Захват заложника какой суд будет рассматривать

Обновлено: 23.04.2024

1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

ж) в отношении двух или более лиц;

з) из корыстных побуждений или по найму, -

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Судебная практика по статье 206 УК РФ:

Как следует из представленного материала, деяние, в котором обвиняется Прохоров Д.Ю., подпадает под признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 206 УК Республики Беларусь, является уголовно наказуемым по уголовному законодательству Российской Федерации и соответствует ч. 1 ст. 161 УК РФ Как по Уголовному кодексу Республики Беларусь, так и по Уголовному кодексу Российской Федерации указанные преступные действия наказываются лишением свободы на срок свыше одного года.

Кроме того адвокаты утверждают о нарушении права Джамалудинова на защиту, так как ему было предъявлено обвинение по ст. 206 УК РФ, и переквалификация содеянного на ст. 126 УК РФ в данной части обвинения не позволила ему защищаться должным образом.

Размер взысканной с Закаева Х.А. компенсации морального вреда является несправедливо низким. Потерпевшая Ч кроме того, выражает несогласие с исключением из обвинения Закаева Х.А. по ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 206 УК РФ квалифицирующего признака «с применением насилия, опасного для жизни и здоровья». Потерпевшие Р ( ., М М Б Б Д Д Ю Б Ф К К, Х Х также просят приговор отменить, а уголовное дело вернуть прокурору.

УК РФ Статья 206. Захват заложника

1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;

е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

ж) в отношении двух или более лиц;

з) из корыстных побуждений или по найму, -

наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть четвертая введена Федеральным законом от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

УК РФ Статья 205. Террористический акт

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в целях воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями -

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 130-ФЗ, от 31.12.2017 N 501-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 09.12.2010 N 352-ФЗ, от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть первая в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) повлекшие по неосторожности смерть человека;

в) повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 377-ФЗ, от 06.07.2016 N 375-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

а) сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ;

б) повлекли умышленное причинение смерти человеку, -

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

В декабре 2008 года из его компетенции были изъяты дела о терроризме, шпионаже и государственной измене. Однако уже в декабре 2009 года Госдумой был принят закон, позволяющий рассматривать террористические дела в окружных судах с участием присяжных заседателей.

Свое мнение по этой спорной теме высказали один из инициаторов законопроекта, председатель Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников и заслуженный юрист России, судья Конституционного суда РФ в отставке Тамара Морщакова.

Присяжные из другого края

- Далеко не все сотрудники правоохранительных органов оказались готовы к участию в работе судов присяжных в качестве обвинителей. Не все они владеют искусством перевода с юридического языка на человеческий с тем, чтобы убедить простых граждан в правоте своих утверждений. Отсюда и заявления некоторых специалистов о некомпетентности присяжных.

Другой проблемой является формирование состава присяжных в Северо-Кавказских республиках, где в силу сохраняющихся клановых традиций далеко не всегда удается сформировать список заведомо объективных кандидатов в присяжные. Поэтому в 2008 году Госдумой был принят закон, предусматривающий исключение из рассмотрения суда с участием присяжных заседателей уголовных дел о преступлениях, квалифицируемых по нескольким статьям УК РФ. Это статья 205 ("Терроризм"), 206 ("Захват заложника"), 208 ("Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем"), 212 ("Массовые беспорядки"), 275 ("Государственная измена"), 276 ("Шпионаж"), 278 ("Насильственный захват власти или насильственное удержание власти"), 279 ("Вооруженный мятеж"), 281 ("Диверсия"). Такие дела впредь будут рассматриваться только коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.

Однако трудности с формированием списка присяжных в Северо-Кавказском регионе можно преодолеть и не отказываясь от самого суда присяжных. Для этого достаточно изменить территориальную подсудность дел по указанным выше статьям. В декабре 2009 года Госдума приняла закон, уточняющий подсудность дел, отнесенных к компетенции военных судов РФ.

Вносимые изменения связаны с принятым Госдумой законом о внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса. Он разрешает передавать в окружной или флотский военный суд уголовные дела о преступлениях террористического характера, если существует реальная угроза личной безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц. В частности, изменения в статьи 1, 7, 13 и 14 закона о военных судах позволят по ходатайству Генпрокурора или его заместителя в соответствии со статьей 35 УПК передавать по решению коллегии из трех судей Верховного суда РФ в окружной или флотский военный суд по месту совершения преступления уголовное дело о преступлении террористического характера.

Одновременно были внесены изменения в закон о присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции. Они установили правила, как должны составляться списки кандидатов в присяжные заседатели военных судов и формироваться коллегии присяжных заседателей этих судов.

Эти изменения позволят, с одной стороны, оградить свидетелей, потерпевших, а также присяжных от давления со стороны соучастников преступлений, родственников подсудимых и иных заинтересованных лиц. А с другой - обеспечить объективное рассмотрение дел, связанных с террористической деятельностью.

Судебная география

- Суд присяжных - довольно сложная форма судопроизводства. Работа в таком суде предъявляет серьезные требования к юристам-профессионалам: следователям, прокурорам, судьям. И не потому, что присяжным надо понятно объяснять, а потому, что им надо привести убедительные доказательства виновности. В известном уголовном деле о покушении на террористический акт против губернатора Санкт-Петербурга присяжные вынесли оправдательный вердикт, потому что прокуратура не могла опровергнуть сомнения в том, что обвинение сфабриковано. Суд присяжных более объективен и мешает осудить без достаточных доказательств, то есть только для того, чтобы следствие и обвинение могли фиктивно отчитаться о своих успехах, в том числе и в борьбе с терроризмом. Подбор беспристрастной коллегии присяжных труден, но без этого нет суда, это относится и к судьям-профессионалам. В условиях острых социальных, этнических, военных конфликтов на региональном уровне обеспечить беспристрастный суд в зоне такого конфликта нереально.

Суды с участием присяжных предусмотрены в РФ только в областном и равных ему судах, то есть на уровне вышестоящих судов в субъектах Федерации. Давно обсуждается предложение о том, чтобы судебные территории, в пределах которых действует тот или иной суд, не совпадали с территорией одного субъекта Федерации, тогда суды будут более независимы от региональной власти. Так организованы арбитражные и военные суды.

Новый закон передает рассмотрение дел о террористических актах военным судам именно исходя из их большей отдаленности от места расследования преступления. Это должно служить объективности и судей, и присяжных. Очевидно, законодатель признал значение беспристрастного суда, а также защиты участников процесса от незаконного давления и угроз. Вместе с тем этот закон не исключает, что дело будет передаваться окружному военному суду не только в случае, когда обвиняемый захочет воспользоваться своим правом на суд присяжных. Такие решения не должны приниматься произвольно.

Верховный суд России подготовил особые разъяснения, кого считать террористами. Повар в лагере боевиков - однозначно участник банды. Зато убийцу государственного деятеля не обязательно записывать в террористы: для него есть отдельная статья с не менее суровым наказанием.

Так совпало, что в день чекиста пленум Верховного суда России рассмотрел проект постановления о некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности.

Как отметил судья Верховного суда Владимир Давыдов, "хотя количество таких дел в абсолютных цифрах невелико, по опасности таких деяний по каждому единичному случаю должна даваться правильная квалификация".

Так, в 2010 году за преступления террористической направленности в России были осуждены 233 человека, причем большинство - 167 - за создание или участие в незаконных вооруженных формированиях. По статье 205 (теракт) были осуждены семь человек, по статье 205.1 (содействие террористической деятельности) - 12, по статье 205.2 УК РФ (публичные призывы к террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) - двое.

Но уже в этом году, по статистике Судебного департамента при Верховном суде России, по статье "террористический акт было осуждено 28 человек. Но такой внушительный прирост дали старые дела, начавшиеся гораздо раньше. Например, в феврале Ставропольский краевой суд приговорил к длительным срокам заключения 12 человек за участие в нападении на Назрань в июне 2004 года. Сам процесс длился несколько лет.

А по статьям 205.1, 205.2 и 206 (названные, плюс захват заложника) осуждено 11 человек. Данные опять за за полгода.

Сейчас Верховный суд подготовил проект постановления пленума. В готовящихся разъяснениях указано, что под терактом должны пониматься преступления, устрашающие население, создающие опасность гибели человека или наступления иных тяжких последствий, а также угроза такого преступления, если оно совершено с целью воздействия на органы власти.

Помимо взрыва и поджога, разъяснил Верховный суд, под иными действиями, подпадающими под квалификацию "теракт", следует понимать действия, сопоставимые с ними по последствиям - организация аварий на объектах жизнеобеспечения, разрушение транспортных коммуникаций, заражение источников воды и другие.

Под тяжкими последствиями судам следует понимать виды причинения тяжкого вреда здоровью хотя бы одного человека, либо средней тяжести - двум и более лицам, дезорганизацию нормальной деятельности органов власти, длительное нарушение работы предприятий и учреждений либо существенное ухудшение экологической обстановки. Как говорится в проекте рекомендации, человек, участвовавший в подготовке теракта, подлежит освобождению от уголовной ответственности лишь в том случае, если он своевременно предупредил органы власти или другими действиями помог предотвратить теракт.

"В случае признания теракта совершенным организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления независимо от их фактической роли, следует квалифицировать по соответствующей части ст. 205 (терроризм) УК РФ без ссылки на статью 33 (пособничество) УК РФ", - отмечается в проекте документе.

Верховный суд предлагает рассматривать как участие в незаконном вооруженном формировании выполнение лицом любых функциональных обязанностей по обеспечению деятельности организации, в том числе строительство временного жилья, ведение подсобного хозяйства в бандитском убежище или просто приготовление пищи. Правда, повар сможет избежать наказания, если вовремя уйдет из банды, и докажет, что не брал в руки оружие.

Высшая судебная инстанция просит квалифицировать террористический акт только по соответствующей статье, не используя для дополнительной квалификации статью "убийство", даже если теракт повлек умышленное причинение смерти человеку, и разделять посягательство на жизнь человека из мести или личных неприязненных взаимоотношений от того же деяния, преследовавшего цель воздействовать на принятие органами власти решений.

Немалый блок проекта касается публичных призывов к терроризму, как их понимать. Например, если человек высказывает свои убеждения (пусть и радикальные) в ходе научной дискуссии, не собираясь никого агитировать, это не призыв. И уж тем более не терроризм. Но если кто-то пытается разжечь огонь в блогах и социальных сетях, вербует молодых людей, призывает к кровопролитию, за это надо судить.

Под вербовкой Верховный суд предлагает понимать действия, направленные на вовлечение лица в террористическую деятельность, а под финансированием терроризма - не только оказание финансовых услуг, но и сбор материальных средств, например, предметов обмундирования или средств связи.

Также документ отмечает, что посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля только в целях прекращения его работы либо из мести за нее охватывается соответствующей статьей УК РФ без необходимости дополнительной квалификации как терроризм.Там и так достаточно весомое наказание, включая пожизненное заключение.

Если же боевики преследуют государственных деятелей, чтобы в целом надавить на власть, тогда это безусловно терроризм.

Пленум отметил, что участника подготовки теракта можно освободить от уголовной ответственности, только если своевременное предупреждение им правоохранительных органов помогло предотвратить преступление. Как напомнил судья-докладчик Владимир Давыдов, освобождение предусматривается примечанием к статье 205 УК РФ (терроризм). Однако, по его мнению, данная норма может толковаться двояко в зависимости от того, был ли предотвращен теракт или нет, хотя один из его предполагаемых организаторов сообщил о нем властям. Поэтому в постановлении пленума планируется разрешить этот вопрос, рекомендуется судам освобождать от ответственности соучастника, готовившего теракт, только если его собственные действия или своевременное информирование о готовящемся преступлении органов власти способствовали тому, что теракт совершен не был.

Пленум создал редакционную комиссия, чтобы обсудить все прозвучавшие предложения и принять окончательный вариант постановления, которым суды будут руководствоваться при рассмотрении дел о терроризме.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: