

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Утвержден Верховным Советом РСФСР 20 июня 1984 г. (ред. от 9 января 1996 г.).

Уголовный кодекс РСФСР Утвержден Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 г. (ред. от 20 декабря 1995 г.) с комментариями.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 26 января 1996 г. №14-ФЗ) с комментариями.

Кодекс Законов о труде Российской Федерации. Утвержден Верховным Советом РСФСР (с изменениями и доп. на 25 сентября 1992 г.)

Положение о Министерстве внутренних дел РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г.

Федеральный закон в новой редакции №117 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Федеральный Закон "О полиции" от 1 марта 2011 года №3 с комментариями.

Перечень информации о деятельности МВД России, утвержденный Указом Президента РФ от 10 августа 2011 г.№1060

Положение об Общественном совете при МВД России, утвержденное Указом Президента РФ от 28 июля 2011 г. №1027

Федеральный закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями от 14декабря 1995) №51.

Бачило И.А. Приложение к журналу «Социальная защита»№ 21 статья: Новая жизнь госслужбы. 2005.

Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник. М.: Норма-Инфра-М, 2000.

Уголовное право. Общая часть. М.: МГУ. 2007г.

Четвериков В.С. Персональная ответственность в государственном управлении. Переработанное учебное пособие. М.: Юристь. 2008г

Энтин Л.М. Юридическая ответственность: проблемы и перспективы. СПб.: юридическая литература. 2006 г.

Законность и свобода в государственном управлении. Сущность персональной ответственности, её виды и особенности применения мер юридической ответственности к индивидуальным субъектам. Права, обязанности и ответственность государственного служащего.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.10.2015
Размер файла 45,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Круг общих (основных) обязанностей государственного служащего сводится к следующему:

а) Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

б) Добросовестное исполнение должностных обязанностей; соблюдение установленных в государственном органе правил служебного распорядка, порядка обращения со служебной информацией; выполнение должностных инструкций. Государственный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.

в) Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

г) Исполнение приказов, распоряжений и указаний, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

д) Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.

е) Соблюдение норм служебной этики.

ж) Хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

з) Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Существуют также должностные обязанности, которые присущи конкретному виду государственной службы и конкретной занимаемой должности. Они регламентированы в должностных инструкциях, а также локальных нормативных актов того учреждения, в котором проходит службу государственный служащий.

3.5 Ответственность государственных служащих

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе -- обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»-- «г» п. 3 (прогул -- отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня. Появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. Разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей. Совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком.

Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания, меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285--293 УК РФ). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего -- должностного лица -- права занимать соответствующие государственные должности.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет право-восстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.

Именно высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает государственный служащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него.

Услугами государственных служащих пользуются все современные страны независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима.

Государственные служащие выполняют все задачи и функции, которые цивилизованные общества мира возлагают на свои государства. Именно они в современном обществе осуществляют контрольную организационную, право исполнительную и все иные виды властной деятельности, подготавливают и принимают общеобязательные нормативные правовые акты, а также индивидуальные акты применения права, реализуют государственное принуждение в отношении лиц, совершающих правонарушение, и т.д.

К государственным служащим относятся только лица замещающие должности в государственных органах, а не в любых государственных организациях (например, служащие государственных вузов не считаются государственными служащими).

Таким образом, свобода и ответственность, самостоятельность и законность выступают в государственном управлении в виде взаимосвязанных, парных явлений, из которых каждое определяет возможности и «поле» действия другого. И если изучать данные явления в жизни, пытаться использовать их потенциал, обосновывать меры по их развитию, то делать это необходимо при комплексном подходе и конкретном анализе того, в каком состоянии явления находятся и к чему реально подготовлены.

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Известия, 1993. 59 с.

2. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Экономика, 2009. - 386 с.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. - 282 с.

4. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 438 с.

5. Государственная служба: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - М.: Изд-во «МарТ», 2008. - 326 с.

6. Государственная служба (комплексный подход) / Отв. ред. А.В. Оболонский. - М.: Дело, 2008. - 522 с.

7. Государственное и муниципальное управление. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2008 - 304 с.

8. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», 2010. - 448 с.

9. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во «МарТ», 2010. - 218 с.

10. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление как специальность и система научных знаний: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2008. - 432 с.

11. Кнорринг В.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2010. - 326 с.

12. Пикулъкин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов. 2-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 382 с.

13. Радченко АЛ. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник для вузов. 2-е изд. - Ростов н/Д: Ростов. кн. изд-во, 2008. - 293 с.

Законность в государственном управлениирежим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Общие черты законности: 1) является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан; 2) выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления; 3) является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности; 4) основывается на действующем российском законодательстве; 5) представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.

Принципы законности следующие.

Верховенство закона состоит в требовании точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормативные правовые акты, действующие на территории государства; требовании соблюдать иерархию нормативных правовых актов; требовании соответствия нормативных правовых актов меньшей юридической силы тем, которые обладают большей юридической силой.

Равенство перед законом перед законом все равны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к религии, других обстоятельств и несут равную обязанность соблюдать требования юридических норм, а в случае их нарушения несут равную юридическую ответственность.

Единство законности действие законов, подзаконных нормативных правовых актов на территории всего государства единообразно, их толкование и применение не должны отличаться в зависимости от территориального масштаба действия; это прежде всего единство нормативной основы законности для всего государства.

Всеобщность и непререкаемость законности требования законности распространяются на деятельность как органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, так и граждан, общественных объединений; никто из субъектов управленческих отношений не может быть исключен из сферы законности.

Гарантированность прав и свобод личности –состоит в конституционном закреплении основополагающих прав и свобод человека и гражданина, создании условий для их реализации.

Неотвратимость ответственности за нарушения законности каждый факт нарушения законности должен получить должную государственно-правовую оценку, которая выражается в обязанности виновных лиц нести установленные ограничения.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности заключается в том, что субъектам управленческих отношений предоставляется возможность выбрать наиболее целесообразный вариант поведения в пределах определенных юридических норм; в случае противоречия между законностью и целесообразностью приоритет отдается законности с учетом последующего изменения нормативной правовой базы.

Гарантии законности –совокупность объективных условий и субъективных факторов, а также специальных юридических средств, посредством которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

Гарантии законности делятся на общие условия обеспечения законности и специальные средства обеспечения законности.

Общие условия обеспечения законности совокупность экономических, политических, социальных и идеологических условий функционирования системы государственного управления. Их виды: экономические (состояние базисных, экономических отношений, организация и функционирование субъектов экономических отношений), политические (состояние государственной власти, развитие институтов демократии, степень участия населения в политических процессах в обществе), духовно-нравственные (уровень культуры общества, его членов, уровень сознания, в том числе правосознания).

Специальные средства обеспечения законности –совокупность юридических и организационных средств, при помощи которых обеспечивается режим законности в сфере государственного управления.

К юридическим средствамотносят: нормативно-правовое регулирование наиболее значимых отношений в сфере государственного управления, совершенствование действующего законодательства с учетом динамики управленческих отношений, средства предупреждения правонарушений в сфере управления, средства пресечения (прекращения) правонарушений в сфере управления, меры правовосстановления (защиты) нарушенных прав в сфере управления, нарушенных в результате правонарушения, меры процессуального обеспечения (юридические процедуры), юридическую ответственность.

К организационным средствамотносят: контроль за деятельностью субъектов государственного управления, надзор за деятельностью субъектов государственного управления, обучение, подготовка субъектов государственного управления и др.

Законность можно рассматривать как:
*режим, т.е. установленный государственный порядок, в соответствии с которым все правоотношения и действия госорганов, ОМСУ, общественных институтов и граждан осуществляется в рамках закона.
*метод, т.е. совокупность способов, средств с помощью которых управленческая деятельность направляется на исполнение законов
*принцип жизнедеятельности для всех - следование закону, правилам.
Проблема законности проявляется на двух уровнях - на уровне нормотворческой деятельности гос.административных органов и на уровне правоприменения, реализации правовых актов.
Уровень законности в государстве зависит от ее состояния в исполнительно- распорядительной деятельности субъектов административной власти. Обеспечение законности в обществе зависит от состояния государственной дисциплины - точное соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка деятельности госорганов, предприятий, учреждений, организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации функций государственного управления. Виды: плановая, финансовая, договорная, технологическая, служебная (добросовестное исполнение своих обязанностей), трудовая.
Ответственность в управлении
Социальная ответственность - объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых взаимных требований. В широком смысле - осознание своего поведения.
В структуре ответственности социальной выделяют несколько видов: материальную, моральную, нравственную, политическую, юридическую. В зависимости от субъекта ответственных действий выделяются индивидуальная, групповая, коллективная ответственности.
Ответственность в госуправлении имеет особый характер, т.к. многие управленческие решения порождают глубокие социальные последствия, предопределяют судьбы миллионов людей. Мера ответственности связана с установлением социальных последствий допущенного отклонения от законных норм. Мера часто выражается через понятие "вина".
Политическая (наступает за отклонение от согласованных политических программ, целей); Нравственная (не зафиксирована нормативно; показатель отношения человека к самому себе, к нормам морали); Юридическая (наступает за нарушения конкретных норм правовых актов. Виды юр. отв-ти: дисциплинарная, административная и уголовная.); уголовная. Законность в сфере административной юрисдикции осуществляют специально созданные государственные органы с контрольно-надзорными функциями.

1. Конституция РФ как основа правового регулирования государственного управления.

1. Законность в государственном управлении: понятие законности и правопорядка.

2. Государственная дисциплина и её виды: плановая, финансовая, договорная, технологическая, служебная, штатная, трудовая дисциплина. Роль дисциплины в обеспечении законности в государственном управлении.

2. Ответственность в государственном управлении. Социальная ответственность и её виды. Механизм административной ответственности

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что такое законность вообще и в государственном управлении в частности?

2. Каковы средства обеспечения законности в государственном управлении?

3. Какова роль дисциплины (её различных видов) в обеспечении законности в государственном правлении.

4. В чем заключается роль судебной власти в обеспечении законности в правовом государстве?

5. Что такое ответственность и каковы её виды?

6. Раскройте взаимосвязь между свободой, законностью и ответственностью в государственном управлении.

Тема 11. Предмет и методологические основы изучения системы муниципального управления

Темы для подготовки докладов

1. Сущность и содержание муниципального управления.

2. Предмет и задачи муниципального управления как научной дисциплины.

3. Основные принципы муниципального управления.

4. Формирование и развитие муниципального управления в России.

5. История развития муниципального управления зарубежьем.

6. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта.

7. Основные теории местного самоуправления.

8. Повышение роли местного самоуправления на современном этапе.

9. Основные теории местного самоуправления.

10. Гражданское самоуправление, муниципалитет, префект.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. В чём сущность понятия «Муниципальное управление»?

2. Каковы задачи муниципального управления как научной дисциплины?

3. Каковы цели данного курса? Что должен знать студент после изучения данного курса?

4. Назовите основные факторы, определяющие особенности муниципального управления.

5. Дайте определение понятию «Муниципальное образование».

6. Каковы основные принципы муниципального управления?

7. Каковы важнейшие документы, регламентирующие деятельность местного самоуправления?

8. С какими научными дисциплинами связано муниципальное управление?

9. Опишите основные этапы развития местного самоуправления в России.

10. Содержание основных теорий местного самоуправления.

11. Укажите основные черты организации местной власти в советский период.

12. Каковы основные тенденции развития местного самоуправления на современном этапе.

13. Охарактеризуйте англосаксонскую модель управления.

14. Сущность континентальной модели управления.

15. Отличия советской модели управления.

Тема 12. Становление и развитие местного самоуправления в России

Темы для подготовки докладов

1. Характеристика исторических этапов становления местного самоуправления в России

2. Особенности организации самоуправления в России после социалистической революции.

3. Современные цели государства в области развития местного самоуправления.

4. Проблемы реформирования местного самоуправления в России.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Опишите основные этапы развития местного самоуправления.

2. Охарактеризуйте содержание основных теорий местного самоуправления.

3. Каковы основные тенденции развития местного самоуправления.

Тема 13. Становление и развитие местного самоуправления в зарубежных странах

Темы для подготовки докладов

1. Характеристика англо-саксонской модели самоуправления.

2. Характеристика континентальной модели местного самоуправления.

3. Современные системы местного самоуправления – смешанные и переходные модели (на примере любой страны)

4. Дискуссия о возможно использования зарубежного опыта организации местного самоуправления.

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Охарактеризуйте англосаксонскую модель местного самоуправления.

2. В заключается сущность континентальной модели управления.

3. В чем отличия советской модели управления.

4. Сравнительное отличие трех основных моделей местного управления.

Тема 14. Система местного самоуправления

Темы для подготовки докладов

1. Система местного самоуправлении: ее принципы и функции.

2. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

3. Полномочия субъектов РФ в сфере местного самоуправления.

4. Правовая основа местного самоуправления.

5. Характеристика представительных органов местного самоуправления (на выбор)

Вопросы для обсуждения и дискуссии

1. Что включает в себя понятие «организационные основы муниципального управления»?

2. Какие нормативные акты регламентируют организацию и деятельность органов местного самоуправления?

3. В чём выражается понятие «объект муниципального управления»?

4. Какие факторы учитываются при формировании объектов муниципального управления?

5. Дайте определение понятию «муниципальное образование».

6. Основные полномочия муниципального образования.

7. В чём выражается понятие «муниципальное хозяйство»?

8. Что называется муниипально-правовыми нормами?

9. Классификация правовых норм.

10. Понятие системы местного самоуправления и её функции.

11. Что относится к муниципально-правовым институтам?

12. Источники муниципального права.

13. Особенности органов местного самоуправления, отличающие их от органов государственной власти.

14. Что включает в себя нормативно-правовая база местного самоуправления?

15. Понятие функций муниципального управления.

16. Что такое субъект муниципального управления?

17. Назовите основные функции муниципального управления.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: