Закон об обеспечении единства партии и государства последствия

Обновлено: 23.04.2024

Самым принципиальным отличием нового правогосударственного уклада бы­ли совершенно особые, не известные предыдущей государственной истории, взаимоотношения партии и государственной организа­ции, согласно которым вся деятельность и институты государства определялись целями и идейно-политическими задачами господст­вующей партии.

Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным установле­нием однопартийности. В период укрепления власти нацистов, в 1933 г., были законодательно запрещены и распущены КПГ, СДПГ, Немецкая народная партия, Баварская народная партия, партия ка­толического «Центра», а также все их спортивные, молодежные и женские организации. Имущество партий конфисковано. В июле 1933 г. «Стальной шлем» слился с НСДАП. Указами о «защите не­мецкого народа и государства» (февраль 1933 г.) были ограничены свободы собраний, печати в случае их антиправительственной на­правленности, а также в целом отменены основополагающие для политических свобод граждан ст. 114-118, 123-124, 153 Ваймарской конституции. Постановлением 14 июля 1933 г. образование новых партий запрещалось.

Третьим из основополагающих актов нового уклада стал За­кон об обеспечении единства партии и госу­дарства 1 декабря 1933 г. По закону, НСДАП объявлялась «но­сительницей государственной мысли и неразрывно связанной с госу­дарством». Партия возлагала на себя особые задачи в отношении на­рода, фюрера и государства, во имя которых на ее членов налага­лись особые права и обязанности, для них устанавливалась своя осо­бая подсудность. На съезде 1935 г. государственные функции НСДАП были облечены в форму специальных задач по реорганиза­ции государства, устранению из госаппарата недовольных, воспита­нию народа в духе НСДАП и его идеи. Эти принципы стали госу­дарственной программой, ив дальнейшем принципиаль­ные решения по вопросам развития экономики, внешней политики, государственного реформирования принимались на съездах партии.

Партийный аппарат НСДАП стала непосредственной структу­рой государственной организации. На основе прежних организаци­онных звеньев к 1935 г. сложилась разветвленная структура пар­тийных организаций НСДАП, охватившая страну на всех уровнях: 33 области — Gau делились на 827 округов, 21 тыс. Районов и свыше 260 тыс. партийных ячеек (с 1938 г. областей было уже 38, ячеек — свыше 800 тыс.). Основным звеном было област­ное, которое почти везде совпадало с военными округами и с адми­нистративным подразделением. Местный руководитель (штатгальтер) почти всегда одновременно являлся и фюрером-гауляйтером областной партийной организации. На аннексированных землях та­кое совпадение было абсолютным. Все государственные вопросы (кроме суда, финансов и почты) подлежали ведению гауляйтеров. В 1943-1944 гг. партийные и административные области стали еще и экономическими районами, и ведению тех же властей были подчи­нены регулирование цен, труда и т. д. Подчинялись гауляйтеры не­посредственно фюреру, и, согласно организационному уставу НСДАП, «несли полную ответственность перед фюрером за ту об­ласть, управление которой ему поручено».

НСДАП установила непосредственный партийный контроль над всеми институтами государства. В июле 1934 г. Гитлер впервые узаконил участие своего заместителя по партии «в разрешении воп­росов, связанных с подготовкой законопроектов во всех администра­тивных инстанциях империи». Заключения заместителя фюрера в качестве рейхсминистра были обязательными для рассмотрения всех предложений. В 1941 г. эти полномочия были делегированы новому заместителю — М. Борману и институализированы в особых правах Партийной канцелярии фюрера, которая одновременно стала и об­щегосударственным и партийным высшим органом управления. Со­гласно распоряжению Гитлера (январь 1937 г.) любые назначения на государственные должности, сделанные без согласования с пар­тийными организациями соответствующего уровня, считались не­действительными. Задача «политического руководства государст­вом», декларированная Уставом НСДАП, преобразовалась в прямой административный надзор. И это соответствовало официальной ус­тановке: «Не государство дает нам приказы, — говорил Гитлер на съезде партии в 1935 г., — а мы даем приказы государству».

НСДАП была объявлена политическим ядром всех обществен­ных институтов страны. По закону 3 июля 1934 г. депутат райхстага терял свой мандат, если он выходил из партии или исключался из нее; председатель фракции назначал нового «депутата» из общего списка. Особым законом в 1935 г. было провозглашено единство НСДАП и молодежной организации «Гитлерюгенд», которая рас­сматривалась как бы частью партии; молодежь в возрасте от 10 до 18 лет обязана была состоять в «Гитлерюгенд» под угрозой уголов­ной ответственности родителей, деятельность всех других, нежели официально-партийные, молодежных, женских, спортивных и т. п. союзов запрещалась. Такая политика была в том числе направлена к массовости партии, к объединению в нее значительной части населения страны и во всяком случае государственного аппа­рата. В январе 1933 г. в НСДАП состояло 0,8 млн. членов, в мае — уже 1,6 млн., в начале 1945 г. — 6 млн. Доля членов НСДАП в го­сударственном аппарате достигала 70%, включая и технических служащих. Отдельные государственные институты создавались сра­зу чисто партийные. Таким был Отдел по работе среди немцев за границей (1931). Только партийному руководству подчинялось ополчение-фольксштурм, созданное в сентябре 1944 г.

Положения: Установление партийной формы власти и особого порядка судопроизводства для членов партии.

Утратил силу: 1945 Статус: не действует

Закон об обеспечении единства партии и государства ( нем. Gesetz zur Sicherung der Einheit von Partei und Staat ) . [1]

1 декабря 1933 г.

(с изменениями по Закону 8 июля 1934 г.) [2] [3]

Правительство рейха приняло следующий закон, который приводится ниже:

1).После победы национал-социалистской революции Национал-социалистская германская рабочая партия является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством.

2). Она является корпорацией публичного права. Её устав утверждается фюрером.

Для обеспечения самого тесного сотрудничества партийных служб и служб СА с общественными учреждениями заместитель фюрера и начальник штаба СА становятся членами правительства рейха.

1). Члены Национал-социалистической германской рабочей партии и СА (включая подчиненные им подразделения) как руководящая и движущая сила национал-социалистического государства имеют повышенные обязательства перед фюрером, народом и государством.

2). При нарушении этих обязательств они предстают перед специальным партийным судом и судом СА.

3). Фюрер может распространить эти предписания на членов других организаций. [4]

Нарушением признается всякое действие или упущение, которое затрагивает состав, организацию, деятельность или значение Национал-социалистской германской рабочей партии, а в особенности всякое нарушение дисциплины и порядка.

Кроме обычных наказаний по службе возможны также арест и заключение.

Государственные органы в пределах своей компетенции должны оказывать должностную и правовую помощь служебным органам партии и СА, которым поручено осуществление партийной подсудности и подсудности по линии СА.

Закон, касающийся дисциплинарной власти по отношению к членам СА и СС от 28 апреля 1933 года (Листок государственных законов I, с. 230) потерял силу.

Рейхсканцлер в качестве фюрера Национал-социалистической немецкой рабочей партии и в качестве верховного фюрера СА издаёт распоряжения, необходимые для проведения и развития настоящего закона, в частности, относительно структуры и способов осуществления правосудия в рамках партии и SA. Он определяет время вступления в силу предписаний, касающихся этих судов.

1. Спустя четыре месяца после того, как рейхстаг отрекся от своих демократических прав и обязанностей, республика беспрепятственно сменилась однопартийным тоталитарным государством. В результате государство стало партийным, а партия — государственной. Лидеры партии одновременно становились и руководителями государства.

2. На члена НСДАП (СА), в отличие от гражданина рейха, распространялось действие партийных документов, определяющих сумму прав и обязанностей члена НСДАП и СА. Данные партийные документы закрепляли «повышенные обязанности», за нарушение которых член НСДАП (СА) нёс ответственность.

3. Члены НСДАП (СА) подлежали особому порядку судопроизводства.

Согласно предписаниям относительно такой подсудности (которые, согласно параграфу 8 Закона об обеспечении единства, издавались непосредственно фюрером (рейхсканцлером)) «для возбуждения судебного разбирательства против члена нацистской партии было необходимо согласие соответствующего партийного суда:

  • В делах по иску частного характера, например, в отношении одежды, семейных ссор, легких телесных повреждений и т. д.
  • При уголовно наказуемых правонарушениях, то есть при таких преступлениях и нарушениях, которые преследуются только по ходатайству прокуратуры, например, в исках по оскорблению.

Согласия партийного суда не требовалось:

  • При подаче жалоб, например, по фактам мошенничества, хищений и т. п.
  • При гражданских процессах, которыми партийное правосудие практически не занимается, то есть по жалобам, целью которых является отстаивание личных прав, например, в делах при покупке, найме, аренде или займе.

При всех этих четырех видах судопроизводства первой задачей партийного судьи…, должно стать предотвращение процесса. Мелочи не следует раздувать в процесс. Часто предупреждения или простого указания бывает достаточно, чтобы обратить внимание члена партии на его партийные обязанности».

Представитель общегражданской власти имел право в случае нарушения членом нацистской партии уголовного законодательства «возбудить в компетентном партийном суде дело против члена партии с тем, чтобы его наказали (по партийной линии) или, если он окажется совсем неисправимым, исключили из партии. Партийный суд в этом случае проверяет, требует ли наказания поведение члена партии в указанном представителем власти конкретном случае или нет. Если такой инцидент доходит до сведения партийного суда или члена партии, то партийный суд или член партии просят представителя власти подать заявление в суд (очевидно, имеется в виду партийный суд). Если он отказывается возбудить дело в суде, то подается жалоба в вышестоящую инстанцию. Во всех случаях последнее решение принимает Верховный суд». В целом для партийных судов были предусмотрены 5 видов судопроизводства:

  • Судопроизводство по уголовному делу.
  • Судопроизводство по спорным вопросам.
  • Судопроизводство по защите чести.
  • Судопроизводство по отводу (по заявлениям о приеме в партию).
  • Судопроизводство по вопросам расы и масонства . [5]


Круг организаций, на которые распространялся этот Закон и, соответственно, партийный суд был впоследствии существенно расширен:

На основании закона об обеспечении единства партии и государства от 1 декабря 1933 года (Листок государственных законов I с. 1016) я предписываю:

(2) Поземельные книги и другие общественные книги подлежат по требованию безвозмездному исправлению.

HJ (включая Юнгфольк, Союз немецких девушек и девочек),

являются подразделениями Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

(1) Подразделения Национал-социалистической немецкой рабочей партии не имеют ни собственного юридического лица, ни своей собственности.

(2) NSDAP образует со своими подразделениями как корпорация публичного права в отношении имущественных прав единое целое в рамках общей организации. В отношении имущественных прав обязанности и права имеют поэтому исключительно единый орган.

(3) Имперский казначей NSDAP является генеральным уполномоченным фюрера по всем связанным с имущественным правом делам NSDAP. Генеральные полномочия включают в себя право давать со своей стороны полномочия в целом или по отдельным делам.

(1) Присоединенные формирования могут иметь собственное юридическое лицо.

(2) Присоединенные формирования подлежат финансовому надзору со стороны государственного казначея NSDAP.

(3) Других определенных законом прав на надзор финансовый надзор государственного казначея NSDAP не касается.

Все учреждения должны оказывать помощь государственному казначею NSDAP и его уполномоченным в исполнении их обязанностей и соответствовать надеждам государственного казначея NSDAP, которые на них возлагаются на основании этого распоряжения.

(1) Первое распоряжение по исполнению от 23 марта 1934 года («Фёлькишер беобахтер», Мюнхенское издание № 86 от 27 марта 1934 года и Берлинское издание № 87 от 28 марта 1934 года) к закону по обеспечению единства партии и государства от 1 декабря 1933 года отменяется.

(2) Аналогичным образом отменяются все действующие до сих пор предписания и постановления, противодействующие настоящему распоряжению по исполнению закона по обеспечению единства партии и государства от 1 декабря 1933 года.

(1) Предписания по исполнению и дополнению § 2 и § 3 этого распоряжения издает заместитель фюрера. В остальном предписания по исполнению этого распоряжения издает имперский казначей NSDAP.

(2) Предписания по исполнению и дополнению следует публиковать в листке государственных законов.

П.10. Декрет президента Германской Республики о защите народа и государства от 28 февраля 1933 г.

[Документ ПС-1390]

На основании абзаца 2 статьи 48 имперской конституции в целях противодействия коммунистическим актам насилия, представляющим угрозу для государства, постановляется следующее:

§1. Статьи 114, 115, 117, 118, 123, 124 и 153 имперской конституции впредь до дальнейших распоряжений отменяются. Поэтому ограничения свободы личности, свободы выражения мнений, включая сюда свободу печати, право союзов и собраний, нарушение тайны почтово-телеграфной корреспонденции и телефонных разговоров, производство обысков и конфискаций, а также ограничения права собственности, допускаются независимо от пределов, обычно установленных законом.

§2. Если в какой-либо из земель не будут приняты необходимые меры для восстановления общественного порядка и безопасности, то имперское правительство может временно взять на себя полномочия высшего органа власти земли.

§3. Органы власти земель и общин (союзов общин) должны на основании §2 настоящего декрета исполнять в пределах своей компетенции изданные имперским правительством распоряжения.

§4. Неподчинение распоряжениям высших органов власти земель или подчиненных им органов, изданным в целях проведения в жизнь настоящего декрета, или распоряжениям имперского правительства, изданным согласно §2 настоящего декрета, или призыв, или подстрекательство к такому неподчинению карается тюремным заключением на срок не ниже одного месяца или денежным штрафом от 150 до 15 000 рейхсмарок, если указанные действия согласно другим постановлениям не влекут за собой более тяжкого наказания.

Неподчинение упомянутым в абзаце 1 распоряжениям, влекущее за собой угрозу жизни людей, карается каторжными работами, а при отягчающих обстоятельствах — тюремным заключением на срок не ниже шести месяцев или смертной казнью, а при смягчающих обстоятельствах — каторжными работами на срок не ниже двух лет. Наряду с этим допускается конфискация имущества.

Призыв или подстрекательство к общественно опасному неподчинению, упомянутому в абзаце 2, карается каторжными работами, а при отягчающих обстоятельствах — тюремным заключением на срок не ниже трех месяцев.

§5. Преступления, за которые в §81 (государственная измена), 229 (отравление отдельных лиц), 307 (поджог), 311 (взрыв), 312 (затопление), 315, абзац 2 (повреждение железнодорожных путей), 324 (массовые отравления) уголовного кодекса предусмотрены пожизненные каторжные работы, караются смертной казнью.

Смертной казнью или, поскольку до сих пор не применялась более тяжкая мера наказания, пожизненными каторжными работами или каторжными работами на срок до 15 лет караются:

1) лица, замышляющие убийство рейхспрезидента, или члена, или комиссара имперского правительства, или правительства земли, а также те, кто призывают к такому убийству, предлагают свои услуги и принимают подобные услуги или сговариваются с другим лицом с целью совершения такого убийства;

2) лица, совершившие деяния, предусмотренные §115, абзац 2, уголовного кодекса (мятеж) или §125, абзац 2, уголовного кодекса (тяжкое нарушение внутреннего мира в стране), с оружием в руках или в сознательном и преднамеренном соучастии с вооруженным лицом;

3) лица, незаконно лишающие других свободы (§239 уголовного кодекса) для того, чтобы воспользоваться ими в качестве заложников в политической борьбе.

§6. Настоящий декрет вступает в силу со дня его опубликования.

Берлин, 28 февраля 1933 года

Президент Германской республики фон Гинденбург

Рейхсканцлер Адольф Гитлер

Имперский министр внутренних дел Фрик

Имперский министр юстиции д-р Гюртнер

Нюрнбергский процесс в 3-х томах, М.1965, т.1, с.87—89.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ РЕСПУБЛИКИ: 1931–1933 ГОДЫ

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ РЕСПУБЛИКИ: 1931–1933 ГОДЫ Среди неразберихи тогдашней Германии появилась любопытная и противоречивая личность, которой суждено было вырыть могилу республике. Этот человек станет на короткое время ее последним канцлером и по иронии судьбы на одном из

КОНЕЦ ИЮЛЯ 1940: НАЧИНАЮТСЯ СОВЕТСКИЕ ЧИСТКИ. ЛИКВИДАЦИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

КОНЕЦ ИЮЛЯ 1940: НАЧИНАЮТСЯ СОВЕТСКИЕ ЧИСТКИ. ЛИКВИДАЦИЯ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТА ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Весной 1940 года Матти Пятс, тогда еще семилетний внук президента Константина Пятса, сдал вступительные экзамены в Английский колледж, государственное учебное заведение еще

3.5. Голод 1932–1933 годов был актом геноцида украинского народа

3.5. Голод 1932–1933 годов был актом геноцида украинского народа Тезис, согласно которому голод 1932–1933 годов был геноцидом украинского народа, в последнее время активно продвигается на международной арене украинскими политиками. Этот тезис мы встречаем и в фильме «The Soviet Story».

П.09. Записка Круппа по поводу его речи, в которой он выразил благодарность Гитлеру его выступлением перед 25 промышленниками (20 февраля 1933 г.)

П.09. Записка Круппа по поводу его речи, в которой он выразил благодарность Гитлеру его выступлением перед 25 промышленниками (20 февраля 1933 г.) [Документ Д-204]ЗапискаРейхсканцлеру Гитлеру я выразил благодарность от имени 25 присутствующих господ промышленников (20 февраля 1933

Из письма «Имперского объединения германской промышленности» Гитлеру от 24 марта 1933 г. о результатах совещания, созванного Густавом Круппом фон Болен

Из письма «Имперского объединения германской промышленности» Гитлеру от 24 марта 1933 г. о результатах совещания, созванного Густавом Круппом фон Болен [Документ НИ-910]Дорогой господин рейхсканцлер!Сообщаем Вам, что 23 марта 1933 года состоялось совещание «Имперского

П.13. Закон об обеспечении единства партии и государства от 1 декабря 1933 г.

П.13. Закон об обеспечении единства партии и государства от 1 декабря 1933 г. [Документ ПС-1395]Закон об обеспечении единства между партией и государством. Принят 1 декабря 1933 г.Правительство рейха приняло закон, в котором содержится следующее:§1. (1) После победы в Германии

"Закон о защите народа и рейха"

"Закон о защите народа и рейха" (Gesetz zur Erhebung der Not von Volk und Reich), закон, "устранявший страдания народа и государства", предоставлявший Гитлеру чрезвычайные полномочия и конституционные основы для режима диктатуры. Был подписан президентом Паулем фон Гинденбургом 28 февраля и

Глава IV НАЧАЛО ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НАПОЛЕОНА Хлопчатобумажная промышленность во Франции и декрет 22 февраля 1806 года

Глава IV НАЧАЛО ЗАПРЕТИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НАПОЛЕОНА Хлопчатобумажная промышленность во Франции и декрет 22 февраля 1806 года 1. Колебания и опасения Главного торгового совета в эпоху Амьенского мира, Аргументация в пользу безусловного воспрещения ввоза иностранных бумажных

65. КРИЗИС ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ УСТАНОВЛЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ, ЕЕ МЕХАНИЗМ В 1933–1945 гг

65. КРИЗИС ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ УСТАНОВЛЕНИЕ ФАШИСТСКОЙ ДИКТАТУРЫ, ЕЕ МЕХАНИЗМ В 1933–1945 гг В 1923 г. провалилась первая попытка национал-социалистической рабочей партии Германии (национал-социалистов, нацистов, фашистов) захватить государственную власть («пивной путч» в

ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГОСПОДИНУ ВИЛЬГЕЛЬМУ ПИКУ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГОСПОДИНУ ОТТО ГРОТЕВОЛЮ

ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГОСПОДИНУ ВИЛЬГЕЛЬМУ ПИКУ, ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, ГОСПОДИНУ ОТТО ГРОТЕВОЛЮ Разрешите приветствовать вас и в вашем лице германский народ с образованием

М.С. Горбачев. Поздравляю Бориса Николаевича Ельцина с избранием на пост Президента республики[201]

М.С. Горбачев. Поздравляю Бориса Николаевича Ельцина с избранием на пост Президента республики[201] Уважаемый Съезд народных депутатов Российской Федерации!Только что состоялся торжественный акт приведения к присяге и вступления в должность первого Президента

Берлин, вторник, 28 февраля 1933 года

Берлин, вторник, 28 февраля 1933 года Факельное шествие проходило по Паризер-плац. Его участники выкрикивали предвыборные лозунги национал-социалистов – до выборов в рейхстаг осталось пять дней.Языки факелов отражались в темных окнах французского посольства. Ярко

Выступление на акте награждения Президента Боливарианской Республики Венесуэла Уго Рафаэля Чавеса Фриаса орденом «Карлос Мануэль де Сеспедес» в десятую годовщину его первого визита на Кубу

Выступление на акте награждения Президента Боливарианской Республики Венесуэла Уго Рафаэля Чавеса Фриаса орденом «Карлос Мануэль де Сеспедес» в десятую годовщину его первого визита на Кубу Театр «Карл Маркс», 14 декабря 2004 года[65] Дорогой брат Уго Чавес, президент

1. Политико-экономическая и оперативная обстановка в стране. Организация деятельности ЭКУ ВЧК — ОГПУ по защите экономической безопасности государства

1. Политико-экономическая и оперативная обстановка в стране. Организация деятельности ЭКУ ВЧК — ОГПУ по защите экономической безопасности государства Первая мировая и Гражданская войны нанесли отечественной экономике огромный материальный ущерб. На рубеже 1920–1921 гг.

5. Деятельность органов ВЧК — ОГПУпо борьбе с коррупцией при защите экономических интересов государства в концессионной политике

5. Деятельность органов ВЧК — ОГПУпо борьбе с коррупцией при защите экономических интересов государства в концессионной политике Ни в каком вопросе не было столько колебаний, как в области привлечения и использования иностранного капитала. Эта проблема появляется с

§1.1.После победы национал-социалистской революции, Национал-социалистская германская рабочая партия является носительницей германской государственной мысли и неразрывно связана с государством.

2. Она является корпорацией публичного права. Ее устав утверждается вождем.

§2. (в редакции закона 8 июля 1934 г.). Для обеспечения теснейшей общей работы служебных органов партии с государственными организациями заместитель вождя является членом имперского правительства.

§3.1. На членов Национал-социалистской германской рабочей партии и штурмовых отрядов (включая подчиненные им деления), в качестве ведущей и движущей силы национал-социалистского государства, возлагаются повышенные обязанности в отношении вождя, народа и государства.

2. За нарушение своих обязанностей они подлежат особой партийной подсудности иподсудности по линии штурмовых отрядов.

3. Вождь может распространить эти правила на членов других организаций.

§4. Нарушением признается каждое действие или упущение, которое затрагивает состав, организацию, деятельность или значение Национал-социалистской германской рабочей партии или угрожает в этом же отношениичленам штурмовых отрядов (включая подчиненные им деления), а в особенности всякое нарушение дисциплины и порядка.

§5. Кроме иных обычных должностных наказаний могут быть установлены арест и заключение.

§6. Государственные органы, в пределах своей компетенции, должны оказывать должностную и правовую помощь служебным органам партии и штурмовых отрядов, которым поручено осуществление партийной подсудности и подсудности по линии штурмовых отрядов….

§8. Рейхсканцлер, в качестве вождя Национал-социалистской германской рабочей партии и в качестве верховного вождя штурмовых отрядов, издает распоряжения, необходимые для проведения и развития настоящего закона, в особенности распоряжения об организации и порядке осуществления партийной подсудности и подсудности по линии штурмовых отрядов. Он определяет время вступления в силу предписаний об этой подсудности.

Конституции буржуазных стран. М.-Л., 1935. С.133-134.

Испания. Все силы на разгром врага

Воззвание декабрьского пленума 1936 года Центрального Комитета Коммунистической партии Испании

1. Необходимо, чтобы существующее правительство, в ко­тором представлены все силы, контролирующие мнение Масс, имело всю полноту власти и чтобы все - отдельные гра­ждане и организации - безоговорочно выполняли распоря­жения этого правительства и его органов.

2. Необходимо, чтобы немедленно была введена обяза­тельная воинская служба, единственное средство быстрого создания великой народной армии, организованной и дисцип­линированной, которая будет крепка своей военной мощью. Во главе этой армии должны быть поставлены командиры из военных и гражданских лиц, преданные республике и народу; командиры должны быть уважаемы, и их приказы должны безоговорочно выполняться.

Необходимо, чтобы был создан генеральный штаб и единое командование для армии, которая будет действовать на различных фронтах, и чтобы в этом едином командовании были сконцентрированы наиболее способные и вместе с тем лучшие представители партий и профсоюзных организаций, которые 'пользуются доверяем масс и чьи приказы должны безоговорочно выполняться.

3. Необходимо, чтобы была введена в тылу железная дисциплина при помощи разъяснительной кампании о том, что означает эта война.

4. Необходимо, чтобы были национализированы и реорга­низованы наши основные отрасли промышленности, и в пер­вую очередь военная промышленность, для снабжения всем необходимым фронта и тыла; все профсоюзы, политические партии и отдельные граждане, верные делу народа, должны использовать свое влияние для достижения одной цели: производить как можно больше и лучше для ускорения победы.

5. Должен быть создан Совет по координации промыш­ленности и экономики в целом, в котором должны быть пред­ставлены все техники и специалисты Народного фронта, для того чтобы этот высокий государственный орган направлял и руководил выпуском продукции и чтобы все выполняли его распоряжения.

6. Должен быть введен рабочий контроль над производ­ством продукции, при этом органы рабочего контроля должны действовать в соответствии с планом, намеченным Советом по координации промышленности.

7. Сельское хозяйство должно дать продукцию, обеспечи­вающую в полной мере фронт и тыл на основе плана, выра­ботанного представителями от организаций крестьян, пар­тий и организаций Народного фронта.

8. Пусть знают во всем мире, что весь испанский народ, все, что есть здорового и прогрессивного в нашей стране, борется, чтобы защитить свою свободу от подлого и гнусного нападения предателей родины и от вторжения вооруженных сил германского, итальянского и португальского фашизма, мечтающих превратить Испанию в страну рабов.

El partido comunista por la libertad y independencia de España. Valencia, 1937. P. 26-28. Цит. по:Хрестоматия… Т. 1. С.404-405.

30 января 1933 года Гитлер был назначен рейхсканцлером. С самых же первых дней своего правления фюрер стал ломать парламентский строй.

Начал он с самых ненавистных противников нацизма – немецких коммунистов. 24 февраля штурмовики при содействии полиции разгромили штаб КПГ. Нацистская пропаганда уверяла, что КПГ готовила государственный переворот. Конечно, тогда в это мало кто мог поверить. А такие способы борьбы с оппозицией вызывали отвращение у широких слоёв населения. И тогда нацисты пошли на необычный шаг – они с помощью спецотрядов штурмовиков 27 февраля подожгли здание рейхстага и объявили коммунистов виновными в поджоге.

На следующее утро Гитлер направился к Гинденбургу с проектом указа об «охране народа и государства». Указ упразднял важнейшие статьи Веймарской конституции, гарантировавшие демократические свободы граждан. Престарелому президенту Гитлер нарисовал страшную картину «коммунистических козней». Поджог здания парламента он изобразил как последнее звено разветвлённого коммунистического заговора, как сигнал к перевороту. Перепуганный генерал-фельдмаршал без особого сопротивления подписал указ. Статья первая указа давало право правительству вводить любые меры «по ограничению свободы личности и свободы мнений». Правительству разрешалось также ограничивать свободу печати, нарушать тайну переписки и телефонных переговоров, отдавать распоряжения об обысках и конфискации имущества и т.д. Фашистский террор, таким образом, официально был узаконен президентом республики.

Гитлер развернул широкомасштабную борьбу с коммунистами и иными своими противниками. Уже тогда существовали концлагеря и подпольные нацистские тюрьмы.

На 5 марта 1933 года были назначены очередные выборы в рейхстаг. НСДАП развернула широкомасштабную пропаганду, как идеологическими методами, так и силовыми (избиения и убийства противников фюрера). Но, несмотря на всё это, нацисты так и не смогли набрать абсолютного большинства голосов. Чтобы стать диктатором, Гитлер должен был полностью отбросить легальные средства, уничтожить парламент, ликвидировать демократический режим. Для этой цели нацисты представили на утверждение нового парламента «закон о ликвидации бедственного положения народа и государства». На заседание рейхстага, которое теперь проходило в Потсдаме, не пустили депутатов КПГ, а принятие закона сопровождалось угрозами расправы со стороны штурмовиков (согласно конституции, необходимо было квалифицированное большинство – ст.76).

В результате закон был принят 441 голосом против 94 (голоса социал-демократов). Он содержал всего пять статей. За правительством было окончательно закреплено право принимать законы без санкции парламента (ст. 1), при этом было оговорено, что законы, принимаемые правительством, могут не соответствовать конституции (ст. 2) – фактически эти положения делали конституцию фиктивной. Канцлер получал полномочия сам разрабатывать и вносить в правительство такого рода законы, и они вступали в силу на следующий день после их утверждения (ст. 3) – так Гитлер получал фактически диктаторские полномочия. Договоры с иностранными государствами не подлежали более ратификации парламентом (ст. 4).

Устанавливался и срок действия нового закона, он был введён якобы на 4 года до 1 апреля 1937 года (ст. 5).

21 марта 1933 г. – «закон против образования новых партий». В ст. 1 говорится, что в Германии в качестве единственной политической партии существует НСДАП.

1 декабря 1933 г. – «Закон об обеспечении единства партии и государства». В ст. 1 говорится, что НСДАП «неразрывно связана с государством».

14 февраля 1934 г. соответствующим законом был ликвидирован рейхсрат.

Полномочия рейхспрезидента также фактически были сведены на нет. 2 августа 1934 года Гинденбурга не стало. Прямо в день его смерти нацистское правительство издало указ о слиянии постов президента и канцлера («закон о верховном главе Германской империи). Гитлер, который теперь в одном лице олицетворял два высших поста в государстве, принял на себя тем самым и другую важнейшую функцию: он стал главнокомандующим вооружёнными силами Германии. Гитлер получил официальный титул «фюрера и канцлера Германской империи» и неограниченную власть.

Веймарскую конституцию, что интересно, фашисты так и не отменили официально. Чисто формально она действовала до конца Третьего Рейха.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: