Яндекс фас когда суд

Обновлено: 15.04.2024

ФАС продлила рассмотрение дела против «Яндекса» по признакам нарушения закона «О конкуренции». Компания не предоставила ведомству информацию о равных условиях доступа к расширенным ответам в поиске для всех игроков, заявили в ФАС

Фото: Владислав Шатило / РБК

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) продлила рассмотрение дела против «Яндекса» о так называемых «колдунщиках» — интерактивных виджетах, появляющихся на странице результатов поиска после рекламы. Об этом РБК сообщил представитель пресс-службы ФАС. Следующее заседание по этому делу должно состояться 25 августа.

«Компания не исполнила предупреждение службы о необходимости обеспечить равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в так называемых «колдунщиках», и не предприняла меры по прекращению предоставления преимуществ в поиске для сервисов, входящих в группу «Яндекс», — сообщил представитель ФАС. По его словам, «Яндекс» не предоставил службе информацию о предлагаемых и обсуждаемых условиях предоставления равных возможностей по продвижению в поиске для всех участников.

Фото:Сергей Коньков / ТАСС

В середине 2020 года Avito, «Туту.ру», ЦИАН, ivi и 2ГИС пожаловались в ФАС на «Яндекс», посчитав, что компания делает более заметными в результатах поиска собственные сервисы. В феврале этого года ФАС вынесла предупреждение «Яндексу» с требованием в течение месяца прекратить дискриминировать в поисковой выдаче ссылки на компании, которые не входят в группу, до 1 апреля предоставить равные условия для всех сервисов, а также раскрыть механизм продвижения ссылок и привлечения внимания пользователей. «Яндекс» этого не сделал, и в апреле ФАС возбудила дело против компании по признакам нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции».

Тем не менее директор бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов «Яндекса» Андрей Стыскин в интервью РБК говорил, что они ведут переговоры об интеграции для представления в поиске через обогащенные ответы с более чем с 40 крупными и небольшими компаниями (какими конкретно, он не уточнил).

Представитель «Яндекса» сообщил, что компания «открыта для сотрудничества и интеграции». По его словам, возможность такой глубокой интеграции в поиск, которую предложил «Яндекс» в конце мая для всех интернет-сервисов, насколько известно компании, «не имеет прецедентов в мире». «Принципы доступа к обогащенным ответам одинаковы для всех интернет-сервисов, в том числе и для тех, что принадлежат «Яндексу». Мы готовы обсуждать и уточнять эти принципы <. >и заинтересованы в поиске оптимального решения для всего рынка, но при этом будем и дальше последовательно отстаивать интересы почти 100 миллионов своих пользователей, привыкших к определенному уровню удобства и качества поискового сервиса», — настаивает представитель «Яндекса».

Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против «Яндекса», сообщается на сайте ведомства.

«Антимонопольный орган исследует возможные антиконкурентные практики по продвижению сервисов группы ООО «Яндекс» в поисковой выдаче, а также оценит последствия, к которым привели (могли привести) такие практики», — заявили в регуляторе. Если со стороны компании выявят нарушения, ей грозит штраф.

В феврале ФАС вынесла «Яндексу» предупреждение, заявив, что он занимается дискриминацией в поисковой выдаче ссылок на компании, которые не входят в его цифровую экосистему. Как утверждало ведомство, «Яндекс» в своей поисковой выдаче предоставляет преимущество собственным сервисам, в том числе «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Медиасервис» и «Кинопоиску», которые появлялись в так называемых колдунщиках — интерактивных виджетах, которые показываются на странице с результатами поиска.

Фото:Максим Змеев / Reuters

Регулятор счел, что действия «Яндекса» могут привести к созданию дискриминационных условий на рынке. ФАС обязала компанию до 1 апреля предоставить «равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы», в том числе для конкурентов, однако предупреждение не было исполнено, заявили в ведомстве.

От «Яндекса» также потребовали полностью раскрыть свой механизм продвижения ссылок и привлечения внимания пользователей, в том числе с помощью «колдунщиков», и предоставить сторонним компаниям возможность пользоваться такими механизмами.

Фото: Scott Barbour / Getty Images

На чужой стороне: как сохранить свои активы за рубежом

Фото: Shutterstock

Что такое амнистия капитала и зачем она нужна владельцам криптовалют

Фото: Michael Cohen / Getty Images for The New York Times

Дожить до 120 лет: зачем сооснователь PayPal принимает гормон роста

Фото: Shutterstock

Энергокризис поднял цены на уголь. Как на этом заработать

Фото: Kevin Dietsch / Getty Images

Фастфуд и зарядка для мозга: как держит себя в форме Уоррен Баффетт

Короткая тренировка для офиса. Расслабляем шею и грудной отдел

Фото: Kevin Frayer / Getty Images

Как технологический сектор Китая потерял $2 трлн капитализации

Амбиции падают: CFO готовы менять работу даже без повышения оклада

В феврале представитель «Яндекса» заявил, что считает неправильными части требований регулятора, поскольку их выполнение ухудшит качество поиска для пользователей и положение самой компании по сравнению с конкурентами.

В компании подчеркнули, что у сервисов «Яндекса» перед конкурентами нет никаких приоритетов, «показ основан на конкретной и прозрачной метрике полезности для пользователей», и «Яндекс» готов ее аудировать и открыто про нее рассказывать.

Конкуренты «Яндекса», в том числе сервисы Avito, «Туту.ру», ЦИАН, Ivi и 2ГИС, направили в ФАС жалобу на компанию из-за использования «колдунщиков» летом 2020 года. Обращение они объяснили тем, что позиция «Яндекса» исключила переговорный способ разрешения конфликта. В 2019 году на «Яндекс» из-за поисковой выдачи жаловался «Кассир.ру», ФАС пообещала проанализировать конфликт.


9 июня 2021 года «Яндекс» подал в суд города Москвы иск против Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. Компания собралась оспорить решение о возбуждении против нее антимонопольного дела. Согласно тексту иска, она просит судебный орган вернуть обсуждение дела по нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на этап исполнения предупреждения.

В случае отказа суда в удовлетворении данного иска, «Яндекс» может получить оборотный штраф от суммы выручки на рынке в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ. Согласно отчетности компании, ее консолидированная выручка за прошлый год составила 218,3 млрд рублей. «Яндекс» сразу после заявлений ФАС был не согласен с обвинением в ограничении конкуренции и начал в законодательной плоскости отстаивать свою позицию.

«Яндекс» сообщил изданию «Ведомости», что «готов открыто разъяснять свою позицию и предложение по обогащенным ответам рынку в рамках требований, которые были указаны в предупреждении ФАС, поэтому компания изначально ходатайствовала о продлении срока их исполнения». Юристы «Яндекса» надеются, что смогут договориться по этому делу со всеми сторонами с помощью диалога.

ФАС пояснила, что продолжит рассматривать антимонопольное дело против „Яндекса“. Следующее заседание по нему состоится 21 июня. Причем к нему уже привлечены новые участники в качестве заинтересованных лиц и экспертов — ООО «КЛИН.РУ» и ООО «Интерактивные обучающие технологии».

13 апреля 2021 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России объявила о возбуждении в отношении «Яндекса» дела за неисполнение предупреждения о прекращении преимущественного продвижения собственных сервисов в поисковой выдаче при помощи специального инструмента «колдунщики».

18 марта 2021 года двадцать российских компаний и сервисов выступили с единой позицией по вопросу антиконкурентного поведения «Яндекса» на рынке поиска. Они подписали и опубликовали открытое письмо, в котором выразили обеспокоенность в связи со злоупотреблением доминирующим положением на рынке поиска со стороны «Яндекса» и поддержали решение ФАС.

24 февраля 2021 года ФАС выдала «Яндексу» предупреждение за создание дискриминационных условий в своей поисковой системе. Компания должна была в течение месяца устранить все нарушения и обеспечить равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в том числе для остальных участников рынка, а также конкурентов группы компаний «Яндекс».

image

13 апреля 2021 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России объявила о возбуждении в отношении «Яндекса» дела за неисполнение предупреждения о прекращении преимущественного продвижения собственных сервисов в поисковой выдаче при помощи специального инструмента «колдунщики».

ФАС обнаружила в действиях «Яндекса» признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. «Яндекс» может получить оборотный штраф от суммы выручки на рынке в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ

По информации Forbes и "Интерфакс", «Яндекс» не согласен с обвинением в ограничении конкуренции и готов отстаивать свою позицию. Акции «Яндекса» на Московской бирже упали более чем на 6 % после заявления ФАС.

24 февраля 2021 года ФАС выдала «Яндексу» предупреждение за создание дискриминационных условий в своей поисковой системе. Компания должна была в течение месяца устранить все нарушения и обеспечить равные условия демонстрации сервисов на страницах поисковой системы, в том числе для остальных участников рынка, а также конкурентов группы компаний «Яндекс».

«Яндекс» после озвучивания решения ФАС заявил, что не согласен с предупреждением, так как некоторые требования предписания уже реализованы в поиске, однако отдельные важные его части компания считает неправильными, а исполнение всех требований ФАС ухудшит качество поиска для пользователя, а значит и положение поиска «Яндекса» на рынке по сравнению с конкурентами.

1 апреля 2021 года «Яндекс» подал в ФАС ходатайство о переносе еще на один месяц срока на исполнение требований регулятора по устранению дискриминационных условий в поисковой системе. Компания прорабатывала свои дальнейшие действия, но они требовали большего времени, чем ей было выдано на исполнение изначально от ФАС.

UPD. Комментарий для Хабра от представителя «Яндекса»:



Скриншот показывает, как эффективно Яндекс добавляет свои сервисы наверх выдачи

Именно детальное содержание я и хочу сейчас разобрать.

Итак, в предыдущих сериях: ФАС вынесла предупреждение о том, что нужно устранить признаки нарушения антимонопольного законодательства. Это означает, что Яндекс уже не рассматривается как частная компания со своим продуктом, и поиск — это уже не их личное дело, а, как определено в предупреждении, является рынком поиска. Рынок — это ключевое слово, потому что именно созданием и регуляцией равных условий на рынках занимаются в антимонопольной службе.

Прошел месяц, и ситуация выглядит так, что Яндекс ничего устранять не стал, а вместо этого выбрал стратегию затягивания времени, 1 апреля подав ходатайство о продлении срока предупреждения на 1 месяц. Похоже, в ФАС такой ход не оценили, и возбудили административное дело, как, собственно, и указали в предупреждении.

Я использую упрощения и говорю не на юридическом языке. Это вносит неточности, недопустимые для официального документа, но позволяющие объяснить «на пальцах», что происходит. Текст имеет эмоциональную окраску, которая также привнесена мной, поскольку выражает моё отношение к вопросу. Толкования и прогнозы — это моё мнение на основе профессионального опыта, и, естественно, как любые толкования и прогнозы, они с юридической точки зрения являются всего лишь фантазией. То есть всё это — моё личное мнение и мой взгляд на события.

Хроника основных событий

2019 год: объединяется несколько крупных компаний, основанных ещё на заре Рунета и страдающих от действий Яндекса в поиске, в союз (который позже журналисты назвали ИТ-коалицией) с целью выработки как правовых, так и технологических решений, позволяющих рынку развиваться в условиях честной конкуренции.

2020 год: ИТ-коалиция понимает, что необходимо нормативное регулирование рынка поиска, и обращается в ФАС с вопросом по существу: нормально ли, что Яндекс превращается в лучший поисковик по сервисам Яндекса. Вот здесь мой коллега приводит публичные примеры того, что сервисы Яндекса получают на 20% больше трафика, который дискриминационными (с нашей точки зрения) методами отбирается у участников рынка.

2021 год: ФАС рассматривает материалы коалиции и официально выносит в конце февраля предупреждение Яндексу, обозначающее две важные вещи: наличие рынка поиска и указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства

«выразившихся в создании на рынке оказания услуг поиска общего характера в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с применением информационных технологий неравных (дискриминационных) условий путем предоставления для сервисов лиц, группы лиц ООО «Яндекс» (в том числе ООО «Яндекс.Вертикали», ООО «Яндекс.Маркет», ООО «Яндекс.Медиасервисы», ООО «Кинопоиск»)»

Учитывая довольно интересную юридическую природу «предупреждения ФАС», Яндекс, фактически, получает предложение добровольно устранить признаки нарушения или перейти в стадию разбирательства в рамках возбужденного дела. То есть ФАС пока не давала правовой оценки, есть ли нарушение, ФАС лишь сказала: выглядит так, что нарушения есть. И предложила перестать так делать. Без санкций и конкретных нормативных предписаний. Если бы Яндекс добровольно пошел бы сценарию предупреждения, то на этом сюжет бы и закончился до следующего эпизода дискриминации, грубо говоря.

Вот здесь я подробно разбираю этот документ и его влияние на отрасль.

Конец марта 2021: Яндекс бездействует и ничего не устраняет, публично заявляя, что нарушений в своих действиях не видит, более того, что частично требования из предупреждения компанией уже выполнены. ФАС молчит. «Колдунщики» работают на полную катушку.

1 апреля 2021: Яндекс подаёт ходатайство в ФАС о продлении срока действия предупреждения на 1 месяц.

13 апреля 2021: ФАС объявляет о возбуждении дела против Яндекс.

Что это значит и что теперь будет?


Предупреждение не было документом, который обязательно исполнять: фактически, это было предложение добровольно устранить нарушение (точнее, признаки нарушения) или же попробовать доказать в суде, что нарушений нет и претензии ФАС необоснованны. Предупреждение не обязательно исполнять, но его неисполнение приводит к возбуждению административного расследования, так как с признаками нарушений все-таки надо что-то решать.

«Федеральная антимонопольная служба обращает внимание ООО «Яндекс» на тот факт, что в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.»

Признаки сохранились, предупреждение не выполнено, ФАС возбуждает дело. Отсутствие задержки — похоже, это подтверждение новой бизнес-ориентированной политики ФАС.

Это первое громкое и резонансное дело в Рунете относительно подобного регулирования на рынке Интернет-поиска. Учитывая его особый статус, я почти уверен, что ФАС будет действовать хирургически точно, как в части доказательств, так и последующего предписания. Вообще, у дела два основных возможных исхода:

  1. «Яндекс – не нарушитель, за признаками нарушения не было самого нарушения» — это если ФАС не усмотрит достаточных доказательств дискриминации. Конец истории.
  2. «Яндекс нарушил антимонопольное законодательство. Вот предписание по устранению. Вот новые принципы регуляции рынка. Вот штраф с оборота Яндекса по данному рынку».

Если за признаками нарушения всё же объективно было нарушение, то дальше последствия следующие:

  • Дело должно закончиться нормативным предписанием о том, как устранить указанные нарушения. Это конкретный алгоритм действий, который нельзя не выполнить. Напомню, в предупреждении была описана последовательность: прекратить создавать признаки нарушения, обеспечить прозрачный регламент для игроков рынка, обеспечить равные возможности независимо от того, входит юридическое лицо в группу компаний «Яндекс» или нет, проинформировать ФАС о предпринятых действиях. Поскольку, скорее всего, речь пойдёт про поведенческое предписание (набор критериев, которым должен соответствовать Яндекс в поиске), то это же через несколько итераций станет новой регуляцией рынка. Следовательно, такому же набору критериев относительно нейтральности к игрокам рынка должен будет следовать и Google.
  • Выносится санкция в виде штрафа, то есть наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Я не буду гадать по конкретике, размер штрафа зависит от нарушения и его масштаба, но, вероятно, это действительно будет определенный % от выручки Яндекса на рынке поисковых услуг за всё время нарушения с момента возбуждения дела. Так указывает сама ФАС.

Подобные ситуации происходят практически на всех крупных национальных сегментах Интернета: технологии развиваются быстрее, чем законодательная база, и регуляция просто не успевает за образованием новых рынков. Тем не менее, общемировой тренд — обеспечение нейтральности поиска разными способами. В нашем случае, самый легитимный и эффективный способ — это административное дело по факту состоявшегося нарушения и введение новой регуляции по его итогам.

Плохая новость для тех, кого дискриминирует Яндекс, в том, что до конца дела Яндекс может продолжать те действия, которые создали признаки нарушения. В смысле, меняться и устранять что-то сейчас или продолжать гнуть свою линию — это выбор исключительно поисковика до появления предписания. Дела рассматриваются не один месяц, и все компании продолжат нести убытки из-за неравных условий на рынке поиска. Затем, когда дело будет завершено, оно вряд ли сразу вступит в силу. Будет небольшое окно для возможности оспорить решение ФАС в суде. Если юристы Яндекса захотят отстаивать сугубо финансовые интересы компании, то окончательного решения по существу истории придется ждать еще довольно долго. Речь о полутора-двух годах в совокупности.

То есть за 2 года поменяется что-то в выдаче или нет — это вопрос добровольного желания Яндекса идти на уступки. Судя по тому, что Яндекс не согласен с обвинением, оперативно этого не случится.

Как работать в условиях длящегося правонарушения — поживем увидим, ясности сейчас нет.

Этот процентный штраф с оборота, куда он пойдёт?

Штраф пойдёт в бюджет, то есть в пользу государства. Подобная мера — не распределение денег между пострадавшими участниками и не какая-то иная форма компенсации, это наказание за нарушение антимонопольного законодательства, повлекшее улучшение своих финансовых показателей. Штраф, фактически, призван сделать такое нарушение невыгодным в конечном итоге.

Очень хочется особо отметить тот факт, что штраф никоим образом не решает проблему и вряд ли ключевым образом повлияет на настроение Яндекса. Регуляция рынка поиска и определение его границ для конкурентного развития — вот истинная цель. ФАС не действует в интересах заявителя или ответчика, но действует в интересах рынка в целом, поэтому решение проблемы лежит именно в области установления справедливых условий на рынке (и определении границ этого рынка).

Что будет с регуляцией на рынке?

Если ситуация кончится определением границ рынка поиска и нормативами по нему, то это будет означать появление неких правил в поисковой выдаче.

Прямо сейчас основная претензия касается так называемых «колдунщиков», то есть блоков над выдачей, в которые не могут попасть любые компании. Управление этими блоками, перекрывающими значительную часть экрана пользователя до выдачи — вопрос того, как решит Яндекс. Как я уже говорил, наша оценка — сервисы Яндекса из-за этого и других действий получают примерно на 20% больше трафика с Яндекса, чем в среднем другие участники рынка.

Выглядит это примерно вот так:

Проблема в том, что никто не знает пока, как регулировать этот рынок. Поисковая выдача качественна, пока её не подкручивают, пользуясь соответствием формуле ранжирования. Поэтому формула ранжирования скрывается поисковиком. Регуляция на рынке может означать раскрытие правил ранжирования всем (это нормальная практика в других областях, и подобное содержалось в предупреждении). Яндекс это вряд ли устраивает. Альтернатива — просто убрать дополнительные блоки выдачи, но они-то реально полезны. Сейчас они забирают трафик у почти всех на рынке: многие вебмастера развивают своими сайтами Яндекс из-за того, что ответ на запрос показывается прямо в выдаче, а не по переходу. Но это даёт Яндексу возможность конкурировать с Гуглом за Рунет. То есть, это вообще-то полезная фича, просто реализована она сейчас не так, чтобы все были на равных.

Такое происходит не только в РФ. К Google у властей США тоже есть серьезные претензии. Недавно была история, которую у нас в СМИ не особо заметили, зато там кое-кто стоял на ушах. Были опубликованы архивные материалы расследований Федеральной комиссии по торговле США, из которых следовало, что американские власти еще во время президентства Барака Обамы имели доказательства антиконкурентных практик Google, но руководство антимонопольного регулятора отказалось подавать иск против компании. Журналисты опубликовали сотни страниц документов, из которых следует, что интернет-гигант действовал в нарушение законов США как минимум последние 10 лет. И это в итоге привело к установлению цифровой монополии и «вымыванию» конкурентов Google с рынка. Компания не только действовала проверенным методом покупки конкурирующих сервисов, но и вынуждала производителей мобильных устройств и операторов связи подписывать долгосрочные контракты, по которым именно Google устанавливался в качестве поисковой системы по умолчанию. В соглашениях фигурируют огромные суммы – в десятки миллиардов долларов в год.

Мы очень надеемся, что решение будет таким, которое, с одной стороны, не повредит пользователям в удобстве, а с другой — устранит неравные условия на рынке поиска. Напомню, хоть, с нашей точки зрения, Яндекс и имеет привычку копировать успешные проекты и использовать свой трафик для продвижения своих аналогов, мы уверены, что в условиях честной конкуренции это нормально. Поэтому если поисковая выдача будет нейтральной, мы сможем свободно конкурировать. Вопрос в том, как быстро выдача станет нейтральной и как конкретно это будет достигнуто.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: