За счет какого налога на работодателей формируются государственные внебюджетные фонды

Обновлено: 25.04.2024

Обязательные страховые взносы начисляются в три внебюджетных фонда: Пенсионный (ПФР), Медицинский (ФФОМС) и Фонд социального страхования (ФСС).

Суть обязательного страхования в следующем. Плательщик делает регулярные платежи, а фонд при наступлении страхового случая производит установленные законом выплаты. Например, при достижении человеком пенсионного возраста ПФР начисляет ему пенсию, в случае болезни ФСС выплачивает пособие по больничному листу и проч.

Виды обязательных страховых взносов

Существует четыре вида страховых взносов.

Первый вид — пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на взносы на страховую пенсию и взносы на накопительную пенсию.

Второй вид — медицинские взносы (взносы в ФФОМС).

Третий вид — взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.

Четвертый вид — взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название — взносы «на травматизм».

В 2009 году и раньше первый, второй и третий вид страховых взносов входили в единый социальный налог. Начиная с 2010 года, они регулируются Федеральным закономот 24.07.09 № 212 (далее — Закон № 212-ФЗ).

Начисление и уплата взносов «на травматизм» регулируется Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ (далее — Закон № 125-ФЗ).

Кто платит взносы

  • организации, которые начисляют зарплату сотрудникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам — физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам — физическим лицам;
  • физические лица без статуса ИП, которые начисляют зарплату наемным работникам и (или) выплачивают вознаграждение подрядчикам — физическим лицам;
  • индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и проч.); то есть те, кто трудится «на себя», а не на работодателя.

Нередко бывает так, что один и тот же человек подходит сразу под несколько приведенных выше определений. В этом случае страховые взносы нужно платить по каждому основанию. Самый распространенный пример — индивидуальный предприниматель, который трудится «на себя» и при этом имеет штат наемных работников. Такой ИП должен отдельно начислить взносы на собственные доходы и отдельно — на зарплату работников.

На что начисляются взносы

Выплаты сотрудникам

Работодатели-организации и работодатели-ИП начисляют взносы на выплаты, сделанные в адрес работников в рамках трудовых договоров. К таким выплатам относится, прежде всего, заработная плата, премии по итогам работы за месяц, квартал или год, а также отпускные и компенсация за неиспользованный отпуск.

Выплаты подрядчикам

Пенсионные и медицинские взносы начисляются на выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, если такие выплаты сделаны в рамках авторских или гражданско-правовых договоров. Тут есть исключение: заказчик работ или услуг освобождается от обязанности начислять взносы в случае, когда подрядчик имеет статус ИП и платит взносы «за себя». Также под взносы не попадают суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, взносы не начисляются на суммы, выплаченные при аренде личного автомобиля сотрудника).

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не начисляются на выплаты по любым гражданско-правовым договорам (в том числе по авторским и договорам подряда).

Взносы в ФСС на «травматизм» с выплат по гражданско-правовым договорам начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.

В отношении иностранцев и лиц без гражданства, получающих доходы в рамках трудовых или гражданско-правовых договоров, установлены определенные особенности (см. табл.).

Особенности начисления взносов на выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства

Иностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда

На что не начисляются взносы

Существует закрытый перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входит пособие по больничным листам, все виды установленных законом компенсаций, суточные, полученные во время командировки и проч. Полный перечень приведен в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Существует и перечень выплат, освобожденных от взносов «на травматизм» (ст. 20.2Закона № 125-ФЗ). Он практически совпадает со списком, принятым для остальных взносов.

На практике много споров возникает из-за выплат, которые не упомянуты в приведенных выше перечнях и не связаны с трудовыми обязанностями. Это относится, в частности, к премиям по случаю юбилея, к стоимости путевок, оплаченных работодателем и др. По мнению страхователей, взносы на такие суммы начислять не нужно, однако сотрудники внебюджетных фондов считают иначе. Подобные споры нередко заканчиваются в суде, причем арбитражная практика по данному вопросу весьма противоречива.

Как рассчитать облагаемую базу

Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.

Облагаемая база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2015 году размер предельной базы составляет 670 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 670 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2016 года, отсчет пойдет заново.

База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже). Так, в 2015 году база по пенсионным взносами составляет 711 000 руб. После превышения этой суммы действует пониженный тариф.

База по взносам «на травматизм» также не лимитируется, причем пониженный тариф здесь не предусмотрен.

Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).

Страховые тарифы

Для большинства плательщиков в период с 2014 по 2016 год действуют тарифы взносов, указанные в таблице.

Тарифы страховых взносов в 2014-2016 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории

Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимаются определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.

Для отдельных категорий работников введены повышенные тарифы по взносам в ПФР. Например, в 2015 году в отношении доходов сотрудников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда применяется тариф, увеличенный на 9 процентов. Причем повышенная ставка применяется даже к доходам, превышающим предельную величину. Основанием, освобождающим страхователя от дополнительных тарифов, являются результаты специальной оценки условий труда.

Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.

Взносы с доходов предпринимателей и других «индивидуалов»

Для тех, кто работает «на себя» установлены отдельные правила.

«Индивидуалы» в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя.

Платеж в пенсионный фонд для предпринимателей и прочих «частников» (за исключением глав крестьянских хозяйств) рассчитывается следующим образом. Если доходы в расчетном периоде не превысили 300 000 руб., то платеж равен минимальному размеру оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженному на тариф взносов в ПФР и умноженному на 12 месяцев. Если доходы превысили 300 000 руб., то платеж равен МРОТ на начало года, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев плюс 1% от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. При этом сумма не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на тариф.

Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.

Значение платежа в ПФР, установленное на 2015 год, составляет: для ИП и прочих «индивидуалов» (за исключением глав крестьянских хозяйств), 18 610,80 руб. плюс 1% от доходов свыше 300 000 руб.. Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств значение платежа в ПФР равно 18 610,80 руб. вне зависимости от величины доходов.

Фиксированные платежи в медицинский фонд для всех, включая глав крестьянских хозяйств, рассчитываются по следующей формуле: минимальный размер оплаты труда на начало года, за который платятся взносы, умноженный на тариф взносов в ФОМС и умноженный на 12 месяцев.

Значение фиксированного платежа в ФФОМС, установленное на 2015 год, составляет 3650, 58 руб.

Если календарный год отработан не полностью, размер фиксированных платежей пересчитывается исходя из фактически отработанного времени.

Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются только на добровольной основе. Это значит, что «индивидуал» по собственному выбору может отказаться от данного вида страхования и не платить взносы. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2015 году их величина равна 2075,82 руб.

Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.

Если деятельность временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.

Как работодатели определяют сумму, подлежащую перечислению

Работодатели обязаны делать ежемесячный обязательный платеж по взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Чтобы рассчитать сумму платежа, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.

Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные — за счет ФСС. Так вот, из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. В ситуации, когда пособия превышают взносы, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.

Взносы «на травматизм» также перечисляются ежемесячно. Для некоторых страхователей ФСС устанавливает надбавки или скидки. В этом случае сумма платежа увеличивается или уменьшается исходя из размера надбавки или скидки.

Когда и как перечислять взносы

Ежемесячные обязательные платежи по пенсионным, медицинским взносам, а также взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Так, ежемесячный платеж за август необходимо перечислить не позднее 15 сентября, платеж за сентябрь — не позднее 15 октября и т д.

Взносы «на травматизм» с зарплаты персонала перечисляются в срок, установленный для получения зарплаты за истекший месяц. Если уплата взносов «на травматизм» предусмотрена гражданско-правовым договором, то деньги в ФСС переводятся в сроки, указанные в договоре.

Платежи необходимо перечислять отдельно в каждый из фондов. При этом на два платежа в ФСС — «на травматизм» и по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — нужно оформить две самостоятельные платежки. До 2014 года пенсионные взносы также переводились двумя платежками: на страховую и накопительную части пенсии. Начиная с 2014 года работодатели должны перечислять всю сумму взносов одной платежкой с указанием КБК, предназначенного для учета взносов на страховую часть пенсии. Получив взносы, работники ПФР самостоятельно раcпределяют их на страховую и накопительную части.

«Индивидуалы» перечисляют пенсионные взносы в следующие сроки. Взносы в размере однократного МРОТ, умноженного на 12 и умноженного на соответствующий тариф, нужно заплатить до 31 декабря текущего года. Взносы, исчисленные с суммы, превышающей 300 000 руб., нужно перечислить не позднее 1 апреля следующего года.

Медицинские взносы «индивидуалы» перечисляют не позднее 31 декабря текущего года. А те из них, кто добровольно застраховался на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в срок не позднее 31 декабря текущего года делают перечисления в ФСС.

Если последняя дата уплаты взносов приходится на выходной или праздник, перечислить деньги можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет считаться просрочкой.

Когда отчитываться по взносам

Для работодателей допустимые сроки представления расчетов по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФФОМС с 2015 года зависят от того, в каком виде отчетность представляется: «на бумаге» или в электронном в виде. Так, отчитаться перед ПФР «на бумаге» следует не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом). Иными словами, «бумажные «расчеты в общем случае нужно сдать не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля. Если же работодатель представляет расчеты в электронном виде, то отчитаться можно не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным.

Кроме того, работодатели обязаны отчитаться перед ФСС. И способо представления отчетности с 2015 года также влияет на сроки. Так, «на бумаге» следует отчитаться не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января). Если же отчетность представялется в электронном виде, то отчитываться можно не позднее 25 числа (то есть, на пять дней дольше). В Фонд соцстрахования необходимо представить расчет, где указана информация по взносам «на травматизм» и по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также работодатели представляют в ПФР так называемую персонифицированную отчетность — сведения о страховых взносах и страховом стаже. Срок ее сдачи — не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. При этом с 1 января 2014 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются неотъемлемой частью расчета по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и ФФОМС.

Если последняя дата предоставления отчетности приходится на выходной или праздник, отчитаться можно в первый, следующий за ней рабочий день, и это не будет просрочкой.


Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами — одно из направлений взаимодействия с контролирующими органами. Рассмотрим порядок расчета сумм страхвзносов, алгоритм их учета, а также нюансы учета взаиморасчетов с ФСС.

Внебюджетные фонды в учете организации

Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты налогов, другие — на правильность перечисления взносов с зарплаты сотрудников.

Государственные внебюджетные фонды созданы с целью обеспечения прав граждан на пенсионное, медицинское и соиальное страхование. Бюджет фондов формируется за счет средств, поступающих от работодателей.

В 2022 году контролирующими органами — фондами для нас являются ФНС и ФСС. В первый мы отчитываемся по рассчитанным и уплаченным страховым взносам, взносам на пенсионное, медицинское и социальное страхование, во второй — сдаем расчет по начислению взносов в соцстрах.

Напомним, что в 2017 году Фонды передали администрирование взносов в ФНС. Что делать, если Фонды передали налоговикам неверное сальдо расчетов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам. Поэтому контроль над этими платежами достаточно высок. Соответственно, высок и риск начисления штрафов за неполное перечисление денежных средств либо несвоевременное предоставление документов для осуществления данного контроля. Поэтому бухгалтерский учет на этом участке так важен.

Есть несколько видов начислений:

  • пенсионные;
  • медицинские (взносы в ФФОМС);
  • взносы на обязательное соцстрахование на случай больничного и в связи с материнством;
  • взносы по страхованию от несчастных случаев.

Взносы уплачивают организации и ИП, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам (зарплату работникам, плату за оказание услуг физлицам).

ВАЖНО! Если работодателем выступает ИП, то он обязан уплатить взносы отдельно за себя и отдельно за своих сотрудников!

Какие выплаты облагаются взносами:

  1. Выплаты сотрудникам по заключенным трудовым договорам (зарплата, премии, отпускные и т. д.)
  2. Выплаты по гражданско-правовым договорам. Это могут быть заключенные договора на выполнение каких-либо работ, оказание услуг и т. д.

Подробнее об обложении взносами расчетов по договорам ГПХ читайте в нашей статье «Договор подряда и страховые взносы — нюансы обложения».

Также существует закрытый перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами и взносами на «травматизм». Например, это выплаты физическому лицу, не связанные с его трудовой деятельностью, — то есть выплаты вне трудовых отношений либо в рамках контракта ГПХ — возвращаемый заем или материальная помощь членам семьи умершего сотрудника.

Подробнее о таких выплатах читайте в нашей статье «Что не подлежит обложению страховыми взносами».

Страховые тарифы и база для расчета взносов

Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2022 году лимиты смотрите здесь.

Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).

БК РФ Статья 146. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;

(абзац введен Федеральным законом от 03.10.2018 N 351-ФЗ)

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

(абзац введен Федеральным законом от 10.05.2010 N 85-ФЗ)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 14.03.2022 N 54-ФЗ)

2) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

(абзац введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

доходы от уплаты налога на профессиональный доход - по нормативу 37 процентов;

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 423-ФЗ)

страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

недоимки, пени и штрафы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 06.10.2011 N 270-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.


К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.


Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

  1. Система бюджетных фондов
  2. Бюджетные фонды РФ
  3. Использование бюджетного фонда
  4. Федеральные бюджетные фонды
  5. Бюджетные и внебюджетные фонды
  6. Государственные бюджетные фонды
  7. Фонды бюджетных учреждений

Система бюджетных фондов

Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг. ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств. Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

Бюджетные фонды РФ

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Использование бюджетного фонда

Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

“Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

Федеральные бюджетные фонды

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

  • федеральный фонд компенсаций,
  • федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,
  • фонд софинансирования социальных расходов,
  • федеральный фонд развития регионов,
  • резервные бюджетные и другие фонды.

Бюджетные и внебюджетные фонды

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств. Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства. Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: