За невыполнение в срок предписания государственного инспектора труда на юридическое лицо штраф

Обновлено: 27.03.2024

За выявленные в результате проверок нарушения ГИТ привлекает виновных должностных и юрлиц, а также ИП к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Статья КоАП

Вид нарушения

Штрафы, руб.

для юрлиц

для должностных лиц

ИП

Нарушение законодательства о труде и охране труда

от 30000 до 50000

от 1000 до 5000

от 1000 до 5000

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и работодателем, трудовыми отношениями

от 10000 до 20000

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

от 50000 до 100000

от 10000 до 20000

от 5000 до 10000

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

от 50000 до 70000

от 10000 до 20000

от 10000 до 20000

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2, 3 статьи 5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное

от 100000 до 200000

дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

от 30000 до 40000

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

от 50000 до 80000

от 2000 до 5000

от 2000 до 5000

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

от 60000 до 800000

от 5000 до 10000

от 5000 до 10000

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

от 110000 до 130000

от 15000 до 25000

от 15000 до 25000

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

от 130000 до 150000

от 20000 до 30000

от 20000 до 30000

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 — 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

от 70000 до 100000

от 20000 до 30000

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.14.54, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 40000 до 50000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа, осуществляющего госнадзор за соблюдением трудового законодательства и иных НПА

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, -

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

КоАП РФ Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Отсутствие у госинспектора труда сведений об исполнении предписания является основанием для проведения дополнительной внеплановой проверки по контролю за его исполнением (п. 1 ч. 2, ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 119 Регламента N 160).

Если по результатам проведения такой проверки установлен факт невыполнения требований по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, то госинспектор труда принимает решение о его о принудительном исполнении в порядке ст. 360.1 ТК РФ.

Внимание

Невыполнение предписания государственного инспектора труда в установленный срок или ненадлежащее его выполнение влечет также административную ответственность по ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, санкции которой предусматривают штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет - для должностных лиц; для ИП - штраф от 30 000 до 50 000 рублей; для юридических лиц - штраф от 100 000 до 200 000 рублей.

Таким образом, принятию решения о принудительном исполнении предписания в любом случае предваряет внеплановая проверка по контролю за его исполнением (часть 3 ст. 360.1, абзац 2 части 7 ст. 360 ТК РФ).

Поскольку срок принятия решения о принудительном исполнении ограничен одним месяцем с даты окончания срока предписания, либо даты вступления в силу решения суда о признании его законным, то инспектор вправе провести такую проверку сразу в выездной форме. Согласования с органами прокуратуры она не требует (п. 100 Регламента N 160). Однако работодатель должен быть уведомлен о проведении выездной проверки по данному основанию не менее чем за 24 часа до начала её проведения (ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, ст. 360 ТК РФ и п. 97 Регламента N 160).

И только когда по результатам дополнительной внеплановой проверки по контролю за исполнением предписания установлен факт его невыполнения в части выплаты работнику начисленных сумм заработной платы, инспектор труда принимает решение о принудительном взыскании этих сумм.

Внимание

Принудительному взысканию по решению гострудинспектора подлежат лишь начисленные суммы заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, то есть суммы в неоспариваемой части. Если же заработная плата и другие выплаты не были начислены, то они могут быть взысканы с работодателя только по решению суда (ст.ст. 382, 392 ТК РФ).

Решение о принудительном исполнении предписания подписывается инспектором труда, заверяется печатью гострудинспекции и направляется по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, работодателю, который имеет право в течение 10 дней со дня получения обжаловать это решение в суд (части 4 и 5 ст. 360.1 ТК РФ).

Данное решение является исполнительным документом и если 10-дневный срок обжалования истек, а оно не обжаловано и не исполнено, экземпляр решения с указанием реквизитов банковского счета работника и отметки о его получении работодателем направляется на исполнение в Федеральную службу судебных приставов (часть 4 и 6 ст. 360.1 ТК РФ).

Исполнительное производство по исполнению решения госинспектора труда о принудительном исполнении предписания оканчивается после перечисления всех причитающихся работнику сумм, а при отсутствии на счетах должника денежных средств, достаточных для исполнения решения - в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства. Постановление об окончании исполнительного производства направляется в виде электронного документа в соответствующую госинспекцию труда (ч. 4 ст. 72.2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Внимание

Приведенный порядок принудительного взыскания заработной платы не распространяется на отдельные категорий работников кредитных организаций (руководителя, его заместителей, главного бухгалтера, членов совета директоров и др.) при осуществлении мер по предупреждению банкротства банка (ч. 7 ст. 360.1, ч. 4 ст. 349.4 ТК РФ).

В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений обязательных требований в сфере труда инспектор труда одновременно с актом проверки выдает работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений (абзац шестой ч. 1 ст. 357 ТК РФ, ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ), а также принимает меры по контролю за устранением работодателем выявленных нарушений (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 86 Регламента N 354н).

Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю (его полномочному представителю) под расписку. А в случае неявки руководителя (его полномочному представителю) или отказа дать расписку предписание направляется работодателю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, хранящемуся в деле (п. 87 Регламента N 354н).

Внимание

Государственный инспектор труда не вправе выдавать предписание по вопросам, принятых к рассмотрению судом или по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Поэтому если работодателю известно, что работник обратился в суд, то ему следует незамедлительно уведомить об этом инспектора, проводящего проверку и представить соответствующие документы (копии искового заявления и определения о принятии его к производству либо копию решения суда).

В предписании излагаются необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных актов, требования которых нарушены. Срок устранения нарушений устанавливается инспектором отдельно по каждому пункту предписания и определяется исходя из характера нарушения, важности мероприятия для обеспечения безопасности работников и оборудования (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, п. 87 Регламента N 354н).

Требования, содержащиеся в предписании, подлежат исполнению в установленные в нем сроки. В случае, когда выполнить предписание (или его отдельные требования) в указанный инспектором срок не представляется возможным, то до окончания этого срока работодателю следует в письменной форме обратиться к инспектору, вынесшему предписание, с просьбой о его продлении. О решении инспектора труда продлить (или не продлить) срок выполнения предписания работодатель также должен быть проинформирован в письменной форме (п. 88 Регламента N 354н).

В предписании также указывается требование к определенному сроку сообщить в государственную инспекцию труда о выполнении выданного предписания. Трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя отчитываться об исполнении предписания. Однако отсутствие у инспектора труда соответствующих сведений является основанием для проведения трудовой инспекцией дополнительной внеплановой проверки по контролю за исполнением ранее выданного предписания (п. 1 ч. 2, ч. 21 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, п. 89 Регламента N 354н). Поэтому во избежание возникновения оснований для очередной проверки работодателю следует составить отчет в свободной форме и предоставить его в государственную инспекцию труда по адресу, указанному в предписании, лично либо посредством почтовой связи. К отчету следует приложить документы, подтверждающие исполнение предписания. Когда работодатель направляет отчет о выполнении предписания посредством почтовой связи, то необходимо учитывать, что он должен быть получен трудовым инспектором до окончания указанного в нем срока его исполнения.

В случае установления факта невыполнения предписания государственного инспектора труда в установленный срок или ненадлежащее его выполнение, в том числе по результатам проведения внеплановой проверки по контролю за исполнением выданного предписания, в отношении работодателя составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ, и направляется в суд для принятия решения о назначении административного наказания (ст.ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ). Санкции данной статьи предусматривают наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет - для должностных лиц; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - штраф от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: