Заключение управления архитектуры и градостроительства для предоставления в суд

Обновлено: 18.04.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Гетман Е.С. и Момотова В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тертышник Н.В., действующей также в интересах Ратниковой В.В., Пайзулаева Х.Д. к Яхутль Э.М., Яхутль А.А. о сносе строения, по иску Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" к Яхутль Э.М. о сносе самовольного строения, по встречному иску Яхутль Э.М. к Управлению архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" о признании права собственности на самовольное строение

по кассационной жалобе Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 4 декабря 2015 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Момотова В.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Тертышник Н.В., действующая также в интересах Ратниковой В.В., обратилась в суд с иском к Яхутль Э.М., Яхутль А.А., уточнив исковые требования, просила суд возложить на ответчиков обязанность демонтировать фундамент и привести объект строительства: здание кафе-магазина в соответствие с проектной и разрешительной документацией, сославшись на то, что на части принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка ответчики самовольно возвели свайный фундамент, а также строят здание кафе-магазина с офисными помещениями с отступлением от проектной и разрешительной документации, чем создают угрозу жизни и здоровью истцов и членам их семей.

Пайзулаев Х.Д. обратился в суд с иском к Яхутль Э.М., Яхутль А.А. о сносе самовольного строения, указав на то, что он является собственником квартиры в многоквартирном доме, рядом с которым ответчиками ведется самовольное строительство магазина-кафе с офисами, что нарушает его права и угрожает жизни и здоровью третьих лиц.

Управление архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" обратилось с иском к Яхутль Э.М. о признании возводимой ответчиком постройки самовольной, возложении обязанности по ее сносу, указав, что строительные работы по возведению объекта капитального строительства: магазина-кафе, ведутся ответчицей с отклонением от градостроительного плана земельного участка и разрешительной документации, с превышением предельных параметров разрешенного строительства, чем не обеспечивается безопасность эксплуатации здания, создается угроза жизни и здоровью граждан.

Яхутль Э.М. обратилась со встречным иском к Управлению архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" о признании права собственности на нежилое помещение: магазин-кафе с офисными помещениями, расположенный по адресу: <. >, сославшись на то, что строительство ведется на принадлежащем ей земельном участке, возводимое здание не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 23 сентября 2015 г. исковые требования Тертышник Н.В., Ратниковой В.В. и Пайзулаева Х.Д. удовлетворены частично, исковые требования Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска Яхутль Э.М. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 4 декабря 2015 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Тертышник Н.В., Ратниковой В.В., Пайзулаева Х.Д. и Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" оставлены без удовлетворения, встречный иск Яхутль Э.М. удовлетворен.

В кассационной жалобе Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу определения суда апелляционной инстанции, как вынесенного с нарушением требований закона.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении данного дела такого характера нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.

Судом установлено, что Тертышник Н.В. и Ратниковой В.В. в равных долях (по 1/2 каждой) принадлежит на праве общей собственности квартира 3, расположенная по адресу: <. >.

Яхутль Э.М. является собственником квартиры <. >по тому же адресу.

При этом квартиры Тертышник Н.В., Ратниковой В.В. и Яхутль Э.М. находятся на самостоятельных земельных участках, образованных в результате раздела исходного земельного участка.

Так, квартира Тертышник Н.В. и Ратниковой В.В. расположена на земельном участке по ул. <. >а с кадастровым номером <. >, квартира Яхутль Э.М. - на земельном участке по ул. <. > <. >б с кадастровым номером <. >, принадлежащем последней на праве собственности.

Яхутль Э.М. также принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <. >по адресу: <. >, который является смежным с земельным участком с кадастровым номером <. >по адресу: <. >б.

Пайзулаеву Х.Д. на праве собственности принадлежит квартира <. >, расположенная по адресу: <. >, находящаяся на земельном участке, граничащим с земельным участком по адресу: <. >.

Судом также установлено, что 15 мая 2014 г. Яхутль Э.М. было выдано разрешение на строительство магазина-кафе с офисами на принадлежащем ей земельном участке, расположенном по адресу: <. >.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что строительство спорного объекта велось с отклонением от разрешительной документации, с превышением предельных параметров разрешенного строительства, в связи с чем сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея исходила из того, что права истцов Тертышник Н.В., Ратниковой В.В. и Пайзулаева Х.Д. возведенной постройкой не нарушаются.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что принадлежащий Яхутль Э.М. земельный участок по адресу: <. >, на котором ведется строительство магазина-кафе с офисами, и земельный участок, на котором расположены квартиры Тертышник Н.В. и Ратниковой В.В., не являются смежными, в связи с чем строительство нежилого здания не затрагивает права Тертышник Н.В. и Ратниковой В.В.

Относительно исковых требований Пайзулаева Х.Д. суд апелляционной инстанции указал, что у него отсутствуют полномочия на представление интересов всех жильцов многоквартирного дома <. >по адресу: <. >, в котором он является собственником квартиры <. >.

Вместе с тем суд второй инстанции указал, что спорное здание возводится Яхутль Э.М. с отступлением от разрешительной документации - превышением предельных параметров разрешенного строительства.

Однако с учетом того, что Яхутль Э.М., по мнению суда, предприняла все действия для получения разрешения на отклонение от утвержденных параметров строительства, возводимое здание не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, спорный объект недвижимости возведен в соответствии с градостроительным планом, в котором определена зона застройки участка, на основании разрешения на строительство, при наличии разработанной и утвержденной проектной документации, основания для удовлетворения исковых требований Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" отсутствуют, а встречные исковые требования Яхутль Э.М. подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции не соответствующим требованиям закона.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 указанной статьи (абзац второй пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу.

Вместе с тем из этого правила имеются исключения, позволяющие при совокупности приведенных выше обстоятельств признать право собственности на самовольную постройку, в том числе в случае, если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах, к которым в частности относятся проектная документация и разрешение на строительство.

Как установлено судом, строительство здания-кафе с офисами ведется Яхутль Э.М. с отступлением от проектной документации и выданного разрешения на строительство в части увеличения площади застройки, за что застройщик привлекалась к административной ответственности.

Данные обстоятельства в силу приведенных правовых норм являются основанием для признания постройки самовольной и ее сносе.

В пункте 26 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и (или) акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Материалы дела не содержат сведений о внесении в проектную документацию возводимого Яхутль Э.М. здания изменении в части увеличения площади застройки, об обращении Яхутль Э.М. за получением разрешения на отклонение от утвержденных параметров строительства, а также отказа уполномоченного органа государственной власти в согласовании изменений в проектную и разрешительную документацию спорного строения.

Однако это не было учтено судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит допущенные судами апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права существенными, повлиявшими на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Управления архитектуры и градостроительства муниципального образования "Город Майкоп" в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 4 декабря 2015 г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Архитектурно-градостроительное решение

Как мы работаем:

  • Максимально эффективно, юридически грамотно решаем проблемы и всегда добиваемся поставленных целей.

Архитектурно - градостроительное решение (АГР) входит в пакет проектной документации, называемое архитектурным проектом. Это документ, в котором содержатся все требования, предъявляемые к объекту застройки, а именно:

  • Градостроительные.
  • Экономические.
  • Конструктивные.
  • Социальные.
  • Функциональные.
  • Санитарно-гигиенические.
  • Инженерно-технические.
  • Экологические.

Документы для получения свидетельства об утверждении АГР:

Заявитель направляет в Комитет по архитектуре и градостроительству следующие документы:

  • Заявление на предоставление государственной услуги.
  • Документ, удостоверяющий личность.
  • Доверенность на лицо, которому делегированы полномочия заявителя, в случае подачи заявления представителем
  • Материалы АГР объекта капитального строительства. Они предоставляются на бумажном (буклет или альбом) или электронном носителях. Оформление должно быть выполнено в соответствии с планируемым типом работ – строительством или реконструкцией.
  • Выписку из ЕГРЮЛ (для юридических лиц).
  • Выписку из ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей).
  • Правоустанавливающие документы на участок земли и на объекты, расположенные на нем.
  • При наличии на участке объектов культурного наследия – заключение Департамента культурного наследия.

Кто может быть заявителем:
  • Застройщики – юридические, физические лица.
  • Индивидуальные предприниматели, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
  • Уполномоченные лица заявителя по доверенности, заверенной нотариусом.

Состав АГР и требования к оформлению
  • Схема ситуационного плана в масштабе 1:2000, с приложением экспликации.
  • Схема планировочной организации земельного участка, совмещенная со схемой транспортной организации территории в масштабе 1:500, с приложением экспликации.
  • Схема разверток фасадов по основным улицам с фотофиксацией существующего положения и материалами визуализации: в виде перспективы или фотомонтажа.
  • Схемы фасадов в масштабе 1:200, с размещением информационных конструкций и навесного оборудования и фрагментом фасада в масштабе 1:20, с обозначением фасадных конструкций и применяемых отделочных материалов.
  • Схемы планов первого и неповторяющегося этажей, а также подземных уровней в масштабе 1:200, с приложением экспликации.
  • Схемы разрезов с указанием высотных отметок в масштабе 1:200.

Буклет или альбом оформляется следующим образом:

  • Формат А4.
  • На титульных листах должны присутствовать подписи и печати заказчиков и авторов АГР.
  • Материалы буклета должны быть иллюминированы и сброшюрованы.
  • Буклет должен быть дополнен пояснительной запиской в краткой форме, содержащей характеристику АГР – основные технико-экономические показатели, информацию об используемых материалах.
  • Схемы фасадов и разверток должны быть иллюминированы – оконные проемы окрашиваются в темно-серый цвет.

Решение: выдать свидетельство или отказать

Комитет по архитектуре рассматривает документы в срок от 14 до 30 дней и выносит решение – выдать свидетельство или отказать.

Отказ – явление нередкое, такое решение может иметь несколько причин.

В приеме документов Комитет по архитектуре отказывает, если:

  • Представлен неполный пакет документов.
  • Документы оформлены не в соответствии с требованиями.
  • Документы утратили силу или содержат противоречивую информацию.
  • У заявителя отсутствуют полномочия на получение свидетельства.


Отказ в выдаче свидетельства об утверждении АГР случается, если:

  • В процессе обработки представленных документов в Комитете выявились несоответствия их требованиям к оформлению, наличие противоречивых сведений или окончание срока действия документов.
  • Полномочия заявителя отсутствуют.
  • Материалы АГР не соответствуют предъявляемым к ним требованиям по содержанию и оформлению.
  • Департамент культурного наследия дал отрицательное заключение.
  • Главный архитектор муниципального образования принял решение об отказе.

Как получить свидетельство об утверждении АГР с гарантией

Для этого рекомендуем обратиться в Юридическую компанию «Особое Мнение». Наши специалисты имеют большой практический опыт в подготовке и оформлении АГР. Тщательная проверка полноты пакета документов, правильности оформления, и достоверности содержания гарантирует, что уполномоченный орган даст положительный ответ и утвердит представленный АГР.

Мы предлагаем:

Специалисты нашей компании готовы оказать заказчику всестороннюю профессиональную помощь в разработке и получении свидетельства об утверждении АГР. Наш комплекс услуг включает:

  • Консультирование заказчика по всем аспектам подготовки АГР.
  • Тщательный анализ документов, входящих в АГР, при необходимости – корректировку или получение новых.
  • Сбор полного пакета и подачу его в Комитет по архитектуре.
  • Получение свидетельства об утверждении АГР и передачу его заказчику.

Положительный опыт, накопленный нашей командой, профессиональное мастерство владения механизмами нормативно-правового регулирования, высокая квалификация каждого сотрудника юридической компании позволяют нам предложить нашим клиентам лучшую юридическую помощь и самое высокое качество юридических услуг!

Наши принципы:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.

Для нас каждый клиент является особенным, мы не приемлем шаблонные подходы.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ.

Мы – команда профессионалов высокого класса с многолетним опытом экспертов в различных областях права. Наши юристы имеют опыт решения самых сложных ситуаций в юридической практике.

УНИКАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ.

Методология концепции оказания консультационных услуг базируется на соответствующем организационно-правовом и юридическом обеспечении, что позволяет добиваться оперативного результата, максимально удовлетворяющего требованиям клиента.

КОМПЛЕКСНЫЙ (СИСТЕМНЫЙ) ПОДХОД.

Комплекс профессиональных знаний наших специалистов, а также безграничные возможности широкой сети наших партнеров дают возможность всесторонне и правильно провести анализ ситуации и оперативно разработать алгоритм ее разрешения.

ЛОЯЛЬНОСТЬ.

У нас гибкая система скидок на весь спектр услуг. Специально для постоянных клиентов мы разработали программу лояльности. Стремительно развиваясь и совершенствуясь, мы сохраняем баланс между высоким качеством и стоимостью оказания услуг.

БЕЗУПРЕЧНАЯ РЕПУТАЦИЯ.

Мы дорожим своей репутацией, а значит заинтересованы в долгосрочных партнерских отношениях. Многие наши клиенты, обратившись к нам однажды, продолжают регулярно пользоваться услугами наших юристов.

ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.

Безопасность и конфиденциальность – это не просто слова, а один из основных принципов оказания юридических услуг. Обо всех нюансах и подробностях Вашего дела будут знать только Вы и Ваш юрист. Мы гарантируем сохранность и конфиденциальность представленной Вами информации, а также придерживаемся высоких стандартов в области профессиональной и деловой этики.

ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО.

В компании работают высококвалифицированные и опытные юристы, способные решать юридические задачи любой степени сложности, предупреждать, выявлять правовые риски и связанные с ними негативные последствия, создавать эффективную юридическую защиту и осуществлять полное правовое обеспечение деятельности, учитывая наиболее актуальные тенденции законодательства и судебной практики.

ОПЕРАТИВНОСТЬ.

от 17 декабря 2008 года N 42

(с изменениями на 29 декабря 2011 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Главархитектуры Московской области
от 22 октября 2015 года N 31РВ-126
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области Зубахина В.Ф.

Начальник Главного управления
архитектуры и градостроительства
Московской области
А.Е.Фролов

Приложение
к распоряжению Главархитектуры
Московской области
от 17 декабря 2008 года N 42

Административный регламент Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области по предоставлению государственной услуги по подготовке заключений о возможности перевода земель из одной категории в другую

I. Общие положения

1. Административный регламент Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области по предоставлению государственной услуги по подготовке заключений о возможности перевода земель из одной категории в другую (далее - государственная услуга) определяет сроки и последовательность действий при подготовке заключений о возможности перевода земель из одной категории в другую в Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области.

2. Предоставление государственной услуги осуществляется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области - Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области (далее - Главное управление).

3. Действие Административного регламента не распространяется на случаи перевода земель из одной категории в другую, осуществляемого в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Порядок информирования о предоставлении государственной услуги

4. Информацию о порядке предоставления государственной услуги можно получить:

- в приемный день Главного управления - каждый понедельник с 10.00 до 17.00, перерыв на обед с 12.00 до 14.00;

- по телефону в неприемный день в отделе архитектурно-планировочного регулирования и обеспечения согласованности документов территориального планирования и документации по планировке территории или в отделе развития инфраструктуры Московской области.

5. Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области расположено по адресу: 107031, г.Москва, Столешников пер., 7, стр.1.

Телефоны приемной начальника Главного управления:

(495) 629-66-30, 629-54-01, факс: 629-23-93.

Телефоны отдела архитектурно-планировочного регулирования и обеспечения согласованности документов территориального планирования и документации по планировке территории:

(495) 629-59-43, 629-56-55.

Телефоны отдела развития инфраструктуры Московской области:

(495) 629-57-63, 629-59-81.

Также сведения о местонахождении Главного управления, полный почтовый адрес Главного управления, контактные телефоны, телефоны для справок, требования к обращению заявителей размещены на официальном сайте Главного управления.

Лица, имеющие право на получение государственной услуги

6. Государственная услуга по подготовке заключений о возможности перевода земель из одной категории в другую предоставляется:

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

7. Наименование государственной услуги - "Подготовка заключений о возможности перевода земель из одной категории в другую".

Наименование органа государственной власти Московской области и наименование его структурного подразделения, непосредственно отвечающего за предоставление государственной услуги

8. Государственная услуга предоставляется Главным управлением и его структурными подразделениями - Отделом архитектурно-планировочного регулирования и обеспечения согласованности документов территориального планирования и документации по планировке территории, Отделом инфраструктуры Московской области.

Результат предоставления государственной услуги

9. Результатом предоставления государственной услуги является выдача заявителю заключения о возможности перевода земель из одной категории в другую либо заключения о невозможности перевода земель из одной категории в другую (далее - заключение).

Срок предоставления государственной услуги

10. Общий срок проведения государственной услуги с учетом обращения в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, участвующие в предоставлении государственной услуги, не должен превышать 30 календарных дней со дня регистрации обращения заявителя для подготовки заключения о возможности перевода земель из одной категории в другую.

11. Предельный срок получения документов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимых для осуществления государственной услуги, не должен превышать 10 рабочих дней.

12. В исключительных случаях срок исполнения государственной услуги по подготовке заключения о возможности перевода земель из одной категории в другую может быть продлен начальником Главного управления или его первым заместителем, но не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока в письменной форме или по электронной почте.

Правовые основания для предоставления государственной услуги

13. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

- Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст.16);

- Земельным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.10.2001, N 44, ст.4147);

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или нормативными актами для предоставления государственной услуги с разделением на документы и информацию, который заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия

14. Для предоставления государственной услуги необходимо:

14.1. Обращение о выдаче заключения о возможности перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую.

14.2. Паспорт либо документ, его заменяющий, - для физических лиц.

14.3. Учредительные документы либо выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, а также - при его (их) наличии - правовой акт (правовые акты), на основании которого (которых) указанное юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, - для юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей либо копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя.

14.4. Заключение органа местного самоуправления о возможности перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую.

14.5. Градостроительная проработка, подготовленная в установленном порядке, в целях обоснования планируемого изменения категории земельного участка и последующего размещения объекта капитального строительства или схема размещения земельного участка и/или объекта (объектов) строительства и реконструкции на топографической или картографической основе в масштабе 1:10000 или 1:2000.

14.6. Кадастровый паспорт.

15. Заявитель по собственной инициативе представляет следующие документы:

15.1. Обращение о выдаче заключения о возможности перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую.

15.2. Учредительные документы либо выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, а также - при его (их) наличии - правовой акт (правовые акты), на основании которого (которых) указанное юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, - для юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей либо копию свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя.

15.3. Заключение органа местного самоуправления о возможности перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую.

15.4. Градостроительную проработку, подготовленную в установленном порядке, в целях обоснования планируемого изменения категории земельного участка и последующего размещения объекта капитального строительства или схему размещения земельного участка и/или объекта (объектов) строительства и реконструкции на топографической или картографической основе в масштабе 1:10000 или 1:2000.

15. Копию кадастрового паспорта.

16. В случае если заявитель не предоставил в составе заявления документы, указанные в пункте 14 настоящего Административного регламента, специалист Отдела подготавливает межведомственный запрос (в соответствии с Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене, далее - Соглашение) на бланке Главного управления за подписью начальника:

1) в Управление налоговой службы Российской Федерации в установленный Соглашением срок:

- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, а также - при его (их) наличии - правовой акт (правовые акты), на основании которого (которых) указанное юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности, - для юридических лиц;

- выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей;

2) в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о предоставлении копии кадастрового паспорта в установленный Соглашением срок, информации о хозяйствующем субъекте;

3) в органы местного самоуправления о предоставлении заключения о возможности перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую и копии градостроительной проработки, подготовленной в установленном порядке, в целях обоснования планируемого изменения категории земельного участка и последующего размещения объекта капитального строительства или схемы размещения земельного участка и/или объекта (объектов) строительства и реконструкции на топографической или картографической основе в масштабе 1:10000 или 1:2000 в установленный Соглашением срок.

17. Для предоставления государственной услуги Главное управление не вправе требовать от заявителя:

- предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

- предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;

- осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечни, установленные федеральным законом.

18. Заявитель, представивший комплект документов по электронной почте или в копиях, обязан подтвердить подлинность представленных документов при рассмотрении вопроса.

от 28 марта 2014 года N 675

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Москомархитектуры от 12 октября 2018 года N 872
____________________________________________________________________

В целях упорядочивания работы структурных подразделений Москомархитектуры, осуществляющих предоставление услуг в области благоустройства, и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 7 ноября 2012 года N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы",

1. Утвердить Регламент рассмотрения заявлений на получение согласований документов, рассматриваемых Управлением архитектурно-художественного облика города Москвы согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению общественных связей Москомархитектуры обеспечить размещение настоящего приказа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в срок до 1 апреля 2014 года.

3. Признать утратившим силу приказ Москомархитектуры от 28 июня 2010 года N 831 "Об утверждении регламента рассмотрения заявлений на получение согласований документов, рассматриваемых Управлением ландшафтной архитектуры, комплексного благоустройства и дизайна городской среды".

5. Признать утратившим силу приказ Москомархитектуры от 16 августа 2006 года N 162 "О порядке согласования Москомархитектурой технических паспортов на размещение объектов наружной рекламы и информации".

6. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Исполняющий обязанности
председателя Москомархитектуры
С.О.Кузнецов

Приложение
к приказу Москомархитектуры
от 28 марта 2014 года N 675

Регламент рассмотрения заявлений на получение согласований документов, рассматриваемых Управлением архитектурно-художественного облика города Москвы

1. Настоящий Регламент определяет порядок приема, регистрации, рассмотрения заявлений на получение согласований документов (далее - заявление), регистрации и выдачи заключений по указанным заявлениям, приема документов структурными подразделениями Москомархитектуры.

2. Управление архитектурно-художественного облика города Москвы осуществляет рассмотрение следующих документов:

2.1. Проектов, связанных с изменениями фасадов зданий, строений и сооружений (частичное изменений фасадов зданий, архитектурное освещение, размещение элементов художественного оформления, технических средств и т.п.).

2.2. Проектов размещения произведений монументально-декоративного искусства и средового дизайна.

2.3. Дизайнерскую часть проектов некапитальных объектов.

2.4. Дизайн-проектов нестационарных объектов потребительского рынка и услуг.

2.5. Проектной документации (концепций) по благоустройству территорий общего пользования, включая такие виды работ, как реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, создание новых объектов благоустройства и ландшафтной архитектуры.

2.6. Технических заданий и заданий на разработку проектной документации (концепций) по благоустройству территорий общего пользования, включая такие виды работ, как реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, создание новых объектов благоустройства и ландшафтной архитектуры.

2.7. Паспортов "Планировочное решение и благоустройство территории".

2.8. Проектов цветочного оформления.

2.9. Эскизные проекты цветочного оформления, входящие в состав паспорта "На объект цветочного оформления".

2.10. Концепций цветочного оформления.

2.12. Концепций развития территорий и их облагораживания.

2.13. Других проектных материалов по направлениям деятельности Управления архитектурно-художественного облика города Москвы.

3. Управление архитектурно-художественного облика города Москвы не осуществляет рассмотрение следующих документов:

3.1. Документации по компенсационному озеленению.

3.2. Документации по восстановлению нарушенного благоустройства в результате прокладки или перекладки инженерных сетей и т.п.

3.3. Проектной документации на различные виды объектов капитального строительства.

4. Канцелярия (отдел) Контрольно-организационного управления (далее - Канцелярия) осуществляет прием и регистрацию заявлений на получение согласований документов, рассматриваемых Управлением архитектурно-художественного облика города Москвы, согласно пункту 2 настоящего Регламента, а также регистрацию заключений по указанным документам и отказов в приеме и рассмотрении документов.

5. Заявителями могут выступать физические или юридические лица.

Заявителями, при направлении на согласование документов, указанных в пунктах 2.5-2.12 настоящего Регламента, могут выступать только государственные (технические) заказчики.

6. Заявление оформляется на имя председателя Москомархитектуры по форме согласно приложению к настоящему Регламенту.

Заявления государственных (технических) заказчиков, подключенных к электронному документообороту, оформляются в электронном виде (электронный документ) и направляются по системе электронного документооборота.

8. Прием документов, указанных в пункте 7 настоящего Регламента, осуществляется Управлением архитектурно-художественного облика города Москвы по понедельникам и четвергам с 10-00 до 16-00 с перерывом на обед с 13-00 до 14-00, в предпраздничные дни с 10-00 до 14-00.

9. Интересы заявителей, указанных в пункте 5 настоящего регламента, могут представлять иные лица, уполномоченные заявителем в установленном порядке.

10.1. При направлении на рассмотрение задания на разработку проекта (концепции, проектно-сметной документации) благоустройства территорий общего пользования:

- ситуационный план в М 1:2000;

- сведения ИАИС ОГД до формирования границ проектирования и подготовки технических заданий.

10.2. При направлении на рассмотрение Концепции (создания, реставрации с приспособлением, реконструкции, тематические) объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства на территориях общего пользования:

- задание на проектирование;

- ситуационный план в М 1:2000 с линиями градостроительного регулирования, согласованный в Управлении градостроительного регулирования Москомархитектуры;

- буклет (пояснительная записка; графическая часть, отражающая градостроительную ситуацию, ландшафтный анализ, функциональное зонирование, планировочное решение и развитие территории (в соответствии с местоположением и границами)).

10.3. При направлении на рассмотрение Проекта (проектно-сметной документации) по благоустройству пешеходных зон и озелененных территорий общего пользования (объекты 1 и 2-й категорий);

- свидетельство о допуске к определенному виду работ, выданное проектировщику саморегулируемой организацией;

- ситуационный план в М 1:2000 с линиями градостроительного регулирования, согласованный в Управлении градостроительного регулирования Москомархитектуры;

- задание на проектирование, утвержденное в установленном порядке;

- дендрологический план в масштабе М 1:500 и перечетная ведомость существующих зеленых насаждений;

-генеральный план (план благоустройства и озеленения (иллюминированный) в масштабе М 1:500 с указанием существующих сохраняемых зеленых насаждений, с ведомостями озеленения, дорожных покрытий, малых архитектурных форм) в масштабе М 1:500, согласованный в установленном порядке с балансодержателем;

- план организации рельефа в масштабе М 1:500;

- план покрытий дорог и площадок с указанием конструкций применяемых покрытий в узлах их сопряжения, а также конструкции покрытий (в том числе по эксплуатируемым кровлям, если проект предусматривает данную кровлю);

- разбивочный чертеж планировки в масштабе М 1:500;

- посадочный и разбивочный чертеж озеленения в масштабе М 1:500;

- схемы расстановки игрового и спортивного оборудования на детских и спортивных площадках с учетом зон безопасности (МГСН 1.02-02, табл.4.7);

- планировочные узлы элементов благоустройства и озеленения;

- электронная версия проектных материалов в формате JPEG или PDF.

11. Отказ в рассмотрении заявления оформляется в случаях:

- обращения заявителя о рассмотрения заявлений на получение согласований документов, рассмотрение которых Управлением архитектурно-художественного облика города Москвы не производится;

- непредставления полного комплекта документов, определенного действующими распорядительными документами Российской Федерации, города Москвы и Москомархитектуры в установленный в настоящем Регламенте срок;

- представления заявителем утративших силу документов;

- представления заявителем документов, содержащих противоречивые сведения.

Приложение
к Регламенту рассмотрения заявлений
на получение согласований документов,
рассматриваемых Управлением
архитектурно-художественного облика
города Москвы

Председателю Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы
А.В.Антипову

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Полуяновой Т.Ф. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 августа 2015 г. N 110-52-4875/15-01-11 в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство по кассационной жалобе Полуяновой Т.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Полуяновой Т.Ф. - адвоката Полуянова Д.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

Полуянова Т.Ф. обратилась в суд с административным иском об оспаривании отказа администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <. >, площадью <. >кв. м из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для жилищного строительства, расположенный по адресу: <. >край, г. <. >"<. >". С целью строительства на указанном земельном участке в соответствии с его целевым назначением индивидуального жилого дома она обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, приложив, в том числе, свидетельство о государственной регистрации права собственности на участок, градостроительный план земельного участка, утвержденный постановлением главы муниципального образования город-курорт Геленджик от 5 августа 2015 г. N 2589, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта.

Письмом от 24 августа 2015 г. N 110-52-4875/15-01-11 администрация муниципального образования город-курорт Геленджик отказала Полуяновой Т.Ф. в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство, сославшись на положения частей 3 и 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и указав, что земельный участок по указанному адресу не входит в границы разработанных правил землепользования и застройки города-курорта Геленджик.

Полагая, что такой отказ является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, Полуянова Т.Ф. просила суд признать незаконным решение администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 августа 2015 г. N 110-52-4875/15-01-11 и возложить на администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик обязанность выдать Полуяновой Т.Ф. в установленный срок разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке.

Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 октября 2015 г. административное исковое заявление Полуяновой Т.Ф. удовлетворено, решение администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 августа 2015 г. N 110-52-4875/15-01-11 об отказе в выдаче Полуяновой Т.Ф. разрешения на строительство индивидуального жилого дома признано незаконным, на администрацию муниципального образования город-курорт Геленджик возложена обязанность рассмотреть вопрос о выдаче Полуяновой Т.Ф. разрешения на строительство трехэтажного индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке в установленный законом срок.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2016 г. решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 октября 2015 г. отменено, принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Полуяновой Т.Ф.

Определением судьи Краснодарского краевого суда от 11 апреля 2016 г. заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационной жалобе, поступившей в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Полуянова Т.Ф. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2016 г., ссылаясь на допущенные судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела существенные нарушения норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2016 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. дело передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Полуянова Т.Ф., представители администрации муниципального образования город-курорт Геленджик и Управления архитектуры и градостроительства администрации МО город-курорт Геленджик, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении дела такого характера существенные нарушения норм материального права допущены судом апелляционной инстанции.

Судом установлено, что Полуяновой Т.Ф. на основании договора купли-продажи земельного участка от 30 июня 2015 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <. >, площадью <. >кв. м из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для жилищного строительства, расположенный по адресу: <. >край, г. <. >, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 9 июля 2015 года (л.д. 10). С целью строительства на указанном земельном участке индивидуального жилого дома Полуянова Т.Ф. обратилась в Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома (л.д. 9), приложив необходимые документы (л.д. 12, 13 - 20), однако в выдаче такого разрешения ей было отказано решением от 24 августа 2015 года со ссылкой на отсутствие разработанных правил землепользования и застройки г. Геленджика на данный земельный участок.

Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным отказа администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в выдаче разрешения на строительство и возложении обязанности рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, суд первой инстанции руководствовался положениями Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов и пришел к выводу о том, что отказ в выдаче Полуяновой Т.Ф. разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке не основан на нормах действующего законодательства.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции указал, что принадлежащий Полуяновой Т.Ф. земельный участок не входит в границы территории, в отношении которой разработаны правила землепользования и застройки города-курорта Геленджика, что препятствует его застройке.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением документов, указанных в частях 7 и 9 названной статьи.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство приведен в части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и содержит указание на отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 названной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии в частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 г. N 466 утверждены Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик.

Пунктом 2 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 июля 2010 г. N 575-р в границы села Адербиевка муниципального образования город-курорт Геленджик включен, в том числе, земельный участок, в который входил принадлежащий Полуяновой Т.Ф. участок. Вид разрешенного использования включенных земельных участков изменен на использование для жилищного строительства (пункт 7); администрации муниципального образования город-курорт Геленджик поручено внести соответствующие изменения в документы территориального планирования (пункт 8).

Таким образом, учитывая, что Полуянова Т.Ф. обратилась в уполномоченный орган за выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке согласно виду его разрешенного использования, приложив все необходимые документы в соответствии с требованиями части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд правомерно признал незаконным отказ администрации муниципального образования город-курорт Геленджик в выдаче административному истцу разрешения на строительство дома и возложил на администрацию города-курорта Геленджик обязанность рассмотреть вопрос о выдаче такого разрешения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации считает необходимым отметить, что реализация заявителем прав собственника земельного участка, в том числе на осуществление его застройки в соответствии с разрешенным использованием, не может быть поставлена в зависимость от бездействия уполномоченного органа местного самоуправления по разработке правил землепользования и застройки города-курорта Геленджика, распространяющих свое действие на территорию, где расположен участок заявителя.

Кроме того, пунктом 2 статьи 17.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) до 1 июля 2016 года при осуществлении градостроительной деятельности на территории Московской области и в других случаях в границах муниципальных образований, в которых по состоянию на 1 января 2015 года не утверждены документы территориального планирования и (или) правила землепользования и застройки, допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки.

Однако суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, не учел приведенные нормы материального права, а потому апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2016 г. не может быть признано законным, в связи с чем подлежит отмене, а состоявшееся по делу решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 октября 2015 г. следует оставить в силе.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 3 марта 2016 г. отменить, решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 30 октября 2015 г. оставить в силе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: