За какое произведение на а и куприна было заведено судебное дело

Обновлено: 19.04.2024

В моменты внутреннего перелома жизни общества, а следовательно, и перелома в литературных вкусах и формах появляются часто крупные художники, настолько новые и настолько разнообразные в своей новизне, что после них целое поколение идет указанными ими путями и разрабатывает намеченные ими формы. На грани 80-х и 90-х годов таким многосторонним новатором явился у нас А.П. Чехов.

До сих пор еще недостаточно оценено его громадное значение в истерии нашей новейшей литературы и влияние его на поколение писателей 90-х годов. Благодаря своей удивительной скромности и боязни всякой рекламы А.П. Чехов как бы умышленно стушевался и старался уменьшить свою роль, а публика, крайне несамостоятельная в суждениях, привыкшая руководиться крикливой указкой, и в самом деле поверила, что это - серый, дюжинный, средней руки писатель.

Здесь не место давать оценку роли и значения А.П. Чехова в русской литературе. Достаточно указать, что он создал ту «мопассановскую» форму короткого рассказа, которая стала теперь чуть не господствующей, он создал ту своеобразную форму драмы без действия, которая надолго укоренилась в нашей литературе.

Но не только художественные формы завещал А.П. Чехов; он оставил также характерное идейное наследие: насмешливое, но в то же время сострадательное отношение к людям, забитым и опошленным кошмарной действительностью, отношение, чуждое политической окраски, но насквозь пропитанное верой в то, что «лет через двести - триста» жизнь станет прекрасной.

Если другие переняли у Чехова его художественную форму, то идейное настроение его большей частью унаследовал А.И. Куприн.

У А.И. Куприна другой темперамент, другой литературный жанр, чем у А.П. Чехова. Прежде всего Куприн никогда не смеется. Чехов широко пользовался смехом как художественным орудием: его юмористические рассказы, очень часто писанные в тоне шаржа, быть может, больше всего способствовали его популярности. Собственно, герои Чехова не смешливы. Они действуют и творят пошлости серьезно; автор же бьет их карающим смехом. Напротив, герои Куприна мастера смеяться - то беззаботным, жизнерадостным, то злым, насмешливым смехом. Зато сам автор всегда серьезен в изображении жизни. Единственные опыты его в шутливом жанре - так называемые «шутки». Пародийна И. Бунина, Скитальца, М. Горького написаны с большим остроумием, но исключительно как «шутки» - без каких-либо притязаний.

В смысле формы письма характерно также, что до сих пор Куприн ни разу не пользовался драматической формой. Он написал всего небольшой, одноактный очерк «Клоун», да и тот крайне не характерен для него. Между тем Чехов в последние годы почти исключительно пользовался этой фермой. По словам Куприна, он даже говорил, что «каждый писатель должен написать по крайней мере четыре пьесы». Драматический жанр Куприну чужд. Отчасти это объясняется характерной для него статичностью мышления: он всегда изображает картины жизни, момент, эпизод; редко встретите у него длительно, последовательно развивающееся действие; а если и встретите, то это действие обыкновенно слабее описаний и характеристик. Отчасти же объясняется это, вероятно, и тем, что Куприн не мыслит внешней жизни без картин природы. У него природа играет важную и, главное, самостоятельную роль. Это не фон, усиливающий настроение картины, как в рассказах М. Горького, а самостоятельный деятель рассказа. Природа у Куприна живет своей жизнью, не считаясь с человеком, скорее человек подчиняет ей свои настроения. Страстный поклонник красоты природы, охотник, рыболов, бродяга, одним словом, верный любовник природы - Куприн счел бы святотатством подчинить ее настроению людей, превратить в бутафорский аксессуар действия.

Чехов тоже умел понимать и любить природу (вспомните его «Степь», его Астрова и др.), но у него природа и люди были как-то разграничены - либо то, либо другое. Там, где он предавался созерцанию природы, человек становился у него маленьким, маленьким, стушевывался, терялся. Напротив, в его «человеческих» рассказах вы редко найдете отголоски этих впечатлений от природы.

Куприн договорил в этом вопросе то, что осталось недоговоренным у Чехова; он сделал логические выводы из его посылок. Эта жажда освобождения человеческого чувства от «цепей рабства и пошлости» возникла и у Чехова и у Куприна на почве протеста против жалкой и гнусной действительности, которую они наблюдали вокруг себя. Жизнь маленького, среднего, серого человека - вот тот материал, над которым работали и Чехов и Куприн. Не герои, не крупные интересные умные личности, с которыми приходилось им встречаться, привлекали внимание художников, а именно те никому не ведомые, безымянные люди, которые образуют массу общества и на которых особенно рельефно сказывается вся бессмысленность их существования. Люди живут в серой, нудной, пошлой обстановке, убивают все силы свои на какую-то неинтересную и ненужную работу, всю жизнь бьются и материально и морально, как рыба об лед, - без тени надежды, без проблеска веры в лучшее будущее - и для чего? Для того только, чтобы наплодить таких же серых, нудных, пошлых двуногих, которых ждет та же серая, нудная, пошлая жизнь.

Этот ужас бессмысленности жизни и составляет основной, исходный материал у обоих писателей. От него отправляются они и в изображении современной действительности, и в построении будущих перспектив. Только манера трактовки у них несколько другая: Чехов реагирует более нервно и отвечает на пошлость ударами сарказма, Куприн же спокойнее - и самую мерзостную пошлость описывает сдержанно, чисто эпически.

И Чехов и Куприн - индивидуалисты, но индивидуализм их несколько особого свойства. Они стремятся не к тому, чтобы обособить во всем личность одного человека от личности другого, как это наблюдается у Андреева и многих так называемых «модернистов». Они стремятся только к обеспечению за личностью права индивидуально переживать и наслаждаться Это - по аналогии с разновидностями коммунизма - индивидуализм потребления, а не производства.

Эта черта переносит у обоих авторов центр внимания с внешней жизни человека на внутреннюю: поэтому у них и порабощение и освобождение человека трактуется с внутренней, духовной, эстетической стороны, а не с внешней, материальной, политической. Оба они аполитики, политические интересы и политические симпатии у них имеются - особенно у Куприна, живущего в более боевое время, - но они не вносят их в свое творчество, а главное, не подчиняют им своих чисто эстетических задач, как это делают, например, М. Горький и Л. Андреев. Еще у Куприна скорее прорывается активное отношение к политическим вопросам, например, в рассказах «Демир Кая», «Бред», «Искусство», «Тост»; но и тут оно облечено в расплывчатую художественную форму. Благодаря этому произведения их свободны от элементов публицистики - они чисто художественны.

Среди плеяды писателей, начавших работать в 90-е годы, А. И. Куприн, пожалуй, единственный, не увлекшийся политическими вопросами и оставшийся чистопробным художником. В то время как художники-публицисты проявляют свои публицистические симпатии уже в самом выборе материала, который они к тому же освещают и трактуют сообразно своим убеждениям, Куприн берет всегда из действительности живым тот материал, который поражает его художественное воображение, и, обрабатывая его сообразно своей авторской индивидуальности, тем самым уже невольно привносит в него определенную окраску и оценку. Возьмите, например, его рассказ «Обида», в котором профессиональные воры просят не смешивать их с погромщиками. В основу взято «истинное происшествие». Автор описывает его, руководясь чисто художественными мотивами, - и в то же время весь рассказ проникнут боевым настроением 1905 года, с характерным для этого времени ростом чувства человеческого достоинства, уважением к общественному мнению, нравственным оздоровлением всей атмосферы, которое дала революция. Автор ни словом не заикается об оценке происходящего, а между тем его симпатии всем ясны. И то же самое во всех его произведениях. Вы напрасно искали бы где-нибудь у Куприна проявления политических взглядов автора, за исключением, пожалуй, рассказа «Тост», а между тем по этим произведениям, и только по ним, вы знаете, что Куприн всей душой сочувствует борьбе угнетенных классов за освобождение от гнета.

В рассказе «Тост», где, как мы указывали, изображен в некотором роде идеальный строй, оратор говорит: «Вот гляжу я на вас, гордые, смелые, ровные, веселые. » Именно таким ровным является сам Куприн - ровным в своих настроениях, не позволяющих ему увлекаться и разбрасываться под минутными впечатлениями, ровным в своем гармоническом спокойном творчестве, ровным и в красивой, образной, эпической речи.

В повести затрагивается проблема взаимоотношений личности и общества, раскрывается тема жестокости в царской армии, унижения простых людей со стороны тех, кто облечен властью и своим высоким положением.

Очень краткий пересказ повести «Поединок»

Служба подпоручика Ромашова проходит на фоне неприятия им провинциальных нравов, муштры и пошлости, царящей среди офицерского состава полка. Серость его армейских будней скрашивают интрижка с одной из офицерских жен и визиты в дом семейства Николаевых.

Хозяйка дома, Шурочка Николаева, очень симпатична Юрию. Но однажды случилось так, что интеллигентный юноша вступает в конфликт с ее мужем, и эта ссора приводит к дуэли, в ходе которой главный герой получает смертельное ранение и погибает.

Главные герои и их характеристика:

  • Ромашов Юрий – молодой офицер 22 лет, худощавый и застенчивый.
  • Николаева Александра (Шурочка) – обаятельная замужняя женщина, в которую влюбился Ромашов.
  • Николаев Владимир – муж Шурочки, сослуживец Ромашова.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Назанский Василий – поручик, также симпатизирующий Александре Петровне.
  • Петерсон Раиса – «полковая дама», любовница Ромашова.
  • Полковник Шульгович – командир полка.

Кроме того, в повествовании упоминаются полковник Рафальский, подполковник Лех, капитаны Осадчий, Слива и Петерсон, штабс-капитан Диц, поручики Веткин и Бек-Агамалов, денщик Ромашова Гайнан и некоторые солдаты.

Краткое содержание повести «Поединок» подробно по главам

Глава 1

Во время учений в шестую роту прибывает командир полка полковник Шульгович. Он отчитывает подпоручика Ромашова за то, что солдаты встречают командира ненадлежащим образом и не могут ответить на элементарные вопросы. Ромашов пытается оправдать одного из солдат тем, что тот по национальности татарин и плохо понимает по-русски. Шульгович в бешенстве. Он налагает на дерзкого офицера наказание – домашний арест.

Глава 2

Ромашов осознает, что одинок и среди сослуживцев нет того человека, который бы оказался близок ему по мировоззрению и представлениям о жизни. Мысль пойти на офицерское собрание его не вдохновляет. Прогуливаясь, он мечтает попасть на войну и отличиться. Незаметно для самого себя подпоручик меняет схему маршрута и отправляется домой.

Глава 3

Дома Ромашов интересуется у своего денщика, не было ли посыльного от Николаевых, у которых Юрий бывает практически ежедневно в последние месяцы, и получает отрицательный ответ.

Куприн

Автор: Александр Иванович Куприн

По окончании военного училища молодой человек собирался отдать всего себя службе и самообразованию. Однако в реальности он встречается с замужней женщиной, а в общем и целом тяготиться своей участью.

Денщик Гайнан приносит послание от любовницы Ромашова – Раисы Петерсон, в котором она приглашает Юрия на кадриль в ближайшую субботу в офицерском собрании. Уничтожив письмо, Ромашов идет к Николаевым.

Глава 4

Глава семейства Николаевых, Владимир Ефимович, намерен держать экзамен в академию генерального штаба. А потому подготовка к нему идет полным ходом. Мужчина готовится к третьей попытке после двух провалов – и к последней из предоставляемых. Шурочка хочет, чтобы муж поступил, преодолел это испытание, и их жизнь кардинальным образом изменилась бы.

Во время разговора Шурочка как бы невзначай упомянула о том, что дуэли между офицерами узаконили. Ей кажется, что благодаря поединкам в офицерской среде уменьшится количество шулеров и пьяниц, таких как поручик Назанский.

Глава 5

Покинув дом Николаевых, Ромашов наносит визит Назанскому. Тот приветливо встречает однополчанина. У них затевается беседа на тему любви. Назанский уверен, что это светлое чувство доступно единицам, и заодно зачитывает Ромашову записку от любимой дамы. До Ромашова доходит, что это послание Александры Николаевой. А Назанский в свою очередь догадывается, что Ромашов также к этой женщине неравнодушен.

Дома Ромашов обнаруживает новую записку от Раисы. Та пишет, что ей известно, где Юрий пропадает каждый вечер, и предупреждает, что так просто это не оставит.

Глава 6

Ромашов отбывает домашний арест. К нему наведываются Николаевы, и Шурочка через окно угощает «арестанта» пирогами. Перед уходом Шурочка говорит, что Юрий для нее просто друг, и не более того.

Глава 7

Ромашова доставляют на аудиенцию к командиру полка. Шульгович отчитывает подчиненного за то, что подпоручик посмел заступиться за солдата. А заодно Юрию достается за пьянство – кто-то донес о его злоупотреблении спиртным. Затем разгоряченный полковник резко меняет гнев на милость и приглашает провинившегося на офицерский обед.

Дома Ромашов терзается одиночеством и никчемностью. Вечером он работает над собственной рукописью с третьей по счету повестью. Никто из окружения не знает о тайном увлечении подпоручика.

Глава 8

Ромашов появляется на балу в доме офицерского собрания. Среди прибывших дам он видит Раису, колючий взгляд которой не предвещает ничего хорошего.

Офицеры затевают разговор о дуэлях и как бы разделяются на два лагеря с противоположными мнениями: одни называют поединки глупостью, другие придерживаются позиции, что только так можно отомстить за нанесенное оскорбление.

Глава 9

Ромашов танцует с Раисой на балу, и женщина укоряет партнера по танцу за то, что тот ее игнорирует, и из ревности начинает оскорблять соперницу. Сердитая любовница говорит, что пожертвовала всем ради Ромашова, а тот использовал ее. Юрий невольно улыбается: в полку известно о многочисленных любовных похождениях Раисы. Ее супруг, капитан Петерсон, сильно любит жену, и прощает ей все романы. Ромашов признается, что у него к Раисе нет никаких чувств.

Глава 10

Во время учебных занятий происходит стычка между Ромашовым и ротным капитаном Сливой. Ротный пытается ударить малосильного солдата Хлебникова, не сумевшего выполнить задание, но Ромашов мешает этому. Офицеры принимаются обсуждать эффективность наказания подчиненных. Ромашов уверен, что применение командирами физической силы в их взаимоотношениях с солдатами – пережиток времени.

Глава 11

Проходят бессмысленные офицерские занятия. Ромашов выполняет учебные приемы чисто автоматически. Измотав себя тяжкими мыслями, Юрий отправляется с приятелем Веткиным в питейное заведение, где они изрядно надираются и жалуются друг другу на жизнь. Ромашов сетует на внутреннюю пустоту, на неразделенную любовь, но не находит в собеседнике понимания.

Глава 12

Наутро Ромашову приносят послание от Шурочки, которая приглашает его на пикник, где будут отмечаться именины. Юрий испытывает нужду, в кредитах ему отказывают. Он принимается перебирать в голове, у кого можно одолжить денег, но все варианты отпадают. Наконец, подпоручику одалживает 10 рублей полковник Рафальский. Получив червонец, Ромашов бежит купить подарок для любимой женщины.

Глава 13

На подъезде к дому Николаевых, Ромашов чувствует странное беспокойство. Шурочка радостно встречает подпоручика, но Николаев недоволен. Супруг подозревает о проявлении чувств Ромашова к Шурочке. Вся собравшаяся компания отправляется на пикник.

Глава 14

На природе Шурочка еще очаровательней. Вечером, когда все разбредаются кто куда, Юрий и Александра углубляются в лес. Шурочка признается, что сейчас влюблена в Ромашова, а неделикатного мужа не любит. Она целует Ромашова, но просит, чтобы тот в их доме более не появлялся – их осаждают анонимками, в которых говорится о связи Александры и Юрия. Последний понимает, что это происки ревнивой Раисы.

Глава 15

Полк готовится к очередному военному смотру. Ромашов видит, как ротные изощренно издеваются над солдатами и избивают их. Во время смотра командиры объезжают роты. Ощущается безразличие офицеров к службе.

На финальном марше Ромашов замечтался под звуки музыки и ведет строй вправо, из-за чего полурота становится похожей на беспорядочную толпу. После случившегося все в полку подшучивают над подпоручиком.

Глава 16

Ромашов при выходе из лагеря встречает Николаева, который говорит, что специально ожидает его и заводит разговор о Шурочке. Николаев упоминает об анонимных письмах с грязными намеками на незаконную связь его супруги и Ромашова, и требует от Юрия прекращения распространения сплетен.

Глава 17

Ромашов без конца уединяется, его тяготит общество офицеров. Он осознает, что после трех лет службы уйдет в запас. Он ближе сходится с солдатом Хлебниковым и по мере возможности помогает несчастному. Сослуживцы замечают это и начинают подтрунивать над подпоручиком. Шурочка выговаривает Ромашову за то, что он непозволительно долго стоит под открытыми окнами дома Николаевых.

Глава 18

В роте вешается молодой солдат. Офицеры потрясены случившимся, но затем начинают кутить и горланить песни. Ночью они отправляются в публичный дом, где случается потасовка. Бек-Агамалов выхватывает шашку и принимается махать ею. Одна из девиц обзывает пьяного офицера дураком, а тот замахивается на нее с намерением ударить, однако Ромашов останавливает его.

Глава 19

Офицеры направляются в собрание и продолжают веселиться, затянув панихиду. Ромашов возмущается, требуя прекратить пение. Пьяные люди не унимаются. Вдруг Николаев заявляет, что такие как Ромашов и Назанский позорят честь полка. Ромашов намекает на причины недовольства Николаева, и молодые люди вступают в драку.

Глава 20

Глава 21

Ромашов приходит в гости к Назанскому, который пытается отговорить подпоручика от дуэли, полагая, что тому пора покончить со службой в армии.

Глава 22

У себя дома Ромашов обнаруживает гостью – Шурочку. Она пришла не отговаривать Юрия от дуэли, а напротив, просит того принять в ней участие. Женщина утверждает, что отказ от поединка станет позорным пятном на репутации обоих. Поэтому нужно провести символическую дуэль, т.е. стрелять друг в друга, но мимо. И таким образом, никто не пострадает.

Глава 23

Читателю предлагается ознакомиться с текстом рапорта, согласно которому значится: состоялась дуэль между офицерами Николаевым и Ромашовым. Николаев сразу же ранил Ромашова в живот. Ответного выстрела не последовало. Спустя считанные минуты подпоручик скончался.

Кратко об истории создания произведения

Произведение вышло в свет в 1905 году и относится к категории неореализма. Оно по праву считается одним из лучших не только в творчестве писателя, но и во всей отечественной литературе XX века.

Повесть во многом задумывалась как автобиографическая, но затем Александр Иванович не решился писать от первого лица. Возможно, из-за того, что в ней содержался серьезный обличительный подтекст. Произведение вышло с посвящением Максиму Горькому. Тот, в свою очередь высоко оценил произведение, назвав его «великолепной повестью».

Александр Иванович Куприн – выдающийся русский писатель. Его произведения дышат простотой и ясностью. И одновременно очень глубоки. Он умел изображать людей, показывал, что не бывает только хороших или только дурных. В произведениях ощущается чудесный восторг перед жизнью, влюбленность в здоровых и сильных людей.

Александр Иванович Куприн (26 августа [7 сентября] 1870, Наровчат — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель, переводчик.

Александр Иванович Куприн (26 августа [7 сентября] 1870, Наровчат — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель, переводчик.

Его преклонение перед родной природой можно назвать не просто любовью, а страстным экстазом. Он не представляет жизни без картин природы.

Я до сих пор читаю - перечитываю произведения Куприна, наслаждаюсь их глубиной, реалистичностью и правдивостью. Его «Юнкера», «Синяя звезда», «Куст сирени», «Сапсан», «Тень императора», «Впотьмах», «Гамбринус», «Яма», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет» навсегда вошли в золотой фонд нашей литературы. Надеюсь, Вам удалось прочесть его книги ? Вспоминаю то время, когда в школе изучали и спорили об этих книгах с грустной радостью.

И вот что рассказывала нам Вера Романовна Вайнберг на уроках литературы, посвященных моему тёзке замечательному Александру Ивановичу Куприну (1870-1938).

Разумеется, многое из того, что она нам рассказывала, мы не могли тогда прочесть в школьных учебниках. У неё была лекционная система, как в институте. И приведу лишь небольшой отрывок из тех лекций 1970 года о Куприне …

На дворе стоял 1936 год. На политбюро голосовали вопрос «О возвращении в страну писателя А.И. Куприна».

Но привычного единогласия не было. Воздержался Ворошилов. И это притом, что «за» были Сталин, Молотов, Чубарь и Андреев.

Александр Иванович Куприн, знаменитый русский писатель жил во Франции. Российский полпред В.П.Потёмкин обо всём договорился с родственниками писателя. Обратился к Сталину, чтобы тот дал «добро». Сталин дал. Потом Потёмкин обратился к Ежову.

Николай Иванович Ежов (19 апреля [1 мая] 1895, Санкт-Петербург, Российская империя — 4 февраля 1940 (по другой версии — 6 февраля 1940), подвал Верховного суда СССР, Москва, РСФСР, СССР) — советский партийный и государственный деятель, генеральный комиссар госбезопасности (с 28 января 1937 года)

Николай Иванович Ежов (19 апреля [1 мая] 1895, Санкт-Петербург, Российская империя — 4 февраля 1940 (по другой версии — 6 февраля 1940), подвал Верховного суда СССР, Москва, РСФСР, СССР) — советский партийный и государственный деятель, генеральный комиссар госбезопасности (с 28 января 1937 года)

Ежов направил записку Потёмкина в политбюро. Если Ворошилов и не знал, что Сталин дал «добро» на возвращение Куприна, он видел, что вождь голосует «за».

Но маршал воздержался. Не тот случай, когда требовалось обязательное единогласие.

Климе́нт Ефремович Ворошилов, также Клим Ворошилов (23 января [4 февраля] 1881, Верхнее — 2 декабря 1969, Москва) — российский революционер, советский военный, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза (1935 год)

Климе́нт Ефремович Ворошилов, также Клим Ворошилов (23 января [4 февраля] 1881, Верхнее — 2 декабря 1969, Москва) — российский революционер, советский военный, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза (1935 год)

Ворошилов позволил себе повольничать, потому что не любил писателя Куприна. Особенно военного писателя Куприна.

Лев Толстой после прочтения «Поединка» написал: «Абсолютно все при чтении чувствуют, что всё написанное Куприным – правда, даже – дамы, вовсе не знающие военной службы».

Ворошилов военную службу знал. Но такая правда Александра Куприна была ненавистна Ворошилову.

Оказалось, что политбюро проголосовало за возвращение уже не писателя, а полуживого человека. Куприна привезли родственники. И он мало чего уже соображал. Умер в августе 1938 года спустя совсем немного времени после возвращения.

Понимал ли Куприн, что к этому времени в СССР сменилось всё руководство армией? Вряд ли.

Конечно, возвращали его не для того, чтобы сразу похоронить в СССР. Надеялись на какую-нибудь поддержку. У Сталина вызревали большие планы по поводу будущей войны, о которой знали, к ней готовились, и в которую не верили до последнего. Философ Иван Ильин выступал с поддержкой. Куприн также мог поддержать Сталина.

Да Бог не допустил этого.

В СССР этот один из славных русских писателей очень быстро закончил свою жизнь. Куприн был другом Ивана Бунина, Фёдора Шаляпина, Аркадия Аверченко, хорошим знакомым Леонида Андреева, Максима Горького, Антона Чехова.

Похороны Александра Куприна состоялись в 1938 году на Литераторских мостках Волковского кладбища в Петербурге.

С Куприным связана известная в литературных кругах байка, которую нам рассказала Вера Романовна.

Как-то в пору своей всемирной славы, он, будучи в изрядном подпитии, послал телеграмму (или письмо) императору (!), попросив предоставить «рыбацкой республике Балаклаве» статус вольного независимого города.

Почтальон с царским ответом (по другой версии – ответил Столыпин) долго искал Куприна. Наконец, нашёл его в каком-то ресторане. Куприн письмо получил. Налили рюмки и бокалы. И прежде, чем выпить, Куприн огласил царский ответ: «Закусывать надо!».

К новой власти Александр Куприн отнёсся настороженно с самого начала. После убийства Володарского Куприн был арестован. Выпустили через три дня, но включили в список заложников.

Значит, стал кандидатом в покойники.

Потом ему устроили встречу с Лениным, которому Куприн предложил себя в качестве редактора газеты для народа.

Ленин вроде как пообещал, но ничего не сделал.

Куприн симпатизировал эсерам, вступил в 1919 г. в Белую армию и при первой же возможности уехал в Париж.

И вот там развернулся талант Куприна, написавшего в эмиграции, по моему, лучшую свою вещь – «Юнкеров».

«Я хотел бы, чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкера, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. «Юнкера» – это моё завещание русской молодёжи».

Читал ли Ворошилов «Юнкеров»? Вообще-то он не был любителем чтения и книг. Но мог и прочесть этот роман, воспевающий честь и достоинство русских офицеров. И от этого возненавидеть писателя ещё больше.

Долго уговаривать вернуться в СССР Куприна не пришлось. Куприн уже был болен раком пищевода, ухудшение здоровья, особенно со зрением (причина - алкоголизм) и не вполне адекватно воспринимал окружающее.

А родственникам писателя власти СССР рассказывали о чудесах советской медицины, научившейся излечивать такие пустяковые болезни, как рак, слепоту. Родственники и поверили…

Елизавета Мо́рицовна Ге́йнрих (в замужестве Куприна́; 1882, Пермь — 1942, Ленинград) — вторая жена русского писателя Александра Куприна. Дочь М. Г. Гейнриха, младшая сестра актрисы Марии Абрамовой.

Елизавета Мо́рицовна Ге́йнрих (в замужестве Куприна́; 1882, Пермь — 1942, Ленинград) — вторая жена русского писателя Александра Куприна. Дочь М. Г. Гейнриха, младшая сестра актрисы Марии Абрамовой.

Его жена Елизавета Гейнрих (Куприна́, 1882 -1942) недолго пережила мужа. Она покончила с собой во время блокады Ленинграда в 1942 году.

Похоронена рядом с Александром Куприным на Литераторских мостках на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. Могила Куприных находится неподалеку от мест упокоения Тургенева, Мамина-Сибиряка и Гарина-Михайловского.

а) отец – землемер, мать – происходила из обедневшего польского дворянского рода
б) отец – мелкий концелярский служащий, мать принадлежала к древнему, некогда знатному роду татарских князей
в) отец – профессор Варшавского университета, мать – дочерью известного ученого, бывшего в те годы ректором Петербургского университета
г) отец – мелкий торговец, мать – домохозяйка

  • Правильный ответ
    • б) отец – мелкий концелярский служащий, мать принадлежала к древнему, некогда знатному роду татарских князей

    3. А.И. Куприн был отдан на воспитание в Разумовский сиротский пансион в …

    а) в 1876 г.
    б) в 1872 г.
    в) в 1878 г.
    г) в 1875 г.

    4. Литературная биография А.И. Куприна начинается с …

    а) 1886 года
    б) 1889 года
    в) 1893 года
    г) 1888 года

    5. Какая группа людей чаще всего является прототипами героев произведений А.И. Куприна?

    а) знаменитые и вдающиеся люди
    б) героические личности
    в) простые и неприметные на первый взгляд люди
    г) люди социального «дна»

    • Правильный ответ
      • в) простые и неприметные на первый взгляд люди

      6. Что ложилось в основу сюжета произведений писателя?

      а) собственные наблюдения писателя и им самим пережитые ситуации
      б) брал за основу сюжеты из произведений своих современников
      в) выдуманные, несуществующие в жизни события
      г) фантастические истории

      • Правильный ответ
        • а) собственные наблюдения писателя и им самим пережитые ситуации

        7. Укажите произведения на армейскую тематику, принесшие писателю первый успех.

        а) «Ночлег»
        б) «Поход»
        в) «Дознание»
        г) «В казарме»

        8. Назовите повести ранней прозы Куприна, занимающие центральное место в этот период творчества.

        а) «Молох» и «Олеся» 1898 г.
        б) «Первый встречный» и «Сентиментальный роман»
        в) «Лолли» и «Allez!»
        г) «Олеся» и «Гранатовый браслет»

        9. Какое из произведений Куприна периода 1900-х годов повествует о кротости и бессмысленности пребывания людей на земле?

        а) «Поединок»
        б) «Конокрад»
        в) «Трус»
        г) «На покос»

        10. Назовите рассказ А.И. Куприна 1900-х годов, последняя часть которого была написана под влиянием А.М. Горького.

        а) «Болото»
        б) «Поединок»
        в) «Бред»
        г) «В цирке»

        11. События революции 1905 – 1907 гг. получили свое отражение в этом произведении А.И. Куприна …

        а) «Река жизни»
        б) «Мелюзга»
        в) «Трус»
        г) «Поединок»

        12. Какое крупное произведение А.И. Куприна можно считать последним, написанным писателем перед эмиграцией?

        а) «Яма»
        б) «Фиалки»
        в) «Звезда Соломона»
        г) «Белый пудель»

        13. Не приняв революции, писатель эмигрирует за границу в …

        а) 1927 г.
        б) 1919 г.
        в) 1920 г.
        г) 1917 г.

        14. За период эмиграции А.И. Куприн написал …

        а) «Жанета» и «Юнкера»
        б) «Белый пудель» и «Изумруд»
        в) «Лесная глушь» и «Искушение»
        г) «Белый пудель» и «Искушение»

        15. В каком году писатель возвращается на Родину?

        а) 1935 г.
        б) 1937 г.
        в) 1927 г.
        г) 1925 г.

        16. Где и в каком году умер А.И. Куприн?

        а) 25 августа 1938 г. в Москве
        б) 30 мая 1937 года в Норовчате
        в) 15 апреля 1940 г. в Ленинграде
        г) 20 августа 1940 г. в Москве

        17. Кто из указанных героев не относится к повести А.И. Куприна «Олеся»?

        а) Иван Тимофеевич
        б) Ярмола
        в) Мануйлиха
        г) Иван Степаныч Межуйко

        18. Кто рассказал Ивану Тимофеевичу о полесских ведьмах?

        а) Евпсихий Африканович
        б) Никита Назарович
        в) Ярмола
        г) Мануйлиха

        19. Как попал Иван Тимофеевич на болото к «ведьмам»?

        а) заблудился
        б) пошел специально
        в) шёл мимо и случайно решил зайти
        г) был перенесен нечистой силой

        20. Какой из героинь повести принадлежит это описание: "… все черты бабы-яги, как её изображает народный эпос, были на лицо: худые щеки, втянутые внутрь, переходили внизу в острый, длинный, дряблый подбородок, почти соприкасавшийся с висящим вниз носом; провалившийся беззубый рот беспрестанно двигался, точно пережевывая что-то; выцветшие, когда-то голубые глаза, холодные, круглые, выпуклые, с очень короткими красными веками, глядели, точно глаза невиданной зловещей птицы…"?

        а) Олесе
        б) Мануйлихе
        в) старухе, живущей в услужении Ивана Тимофеевича
        г) такого описания нет в повести

        21. Что больше всего любила Мануйлиха и от чего смогла бы немного успокоиться?

        а) деньги, чай, сахар
        б) пряники, варенье
        в) наливку, украшения
        г) деньги, драгоценности, часы

        22. Когда герой понял, что всем сердцем полюбил Олесю?

        а) с момента первой встречи
        б) когда не видел Олесю пять дней из-за болезни
        в) после случая в церкви
        г) спустя месяц после знакомства

        • Правильный ответ
          • б) когда не видел Олесю пять дней из-за болезни

          23. Чем был болен Иван Тимофеевич?

          а) простудой
          б) полесской лихорадкой
          в) воспалением легких
          г) оспой

          24. Какими способностями обладала Олеся? Укажи лишний ответ.

          а) гадала по руке и картам
          б) могла заставить упасть на ровном месте
          в) видела смерть человека
          г) гадала на кофейной гуще

          25. Что подарил Иван Тимофеевич уряднику за то, чтобы тот оставил «лесных» женщин в покое?

          а) жеребца
          б) ружье
          в) деньги
          г) выпивку

          26. Для чего Олеся пошла в церковь?

          а) сделать приятное любимому человеку
          б) досадить бабушке
          в) от нечего делать
          г) назло любимому человеку

          27. Кто сообщил Ивану Тимофеевичу об избиении Олеси?

          а) урядник Евпсихий Африканович
          б) Ярмола
          в) Никита Назарыч
          г) Мануйлиха

          28. Какому моменту в рассказе соответствует описание природы: "…полнеба закрыла черная туча с резкими курчавыми краями, но солнце еще светило, склоняясь к западу, и в этом смешении света и надвигающейся тьмы было что-то зловещее. "?

          а) первой встрече Ивана Тимофеевича и Олеси
          б) последней встрече с Олесей
          в) состояние природы перед болезнью героя
          г) природа в тот момент, когда Олеся идет в церковь

          29. Какое напастье произошло в деревне после избиения Олеси?

          а) град
          б) наводнение
          в) ураган
          г) буря

          30. Какой предмет оставила в хате на память Ивану Тимофеевичу Олеся?

          а) зеркальце
          б) колечко
          в) нитку дешёвых красных бус
          г) засушенный цветок

          Александр Иванович Куприн (1870-1938) был родом из обедневшей дворянской семьи (мать княжна), учился в кадетском корпусе, 4 года был офицером, но потом резко изменил жизнь. Желая стать писателем, он зарабатывает на жизнь самым разнообразным трудом, был грузчиком, актёром, стоматологом, рыбаком и так далее. Он любил экстремальные ситуации, первым из русских писателей летал на аэроплане, погружался с аквалангом в море.

          Как и Горький, много путешествовал по России, узнал жизнь, пощупал её своими руками. Куприн был жаден до людей, до жизни, любил все её наслаждения. Но в отличие от Горького, он всегда знал, что литература должна быть увлекательной, интересной. Его произведения интересны для чтения, в них почти всегда яркий, значительный сюжет. Он самый простой, понятный и интересный для большинства читателей писатель Серебряного века.

          Наиболее значительное его произведение – повесть «Поединок» (1905). В основе повести – традиционный для русской литературы мотив нравственного прозрения, пробуждения личности. Описана царская армия в мирное время. Молодой подпоручик Ромашов постепенно начинает понимать, что он и другие офицеры его полка живут плохо, неправильно, бессмысленно. Солдат за людей не считают, ругают, бьют, сами ведут безнравственный образ жизни, пьют водку, многие спиваются, посещают публичные дома, болеют венерическими болезнями, службу ненавидят. В их жизни нет ничего светлого, человеческого.

          В центре повести – сознание Ромашова, его мысли, чувства, мечты. Мечты его в начале очень наивные, мальчишеские, но очень типичные, знакомые каждому мальчишке, поэтому очень интересно читать это как бы про себя. Ромашов мечтает о том, как он совершает подвиг. Во время решающего сражения наши отступают, бегут, возникает паника и только он один, со своей ротой спокойный и мужественный идёт в атаку и вся армия идёт за ним и побеждает противника, а его потом сам царь назначает генералом.

          Пробуждение души, личности Ромашова начинается с очень интересного момента: он вдруг осознал своё Я. Он понял, что для него его Я – центр вселенной, ибо он из него, из этого Я видит весь мир вокруг себя, а без этого Я и мира-то никакого нет, потому что некому на него смотреть. Но самое удивительное, что такое же Я есть у всех других людей, и даже у неграмотных солдат, и каждый сам для себя – центр вселенной, а для моего Я всего лишь один из многих более или менее безразличных объектов этого большого мира. Сколько людей живёт, столько у мира центров.

          В следующей статье мы продолжим анализировать данное произведение.

          Автор статьи

          Куприянов Денис Юрьевич

          Куприянов Денис Юрьевич

          Юрист частного права

          Страница автора

          Читайте также: