Закон азербайджана о государственной пошлине

Обновлено: 24.04.2024

В целях обеспечения применения Закона Азербайджанской Республики “О государственной пошлине” в связи с его вступлением в силу постановляю:

1. Поручить Кабинету Министров Азербайджанской Республики в месячный срок:

- представить Президенту Азербайджанской Республики предложения о приведении действующих законодательных актов в соответствие с Законом Азербайджанской Республики “О государственной пошлине”;

- обеспечить приведение нормативно-правовых актов Кабинета Министров и соответствующих центральных органов исполнительной власти в соответствие с данным Законом и информировать об этом Президента Азербайджанской Республики;

- в соответствии со статьей 5.5 Закона Азербайджанской Республики “О государственной пошлине” утвердить правила возвращения неправильно удержанной и выплаченной сверх установленной суммы государственной пошлины;

- в пределах своих полномочий установить и утвердить предусмотренные статьей 23.1 Закона Азербайджанской Республики “О государственной пошлине” суммы государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на виды предпринимательской деятельности, требующие получения специального разрешения (лицензии);

- в пределах своих полномочий решить другие вопросы, вытекающие из Закона Азербайджанской Республики “О государственной пошлине”.

2. Установить, что:

- предусмотренные статьей 4.7 Закона Азербайджанской Республики “О государственной пошлине” полномочия “соответствующего органа исполнительной власти” осуществляет Министерство налогов Азербайджанской Республики;

- предусмотренные статьей 5.5 данного Закона полномочия “соответствующего органа исполнительной власти” осуществляет Кабинет Министров Азербайджанской Республики;

- предусмотренные статьей 7 данного Закона полномочия “соответствующего органа исполнительной власти” осуществляет по статьям 2.0.1. – 2.0.11 данного Закона Министерство налогов Азербайджанской Республики;

- предусмотренные статьей 23.1 данного Закона полномочия “соответствующего органа исполнительной власти” осуществляют в пределах своих полномочий Президент Азербайджанской Республики и Кабинет Министров Азербайджанской Республики;

- предусмотренный статьей 23.3 данного Закона список “соответствующих органов исполнительной власти, выдающих специальное разрешение”, устанавливает Президент Азербайджанской Республики.

3. Поручить Министерству налогов Азербайджанской Республики в месячный срок утвердить форму отчета, предусмотренную статьей 4.7 Закона Азербайджанской Республики “О государственной пошлине”.

Президент Азербайджанской Республики

Город Баку, 26 декабря 2001 года

AZERTAG.AZ : У К А З ПРЕЗИДЕНТА АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О применении Закона Азербайджанской Республики “О государственной пошлине”

16.4.1. за получение документов на основании запроса (для каждого документа):

16.4.1.1. в Азербайджанской Республике

16.4.1.2. за пределами страны.

10 долларов США

16.5. За легализацию документов:

16.5.1. в Азербайджанской Республике

16.5.2. в зарубежных странах

10 долларов США

16.6. За проведение нотариальных действий:

16.6.1. за нотариальное подтверждение доверенностей на право пользованием и распоряжением имуществом, за исключением недвижимого имущества, находящегося на территории Азербайджанской Республики, в том числе автотранспортными средствами, за право на осуществление кредитных операций

20 долларов США

16.6.2. За подтверждение доверенностей на получение и распоряжение денежными средствами, посылками, корреспонденцией, поступившими по почте и полученных из банковских управлений

20 долларов США

16.6.3. за подтверждение договоров:

16.6.3.1. за подтверждение об отчуждении транспортных средств

50 долларов США

16.6.3.2. за подтверждение других договоров подлежащих оценке

150 долларов США

16.6.3.3. 3а подтверждение договоров о деления имущества, гарантий и прочих договоров не подлежащих оценке

30 долларов США

16.6.4. за подтверждение копий и выписок из документов

10 долларов США

16.6.5. за подтверждение верности перевода документов с одного языка на другой (за каждую страницу):

с иностранных языков

10 долларов США

На иностранные языки

20 долларов США

16.6.6. за нотариальное подтверждение подлинности подписей на документе, в том числе и подписи переводчика (за каждый документ)

20 долларов США

16.6.7. за принятие мер по охране наследства

40 долларов США

16.6.8. за подтверждение завещания

50 долларов США

16.6.9. за принятия наследства в депозитарий

30 долларов США

16.6.10. за выдачу свидетельства о праве на наследство

100 долларов США

16.6.11. за принятие документов на сохранение (за исключением завещания)

20 долларов США

16.6.12. за принятие на сохранение предмета обязательства (за каждый месяц)

20 долларов США

16.6.13. за принятие на депозит денежных сум и ценных бумах

20 долларов США

16.6.14. за ведение заметок об исполнении

10 долларов США

16.6.15. за выдачу свидетельств на право пользование супругами долей от общего имущества

10 долларов США

16.6.16. за подтверждение факта жизни лица, нахождения лица в определенном месте, идентификация личности с фотографией и подтверждение времени подачи документов

10 долларов США

16.6.17. составление морских протестов

10 долларов США

16.6.18 за обеспечение доказательств

10 долларов США

16.7. За иные консульские услуги

10 долларов США

Статья 17. Освобождение от уплаты государственной пошлины за консульские действия, совершаемые в Азербайджанской Республике или в дипломатических представительствах Азербайджанской Республики в зарубежных странах, и особенности уплаты государственной пошлины

17.1. Предусмотренная статьей 16 настоящего Закона государственная пошлина не взимается:

17.1.1. за получение служебных и дипломатических паспортов;

17.1.2. за востребование и получение по запросу компетентных органов и отдельных граждан данной страны документов в соответствии с договорами о правовой помощи в гражданских, семейных и уголовных делах, об алиментах, о пенсии и вопросах усыновления между Азербайджанской Республикой и иностранными государствами;

17.1.3. за оформление паспортов и других проездных документов лиц, командированных в зарубежные страны в составе государственной делегации;

17.1.4. За удостоверение договоров и завещаний, связанных с дарением имущества в пользу Азербайджанской Республики;

17.1.5. за охрану имущества, оставшегося после смерти членов экипажа судов, воздушных и других транспортных средств, а также граждан Азербайджанской Республики.

17.2. Предусмотренные статьей 16 настоящего Закона государственные пошлины не взимаются с прибывших в Азербайджанскую Республику следующих иностранцев:

17.2.1. членов государственной делегации и официальных лиц;

17.2.2. лиц, представляющих в Азербайджанской Республике международные гуманитарные организации;

17.2.3. лиц, получающих образование по государственной линии и занимающихся педагогической деятельностью;

17.2.4. лиц, совершающих поездку по линии обороны.

17.3. С каждого из иностранцев, приезжающих в Азербайджанскую Республику в составе группы, взимается государственная пошлина за оформление визы или продление срока ее действия.

17.4. Помимо государственной пошлины, указанной в статье 16.6. настоящего Закона, наследники и наследодатели оплачивают расходы, связанные с охраной недвижимого наследственного имущества, арендой, охраной помещения, транспортные, командировочные, почтовые, канцелярские и прочие фактические расходы.

17.5. Государственная пошлина за предполагаемый срок хранения при хранении и приеме документов уплачивается заранее, и незавершенный месяц учитывается как завершенный.

17.6. Государственная пошлина за консульские действия, проводимые в дипломатических представительствах Азербайджанской Республики в зарубежных странах, в течение одного месяца перечисляется в государственный бюджет.

17.7. За выдачу «Свидетельства на возвращение в Азербайджанскую Республику» заменяющего паспорт для возвращения в страну гражданам Азербайджанской Республики владеющим дипломатическими и служебными паспортами, проходящим обучение зарубежом (в случаи предоставления подтверждающего документа), осуществляющим педагогическую деятельность по государственной линии, лицам освобожденным из мест лишения свободы, депортированным, экстрадированным, жертвам торговли людьми, лицам не достигшим 18 лет государственная пошлина не взимается.

Кроме случаев, предусмотренных в первой части данной статьи при иных обстоятельствах у гражданина Азербайджанской Республики потерявшего паспорт в иностранном государстве, в случае предоставления им справки об утере документа, полученного из компетентного органа полиции, государственная пошлина за свидетельство на возвращение в Азербайджанскую Республику не взимается.

Молоток судьи, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.07.2021

Милли Меджлис принял в первом чтении изменения в закон "О государственной пошлине" и в Гражданский процессуальный кодекс, которые для Sputnik Азербайджан прокомментировал юрист Азер Нагиев.

БАКУ, 2 июл — Sputnik. В обновленном законе "О государственной пошлине" установлены новые ставки госпошлины за подачу иска, другого заявления или жалобы в суд, а также за повторную подачу копии судебного решения.

Ожидается, что закон вступит в силу 1 октября 2021 года. В целом изменения были внесены в связи с реформами, проводимыми в судебной системе республики.

Важные поправки

Изменения предлагается внести примерно в 160 статей Гражданского процессуального кодекса. Основные новшества связаны с введением института письменного производства, усилением института подготовки к судебному разбирательству, внедрением электронной судебной системы, введением временных мер безопасности, установлением института возврата к исполнению. Адвокат Азер Нагиев подробно прокомментировал для Sputnik Азербайджан внесенные в закон изменения.

Согласно поправке к статье 9, были удалены и заменены некоторые термины, тем самым текст закона был освобожден от лишних терминологических конструкций. Кроме того, ликвидированы статьи 9.1.9–9.1.11, 9.1.15 и 9.1.19, которыми раннее указанные в этих статьях стороны освобождались от уплаты госпошлины - это означает, что теперь они будут обязаны ее платить.

В частности, речь идет о делах по искам прокурора о возмещении материального ущерба, причиненного государству в результате преступления (истцы); по делам, связанным с розыском лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, выплат по инвалидности или иного ущерба здоровью, а также смерти кормильца, удержания налогов и других обязательных платежей (полиция); выдачи документов (справок) гражданам, предприятиям и организациям в связи с уголовными делами и алиментными делами (граждане, предприятия, ведомства и организации); по заявлениям, поданным в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, государственных интересов (госорганы); по заявлениям о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу по вновь открывшимся делам (стороны).

Согласно поправкам, за подачу заявления о применении временной меры безопасности предусмотрена государственная пошлина. В этом случае размер пошлины зависит от суммы пошлины, уплаченной за поданный иск.

В то же время, по словам юриста, в соответствии с изменениями, для определения размера госпошлины необходимо проводить определенные расчеты, что станет дополнительной нагрузкой для граждан и судов.

Несправедливые пошлины

В настоящее время самая высокая государственная пошлина за обращение в суд составляет 40 манатов, но после изменений максимальная сумма может составить больше 50 тысяч манатов, говорит юрист.

Сборы за крупные иски по закону были мизерными, что несправедливо. С этой точки зрения изменения в закон надо приветствовать, полагает юрист. Однако необходимость определять размер комиссии в процентах требует ведения расчетов, что может привести к множеству математических неточностей.

По многим простым претензиям, ранее облагавшимся государственной пошлиной в размере 10 манатов, (к примеру, заявка физического лица на дом, квартиру, дворовый участок и прочее), размер пошлины увеличился до 100 манатов.

Это негативно скажется на правах малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, льготников, безработных и других) по обращению в суд. Как известно, прожиточный минимум на 2021 год установлен в размере 196 манатов, в том числе 207 манатов для трудоспособного населения, 162 маната для пенсионеров и 175 манатов для детей. Все это в конечном итоге повлияет на право обращения в суд, предусмотренное статьей 57 Конституции АР.

Комментарии Гражданско-процессуального кодекса

Согласно статье 174.5, суд может наложить штраф в размере до 500 манатов на сторону, ее представителя или адвоката, которые заявили очевидные необоснованные ходатайства и жалобы или явно препятствовали надлежащему и быстрому рассмотрению и разрешению дела. Размер штрафа может быть определен с учетом конкретных случаев.

В поправке используются слова "петиции и жалобы, препятствующие быстрому и оперативному рассмотрению дел". С другой стороны, увеличиваются сроки рассмотрения дел в судах. Так, в судах дела по восстановлению прав, алиментам рассматриваются в течение месяца, после поправок могут проводиться в течение двух месяцев после смены, и если другие гражданские дела рассматриваются в течение трех месяцев, то теперь могут вестись в течение четырех месяцев. В настоящее время Верховный суд рассматривает дела в течение двух месяцев, но теперь может тратить на это три месяца.

Плюсы и минусы изменений

В целом нововведения учитывают современные требования к ведению судебного разбирательства, выстраивают более гибкую судебную систему, с другой стороны, определяют нормы, требующие от участников большей дисциплины и своевременного принятия процессуальных мер.

Согласно поправкам, в Верховный суд больше нельзя будет подавать кассационную жалобу по гражданским делам с суммой иска менее пяти тысяч манатов. В настоящее время эта цифра составляет две тысячи манатов. Решение призвано снизить нагрузку на Верховный суд. Иными словами, по гражданским делам ниже пяти тысяч манатов граждане смогут отстоять свои права только в двух инстанциях.

При этом, право привлечения бесплатного адвоката предоставляется только для Верховного суда. В этом случае гражданин без адвоката в первых двух инстанциях будет лишен права кассационной инстанции для исправления ошибок нижестоящих судов. Например, если в случае с суммой до пяти тысяч манатов суды первой инстанции рассматривают дело без участия гражданина, гражданин должен будет примириться с решениями судов, на которых он не присутствует.

Гражданские дела рассматриваются в Гражданском процессуальном кодексе. Сюда входят дела о трудовых, семейных и других гражданских спорах. Все это обуславливает важность принятия закона о бесплатной юридической помощи и предоставления гражданам адвоката всех уровней. В противном случае эти изменения негативно скажутся на правах и свободах граждан, считает эксперт.

Эти изменения, с одной стороны, побудят стороны к дисциплине, то есть к своевременному принятию необходимых шагов, но с другой стороны, возникнут определенные трудности. Потому что не все граждане понимают суть этих изменений. Порой они обращаются к адвокату в последний день суда. Или иногда люди поздно получают судебные извещения, отмечает юрист.

В целом эти изменения имеют как преимущества, так и недостатки, и потребуется время, чтобы увидеть, как все они работают на практике.

Молоток судьи, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.07.2021

Милли Меджлис принял в первом чтении изменения в закон "О государственной пошлине" и в Гражданский процессуальный кодекс, которые для Sputnik Азербайджан прокомментировал юрист Азер Нагиев.

БАКУ, 2 июл — Sputnik. В обновленном законе "О государственной пошлине" установлены новые ставки госпошлины за подачу иска, другого заявления или жалобы в суд, а также за повторную подачу копии судебного решения.

Ожидается, что закон вступит в силу 1 октября 2021 года. В целом изменения были внесены в связи с реформами, проводимыми в судебной системе республики.

Важные поправки

Изменения предлагается внести примерно в 160 статей Гражданского процессуального кодекса. Основные новшества связаны с введением института письменного производства, усилением института подготовки к судебному разбирательству, внедрением электронной судебной системы, введением временных мер безопасности, установлением института возврата к исполнению. Адвокат Азер Нагиев подробно прокомментировал для Sputnik Азербайджан внесенные в закон изменения.

Согласно поправке к статье 9, были удалены и заменены некоторые термины, тем самым текст закона был освобожден от лишних терминологических конструкций. Кроме того, ликвидированы статьи 9.1.9–9.1.11, 9.1.15 и 9.1.19, которыми раннее указанные в этих статьях стороны освобождались от уплаты госпошлины - это означает, что теперь они будут обязаны ее платить.

В частности, речь идет о делах по искам прокурора о возмещении материального ущерба, причиненного государству в результате преступления (истцы); по делам, связанным с розыском лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, выплат по инвалидности или иного ущерба здоровью, а также смерти кормильца, удержания налогов и других обязательных платежей (полиция); выдачи документов (справок) гражданам, предприятиям и организациям в связи с уголовными делами и алиментными делами (граждане, предприятия, ведомства и организации); по заявлениям, поданным в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, государственных интересов (госорганы); по заявлениям о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу по вновь открывшимся делам (стороны).

Согласно поправкам, за подачу заявления о применении временной меры безопасности предусмотрена государственная пошлина. В этом случае размер пошлины зависит от суммы пошлины, уплаченной за поданный иск.

В то же время, по словам юриста, в соответствии с изменениями, для определения размера госпошлины необходимо проводить определенные расчеты, что станет дополнительной нагрузкой для граждан и судов.

Несправедливые пошлины

В настоящее время самая высокая государственная пошлина за обращение в суд составляет 40 манатов, но после изменений максимальная сумма может составить больше 50 тысяч манатов, говорит юрист.

Сборы за крупные иски по закону были мизерными, что несправедливо. С этой точки зрения изменения в закон надо приветствовать, полагает юрист. Однако необходимость определять размер комиссии в процентах требует ведения расчетов, что может привести к множеству математических неточностей.

По многим простым претензиям, ранее облагавшимся государственной пошлиной в размере 10 манатов, (к примеру, заявка физического лица на дом, квартиру, дворовый участок и прочее), размер пошлины увеличился до 100 манатов.

Это негативно скажется на правах малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, льготников, безработных и других) по обращению в суд. Как известно, прожиточный минимум на 2021 год установлен в размере 196 манатов, в том числе 207 манатов для трудоспособного населения, 162 маната для пенсионеров и 175 манатов для детей. Все это в конечном итоге повлияет на право обращения в суд, предусмотренное статьей 57 Конституции АР.

Комментарии Гражданско-процессуального кодекса

Согласно статье 174.5, суд может наложить штраф в размере до 500 манатов на сторону, ее представителя или адвоката, которые заявили очевидные необоснованные ходатайства и жалобы или явно препятствовали надлежащему и быстрому рассмотрению и разрешению дела. Размер штрафа может быть определен с учетом конкретных случаев.

В поправке используются слова "петиции и жалобы, препятствующие быстрому и оперативному рассмотрению дел". С другой стороны, увеличиваются сроки рассмотрения дел в судах. Так, в судах дела по восстановлению прав, алиментам рассматриваются в течение месяца, после поправок могут проводиться в течение двух месяцев после смены, и если другие гражданские дела рассматриваются в течение трех месяцев, то теперь могут вестись в течение четырех месяцев. В настоящее время Верховный суд рассматривает дела в течение двух месяцев, но теперь может тратить на это три месяца.

Плюсы и минусы изменений

В целом нововведения учитывают современные требования к ведению судебного разбирательства, выстраивают более гибкую судебную систему, с другой стороны, определяют нормы, требующие от участников большей дисциплины и своевременного принятия процессуальных мер.

Согласно поправкам, в Верховный суд больше нельзя будет подавать кассационную жалобу по гражданским делам с суммой иска менее пяти тысяч манатов. В настоящее время эта цифра составляет две тысячи манатов. Решение призвано снизить нагрузку на Верховный суд. Иными словами, по гражданским делам ниже пяти тысяч манатов граждане смогут отстоять свои права только в двух инстанциях.

При этом, право привлечения бесплатного адвоката предоставляется только для Верховного суда. В этом случае гражданин без адвоката в первых двух инстанциях будет лишен права кассационной инстанции для исправления ошибок нижестоящих судов. Например, если в случае с суммой до пяти тысяч манатов суды первой инстанции рассматривают дело без участия гражданина, гражданин должен будет примириться с решениями судов, на которых он не присутствует.

Гражданские дела рассматриваются в Гражданском процессуальном кодексе. Сюда входят дела о трудовых, семейных и других гражданских спорах. Все это обуславливает важность принятия закона о бесплатной юридической помощи и предоставления гражданам адвоката всех уровней. В противном случае эти изменения негативно скажутся на правах и свободах граждан, считает эксперт.

Эти изменения, с одной стороны, побудят стороны к дисциплине, то есть к своевременному принятию необходимых шагов, но с другой стороны, возникнут определенные трудности. Потому что не все граждане понимают суть этих изменений. Порой они обращаются к адвокату в последний день суда. Или иногда люди поздно получают судебные извещения, отмечает юрист.

В целом эти изменения имеют как преимущества, так и недостатки, и потребуется время, чтобы увидеть, как все они работают на практике.

В Азербайджане изменились госпошлины на выдачу ряда документов

Третьего декабря на пленарном заседании Милли Меджлиса (парламент) был обсужден в третьем чтении законопроект о внесении изменения в закон "О государственной пошлине", сообщает в пятницу Day.Az со ссылкой на Trend.

Согласно законопроекту, повышаются госпошлины на выдачу или замену общегражданских паспортов граждан Азербайджана.

При выдаче или замене общегражданских паспортов в течение 10 рабочих дней, либо в случаях экстренного лечения гражданина Азербайджана или лиц, выезжающих с ним, либо в связи с тяжелой болезнью или кончиной близкого родственника, проживающего за границей - в течение двух рабочих дней, размер государственной пошлины увеличивается:

- для детей до одного года - от 10 до 15 манатов;

- для детей от одного года до трех лет - от 20 до 25 манатов;

- для детей от трех до 18 лет - от 30 до 35 манатов;

- гражданам, достигшим 18 лет - от 40 до 60 манатов

При выдаче или замене в течение пяти рабочих дней:

- для детей до одного года - от 20 до 25 манатов;

- для детей от одного года до трех лет - от 40 до 55 манатов;

- для детей от трех до 18 лет - от 60 до 75 манатов;

- гражданам, достигшим 18 лет - от 80 до 120 манатов.

При выдаче или замене в течение одного рабочего дня:

- для детей до одного года - от 40 до 55 манатов;

- для детей от одного года до трех лет - от 80 до 115 манатов;

- для детей от трех до 18 лет - от 120 до 155 манатов;

- гражданам, достигшим 18 лет - от 160 до 210 манатов.

Согласно изменениям, также повышаются госпошлины на повторную выдачу общегражданских паспортов при их утере или повреждении.

При повторной выдаче в течение 10 рабочих дней общегражданских паспортов в связи с их утерей или порчей размер госпошлины повышается:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: