Я суда не когда не вернусь

Обновлено: 27.03.2024

О десятиминутной ленте Ролана Быкова "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", почти никто не знает. 20 лет назад его купили кинопрокатчики многих стран. Но к отечественному зрителю этот коротенький киношедевр пришел лишь благодаря интернету, где ссылка на ролик передается "из рук в руки"

О десятиминутной ленте Ролана Быкова "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", почти никто не знает. 20 лет назад его купили кинопрокатчики многих стран. Но к отечественному зрителю этот коротенький киношедевр пришел лишь благодаря интернету, где ссылка на ролик передается "из рук в руки". "Известия" нашли обеих героинь фильма - Елену Санаеву и Нину Гончарову, сыгравшую практически саму себя - никому не нужную девочку из неблагополучной семьи.

Крошечная картина под названием "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", начинается со сцены, в которой мать-алкоголичка бьет маленькую дочку. Всего несколько секунд: крик, пощечина. Девочка выскакивает из дома.

Вот она перебегает через железнодорожные пути - грохот поезда вызывает у зрителя ощущение надвигающейся катастрофы. Но мы даже представить себе не можем, какого рода потрясение ждет впереди.

Ребенок показан с огромной, словно родительской любовью. Камера передает, как дышит загнанное, щуплое тельце, ловит испуганный взгляд сильно косящих глаз. А потом - как саркастический контраст - в кадр вступает красота природы. У пасторального ручья, вынув из тайничка игрушки - убогого мишку и куклу, девочка начинает играть. Мы видим, как она то успокаивается, то, захваченная своей игрой, снова впадает в состояние, близкое к аффекту. И тут зритель наконец понимает, какой шок готовит ему фильм. Потому что с первых кадров, показывающих играющего ребенка, нам открывается, что игра ее - это точное воспроизведение ее жизни.

Игрушки оживают в руках Любы, превращаясь то в детей, то в папу с мамой. Она то метет пол ("Весь дом зас. али!"), то кормит куклу, то истово ласкает своих "детей" ("Любишь мамку? А папку свого небось больше любишь!"), то бьет наотмашь. Персонажи выясняют отношения, шокирующе "любятся" и жестоко, на ножах, дерутся, и один из них гибнет в семейной драке - а второй причитает и голосит. Ребенок то смеется, то рыдает, то матерится, то лепечет, заикаясь от страха. Начинается гроза. Девочка по-хозяйски снимает платье, чтобы постирать, и теперь в кадре - голое тщедушное тельце. Ребенок так беззащитен и одинок, что это бьет по нервам больше, чем неполиткорректная нагота и мат. Платье высохло, игрушки спрятаны, девочка собралась домой. Она снова слышит вопли матери, зовущей ее. Нервное личико передергивается так натурально, что веришь всему. Даже тому, как с криком "Я сюда больше никогда не вернусь! Мама! Мамочка!" девочка, то ли оступившись, то ли сознательно бросается в реку с обрыва.Сила таланта Быкова не в том, что он заставляет рыдать в сценах смерти ребенка. Это нетрудно. Но Быков заставляет переживать катарсис еще в сценах обыденной жизни.

Наткнувшись в Сети на этот ролик, не можешь поверить, что незамеченным остался шедевр самого Ролана Быкова. Где нашли ребенка, столь достоверного в этой роли, и как удалось заставить девочку сыграть так, что каждый кадр воспринимается как документальная съемка?

В России ежегодно по вине родителей гибнет около тысячи детей. В 2002 году, по данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, было совершено 44 000 преступлений против несовершеннолетних. А в 2007 году - уже 70 000. И поэтому такие фильмы нужны нам. Чтобы заставляли задуматься.

Героиня фильма "Люба" Нина Гончарова: Стыжусь, когда меня кто-то узнает

Судьба Нины Гончаровой сложилась ненамного удачнее, чем у ее киногероини. Оставшись сиротой в детстве, потеряв брата и сестру, Нина потом прошла через все "классические" испытания, которые выпадают на долю несчастливых женщин. Обо всем этом она рассказала корреспонденту "Известий" Екатерине Пряхиной.

известия: Нина, насколько я знаю, во время съемок у вас в семье случилось горе - умерла младшая сестренка Юля.

нина гончарова: Да. И мама меня потом упрекала: "Вот, бросила нас, потому Юлька и умерла! А она тебя вспоминала, звала!" Ведь нянчила Юлю я. А когда меня не было, она заболела и умерла.

и: От чего она умерла?

гончарова: Простудилась. Просмотрели какое-то воспаление. После этого случая нас с братом и забрали у матери. И, наверное, это к лучшему было: конечно, без материнского тепла тяжело, но в детдоме хоть какие-то условия были, еда, одежда. Мама умерла от рака матки, бабушка тоже. Отец в тюрьме скончался от туберкулеза. Брат тоже умер. А одна из родственниц вовремя подсуетилась, каким-то образом выправила свидетельство еще и о моей смерти и продала квартиру. Но мне повезло: я получила жилье в Ташкенте от государства.

и: Вы работаете? Удалось получить профессию?

гончарова: Я после интерната закончила полиграфический колледж, обучалась переплетному делу. Но у меня маленькие дети - Насте шесть лет, Данияру - четыре. Работать не получается. У Даника подозрение на судорожный синдром и больное сердце. Сейчас вот обследуемся.

и: А на какие же средства живете?

гончарова: У меня подружка есть с интернатовских времен, мы с ней как сестры. Она живет с нами. Подруга работает - пока на ее зарплату и живем. Дети подрастут - я выйду на работу, будем и на мои жить. Мы друг другу всю жизнь помогаем.

и: А отец детей не дает денег?

гончарова: Нет. Я познакомилась с молодым человеком, вышла замуж. Ну, по мусульманскому обряду. Сначала жили хорошо. Когда стало известно, что я забеременела девочкой, а не мальчиком, родственники стали мужа этим попрекать. И он ушел от нас. Снова мы с ним попробовали восстановить семью еще через год, даже родили Даника. Но все равно не получилось ничего. Он уехал в Россию на заработки - и вот уже три года от него ни слуху, ни духу.

и: А вы помните, как снимались в фильме?

гончарова: Это было так давно! Но кое-что помню хорошо. Помню, что Елену Всеволодовну называла мамой. Она мне и впрямь заменяла тогда мать. Даже сделала мне операцию. Сейчас у меня только левый глаз слегка косит - надо делать вторую операцию, но теперь уже возможности нет. Помню, снимали летом. Изображали дождь: подъезжала специальная машина. Я, конечно, не понимала тогда, что там в фильме происходит по сюжету. Мне говорили: сделай так или так, и я делала. Старалась. А потом вдруг заартачилась. Некрасиво себя повела: все, сказала, не буду сниматься!

Они меня тогда "припугнули": привели другую девочку и сказали: "Ах, не будешь - ну и не надо! Справимся без тебя!"

Я схватилась за голову: "Как же так, без меня! А я как же? Все, все, - говорю, - буду хорошо себя вести!"

и: А вы весь фильм потом, уже во взрослом возрасте, видели?

гончарова: Да, у меня есть кассета. Я считаю, что его обязательно надо показывать. У нас ведь в Ташкенте как утверждают: что все замечательно, что таких детей, как я, нет. А это неправда. И фильм не просто это показывает. Он у людей сердца затрагивает. Они жалеть начинают. Другое дело, что я очень стесняюсь и даже стыжусь, когда меня кто-то узнает. "А, так это ты снималась!". Я тогда сразу прячусь.

Актриса Елена Санаева: Этой картиной Быков закрыл для себя тему ребенка в кино

Елена Санаева не просто снялась в фильме "Люба". Она сыграла большую роль в судьбе Нины Гончаровой, исполнительницы роли главной героини картины. О том, как проходили съемки и что изменилось в жизни Нины после них, Елена Санаева рассказала корреспонденту "Известий" Екатерине Пряхиной.

известия: Елена Всеволодовна, как же вышло, что такой нужный и честный фильм остался неизвестным и невостребованным?

елена санаева: Когда на экраны вышла нашумевшая картина "Чучело", к Ролану Антоновичу обратились с предложением участвовать в особом проекте. ЮНИСЕФ задумал серию из нескольких киноновелл о детях. Были приглашены известнейшие режиссеры из разных стран. Например, от Франции - Жан-Люк Годар, от США - Джерри Льюис, от Филиппин - Лино Брока. Насколько помню, Льюис снял картину о "дискриминации наоборот" - мальчик-афроамериканец третирует приемных белых родителей. Брока снял новеллу о детях - ныряльщиках за жемчугом.

А что касается Ролана Антоновича, то он написал новеллу о девочке из неблагополучной семьи - пьющая мать, несчастная, обездоленная. По ее игре мы прослеживаем всю историю взаимоотношений в семье.

Бельгийские продюсеры представляли этот фильм на телерынке, и он пользовался огромным успехом, многие страны купили эту картину. Но продюсеры не выполнили условия договора. Они выплатили Ролану Антоновичу гонорар за сценарий, но не заплатили за режиссуру. Это еще можно было пережить, но по договору ему должны были отдать "нулевую" копию. Снимал картину изумительный оператор Георгий Рерберг. Он снял так, что каждая ворсиночка была видна на сшитом из солдатского сукна мишке. И мушка, которая садилась на мордочку этого мишки. И промелькнувший головастик в воде. Снято было прекрасно. Но этой копии у нас нет.

и: С каким чувством вы играли в картине?

санаева: Я сыграла свою самую короткую роль. Причем в сценарии Быкова этой роли не было. Но когда продюсеры посмотрели материал, им показалось недостаточно того, что было в играх девочки, чтобы объяснить самоубийство. Тогда Ролан придумал сцену с матерью. Я спросила: "Ты что, хочешь, чтобы я "заплату" сыграла?". А он ответил: "Ты должна сыграть еще более несчастную, чем эта девочка".

и: Сейчас общество в целом очень жестко относится к маргинальным семьям, многие считают, что матерей-алкоголичек надо стерилизовать. А вашу героиню страшно жалко. Ей сочувствуешь.

санаева: А вы представьте себе безнадежную ситуацию. Человек достаточно слаб. Если у тебя нет родных, если нет мужа, нет работы. Какой выход? Я тут не судья. Я помню, когда мы были на том телерынке, после просмотра к Ролану Антоновичу подходили люди, очень взволнованные, у них были какие-то перевернутые лица. Одна женщина просто упала ему на грудь и зарыдала.

Когда в 1997 году мы обратились к продюсерам с просьбой привезти эту картину на один кинофестиваль, они запросили пять тысяч долларов. А денег на этот международный фестиваль было очень немного. Так и не удалось ни на фестивале показать фильм, ни нулевую копию получить. Вскоре у Ролана Антоновича случился микроинсульт, потому что он переживал безумно. Не из-за денег! Пять рублей на такси и чистая сорочка - все, что ему было нужно. Но то, что ты лишен своего детища, не можешь его показать, не можешь поделиться. От этого ему было очень больно. Этой крошечной картиной Ролан Антонович закрыл для себя тему ребенка в кино.

и: У Ролана Быкова целый ряд картин о детстве. Но такого шокирующего изобличения нет ни в одном фильме.

санаева: Начало, наверное, было положено в картине "Внимание, черепаха!". Там исследовалась имманентность морали ребенка. Если говорить о "Телеграмме", то это история о том, что мы ищем какие-то героические судьбы вдали, а очень часто герои живут рядом с нами. А в фильме "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" главный герой - маленький Кузя. Он мечтатель, он наделен даром поэтизировать этот мир. Ролан Антонович говорил, что в ребенке заключен магический кристалл. Он и путешественник, и драматург, и спортсмен - все, все в ребенке. Быков порой обожествлял ребенка: вспомните эпизод в затопленной квартире, где Кузя в ночной сорочке плывет в тазу - он напоминает ангела.

и: И героиня гиперреалистичного "Я больше сюда никогда не вернусь" тоже ведь в конце возносится как ангел.

санаева: Любимым автором Ролана Антоновича был Гоголь, он любил сюрреализм Гоголя. Магия искусства преломляет жизнь, поднимает ее от обыденности.

и: Есть чувство, что последняя сцена - самоубийство - избыточна: весь ужас в играх девочки, и жизнь ее потрясает сильнее, чем смерть.

санаева: Возможно. Положение ребенка в семье тяжелое. В людях живет немотивированная жестокость, и она выплескивается в первую очередь на собственных детей. Никогда не забуду сцену, которую видела в "Детском мире": девчушка, лет трех, варежку потеряла. Так мать не поленилась, нагнулась и дала по физиономии этой крошке. За что можно ударить по лицу ребенка? Такой ожог ребенок получает! Злоба, неудовлетворенность жизнью вымещается на детях.

и: Одно дело, когда жестокость проявляют люди, которые давно своей жизни не хозяева - как ваша героиня. Но ведь третируют детей и вполне успешные.

санаева: Мы должны вглядеться, наконец, в свою физиономию. Она уродливая. Ведь даже если не избиение, не издевательство, то просто небрежение. Когда не находят времени поговорить с ребенком. У нас ведь такие важные дела. А тут ребенок со своими глупостями! А у него-то самые важные вещи в жизни происходят. Самые главные потрясения. Потому что у ребенка все впервые.

и: Маленькая героиня фильма даже внешне несет "печать" сиротства.

санаева: Нина Гончарова была отправлена в детский дом позже. Пьющий папа ударил маму, которая была уже на сносях (ждала Нину), ногой в живот. Бабушка кинулась на него с ножом. Папа попал в больницу, бабушка села в тюрьму, а мама родила девочку с сильным косоглазием, с гематомой. Но эта пятилетняя девчушка о жизни знала больше, чем многие взрослые. Она меня называла мамой. "Мамуль, ты представляешь, Юлька плачет, мамка пьяная, я молоко сцеживаю в стакан, а от него вином пахнет!". (Юлька - это маленькая сестренка Нины.) Это рассказывал пятилетний ребенок!

Жила она в тяжелых условиях. Земляной пол какой-то в доме. Братик у нее был, и вот эта Юлька еще родилась. Нина ее нянчила. Но ребенок умер, пока мы снимали фильм. Саму картину мы снимали недолго. Но мы Ниночку домой не возвращали долго. Хитрили.

и: После съемок Нину прооперировали?

санаева: Здесь какое-то чудо произошло, уж не знаю, почему мне поверили, наверное, Бог был за нас. Я привела ее в Морозовскую больницу и соврала, будто я мама. Представляете? И ей сделали операцию по поводу косоглазия. Единственная авантюра в моей жизни. У Нины почти нет сейчас косоглазия.

и: Актерская игра Нины в фильме - это, наверное, заслуга режиссера и оператора. Вряд ли ребенка посвятили в сюжет?

санаева: Конечно. Девочка очень подходила как типаж, но она не могла фразу из четырех слов произнести.

и: То есть в фильме идет актерская озвучка?

санаева: Нет! Она озвучила сама себя! Ролану все говорили: "Что ты мучаешься? Возьми актрису Корабельникову, она тебе все в полсмены озвучит!" Но Ролан понимал, что никакой другой ребенок, никакая актриса вот этой бесприютности в голосе не передаст никогда. По полсмены они работали. На последней смене она кинулась ко мне: "Ролан Антонович сказал, что я сегодня работала как Бог!"

и: Вы давно виделись с Ниной?

санаева: Два года назад мы с ней увиделись после долгого перерыва. Я была потрясена: девушка ростом с меня, а весит 42 килограмма! Все, что у меня дома было, я выгребла - еле она увезла эту сумку. Ей помощь очень нужна. Она не повторит судьбу своей матери: Нина - нежная мама, очень любит своих детей. Но живет очень трудно.

Что пишут о фильме в Рунете

olgaedna:

"Впечатления, конечно, как после "Чучела". Ком в горле. И ведь самое ужасное, не сказать, что чернуха. Правда жизни, и от этого невыносимо".

Zaspivay:

"Несчастные люди становятся родителями и производят на свет новых несчастных. Они не могут быть счастливыми, они просто не знают как. А дети повторяют модель поведения, усвоенную с младенчества".

sltlalllklelrl:

"Спасибо за ролик. Это шедевр, конечно".

Svjatko:

"Это как обухом по голове. Надо это показывать вместо всякой бредятины в самое смотрибельное время. Хотя нынешние на первой минуте переключат. И будут смотреть "Дом-2".

Genush00:

"Это неприкрытая ПРАВДА нашего общества, хоть и снято в 1990 году. Посмотрите на сегодняшний день - отъедешь на 60 км от Москвы и не такое увидишь".

lookbelowthesurface1:

"Этот фильм создан, чтобы обратить наше близорукое, обывательское безразличие на глубокую общественную язву. Ведь это пример поломанной детской жизни, одной из миллионов подобных! И каждый день число таких поломанных судеб растет. "

Timoshkevich:

"Эта работа Ролана Быкова с еще более оголенным нервом, чем "Чучело". Можно ее поставить в один ряд с "Иди и смотри" Климова и "Ивановым детством" Тарковского".

Liudvig:

Боже! Всё - правда! Жаль, нет скрытой камеры, чтобы заснять реальные непритязательные игры российских детей".

1. На счёт «матери». Я не знаю её жизненный путь и не могу осуждать её саму. Люди часто пытаются переложить ответственность на окружающих — как «мать» на «дочь» в данном случае. А алкоголь лишь усугубил.

2. На счёт «дочери». Она проецирует. Для неё это реальная жизнь. Если смотреть внимательно, то «дочь» придя в свой «домик» сначала была максимально ласковой и проявляла любовь. Есть два варианта — она это видела извне и второй её «мать» поступала точно так же. Если вариант два, то ближе к 100% причина в алкоголе. «Мать» приходит трезвой с работы, а потом напивается и превращается. далее по сюжету.

3. Порыв «дочери» удался, т. к. в она стояла рядом с обрывом в минуту нахлынувшей «бури» эмоций. Не было бы обрыва и этого мгновения, то скорее всего она бы вернулась домой к «маме».

Мне жаль в данной ситуации и «дочь» и «мать». Рядом с ними не было человека более сильного духом, чтобы «вытащить» их из этой бездны. Бывает эту роль берут на себя родители (бабушка и дедушка). Я не оправдываю «мать». Ни в коем случае. Точнее я не оправдываю её деяния показанные в фильме.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 1 / 2
  • тип рецензии:

Гениально, но вульгарно.

Звездный состав: оператор Рерберг, режиссер - Быков. Можно конечно много и долго ругать эту короткометражку, есть к ней с эстетической точки зрения претензии конечно, но если учесть, что фильм, скорее всего, идет как социальная реклама, да и снимался, скорее в сжатые сроки и за небольшие деньги, то можно отнестись к нему снисходительней.

Для меня очень странно выглядела сцена 'вознесения'. Очень наивно и даже, с высоты нашего времени, пошловато что-ли, но вспомним, что фильм снят в 1990 году, после 70-ти лет идеологического атеизма. В то время со всех экранов неслось различное мракобесие, и тогда отнесение к каким-то религиозным мотивам ассоциировалось с духовностью. Вот, я думаю, поэтому так и сделали. Постановка 'вознесения' сделана, конечно, неуклюже, но метафорические кадры, сопровождающие его, смягчают этот эффект.

Еще немного натянуто выглядело все в начале (когда истерит мать). На заднем фоне мы слышим крики девочки. Оба крика сливаются в голосовую какофонию, и возникает ощущение даже, что это девочка сама виновата, что мать так себя ведет.

Но зато все остальное сделано так, что позволяет нам отнести эту короткометражку к шедеврам.

Авторы избежали излишнего натурализма и показали ужасы детской жизни остраненно - отобразили их через детские игры. Но впечатления от этих игр не менее ужасные, чем от натуралистических подробностей жизни. Музыка из 'Сказки странствий' придает эмоциональности сюжету.

Актрису подобрали отлично (я о девочке). На мой взгляд так и нужно подбирать актеров. Это не профессиональная актриса, а ребенок с похожей судьбой и типажом (отчего все очень правдиво и жутко получилось).

Мастерство оператора добавляет свои находки. Интересна сцена, где девочка оборачивается на эхо голоса матери на высоком берегу реки (в начале), помните этот резкий, немного угловатый наезд? А ведь это самое начало девяностых! Про Догму 95 Ларс и не заикался еще!

В общем и целом получился очень сильный фильм, хоть и пафосный.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 6 / 3
  • тип рецензии:

Не помню когда, но до того, как увидеть на ютубе, я эту. ну я даже не знаю как назвать, что это такое. видел по телевизору на каком-то дециметровом канале. Не понял, чего это девочка бьёт свои игрушки, она что, псих больная? И только сегодня узнал, что снял эту дрянь никто иной как великий Ролан Быков.

Но посмотрев на год выпуска, я в общем-то не удивился. В те годы не было таких режиссёров, кто не отметился чем-то остросоциальным, животрепещущим. Когда по телевизору показывали благо, добро, и вдруг неожиданно разрешили показывать и такое.

На что автор рассчитывал? Что все прям ужаснутся? Ах ты Господи, бедная девочка, которую затюкала мать-алкоголичка, сама такая же маленькая хабалка, которая ничего другого не знает, смотрите, смотрите, как она падает с обрыва! И рыдайте! Да погромче!

У меня один вопрос - какое имеет право на существование эта гнусь? Представляете, если это дети увидят? Как девочка летит вниз, бьётся о скалы! Что? Это для взрослых? Чтобы посмотрели и ужаснулись?! И не делали так, как эта пьяная мамаша? Да всех, кто эту гадость смотрел, вытошнило!

У великого Ролана Быкова есть другие гениальные фильмы, про детей и о детях, и комедии, и драмы. Зачем было сделано ЭТО?! Ролан Антонович, видимо, хотел как все, быть модным, да только одним идёт, а другим нет. Именно тот случай.

Заказ ЮНЕСКО. Именно тот случай, когда заказуха оказывается крайне бездарной.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 10 / 52
  • тип рецензии:

Разумеется, проще родить очередной трэш (тем более, что время самое подходящее - 1990 год), сыграть на низменных чувствах зрителя, испугать особо впечатлительных, показав, мол, вона как бывает в жизни - родители-маргиналы детей тиранят. Ну хорошо, а делать с этим что будем? Видимо, будем продолжать плодить бессмысленный шок-контент (наподобие 'Волчка'), не несущий в себе ни художественного, ни иного посыла. Чем попытаться вывести какую-то мораль, лучше еще разок вывесим во всю длину это грязное бельишко.

Даже не знаю, что расстраивает меня больше - сама короткометражка или тот факт, что ее снял талантливейший Ролан Быков.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 10 / 44
  • тип рецензии:

Отчаяние и безысходность, это первые слова, которые пришли мне в голову при просмотре данного фильма. Отчаявшийся маленький человек, преданный самым родным и близким человеком, мамой. Мамой, которая должна оберегать, а не осыпать проклятиями в пьяном угаре, мамой, которая должна быть эталоном женственности и доброты, мамой.

Мать для ребенка, это весь его мир, а у маленькой Любы нет этого мира, у нее есть только скромный уголок в лесу, где её преданно ждут старые зашарпанные игрушки, именно к ним она прибегает, как маленький загнанный зверек, спасаясь от пьяных выходок обезумевший матери.

Быков снял свой фильм вне времени, такие матери и такие Любы были и в девяностые и в двухтысячные и сколько их будет еще.

Для кого Ролан Антонович снял этот наполненный музыкой Шнитке, разрывающий душу, десятиминутный шедевр? Уж, не для тех ли пьянчужек, что орут по ночам под окнами и дерутся со своими вторыми половинками за последний глоток водки? А может для тех женщин со 'стеклянными' глазами, которые за дозу готовы продать своего ребенка первому встречному? Нет, он снял этот фильм для нас с вами. Для нас вечно бегущих на работу и с работы, для нас, по выходным ездящих копать картошку на даче, для нас детально продумывающих предстоящий отпуск, для нас вечно занятых всем и не чем. Для того чтобы мы видя маленького, беззащитного, затравленного человечка, уж если не обогрели и пригласили домой, то хотя бы покормили и не пожалели сказать доброе слово, быть может, став для кого-то тем самым 'уголком в лесу', быть может, подарив кому-то, надежду и веру, что все еще будет хорошо. Быть может. Но Любе неоткуда было черпать веру и надежду в будущее, а там где умирает Вера и Надежда, умирает и Любовь.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 8 / 2
  • тип рецензии:

Я давно слышала об этом фильме, да все никак не решалась его посмотреть. Не помню уже, какие отговорки я себе придумывала, а просмотр все затягивался на неопределенное время. И вот, в один прекрасный день, придя с работы, я открыла старые закладки и решилась нажать на кнопку 'PLAY'.

Все. С этого момента можно считать, что меня не стало. Меня в прямом смысле размазало об стенку, мне было дурно смотреть эту короткометражку, и понимать, что это все - правда. Самая настоящая правда, жестокая, пугающая, страшная.

Я не думала, что буду плакать над этой картиной. Я, надо признать, плачу настолько редко, что слезные каналы в моих глазах уже давно могли бы высохнуть и рассыпаться. Но на этот раз в моей душе будто прорвало плотину. Я крепилась, крепилась до последнего, но этот яркий душераздирающий крик 'Я больше сюда никогда не вернусь!' - он-то и стал спусковым крючком.

Я помню, что плакала долго. Нина сыграла эту роль настолько реалистично, настолько правдоподобно, что не могла не задеть особые струны в моей душе. Я смотрела фильм в напряжении, а под конец не выдержала.

Мне ужасно жаль, что такие ситуации - не вымысел. Очень многие дети страдают от того же, от чего пострадала и сама Нина в детстве. Это глобальная проблема, и Ролан Быков смог показать ее во всей 'красе'. И я считаю, что эту короткометражку должен посмотреть каждый уважающий себя человек, чтобы понимать, что дети - это не просто игрушка, которую можно время от времени выпотрошить и выбросить, а потом заново собрать и сшить.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 7 / 0
  • тип рецензии:

Побег из реальности…

Просмотрев фильм Ролана Быкова «Я сюда больше никогда не вернусь!», у меня остались самые негативные впечатления от этого произведения. В первую очередь мне очень жалко девочку, которая сыграла эту роль. Побродив в интернете, я узнал, что она воспитывалась в детдоме. Понятное дело, что жить там трудно. Я вот одного понять не могу, ведь это живой маленький человек, зачем ей переживать повторно такое? Ведь это психологическая травма на всю жизнь! Конечный вариант, наверное, ЮНЕСКО удовлетворил, раз это оказалось достоянием общественности.

Я никогда не уважал, можно сказать ненавидел, таких родителей, которые вымещают собственную ущербность и низменность на собственных детях. Но в тоже время мне их было жалко. Несчастные люди становятся родителями и производят на свет новых несчастных. Они не могут быть счастливы, они просто не знают, как это быть счастливым. А дети повторяют модель поведения, усвоенную с младенчества.

В момент, когда девочка начала топить мишку, я подумал, что девочка своими глазами видела, как мать убивала её родного брата. Было очень больно на это смотреть, особенно, когда Люба начала «оживлять» мишку, набивая его песком. Наверное, мать в это время сидела и причитала около мёртвого ребёнка.

Когда девочка убежала из дома от кричащей матери и остановилась около несущегося поезда, у меня сердце сжалось, я думал, она бросится под поезд. Не очень люблю наблюдать последствия аварий или несчастных случаев.

Девочка убежала в лес и начала играть с уже припрятанными там игрушками. Видимо уже не первый раз она скрывается лесу. По фильму заметно, что поляну, где Люба играет, она убирает. Там лежит в укромном месте веник, игрушки, к тому же речка рядом. Лес для неё это дом. Здание, где она живёт с матерью - это просто место для еды и сна, хотя спит она, возможно, из-за буйства матери иногда в лесу.

В лесу девочка ведёт себя, как её мама. Она так же разговаривает, ругается, злится, рыдает. Не знаю, что сейчас с её родными детьми, надеюсь, конечно, на лучшее…

Вот написали мы свои впечатления от фильма, восхитились или нет работой Быкова, посочувствовали девочке, некоторые поплакали. И всё, забыли. Возможно, кто-нибудь подумает о решении этой проблемы. Но я уверен, что никто ничего не будет делать. Всё как было, так и останется. Да и что можно сделать, один против большого количества людей, которые думают, что им хорошо и ладно, что их никогда это не коснётся, не попрёшь.

Покончив жизнь прыжком в бездну, девочка облегчила жизнь в первую очередь себе. Она избавилась от каждодневных издевательств и побоев. Мать я думаю, будет не очень переживать по этому поводу, она найдёт успокоение в очередной бутылке водки. И через несколько дней даже и не вспомнит, что у неё была дочь.

Подводя итог, хочется сказать, что страшны не ужастики с ожившими трупами, страшны такие вот фильмы. Страшны тем, что они отражают реальное. Реальное, которое очень трудно изменить. А в наше время изменить просто невозможно.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 6 / 4
  • тип рецензии:

Яблочко катится от яблони

Так бывает. Пересмотрев практически всю фильмографию фон Триера и Балабанова, смело пропустив через себя антиэстетику 'Зеленого слоника', найдя что-то примечательное в кровожадных ужасах 'Человеческой многоножки' и 'Сербского фильма', думаешь, что знаешь о киночернухе абсолютно всё и чувствуешь себя в ней, как рыба в воде. А потом случайно натыкаешься на 10-минутную короткометражку, которая кладет тебя на лопатки. Сходу, навзничь. До дрожи и тремора, почти до истерики.

И создал этот натуралистичный в своей абсолютности бытовой кошмар не какой-нибудь больной маргинал из Скандинавии или Японии, вовсе нет. Прославленный отечественный актер Ролан Быков в 1990 году снял по своему же сценарию нечто такое, что не может ассоциироваться с понятием советского кино даже отдаленно. Вывернутый кишками наружу ужас неблагополучной семьи. Восклицательное испражнение всего самого гадкого, извращенного и губительного, на что только способно больное, заспиртованное литрами дешевой водки разрушенное сознание неудавшейся матери, отраженное растресканным кривым зеркалом детского восприятия.

Фильм-крик, фильм-агония, в котором главными героями становятся маленькая девочка и ее игрушки, вынужденные играть в похабные игры про разврат, насилие, разруху и личностный коллапс. Хрупкая, еще не сформировавшаяся, но уже разбитая на осколки личность маленького человечка, способного лишь копировать грехи и пороки старшего поколения, падает в грязную жижу вместе с набивкой выпотрошенного в порыве озлобленного отчаяния плюшевого медведя. Потрепанная кукла лихорадочно пытается закрыть глаза, чтобы больше не видеть, не помнить и никогда не возвращаться.

А возвращаться куда? Мишку не возьмут в школу, Мишка не станет генералом, Мишка похоронен. Остальные безжизненно сидят, склонившись у импровизированной могилки с крестом из прутьев. Пьяный зов матери звучит из ниоткуда, заглушаемый гудком тепловоза. Куда бежать, Люба? Люба. Любовь. Любовь - это жизнь. А тут уже всё умерло.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 33 / 2
  • тип рецензии:

Я сюда больше никогда не вернусь.

Несмотря на маленький хронометраж, за какие-то 10 минут режиссер вывернул наизнанку всю ту душевную боль, ненависть, одиночество, каплю детского тепла вкупе со злостью и обидой на жестокую мать, показал жизнь такой, какая она есть, без глянцевой обертки, как принято снимать подобные фильмы сейчас( исключение, пожалуй, 'Волчок').

Из-за пьянок и побоев матери, Люба вынуждена прибегать к эскапизму, где с постепенно нарастающим психологическим напряжением, проецирует материнское обращение с ней на свои игрушки.

Как бы родная мать не относилась к ребенку, в сердце его всегда горит огонек надежды на ее исправление, поскольку дите инстинктивно тянется к матери, нуждается только в ее любви, она опора и защита. Весь окружающий ребенка мир -- это часть мамы. С потерей материнской фигуры разрушается мир ребенка. Издревле считается, что мать должна любить собственное дитя по определению, что по-другому и быть не может, то есть женщины изначально воспринимают это, как обязанность и аксиому, но, как показывают исследования в данной области, зачастую все совсем иначе. Люди не любят свои долги и обязанности. Мать Любы вряд ли понимала, что из себя представляет элементарная ответственность за своего ребенка. Вернее, она вообще не принимала Любу за свою дочь. Скорее, за тявкающего и мешающего под ногами щенка, которого можно пнуть без зазрения совести.

К сожалению, в России проблема недоразвитых мамашек очень актуальна. Это общественная катастрофа, связанная с мозговой и душевной патологией. Я считаю, что подобных убогих просто необходимо стерилизовать или расстреливать. Человеку дан разум, чтобы он думал, а он все делает наоборот. Нужно понимать, что ребенок, в первую очередь -- огромная ответственность, которая лежит лишь на женщине и только на ней. Дите -- зеркало матери. То, из чего она должна слепить полноценную личность, одарить любовью и обеспечить существование, ребенок не должен знать нужды ни в чем. В противном случае -- ребенка быть не должно. Некоторые недомамки, плодящие детей аки фабричные игрушки, сами нуждаются в воспитании и обеспечении. Это весьма печальное зрелище. Особенно, частое явление в провинциях, где каждый второй пребывает в извечном запое по причине своей лени вперемешку с жалобами на поганую жизнь, а маленькое создание принадлежит самому себе и улице. Это еще в лучшем случае, а то и подвергается насилию как физическому, так и психологическому, что в будущем обязательно даст о себе знать.

В столь нежном возрасте( 6 лет) дети импульсивны, спонтанны и поступают по текущей ситуации -- что чувствуют, то и делают. Личность ребенка очень легко ломается, а вот починке уже не подлежит. Может, это прозвучит цинично, но финал фильма логичен. Лучше смерть, чем такая жизнь. Всем известно, что 'цветок жизни' получающий в детстве отменную порцию родительского презрения, впоследствии не будет от них отличаться и проекции его отразятся на будущих детях.

Человек, униженный психологически( что нередко проявляется в виде психических расстройств), неосознанно замыкается в саду собственного ада, где выращивает и поливает цветы своей боли. Быть счастливыми способны лишь благополучно развивающиеся дети, нежный мир и иллюзии которых не переехал грузовик жизни своими грязными и смачными колесами.

Настоящая и всегда свежая пища для размышления будущим матерям. Была бы способность размышлять.

Ослепляет на некоторое время. Скульптор сознания. На протяжении 10 минут усердно и мастерски отсекает все 'наросты'. После - остается кристально чистый разум, как идеальная скульптура, от которого чудодейственным образом отсечены все 'неправильные мысли'. Лишь квинтэссенция дороты, добродетели и веры.

Лента уже в начале раскалена до предела. И сразу же ставит тебя на дыбы, потому что совершенно безжалостно и неожиданно выбрасывает в нечеловеческое, противное всему естеству недопустимое детское горе. Землянички - переломный кадр. Это слишком наивно, непринужденно, просто, весело и подаобающе обычному детству, что до судорог и дрожи в руках несоответствует предыдущим душным, чуть ли не спирторазящим, грязным кадрам. Несмотря на то, что девочка уже осталась одна, абстрактное повествование ее жизни продолжается, но она сама выступает в роли матери, матери своих игрушек. То, что она говорит вводит в какой-то транс, от этого невозможно оторваться. Детский, трогательный голос, произносящий то и дело грязные ругательства, совсем не характерные для существа, от которого подсознательно ожидаешь чистоты и неиспорченности. Они были сказаны ребенку человеком, призванным учить : любви, ласке, жизни, а не убивать желание существовать.

Девочка жила в двух мирах - мир, созданный её матерью и мир, созданный ей самой. Несмотря на то, что один был реальный, а другой - вымышленный, она глубоко чувствовала их оба, а наверняка второй - больше, ведь он был для неё спасением, способом ухода от реальности. И когда трагедия одного мира (убитый ребенок - мишка)наложилась на трагедию другого (хаотически повторяющиеся пьяные ругательства) прозвучала дикая фраза - Я больше сюда никогда не вернусь.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 54 / 8
  • тип рецензии:

Яблочко катится от яблони

Так бывает. Пересмотрев практически всю фильмографию фон Триера и Балабанова, смело пропустив через себя антиэстетику 'Зеленого слоника', найдя что-то примечательное в кровожадных ужасах 'Человеческой многоножки' и 'Сербского фильма', думаешь, что знаешь о киночернухе абсолютно всё и чувствуешь себя в ней, как рыба в воде. А потом случайно натыкаешься на 10-минутную короткометражку, которая кладет тебя на лопатки. Сходу, навзничь. До дрожи и тремора, почти до истерики.

И создал этот натуралистичный в своей абсолютности бытовой кошмар не какой-нибудь больной маргинал из Скандинавии или Японии, вовсе нет. Прославленный отечественный актер Ролан Быков в 1990 году снял по своему же сценарию нечто такое, что не может ассоциироваться с понятием советского кино даже отдаленно. Вывернутый кишками наружу ужас неблагополучной семьи. Восклицательное испражнение всего самого гадкого, извращенного и губительного, на что только способно больное, заспиртованное литрами дешевой водки разрушенное сознание неудавшейся матери, отраженное растресканным кривым зеркалом детского восприятия.

Фильм-крик, фильм-агония, в котором главными героями становятся маленькая девочка и ее игрушки, вынужденные играть в похабные игры про разврат, насилие, разруху и личностный коллапс. Хрупкая, еще не сформировавшаяся, но уже разбитая на осколки личность маленького человечка, способного лишь копировать грехи и пороки старшего поколения, падает в грязную жижу вместе с набивкой выпотрошенного в порыве озлобленного отчаяния плюшевого медведя. Потрепанная кукла лихорадочно пытается закрыть глаза, чтобы больше не видеть, не помнить и никогда не возвращаться.

А возвращаться куда? Мишку не возьмут в школу, Мишка не станет генералом, Мишка похоронен. Остальные безжизненно сидят, склонившись у импровизированной могилки с крестом из прутьев. Пьяный зов матери звучит из ниоткуда, заглушаемый гудком тепловоза. Куда бежать, Люба? Люба. Любовь. Любовь - это жизнь. А тут уже всё умерло.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 33 / 2
  • тип рецензии:

Редкий полнометражный фильм оставит столь глубокое и тягостное впечатление от просмотра. А уж сделать подобное за 10 минут - дано не каждому мэтро. В 2005-м вышел в свет фильм 'Невидимые дети', социальный проект ЮНИСЕФ, состоящий из короткометражек, снятый состоявшимися режиссерами и посвященный крайним проблемам детей. Фильм Быкова, снятый, на 15 лет раньше, по заказу той же организации, разбивает в пух и прах всё впечатление от двухчасового просмотра проекта 2005-го года. Последний подобный шок-эффект я испытал после рассказа Вячеслава Рыбакова 'Зима', тесктом всего в 10 страниц.

'Я сюда больше никогда не вернусь' - не просто кино, а глубокий шрам нашего общества. После которого остаётся чёткий зеркальный посыл: Мы - это наши дети. И то, какое отражение мы увидим напротив себя, в наших детях, зависит только от нас.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 41 / 8
  • тип рецензии:

Все эти 10 минут я пребывала в состоянии сильного напряжения, с самого первого кадра. В горле застыл какой-то неприятный ком.

Не буду оригинальна, если скажу, что Р. Быков - гений, он смог показать очень многое за этот крохотный отрезок времени, в сей короткометражной (при этом бесспорно вполне полноценной) драме есть всё то, чего не хватает многим современным 2-часовым фильмам на остросоциальные темы.

Хотелось бы, чтобы 'Я сюда больше никогда не вернусь' был просто качественным чернушным арт-хаусным триллером. Но это не триллер и не арт-хаус - это самая что ни на есть жизнь, без прикрас. Сколько таких семей, таких сирот при живых родителях, как 6-летняя Люба? В России, в странах СНГ, вообще в мире (ибо я не привыкла смотреть на реалии даже самых успешных западных стран через розовые очки) . Да проще пересчитать звёзды на небе.

Несмотря на жестокость и грязь окружающего мира, Люба всё равно остаётся ребёнком, который не желает верить в то, что всё так беспросветно - прямо что-то сдавливает голову железной рукой, когда сразу после избиения скотиной-матерью она бежит в небольшой лес у реки и как бы перемещается в свой мирок. С игрушками, звонко журчащим ручьём и лесной земляникой.

Кстати, Нина Гончарова, исполнительница главной роли, практически сыграла тут саму себя. Поэтому всё выглядит настолько натурально и, казалось бы, просто с актёрской игрой ничего общего не имеет. Она воспитанница ташкентского детдома, дочь алкоголиков, которые были лишены родительских прав. Так что 'Я сюда больше никогда. ' можно смело назвать фильмом-биографией.

Оценка. А как можно оценить нашу жизнь? Её нужно просто принять, осознать, что такие проблемы действительно существуют, и со своей стороны пытаться как-то влиять на их решение. Как влиять? Усыновлять таких детей или строить для них элитные детдома и интернаты. Необязательно. Достаточно одного - не быть равнодушным и не проходить мимо, если вы видите, как кто-то издевается над заведомо слабым существом (ребёнком или животным), которое неспособно ответить хотя бы просто потому, что сильно привязано к своему мучителю - потому что это мать, отец или хозяин. Потому что вроде как он должен любить.

И ещё: не заводите детей и животных, если не уверены, что сможете их любить и заботиться.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 37 / 8
  • тип рецензии:

Этот фильм выворачивает душу наизнанку. Трагедия ребенка - это нож в сердце. Эти глаза девочки, столько в них отчаяния и безысходности! Маленькое затравленное беззащитное существо! Мама для ребенка - это нечто священное и чистое. Любая мать в глазах ребенка Бог. И когда она отворачивается от чада, весь мир становиться чужим, враждебным. и не нужным.

Мать не просто убила бедную Любу, она делала это медленно и изощрено. Изо дня в день она твердила ей о никчемности, унижала, оскорбляла. Такая женщина недостойна называться матерью.

И вот Люба бежит и поезд перекрывает ей дорогу, назад нельзя. Бедное дитя зажали с двух сторон, загнали в ловушку. 'Я больше сюда никогда не вернусь!' - это крик израненной души, который адресован всем нам. Нам! Люба не одна такая. Мы ведь почти каждый день видим таких как она. Просто предпочитаем не замечать и не вмешиваться. Равнодушие - один из самых страшных грехов. И Ролан Быков демонстрирует нам его страшные необратимые последствия.

Эту картину невозможно оценить. Любите детей, не важно своих или чужих. Не стойте в стороне, когда им нужна помощь. Взрослых не должны оставлять равнодушными слезы ребенка.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 28 / 4
  • тип рецензии:

Режиссер Ролан Быков не побоялся снять десять минут жестокого зрелища под названием 'Я сюда больше никогда не вернусь'. В фильме 'Внимание, черепаха!' можно увидеть надежду в лице орущего Фунтика с криком 'Там черепаха. ', в 'Чучеле' луч света в темном царстве еще тоньше, то в короткометражке 'Я сюда больше никогда не вернусь' вообще нет никакой надежды, кроме как, может быть, на Бога.

Нам показывают пьющую мать, избивающую свою родную дочь, которая ничего плохого ей не сделала. Миру все равно на них и на их страдания. Девочка убегает из дома к своему тайнику, где прячет свои игрушки. Ее игра с игрушками есть воспроизведение ее реальной жизни. Она бьет их по лицу, орет на них, используя нецензурную лексику, изображает половой акт… Сопровождается это музыкой из моей любимейшей 'Сказки странствий', за что Быкову большое спасибо.

Правда ли то, что показали в этой картине? Моя личная вера состоит в том, что мы живем в эпоху, которая куда страшнее. А такие короткометражки не порождают новые глобальные проблемы человечества, они бросают им вызов. Если, конечно, сделаны так, чтобы возмутить зрителя. Нередко они снимаются так, что у зрителя возникает желание скорее подражать происходящему на экране. Но тут зрителю может реально стать стыдно. А это есть плюс.

Каждому родителю, теряющему контроль над собой в отношении своих детей, стоит посмотреть эту короткометражку, потому что это возможность посмотреть на себя со стороны. Советую каждому.

  • Полезная рецензия? пожаловаться на спойлер?
  • Да / Нет
  • 20 / 2
  • тип рецензии:

Я сюда больше никогда не вернусь.

Несмотря на маленький хронометраж, за какие-то 10 минут режиссер вывернул наизнанку всю ту душевную боль, ненависть, одиночество, каплю детского тепла вкупе со злостью и обидой на жестокую мать, показал жизнь такой, какая она есть, без глянцевой обертки, как принято снимать подобные фильмы сейчас( исключение, пожалуй, 'Волчок').

Из-за пьянок и побоев матери, Люба вынуждена прибегать к эскапизму, где с постепенно нарастающим психологическим напряжением, проецирует материнское обращение с ней на свои игрушки.

Как бы родная мать не относилась к ребенку, в сердце его всегда горит огонек надежды на ее исправление, поскольку дите инстинктивно тянется к матери, нуждается только в ее любви, она опора и защита. Весь окружающий ребенка мир -- это часть мамы. С потерей материнской фигуры разрушается мир ребенка. Издревле считается, что мать должна любить собственное дитя по определению, что по-другому и быть не может, то есть женщины изначально воспринимают это, как обязанность и аксиому, но, как показывают исследования в данной области, зачастую все совсем иначе. Люди не любят свои долги и обязанности. Мать Любы вряд ли понимала, что из себя представляет элементарная ответственность за своего ребенка. Вернее, она вообще не принимала Любу за свою дочь. Скорее, за тявкающего и мешающего под ногами щенка, которого можно пнуть без зазрения совести.

К сожалению, в России проблема недоразвитых мамашек очень актуальна. Это общественная катастрофа, связанная с мозговой и душевной патологией. Я считаю, что подобных убогих просто необходимо стерилизовать или расстреливать. Человеку дан разум, чтобы он думал, а он все делает наоборот. Нужно понимать, что ребенок, в первую очередь -- огромная ответственность, которая лежит лишь на женщине и только на ней. Дите -- зеркало матери. То, из чего она должна слепить полноценную личность, одарить любовью и обеспечить существование, ребенок не должен знать нужды ни в чем. В противном случае -- ребенка быть не должно. Некоторые недомамки, плодящие детей аки фабричные игрушки, сами нуждаются в воспитании и обеспечении. Это весьма печальное зрелище. Особенно, частое явление в провинциях, где каждый второй пребывает в извечном запое по причине своей лени вперемешку с жалобами на поганую жизнь, а маленькое создание принадлежит самому себе и улице. Это еще в лучшем случае, а то и подвергается насилию как физическому, так и психологическому, что в будущем обязательно даст о себе знать.

В столь нежном возрасте( 6 лет) дети импульсивны, спонтанны и поступают по текущей ситуации -- что чувствуют, то и делают. Личность ребенка очень легко ломается, а вот починке уже не подлежит. Может, это прозвучит цинично, но финал фильма логичен. Лучше смерть, чем такая жизнь. Всем известно, что 'цветок жизни' получающий в детстве отменную порцию родительского презрения, впоследствии не будет от них отличаться и проекции его отразятся на будущих детях.

Человек, униженный психологически( что нередко проявляется в виде психических расстройств), неосознанно замыкается в саду собственного ада, где выращивает и поливает цветы своей боли. Быть счастливыми способны лишь благополучно развивающиеся дети, нежный мир и иллюзии которых не переехал грузовик жизни своими грязными и смачными колесами.

Настоящая и всегда свежая пища для размышления будущим матерям. Была бы способность размышлять.

Рола́н Анто́нович Бы́ков.

Ролан Быков. (1929-1998).

А знаете ли вы о том, что свой самый душераздирающий фильм, вызвавший слезы у миллионов людей - Ролан Быков снимал в окрестностях Каменска-Шахтинского? Смотреть онлайн.

В России ежегодно по вине родителей гибнет около тысячи детей. В 2002 году, по данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, было совершено 44 000 преступлений против несовершеннолетних. А в 2007 году - уже 70 000. И поэтому такие фильмы нужны нам. Чтобы заставляли задуматься.

Одна из самых сильных работ Ролана Быкова. Короткометражный художественный фильм, снимали в окрестностях города Каменска (Ростовская область), в районе хутора Плетневки - июнь-июль 1990г.. Один из 10 фильмов, снятых по заказу ЮНЕСКО в поддержку Всемирной декларации о правах ребенка. Премьера фильма состоялась спустя пол года в Каннах.

Киногруппа проживала в гостинице "ДОНЕЦ". Вместе с Быковым была его жена Е.В.Санаева - сыгравшая короткую роль матери-алкоголички. Актриса Елена Санаева известна по фильмам "Чучело", "Печки-лавочки", "Приключения Буратино" и др. В кинотеатре "Родина" состоялась встреча кинозрителей-каменчан с Роланом Быковым.

"В поисках натуры мы облетели Волгу, Оку. Но только у вас нашли то, что искали - утес, который входит в реку. Места у вас потрясающие. От избытка кислорода мы в первые дни с трудом просыпались. Благодатный край!".

"Мда. Посмотрев это, не хочется ни спать, ни есть. Страшно, что это реальность для кого-то. "

"Мне потребовалось некоторое время, чтобы успокоиться после просмотра фильма. Я узнала в нем себя, и практически все детское окружение. И это страшно."

У моего отца были сапоги забродные и Ролан Быков попросил привезти их т.к. где снимали,было воды много. Папы долго не было ,а потом он приехал и рассказал .что за малиной ездили на рынок т.к. над речкой малина ещё не поспела и помощники как то её прилепили к кустам.

История кино
О десятиминутной ленте Ролана Быкова "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", почти никто не знает. 20 лет назад его купили кинопрокатчики многих стран. Но к отечественному зрителю этот коротенький киношедевр пришел лишь благодаря интернету. Актриса, Нина Гончаров, сыгравшая практически саму себя - никому не нужную девочку из неблагополучной семьи.

Крошечная картина под названием "Люба", или "Я больше сюда никогда не вернусь", начинается со сцены, в которой мать-алкоголичка бьет маленькую дочку. Всего несколько секунд: крик, пощечина. Девочка выскакивает из дома.

Вот она перебегает через железнодорожные пути - грохот поезда вызывает у зрителя ощущение надвигающейся катастрофы. Но мы даже представить себе не можем, какого рода потрясение ждет впереди.

Ребенок показан с огромной, словно родительской любовью. Камера передает, как дышит загнанное, щуплое тельце, ловит испуганный взгляд сильно косящих глаз. А потом - как саркастический контраст - в кадр вступает красота природы. У пасторального ручья, вынув из тайничка игрушки - убогого мишку и куклу, девочка начинает играть. Мы видим, как она то успокаивается, то, захваченная своей игрой, снова впадает в состояние, близкое к аффекту. И тут зритель наконец понимает, какой шок готовит ему фильм. Потому что с первых кадров, показывающих играющего ребенка, нам открывается, что игра ее - это точное воспроизведение ее жизни.

Игрушки оживают в руках Любы, превращаясь то в детей, то в папу с мамой. Она то метет пол ("Весь дом зас. али!"), то кормит куклу, то истово ласкает своих "детей" ("Любишь мамку? А папку свого небось больше любишь!"), то бьет наотмашь. Персонажи выясняют отношения, шокирующе "любятся" и жестоко, на ножах, дерутся, и один из них гибнет в семейной драке - а второй причитает и голосит. Ребенок то смеется, то рыдает, то матерится, то лепечет, заикаясь от страха. Начинается гроза. Девочка по-хозяйски снимает платье, чтобы постирать, и теперь в кадре - голое тщедушное тельце. Ребенок так беззащитен и одинок, что это бьет по нервам больше, чем неполиткорректная нагота и мат. Платье высохло, игрушки спрятаны, девочка собралась домой. Она снова слышит вопли матери, зовущей ее. Нервное личико передергивается так натурально, что веришь всему. Даже тому, как с криком "Я сюда больше никогда не вернусь! Мама! Мамочка!" девочка, то ли оступившись, то ли сознательно бросается в реку с обрыва.Сила таланта Быкова не в том, что он заставляет рыдать в сценах смерти ребенка. Это нетрудно. Но Быков заставляет переживать катарсис еще в сценах обыденной жизни.

Наткнувшись в Сети на этот ролик, не можешь поверить, что незамеченным остался шедевр самого Ролана Быкова. Где нашли ребенка, столь достоверного в этой роли, и как удалось заставить девочку сыграть так, что каждый кадр воспринимается как документальная съемка?

Жизнь и судьба Нины Гончаровой, главной героини.

Героиня фильма "Люба" Нина Гончарова:

Судьба Нины Гончаровой сложилась ненамного удачнее, чем у ее киногероини. Оставшись сиротой в детстве, потеряв брата и сестру, Нина потом прошла через все "классические" испытания, которые выпадают на долю несчастливых женщин. Обо всем этом она рассказала корреспонденту "Известий" Екатерине Пряхиной.

известия: Нина, насколько я знаю, во время съемок у вас в семье случилось горе - умерла младшая сестренка Юля.

нина гончарова: Да. И мама меня потом упрекала: "Вот, бросила нас, потому Юлька и умерла! А она тебя вспоминала, звала!" Ведь нянчила Юлю я. А когда меня не было, она заболела и умерла.

и: От чего она умерла?

гончарова: Простудилась. Просмотрели какое-то воспаление. После этого случая нас с братом и забрали у матери. И, наверное, это к лучшему было: конечно, без материнского тепла тяжело, но в детдоме хоть какие-то условия были, еда, одежда. Мама умерла от рака матки, бабушка тоже. Отец в тюрьме скончался от туберкулеза. Брат тоже умер. А одна из родственниц вовремя подсуетилась, каким-то образом выправила свидетельство еще и о моей смерти и продала квартиру. Но мне повезло: я получила жилье в Ташкенте от государства.

и: Вы работаете? Удалось получить профессию?

гончарова: Я после интерната закончила полиграфический колледж, обучалась переплетному делу. Но у меня маленькие дети - Насте шесть лет, Данияру - четыре. Работать не получается. У Даника подозрение на судорожный синдром и больное сердце. Сейчас вот обследуемся.

и: А на какие же средства живете?

гончарова: У меня подружка есть с интернатовских времен, мы с ней как сестры. Она живет с нами. Подруга работает - пока на ее зарплату и живем. Дети подрастут - я выйду на работу, будем и на мои жить. Мы друг другу всю жизнь помогаем.

и: А отец детей не дает денег?

гончарова: Нет. Я познакомилась с молодым человеком, вышла замуж. Ну, по мусульманскому обряду. Сначала жили хорошо. Когда стало известно, что я забеременела девочкой, а не мальчиком, родственники стали мужа этим попрекать. И он ушел от нас. Снова мы с ним попробовали восстановить семью еще через год, даже родили Даника. Но все равно не получилось ничего. Он уехал в Россию на заработки - и вот уже три года от него ни слуху, ни духу.

и: А вы помните, как снимались в фильме?

гончарова: Это было так давно! Но кое-что помню хорошо. Помню, что Елену Всеволодовну называла мамой. Она мне и впрямь заменяла тогда мать. Даже сделала мне операцию. Сейчас у меня только левый глаз слегка косит - надо делать вторую операцию, но теперь уже возможности нет. Помню, снимали летом. Изображали дождь: подъезжала специальная машина. Я, конечно, не понимала тогда, что там в фильме происходит по сюжету. Мне говорили: сделай так или так, и я делала. Старалась. А потом вдруг заартачилась. Некрасиво себя повела: все, сказала, не буду сниматься!

Они меня тогда "припугнули": привели другую девочку и сказали: "Ах, не будешь - ну и не надо! Справимся без тебя!"

Я схватилась за голову: "Как же так, без меня! А я как же? Все, все, - говорю, - буду хорошо себя вести!"

и: А вы весь фильм потом, уже во взрослом возрасте, видели?

гончарова: Да, у меня есть кассета. Я считаю, что его обязательно надо показывать. У нас ведь в Ташкенте как утверждают: что все замечательно, что таких детей, как я, нет. А это неправда. И фильм не просто это показывает. Он у людей сердца затрагивает. Они жалеть начинают. Другое дело, что я очень стесняюсь и даже стыжусь, когда меня кто-то узнает. "А, так это ты снималась!". Я тогда сразу прячусь.

Актриса Елена Санаева: Этой картиной Быков закрыл для себя тему ребенка в кино

Елена Санаева не просто снялась в фильме "Люба". Она сыграла большую роль в судьбе Нины Гончаровой, исполнительницы роли главной героини картины. О том, как проходили съемки и что изменилось в жизни Нины после них, Елена Санаева рассказала корреспонденту "Известий" Екатерине Пряхиной.

известия: Елена Всеволодовна, как же вышло, что такой нужный и честный фильм остался неизвестным и невостребованным?

елена санаева: Когда на экраны вышла нашумевшая картина "Чучело", к Ролану Антоновичу обратились с предложением участвовать в особом проекте. ЮНИСЕФ задумал серию из нескольких киноновелл о детях. Были приглашены известнейшие режиссеры из разных стран. Например, от Франции - Жан-Люк Годар, от США - Джерри Льюис, от Филиппин - Лино Брока. Насколько помню, Льюис снял картину о "дискриминации наоборот" - мальчик-афроамериканец третирует приемных белых родителей. Брока снял новеллу о детях - ныряльщиках за жемчугом.

А что касается Ролана Антоновича, то он написал новеллу о девочке из неблагополучной семьи - пьющая мать, несчастная, обездоленная. По ее игре мы прослеживаем всю историю взаимоотношений в семье.

Бельгийские продюсеры представляли этот фильм на телерынке, и он пользовался огромным успехом, многие страны купили эту картину. Но продюсеры не выполнили условия договора. Они выплатили Ролану Антоновичу гонорар за сценарий, но не заплатили за режиссуру. Это еще можно было пережить, но по договору ему должны были отдать "нулевую" копию. Снимал картину изумительный оператор Георгий Рерберг. Он снял так, что каждая ворсиночка была видна на сшитом из солдатского сукна мишке. И мушка, которая садилась на мордочку этого мишки. И промелькнувший головастик в воде. Снято было прекрасно. Но этой копии у нас нет.

и: С каким чувством вы играли в картине?

санаева: Я сыграла свою самую короткую роль. Причем в сценарии Быкова этой роли не было. Но когда продюсеры посмотрели материал, им показалось недостаточно того, что было в играх девочки, чтобы объяснить самоубийство. Тогда Ролан придумал сцену с матерью. Я спросила: "Ты что, хочешь, чтобы я "заплату" сыграла?". А он ответил: "Ты должна сыграть еще более несчастную, чем эта девочка".

и: Сейчас общество в целом очень жестко относится к маргинальным семьям, многие считают, что матерей-алкоголичек надо стерилизовать. А вашу героиню страшно жалко. Ей сочувствуешь.

санаева: А вы представьте себе безнадежную ситуацию. Человек достаточно слаб. Если у тебя нет родных, если нет мужа, нет работы. Какой выход? Я тут не судья. Я помню, когда мы были на том телерынке, после просмотра к Ролану Антоновичу подходили люди, очень взволнованные, у них были какие-то перевернутые лица. Одна женщина просто упала ему на грудь и зарыдала.

Когда в 1997 году мы обратились к продюсерам с просьбой привезти эту картину на один кинофестиваль, они запросили пять тысяч долларов. А денег на этот международный фестиваль было очень немного. Так и не удалось ни на фестивале показать фильм, ни нулевую копию получить. Вскоре у Ролана Антоновича случился микроинсульт, потому что он переживал безумно. Не из-за денег! Пять рублей на такси и чистая сорочка - все, что ему было нужно. Но то, что ты лишен своего детища, не можешь его показать, не можешь поделиться. От этого ему было очень больно. Этой крошечной картиной Ролан Антонович закрыл для себя тему ребенка в кино.

и: У Ролана Быкова целый ряд картин о детстве. Но такого шокирующего изобличения нет ни в одном фильме.

санаева: Начало, наверное, было положено в картине "Внимание, черепаха!". Там исследовалась имманентность морали ребенка. Если говорить о "Телеграмме", то это история о том, что мы ищем какие-то героические судьбы вдали, а очень часто герои живут рядом с нами. А в фильме "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" главный герой - маленький Кузя. Он мечтатель, он наделен даром поэтизировать этот мир. Ролан Антонович говорил, что в ребенке заключен магический кристалл. Он и путешественник, и драматург, и спортсмен - все, все в ребенке. Быков порой обожествлял ребенка: вспомните эпизод в затопленной квартире, где Кузя в ночной сорочке плывет в тазу - он напоминает ангела.

и: И героиня гиперреалистичного "Я больше сюда никогда не вернусь" тоже ведь в конце возносится как ангел.

санаева: Любимым автором Ролана Антоновича был Гоголь, он любил сюрреализм Гоголя. Магия искусства преломляет жизнь, поднимает ее от обыденности.

и: Есть чувство, что последняя сцена - самоубийство - избыточна: весь ужас в играх девочки, и жизнь ее потрясает сильнее, чем смерть.

санаева: Возможно. Положение ребенка в семье тяжелое. В людях живет немотивированная жестокость, и она выплескивается в первую очередь на собственных детей. Никогда не забуду сцену, которую видела в "Детском мире": девчушка, лет трех, варежку потеряла. Так мать не поленилась, нагнулась и дала по физиономии этой крошке. За что можно ударить по лицу ребенка? Такой ожог ребенок получает! Злоба, неудовлетворенность жизнью вымещается на детях.

и: Одно дело, когда жестокость проявляют люди, которые давно своей жизни не хозяева - как ваша героиня. Но ведь третируют детей и вполне успешные.

санаева: Мы должны вглядеться, наконец, в свою физиономию. Она уродливая. Ведь даже если не избиение, не издевательство, то просто небрежение. Когда не находят времени поговорить с ребенком. У нас ведь такие важные дела. А тут ребенок со своими глупостями! А у него-то самые важные вещи в жизни происходят. Самые главные потрясения. Потому что у ребенка все впервые.

и: Маленькая героиня фильма даже внешне несет "печать" сиротства.

санаева: Нина Гончарова была отправлена в детский дом позже. Пьющий папа ударил маму, которая была уже на сносях (ждала Нину), ногой в живот. Бабушка кинулась на него с ножом. Папа попал в больницу, бабушка села в тюрьму, а мама родила девочку с сильным косоглазием, с гематомой. Но эта пятилетняя девчушка о жизни знала больше, чем многие взрослые. Она меня называла мамой. "Мамуль, ты представляешь, Юлька плачет, мамка пьяная, я молоко сцеживаю в стакан, а от него вином пахнет!". (Юлька - это маленькая сестренка Нины.) Это рассказывал пятилетний ребенок!

Жила она в тяжелых условиях. Земляной пол какой-то в доме. Братик у нее был, и вот эта Юлька еще родилась. Нина ее нянчила. Но ребенок умер, пока мы снимали фильм. Саму картину мы снимали недолго. Но мы Ниночку домой не возвращали долго. Хитрили.

и: После съемок Нину прооперировали?

санаева: Здесь какое-то чудо произошло, уж не знаю, почему мне поверили, наверное, Бог был за нас. Я привела ее в Морозовскую больницу и соврала, будто я мама. Представляете? И ей сделали операцию по поводу косоглазия. Единственная авантюра в моей жизни. У Нины почти нет сейчас косоглазия.

и: Актерская игра Нины в фильме - это, наверное, заслуга режиссера и оператора. Вряд ли ребенка посвятили в сюжет?

санаева: Конечно. Девочка очень подходила как типаж, но она не могла фразу из четырех слов произнести.

и: То есть в фильме идет актерская озвучка?

санаева: Нет! Она озвучила сама себя! Ролану все говорили: "Что ты мучаешься? Возьми актрису Корабельникову, она тебе все в полсмены озвучит!" Но Ролан понимал, что никакой другой ребенок, никакая актриса вот этой бесприютности в голосе не передаст никогда. По полсмены они работали. На последней смене она кинулась ко мне: "Ролан Антонович сказал, что я сегодня работала как Бог!"

и: Вы давно виделись с Ниной?

санаева: Два года назад мы с ней увиделись после долгого перерыва. Я была потрясена: девушка ростом с меня, а весит 42 килограмма! Все, что у меня дома было, я выгребла - еле она увезла эту сумку. Ей помощь очень нужна. Она не повторит судьбу своей матери: Нина - нежная мама, очень любит своих детей. Но живет очень трудно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: