За нарушение правил защиты природы государство наказывает штрафами или может лишить свободы на срок

Обновлено: 25.04.2024

Окружающая среда является обобщенным понятием, которое характеризует природные условия местности и ее экологическое состояние.

В этой связи необходимо отметить, что на территории Российской Федерации действуют законы, направленные на охрану окружающей среды, целью которых является, в том числе предупреждение правонарушений в указанной сфере и их пресечение, привлечение к ответственности лиц, виновных в указанных правонарушениях. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду осуществляется на основе, в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Уголовным кодексом Российской Федерации отведена глава «Экологические преступления», которая включает в себя ряд экологических преступлений, за совершение которых предусмотрено строгое наказание (статьи 246 по 262 УК РФ).

Так ст. 251 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за загрязнение атмосферы и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

Статья 254 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за порчу земли и влечет наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.

Незаконная охота также подпадает под признаки преступления при наличии определенных квалифицирующих признаков и влечет наказание до 5 лет лишения свободы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также предусматривает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (глава 8, статьи 8.1. по 8.47. КоАП РФ).

Статья 8.25. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил использования лесов и влечет наказание в виде штрафа в размере: на граждан от 4 до 5 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 500 тыс. руб.

Статья 8.41. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду и влечет наказание в виде штрафа в размере: на должностных лиц — от 3 до 6 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 до 100 тыс. руб.

Транспортная полиция призывает всех относиться к природе и экологии бережно, это наше богатство, которое легко потерять, но совсем не просто восполнить!

Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.

Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)

А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.

Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)

Напомню содержание статей:

Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Таблица штрафов

Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.

А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:

Нарушение Ответственность Статья
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ст.8.2
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей.
Ст.8.5
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 2 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 50 000 до 80 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей.
ч. 4 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 50 000 до 80 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 150 000 до 300 000 рублей.
ч. 5 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.14
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 3 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей
ст. 8.41
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 8 000 до 12 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.42
КоАП РФ

Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.


Сделаны по изменениям от 01.03.2022 и 01.09.2022

Кроме того, в Уголовном Кодексе Российской Федерации в главе 26 – «Экологические преступления» содержится 18 статей, посвященных вышеуказанным преступлениям.

Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

- нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

- нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

- загрязнение вод (ст. 250);

- загрязнение атмосферы (ст. 251);

- загрязнение морской среды (ст. 252);

- порчу земли (ст. 254);

- нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

- нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

- незаконную охоту (ст. 258);

- уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

Наказание, предусмотренное за совершение экологических преступлений, может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ, а также в виде ограничения свободы или ареста либо лишение свободы на определенный срок.

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа - 40 тыс. рублей, максимальный - 500 тыс. рублей.

Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Помимо уголовной, существуют и экологические правонарушения. Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления. Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл. 8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.

За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

- административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

КоАП РФ Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, -

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты -

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием -

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

(часть 1.3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 91-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, -

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одной из наиболее актуальных проблем современности, решение которой достигается, в том числе, путем неукоснительного соблюдения требований законодательства в природоохранной сфере.

Виды ответственности за нарушения в природоохранной сфере регламентированы Феде­ральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому лица, виновные в совершении природоохранных правонарушений, несут административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность наступает за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда. При этом указанная ответственность возникает только за те правонарушения, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и специальными нормами отраслевого законодательства.

Административная ответственность установлена за совершение правонарушений, посягающих на следующие природные ресурсы: землю (ст. 8.6 – 8.8, 8.12 КоАП РФ), недра (ст. 8.9 – 8.11 КоАП РФ), воды (ст. 8.12.1 – 8.20 КоАП РФ), леса (ст. 8.12, 8.24 – 8.28.1, 8.30 – 8.32 КоАП РФ), животный мир и водные биологические ресурсы (ст. 8.29 – 8.30, 8.33 – 8.39 КоАП РФ), атмосферный воздух (8.21 – 8.23, 8.40 – 8.46 КоАП РФ), правила пользования которыми установлены в рамках экологического законодательства (ст. 7.3 – 7.11, 8.1– 8.5 КоАП РФ).

Наиболее распространенными видами наказания в рамках административной ответственности являются предупреждения, штрафы (от 500 до 1 млн. рублей), административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, конфискация орудий административного правонарушения.

Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений в сфере охраны окружающей среды и предусматривается нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Экологическими преступлениями являются: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод, атмосферы, морской среды (ст. 250-251 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли (ст. 254 УК РФ), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов или их незаконная добыча (вылов) (ст. 256, 257 УК РФ); незаконная охота (ст. 258 УК РФ), незаконная охота, добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258, 258.1 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ), незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 260, 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

За совершение экологических преступлений предусмотрены более суровые наказания в сравнении с наказаниями за другие виды экологических правонарушений: штраф, исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, лишение свободы.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами за невыполнение требований природоохранительного законодательства, вытекающих из их трудовой функции или должностного положения.

Гражданско-правовая ответственность является механизмом охраны окружающей среды и заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне моральный или имущественный вред, причиненный в результате нарушения природоохранного законодательства.

Прокуратура
Республики Коми

Прокуратура Республики Коми

11 ноября 2016, 00:00

Ответственность за правонарушения в природоохранной сфере

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одной из наиболее актуальных проблем современности, решение которой достигается, в том числе, путем неукоснительного соблюдения требований законодательства в природоохранной сфере.

Виды ответственности за нарушения в природоохранной сфере регламентированы Феде­ральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому лица, виновные в совершении природоохранных правонарушений, несут административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность наступает за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда. При этом указанная ответственность возникает только за те правонарушения, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и специальными нормами отраслевого законодательства.

Административная ответственность установлена за совершение правонарушений, посягающих на следующие природные ресурсы: землю (ст. 8.6 – 8.8, 8.12 КоАП РФ), недра (ст. 8.9 – 8.11 КоАП РФ), воды (ст. 8.12.1 – 8.20 КоАП РФ), леса (ст. 8.12, 8.24 – 8.28.1, 8.30 – 8.32 КоАП РФ), животный мир и водные биологические ресурсы (ст. 8.29 – 8.30, 8.33 – 8.39 КоАП РФ), атмосферный воздух (8.21 – 8.23, 8.40 – 8.46 КоАП РФ), правила пользования которыми установлены в рамках экологического законодательства (ст. 7.3 – 7.11, 8.1– 8.5 КоАП РФ).

Наиболее распространенными видами наказания в рамках административной ответственности являются предупреждения, штрафы (от 500 до 1 млн. рублей), административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, конфискация орудий административного правонарушения.

Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений в сфере охраны окружающей среды и предусматривается нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Экологическими преступлениями являются: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод, атмосферы, морской среды (ст. 250-251 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли (ст. 254 УК РФ), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов или их незаконная добыча (вылов) (ст. 256, 257 УК РФ); незаконная охота (ст. 258 УК РФ), незаконная охота, добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258, 258.1 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ), незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 260, 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

За совершение экологических преступлений предусмотрены более суровые наказания в сравнении с наказаниями за другие виды экологических правонарушений: штраф, исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, лишение свободы.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами за невыполнение требований природоохранительного законодательства, вытекающих из их трудовой функции или должностного положения.

Гражданско-правовая ответственность является механизмом охраны окружающей среды и заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне моральный или имущественный вред, причиненный в результате нарушения природоохранного законодательства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: