Является ли адвокат правоохранительным органам

Обновлено: 27.03.2024

Деятельность современной российской адвокатуры регламентируется в первую очередь Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон об адвокатуре), нормы, связанные с участием адвоката в разных видах процессов, содержатся в соответствующем процессуальном законодательстве.

Понятие и структура адвокатуры РФ

В течение всего периода становления адвокатуры ее роль в государстве и системе органов государственной власти была особой. Этот институт не является государственным, но при этом невозможно представить систему правосудия без адвокатуры. Закон об адвокатуре предусматривает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Закона об адвокатуре).

Определение понятия адвокатской деятельности содержится в п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Необходимость адвокатуры закреплена конституционно: ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а также предоставление такой помощи бесплатно в установленных законом случаях.

Применительно к уголовному процессу Конституция РФ предусматривает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ).

Реализация указанного права заключается в том, что даже в случае, если у гражданина нет возможности оплатить помощь адвоката (защитника), такой защитник предоставляется ему в порядке ст. 51 УПК РФ. Отказ от защитника возможен только в порядке ст. 52 УПК РФ.

В целом можно утверждать, что основными признаками института адвокатуры являются его независимость от государства, законодательное признание необходимости данного института, осуществление деятельности квалифицированными специалистами на профессиональной основе.

С вопросом независимости адвокатуры связано понятие адвокатской тайны. Любые сведения, полученные адвокатом в связи с предоставлением юридической помощи, составляют адвокатскую тайну (ст. 8 Закона об адвокатуре). Адвокатскую тайну можно рассматривать и как гарантию доверия к адвокату со стороны доверителя, и как гарантию независимости адвоката — никто не может требовать разглашения адвокатской тайны.

Адвокатура существует как отдельный, независимый от государства институт, но при этом законодательно предусмотрено ведение реестра адвокатов и система самоуправления адвокатуры.

Реестр адвокатов ведется территориальным органом исполнительной власти в области юстиции (п. 1 ст. 14 Закона об адвокатуре). Все лица, которым присвоен статус адвоката, включаются в указанный реестр. Таким образом, всегда возможно проверить наличие статуса адвоката у конкретного лица.

Предусмотрено обязательное объединение адвокатов в рамках негосударственной некоммерческой организации — адвокатской палаты субъекта РФ (ст. 29 Закона об адвокатуре). В каждом субъекте РФ может быть организована только одна палата. Все адвокатские палаты субъектов РФ объединены в Федеральную палату адвокатов РФ (ст. 35 Закона об адвокатуре).

Каждый адвокат, являясь членом адвокатской палаты субъекта РФ, может осуществлять деятельность в одной из предусмотренных законом форм (ст. ст. 20 — 24 Закона об адвокатуре): адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация.

Будучи членом только одной адвокатской палаты, адвокат при этом вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения (п. 5 ст. 9 Закона об адвокатуре).

Кто может осуществлять адвокатскую деятельность?

Адвокатом является только лицо, получившее в установленном порядке право осуществлять адвокатскую деятельность (ст. 2 Закона об адвокатуре). Лицо, получившее статус адвоката, не имеет права вступать в трудовые отношения в качестве работника, а также занимать государственные должности, должности субъектов РФ, муниципальные должности. Исключение составляют научная, преподавательская, творческая деятельность, работа в качестве руководителя адвокатского образования, работа на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ, Федеральной палате адвокатов, общероссийских и международных объединениях адвокатов.

Для приобретения статуса адвоката необходимо сдать экзамен квалификационной комиссии Адвокатской палаты субъекта РФ. Лицо, претендующее на статус адвоката, должно соответствовать следующим требованиям (ст. 9 Закона об адвокатуре):

— наличие высшего юридического образования (по аккредитованной программе) или ученой степени по юридической специальности;

— стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет или в качестве стажера адвоката в течение от 1 года до 2 лет (п. 1 ст. 28 Закона об адвокатуре);

— наличие полной дееспособности;

— отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Примечание. виды деятельности, включаемые в стаж работы по юридической специальности, установлены п. 4 ст. 9 Закона об адвокатуре.

Примечание. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.

Примечание. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок допуска к квалификационному экзамену установлен ст. 10 Закона об адвокатуре. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценке знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов (ст. 11 Закона об адвокатуре; Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, утв. Советом Федеральной палаты адвокатов 25.04.2003 (протокол N 2), Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена от лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката (для устного собеседования), утв. Советом Федеральной палаты адвокатов 28.01.2016).

Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена не ранее чем через год.

адвокат должен принять присягу.

адвоката (п. 3 ст. 12 Закона об адвокатуре).

адвоката предусмотрены ст. ст. 16, 17 Закона об адвокатуре.

адвоката к участию в судебном процессе

адвокат представляет интересы доверителя на основании заключенного соглашения об оказании юридической помощи (ст. 25 Закона об адвокатуре). Соглашение может быть заключено как в интересах доверителя, так и в интересах указанного им лица.

адвоката или защитника.

адвоката в уголовном процессе

адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом (ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ).

адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ).

Можно утверждать, что защитник является самостоятельной процессуальной фигурой в уголовном процессе, действует в интересах подзащитного, но от своего лица. Полномочия защитника в рамках уголовного дела предусмотрены ч. 1 ст. 53 УПК РФ.

адвоката — защитника в уголовном процессе связана невозможность отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого (ч. 7 ст. 49 УПК РФ).

адвоката в уголовном процессе, является наличие случаев обязательного участия защитника. Как уже было сказано выше, право на помощь защитника гарантировано ч. 2 ст. 48 Конституции РФ.

УПК РФ конкретизирует случаи, когда помощь защитника является обязательной (ч. 1 ст. 51 УПК РФ):

— подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника в порядке, установленном ст. 52 УПК РФ;

— подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним;

— подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

— судебное разбирательство проводится в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК РФ;

— подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу;

— лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

— уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей;

— обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном гл. 40 УПК РФ;

— подозреваемый заявил ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме в порядке, установленном гл. 32.1 УПК РФ.

адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, известным ему в связи с обращением за оказанием к нему юридической помощи (п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Важно также знать, что тайну составляют и данные предварительного расследования: защитник не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с осуществлением защиты, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования защитник несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ (ч. 3 ст. 53 УПК РФ).

адвоката и ордера (ч. 4 ст. 49 УПК РФ). Форма ордера утверждена Приказом Минюста России от 10.04.2013 N 47.

адвоката к защите. Указанный подход поддерживается судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.07.2016 по делу N 33а-16240/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2016 по делу N 33а-15386/2016).

адвоката в гражданском процессе

адвокатов на представление интересов в гражданском процессе — представителями в суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (за исключением лиц, указанных в ст. 51 ГПК РФ).

адвоката в гражданском процессе менее распространены, чем в уголовном процессе, но они тоже существуют.

Адвокат, назначенный судом в качестве представителя ответчика, вправе обжаловать судебные постановления по данному делу (ст. 50 ГПК РФ).

адвокат, действующий на основании соглашения в гражданском процессе, является представителем своего доверителя, а не самостоятельной процессуальной фигурой, все действия он совершает не от своего имени, а от имени представляемого им лица.

адвокатским образованием (ч. 5 ст. 53 ГПК РФ).

адвоката одновременно ордером и доверенностью.

адвоката в арбитражном процессе

адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Требования, предъявляемые к представителям, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе (ч. 3 ст. 59 АПК РФ).

адвоката по назначению). Выбор представителя является исключительно прерогативой сторон.

В доверенности должны быть перечислены все полномочия, в том числе (как и в гражданском процессе) те, которые могут быть подтверждены только путем выдачи доверенности (ч. 2 ст. 62 АПК РФ).

адвоката в административном производстве

адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

адвоката в процесс осуществляется по инициативе доверителя на основании соглашения.

Адвокат назначается в качестве представителя, если представитель отсутствует у следующих лиц:

— административного ответчика, место жительства которого неизвестно;

— административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

— административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;

— в других предусмотренных федеральным законом случаях (например, при решении вопроса о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке — ч. 6 ст. 277 КАС РФ).

адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, также доверенностью (ч. 4 ст. 57 КАС РФ). При этом ряд полномочий (ч. 2 ст. 56 КАС РФ) может быть предусмотрен только в доверенности.

адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях

адвокат или иное лицо.

адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

В вопросе 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.03.2015) Верховный Суд РФ указал, что анализ ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ позволяет прийти к выводу, что она носит общий характер и распространяет свое действие на все стадии производства по делу об административном правонарушении, включая стадию обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

адвоката на подписание и подачу таких жалоб может быть подтверждено только ордером на исполнение поручения без дополнительного подтверждения этих полномочий в доверенности.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).

Статья 2. Адвокат

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 п. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 18.07.2019 N 29-П.

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также - адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также - Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Адвокатура призвана на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Это структура гражданского общества, профессиональное объединение адвокатов, созданное на добровольной основе в целях оказания квалифицированной юридической помощи.

Адвокатура в современной правовой системе России играет большую роль в самоограничении государственной власти. Положение адвокатуры является индикатором состояния демократии в обществе. Адвокатура во многом и индикатор «здоровья» самого государства с точки зрения его отношения, прежде всего, к демократии и защите прав личности. Только сильное и мудрое государство может позволить себе независимую адвокатуру в качестве «вечного оппонента» на правовом поле и принципиального партнера в лице института гражданского общества на поле политическом. Избыточный патернализм – недоверчивое, предвзятое, негативное, нетерпимое отношение к адвокатуре – свидетельство недостаточной силы государства.

Адвокатура – единственный на сегодняшний день институт гражданского общества, признанный законодательством.

В свою очередь служение праву как гуманистическому явлению и гражданскому обществу всегда являлось основной стратегической задачей адвокатуры.

Учитывая профессиональный уровень адвокатуры, ее максимальный региональный охват и активную гражданскую позицию многих членов сообщества, ФПА РФ видит одну из своих задач в том, чтобы установить и развивать тесные связи с другими гражданскими институтами.

Максимальное использование механизмов гражданского общества, его инструментов может быть эффективно, в частности, в реформировании законодательства, в борьбе с его нарушениями, в установлении благоприятного климата для становления государства, в котором право будет признано наивысшей ценностью.

Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры – это законность, независимость, самоуправляемость адвокатских образований, корпоративность, принцип равноправия адвокатов. Именно эти принципы провозглашаются в п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре).

Принцип законности закреплен, прежде всего, в Конституции РФ, в ст. 15 которой говорится: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Применительно к адвокатуре принцип законности выражается в необходимости соблюдения адвокатами законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, которое включает Закон об адвокатуре, другие федеральные законы, нормативные акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Принцип законности – общеправовой, универсальный принцип, его можно рассматривать в качестве принципа всей системы права. Другие принципы организации и деятельности адвокатуры являются условием реализации законности. Каждый из них в отдельности это прямое и непосредственное выражение принципа законности. Нарушение любого из них – отступление от требования законности.

Принцип независимости адвокатуры является основополагающим для характеристики правовой природы и статуса адвокатуры. Адвокатура – институт, относительно независимый от государства, защищенный от государственного вмешательства в свою деятельность.

Ее независимость служит гарантией и необходимым условием независимости самих адвокатов при осуществлении ими адвокатской деятельности. Конечно, как организация публичной власти государство не может обойти своим регулирующим воздействием институт, осуществляющий полномочия по реализации своей функции по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Главное – найти тот баланс, при котором такое воздействие не будет посягать на независимость адвокатуры.

Кроме того, государство обеспечивает ряд организационных аспектов ведения адвокатской деятельности. Например, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области юстиции ведет реестр адвокатов субъекта РФ; федеральный орган юстиции утверждает форму ордера на исполнение поручения адвокатом, выдаваемого в необходимых случаях соответствующим адвокатским образованием.

Помимо органов исполнительной власти, на адвокатуру в рамках своей компетенции оказывают воздействие органы законодательной и судебной власти. Первые, в частности, принимают законодательные акты, которые регулируют вопросы организации и деятельности адвокатуры в России, а судебные акты вторых развивают и толкуют положения законодательства.

Принцип самоуправления адвокатуры вытекает из ее негосударственного характера. Государство не может и не должно осуществлять управление этим институтом гражданского общества, вследствие чего адвокатура строится на принципе самоуправления в решении важнейших вопросов внутренней жизни. В соответствии с п. 2 ст. 35 Закона об адвокатуре органом адвокатского самоуправления в Российской Федерации является Федеральная палата адвокатов. Безусловно, важным элементом корпоративного самоуправления выступают также адвокатские палаты субъектов РФ.

Значение принципа корпоративности определяется тем, что лица, осуществляющие определенный вид деятельности, объединяются в корпорацию, профессиональную организацию. Данная корпорация разрабатывает свои внутренние правила и имеет целью защиту профессиональных интересов входящих в нее членов, повышение престижа профессии, представительство перед иными органами и организациями, в том числе государственными.

В соответствии с принципом равноправия адвокатов все адвокаты равны при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Равенство адвокатов выражается в том, что:

  • при приобретении статуса адвоката все претенденты должны соответствовать одним и тем же требованиям, установленным законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре;
  • все адвокаты обладают равными правами и обязанностями;
  • относительно всех адвокатов действуют равные гарантии независимости, предусмотренные законодательством;
  • адвокат вне зависимости от того, в реестр какого субъекта РФ внесены сведения о нем, вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения и независимо от места жительства или места нахождения доверителя.

Разумеется, правила поведения адвоката не ограничиваются следованием лишь указанным принципам. Лояльность к доверителю, соблюдение адвокатской этики, профессионализм и многие другие – важная составляющая характеристики как адвокатуры в целом, так и ее членов.

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)
    • Статья 1. Адвокатская деятельность
    • Статья 2. Адвокат
    • Статья 3. Адвокатура и государство
    • Статья 4. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре
    • Статья 5. Использование терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе
    • Статья 6. Полномочия адвоката
    • Статья 6.1. Адвокатский запрос
    • Статья 7. Обязанности адвоката
    • Статья 8. Адвокатская тайна
    • Статья 9. Приобретение статуса адвоката
    • Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену
    • Статья 11. Квалификационный экзамен
    • Статья 12. Присвоение статуса адвоката
    • Статья 13. Присяга адвоката
    • Статья 14. Реестры адвокатов
    • Статья 15. Внесение сведений об адвокате в региональный реестр
    • Статья 16. Приостановление статуса адвоката
    • Статья 17. Прекращение статуса адвоката
    • Статья 18. Гарантии независимости адвоката
    • Статья 19. Страхование риска ответственности адвоката
    • Статья 20. Формы адвокатских образований
    • Статья 21. Адвокатский кабинет
    • Статья 22. Коллегия адвокатов
    • Статья 23. Адвокатское бюро
    • Статья 24. Юридическая консультация
    • Статья 25. Соглашение об оказании юридической помощи
    • Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно
    • Статья 27. Помощник адвоката
    • Статья 28. Стажер адвоката
    • Статья 29. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации
    • Статья 30. Собрание (конференция) адвокатов
    • Статья 31. Совет адвокатской палаты
    • Статья 32. Ревизионная комиссия
    • Статья 33. Квалификационная комиссия
    • Статья 34. Имущество адвокатской палаты
    • Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
    • Статья 36. Всероссийский съезд адвокатов
    • Статья 37. Совет Федеральной палаты адвокатов
    • Статья 37.1. Комиссия по этике и стандартам
    • Статья 37.2. Рассмотрение дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов
    • Статья 38. Имущество Федеральной палаты адвокатов
    • Статья 39. Общественные объединения адвокатов
    • Статья 40. Сохранение статуса адвоката
    • Статья 41. Проведение учредительных собраний (конференций) адвокатов
    • Статья 42. Проведение первого Всероссийского съезда адвокатов
    • Статья 43. Приведение организационно-правовых форм коллегий адвокатов, образованных до вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 44. Обеспечение оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также юридической помощи по назначению
    • Статья 45. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ
    "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

    С изменениями и дополнениями от:

    28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г., 24 июля, 3 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2 июля 2013 г., 13 июля 2015 г., 2 июня 2016 г., 29 июля 2017 г., 2 декабря 2019 г., 31 июля 2020 г.

    Принят Государственной Думой 26 апреля 2002 года

    Одобрен Советом Федерации 15 мая 2002 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Президент Российской Федерации

    Законом определяются правовые основы деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами, гарантируются их независимость как профессиональных некоммерческих организаций.

    Основными новеллами являются нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры; гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности; расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством РФ; регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката; признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро); расширение возможностей граждан РФ получать бесплатную юридическую помощь; определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года, за исключением положения об обязанности адвоката осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности, которое вступает в силу с 1 января 2007 года.

    Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 5 июня 2002 г. N 100, в "Парламентской газете" от 5 июня 2002 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. N 23 ст. 2102

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 г., за исключением подпункта 6 пункта 1 статьи 7, который вступает в силу с 1 января 2007 г.

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г.

    Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 400-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2020 г., за исключением пункта 1 статьи 1 изменений, который вступает в силу с 1 марта 2022 г., подпункта "б" пункта 4 и абзаца четвертого и пятого подпункта "б" пункта 15 статьи 1, которые вступают в силу с 1 марта 2021 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 269-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г.

    Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.

    Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

    Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ

    Действие подпункта 6 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона приостановлено до дня вступления в силу федерального закона, регулирующего вопросы обязательного страхования профессиональной ответственности адвокатов

    Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

    Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением подпункта "в" пункта 15 статьи 1 названного Федерального закона

    Подпункт "в" пункта 15 статьи 1 названного Федерального закона вступает в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 28 октября 2003 г. N 134-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Михаил Чириков

    Дорогие коллеги, здравствуйте! Вот хотел посоветоваться по поводу адвокатской деятельности. Сегодня началась дискуссия по поводу того, что адвокатура относится правоохранительной деятельности, говоря словами многих российских авторов по поводу правоохранительной деятельности они пишут, что она относится к правоохранительной органам, например, Л.К. Савюк относит адвокатуру к правоохранительным органам, также как и МЧС, и нотариат, и суды РФ, и таможенные органы, и ФСБ, и СВР, и органы дознания и предварительного следствия, и частные детективные и охранные службы Но многие утверждают, что не относится. Мы же с Вами знаем, что правоохранительная деятельность - это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка в обществе, а правоохранительные органы - это совокупность юридических знаний, в рамках которой изучаются устройство. Организация и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействий друг с другом и иными органами государства в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Если можете разрешите наш спор по поводу адвокатуры. Я считаю, что относится.

    Данил Иванов

    Не хочется терминами кидаться. Люблю по-простому. ПРАВО-ОХРАНительная деятельность. Охрана прав и свобод человека.
    Может ли адвокат охранять права? Однозначно да. Даже больше, чем многие "компетентные органы".
    В общем, я за то, что адвокатура - правоохранительная структура. Но не адвокатура правоохранительная деятельность, как вы пишете, а адвокатская деятельность.

    Михаил Чириков

    Данил, огромное спасибо вам за то, что Вы так считаете! Просто Вы утверждаете, что адвокуратура - это правоохранительная структура, это что-то новое.

    Данил Иванов

    В смысле новое?) Вы сами с этим согласны, и приводите мнение ученого. И он не один такой. Не вижу ничего нового. Если угодно - не структура, а орган. Я это в таком смысле употребил.

    Автор статьи

    Куприянов Денис Юрьевич

    Куприянов Денис Юрьевич

    Юрист частного права

    Страница автора

    Читайте также: