За изъятие земли государством требуется ли уплачивать налог с компенсационных выплат

Обновлено: 19.04.2024

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16.08.2019 г. N 03-04-05/62394 О предоставлении имущественного налогового вычета при изъятии у физического лица недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 16 августа 2019 г. N 03-04-05/62394

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 279Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

На основании пункта 1 статьи 281Гражданского кодекса за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

Согласно пункту 2 статьи 281Гражданского кодекса при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212Кодекса.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 220Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210Кодекса налогоплательщик имеем право на получение имущественного налогового вычета в размере выкупной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества, полученной налогоплательщиком в денежной или натуральной форме, в случае изъятия указанного имущества для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, при изъятии у физического лица недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд ему предоставляется имущественный налоговый вычет в размере стоимости такого имущества.

При этом пунктом 7 статьи 220Кодекса установлено, что вышеуказанный имущественный вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

В соответствии с пунктом 1 статьи 229Кодекса налоговая декларация предоставляется не позднее 30 апреля года, следующего и истекшим налоговым периодом.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Доходы в виде суммы возмещения, полученной налогоплательщиком в результате изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд облагаются налогом на прибыль по общему порядку. Такой вывод содержится в письме ФНС России от 3 июля 2018 г. № СД-4-3/12727@ "О налогообложении доходов в виде сумм возмещения, выплачиваемых при изъятии земельных участков в государственную (муниципальную) собственность". По мнению Минфина России, на которое ссылается ведомство, средства, выплачиваемые налогоплательщику в виде возмещения за изымаемый земельный участок, в том числе компенсация упущенной выгоды, погашение убытка, полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Так как такие доходы не поименованы в ст. 251 Налогового кодекса, в которой определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Финансисты отметили, что перечень, содержащийся в этой статье, исчерпывающий, а следовательно, не подлежит расширению (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 февраля 2016 г. № 03-07-11/8736 "Об НДС и налоге на прибыль при получении компенсации за изъятие части земельного участка и компенсации расходов на ликвидацию ОС"). Аналогичный вывод содержится и в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 апреля 2018 № 03-03-06/1/23095 "О налоге на прибыль при изъятии земельного участка путем его выкупа для государственных и муниципальных нужд".

В каком налоговом периоде должна применяться новая кадастровая стоимость земельного участка, если изменения в части установления кадастровой стоимости равной рыночной стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости в течение налогового периода на основании решения суда? Узнайте из материала "Налоговая база по земельному налогу" в "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Однако ФНС России указала, что налоговые органы в первую очередь должны руководствоваться решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации со дня их официального размещения.

При изъятии земельного участка для госнужд, НДФЛ с доходов платить не придется

Минфин России разъяснил, что при изъятии у физлица имущества для государственных или муниципальных нужд размер имущественного налогового вычета по НДФЛ составит сумму выкупной стоимости земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Соответственно, налоговая база будет равна нулю (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 января 2017 г. № 03-04-05/1075).

Напомним, что убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме. В том числе, компенсирована должна быть и упущенная выгода (подп. 4 п. 1 ст. 57 Земельного кодекса). Порядок возмещения убытков предусмотрен гражданским законодательством (ст. 62 Земельного кодекса).

В свою очередь под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Кроме того, к убыткам относится утрата или повреждение имущества, то есть реальный ущерб, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено – упущенная выгода (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса).

При этом освобождаются от уплаты НДФЛ только компенсационные выплаты в случае возмещения реального ущерба (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса). Тогда как возмещение упущенной выгоды – это, по сути, компенсация неполученных доходов физлица. В данном случае НДФЛ должен взиматься в общеустановленном порядке.

Вместе с тем, при изъятии земельного участка либо иного имущества для государственных или муниципальных нужд собственник получает право на имущественный налоговый вычет в размере выкупной стоимости данного имущества (подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Выкупная стоимость имущества включает в себя рыночную стоимость имущества, а также убытки, причиненные владельцу в связи с его изъятием (п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса).

Соответственно, при исчислении НДФЛ доходы, полученные владельцем изъятого имущества, будут равны размеру имущественного вычета, а налоговая база равна нулю (абз. 3 п. 3 ст. 210 НК РФ).

Добавим также, что имущественный налоговый вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком декларации в налоговые органы по окончании налогового периода (п. 7 ст. 220 НК РФ).

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

2.1. В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется перенос инженерных сооружений, в размер возмещения не включается рыночная стоимость указанных сооружений. В этом случае при определении размера возмещения в него включаются:

1) стоимость работ по реконструкции инженерных сооружений и расходы, связанные с размещением таких сооружений (в том числе плата за сервитут, публичный сервитут), за исключением случая выполнения работ по реконструкции инженерных сооружений за счет лица, на основании ходатайства которого принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

2) иные убытки, предусмотренные настоящей статьей.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

3. При определении размера возмещения при изъятии земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, рыночная стоимость подлежащих прекращению прав на такие земельные участки устанавливается с учетом следующих особенностей:

1) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка на установленный законом предельный (максимальный) срок, а в случае отсутствия установленного законом предельного (максимального) срока - на сорок девять лет;

2) в случае прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, предоставленным гражданину или имеющей право на бесплатное предоставление в собственность изымаемого земельного участка организации, рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка;

3) в случае досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды земельного участка до истечения срока действия указанных договоров.

4. В целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав).

5. В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения.

Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.

6. В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств.

7. Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости.

8. При определении размера возмещения не подлежат учету:

1) объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемом земельном участке, и неотделимые улучшения данных объектов (в том числе в результате реконструкции), произведенные вопреки его разрешенному использованию, а также вопреки условиям договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком;

2) неотделимые улучшения земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества, произведенные после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением неотделимых улучшений, произведенных в целях обеспечения безопасности такого недвижимого имущества в процессе его использования (эксплуатации), предотвращения пожаров, аварий, стихийных бедствий, иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, либо в целях устранения их последствий, а также в результате реконструкции на основании выданного до указанного уведомления разрешения на строительство;

3) объекты недвижимого имущества, строительство которых осуществлено после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если это строительство осуществлялось на основании ранее выданного разрешения на строительство;

4) объекты недвижимого имущества, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство и строительство которых начато после уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии;

5) сделки, заключенные правообладателем изымаемой недвижимости после его уведомления о принятом решении об изъятии, если данные сделки влекут за собой увеличение размера убытков, подлежащих включению в размер возмещения за изымаемый земельный участок.

9. Размер возмещения за принадлежащий нескольким лицам на праве общей собственности изымаемый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимого имущества определяется пропорционально долям в праве общей собственности на такое имущество.

10. Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Письмо Федеральной налоговой службы от 11.07.2017 г. № СД-4-3/13419@ “О налогообложении доходов в виде сумм возмещения, выплачиваемых при изъятии земельных участков в государственную (муниципальную) собственность”

Минфин России указал, что средства, полученные в качестве возмещения за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются при налогообложении прибыли.

Налоговым органам следует принимать во внимание сложившуюся судебную практику.

Письмо Федеральной налоговой службы

от 11 июля 2017 г. № СД-4-3/13419@

“О налогообложении доходов в виде сумм возмещения, выплачиваемых при изъятии земельных участков в государственную (муниципальную) собственность”

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо Казенного бюджетного профессионального образовательного учреждения Калужской области по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций доходов в виде сумм возмещения, полученных налогоплательщиком в результате изъятия земельных участков для государственных нужд Калужской области, сообщает следующее.

В статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Данный перечень доходов является исчерпывающим.

Согласно позиции Минфина России и ФНС России (письма Минфина России от 17.02.2016 № 03-07-11/8736, от 28.04.2014 № 03-03-06/1/19742, от 11.07.2012 № 03-03-06/1/334, от 25.08.2010 № 03-03-06/1/567 и др; ФНС России от 19.03.2010 № 3-1-11/192@), средства, полученные в качестве возмещения за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 Кодекса не поименованы, в связи с чем они подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке.

Вместе с тем в письме Минфина России от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571, доведенном до налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097@, указано, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети «Интернет» либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Пунктом 61.9 главы 12 «Регламента арбитражных судов Российской Федерации»*, утвержденного постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 № 7, предусмотрено, что со дня размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное постановление, для арбитражных судов считается определенной.

Учитывая вышеизложенное при рассмотрении вопроса о налогообложении налогом на прибыль доходов в виде суммы возмещения, полученной налогоплательщиком в результате изъятия земельного участка для государственных (муниципальных) нужд, налоговым органам следует принимать во внимание сложившуюся судебную практику.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса Д.С. Сатин

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: