За счет каких обязательных взносов формируются средства государственный фонд занятости населения рф

Обновлено: 23.04.2024

Государственный фонд занятости населения РФ — это централизо­ванный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализа­ции мероприятий в области содействия занятости населения и фор­мируемый на страховой основе.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения образуются за счет:

• обязательных страховых взносов работодателей;

• обязательных страховых взносов с заработка работающих;

• ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов РФ и местных бюджетов;

• добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных;

• других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований законодательства.

Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в феде­ральную часть фонда занятости, категории работодателей и ра­ботников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждаются федеральными законами по пред­ставлению Правительства РФ.

Фонд занятости находится в оперативном управлении и рас­поряжении органов службы занятости и направляется на финан­сирование мероприятий по содействию занятости населения. Имущество фонда является федеральной собственностью.

Средства фонда занятости, формируемые за счет обязатель­ных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, освобо­ждаются от налогообложения.

Работодатели путем перечисления средств в фонд занятости полностью возмещают затраты органов службы занятости на создание специальных рабочих мест и профессиональную подго­товку, повышение квалификации, переподготовку в связи с тру­доустройством работников, получивших профессиональное за­болевание или инвалидность в данной организации. При невы­полнении или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в фонд занятости обязательную плату за каждого нетрудоустроенного в рам­ках квоты инвалида.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профес­сионального, среднего профессионального и высшего профес­сионального образования организации производят целевые фи­нансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего зара­ботка работника данной категории за год.

Государство финансирует безработным:

• выплату пособия по безработице;

• выплату стипендии в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по на­правлению органов службы занятости;

• возможность участия в оплачиваемых общественных ра­ботах;

• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

• оплату в размере причитающегося пособия по безработи­це за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и за­работок в течение 12 месяцев, предшествовавших офици­альному признанию их безработными, но не свыше 30 календарных дней в течение 12-месячного периода безра­ботицы или всего периода обучения по направлению ор­ганов службы занятости.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым осно­ваниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последне­му месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшество­вавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не ме­нее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем. Пособие по безрабо­тице во всех остальных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу или ранее не работавшим, не имеющим про­фессии, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного более одного года перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшество­вавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачи­ваемую работу менее 26 календарных недель, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

Финансирование расходов, связанных с выплатой к пособию по безработице дополнительного пособия, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признан­ным в установленном порядке безработными. Решение о назна­чении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Продолжи­тельность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработ­ными, пособие по безработице начисляется с первого дня при­знания их безработными. В случае непредоставления оплачивае­мой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления могут устанавливать и более продолжитель­ные сроки выплаты пособий или предусматривать условия про­дления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходы, связанные с досрочным выходом на пенсию, осу­ществляются за счет средств Пенсионного фонда РФ с после­дующим возмещением затрат из фонда занятости.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организа­ций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшество­вавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачи­ваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, а также уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

1) в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три меся­ца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца — в размере 60%;

2) в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложивше­гося в субъекте РФ.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодатель­ством периода его выплаты, а также лицам, находящимся на со­держании безработного, органами службы занятости может ока­зываться в период его безработицы материальная и иная по­мощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, обществен­ным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. При необходимости органы службы занятости могут оказывать материальную помощь гражданам, направленным ими на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.

Граждане могут заключать со страховыми организациями договор добровольного страхования на случай потери работы.

Порядок распределения средств и бюджет фонда

Оказание финансовой помощи органам федеральной государ­ственной службы занятости осуществляется в виде целевых дота­ций на финансирование территориальных программ содействия занятости населения по соответствующим статьям расходов фон­да, гарантированных законодательством о занятости населения.

Целевая дотация выделяется в виде прямых финансовых от­числений из средств фонда, централизуемых на федеральном уровне, или путем взаимозачета средств, подлежащих перечис­лению на федеральный уровень в рамках установленного норма­тива отчислений.

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет:

• отчислений сумм обязательных страховых взносов рабо­тодателей, формируемых на территориях субъектов РФ;

• возврата средств, ранее выделенных органам федеральной государственной службы занятости на возвратной основе из средств фонда занятости, централизуемых на феде­ральном уровне;

• других поступлений, предусмотренных законодательством о занятости населения.

Средства фонда занятости, централизуемые на федеральном уровне, распределяются на: 1) восполнение дефицита бюджета фонда занятости в субъектах РФ — не менее 80%; 2) образова­ние резерва — до 20%.

Средства фонда, централизуемые на федеральном уровне и предназначенные для восполнения дефицита бюджета Фонда занятости в субъектах РФ, расходуются на финансовое обеспе­чение гарантированных законодательством о занятости населе­ния мер по следующим направлениям:

1) текущие выплаты пособий по безработице, включая по­гашение задолженности;

2) финансирование деятельности органов федеральной государственной службы занятости по обеспечению предусмот­ренных законодательством о занятости населения услуг, связан­ных с поиском подходящей работы, консультированием, предос­тавлением информации о выборе сферы деятельности, содейст­вием в трудоустройстве, возможностью обучения, своевременно­стью получения социальных выплат;

3) возмещение расходов Пенсионного фонда РФ, связан­ных с оплатой досрочных пенсий безработных;

4) выплаты стипендий при обучении по направлению орга­нов федеральной государственной службы занятости;

5) финансирование доплат к заработку безработных граж­дан в период их участия в общественных работах.

В качестве примера приведем бюджет Государственного фон­да занятости населения РФ на 1997 г., утвержденный по доходам и сумме 9533,2 млрд. руб., по расходам — в сумме 9533,2 млрд. руб. (без учета деноминации).

Источниками формирования доходов фонда занятости являлись страховые взносы работодателей — 8817,0 млрд. руб.; прочие поступления — 410,0 млрд. руб. Остаток средств на 1 января 1997 г. составил 106,2 млрд. руб.

Средства фонда занятости направлялись на следующие цели (млрд. руб.).

1) Программы обучения лиц, признанных безработными, — всею 771,3. В том числе: профессиональное обучение — 721,3; профессиональная ориентация — 50,0.

2) Специальные программы занятости — 842,7. В том числе: организация рабочих мест — 408,0; организация занятости длительно безработных — 40,3; организация занятости молодежи — 50,3; организация поддержки предпринимательства — 25,0; организация общественных работ — 143,0; временная занятость подростков — 110,0; трудовая реа­билитация инвалидов — 66,1.

3) Программы материальной поддержки лиц, признанных безработными — 6460,0. В том числе: пособия по безработице лицам, признан­ным безработными, включая задолженность по выплате указанных посо­бий за 1996 г. — 5643,3; материальная помощь безработным — 174,3; вы­плата досрочных пенсий, включая задолженность по выплате досрочных пенсий за 1996 г. — 642,4.

4) Программы информационного обеспечения государственной политики занятости — 254,9. Из них развитие автоматизированной информаци­онной системы «Занятость» — 120,0; эксплуатационные расходы — 99,8; информационная поддержка программ занятости населения — 35,1.

5) Капитальные вложения — 100,0.

6) Фонд оплаты труда сотрудников территориальных органов федераль­ной государственной службы занятости населения — 439,8.

7) Начисления на заработную плату — 173,7.

8) Коммунальные услуги — 166,6.

9) Командировочные расходы — 7,2.

10) Приобретение оборудования и инвентаря — 59,2.

11) Капитальный ремонт — 138,6.

12) Прочие расходы — 100,7.

Возмещение расходов, связанных с использованием займа Международного банка реконструкции и развития, — 18,5.

Средства фонда централизуются на федеральном уровне за счет отчисления 20% от сумм формируемых на территориях субъектов РФ обязательных страховых взносов работодателей и направляются на финансирование федеральных и межрегиональ­ных программ содействия занятости населения, а также на под­держку территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.

Министерству труда и социального развития РФ предоставле­но право безакцептного списания средств, подлежащих перечис­лению в федеральную часть, со счетов территориальных органов Федеральной государственной службы занятости населения.

Министерству труда и социального развития РФ и Службе занятости дано право предоставлять организациям рассрочки на погашение задолженности по страховым взносам и начисленной пени с учетом их финансового состояния на основе соглашений, заключаемых между Службой занятости и плательщиками стра­ховых взносов.

Ставка взносов в фонд составляет 1,5%. Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ не начисляются на следующие виды выплат:

1) выходное пособие при увольнении;

2) денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемый средний заработок, выплачиваемый в разме­рах, предусмотренных законодательством РФ, на период трудо­устройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реоргани­зацией или ликвидацией организации;

3) суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательст­вом в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием;

4) суммы, выплачиваемые в соответствии с законодательст­вом в возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

5) материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычай­ными обстоятельствами в целях, возмещения ущерба, причинен­ного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, создан­ных в соответствии с международными договорами РФ;

6) стоимость бесплатно предоставляемых отдельным кате­гориям работников в соответствии с законодательством жилья, коммунальных услуг, топлива или соответствующее денежное возмещение;

7) стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемая организацией в соответствии с законодательством;

8) все виды выплат, производимые за счет средств Фонда социального страхования и Государственного фонда занятости: государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности, социальное пособие на погребение и др.;

9) на суммы денежной компенсации взамен продовольственного пайка;

10) на стоимость выдаваемой работникам налоговых органов форменной одежды.

Деление средств фонда на централизованную и территори­альную составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости населения. Однако, в регио­нах, имеющих высокую заработную плату, возникает избыток средств фонда, тогда как в депрессивных регионах средств не­достаточно. Отсутствие механизма перераспределения средств фонда, направляемых в территориальные отделения, приводит к их нерациональному и нецелевому использованию. В этой связи целесообразно изменить структуру расходования средств с учетом их экономического содержания.

1. В чем заключается содержание межбюджетных отношений?

2. Назовите целевые федеральные бюджетные фонды и поясните различия в целях их функционирования.

3. Что значит «совместное ведение предметов» Российской Федерации и субъектами РФ в области федерализма?

4. Объясните цели региональной политики и охарактеризуйте направления реализации региональной экономической политики.

5. Какими полномочиями обладает каждый из участников бюджетного процесса?

6. Каким нормативным актом можно внести изменения в Федеральный закон о федеральным актом?

7. В чем заключается преимущество накопительной пенсионной системы по сравнению с распределительной?

Тема 4: Государственный и муниципальный кредит.

  1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования.
  2. Целевые бюджетные кредиты отраслям экономики.
  3. Государственные и муниципальные займы. Государственный и муниципальный долг. Государственные и муниципальные гарантии и поручительства.

1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования.

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муници­пальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим ли­цам и международным организациям в пределах полномочий соот­ветствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

3. Страховые взносы в Государственный фонд

занятости населения Российской Федерации

В соответствии с пунктом 10 Положения о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 08.06.93 N 5132-1, контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Фонд занятости осуществляют органы службы занятости совместно с налоговыми органами.

Указанным Положением о Фонде установлено, что Фонд занятости является государственным внебюджетным фондом и предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.

Статьей 22 Закона Российской Федерации от 19.04.91 "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Закона Российской Федерации от 15.07.92 N 3307-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О занятости населения в РСФСР" установлено, что Фонд занятости образуется за счет:

- обязательных страховых взносов работодателей;

- обязательных страховых взносов с заработка работающих;

- ассигнований из республиканского бюджета в Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации.

Страховой тариф взносов в Фонд занятости, круг плательщиков, а также порядок льготирования установлен на I и II квартал 1993 г. законами Российской Федерации от 25.12.92 N 4230-1 и от 30.03.93 N 4696-1, а на II полугодие 1993 г. - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.93 N 5357-1.

В соответствии с названными законодательными актами Российской Федерации страховой тариф взносов в указанный Фонд на 1993 год определен в размере 2 процентов по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям и установлен для работодателей - предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности (1992 г. - 1%).

Следует иметь в виду, что от уплаты страховых взносов в Фонд занятости освобождены только общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей, а со второго полугодия 1993 года также освобождены и религиозные объединения, находящиеся в их собственности предприятия и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Согласно Закону Российской Федерации от 14.05.93 N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год" от внесения страховых платежей в Фонд занятости освобождены в 1993 году Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации и другие военные формирования Российской Федерации.

Порядок исчисления суммы страховых взносов и перечень видов оплаты труда, на которые не начисляются страховые взносы, аналогичны порядку и перечню, которые действуют при отчислениях страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Вместе с тем в отличие от Пенсионного фонда России при отчислениях в Фонд занятости страховые взносы не начисляются на выплаты и вознаграждения, полученные за выполнение работ по всем договорам гражданско-правового характера, в том числе по договорам подряда и поручения, поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусматривается начисление страховых взносов на указанные виды оплаты труда.

Состав признаков договора подряда приведен в разделе по Пенсионному фонду России настоящего методического пособия.

Статьей 27 Закона Российской Федерации от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" с дополнениями, внесенными Законом Российской Федерации от 15.07.92 N 3307-1, установлено, что государственная служба занятости имеет право взыскивать в бесспорном порядке с работодателей суммы сокрытых или заниженных страховых взносов в Фонд занятости, а также недоимок, штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством.

В действующей редакции Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 указанная норма отсутствует.

С учетом срока введения в действие Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Положения о государственном фонде занятости населения Российской Федерации эти санкции применяются по всем фактам нарушений уплаты страховых взносов, выявленным после 8 июня 1993 года, в том числе имевшим место до этой даты.

Для учета поступления и расходования средств Фонда открыты пассивные счета на балансовом счете N 699 "Государственный фонд занятости населения Российской Федерации".

Статья 22. Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правительство Российской Федерации вправе предусматривать в порядке, установленном бюджетным законодательством, средства в федеральном бюджете в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на:

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и развитие рынка труда в субъектах Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 190-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий устанавливается Правительством Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

1.1. Мероприятия по содействию занятости населения, в том числе по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Субъекты Российской Федерации вправе предусматривать в бюджетах субъектов Российской Федерации средства на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения и развитие рынка труда в субъектах Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

В Российской Федерации средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения (фонд занятости) формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работающих, ассигнований при необходимости из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных, других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований, предусмотренных законодательством, и аккумулируются на счетах в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, других уполномоченных банков.[24]

Размеры обязательных страховых взносов в фонд занятости, ассигнований из федерального бюджета, отчислений в федеральную часть фонда занятости, категории работодателей и работников, уплачивающих страховые взносы и освобождаемых от их уплаты, объем доходов и расходов фонда занятости и отчет об их исполнении утверждаются федеральными законами по представлению Правительства Российской Федерации.[25]

Фонд занятости не является юридическим лицом, находится в оперативном управлении и распоряжении органов службы занятости и расходуется на финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Данный порядок финансирования позволяет органам службы занятости предоставлять услуги, связанные с содействием занятости граждан бесплатно.

Основные средства реализации целей социальной работы являются:

Þ создание сети специальных служб и работа в них;

Þ мобилизация социометрических ресурсов (деньги, государственные и др. службы, правовые документы и т.п.);

Þ специальные, а также междисциплинарные знания и умения;

Þ умение общаться с клиентами, принося им облегчение;

Þ раскрытие новых источников социальной работы с безработными.

Использование тех или иных средств социальным работником зависит от хозяйственно-экономической структуры данного региона, конкретной территории, которая определяет характер занятости населения, степень наполнения рынка труда, отношение к властным органам и т.д.

Социальные гарантии и компенсации для безработных граждан в Российской Федерации


К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: