Является ли судья конституционного суда государственным служащим

Обновлено: 24.04.2024

Являются ли районные судьи государственными служащими? На сновании какого закона?

Ответы на вопрос:

Судьи всех судов и всех уровней не являются государственными служащими. Это лица, замещающие государственные должности Российской Федерации.

Закон от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

УТВЕРЖДЕН приказом Судебного департамента

при Верховном Суде Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 79

14. Гражданские служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

УКАЗом ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ И МИРОВЫХ СУДЕЙ В РФИИ НЕТ!

Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574

"О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы"

(Р 200505945 Р 202106021

ОПУБЛИКОВАНО: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 02.01.2006, N 1, СТ. 118

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 12.01.2006, N 2, СТР. 10)

предусмотрены следующие должности: (Помощник судьи Конституционного Суда,, Советник судьи Конституционного Суда, Помощник судьи Верховного Суда, Советник судьи Верховного Суда, Помощник судьи),

иные лица, такие как “федеральный судья”, “мировой судья” в Российской Федерации, Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, не предусмотрены.

В СООТВЕТСТВИИ, С КОТОРЫМ ЛИЦА “ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СУДЬЯ” И “МИРОВОЙ СУДЬЯ” ЯВЛЯЮТСЯ – ГРАЖДАНСКИМИ СЛУЖАЩИМИ.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в аппарат федерального суда общей юрисдикции (далее - суд) или управление (отдел) Судебного департамента в субъекте Российской Федерации (далее - управление (отдел) Судебного департамента),

9. Основные принципы служебного поведения гражданских служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на гражданской службе.

14. Гражданские служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность гражданской службы и исполнении должностных обязанностей гражданский служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.

Может ли мировым судьёй стать человек из бизнеса , на которого зарегестрировано большое кол-во имущества , недвижимости , доли в Юр лицах и т.д. ?

Может. Ограничений нет. Все ограничения указаны в законе.

3. Судья не вправе:
1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;
2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;
3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;
5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей — председателя соответствующего районного суда, для председателей судов — президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов — президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
5.1) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;
7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;
8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;
10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Может ли мировым судьёй стать человек из бизнеса, на которого зарегестрировано большое кол-во имущества, недвижимости, доли в Юр лицах и т.д.?
Никос

Если у него есть юридическое образование, то может, колличество имущества не является препятствием для этого

Может ли мировым судьёй стать человек из бизнеса, на которого зарегестрировано большое кол-во имущества, недвижимости, доли в Юр лицах и т.д.?
Никос

Да, может. Правда с приобретением статуса судьи он должен выйти из состава участников юр.лиц.

Согласно. ст. 5 ФЗ "«О мировых судьях в Российской Федерации»

К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

В ст. 4 названного закона указано, что

1. Судьей может быть гражданин Российской Федерации:
1) имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
4. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

3. Судья не вправе:

1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;
2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;
3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;
5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия председателя соответствующего суда (для мировых судей — председателя соответствующего районного суда, для председателей судов — президиумов соответствующих судов, а в случае отсутствия таких президиумов — президиумов вышестоящих судов). При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
5.1) открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;
7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;
8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;
10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
11) принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Подскажите пожалуйста, меня интересуют судебные органы и Правительство (области), относятся ли они к федеральной государственной гражданской службе?

Добрый день, Андрей!

Отвечая на Ваш вопрос, могу пояснить следующее.

Основы государственной гражданской службы Российской Федерации регулируются главой 2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ. А также более подробно интересующие Вас должности, Вы можете уточнить в Указе Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 08.02.2019) «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы».

Огромное спасибо Вам. Нашёл всё, что нужно.

Была рада Вам помочь!

мой сосед, которому исполняется 52 года не работает, не может трудоустроиться по своей специальности, он юрист по образованию. У него три года службы в ВМФ РФ, семь лет службы в органах внутренних дел и 17 лет стаж государственной гражданской службы. Может ли он получить пенсию?

Как быть если суд в решении суда допустил ошибку в предмете иска ? Доверенное лицо продало на основании доверенности мою квартиру и денежные средства не отдало и в доверенности отсутствует право распоряжаться доверенным лицом данными денежными средства которые оно получит с продажи моей квартиры . По причине этого я ранее обращался в суд о взыскании с доверенного лица суммы неосновательного обогащения и уплате процентов за пользование чужими средствами ,но я истец не явился дважды на судебное заседание и данный иск был оставлен без рассмотрения. Не явился я на судебное заседание по причине того что у меня закрались сомнения что ответчик мог потратить данные денежные средства и впоследствии обанкротить данный долг ,поэтому я обратился в полицию для выяснения обстоятельств и собирается ли доверенное лицо отдавать мне денежные средства которые им были получены с продажи моей квартиры ,но полиция вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела -где было указано что доверенное лицо данные денежные средства потратило на свои нужды .После этого я обратился в суд для взыскании с доверенного лица суммы компенсации имущественного вреда и уплате им упущенной выгоды в виде взыскание с него на основании статьи 395 гк рф процентов ,прежде я написал в суд заявление о зачете госпошлины в новый иск к тому же ответчику ,по тому же основанию ,но о другом предмете по причине вновь открывшихся обстоятельств и суд принял данный иск . После чего в ходе заочного судебного заседания без явки ответчика -судья и я в том числе -вели речь о компенсации ответчиком имущественного вреда и уплате ответчиком упущенной выгоды и спустя несколько часов времени я явился в суд для оглашения судьей резолютивной части решения суда . В оглашении резолютивной части решения суда -судья сказал взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения ,процентов за пользование чужими деньгами ,судебных расходов -то есть он не сказал что отказано во взыскании имущественного вреда и уплате упущенной выгоды - а именно просто он скорей всего нарочно ошибся . Помимо этого в определении о принятии данного искового заявления к производству -было написано также что я обратился за взыскании с ответчика неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими деньгами ,но я сразу же подал заявление в суд чтобы мне выдали правильно определение -при этом приложив к данному заявлению -определение об оставлении старого иска без рассмотрения по причине не явки мной истцом дважды на судебное заседание -но мое заявление было проигнорировано -только лишь с суда позвонили и сказали мол все хорошо и ничего страшного что ошиблись. И как быть после этого -если суд ошибся (возможно нарочно) в решении суда в предмете иска и ошибся (возможно нарочно) в требованиях истца ? Подавать апелляционную жалобу или заявление об исправление описки (ошибки) ? хотя не понятно является ли это опиской или ошибкой ? А также как мне быть и что мне делать -если в мотивированном решении суда будет та же ошибка ?

Студент Федоров обучается на филологическом факультете Ростовского государственного университета по специальности журналистика. В этом году он заканчивает университет и желает попасть в кадровый резерв государственной гражданской службы Ростовской области, не имея опыта работы по специальности.

Я пишу диплом по теме правового статуса работников суда. Подскажите, почему судьи нет в Указе Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 (ред. от 30.07.2020) "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" нет судьи в реестре? Является ли судья гос служащим? Напишите пожалуйста с ссылкой на закон.

Добрый день. Я устроилась на Государственную гражданскую службу на временную ставку, сейчас я нахожусь на испытательном сроке. Мне не понравилось, 15.03 я написала заявление по собственному желанию и отнесла на подпись начальнику, она подписала. Позже она подошла и сказала, что нужно написать заявление от 16.03 и с просьбой уволить 21 числом. Я написала. Сегодня пятница, я заполнила обходной лист, она в нем расписалась. 21 числа на последний день отработки я выйти не могу, начальница говорит выйти, но я не могу по семейным обстоятельствам. Что будет с юридической точки зрения, если я не выйду на последний день отработки?

в Российской Федерации"

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ СУДЬИ И ОБ ИМУЩЕСТВЕ,

ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ ЕМУ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, ОБЩЕРОССИЙСКИМ

СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Настоящий Порядок определяет обязанности судов, возникающие в связи с обращениями общероссийских средств массовой информации о предоставлении для опубликования сведений о доходах судьи и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

2. Обращение общероссийского средства массовой информации о предоставлении сведений о доходах судьи и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (далее - обращение), направленное в письменном виде в адрес Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в семидневный срок со дня получения направляется для исполнения в соответствующий суд.

Обращение, не содержащее указания на цель опубликования запрашиваемых сведений и обязательства общероссийского средства массовой информации об опубликовании запрашиваемых сведений в полном объеме в ближайшем номере либо в семидневный срок со дня их получения, не рассматривается и подлежит возврату.

3. Председатель соответствующего суда при получении обращения, отвечающего требованиям пункта 2 настоящего Порядка, в семидневный срок сообщает об обращении судье, в отношении которого поступило обращение, и в тридцатидневный срок обеспечивает предоставление общероссийскому средству массовой информации следующих сведений о доходах судьи и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности:

1) перечень объектов недвижимого имущества, принадлежащих судье на праве собственности или находящихся в его пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

2) количество транспортных средств, принадлежащих судье на праве собственности;

3) декларированный годовой доход.

4. Сведения, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, предоставляются на основании данных, имеющихся в соответствующем суде на дату получения обращения.

5. В случае, если будет установлено, что опубликование запрашиваемых сведений о доходах судьи и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, может оказать давление на данного судью при рассмотрении им конкретного дела и приведет к умалению его независимости при осуществлении правосудия, общероссийскому средству массовой информации в письменном виде направляется мотивированный отказ в предоставлении запрашиваемых сведений.

6. В предоставляемых сведениях запрещается указывать:

1) иные данные о доходах судьи и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, кроме указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

2) данные о супруге, детях и об иных членах семьи судьи;

3) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации судьи, а также его супруга (супруги), детей и иных членов семьи;

4) данные, позволяющие определить места нахождения объектов недвижимого имущества, принадлежащих судье на праве собственности или находящихся в его пользовании;

5) сведения, отнесенные к государственной тайне или являющиеся конфиденциальными.

7. В случае, если обращение поступило в отношении судьи, сведения о доходах и об имуществе которого за отчетный период были ранее предоставлены для опубликования общероссийскому средству массовой информации в соответствии с настоящим Порядком, указанные сведения не предоставляются, а заявителю в семидневный срок сообщается, какому общероссийскому средству массовой информации были ранее предоставлены эти сведения.

8. Должностные лица судов несут дисциплинарную ответственность (вплоть до увольнения) за несоблюдение настоящего Порядка, а также предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение сведений, отнесенных к государственной тайне или являющихся конфиденциальными.".

115-ФЗ обязывает компании тщательно изучать клиентов, которые занимают государственные должности. Их называют публичными должностными лицами. Разбираемся, что делать, если потенциальный клиент оказался ПДЛ, и можно ли принять его на обслуживание.

  • Кто такие публичные должностные лица: определение
  • Какие законы регулируют ПДЛ
  • Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ)
  • Должностное лицо публичной международной организации (ДЛПМО)
  • Российские публичные должностные лица (РПДЛ)
  • Перечень публичных должностных лиц
  • Требования 115-ФЗ по работе с публичными должностными лицами
  • Что будет, если не выявлять публичных должностных лиц

Кто такие публичные должностные лица: определение

Публичное должностное лицо (ПДЛ) — это человек, у которого есть властные полномочия. Он занимает должность в законодательном, исполнительном, судебном или административном органе и выполняет государственные функции. Также к ПДЛ относятся руководители государственных предприятий или компаний с публичными целями. При этом неважно, избрали человека на должность голосованием или назначили, платят ему за работу или нет. Однако важен уровень служащего: должности среднего и низшего звена к ПДЛ не относятся. Так, в России публичными должностными лицами считаются депутат Госдумы, министр, судья Верховного суда, генеральный прокурор и другие.

К ПДЛ относятся не только физлица, которые непосредственно занимают должности в госорганах, но и связанные с ними люди. В России это супруги и близкие родственники: родители, дети, бабушки и дедушки, внуки, братья и сестры, усыновители и усыновленные. Государство в зависимости от культурных особенностей может расширить этот круг и включить в него сожителей ПДЛ, коллег, деловых партнеров, однопартийцев.

Чтобы публичные должностные лица не могли воспользоваться своим положением в преступных целях, компании — субъекты 115-ФЗ должны уделять им особое внимание, отслеживать все операции и устанавливать источники капитала.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Какие законы регулируют ПДЛ

Вопросы сотрудничества с публичными должностными лицами регулируют акты двух уровней: международного и государственного. К международному относятся:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003. . Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) — международная организация, которая разрабатывает правила по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов, а также следит, чтобы нормы стран-участниц соответствовали стандартам.

К государственному уровню относятся:

В каждой стране перечень должностей, которые относятся к ПДЛ, будет разным. Это связано с тем, что системы государственных органов отличаются друг от друга. Например, в Великобритании законы принимает парламент, который состоит из палаты лордов и палаты общин. А в Южной Корее правовые акты издает Национальное собрание, в котором палата всего одна. Законодательные органы Южной Кореи и Великобритании работают по-разному, порядок избрания членов у каждого свой. Но поскольку должностные лица обоих органов выполняют государственную функцию — принимают законы, их относят к ПДЛ.

Кто является публичными должностными лицами в России, закреплено в 115-ФЗ. В пп. 1 п. 1 статьи 7.3 115-ФЗ выделены три группы ПДЛ:

  • иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ);
  • должностные лица публичных международных организаций (ДЛПМО);
  • российские публичные должностные лица (РПДЛ).

Разберем каждую категорию публичных должностных лиц более подробно.

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ)

Иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ) — это физлицо, которое занимает государственный пост или выполняет публичную функцию в иностранном государстве. Человек считается ИПДЛ, если замещает одну из должностей (п. 1 раздела II Методических рекомендаций):

  • глава государства или правительства (например, президент Франции, король Испании, канцлер Германии);
  • министр и его заместитель, высокий чиновник правительства;
  • руководитель высшего суда (например, Конституционного суда, Верховного суда);
  • прокурор и его заместители;
  • верховный главнокомандующий и другие военные начальники;
  • руководитель национального банка;
  • посол;
  • директор госкорпорации;
  • член парламента.

Перечень открыт. Его могут дополнить и другие должности в зависимости от структуры госорганов в стране.

ИПДЛ — клиенты с наиболее высоким риском, о них сложно выявить информацию, особенно на начальном этапе сотрудничества. ФАТФ рекомендует тщательно проверять таких клиентов и их операции.

Должностное лицо публичной международной организации (ДЛПМО)

Международная организация — это форма объединения нескольких стран для достижения общей цели. Государства собираются вместе, чтобы решать задачи, с которыми в одиночку разобраться сложно: интернациональная преступность, глобальное потепление, голод.

Должностное лицо публичной международной организации (ДЛПМО) — человек, который управляет международной организацией или выполняет другие важные функции. В группу ДЛПМО входят руководители и заместители:

  • ООН, Международного суда ООН;
  • Всемирного банка;
  • Международного валютного фонда;
  • Еврокомиссии, Европарламента, ЕСПЧ;
  • ОПЕК;
  • Международной организации труда;
  • ВОЗ;
  • МОК.

Все международные организации, перечисленные выше, — универсальные, то есть в них может вступить любая страна. Еще бывают региональные, в которые объединяются государства только определенного региона, например Лига арабских государств, ОДКБ, ОБСЕ. Лидеров региональных международных организаций тоже можно отнести к ДЛПМО.

Российские публичные должностные лица (РПДЛ)

Российские публичные должностные лица, как и ИПДЛ, занимают посты в госорганах или выполняют публичные функции, но только в России. К РДПЛ относятся:

  • президент;
  • глава правительства (премьер-министр), его заместители;
  • министры;
  • председатель, его заместители, члены комиссии Совета Федерации;
  • председатель, заместитель, руководитель фракции, член комиссии Госдумы;
  • судьи Конституционного и Верховного судов;
  • генпрокурор;
  • секретарь Совбеза и его заместитель;
  • председатель Следственного комитета;
  • уполномоченный по правам человека;
  • председатель, заместители и аудиторы Счетной палаты;
  • председатель, его заместители, члены совета директоров ЦБ РФ;
  • председатель и члены ЦИК;
  • судьи областных, районных, арбитражных судов;
  • губернаторы субъектов РФ.

Эти должности перечислены в Указе Президента Российской Федерации от 11.01.1995 № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Перечень публичных должностных лиц

Собрали в одну таблицу список лиц, которые считаются публичными должностными лицами по статье 7.3 115-ФЗ.

  • Президент;
  • глава правительства, его заместители;
  • министры;
  • председатель, его заместители, члены комиссии Совета Федерации;
  • председатель, заместитель, руководитель фракции, член комиссии Госдумы;
  • судьи Конституционного и Верховного судов;
  • генпрокурор;
  • секретарь Совбеза и его заместитель;
  • председатель Следственного комитета;
  • уполномоченный по правам человека;
  • председатель, заместители и аудиторы Счетной палаты;
  • председатель, его заместители, члены совета директоров ЦБ РФ;
  • председатель и члены ЦИК;
  • судьи областных, районных, арбитражных судов;
  • губернаторы субъектов РФ
  • Глава государства и правительства;
  • министр и его заместитель, высокий чиновник правительства;
  • руководитель высшего суда: Конституционного суда, Верховного суда;
  • прокурор и его заместители;
  • верховный главнокомандующий и другие военные начальники;
  • руководитель Национального банка;
  • посол;
  • директор госкорпорации;
  • член парламента
  • ООН, Международного суда ООН;
  • Всемирного банка;
  • Международного валютного фонда;
  • Еврокомиссии, Европарламента, ЕСПЧ;
  • ОПЕК;
  • Международной организации труда;
  • ВОЗ;
  • МОК

Требования 115-ФЗ по работе с публичными должностными лицами

115-ФЗ устанавливает особые правила по работе с публичными должностными лицами. Все организации — субъекты 115-ФЗ при работе с клиентами — публичными должностными лицами должны (п. 1 ст. 7.3 115-ФЗ):

  • Выявлять ПДЛ среди новых и уже существующих клиентов в процессе идентификации. Для этого клиента просят заполнить анкету, где спрашивают о статусе ПДЛ. В ходе беседы информацию уточняют. А затем проверяют данные по открытым источникам: официальным сайтам органов и организаций, коммерческим информационным базам. Например, по таким как Контур.Призма. Данные о публичных должностных лицах нужно постоянно обновлять.
  • Принимать на обслуживание ИПДЛ только по письменному разрешению руководителя.
  • Тщательно изучать операции ИПДЛ, если есть сомнения в их законности.
  • Определять источник происхождения капитала ИПДЛ.
  • Сообщать о подозрительных операциях с участием ПДЛ в Росфинмониторинг. Срок — три рабочих дня.

Разберем на примере. Два человека обратились в агентство недвижимости, чтобы оформить сделку по купле-продажи квартиры. Цена недвижимости была в разы ниже рыночной, а покупатель оказался публичным должностным лицом. Сотруднику финмониторинга агентства недвижимости необходимо уделить повышенное внимание сделке и разобраться, почему цена ниже рыночной. Возможно, квартира дается публичному должностному лицу в виде взятки.

При проведении идентификации физлица в Контур.Призме вы увидите, если человек относится к РПДЛ. Данные отобразятся в блоке «Нахождение в списках». Сервис покажет:

  • ФИО публичного должного лица;
  • дату рождения (у некоторых лиц);
  • должность;
  • дату назначения;
  • реквизиты приказа.

Проверка физлиц. Блок Нахождение в списках.

Проверка физлиц. Блок Нахождение в списках.

В ходе идентификации юридического лица Призма также проверит, есть ли в списках РПДЛ бенефициар, учредитель или руководитель компании.

Что будет, если не выявлять публичных должностных лиц

Если субъект 115-ФЗ не выявляет среди клиентов ПДЛ и не сообщает в Росфинмониторинг о подозрительных операциях с их участием, организацию могут привлечь к ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП. Компании грозит штраф от 50 до 100 тысяч рублей, а сотруднику, который отвечает за внутренний контроль, — от 10 до 30 тысяч.

Ваша организация — субъект 115-ФЗ? Попробуйте бесплатно все возможности Контур.Призмы

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: