Является ли кыргызстан правовым государством

Обновлено: 24.04.2024

Летом 2007 г. Кыргызстан предпринял важнейший шаг на пути практического осуществления принципа разделения властей, что выразилось в принятии парламентом решающих изменений в Уголовном процессуальном кодексе. При этом была принята и норма, согласно которой компетенция по принятию решения по применению мер пресечения, в частности решение о заключении под стражу, передано судьям районных/городских судов. До сих пор эта задача - в соответствии со старым советским правом - относилась к компетенции прокуратуры, т.е. не было речи о принятии подобного решения независимой инстанцией.

Планы по изменению закона в этом направлении существовали еще в 2003 - 2004 гг., однако по причине "революции тюльпанов" их осуществление было приостановлено.

В основу реформы порядка принятия решения о заключении под стражу в Кыргызстане были положены положения Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (ICCPR), в котором (ст. 9, ч. 3) записано, что каждый, кто будет задержан за наказуемые деяния и содержится под стражей, имеет право безотлагательно быть представленным судье или другому должностному лицу, уполномоченному осуществлять судебную власть. Предварительное заключение должно быть для подозреваемого лица не правилом, а исключением, однако его освобождение может ставиться в зависимость от представления гарантий явки на суд, явки на судебное разбирательство в любой другой его стадии и, в случае необходимости, явки для исполнения приговора. Каждому арестованному сообщаются при аресте причины его ареста и в срочном порядке сообщается любое предъявленное ему обвинение.

Каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относительно законности его задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно.

Парламент Кыргызстана, основываясь на этих положениях, сформулировал ст. 15 Конституции Кыргызской Республики, в которой закреплено, что каждое арестованное лицо должно быть незамедлительно, в течение 24 часов, быть представленным в суд, с целью принятия решения о его аресте. Соответствующее изменение было также внесено в Уголовный процессуальный кодекс.

С принятием этих важнейших конституциональных и законодательных изменений Кыргызстан не только приблизился к принципам международного сообщества, но и взял на себя роль пионера в числе стран Центральной Азии. Другие страны, как Узбекистан и Казахстан, между тем также уже вступили на путь осуществления этого принципа.

Этому шагу, сделанному законодателем Кыргызстана, следует уделить особое внимание, поскольку процедура заключения под стражу является перепутьем дорог между основным правом на свободу, а также провозглашенным в Конвенции о правах человека принципом презумпции невиновности, с одной стороны, и правом государства на проведение закона в качестве предпосылки для обеспечения существования правового государства, с другой стороны.

Успех любой реформы зависит, однако, от ее осуществления. Ключевая роль выпала в этом вопросе Центру по повышению квалификации судей, который должен был организовать учения для 210 судей со всей страны, которые были поставлены перед совершенно новой задачей. Суды должны были не только обеспечить организационное выполнение задачи, но и подготовить судей как таковых для выполнения своих функций в соответствии с новыми нормами. Поскольку выполнение этой задачи превосходило возможности учебного центра как в организационном, так и в финансовом отношении, были проведены три этапа учебных мероприятий при поддержке посольства США, ABA (Американская ассоциация адвокатов) и GTZ (Немецкое общество по техническому сотрудничеству). В ведущей группе были судья Верховного Суда Кыргызстана, который в свое время также активно работал над разработкой изменений в законе, а также американский, немецкий и российский судьи.

Во время проведения семинаров между киргизским судьей и его иностранными коллегами часто проходили интересные дискуссии по поводу разных вопросов представляемых ими уголовно-правовых систем. Так, например, стоит упомянуть, что в Германии уголовный процесс не является процессом сторон, он представляет собой инквизиторское разбирательство, при котором руководителем дознания является прокуратура; она же ответственна за сбор доказательств как против, так и в пользу подозреваемого. Прокуратура и суд должны руководствоваться принципом исследования материальной правды. В противоположность этому уже с некоторого времени в Кыргызстане ввели - на примере англо-американского права - адверсиальный (состязательный) процесс в качестве процессуального принципа. Выражением этого принципа является, например, то положение, что в Кыргызстане из соображений равенства при принятии решения о заключении под стражу обязательно должен присутствовать защитник, в то время как в Германии защитник может присутствовать в любое время по желанию обвиняемого, однако не существует обязанности его присутствия.

Наиболее выраженным различием между кыргызстанским правом взятия под стражу и уголовным процессуальным правом других стран является тот факт, что закон в Кыргызстане не предусматривает проверки подозрения в деянии при принятии решения о заключении под стражу. В уголовном процессуальном законодательстве других стран этот момент является обязательной и основной частью контрольной функции судьи. Судья из Верховного Суда Кыргызстана часто подчеркивал во время семинаров, что такое положение является однозначным желанием законодателя. Аргументом для подобного регулирования являлось соображение, что судья при проверке подозрения стал бы одновременно проверять вопрос вины. Установление вины судьей в данном случае, однако, явилось бы противоречием принципу презумпции невиновности. Эти аргументы не смогли все же убедить иностранных коллег, поскольку они не видели факта установления наличия вины в проверке обоснованности подозрения, тем более что решение о заключении под стражу представляет собой лишь предварительное решение, которое принимается в соответствии с состоянием дознания на этот момент. Завязалась живая дискуссия о том, что наказание, с одной стороны, может быть обосновано только виновностью и поэтому, прежде чем в судебном порядке будет установлена вина и приговор войдет в законную силу, о наказании не может быть речи, с другой же стороны, должно быть обеспечено действие и осуществление уголовного процесса и тем самым действие закона.

В Кыргызстане судья, принимающий решение о заключении под стражу, проверяет только лишь законность задержания, а также то, предусмотрено ли для деяния, в котором подозревается лицо, наказание лишением свободы сроком до трех лет. В этом случае могут быть приняты более мягкие меры пресечения, как, например, домашний арест или освобождение под залог. Другой, интересной, по крайней мере с точки зрения немецкого юриста, особенностью является то, что заявка на принятие постановления о заключении под стражу может быть сделана и следователем. По немецкому праву, согласно которому руководителем следственного процесса является прокуратура, только она и является правомочной запрашивать принятия постановления о заключении под стражу. По законодательству Кыргызстана возможна ситуация - по крайней мере теоретически - что следователь поставит заявление о принятии постановления о заключении под стражу, которое потом при устном разбирательстве в суде не будет поддержано прокуратурой. Также острая дискуссия состоялась по вопросу о том, должен ли суд в подобном случае, если прокуратура отзовет заявление с требованием принятия постановления о заключении под стражу, тем не менее принять решение. Для США и Германии ответ на этот вопрос однозначно отрицательный. В случае отзыва заявления у суда не остается никаких контрольных компетенций. В Кыргызстане же - так же как и в России - суд должен принять решение даже в случае отзыва заявления. Это обосновывается тем, что согласно догматике закона в любом случае должно быть принято решение о законности задержания, а также об освобождении обвиняемого.

Интенсивные дискуссии проводились также по вопросу о том, что судья, принимающий постановление о заключении под стражу, должен в течение всего двух часов назначить заслушивание обвиняемого, провести его и принять решение. Это может привести к проблемам еще и потому, что по закону необходимо присутствие защитника. Хотя постановление должно быть принято и после истечения срока, однако в подобных случаях возможно возникновение требований возмещения ущерба со стороны задержанного. Данный срок представляется нам нереалистичным и не имеющим оправдывающего себя смысла, поскольку можно исходить из того, что защитники будут стараться затянуть заслушивание за рамки двухчасового срока. В результате этого регулирования создается основание для постоянных нападок на суд.

Далее состоялось два семинара, в которых принимали участие не только судьи, но и прокуроры и защитники. Были разыграны уже решенные в первой инстанции судебные казусы, которые затем подвергались анализу как с материально-правовой, так и с процессуальной точки зрения.

Бросался в глаза тот факт, что во время обсуждений в подготовительных группах участники все-таки косвенно проверяли подозрение. Поскольку это не предусмотрено законом, мы пытались учесть эти соображения в рамках проверки законности задержания.

Перед судьями Кыргызстана поставлены новые задачи в связи с новыми требованиями в отношении судебной власти. В то же время на фоне реформ ряд представителей из судейского состава были против расширения судейских полномочий. Эта позиция, с учетом существующего дисциплинарного права, вполне понятна. Поскольку если, например, судья примет решение, которое будет оценено как неправильное (если, к примеру, дисциплинарный суд проведет другое толкование соответствующей статьи Уголовного кодекса, в результате чего возникнут другие результаты для обвиняемого (например, его освобождение из-за ненаказуемости или его освобождение под залог из-за незначительного срока наказания)), то против соответствующего судьи может быть начато дисциплинарное производство. Оно может завершиться - в худшем случае - увольнением судьи. При существующих условиях, однако, довольно просто принять неправильное решение. Оснащение судов и органов дознания оставляет желать лучшего, поэтому предварительное расследование часто не проводится на достаточном уровне, а требования закона высоки, как, например, названное выше требование принятия решения в двухчасовый срок. На этом фоне принятие законного решения судьей является нелегкой задачей, тем более что решение судьи подвергается оценке на более позднем этапе - либо после завершения дознания, либо после завершения самого уголовного процесса. Во время дискуссий западные юристы неоднократно указывали на то, что принятие постановления о заключении под стражу во всех уголовно-правовых системах представляет собой предварительное решение, которое принимается на основании представленных к моменту заслушивания фактов. Они могут измениться в процессе расследования и вследствие этого существующие вначале факты могут представиться в ином свете. В особенности судья не должен бояться дисциплинарного производства, когда он принимает прогнозируемое решение. Если, например, судья освободит обвиняемого под залог, а этот последний скроется от следствия и суда, то вина не может быть возложена на судью. Никакой суд на свете не может с абсолютной уверенностью предвидеть поведение подозреваемого лица.

Несмотря на названные сложности, на последующих семинарах между участниками - юристами, работающими в уголовном праве, существовало единое мнение о том, что перенесение компетенции принятия решения о заключении под стражу и других мерах пресечения на судей является правильным и неизбежным шагом. Участники семинаров осознавали, что в процессе обсуждения этой темы они в каком-то смысле вносят свой вклад в историю права своей страны. Это действительно особенная задача, которая возложена на судей, работающих отчасти в отдаленных регионах, создать первые структуры и механизмы внедрения в практику новых норм в вопросах мер принуждения.

Несколько слов по поводу сотрудничества иностранных и кыргызстанских экспертов: оно удалось, несмотря на языковые различия, и оно было отмечено взаимным уважением и интересом.

Наибольшее понимание наблюдалось, естественно, между российскими и киргизскими судьями - объяснение этому следует искать в долголетней совместной истории. Для нас, экспертов, было чрезвычайно интересно и познавательно узнавать, как происходит вся процедура принятия и исполнения решения о заключении под стражу в разных странах.

Можно было пожелать - как раз в настоящее время, когда снова раздаются голоса о возвращении холодной войны, чтобы ученым, работающим в уголовном праве, и судьям по уголовным делам была бы и далее дана возможность общения, обмена опытом и сближения друг с другом, поскольку право является важным элементом в деле достижения взаимопонимания между народами.

В приложении приведена сравнительная таблица регулирования вопросов о заключении под стражу в разных странах.

Сравнительная таблица - "Заключение под стражу" (составлена при поддержке Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ))

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Правовое государство: основы, понятие. Взаимная ответственность государства и личности. Признаки правового государства. Разделение властей, гарантия прав, свобод личности. Примеры строительства правового государства в постсоветской Кыргызской Республике.

Подобные документы

Идея о возможности построения правового государства. Теория "разделения властей". Признаки правового государства: верховенство права, разделение власти, Права и свободы человека в системе ценностей. Взаимная ответственность личности и государства.

реферат, добавлен 16.01.2013

Развитие и основные положения современной теории правового государства. Его основные признаки: верховенство закона в сферах общественной жизни, реальность прав личности, взаимная ответственность. Практика становления правового государства в России.

реферат, добавлен 02.05.2011

Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей. Права и свободы человека в системе ценностей. Взаимная ответственность личности и государства. Социальная и юридическая защищенность. Декларация о государственном суверенитете РФ.

курсовая работа, добавлен 24.12.2013

Общая характеристика основных признаков правового государства, а именно верховенства закона, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей и гарантии прав и свобод личности. Основы, понятие и характеристика правового государства.

реферат, добавлен 30.01.2010

Понятия и признаки правового государства, система разделения властей. Верховенство закона, права и свободы человека в правовом государстве. Взаимные обязанности и ответственность личности и государства. Практика становления правового государства в России.

курсовая работа, добавлен 23.03.2010

Исторические и теоретические корни концепции правового государства. Отличительные признаки правового государства: суверенитет народа, верховенство закона, взаимная ответственность, разделение властей и незыблемость свободы. Признаки гражданского общества.

реферат, добавлен 25.03.2013

Сущность правового государства. Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Взаимная ответственность государства и личности.

реферат, добавлен 31.10.2017

Правовое государство как форма организации и деятельности государственной власти. Философские взгляды о государственном устройстве, теория разделения властей. Взаимные права и обязанности личности и государства. Становление правового государства в России.

контрольная работа, добавлен 01.10.2009

Понятие и признаки правового государства. Система разделения властей в правовом государстве. Права и свободы человека в государстве. Взаимные обязанности и ответственность личности и государства. Практика становления правового государства в России.

курсовая работа, добавлен 01.03.2010

Исторический процесс развития правового государства. Разделение государственных властей. Связанность государства в своей деятельности с правовыми законами. Взаимная ответственность государства и личности. Социально-экономические и культурные права.


Кирги́зия, Кыргызста́н (кирг. Кыргызстан ), официальное название Киргизская Респу́блика (кирг. Кыргыз Республикасы ), — государство на северо-востоке Средней Азии, главным образом в пределах западной и центральной части Тянь-Шаня.

Граничит на севере с Казахстаном, на западе — с Узбекистаном, на юго-западе — с Таджикистаном, на юго-востоке и востоке — с Китаем.

Содержание

Название

Вскоре после распада СССР, одновременно с началом становления независимых постсоветских государств, одним из которых стала Киргизия (бывшая Киргизская ССР), в стране начались переименования названий стран и городов согласно фонетике национальных языков. Так вместо русского названия страны «Киргизия» появилось название «Кыргызстан».

17 августа 1995 года вышло Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации № 1495, где был утверждён список наименований бывших советских республик. В Распоряжении данная республика значилась под именем «Киргизская Республика» (полная форма), «Киргизия» (краткая форма). Данное название используется в документах МИД РФ.

В самой Киргизии, где русский язык имеет официальный статус, в документах употребляется название «Кыргызстан».

История

История Киргизии до 1991

  • Первые государственные образования на территории современной Киргизии возникли во II веке до н. э., когда южные земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан. — начался переход к оседлому образу жизни и у кочевников, населявших Северный Киргизстан. — земли современной Киргизии были завоёваны монголами. — образование Кокандского ханства с центром в Фергане
  • В 1825 заложена кокандская крепость Пишпек — столица современной Киргизии.
  • В 1855—1864 территория Северной Киргизии была завоёвана вышедшими из Верного отрядами полковника Черняева. Пишпек был взят штурмом. Южная Киргизия после разгрома Кокандского ханства в 1876 год была включена в состав Российской империи.
  • После Октябрьской революции киргизы вместе со всеми народами Средней Азии вошли в состав Советской республики.
  • В 1918 Киргизия — часть Туркестанской АССР.
  • В 1924 была основана Кара-Киргизская (позже Киргизская) автономная область в составе РСФСР, с 1926 — Киргизская АССР.
  • В 1936 Киргизия получила статус союзной республики (ССР). — конфликт в Ошской области между узбеками и киргизами. — избран первый президент Киргизии Аскар Акаев.

Независимая Киргизия

Государственное устройство

  • Государственное устройство Киргизской Республики определяется Конституцией, которая была принята 5 мая1993 года.
  • Глава государства — президент, избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет. Очередные выборы пройдут в 2009.
  • Однопалатный парламент — (кирг. Жогорку Кенеш ), состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам.
  • Глава правительства — премьер-министр, назначается президентом по представлению парламента (депутатов от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов).

Географические данные




Киргизия не имеет выхода к морю. Более трёх четвертей территории Киргизии занимают горы. Пик Победы, высотой 7439 м — наивысшая точка страны.

Территория Киргизии расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная её часть, бо́льшая по площади, лежит в пределах Тянь-Шаня, юго-западная — в пределах Памиро-Алая. Государственные границы Киргизии проходят главным образом по гребням горных хребтов. Лишь на севере и юго-западе, в густонаселённых Чуйской и Ферганской долинах, — по подножиям гор и предгорным равнинам.

Вся территория республики лежит выше 500 м над уровнем моря; более половины её располагается на высотах от 1000 до 3000 м и примерно треть — на высотах от 3000 до 4000 м. Горные хребты занимают около четверти территории и простираются параллельными цепями в основном в широтном направлении. На востоке главные хребты Тянь-Шаня сближаются в районе Меридионального хребта, создавая мощный горный узел. Здесь (на границе с Китаем) поднимается пик Победы (7439 м).

Важнейшие орографические элементы:

  • массив Акшийрак,
  • хребет Кокшал-Тоо (высшая точка — пик Данкова, 5982 м),
  • хребет Терскей Ала-Тоо,
  • хребет Кунгей Ала-Тоо, ,
  • Ферганский хребет.

На крайнем северо-востоке находится одна из основных достопримечательностей Киргизии — горное озеро Иссык-Куль, на берегу которого расположены многочисленные дома отдыха и туристические базы. Озеро находится в Иссык-Кульской котловине, между хребтами Терскей Ала-Тоо (с юга) и Кунгей Ала-Тоо (с севера).

Западная часть Киргизии расположена в пределах Западного Тянь-Шаня. Его важнейшие орографические элементы:

На юго-западе в пределы Киргизии входят северная, восточная и южная окраины Ферганской котловины с предгорьями. Сама Ферганская долина принадлежит Узбекистану.

На юге к Киргизии относятся северный склон Туркестанского хребта, Алайский хребет, Алайская долина и северный склон Заалайского хребта (пик Независимости (ранее пик Ленина), 7134 м), составляющего северную окраину Памира.

Географически Киргизия чётко разделена на две части — юг и север. Обособленные друг от друга, разделённые непреодолимыми горными хребтами, эти регионы традиционно противостоят друг другу. Северные и южные регионы соединены лишь высокогорной автомагистралью Бишкек — Ош.


Кирги́зия, Кыргызста́н (кирг. Кыргызстан ), официальное название Киргизская Респу́блика (кирг. Кыргыз Республикасы ), — государство на северо-востоке Средней Азии, главным образом в пределах западной и центральной части Тянь-Шаня.

Граничит на севере с Казахстаном, на западе — с Узбекистаном, на юго-западе — с Таджикистаном, на юго-востоке и востоке — с Китаем.

Содержание

Название

Вскоре после распада СССР, одновременно с началом становления независимых постсоветских государств, одним из которых стала Киргизия (бывшая Киргизская ССР), в стране начались переименования названий стран и городов согласно фонетике национальных языков. Так вместо русского названия страны «Киргизия» появилось название «Кыргызстан».

17 августа 1995 года вышло Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации № 1495, где был утверждён список наименований бывших советских республик. В Распоряжении данная республика значилась под именем «Киргизская Республика» (полная форма), «Киргизия» (краткая форма). Данное название используется в документах МИД РФ.

В самой Киргизии, где русский язык имеет официальный статус, в документах употребляется название «Кыргызстан».

История

История Киргизии до 1991

  • Первые государственные образования на территории современной Киргизии возникли во II веке до н. э., когда южные земледельческие районы страны вошли в состав государства Паркан. — начался переход к оседлому образу жизни и у кочевников, населявших Северный Киргизстан. — земли современной Киргизии были завоёваны монголами. — образование Кокандского ханства с центром в Фергане
  • В 1825 заложена кокандская крепость Пишпек — столица современной Киргизии.
  • В 1855—1864 территория Северной Киргизии была завоёвана вышедшими из Верного отрядами полковника Черняева. Пишпек был взят штурмом. Южная Киргизия после разгрома Кокандского ханства в 1876 год была включена в состав Российской империи.
  • После Октябрьской революции киргизы вместе со всеми народами Средней Азии вошли в состав Советской республики.
  • В 1918 Киргизия — часть Туркестанской АССР.
  • В 1924 была основана Кара-Киргизская (позже Киргизская) автономная область в составе РСФСР, с 1926 — Киргизская АССР.
  • В 1936 Киргизия получила статус союзной республики (ССР). — конфликт в Ошской области между узбеками и киргизами. — избран первый президент Киргизии Аскар Акаев.

Независимая Киргизия

Государственное устройство

  • Государственное устройство Киргизской Республики определяется Конституцией, которая была принята 5 мая1993 года.
  • Глава государства — президент, избирается всенародным голосованием сроком на 5 лет. Очередные выборы пройдут в 2009.
  • Однопалатный парламент — (кирг. Жогорку Кенеш ), состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на пять лет по партийным спискам.
  • Глава правительства — премьер-министр, назначается президентом по представлению парламента (депутатов от политической партии, получившей более 50 процентов мандатов).

Географические данные




Киргизия не имеет выхода к морю. Более трёх четвертей территории Киргизии занимают горы. Пик Победы, высотой 7439 м — наивысшая точка страны.

Территория Киргизии расположена в пределах двух горных систем. Северо-восточная её часть, бо́льшая по площади, лежит в пределах Тянь-Шаня, юго-западная — в пределах Памиро-Алая. Государственные границы Киргизии проходят главным образом по гребням горных хребтов. Лишь на севере и юго-западе, в густонаселённых Чуйской и Ферганской долинах, — по подножиям гор и предгорным равнинам.

Вся территория республики лежит выше 500 м над уровнем моря; более половины её располагается на высотах от 1000 до 3000 м и примерно треть — на высотах от 3000 до 4000 м. Горные хребты занимают около четверти территории и простираются параллельными цепями в основном в широтном направлении. На востоке главные хребты Тянь-Шаня сближаются в районе Меридионального хребта, создавая мощный горный узел. Здесь (на границе с Китаем) поднимается пик Победы (7439 м).

Важнейшие орографические элементы:

  • массив Акшийрак,
  • хребет Кокшал-Тоо (высшая точка — пик Данкова, 5982 м),
  • хребет Терскей Ала-Тоо,
  • хребет Кунгей Ала-Тоо, ,
  • Ферганский хребет.

На крайнем северо-востоке находится одна из основных достопримечательностей Киргизии — горное озеро Иссык-Куль, на берегу которого расположены многочисленные дома отдыха и туристические базы. Озеро находится в Иссык-Кульской котловине, между хребтами Терскей Ала-Тоо (с юга) и Кунгей Ала-Тоо (с севера).

Западная часть Киргизии расположена в пределах Западного Тянь-Шаня. Его важнейшие орографические элементы:

На юго-западе в пределы Киргизии входят северная, восточная и южная окраины Ферганской котловины с предгорьями. Сама Ферганская долина принадлежит Узбекистану.

На юге к Киргизии относятся северный склон Туркестанского хребта, Алайский хребет, Алайская долина и северный склон Заалайского хребта (пик Независимости (ранее пик Ленина), 7134 м), составляющего северную окраину Памира.

Географически Киргизия чётко разделена на две части — юг и север. Обособленные друг от друга, разделённые непреодолимыми горными хребтами, эти регионы традиционно противостоят друг другу. Северные и южные регионы соединены лишь высокогорной автомагистралью Бишкек — Ош.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСТАН

от 15 декабря 1990 года № 273-XII

ДЕКЛАРАЦИЯ
о государственном суверенитете Республики Кыргызстан

Верховный Совет Республики Кыргызстан:

выражая волю народа Кыргызстана,

для всестороннего обеспечения прав и свобод человека,

заботясь о свободном, политическом, экономическом, социальном и духовном развитии народа Кыргызстана,

стремясь построить демократическое правовое государство, выступая за создание нового Союза суверенных республик,

ТОРЖЕСТВЕННО ПРОВОЗГЛАШАЕТ

государственный суверенитет Республики Кыргызстан, означающий верховенство государственной власти республики на всей территории и независимость во внешних сношениях.

Республика Кыргызстан - суверенное государство, утвердившееся и развивающееся на основе осуществления кыргызской нацией своего неотъемлемого права на самоопределение, свободного выбора всеми народами Кыргызстана общественного и государственного строя, выражающее и защищающее интересы граждан республики всех национальностей.

Граждане республики всех национальностей составляют народ Республики Кыргызстан, который является единственным источником государственной власти в республике. Вся власть исходит от народа, существует для народа.

Кыргызская нация, давшая название республике, имеющая древнюю историю, самобытную культуру, свой язык, обычаи, традиции, заботится о сохранении целостности своего генофонда, этноса, ее национальной государственности, культурного и языкового наследия на основе государственной политики интернационализма, сотрудничества и взаимоуважения граждан всех национальностей.

Республика Кыргызстан проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей кыргызов, проживающих за пределами республики.

Республика Кыргызстан заботится о сохранении и развитии национальных культур, родного языка, народных обычаев и традиций всех национальностей, населяющих республику.

Народ Кыргызстана осуществляет Верховную власть непосредственно и через представительные органы, на основе Конституции Республики Кыргызстан и законов республики.

От имени народа может выступить исключительно Верховный Совет республики и Президент республики.

Государственный суверенитет Республики Кыргызстан обеспечивается:

полнотой государственной власти республики во всех сферах общественной жизни;

наличием своего гражданства;

исключительным правом народа владеть, пользоваться и распоряжаться всеми объектами достояния и собственности республики;

верховенством Конституции Республики Кыргызстан и законов республики на своей территории;

ратификацией законов Союза суверенных республик, в который входит республика;

исключительным правом изменения существующей территории республики;

правом представлять и защищать свои интересы в отношениях с другими республиками, входящими в Союз суверенных республик, иностранными государствами и международными организациями;

правом добровольного вхождения в Союз суверенных республик на основе договора;

правом свободного выхода из Союза суверенных республик;

наличием своего государственного языка, герба, флага, гимна и столицы.

Государственная власть в республике осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент является главой республики и обладает высшей исполнительной и распорядительной властью.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов республики осуществляется Прокурором республики, который представляется Президентом и назначается Верховным Советом Республики Кыргызстан, ответственен перед ним и подотчетен только ему.

Республика Кыргызстан имеет свое гражданство. Основания приобретения или утраты гражданства республики определяются законодательством республики.

Гражданам республики за ее пределами гарантируется защита и покровительство Республики Кыргызстан.

Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории республики, гарантируются права и свободы, предусмотренные Всеобщей Декларацией прав человека и законами республики. Они не могут подвергаться дискриминации в политическом, экономическом, социальном отношениях по мотивам происхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, цвета кожи, пола, образования, языка, рода и характера занятий, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к партиям или иным, действующим в соответствии с Конституцией, общественно-политическим организациям.

Политическая жизнь в республике осуществляется на основе принципа плюрализма.

Все политические партии, общественно-политические организации, народно-демократические и другие массовые движения работают в рамках Конституции Республики Кыргызстан. Создание новых организаций осуществляется в соответствии с Конституцией и законами республики. Политические и другие общественно-политические движения, имеющие антиконституционные и антиобщественные цели, запрещаются.

В республике военнослужащие, а также лица, занимающие должности в правоохранительных органах, в служебной деятельности руководствуются требованиями законов.

Территория Республики Кыргызстан в существующих границах является неприкосновенной и не может быть изменена и использована без ее согласия.

Республика Кыргызстан самостоятельно определяет свое административно-территориальное устройство.

Республика Кыргызстан самостоятельно организует свою экономическую жизнь.

В республике функционируют разнообразные формы собственности, обладающие равным правовым статусом, которые являются основой формирования и развития рыночных отношений и направлены на удовлетворение, прежде всего, интересов граждан республики, в рамках не запрещенной законом трудовой деятельности доходы граждан не ограничиваются, и наряду с этим осуществляется система социальной защищенности населения.

В Республике Кыргызстан земля, ее недра, воздушное пространство, леса, воды, растительный и животный мир - все природные ресурсы, культурные и исторические ценности, а также весь экономический и научно-технический потенциал, созданный народом республики, являются его национальным достоянием, исключительной собственностью. Никто не вправе: изымать, владеть, пользоваться и распоряжаться национальным достоянием без согласия самой республики.

Решение вопросов союзной собственности (общей собственности всех республик) осуществляется на договорной основе между республиками субъектами этой собственности.

Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств и их граждан, международных организаций могут размещаться на территории республики и использовать природные ресурсы Кыргызстана согласно ее законам.

Республика Кыргызстан имеет право на свою долю в общесоюзном богатстве соответственно вкладу народа республики, в том числе в алмазном, золотом и валютном фондах.

Республика Кыргызстан самостоятельно создает банковскую, ценовую, финансовую, налоговую систему, формирует государственный бюджет, при необходимости вводит свою денежную единицу.

Высшим кредитным учреждением республики является Национальный банк Кыргызстана.

Республика Кыргызстан обеспечивает на своей территории охрану природы, рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность народа, сохранение и обогащение генофонда фауны и флоры. При необходимости участвует в союзных и международных экологических программах.

Республика Кыргызстан охраняет и защищает свои государственные интересы, имеет органы внутренних дел и государственной безопасности, вправе создавать внутренние войска.

Республика Кыргызстан определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещений войск и вооружения на своей территории в рамках Союзного договора.

Производство и испытание на ее территории ядерного, химического или иного вида оружия массового уничтожения, а также хранение отходов ядерной энергетики не допускается.

Республика Кыргызстан является равноправным участником международного общения, активно способствует укреплению мира и международной безопасности.

Как субъект международного права республика осуществляет непосредственные сношения с другими государствами, заключает с ними договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми представительствами, принимает участие в деятельности международных организаций.

Кыргызстан заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам дружбы и сотрудничества между народами, неуклонно соблюдать принятые на себя обязательства, не допускать конфронтацию в международных, межреспубликанских, межнациональных отношениях.

Участие республики в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза, обеспечиваются путем представительства республики в союзных органах государственной власти и управления на равных основаниях с другими союзными республиками.

Республика обладает правом устанавливать полномочные представительства республики в других союзных республиках.

Настоящая Декларация является основой для разработки и принятия новой Конституции Республики Кыргызстан, законов республики и определяет позиции республики при заключении нового Союзного договора и международных соглашений.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: