Задачи физической подготовки на судах флота рыбной промышленности

Обновлено: 19.04.2024

от 30 августа 1995 года N 140

____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 2020 года N 1122
____________________________________________________________________

1. Утвердить Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации и ввести его в действие с момента опубликования в газете "Российские вести" (приложение N 1).

3. С введением в действие настоящего Устава считать утратившими силу на территории Российской Федерации Устав службы на судах флота рыбной промышленности СССР от 25 октября 1972 года.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление мореплавания, портов и охраны труда (А.А.Козлов).

в Министерстве юстиции

11 октября 1995 года,

Регистрационный N 958

Приложение N 1
к приказу Комитета Российской Федерации
по рыболовству
от 30 августа 1995 года N 140

УТВЕРЖДЕН
приказом Комитета Российской Федерации
по рыболовству
от 30 августа 1995 года N 140

Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации

Глава I
Общие положения

1. Настоящий Устав определяет основы организации службы, права и обязанности членов экипажей на судах рыбного хозяйства Российской Федерации.

3. Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажей судов, лиц, временно пребывающих на судне, и пассажиров.

4. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды, выполняющих обязанности, связанные с обеспечением мореплавания и производственной деятельностью судна.

5. Все лица экипажа назначаются на судовые должности при условии: наличия у каждого соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства; подтверждения своих профессиональных знаний путем сдачи установленного проверочного минимума; прохождения специальных курсов обучения и других утвержденных программ в сроки, обусловленные действующими конвенциями и нормативными актами; заключения медицинской комиссии о годности по здоровью.

6. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии с действующим трудовым законодательством, КТМ и настоящим Уставом.

7. Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, промвооружение и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в надлежащем порядке расписываются в заведование определенным членам экипажа.

8. Лица, обслуживающие судовые технические средства, системы и устройства, а также пользующиеся техническими средствами бытового назначения независимо от того, в чьем заведовании они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию и сохранность.

9. Должностные обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном судна.

10. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по судовым службам.

11. Судовые службы обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание экипажа и других лиц, находящихся на судне. Они подразделяются на: общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, добычи, обработки, медико-санитарную, учебно-судовую (на учебных судах) и научно-техническую (на судах, где она есть). Руководство службами возлагается на лиц командного состава.

12. Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров.

На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.

С учетом типа, назначения и особенностей судна, а также в целях обеспечения его безопасности при плавании в сложных условиях, других обстоятельствах, по усмотрению капитана могут составляться другие судовые расписания (по бункеровке судна, борьбе с обледенением, буксировке и т.д.).

Глава II
Государственный флаг, флаги и вымпелы

13. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне после получения свидетельства на право плавания под флагом Российской Федерации. День первого подъема флага считается судовым праздником.

14. Государственный флаг указывает на национальность судна и под юрисдикцией какого государства оно находится.

15. Государственный флаг поднимается во время хода судна и стоянки его ежедневно с 8 ч утра и спускается с заходом солнца.

В полярных морях зимой Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен быть поднят в пределах времени его видимости, а при продолжительном дне с 8 до 20 ч.

Государственный флаг поднимается ранее 8 ч утра и не спускается после захода солнца, при условии его видимости, в следующих случаях:

а) при входе судна в порт и при выходе его из порта;

б) при встрече в море с военными кораблями и судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, до расхождения с ними.

При входе в порт, на стоянке и выходе из порта на судне, кроме Государственного флага, на грот-мачте (стеньге) поднимается вымпел судов рыбопромыслового флота Российской Федерации.

При следовании и стоянке в территориальных и внутренних водах иностранного государства на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается и несется государственный флаг данного государства, постоянно, до выхода из указанных вод.

16. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, других лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается Государственный флаг Российской Федерации.

При нахождении на борту Председателя Роскомрыболовства на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается флаг Председателя Комитета Российской Федерации по рыболовству.

При нахождении на борту судна официального лица высшей власти иностранного государства при стоянке судна в российском порту на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается государственный флаг данного государства.

17. В особо торжественные и праздничные дни либо дни национального праздника страны порта стоянки судна (по согласованию с консулом) судно расцвечивается флагами Международного Свода Сигналов.

В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины мачты. В отечественных портах флаг приспускается по распоряжению капитана порта, в иностранных - по согласованию с консулом и портовыми властями.

18. При встрече с военным кораблем под флагом Российской Федерации, либо с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, судно приветствует его однократным приспусканием Государственного флага. При встрече с военным кораблем государства, не состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией, приветствие производится только в территориальных и внутренних водах этого государства.

Глава III
Экипаж судна

19. Экипаж судна подразделяется на командный состав и судовую команду. К командному составу относятся: капитан, помощники капитана, механики, радиоспециалисты, врачи, мастера, руководители практики и другие лица, занимающие инженерно-технические должности. К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

20. Все члены экипажа назначаются на судно и перемещаются по должности только с согласия капитана.

21. Члены экипажа с совмещенными профессиями (каждая специальность определена Уставом отдельно) выполняют свою основную работу по той специальности, которая обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.

Общие обязанности членов экипажа

22. Каждый член экипажа обязан:

(01) соблюдать требования международных, национальных и местных правил, действующих нормативных документов, приказов и распоряжений судовладельца и капитана судна;

(02) четко и неукоснительно выполнять приказы начальников;

(03) знать и четко выполнять свои обязанности по судовым расписаниям; знать расположение и уметь пользоваться судовыми техническими средствами по борьбе за живучесть, аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, индивидуальными и коллективными спасательными средствами; владеть приемами оказания первой медицинской помощи и индивидуальными приемами выживания в экстремальных условиях;

(04) знать устройство и особенности судна, его особый режим работы в экстремальных условиях плавания и производственной деятельности; быть готовым к оказанию помощи другим судам, людям;

(05) выполнять объявленные капитаном авральные и аварийные работы;

(06) при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, техническим средствам или орудиям лова, немедленно докладывать вахтенным и непосредственным начальникам, одновременно принимая все возможные меры к ее ликвидации;

(07) выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности, пожарной безопасности и санитарные правила; содержать помещения своего заведования и жилые помещения в надлежащем порядке и чистоте;

(08) выполнять международные, национальные и местные требования по предотвращению загрязнения морской среды;

(09) покидать судно только с разрешения капитана, старшего помощника или вахтенного помощника капитана;

(10) обеспечивать порядок и нормальную деятельность судна;

(11) соблюдать честь и достоинство гражданина России.

Общие обязанности лиц командного состава

23. Каждое лицо командного состава обязано:

(01) обеспечивать безопасность мореплавания, подготовку подчиненных и готовность средств своего заведования к борьбе за живучесть судна;

(02) обеспечивать исправное состояние, правильную техническую эксплуатацию и надежную работу технических средств своего заведования; планировать проведение ремонтов, контролировать сроки и качество их выполнения;

(03) руководить подчиненными и организовывать их труд, проводить необходимые инструктажи; обеспечивать выполнение правил технической эксплуатации, техники безопасности, пожарной безопасности и санитарных правил;

(04) ознакомлять вновь назначенных на судно лиц с его устройством и особенностями, размещением аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, обязанностями по судовым расписаниям, правилам обслуживания заведования и внутреннего распорядка и другими служебными обязанностями;

(05) прием (передачу) дел своего заведования оформлять установленным актом и рапортом капитану (начальнику службы);

(06) организовывать и проводить техническую учебу; внедрять технические усовершенствования и прогрессивные методы труда;

(07) докладывать капитану (начальнику службы) о состоянии готовности службы (заведования) к выходу судна в рейс в установленные капитаном сроки;

(08) осуществлять контроль за несением вахт и судовыми работами, за состоянием жилых и служебных помещений своего заведования;

(09) информировать подчиненных о деятельности судна; относиться с вниманием к их заботам и нуждам, улучшать условия труда и быта.

24. Каждый член экипажа несет ответственность в пределах своих обязанностей согласно настоящему Уставу. Невыполнение этих обязанностей влечет дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.

Глава IV
Капитан

Права

25. Капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем.

26. Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение.

27. Капитан осуществляет защиту законных интересов и прав членов экипажа и всех лиц, находящихся на судне.

28. Капитан является законным представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного ему имущества, если на месте нет представителей судовладельца. По поручению судовладельца он заключает сделки, связанные с агентированием судна, взятием лоцманов, буксиров, приобретением продовольствия, топлива и снабжения судна, и другие, касающиеся эксплуатации судна.


В данной статье рассматриваются особенности физических и психических требований, предъявляемых к специалистам торгового флота, а также влияние физической подготовки на профессиональное становление инженера морского транспорта. В статье проанализированы эффективные средства для подготовки к работе в море, поддержания и восстановления формы во время рейса и после него.

Ключевые слова: физическая подготовка, торговый флот, инженер морского транспорта.

Цель данной статьи: рассмотреть особенности работы инженера морского транспорта, требования для вступления в торговый флот, и с помощью них понять, как влияет профессионально-прикладная физическая подготовка на профессиональное становление будущих специалистов. Также в статье будет проведен обзор упражнений и спортивных дисциплин, позволяющих развивать физические и психические качества моряка.

Торговый флот — это специализированная отрасль, которая полностью занимается коммерческой деятельностью, связанной с перевозкой грузов и пассажиров по морским путям. В некоторых странах область торгового флота является важной частью глобального судоходного сектора и неотъемлемой частью экономического развития. Поскольку большая часть коммерческой деятельности в мире осуществляется через морские маршруты, область торгового флота имеет гораздо большее значение, по сравнению с железнодорожным и воздушным транспортом, по всему миру.

  1. Особенности работы моряков торгового флота

– Ограниченная социальная жизнь. В течение длительного периода времени общение с семьей у морских специалистов ограничено. Благодаря интернету и сотовой связи ограниченность общения с близкими нивелируется. Однако работа в ограниченном пространстве и общение с ограниченным количеством людей определенно влияет на психологическое состояние специалиста;

– Суровые условия труда. Работа в море в агрессивной среде не только трудна, но и опасна. Ожидается, что выполнять профессиональные обязанности моряку придется в суровых погодных условиях, экстремальных условиях и некомфортной температуре, вблизи рабочей техники и токсичных веществ. Также большинство работ необходимо выполнять вручную. В случае чрезвычайной ситуации каждый член экипажа должен будет работать в течение долгих часов для предотвращения форс-мажора. Кроме того, существуют другие опасности, такие как пиратство, нестабильная политическая обстановка и т. д.;

– Регулярные экзамены повышения квалификации. После завершения пребывания определенного срока в море, морские специалисты должны регулярно сдавать экзамены для повышения по службе и продвижения по карьерной лестнице. Они также обязаны пройти несколько модернизаций и дополнительных курсов в соответствии с требованиями компании и типом судна, на котором они работают.

Не каждый может стать специалистом, работающим на судах торгового флота. Необходимо иметь квалификацию, нужную для конкретной работы на борту судна. Также нужна очень хорошая физическая форма и соответствие уровня здоровья основным медицинским требованиям. Следует обратить внимание, что требования различаются в зависимости от страны, в которой получает квалификацию моряк.

Международное морское сообщество вводит все более высокие стандарты качества подготовки специалистов [1]. Это необходимо для достижения необходимого комплекса знаний, умений и навыков, а также способностей выполнять свои профессиональные обязанности и принимать самостоятельные эффективные решения в условиях неопределенности и риска.

Страны сотрудничают в направлении развития профессионального обучения моряков. Кандидат должен иметь хорошее психическое и физическое здоровье.

Многочисленные медицинские и профессиографические исследования разных стран отмечают важность высокой психической и физической подготовки моряков торгового флота.

Будущему моряку необходимо:

– Обладать высокой тренированностью и устойчивостью организма к неблагоприятным факторам и длительности плавания (качка, большие физические и психические перегрузки и т. д.);

– Обладать подготовленностью к изменениям климатических и погодных условий на море;

– Уметь быстро принимать решения в экстремальных ситуациях на судне, уметь использовать различные плавательные средства;

– Знать и применять физические упражнения и специальные приемы для повышения или поддержания работоспособности, психической устойчивости во время плавания, а затем для полного последующего восстановления;

– Обладать знаниями, навыками и умением для выполнения профессиональных задач [2].

  1. Влияние профессионально-прикладной подготовки будущих моряков.

Для реализации вышеизложенных задач важное место занимает профессионально-прикладная физическая подготовка. В данный комплекс входят плавательные тренировки, тренажерные, гребля, закаливание воздухом и водой.

Для подобной подготовки проводятся занятия с индивидуальной коррекцией. Также для тренировки будущих моряков создаются морские секции, проводятся соревнования, повышающие уровень волевой подготовленности, стрессоустойчивости, психологической надежности. В профессиональной подготовке не должно быть перерывов [3].

Потенциально возможными являются ситуации, когда именно высокая физическая подготовка обеспечивает выживание в море. Например, при длительном пленении пиратами, с чем сталкивались последнее время моряки Украины, Индии, Филиппин. Физические страдания, а также длительное состояние стресса негативно влияют на психологическое здоровье моряков.

Также необходимо помнить о том, что у моряков может снижаться иммунитет из-за климатических изменений. Именно физическая подготовка и регулярные физические упражнения помогают повысить и укрепить иммунитет [4].

Для развития скоростных и силовых качеств используются легкоатлетические упражнения на улучшение координации, быстроту реакции, реакцию выбора, устойчивость и переключение внимания, вестибулярную устойчивость.

Физическая подготовка повышает специальные психические качества (внимание, память, оперативное мышление), профессионально важные личностные качества (нервно-психическая устойчивость, коммуникабельность, моральная норма, способность к адаптации).

Специальные средства и методы, направленные на психофизическую подготовку будущих морских специалистов, учитывая их интересы и индивидуальные особенности, включая их в процесс физкультурной деятельности, способствуют адаптивности курсантов и резистентности к возможным отрицательным факторам.

Таким образом, можно сделать вывод, что специалист морского транспорта должен иметь хорошее физическое и психическое здоровье, уметь быстро принимать решение в экстренных ситуациях, которые случаются нередко, а также знать и применять специальные приемы для восстановления организма после контракта. По этим требованиям можно понять, что в подготовку будущих инженеров торгового флота должны входить такие упражнения, как плавание, гребля, кроссы, тяжелая атлетика и гиревой спорт. Комплекс физических упражнений должен быть подобран правильно, учитывая интересы и индивидуальные особенности курсантов.

Основные термины (генерируются автоматически): торговый флот, морской транспорт, физическая подготовка, коммерческая деятельность, мор, профессионально-прикладная физическая подготовка, специалист, требование, упражнение.

1.1 Судовладелец. Обязанности судовладельца согласно СУБ.

1.2 Основные задачи и состав экипажа. Капитан судна. Права и обязанности согласно Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, КТМ. Судовые расписания и заведования.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДАХ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РФ.

2.1 Вахтенная служба. Организация вахты. Приём, сдача вахты. Вахта при стоянке

судна в порту, на якоре, в ремонте.

2.2 Принципы несения ходовой навигационной вахты в море на ходу, на промысле с

с орудиями лова.

2.3 Общесудовая служба, радиотехническая, судомеханическая, медико-санитарная,

служба добычи рыбы, служба обработки рыбы, учебно-судовая, и научно-техническая службы.

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО НА МОРСКИХ, РЫБОПРОМЫСЛОВЫХ СУДАХ.

3.1 Делопроизводство на морских, рыбопромысловых судах. Оформление прихода/отхода судна. Бланки документов ИМО на приход/отход судна.

3.2 Судовые документы, выдаваемые судовладельцем.

3.3 Судовые документы, выдаваемые Администрацией порта (капитаном порта).

3.4 Судовые документы, выдаваемые РМРС.

3.5 Судовые документы, выдаваемые пожарной инспекцией и СКО порта.

3.6 Статус судового журнала. Правила заполнения (ведения) судового журнала.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Введение

Эффективность эксплуатации судов неразрывно связана с беспрекословным выполнением положений и требований международных и национальных документов по обеспечению безопасности мореплавания и ведения промысла.

Хорошее усвоение курсантами программы «Организация службы на рыбопромысловых судах» является необходимым условием формирования морского специалиста.

Цель и задачи изучения дисциплины заключаются в том, чтобы курсант после усвоения учебного материала смог:

- знать и уметь применять на практике требования по поддержанию судна, его устройств и снабжения, обеспечивающие безопасное плавание,

- знать и уметь применять на практике международные и национальные требования по обеспечению плавучести и непотопляемости судна,

- знать проблемы при обеспечении безаварийного плавания и влияния на аварийность человеческого фактора,

- знать практические мероприятия по обеспечению безопасности судна на промысле рыбы,

- знать методы предотвращения загрязнения моря с судов и охраны окружающей среды и уметь выполнять мероприятия по предупреждению загрязнения,

- знать принципы организации и способы спасения людей в море.

Конечная цель - подготовка курсантов, способных ориентироваться в обычной и экстремальной обстановке (ситуации) и способных обеспечивать безопасность мореплавания и ведения промысла.

1. СУДОВЛАДЕЛЕЦ. КАПИТАН СУДНА. ЭКИПАЖ СУДНА.

СУДОВЛАДЕЛЕЦ. ОБЯЗАННОСТИ СУДОВЛАДЕЛЬЦА СОГЛАСНО СУБ.

Лекция № 1

Судовладелец. Обязанности судовладельца согласно СУБ.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Понятие судовладелец.

2. Обязанности судовладельца согласно СУБ.

Содержание лекционного материала

Служба на судах морского флота организуется в соответствии с национальными нормативными документами: КТМ РФ 1999 г., Уставом службы на судах рыбопромыслового флота РФ, РШС-89 и международных конвенций ПДНВ 78, МКУБ, и СУБ судовладельца, ОСПС.

Судовладелец организует и осуществляет подготовку судна к безопасной эксплуатации. Он отслеживает наличие и сроки действия судовых документов на судне, выдаваемых уполномоченными на то органами надзора и удостоверяющими соответствие судна требованиям национальных и международных правил и норм по безопасности и их годность к плаванию,а именно со своей стороны он обязан обеспечить судно,все судовые службы необходимой документацией и пособиями,инструкциями по эксплуатации,всеми навигационными пособиями (навигационными картами,лоциями,навигационной литературой,морскими пособиями мирового масштаба и т.д.) для полноценной эксплуатации судна.Обеспечить соответствующий ремонт судна,его корпуса,главного двигателя,судовых механизмов по судовым службам,а также обеспечить судовой экипаж продуктами питания на определенный срок,запчастями,рабочей одеждой,лекарствами и мед.средствами,средствами личнлой гигиены экипажа и судовых служб,канцелярией и расходными материалами.Судовладелец должен,перед выходом судна в рейс,снабдить его необходимым количеством топлива и масел,необходимым промысловым снабжением и оборудованием,средствами обработки рыбы,а также средствами саморемонта силами экипажа самого судна,его корпуса,надстроек,механизмов,которые могут быть повреждены во время плавания в штормовых условиях,при форс-мажорных обстоятельствах,швартовых операциях в открытом море с другими судами и т.д. При нахождении судна в рейсе,на промысле постоянно отслеживать (ежесуточно) местонахождение судна,его промысловую деятельность,метеообстановку в районе нахождения судна,а также (в первую очередь) состояние судового экипажа (болезни,травмы,медицинское обеспечение,сдача больных на берег,срочность оказания береговой медицинской помощи). Он организует своевременное предъявление судна органам надзора для возобновления или продления судовых документов в соответствии с установленными нормативными сроками их действия.

Судовладлец разрабатывает судовые штатные расписания и заботится о комплектации судна экипажем с квалифицированными Конвенционными рабочими документами,проверяет наличие документов,подтверждающих прохождение членом экипажа медицинской комиссии для работы в море.

Судовладелец должен правильно оформить работника на работу (контракт,трудовой договор) и уважать тяжелый труд моряка,заботясь о своевременной выплате ему (его семье) зарплаты.

Судовладелец объявляет политику компании по управлению безопасностью, готовит и предъявляет судно на соответствие СУБ органам надзора.

1. На основании каких документов организуется служба на судах?

2. Обязанности судовладельца?

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СОСТАВ ЭКИПАЖА РЫБОПРОМЫСЛОВОГО СУДНА. КАПИТАН СУДНА. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОГЛАСНО УСТАВА СЛУЖБЫ НА СУДАХ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА РФ, КТМ. СУДОВЫЕ РАСПИСАНИЯ И ЗАВЕДОВАНИЯ.

Лекция № 2

Основные задачи и состав судового экипажа. Капитан,права и обязанности согласно Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ, МКУБ, КТМ, ПДНВ-78.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Основные задачи и состав экипажа.

2. Права и обязанности капитана.

3. Ответственность капитана.

Содержание лекционного материала

Основными задачами судового экипажа являются, обеспечение безопасной эксплуатации судна, предотвращения причинения ущерба находящихся на судне людей, грузу, имуществу, судну и окружающей среде. Защита от выявленных рисков и постоянной готовности к действиям в аварийных ситуациях. В состав экипажа входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда. К командному составу, кроме капитана, относятся помощники капитана, механики, электромеханики,реф.механики,мастера добычи рыбы,мастера обработки рыбы, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу. Судовой экипаж подразделяется на службы. Старший помощник капитана, вахтенные помощники капитана, и матросы относятся к общесудовой службе. Старший механик, второй механик, механики, электромеханики, мотористы и электрики относятся к судомеханической службе. Другие члены экипажа распределяются по службам в зависимости от основных выполняемых ими обязанностей.

Капитан – лицо командующее судном. Он является высшим должностным и доверенным лицом судовладельца на судне, несет полную ответственность за безопасную эксплуатацию судна, предотвращение причинения ущерба находящимся на судне людям, грузу, имуществу и окружающей среде, защиту от выявленных рисков и постоянную готовность к действиям в аварийных ситуациях.

Капитан управляет судном на основе единоначалия. Все указания, распоряжения и приказы, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, ответственному за их исполнение. Все члены экипажа назначаются на судно с согласия капитана. Он вправе не приять на судно любое лицо, в том числе назначенное судовладельцем. Капитан издает приказы дает распоряжения, подлежащие беспрекословному исполнению всеми находящимися на судне.

Очень многое зависит от капитана,от его действий при ведении судном промысовой деятельности. Правильная эксплуатация судна,его промысловых механизмов, капитанский промысловый опыт,командование экипажем судна,человеческий фактор,умение общаться с

людьми,помогать разрешить сложные рабочие проблемы,трудные бытовые ситуации,а иногда и семейные вопросы в пределах компетенции и руководствуясь нормативными и правовыми документами – залог,как правило,отличной работы экипажа судна во время рейса,промысловой деятельности судна на промысле рыбы и морепродуктов.

Лекция № 3

Командный состав и судовая команда. Судовые службы. Судовые расписания.Судовые заведования.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Командный состав

2. Судовая команда.

3. Судовые службы.

4. Судовые расписания.

5. Расписания по заведованиям.

Содержание лекционного материала

Старший помощник капитана подчиняется капитану, является его первым заместителем, возглавляет общесудовую службу и руководит работой помощников капитана. Он должен быть готов в любое время заменить капитана и принять на себя командование судном. Учитывая исключительную ответственность капитана за безопасность судна и что старший помощник капитана должен быть готов в любое время взять на себя эту ответственность, его компетентность профессионализм должны соответствовать компетентности и профессионализму капитана применительно к этой ответственности на уровне управления

Старшему помощнику капитана административно подчинен весь экипаж и его распоряжения по организации службы и распорядка дня на судне , аварийным и авральным работам, тревогам, подготовке судна к приходу и отходу обязательны для всех членов экипажа.

Старший механик подчиняется капитану, является его заместителем по технической эксплуатации судна. Он возглавляет судомеханическую службу и руководит работой механиков, электромехаников, реф.механиков и т.д. Он должен обладать компетентностью и профессионализмом применительно к выполнению им на уровне управления основными функциям – судовые механические установки, электрооборудование, реф.оборудование и т.д. Электронная аппаратура и системы управления и техническое обслуживание и ремонт, знать национальные и международные правила и нормы по их конструктивной, экологической и технико-эксплуатационной безопасности судов.

Второй механик подчиняется старшему механику и является его первым заместителем. Он должен быть готов в любое время заменить старшего механика и принять на себя ответственность за техническую эксплуатацию, руководство машинной командой. Учитывая это, его компетентность и профессионализм должны соответствовать компетентности и профессионализму старшего механика применительно к этой ответственности на уровне управления.

Вахтенные помощники капитана подчиняются старшему помощнику капитана, а во время несения вахты, капитану. Они должны обладать компетентностью и профессионализмом применительно к выполнению ими на уровне эксплуатации основным функциям- судовождения, промысла, погрузки размещению грузов и судовым операциям. Вахтенные помощники капитана несут ходовые и стояночные вахты и отвечают за безопасность судна во время своей вахты. Они должны осуществлять руководство всеми видами палубных работ, подготовкой экипажа к борьбе за живучесть судна.

Вахтенные механики подчиняются старшему механику и вахтенному помощнику капитана. Они должны обладать компетентностью и профессионализмом применительно к выполняемым ими на уровне эксплуатации основным функциям – управления судовыми механическими установками, технического обслуживания и ремонта и судовым операциям. Вахтенные механики несут вахту в машинном отделении и отвечают за технико-эксплуатационную надежность и безопасность судовых механических установок. Они должны осуществлять руководство всеми видами работ в машине, подготовкой машинной команды к борьбе за живучесть, обеспечивать постоянную готовность к действию основных, резервных и аварийных судовых механизмов, систем и устройств.

Электромеханик подчиняется старшему механику, он должен обеспечить исправное состояние, постоянную готовность к действию, надежную и безопасную эксплуатацию судовых эл.генераторов, электрооборудования и систем аварийного электропитания.

Радиотехническая служба обеспечивает охрану человеческой

жизни на море,безопасность мореплавания судна,оперативно-диспетчерскую радиосвязь по деятельности флота.В службу входят: начальник радиостанции (помощник КМ по р/электронике) – подчиняется КМ,ЭРН,радиооператоры 1 и 2 кл.

Служба добычи рыбы – начальник службы – помщник капитана

по добыче рыбы (и морепродуктов) – руководство работами по промысловой части.В его заведовании:промысловое оборудование и снабжение,орудия лова,приборы контроля,буи и т.д. + помещения своего заведования.Подчиняется КМ.

Служба обработки рыбы.Начальник – помощник КМ по производству.На него возлагается организация и руководство всеми рабочими процессами по обработке (переработке) продуктов промысла,учёту,хранению,сдаче и качеству готовой продукции.В его заведывании находятся производственные цеха и материально-тезническое снабжение.

Судовая команда выполняет свои обязанности на вспомогательном уровне ответственности под контролем командного состава, работающего на уровне эксплуатации или управления. Лица судовой команды, входящие в состав ходовой вахты, для выполнения возложенных на них функций должны по компетентности и профессионализму, как минимум, удовлетворять требованиям, предусмотренным МК ПДНВ 78/95.

Судовая служба, устанавливается судовладельцем по согласованию с капитаном в соответствии с требованиями национальных международных правил и норм по безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения с учетом назначения, типа, технико-эксплуатационных характеристик, условий и особенностью эксплуатации судна. Она организуется и обеспечивается капитаном.

Все судовые технические средства, конструкции и общесудовые функции распределяются в заведование членам экипажа. Распределение и утверждение по заведованиям производит судовладелец по согласованию с капитаном. Капитан вправе, если сочтет необходимым, в процессе эксплуатации изменить распределение по заведованиям с учетом сложившейся на судне ситуации, не нарушая национальных и международных правил и норм по безопасности и предотвращению загрязнения окружающей среды.

Члены экипажа, ответственные за заведования, должны в совершенстве знать принцип действия, устройство, эксплуатационные характеристики, конструктивные элементы и особенности закрепленных за ними судовых технических средств и конструкций.

1. Капитан судна.Права и обязанности? (Устав службы на судах р/п флота РП).


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Устав определяет основы организации службы, права и обязанности членов экипажей на судах рыбного хозяйства Российской Федерации.

3. Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажей судов, лиц, временно пребывающих на судне, и пассажиров.

4. Экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды, выполняющих обязанности, связанные с обеспечением мореплавания и производственной деятельности судна.

5. Все лица экипажа назначаются на судовые должности при условии наличия у каждого соответствующего диплома либо квалификационного свидетельства; подтверждения своих профессиональных знаний путем сдачи установленного проверочного минимума; прохождения специальных курсов обучения и других утвержденных программ в сроки, обусловленные действующими конвенциями и нормативными актами; заключения медицинской комиссии о годности по здоровью.

6. Труд экипажа организуется капитаном в соответствии с действующим трудовым законодательством, КТМ и настоящим Уставом.

7. Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, промвооружение и имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания в надлежащем порядке расписываются в заведование определенным членам экипажа.

8. Лица, обслуживающие судовые технические средства, системы и устройства, а также пользующиеся техническими средствами бытового назначения независимо от того, в чьем заведовании они находятся, отвечают за их правильную эксплуатацию и сохранность.

9. Должностные обязанности членов экипажа, не вошедшие в настоящий Устав, определяются должностными инструкциями судовладельца по согласованию с капитаном судна.

10. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по судовым службам.

11. Судовые службы обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание экипажа и других лиц, находящихся на судне. Они подразделяются на общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, добычи, обработки, медико - санитарную, учебно - судовую (на учебных судах) и научно - техническую (на судах, где она есть). Руководство службами возлагается на лиц командного состава.

12. Основой организации службы на судах являются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне в качестве пассажиров.

На судах должны быть следующие судовые расписания: штатное, по судовым тревогам, по заведованиям, по швартовным операциям, промысловое, по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне.

С учетом типа, назначения и особенностей судна, а также в целях обеспечения его безопасности при плавании в сложных условиях, других обстоятельствах, по усмотрению капитана могут составляться другие судовые расписания (по бункеровке судна, борьбе с обледенением, буксировке и т.д.).

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 июля 2020 года N 421

1. Утвердить Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации согласно приложению к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

в Министерстве юстиции

29 октября 2020 года,

регистрационный N 60663

Приложение
к приказу Минсельхоза России
от 27 июля 2020 года N 421

Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации

Глава I. Общие положения

1. Настоящий Устав (далее - Устав) определяет основы организации службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации (далее - суда), права и обязанности членов экипажа судов.

3. Требования настоящего Устава обязательны для членов экипажа судов, а также требования настоящего Устава в части обеспечения безопасности на судне и выполнения авральных работ обязательны для лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне (далее - лица, временно пребывающие на судне).

Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами.

4. Каждый член экипажа судна должны знать и выполнять требования настоящего Устава.

Лица, временно пребывающие на судне, должны знать и выполнять требования настоящего Устава в части обеспечения безопасности на судне и выполнения авральных работ.

Глава II. Государственный флаг Российской Федерации, флаги и вымпелы

5. Поднятый на судне Государственный флаг Российской Федерации указывает на принадлежность судна Российской Федерации.

6. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судах с момента их государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации.

7. Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне во время хода и стоянки на кормовом флагштоке ежедневно с 8 часов утра и спускается с заходом солнца.

8. За полярным кругом в зимнее время Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен быть поднят в 8 часов утра и находиться в поднятом состоянии до окончания времени его видимости, а с июня по август - с 8 до 20 часов.

9. Государственный флаг Российской Федерации поднимается ранее 8 часов утра и не спускается после захода солнца при условии его видимости в следующих случаях:

а) при входе судна в порт и при выходе судна из порта;

б) при встрече в море с военными кораблями и судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации, до расхождения с ними.

10. На судах при заходе в порт и выходе из порта, а также во время стоянки в порту кроме Государственного флага Российской Федерации может подниматься флаг (вымпел) судовладельца (при наличии).

11. При следовании и стоянке в территориальном море и внутренних водах иностранного государства на фок-мачте (сигнальной мачте) судна кроме Государственного флага Российской Федерации государственный флаг данного государства должен быть поднят постоянно до выхода из указанных вод.

12. При нахождении на судне Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, председателей Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, других должностных лиц, представляющих Президента Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, кроме Государственного флага Российской Федерации, поднимаемого на флагштоке, Государственный флаг Российской Федерации поднимается на фок-мачте (сигнальной мачте).

13. При нахождении на борту судна с официальным визитом должностных лиц высших органов государственной власти иностранного государства, когда это связано с исполнением указанными лицами их обязанностей, при стоянке судна в российском порту на фок-мачте (сигнальной мачте) поднимается государственный флаг данного государства.

При посещении судна должностными лицами органов государственной власти иностранного государства, о встречах которых имеется указание посольства или консульства Российской Федерации, капитан судна встречает их и сообщает свою фамилию. Капитан судна, командный состав судна должны при этом находиться в форменной одежде (при наличии).

15. В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным до половины высоты мачты (флагштока). В отечественных портах Государственный флаг Российской Федерации приспускается по распоряжению капитана порта, в иностранных - по согласованию с консулом Российской Федерации и капитаном порта.

16. При встрече в море с военным кораблем Российской Федерации либо прохождения мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо швартовых, а также при встрече в территориальном море или внутренних морских водах иностранного государства с военным кораблем этого иностранного государства судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации.

При встрече в море с военным кораблем иностранного государства либо прохождения мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо швартовых, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации по решению капитана судна.

17. При плавании в условиях швартовых операций, прохождении каналов и в узкостях, входе в порт и выходе из порта, маневрировании, плавании судна во льдах, на мелководье или во время шторма (далее - сложные условия) взаимное приветствие не является обязательным.

Глава III. Организация службы на судне

18. Эксплуатация судна осуществляется экипажем судна, члены которого должны иметь надлежащую для занимаемой должности квалификацию. Состав экипажа судна должен быть достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению режима рабочего времени на борту судна, недопущению перегрузки членов экипажа работой.

Задачами экипажа судна является обеспечение безопасной эксплуатации судна и безопасных условий труда, защиты от выявленных рисков и постоянной готовности к действиям в аварийных ситуациях на всех этапах эксплуатации судна в море, у причала и во время ремонта при наличии экипажа на борту.

19. Назначение членов экипажа судна осуществляется судовладельцем. Никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна.

20. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов, выданные или подтвержденные капитанами портов.

В соответствии с пунктом 6.3 Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ) судовладелец должен ознакомить экипаж судна с возложенными на него обязанностями, связанными с безопасностью и защитой окружающей среды.

Каждый член экипажа должен быть ознакомлен с возложенными на него обязанностями до выхода судна в море.

21. Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными и трудовыми договорами, настоящим Уставом.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2020, N 22, ст.3378).

23. Экипаж судна подразделяется на командный состав и судовую команду. К командному составу относятся капитан, помощники капитана, механики, электромеханики, радиоспециалисты, врачи.

К судовой команде относятся все остальные члены экипажа, выполняющие обязанности, связанные с обеспечением мореплавания и производственной деятельностью судна.

24. Все судовые технические средства, системы, устройства, оборудование, снабжение, орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) и другое имущество, а также судовые помещения в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, сохранности и содержания распределяются членам экипажа для обеспечения повседневной деятельности судна, его безопасности и поддержания готовности технических средств к использованию (далее - заведование).

25. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются распоряжением капитана по судовым службам и командам.

26. Судовые службы и команды на судне определяются в соответствии со штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем.

27. Судовые службы и команды обеспечивают безопасное судовождение, техническую эксплуатацию судовых технических средств, производственную деятельность судна, обслуживание членов экипажа и других лиц, находящихся на судне.

28. Судовые службы подразделяются на общесудовую, радиотехническую, судомеханическую, медико-санитарную, учебно-судовую (на учебных судах), научно-техническую, службу добычи (вылова) водных биоресурсов, службу обработки водных биоресурсов (далее - службы).

29. Руководство службами возлагается на лиц командного состава.

30. Судовые команды подразделяются на машинную, палубную, производственную и команду быта.

31. Члены экипажа с совмещенными профессиями выполняют свою основную работу по той специальности, которая обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.

32. Если численность экипажа на судне не превышает 12 человек, службы (команды) не создаются, а должностные обязанности, предусмотренные настоящим Уставом, совмещаются членами экипажа с учетом их специальности и опыта работы.

33. В целях организации службы на судах капитаном судна составляются и утверждаются судовые расписания, которые определяют обязанности всех членов экипажа, а также лиц, временно пребывающих на судне.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: