Является ли служба судебных приставов государственной службой

Обновлено: 24.04.2024

1) пункт 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:

"2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

"Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!"

Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.";

2) в пункте 5 статьи 4 слова "руководителем Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации (далее - главный судебный пристав Российской Федерации)" заменить словами "главным судебным приставом Российской Федерации";

а) абзац четвертый дополнить словами ", а также определяет порядок организации деятельности судебных приставов в этой области";

б) абзац седьмой изложить в следующей редакции:

"определяет тактику проведения исполнительно-разыскных действий, осуществляет контроль за деятельностью должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, осуществляющих розыск должника, его имущества или розыск ребенка;";

в) дополнить новыми абзацами восьмым и девятым следующего содержания:

"устанавливает порядок служебных взаимоотношений судебных приставов и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и их служебной дисциплины с учетом особенностей прохождения государственной службы, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;";

г) абзацы восьмой - четырнадцатый считать соответственно абзацами десятым - шестнадцатым;

а) дополнить новым абзацем шестым следующего содержания:

"при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;";

б) абзацы шестой - одиннадцатый считать соответственно абзацами седьмым - двенадцатым;

а) в абзаце седьмом слова "подразделения судебных приставов" заменить словами "Федеральной службы судебных приставов";

б) дополнить новым абзацем четырнадцатым следующего содержания:

"при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия;";

в) абзац четырнадцатый считать абзацем пятнадцатым;

а) дополнить новым абзацем восьмым следующего содержания:

"осуществлять охрану зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов;";

б) абзацы восьмой - одиннадцатый считать соответственно абзацами девятым - двенадцатым;

в) дополнить новым абзацем тринадцатым следующего содержания:

г) абзацы двенадцатый - семнадцатый считать соответственно абзацами четырнадцатым - девятнадцатым;

абзац восьмой изложить в следующей редакции:

"осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;";

дополнить абзацем следующего содержания:

дополнить новым абзацем тринадцатым следующего содержания:

"при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта розыска гражданина - ответчика по гражданскому делу проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;";

абзацы тринадцатый и четырнадцатый считать соответственно абзацами четырнадцатым и пятнадцатым;

а) слова "Судебный пристав" заменить словами "1. Судебный пристав";

б) дополнить пунктами 2 и 3 следующего содержания:

"2. Судебный пристав обязан не разглашать сведения, составляющие личную и семейную тайну.

3. Судебный пристав обязан не допускать совершение исполнительных действий для достижения целей и решения задач, не предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.";

9) в пункте 3 статьи 14 слова "на электронном носителе" заменить словами "в форме электронного документа";

а) в абзаце втором слова "и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях" заменить словами ", свидетелей и находящихся в судебных помещениях граждан, а также на должностных лиц Федеральной службы судебных приставов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей";

б) дополнить абзацем следующего содержания:

"препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальные учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства и до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, когда указанные лица своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим.";

11) абзац четвертый пункта 1 статьи 18 дополнить словами ", а также на здания, помещения Федеральной службы судебных приставов".

Судебные приставы в России стали госслужащими, или О новой силовой структуре

Данный закон, с 1 января 2020 г. претерпел значительные изменения в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. С 1 января Федеральная служба судебных приставов становится полноценной силовой структурой, а её сотрудники получат офицерские звания и соцпакет, как в других правоохранительных органах.

Последствия

При этом усиливаются и требования к самим судебным приставам. Думается, что гражданскому обществу будет интересно узнать, что теперь фактически вводится персональная финансовая ответственность приставов за ошибки перед людьми. Если по вине судебного исполнителя человек понесёт потери, казна возместит по суду убытки, а потом взыщет деньги с виновного офицера.

Судебные приставы имеют полномочия, схожие с теми, что имеет полиция, однако до сих пор не было точной законодательной ясности, кем именно являются судебные приставы, их нельзя было назвать в чистом виде гражданскими служащими, тем не менее, они не являлись и военнослужащими. Не было у них и того статуса, которым обладают сотрудники правоохранительных структур: прокуратуры, полиции, Росгвардии и других.

Работу, которая возложена на приставов, могут делать только дисциплинированные профессионалы. Те, кто знает, умеет и отвечает за свои действия. Поэтому закон, с одной стороны, вводит привлекательный соцпакет (гарантии), чтобы достойные кадры приходили и оставались подольше на службе. С другой стороны, предусматриваются серьёзные ограничения. Например, судебным приставам нельзя будет иметь двойное гражданство. Не получат мундиры с погонами судимые. Кроме того, сотрудников ведомства регулярно будут проверять на алкоголь и наркотики.

Реформа затронет почти 62 тысячи человек. Денежное довольствие сотрудников ведомства будет увеличено. По расчетам экспертов, средний оклад судебных приставов в 2020 году вырастет с 49,1 тысячи рублей до 58,1 тысячи рублей. На рост окладов в ведомстве казна дополнительно выделит в новом году более 6,2 миллиарда рублей. Появится льготный возраст выхода на пенсию после 20-25 лет выслуги.

Прочитав такую цифру от эксперта, я был сильно удивлён, поскольку, большинство приставов в настоящее время не получает 49,1 тысячи рублей.

В связи с введением законом специальных званий сотрудникам данной системы, теперь с нами будут общаться люди в погонах от младшего сержанта внутренней службы до полковника внутренней службы.

В настоящее время управления ФССП многих регионов возглавляют государственные советники юстиции Российской Федерации 3 класса, что приравнивается к воинскому званию генерал-майора юстиции. Новый закон предусматривает для начальников управлений спецзвания полковников внутренней службы, за исключением руководителей крупнейших региональных подразделений ФССП – руководителей главных управлений ФССП по Краснодарскому и Красноярскому краям, Московской и Свердловской областям, по Москве и Санкт-Петербургу. В данных регионах главные управления будут возглавлять генерал-майоры внутренней службы. Обращает на себя внимание то, что остался обиженным один из регионов – город федерального значения Севастополь.

Руководителю Федеральной службы судебных приставов России Дмитрию Аристову президент РФ своим указом присвоил первое специальное звание генерал-полковника внутренней службы. Высшим званием для данной должности является генерал внутренней службы, что приравнивается к воинскому званию генерала армии.

Кстати. Аналогичное звание существовало до недавнего времени в Украине и присваивалось министру внутренних дел государства. В России такое спецзвание введено впервые.

Всем руководителям региональных управлений планируется присвоение звания полковника внутренней службы.

Обязанности ФССП

Хотелось бы образно сказать, что «силы» у ФССП и полномочий прибавится, а обязанностей – вряд ли. Как планирует руководство Федеральной службы судебных приставов (ФССП), в ближайшие годы предполагается ликвидировать очереди граждан на личный приём к судебным приставам. Для этого будет реализовано сразу несколько масштабных проектов, основной из которых – создание информационного суперсервиса. Такой сервис предполагает поэтапное внедрение новшеств в институт исполнения. Поэтому будут расширены объём и способы информирования сторон исполнительного производства, а также решены проблемы идентификации должника. Планируется перейти не только на электронный документооборот с судами, но и подключить к ФССП России более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются сторонами исполнительного производства (например, организации топливно-энергетического комплекса, ЖКХ, организации, осуществляющие перевозки, и другие).

Одним из ключевых мероприятий при реализации суперсервиса станет внедрение реестровой модели принудительного исполнения, ведение реестра исполнительных документов и отказ от оборота исполнительных документов как в бумажном, так и в электронном виде. Выдача на руки исполнительного документа в дальнейшем и направление в службу судебных приставов для исполнения органом, его выдавшим, будут исключены.

Внедрение реестра запланировано не ранее 2021 года. Однако в качестве прототипа реестра исполнительных производств уже рассматривается возможность введения упрощённого механизма для исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме. Как правило, это взыскание штрафов, не превышающих 3000 рублей. Предполагается, что эта категория исполнительных документов будет исполняться без возбуждения исполнительного производства за счёт электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счёта должника.

Как юрист, выскажу сомнение в пользе такого механизма. Бывают случаи, когда штрафы приходят людям, не совершившим правонарушение на дороге – за полного тёзку, либо за двойной регистрационный номер на автомобиле. Думается, что беготни нам предстоит больше, чем было раньше. Хотя, поживём – увидим.

ФССП РФ не существует, т.к. не создано !

Положения данного документа, касающиеся Федеральной службы судебных приставов, вступают в силу после вступления в силу соответствующих Федеральных законов (абзац 2 пункта 26 данного документа).

Федеральную службу судебных приставов, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

26. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:

Яндекс. Браузер с режимом Турбо: средство против медленного интернета

Кружок по интересам

ФССП РФ не существует, т.к. не создано!

1,2 тыс. дочитывание

1,2 тыс. дочитываний, 67%. Пользователи, дочитавшие до конца.

1,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.

9 марта 2004 года N 314

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СИСТЕМЕ И СТРУКТУРЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Положения данного документа, касающиеся Федеральной службы судебных приставов, вступают в силу после вступления в силу соответствующих Федеральных законов (абзац 2 пункта 26 данного документа).

Федеральную службу судебных приставов, передав ей функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

26. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением:

Таким образом из-за отсутствия закона вводящего с определенной даты в законную силу Положения Указа Президента о создании ФССП РФ по настоящий момент ФССП РФ является НЕ СОЗДАННОЙ, является ничтожной, требования и распоряжения ФССП РФ являются НИЧТОЖНЫМИ по определению! А следовательно ФССП РФ является организацией осуществляющей свою деятельность незаконно, самоуправно (ст.330 УК РФ), с присвоением полномочий (ст. 288 УК РФ), захватом власти и действиями по изменению Конституционного строя (ст.278 УК РФ), вымогательством (ст.161 УК РФ), мошенничеством введением в заблуждение (ст. 159 УК РФ), грабежом (ст. 161 УК РФ), государственной изменой финансированием иностранных организаций или их представителей в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации (ст. 275 УК РФ).

(ред. от 03.07.2016)

"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления"

а) в пункте 3 слова "министром юстиции Российской Федерации" заменить словами "Правительством Российской Федерации";

б) в пункте 4 слова "работников органов юстиции" исключить;

2) пункт 1 статьи 5 изложить в следующей редакции: "1. Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.";

3) статью 6 изложить в следующей редакции: "Статья 6. Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов

1. Руководитель федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (главный судебный пристав Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

2. Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных приставов определяется Президентом Российской Федерации.";

Федеральная служба судбеных приставов России образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти«. До её образования функции по обеспечению исполнения судебных актов и актов других органов были возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и находились в ведении Департамента судебных приставов, действовавшего на основании приказа Минюста России от 22.09.2000 № 276 «Об утверждении положения о Департаменте судебных приставов».

N 1316. Организация деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации определяется указанным Федеральным законом «О cудебных приставах» и федеральными конституционными законами об этих судах.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФССП России являются:

-обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

-организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);

-управление территориальными органами ФССП России (далее - территориальные органы).

-исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее - Федеральная служба судебных приставов);

-межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также Положением. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы. ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Основные полномочия Федеральной службы судебных приставов.

ФССП России осуществляет следующие полномочия:

-обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:

установленный порядок деятельности судов;

-осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

-примененяет меры принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа;

-проводит оценку и учет арестованного и изъятого имущества;

-организует в соответствии с законодательством Российской Федерации:

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации); участвует в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства; участвует в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

-проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию;

-создает и ведет в установленном порядке банки данных о возбуждении исполнительного производства:

-обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минюст России предложения по его совершенствованию;

-организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством Российской Федерации срок;

-осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов ФССП России;

-взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

-участвует в установленном порядке в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера, по вопросам, относящимся к компетенции ФССП России;

-осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

ФССП России в целях реализации своих полномочий имеет право:

-запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

-привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

-осуществлять функции государственного заказчика и организовывать капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов ФССП России, а также жилищное строительство;

-образовывать в установленном порядке самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совещательные и консультативные органы для рассмотрения вопросов, относящихся к установленной сфере деятельности;

-заключать гражданско-правовые договоры.

Возглавляет Федеральную службу судебных приставов Главный судебный пристав Российской Федерации. Руководитель Федеральной службы судебных приставов (главный судебный пристав Российской Федерации) назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы судебных приставов, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере деятельности этой службы.

Территориальные органы Федеральной службы судебных приставов возглавляют Главные судебные приставы субъектов.

Структурные подразделения Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта возглавляются старшимим судебными приставами

I. Общие положения

1. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.

(в ред. Указа Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

(см. текст в предыдущей редакции)

ФССП России подведомственна Минюсту России.

2. Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);

(в ред. Указа Президента РФ от 25.07.2014 N 529)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);

(в ред. Указа Президента РФ от 23.09.2011 N 1240)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) управление территориальными органами ФССП России (далее - территориальные органы);

4) ведение государственного реестра;

(пп. 4 введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

5) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.

(пп. 5 введен Указом Президента РФ от 15.12.2016 N 670)

3. ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

4. ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

5. ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: