Задача педагогического работника в этом случае состоит в оказании суду помощи при допросе

Обновлено: 18.04.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Участие педагога в судебном заседании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Участие педагога в судебном заседании

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.08.2019 по делу N 33-13914/2019
Требование: Об установлении факта признания отцовства, признании права собственности на наследственное имущество.
Обстоятельства: Истец указал, что отец ребенка умер, не успев оформить отцовство, при жизни признавал ребенка своим, занимался его воспитанием, оказывал материальную помощь.
Решение: Требование удовлетворено. Приводя в апелляционной жалобе доводы о том, что несовершеннолетний 5, в нарушение требований закона, был допрошен в судебном заседании без участия педагога, ответчик не учитывает, что не наделена правом представлять интересы несовершеннолетнего. Законным представителем несовершеннолетнего истца апелляционная жалоба не принесена, приведенные ответчиком обстоятельства о нарушении ее процессуальных прав не свидетельствуют.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.08.2019 по делу N 33-13914/2019
Требование: Об установлении факта признания отцовства, признании права собственности на наследственное имущество.
Обстоятельства: Истец указал, что отец ребенка умер, не успев оформить отцовство, при жизни признавал ребенка своим, занимался его воспитанием, оказывал материальную помощь.
Решение: Требование удовлетворено. Приводя в апелляционной жалобе доводы о том, что несовершеннолетний 5, в нарушение требований закона, был допрошен в судебном заседании без участия педагога, ответчик не учитывает, что не наделена правом представлять интересы несовершеннолетнего. Законным представителем несовершеннолетнего истца апелляционная жалоба не принесена, приведенные ответчиком обстоятельства о нарушении ее процессуальных прав не свидетельствуют.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Участие педагога в судебном заседании

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: К вопросу о допросе несовершеннолетнего свидетеля
(Ярков А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2020, N 3) В статье рассмотрен вопрос об участии педагогического работника при допросе в судебном заседании несовершеннолетнего свидетеля. Произведен анализ соответствующих нормативных правовых актов, в частности профессиональных стандартов в области образования и науки, а также точек зрений представителей научного сообщества. Предложено разрешение поставленной проблемы. Обоснована необходимость внесения некоторых поправок в процессуальное законодательство.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Некоторые вопросы, возникающие при производстве допроса несовершеннолетних потерпевших (свидетелей) в уголовном судопроизводстве
(Осодоева Н.В.)
("Мировой судья", 2021, N 9) Таким образом, думается, законодатель предусмотрел участие педагога в судебном заседании при допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших), установил определенные требования к педагогам, согласно которым они должны иметь педагогическое образование, опыт работы в этой сфере, для того, чтобы он мог благоприятно воздействовать на несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля), оказывал помощь и содействие должностным лицам при производстве процессуальных действий, смог установить контакт с допрашиваемым лицом в целях дачи правдивых и полных показаний по уголовному делу.

Нормативные акты: Участие педагога в судебном заседании

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 20.06.2022) 1. Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля при отсутствии у них заинтересованности в исходе административного дела. Указанные лица с разрешения председательствующего в судебном заседании могут задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" 9. Судам следует иметь в виду, что статья 425 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 статьи 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.

1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до шестнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет участие педагога или психолога обязательно. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога и (или) психолога. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.

2. До начала допроса несовершеннолетнего председательствующий разъясняет педагогу или психологу их права, о чем в протоколе судебного заседания делается соответствующая запись.

3. Педагог или психолог вправе с разрешения председательствующего задавать вопросы несовершеннолетнему потерпевшему, свидетелю.

4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.

6. В целях охраны прав несовершеннолетних по ходатайству сторон, а также по инициативе суда допрос потерпевших и свидетелей, не достигших возраста восемнадцати лет, может быть проведен в отсутствие подсудимого, о чем суд выносит определение или постановление. После возвращения подсудимого в зал судебного заседания ему должны быть сообщены показания этих лиц и представлена возможность задавать им вопросы.

7. По окончании допроса потерпевший или свидетель, не достигший возраста восемнадцати лет, педагог или психолог, присутствовавшие при его допросе, а также законные представители потерпевшего или свидетеля могут покинуть зал судебного заседания с разрешения председательствующего.


Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма


ЕГЭ–2022: Русский язык: 10 вариантов экзаменационных тестов для подготовки к Единому государственному экзамену, часть 1 / А.Д. Баландина, Е.П. Дудина. – 2-е изд., перераб. и доп. – МОГУ ПИСАТЬ, 2021. ‒ 152 с.

Вниманию абитуриентов и педагогов предлагается первая часть пособия для подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку, которая содержит 10 вариантов тренировочных тестов (КИМ-ов), ответы к ним и подробные пояснения к ответам.

В пособии использованы уникальные материалы. Тексты к заданиям 1, 21, 22-27 адаптированы авторами-составителями (Е.П. Дудина – нечётные номера вариантов; А.Д. Баландина – чётные номера вариантов). Особенностью значительного количества КИМ-ов является тематическое единство используемых текстов и предложений, что создаёт эффект погружения в определённую область знания.

Содержание снабжено гиперссылками.

Пособие может быть полезно педагогам во время занятий и учащимся в ходе самоподготовки к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в 2022 году.

© Баландина А.Д., Дудина Е.П., 2021

ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
ВАРИАНТ 3
ВАРИАНТ 4
ВАРИАНТ 5
ВАРИАНТ 6
ВАРИАНТ 7
ВАРИАНТ 8
ВАРИАНТ 9
ВАРИАНТ 10

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Летом резко увеличивается вероятность возникновения пожаров из-за нарушения правил пожарной безопасности при сжигании мусора и разведении костров в неположенных местах. По статистике, в 9 случаях из 10 виновником лесных пожаров является человек.

Большинство лесных пожаров возникает от незатушенных костров. Запрещается разжигать их в сухую тёплую и ветреную погоду. При разжигании костров в холодную безветренную погоду требуется строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Во-первых, разжигать костры следует на специально отведённых для этого местах. В отсутствие установленного места его можно подготовить самостоятельно на песчаных и галечных косах по берегам рек и озёр, на лесных дорогах, в карьерах, на старых кострищах, на лужайках и полянах, покрытых зелёной травой.

Во-вторых, необходимо вокруг костра, на полосе шириной не менее 0,5 м, убрать всё, что может гореть и послужить причиной распространения огня. Желательно, чтобы вблизи костра была вода, а также ветки для захлёстывания пламени на случай распространения горения.

В-третьих, нельзя разжигать костры под кронами елей, сосен, обычно имеющих опущенные кроны, а также в хвойных молодняках. Избегайте устройства костров вблизи дуплистых деревьев, они чрезвычайно опасны в пожарном отношении. Недопустимо разжигать костры на старых вырубках, на площадях с большим количеством сухих горючих материалов: даже небольшой искры достаточно, чтобы поблизости костра возник тлеющий, никем не замеченный источник возгорания.


  1. Строгость, официальность содержания текста достигается посредством отказа от разговорной и эмоционально-оценочной лексики и средств выразительности, а точность изложения информации проявляется в использовании преимущественно слов в прямом значении, цифровых статистических данных.

  2. Грамматической особенностью текста является активное использование отглагольных существительных (возникновение,нарушение,разведение,распространение,возгораниеит.п.), что придаёт тексту книжный характер.

  3. Синтаксическая структура текста характеризуется отсутствием сложных и осложнённых простых предложений, благодаря чему текст становится понятным широкому кругу читателей.

  4. Наличие в тексте причастных оборотов и длинных рядов однородных членов свидетельствует о неподготовленности, спонтанности высказываний, характерных для непосредственного общения в неформальных условиях.

  5. В тексте реализуется информативно-предписывающая функция речи, что позволяет отнести его к официально-деловому стилю.

Задание 2. Задание 2. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ:


  1. Естественный выход подземных вод на поверхность земли; родник, ключ. Горячийи.Серныйи. Минеральный, целебныйи.

  2. То, что даёт начало чему-л., служит основой для чего-л. И. повышения доходов.Источникисырья.И.света.И. жизни.Неисчерпаемый и.чего-л.

  3. Тот, кто (то, что) даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. И. всех сплетен ислухов.И. информации.Ненадёжныйи.

  4. Письменный памятник, документ, используемый при научном исследовании. Опираться на источники. Использовать все доступные источники. Доскональноезнаниеисточников. И. истории.

Задание 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нАнявший оптОвый обзвонИт

Задание 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Переславские озерные рыбаки издавна спорят с Усольскими речными и постоянно жалуются на их ХИЩНИЧЕСКИЙ лов мелкой рыбы.

Тогда провинциала от коренного москвича отличить было столь же легко, как КОННУЮ повозку от паровоза.

В этой аптеке, как видно, были лекарства от всех болезней, персонал готов был прийти на помощь любому: унять сердечную астму, ЗАНИЗИТЬ кровяное давление, согреть, дать снотворное, напоить чаем с сушёной малиной.

Тут были круглый бронзовый обломок непонятного назначения, зелёный четырехугольный наконечник стрелы скифского типа, обломок КОСТЯНОЙ пластинки с какой-то резьбой и, наконец, небольшой черепок сосуда почти чистого оранжевого цвета.

Его занимала ручная мельница, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ которой была жуткая: лоб становился мокрым, пока удавалось намолоть несколько горстей серой, сырой муки.

Задание 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно использованное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Задача педагогического работника в этом случае состоит в оказании суду помощи при допросе несовершеннолетнего и обращении внимания суда на обстоятельства, которые могут играть решающее значение при оценке его показаний.

Задание 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ГОЛЬФОВ у ЕЁ брата

возле СТА первого кабинета не КЛАДИ руки на стол

у ДВОИХ студентов

Задание 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

с несогласованным приложением
Б) ошибка


  1. Развивающаяся в результате вырубки эрозия почвы приводит к наводнениям, так как отсутствует фактор, сдерживающий потоки воды.

  2. У здешних деревень есть одна особенность, которую вряд ли где в мире встретишь и бросающаяся в глаза.

  3. Корреспондент ведомственной газеты написал обо мне в очерке «Портрете ученого и инженера».

  4. Рабочая комната писателя Леонида Леонова была почти такой же, как в старом доме, где я впервые встретился с ним по приезде в Москву.

с косвенной речью
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения


  1. Сейчас на территории Российской Федерации согласно действующего законодательства штраф за поджог сухостоя достигает четырех тысяч рублей.

  2. Но уже в августе немцы, не сумев прорвать наш фронт на главном направлении, перенесли свои основные усилия на фланги.

  3. Евдокия по-детски жалобно произнесла, что «ноги-то у меня болят, хоть отруби да на дерево повесь».

  4. Поставив лампу на стол, стали отчетливо видны мелкие трещинки на фарфоровых блюдцах и аккуратные заплатки на белоснежных льняных салфетках.

  5. Кроме того, в силу повышенной раздражительности у них портятся взаимоотношения с людьми как на работе, так и дома.

  1. отраслевой, пригорел, горняки

  2. сжимая, вытер, уравнение

  3. положиться, вычет, заперта (дверь)

  4. раскачать, отскочить, выскочка

  5. прилагательное, усложнять, коснись

    1. пр..дать (друга), непр..ступная (крепость), пр..вилегия

    2. об..ятия, супер..яркий, вз..ём

    3. без..скусный, под..тожить, контр..гра

    4. по..писать, о..гадать, пре..сказать

    5. бе..цельный, ра..чистить, и..портить

    1. больш..нство, фасол..нка

    2. восьм..ричный, каракул..вый

    3. окраш..вать, повел..вать

    4. сгущ..нка, плащ..вка

    5. уступч..вый, вещ..вой

    1. пропол..шь, выгляд..те

    2. ове..нный, раскашл..лся

    3. (они) хлопоч..т, курлыч..щие

    4. (он) выстел..т, (если) вынес..те

    5. кле..щий, бре..щий

    Задание 13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

    Поэтому прощание вышло (НЕ)БОДРЫМ, как полагалось, а натянутым и даже фальшивым.

    Стоял город на реке, несудоходной и вовсе (НЕ)ПРИГОДНОЙ для сплава леса. Под (НЕ)ТОРОПЛИВЫЙ стук мотора мы тихонько плыли вниз.

    Обстановка в институте была напряженная, но это уже (НЕ)ИМЕЛО значения. Решил держать себя в форме, (НЕ)УПУСКАЯ удачу из-за какой-нибудь глупости.

    Задание 14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Я, лежа в мешке, досадуя, злясь, не мог ВСЕ(ТАКИ) отвязаться (ОТ)ТОГО, что называл

    Собака (ТОТ)ЧАС поднялась и пересела в центр тропинки между старухой и мной, КАК(БЫ) уважая хозяйку, но и не нарушая обычай гостеприимства.

    Поезд, как мне показалось, ТО(ЖЕ) облегченно дал сигнал отправления и радостно загромыхал на юг, (ПО)ДАЛЬШЕ от сумрачных ельников и холодных дождей.

    Вот он, тот самый случай, когда человек, действуя (В)СЛЕПУЮ, (В)ТЕЧЕНИЕ часа решает свою судьбу.

    Я забрал рюкзак и отправился (НА)ПРЯМИК в лес, который ТУТ(ЖЕ) у насыпи и начинался.

    1. Допрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд. В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля. Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.

    2. В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должно быть сообщено содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.

    3. Свидетель, не достигший возраста шестнадцати лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.

    Комментарий к ст. 179 ГПК РФ

    1. ГПК РФ не предусматривает возрастных ограничений для свидетелей. Любое лицо независимо от возраста, обладающее сведениями об устанавливаемых в процессе рассмотрения гражданского дела фактах, может быть допрошено в качестве свидетеля.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия).

    Вопрос о возможности допроса несовершеннолетнего лица в качестве свидетеля в гражданском судопроизводстве разрешается судом с учетом оценки обстоятельств конкретного дела - важности его показаний для разрешения дела, наличия иных свидетелей, которые могут сообщить те же сведения, индивидуальных особенностей ребенка.

    Пример 1: при рассмотрении дела по иску родителей несовершеннолетнего в его интересах о возмещении ущерба, причиненного здоровью их сына в результате драки между несколькими учащимися школы, судом принято решение о допросе несовершеннолетних учащихся школы, являвшихся участниками происшествия. При этом принято во внимание то, что других очевидцев происшествия не было, при этом несовершеннолетние, которых суд решил допросить, непосредственно наблюдали все обстоятельства случившегося, способны правильно понять и описать исследуемые судом обстоятельства.

    Пример 2: при рассмотрении дела по иску о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, суд установил, что в автомашине находилось несколько лиц, включая взрослых и ребенка. Суд признал необходимым допросить взрослых пассажиров и отказать в допросе несовершеннолетнего, так как допрос несовершеннолетнего может негативно повлиять на его психику, так как потребует вспоминать психотравмирующую ситуацию, в которой он оказался, при этом несовершеннолетний, не знакомый с правилами дорожного движения, не способен полноценно оценить правильность действий водителей столкнувшихся транспортных средств и другие обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Суд принял во внимание, что искомые факты известны не только несовершеннолетнему, но и совершеннолетним лицам, допрос которых может быть осуществлен судом (из практики автора).

    Если решение о допросе несовершеннолетнего принято судом, его допрос должен производиться по общим правилам допроса свидетеля за исключением тех особенностей, которые установлены комментируемой статьей, а также ч. 2 ст. 176 ГПК РФ.

    2. Допрос несовершеннолетнего свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда - свидетеля в возрасте до шестнадцати лет производится с участием педагога.

    Педагогом является лицо, имеющее специальное образование в области педагогики, подтвержденное дипломом о получении образования.

    Педагогический работник для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля приглашается судом. Это может быть учитель или воспитатель образовательного учреждения, в котором обучается несовершеннолетний, или иное лицо, имеющее образование педагога и опыт работы с детьми.

    Педагог, привлекаемый к процессу для участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля, наделяется статусом специалиста (ст. 188 ГПК РФ) и должен соответствовать установленным для специалиста процессуальным требованиям.

    Для допроса несовершеннолетнего свидетеля в суд могут быть вызваны законные представители несовершеннолетнего свидетеля: родители, усыновители, опекун или попечитель.

    Целью участия этих лиц является защита интересов несовершеннолетнего - предотвращение отрицательного воздействия допроса на ребенка, помощь в уяснении его прав и обязанностей как свидетеля, в реализации процессуальных прав и исполнении процессуальных обязанностей. Законные представители как лица, хорошо знающие ребенка, могут оказать помощь суду в определении особенностей допроса свидетеля.

    Педагог и законные представители несовершеннолетнего вправе задавать свидетелю вопросы. Для этого они должны получить разрешение председательствующего.

    Кроме того, педагог и законные представители несовершеннолетнего могут высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний как до допроса, чтобы предотвратить травмирующие его вопросы, так и в процессе допроса или после его окончания.

    Заданные ими вопросы, а также сделанные заявления должны быть отражены в протоколе судебного заседания.

    3. На время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания.

    Поскольку удаление из зала судебного заседания участвующего в деле лица существенно умаляет возможность реализации его процессуальных прав, это действие должно производиться в исключительных случаях, например, при наличии в материалах дела сведений об оказываемом на ребенка или членов его семьи насилии, совершении в отношении их преступлений, оказываемом на ребенка этим лицом отрицательном моральном воздействии.

    Удаление лиц, участвующих в деле, из зала судебного заседания может быть произведено по ходатайству других участвующих в деле лиц, самого ребенка, его законного представителя, педагога или по инициативе суда.

    Для удаления из зала судебного заседания лиц, участвующих в деле, суд должен вынести устное определение, занесенное в протокол судебного заседании.

    После допроса свидетеля удаленные участники процесса возвращаются в зал судебного заседания. Председательствующий должен сообщить им содержание показаний несовершеннолетнего свидетеля и предоставить возможность задать вопросы.

    Председательствующий должен контролировать корректность задаваемых несовершеннолетнему вопросов и снимать те из них, которые могут негативно повлиять на допрашиваемого ребенка.

    Также по тем же основаниям из зала судебного заседания может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания.

    4. Свидетель в возрасте до шестнадцати лет после окончания его допроса удаляется из зала судебного заседания.

    В исключительных случаях несовершеннолетний свидетель может остаться в зале судебного заседания, если суд признает это необходимым. Необходимость присутствия несовершеннолетнего свидетеля может быть обусловлена возможностью его последующего повторного допроса после допроса других свидетелей, исследования иных доказательств или заслушивания объяснений или ходатайств участвующих в деле лиц.

    5. Таким образом, процессуальные особенности допроса несовершеннолетних свидетелей можно сгруппировать с учетом возраста свидетеля следующим образом.

    Допрос свидетеля в возрасте до 14 лет:

    - не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;

    - по усмотрению суда - участвуют родители, усыновители, опекун или попечитель;

    - в исключительных случаях на время допроса может быть удален кто-либо из лиц, участвующих в деле или присутствующих в зале судебного заседания;

    - после допроса удаляется из зала судебного заседания, кроме случаев, когда суд признает необходимым его присутствие в зале заседания.

    Допрос свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет:

    - не предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний;

    - по усмотрению суда - участвует педагог;

    - по усмотрению суда - участвуют родители, усыновители, опекун или попечитель;

    - в исключительных случаях на время допроса может быть удален кто-либо из лиц, участвующих в деле или присутствующих в зале судебного заседания;

    - после допроса удаляется из зала судебного заседания, кроме случаев, когда суд признает необходимым его присутствие в зале заседания.

    Допрос свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет:

    - по усмотрению суда - участвуют родители, усыновители, опекун или попечитель;

    - в исключительных случаях на время допроса может быть удален кто-либо из лиц, участвующих в деле или присутствующих в зале судебного заседания.

    6. Особым случаем участия несовершеннолетнего в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела, вытекающего из семейных правоотношений, является выражение ребенком своего мнения по разрешаемому судом вопросу, если рассматриваемое судом дело непосредственно затрагивает его интересы.

    В соответствии со ст. 12 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. и вступившей в силу для России 15 сентября 1990 г., государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

    Статьей 57 СК РФ предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных СК РФ (ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет.

    Разъясняя применение указанного законоположения, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" указал, что если при разрешении спора, связанного с воспитанием детей, суд придет к выводу о необходимости опроса в судебном заседании несовершеннолетнего в целях выяснения его мнения по рассматриваемому вопросу (ст. 57 СК РФ), то следует предварительно выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде. Опрос следует производить с учетом возраста и развития ребенка в присутствии педагога, в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц. При опросе ребенка суду необходимо выяснять, не является ли мнение ребенка следствием воздействия на него одного из родителей или других заинтересованных лиц, осознает ли он свои собственные интересы при выражении этого мнения и как он его обосновывает, и тому подобные обстоятельства.

    При рассмотрении в суде споров, возникающих из семейных правоотношений, в которых затрагиваются интересы детей (об определении места проживания детей при раздельном проживании родителей после расторжения брака, о порядке общения проживающего отдельно от ребенка родителя с ним и других), суды для выяснения мнения ребенка используют акты обследования жилищно-бытовых условий и заключения органов опеки и попечительства, пояснения педагогов или воспитателей детских учреждений по месту учебы или нахождения ребенка, социальных педагогов школы, инспекторов по делам несовершеннолетних, заключения судебной психолого-психиатрической экспертизы либо диагностического обследования в центрах психолого-медико-социального сопровождения, диагностики и консультирования детей и подростков. В некоторых случаях несовершеннолетние опрашиваются непосредственно судом в судебном заседании в присутствии социального педагога либо классного руководителя, эксперта-психолога.

    Обобщая судебную практику, Верховный Суд РФ выявил, что мнение ребенка по спорам, связанным с воспитанием детей, выясняется судами во многих случаях опосредованно, что не согласуется с нормами ст. 12 Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ о праве ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства. Кроме того, опосредованное выяснение мнения ребенка нарушает требование ст. 67 ГПК РФ о непосредственном исследовании судом имеющихся в деле доказательств.

    Верховный Суд РФ обратил внимание судов на то, что в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу о вызове и опросе в судебном заседании ребенка изложена иначе. В ней с учетом положений Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ по-другому расставлены акценты в отношении обстоятельств, которыми суду следует руководствоваться при решении данного вопроса. Прежде всего, судье следует исходить из права ребенка быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы, и лишь затем, и только при наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, судья выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства. Аналогичным образом следует решать вопрос о необходимости вызова ребенка в судебное заседание при рассмотрении судами всех споров, связанных с воспитанием детей (Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г.).

    Таким образом, Верховный Суд РФ ориентирует суды на непосредственное заслушивание в судебном заседании мнения несовершеннолетних при разрешении споров, в которых затрагиваются их интересы.

    Вместе с тем вопрос о процессуальном статусе несовершеннолетнего при его опросе в соответствии с требованиями ст. 57 СК РФ процессуальным законодательством не разрешен. Поэтому суды часто заслушивают несовершеннолетних в качестве свидетелей по правилам ст. 179 ГПК РФ. Однако такая практика представляется ошибочной. Выражение ребенком своего мнения по разрешаемому судом делу, которым непосредственно затрагиваются его интересы, не должно производиться по правилам допроса свидетеля. Свидетелем является юридически не заинтересованное в разрешении дела лицо, в то время как опрашиваемый по правилам ст. 57 СК РФ несовершеннолетний имеет свои интересы в разрешаемом деле, которые он и желает донести до суда. Выраженное таким образом мнение ребенка имеет особое доказательственное значение по делу, отличное от показаний свидетелей.

    1. В необходимых случаях при осмотре письменных или вещественных доказательств, воспроизведении аудио- или видеозаписи, назначении экспертизы, допросе свидетелей, принятии мер по обеспечению доказательств суд может привлекать специалистов для получения консультаций, пояснений и оказания непосредственной технической помощи (фотографирования, составления планов и схем, отбора образцов для экспертизы, оценки имущества).

    2. Лицо, вызванное в качестве специалиста, обязано явиться в суд, отвечать на поставленные судом вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать суду техническую помощь. Консультации и пояснения специалиста могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса, либо путем использования системы веб-конференции в порядке, установленном статьей 155.2 настоящего Кодекса.

    3. Специалист дает суду консультацию в устной или письменной форме, исходя из профессиональных знаний, без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда.

    Консультация специалиста, данная в письменной форме, оглашается в судебном заседании и приобщается к делу. Консультации и пояснения специалиста, данные в устной форме, заносятся в протокол судебного заседания.

    4. В целях разъяснения и дополнения консультации специалисту могут быть заданы вопросы. Первым задает вопросы лицо, по заявлению которого был привлечен специалист, представитель этого лица, а затем задают вопросы другие лица, участвующие в деле, их представители. Специалисту, привлеченному по инициативе суда, первым задает вопросы истец, его представитель. Судьи вправе задавать вопросы специалисту в любой момент его допроса.

    Комментарий к ст. 188 ГПК РФ

    1. ГПК РФ впервые ввел в число участников гражданского процесса специалиста. В настоящее время законом предусмотрено участие специалиста в уголовном, административном и арбитражном процессах.

    Специалист - это участник гражданского судопроизводства, который привлекается судом для участия в судопроизводстве по гражданскому делу с целью оказания содействия в осуществлении правосудия посредством дачи консультаций, пояснений и оказания технической помощи.

    Инициаторами привлечения специалиста могут быть как участвующие в деле лица, так и суд. При этом специалист вступает в процесс на основании определения суда.

    Задачей специалиста является не получение и предоставление суду нового доказательства, а оказание содействия в исследовании уже имеющихся в деле доказательств или технической помощи в получении доказательств. Сама по себе консультация специалиста не является доказательством.

    Поскольку специалист является самостоятельным субъектом гражданских процессуальных правоотношений и относится к группе лиц, содействующих правосудию, он не должен находиться в зависимости (например, служебной) от участвующих в деле лиц и иметь личную заинтересованность в исходе дела.

    Если из консультации специалиста следует, что имеются обстоятельства, требующие дополнительного исследования или оценки, суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства либо ходатайствовать о назначении экспертизы (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции").

    В числе прочих доводов о незаконности отменяемых судебных постановлений судебная коллегия Верховного Суда РФ указала на то, что суд первой инстанции принял в качестве доказательства, соответствующего требованиям ст. 188 ГПК РФ, заключение специалиста Б., составленное по результатам лингвистического исследования статьи, в которой содержатся оспариваемые сведения. Верховный Суд РФ, опираясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 26 июня 2008 г. N 13, напомнил, что задача специалиста в судебном заседании состоит в оказании содействия суду и лицам, участвующим в деле, в исследовании доказательств. Если из консультации специалиста следует, что имеются обстоятельства, требующие дополнительного исследования или оценки, суд может предложить сторонам представить дополнительные доказательства либо ходатайствовать о назначении экспертизы. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что указанные требования процессуального закона судами первой и апелляционной инстанций соблюдены не были. Заключение специалиста было приложено к исковому заявлению в качестве доказательства, подтверждающего обстоятельства, на которых истец К. основывал свои требования, непосредственно при его предъявлении в суд. При этом вопросы о привлечении специалиста к участию в деле в целях получения консультаций, дачи пояснений для оказания содействия в исследовании доказательств, равно как и о назначении экспертизы в ходе судебного разбирательства в установленном законом порядке на обсуждение сторон не выносились. Между тем согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. В связи с этим вывод суда о принятии указанного заключения в качестве доказательства по делу признан неправильным (см. Определение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2012 г. N 5-КГ12-44).

    2. Специалист участвует в совершении многих процессуальных действий:

    - присутствует при допросе несовершеннолетнего свидетеля. Статьей 179 ГПК РФ предусмотрено, что опрос свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и допрос свидетеля в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет производятся с участием педагогического работника, который вызывается в суд;

    - присутствует при допросе иных свидетелей, если для этого необходима помощь специалиста. Например, для допроса свидетеля, страдающего тяжелым психическим расстройством, суд может привлечь врача-психиатра для пояснений о возможном влиянии заболевания свидетеля на точность изложения им исследуемых судом фактов;

    - участвует в исследовании письменных доказательств. Письменные доказательства или протоколы их осмотра оглашаются в судебном заседании и в необходимых случаях предъявляются специалистам (ст. 181 ГПК РФ);

    - участвует в исследовании вещественных доказательств. Вещественные доказательства осматриваются судом и в необходимых случаях предъявляются специалистам (ст. 183 ГПК РФ);

    - присутствует при осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, которые невозможно или затруднительно доставить в суд. К протоколу осмотра может быть приложена письменная консультация специалиста (ст. 184 ГПК РФ);

    - помогает в выяснении содержащихся в аудио- и видеозаписи сведений при исследовании аудио- и видеозаписей (ст. 185 ГПК РФ);

    - получает образцы почерка при назначении почерковедческой экспертизы, подписывает протокол поручения образцов почерка (ст. 81 ГПК РФ);

    - оказывает помощь суду в принятии мер по обеспечению доказательств (ч. 1 ст. 188 ГПК РФ);

    - оказывает суду техническую помощь: осуществляет фотографирование, составляет планы и схемы, отбор образцов для экспертизы, оценку имущества (ч. 1 ст. 188 ГПК РФ);

    - принимает участие в решении вопроса о назначении экспертизы (ч. 1 ст. 188 ГПК РФ, п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28). Участие специалиста в решении вопроса о назначении экспертизы может проявляться в выявлении противоречий в имеющихся у суда заключениях экспертов, составлении вопросов на экспертизу, определении вида экспертизы и круга экспертов, которым должно быть поручено ее проведение, отборе проб и образцов для исследования;

    - оказывает суду помощь в оценке заключения экспертизы.

    Пример: при рассмотрении дела по иску о защите чести и достоинства и деловой репутации судом была назначена судебная комиссионная лингвистическая экспертиза, проведенная экспертами Института лингвистических исследований РАН. В судебном заседании был опрошен заведующий кафедрой делового иностранного языка Государственного университета сервиса и экономики Г. Судом апелляционной инстанции было признано, что пояснения Г. представляли собой суждения специалиста по поводу содержания заключения судебной комиссионной лингвистической экспертизы, предметом суждений Г. фактически являлись недостатки методики исследования, проведенного в рамках судебной экспертизы, которые, по его мнению, имели место и на которые он считал необходимым обратить внимание суда. Это мнение специалиста могло быть учтено судом при оценке заключения судебной экспертизы (см. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2012 г. N 33-11163/2012);

    - участвует в иных процессуальных действиях, когда для их совершения требуются специальные знания.

    3. Участвующие в деле лица иногда не проводят различия между экспертом и специалистом, специалистом и свидетелем, письменной консультацией специалиста и письменным доказательством.

    Правовое регулирование консультации специалиста не столь детализировано, как заключения эксперта. И эксперт, и специалист привлекаются к участию в деле судом. Основанием для их привлечения является потребность суда в получении специальных знаний, которыми суд не обладает. Эксперт составляет свое заключение в письменной форме и при необходимости дает письменные пояснения, специалист также может давать устные и письменные консультации. Однако получение экспертного заключения требует проведения исследования, получения новых сведений, необходимых для рассмотрения дела, в то время как специалист исследование не проводит и только помогает в исследовании других доказательств и оказывает техническую помощь суду. Эксперт всегда составляет свое заключение в письменной форме, а устно в ходе допроса в судебном заседании только уточняет и разъясняет данное заключение; специалист может ограничиться устной консультацией. Эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, для специалиста в гражданском процессе такая ответственность не предусмотрена.

    Консультация специалиста не может подменять заключение эксперта, что нередко происходит в практике судов.

    Пример: в производстве Хабаровского краевого суда находилось дело по заявлению прокурора о ликвидации и запрете деятельности на территории Хабаровского края местной религиозной организации Церковь Христиан Веры Евангельской "Благодать" г. Хабаровска. Требование было заявлено по основаниям п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях": посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан.

    4. Специалиста и свидетеля сближает то, что оба они являются лицами, содействующими осуществлению правосудия, не имеют юридической заинтересованности в разрешении дела, обладают определенными знаниями, необходимыми для установления обстоятельств дела. Однако специалистом может быть только лицо, обладающее специальными знаниями, тогда как свидетелем может быть любое лицо, которому известны факты, подлежащие доказыванию при рассмотрении дела.

    Курс доказательственного права. М., 2014. С. 273 - 274.

    Показания свидетеля являются доказательством по делу, то есть имеют больший вес в доказательственной деятельности по сравнению с консультацией специалиста, лишь помогающей в исследовании других доказательств, без которых консультация специалиста не имеет правового значения для дела. Специалист может быть достаточно легко заменен в процессе на другое лицо, обладающее аналогичными специальными познаниями, в то время как свидетель, лично осведомленный в устанавливаемых судом обстоятельствах дела, не всегда может быть заменен. Поэтому свидетель, в отличие от специалиста, предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний и несет эту ответственность при совершении таких действий.

    5. Сходство письменной консультации специалиста и письменного доказательства заключается, прежде всего, в письменной форме и в наличии в них сведений, имеющих значение для рассмотрения дела. Однако консультации специалиста получаются и изготавливаются в связи с рассмотрением дела, по поручению суда лицом, привлеченным судом к участию в деле в соответствующем статусе специалиста, который участвует в судебном заседании и лично дает суду необходимые консультации. Заключение специалиста в какой-либо области, полученное не по поручению суда, может быть в некоторых случаях принято в качестве письменного доказательства. Например, справка врача о состоянии здоровья, проводившемся лечении участвующего в деле лица в момент совершения юридически значимых действий, является письменным доказательством по делу, а письменная консультация врача, составленная на основании исследования в суде медицинской документации, является консультацией специалиста, помогающего суду исследовать письменное доказательство - медицинскую карту.

    6. В настоящее время в отношении перспектив развития правового регулирования статуса специалиста не имеется единства ни в науке, ни в судебной практике.

    Одни юристы считают, что роль специалиста и значение его консультаций в гражданском процессе следует расширять. В обоснование своей позиции они ссылаются на усложнение содержания рассматриваемых судами споров, часто требующих специальных познаний для их разрешения, а также на нормы арбитражного процессуального законодательства и требования унификации процессов, обусловленные разработкой единого Гражданского процессуального кодекса РФ.

    В арбитражном процессе консультация специалиста является самостоятельным средством доказывания (ч. 2 ст. 64 АПК РФ). Статьей 87.1 АПК РФ установлено, что консультация специалиста дается в устной форме без проведения специальных исследований, назначаемых на основании определения суда; в целях получения разъяснений и дополнений по оказанной консультации специалисту могут быть заданы вопросы судом и лицами, участвующими в деле. Таким образом, арбитражный процесс и заключение эксперта, и консультацию специалиста относит к числу доказательств, к которым суд прибегает в целях установления обстоятельств дела в случае, когда требуются специальные знания, при этом консультация специалиста, в отличие от заключения экспертизы, используется тогда, когда не требуется проведения исследования.

    К числу доказательств заключение и показания специалиста отнесены и в уголовном процессе (п. 3.1 ч. 2 ст. 74, ч. 4 ст. 80 УПК РФ).

    В КАС РФ сохранен подход к консультациям специалиста, имеющийся в ГПК РФ.

    В связи с обсуждением Концепции единого Гражданского процессуального кодекса РФ и необходимостью унификации круга доказательств гражданского и арбитражного процессов учеными Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ высказана следующая позиция относительно перспектив развития института специалиста в гражданском процессе: "В связи с тем, что в Концепции рассматривается тема расширения средств доказывания, нельзя не упомянуть, что АПК РФ уже после введения его в действие по непонятным причинам дополнил перечень доказательств консультациями специалиста (ст. 64, 87.1). ГПК РФ не последовал таким сомнительным нововведениям исходя из устоявшегося понимания того, что "специалист" приглашается судом (по уголовным делам - и следователем) только для оказания помощи в собирании и исследовании доказательств путем дачи консультаций, пояснений или оказания технической помощи (фотографирования, отбора проб для экспертизы и т.п.). Такие консультации не могут рассматриваться как доказательства, поскольку сами по себе не содержат сведений о фактах, подлежащих доказыванию" .

    Концепция единого Гражданского процессуального кодекса: предложения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ // Журнал российского права. 2015. N 5.

    7. В отличие от заключения экспертизы, которое должно быть изложено только в письменной форме, для консультации специалиста законом предусмотрены как устная, так и письменная форма. Выбор между ними зависит от сложности разъясняемого специалистом вопроса, усмотрения специалиста и суда. Например, если консультация специалиста содержит схемы, планы, расчеты, специальные термины, то ее необходимо облечь в письменную форму для лучшего восприятия всеми участниками процесса, исключения искажения каких-либо сведений и удобства последующего воспроизведения.

    Специалист может быть опрошен в судебном заседании. Устная консультация специалиста заносится в протокол судебного заседания.

    Часть 4 комментируемой статьи определяет порядок опроса специалиста, аналогичный порядку опроса свидетелей и экспертов: первым задает вопросы лицо, по заявлению которого был привлечен специалист, представитель этого лица, а затем задают вопросы другие лица, участвующие в деле, их представители; специалисту, привлеченному по инициативе суда, первым задает вопросы истец, его представитель; судьи вправе задавать вопросы специалисту в любой момент его допроса.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: