Взыскание задолженности по суду проводки бухучет

Обновлено: 24.04.2024

В судебное разбирательство могут вступать не только физические, но и юридические лица. Последним нужно правильно учитывать издержки, неизбежно возникающие в процессе суда.

Вопрос: Как отразить в учете организации выплату по решению суда компенсации судебных издержек физическому лицу (не являющемуся работником организации), выигравшему иск к организации?
В соответствии с решением суда организация компенсирует физическому лицу судебные издержки (оплату услуг представителя) в размере 16 000 руб. Денежные средства перечислены на счет физического лица в банке. На дату подачи физическим лицом иска организация на основе экспертного заключения оценивала вероятность принятия судебного решения в ее пользу как высокую. В связи с этим организация не признавала оценочное обязательство в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденного Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н. В налоговом учете применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

Что входит в структуру расходов

Состав издержек определяется статьей 101 АПК РФ и статьей 88 ГПК РФ. В частности, они включают в себя любые издержки, возникающие вследствие разбирательства, а также государственную пошлину. Рассмотрим примерный перечень:

  • Оплата услуг экспертов, адвокатов и консультантов.
  • Суммы, которые выплачиваются экспертам, переводчикам и прочим.
  • Издержки, сопутствующие проведению осмотра.
  • Траты на почтовую пересылку.
  • Прочие траты, которые признаны судом нужными.
  • Расходы на представительство стороны.
  • Компенсация за потерянное время, выплачиваемая на основании статьи 99 ГПК РФ.
  • Траты на транспорт и проживание лиц, участвующих в разбирательстве (статья 94 ГПК РФ).
  • Пошлина.

Некоторые расходы имеют фиксированный размер. К примеру, это пошлина. Часть издержек может иметь любой объем. В частности, это компенсация за потерю времени. Размер ее должен быть разумным и соответствующим всем обстоятельствам дела.

Вопрос: Как отразить в учете судебные расходы, понесенные организацией при обращении с иском в арбитражный суд?
В соответствии с договором поручения и на основании представленного отчета с приложением оправдательных документов организация оплачивает услуги поверенного (юридической фирмы) в сумме 120 000 руб. (в том числе НДС 20 000 руб.), а также возмещает затраты представителя организации — поверенного на проживание в месте судебного разбирательства в размере 8 000 руб. (НДС гостиницей не предъявлен). Судебное разбирательство связано с истребованием у покупателя недополученной платы за проданный объект основных средств (ОС) (реализация ОС облагается НДС). В налоговом учете применяется метод начисления.
Посмотреть ответ

Налоговый учет

Учет судебных расходов отличается рядом правил. Все издержки должны быть подтверждены. В качестве подтверждения могут использоваться эти бумаги:

  • Чеки и квитанции.
  • Соглашения о предоставлении юридических услуг.
  • Билеты на проезд.
  • Выписки из органов расследования.

Издержки на досудебное урегулирование рекомендуется указывать в соглашении с юристом. Расчет расходов осуществляется на основании документов, которые приобщены к делу.

Издержки будут относиться к внереализационным расходам. Траты, которые можно включать в этот состав, оговорены статьей 106 АПК РФ и статьей 94 ГПК РФ. Однако рассмотренный перечень не является исчерпывающим. Иногда суд признает судебными траты, не входящие в список. К примеру, это могут быть расходы на копирование документов, на их перевод или удостоверение у нотариуса. Траты не признаются тогда, когда их связь с разбирательством не является очевидной.

Когда траты точно не будут признаны

Условия признания оговорены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. В частности, это:

  • Обоснованность.
  • Наличие подтверждающих документов.

Расходы не признаются в следующих случаях:

  • Нет связи с судебным разбирательством. К примеру, компания заключила с юридической фирмой договор об абонентском обслуживании. Во время судебного процесса руководитель обратился к юристам по поводу, не относящемуся к делу. Сопутствующие траты признаны не будут. В этом случае они будут учитываться в составе трат на юридические услуги на основании пункта 1 статьи 264 НК РФ.
  • Представитель не принимал участие в судебных разбирательствах. К примеру, фирма оплатила представительские услуги, однако представитель не принимал участия ни в одном заседании.
  • Фирма не является стороной по разбирательству. То есть субъект должен быть или истцом, или ответчиком, или третьим лицом. Если фирма не является стороной, то не будет оснований для признания судебных расходов.
  • В деле участвует не компания, а ее сотрудник. Если сотрудник компании привлечен к ответственности, это будет его личным делом. То есть фирма не должна учитывать сопутствующие расходы.

Иногда компания прибегает к досудебному урегулированию дела. Сопутствующие траты на юристов и консультантов также не будут признаваться. Соответствующее решение дано Президиумом ВАС в Постановлении №9131/08 от 9 декабря 2008 года.

Признание госпошлины

Пошлину нужно включать в расходы на дату подачи иска. Последняя определяется на основании отметки суда о принятии иска. Некоторые делают это на дату уплаты платежа, однако это не является верным. Пошлина должна быть включена в состав внереализационных услуг на основании пункта 1 статьи 265 НК РФ.

Пошлина может быть возвращена по решению суда. Полученная сумма должна быть включена в структуру внереализационных доходов на основании пункта 3 статьи 250 НК РФ. Включение производится на дату вступления решения о возврате пошлины в силу.

На какую дату нужно учитывать расходы

Судебные издержки относятся к внереализационным, а потому они будут признаны в эти даты на основании пункта 7 статьи 272 НК РФ:

  • Дата расчетов на основании условий соглашения.
  • Дата предъявления плательщику бумаг, на основании которых производятся расчеты.
  • Заключительное число отчетного или налогового времени.

Фирма имеет право устанавливать свои даты отражения расходов на основании Письма Минфина №03-03-04/2/149 от 26 мая 2006 года. Как правило, это дата подписания соглашения об оказании услуг. К примеру, компания заключила договор с юристом. Дата подписания документа и будет датой признания.

Судебные траты снижают налогооблагаемую прибыль вне зависимости от того, взысканы ли они через суд. Что под этим понимается? Если юридический субъект выигрывает дело, лицо, признанное виновным, должно покрыть все судебные издержки выигравшей стороны. Однако признание расходов выполняется вне зависимости от выигрыша и проигрыша.

ВАЖНО! Расходы на стороннего юриста учитываются и в том случае, когда в штате организации работает штатный юрист. Однако если работой занимается штатный юрист, затраты отражаются в структуре расходов на оплату труда на основании статьи 255 НК РФ. Траты на своего адвоката не могут быть взысканы с проигравшего участника дела.

Документальное подтверждение

Наибольшая часть расходования – это услуги юристов. Сопутствующие траты можно подтвердить. В качестве подтверждения можно использовать документы:

  • Соглашение со специалистом.
  • Акт исполненных работ.
  • Платежные бумаги.

В документах нужно указать перечень оказанных услуг и их стоимость. Нужно зафиксировать услуги таким образом, чтобы прослеживалась их связь с разбирательствами. Рекомендуется также подготовить документы для подтверждения:

  • Доверенность на представителя.
  • Иск.
  • Протокол разбирательства.
  • Судебное решение.

ВАЖНО! Исполнительный сбор не учитывается при определении налога на прибыль.

Особенности бухучета

В рамках бухучета госпошлина должна быть учтена в структуре прочих расходов на основании пункта 12 ПБУ 10/99 «Расходы компании». Расходы должны быть признаны в том периоде, в котором они возникли. При этом не принимается во внимание фактическая дата перевода средств.

Штрафы и пени включаются в структуру прочих расходов на основании пункта 8 ПБУ 9/99 «Доходы фирмы». Прием к учету осуществляется в сумме, присужденной судом. Аналитический учет судов с различными контрагентами и по разным претензиям ведется по отдельным субсчетам.

Проводки при принятии к учету судебных расходов будут следующими:

  • ДТ91 субсчет «Прочие расходы» КТ68. Начисление пошлины при подаче иска.
  • ДТ68 КТ51. Перечисление пошлины в бюджет.
  • ДТ51 КТ76 субсчет «Расчеты по претензиям». Поступление средств на основании исполнительного листа.
  • ДТ76 субсчет «Расчеты по претензиям» КТ91 субсчет «Прочие доходы». Возмещение пошлины и понесенных убытков.

Все проводки подтверждаются первичной документацией: исполнительные листы, квитанции и так далее.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа.
Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе учесть суммы возмещаемых истцам судебных издержек в составе внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Датой признания указанных расходов является дата вступления решения суда в силу.
При этом сумма исполнительного сбора в расходах не признается, поскольку является штрафной санкцией за неисполнение ответчиком решения суда добровольно.
В бухгалтерском учете указанные расходы относятся к прочим.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы*(1), понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (ответчика).
Судебные расходы, взыскиваемые с ответчика по решению арбитражного суда в пользу истца, учитываются в составе его внереализационных расходов на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ как расходы за нарушение договорных обязательств (смотрите, например, письмо Минфина РФ от 27.10.2011 N 03-03-06/4/124).
Признаются указанные расходы на дату вступления в силу решения арбитражного суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ; ст. 101 АПК РФ). В общем случае решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ч. 1 ст. 180 АПК РФ).
Отметим, что исполнительный сбор в расходы для целей исчисления налога на прибыль не включается, поскольку относится к санкциям - мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства (п. 2 ст. 270 НК РФ). Смотрите также Энциклопедию решений. Учет судебных расходов.

Бухгалтерский учет

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Такая уверенность имеется в случае, когда у организации имеется вступившее в силу решение суда, согласно которому организация обязана уплатить указанные в нем суммы в пользу выигравшей стороны.
Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Таким образом, рассматриваемые расходы признаются на дату получения решение суда.
После признания расходов в виде судебных издержек, присужденных к возмещению истцам решением суда, ответчик относит их на увеличение прочих расходов и в том же отчетном периоде делает запись на соответствующую сумму:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- отражена сумма компенсации судебных расходов, отраженная в решении суда.
Далее, на дату взыскания по исполнительному листу оформляется проводка:
Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взысканы денежные средства с расчетного счета в качестве возмещения судебных расходов (основание - банковская выписка);
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- погашена сумма присужденных судебных расходов;
Дебет 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами" Кредит 51
- взыскан исполнительный сбор (основание - банковская выписка);
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты с судебными приставами"
- отнесена на прочие расходы сумма взысканного исполнительского сбора.
Смотрите также: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам; письмо Минфина России от 23.08.2013 N 07-01-06/34558.

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расходов в виде признанных штрафов, пеней и (или) иных санкций по договорам.

19 августа 2019 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В состав судебных расходов входят государственные пошлины и связанные с рассмотрением дела судом судебные издержки (ст. 101 АПК РФ).
К судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся (ст. 106 АПК РФ):
- денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам,
- расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте,
- расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей),
- расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и
- другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, и возврат государственной пошлины осуществляются в порядке, определенном статьями 101 и 110 АПК, ст. 333.40 НК РФ.

По решению суда с подрядчиком ЗА нами была признана задолженность которую мы уже оплатили через судебных приставов
По дог.16-МГ-17 судом признана сумма реализации 876954,21 руб.
По дог.11-МГ-17 судом признана сумма реализации 876954,21 руб.
По дог.15-МГ-17 корректировка реализации 2017 г. на сумму -129728,79 руб.
ПО ДОГ.10-МГ-17 корректировка реализации 2017 г. на сумму -129728,79 руб.
Просим пояснить на основании каких документов (должны ли нам предоставить Акты и счета-фактуры подрядчик ),т.к. они отказываются это сделать мотивируя тем что находятся в стадии банкротства и никакие документы не выписывают. Как указанные суммы провести в программе 1С

Вы в данной цепочке покупатель или поставщик уточните, пожалуйста.

Реализация и корректировка реализации в вашем учете не проведены и никаких документов на них вообще нет, а только решение суда или как-то иначе.

мы покупатель,ни на реализацию ни на корректировку документов нет,и подрядчик отказывается их предоставлять мотивируя тем что они под банкротством.

А решение суда есть но они ссылаются на сумму договора а не на акты.

Спасибо за уточнение.
А когда в суд подали на вас, то какие документы и аргументы прилагали.
Ссылались, что по факту услуги-работы вам оказаны, а оплаты нет. Про первичку вообще речь не шла, что вам акты передали, а вы их не подписали.
Актов сверок тоже вам не давали.
Правильно поняла?

Там экспертиза была

Здравствуйте, Ирина.
Рекомендации даются по работе с программой 1С:Бухгалтерия по данному вопросу я высказываю свое профессиональное суждение. Должна или нет организация банкрот выставлять документы сложно ответить. Прямого запрета на ведение текущей деятельности организации-банкрота в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ нет. Когда был заключен договор на выполнение работ, когда были выполнены работы подрядчиком, до начала процедуры банкротства или нет.
В программе 1С: отразите операции следующим образом:
1. Дт 20(23,25,26) Кт 60.01 На основании договора и акта экспертизы. Документ Операция, введенная вручную
2. Дт 60 Кт 76.09 (Судебные приставы) Документ Операция, введенная вручную
3. Дт 76.09 (Судебные приставы) Кт 51 Документ Списание с расчетного счета
Если поставщик не предоставит счет-фактуру, то НДС принимать к вычету нельзя. На затраты относите сумму без НДС. НДС за счет прибыли, не учитываете в расходах при расчете налоговой базы по прибыли.

Ну примерно так и сделала,только на 91.01 ,т.к. это объект 2017 г. Спасибо. А НДС на не принимаемые.


Начислен штраф - проводка по такой операции будет иметь корреспонденцию счетов, зависящую от того, кому предназначаются штрафные санкции. О том, кто может быть их получателем и как это определит запись операций по начислению и уплате штрафов и пеней, читайте в нашей статье.

Виды существующих штрафных санкций

Прежде чем рассматривать вопрос о том, как проводками отразить штраф или пени в бухгалтерском учете, разберемся, какими могут быть санкции такого рода. Делятся они на две группы:

  1. Начисляемые друг другу контрагентами в связи с нарушением договорных обязательств.
  2. Возникающие в случае неисполнения налогового законодательства.

Санкции первой группы предусматриваются в текстах заключаемых между контрагентами договоров как взаимные и могут в равной степени возникать у каждой из сторон. Например, для покупателя обычно устанавливают пени за задержку платежа, а для поставщика — за нарушение срока поставки. Более серьезные санкции (в виде штрафа) призваны обеспечить выполнение обязательств, серьезно влияющих на сам факт функционирования контрагента либо приводящих к существенным для него потерям (в т. ч. из-за невыполнения обязательств перед третьим лицом). Размер санкций, возникающих между контрагентами, указывается в договоре либо прямо (как, например, величина процентов за каждый день просрочки оплаты или поставки), либо путем описания алгоритма расчета.

Ситуации, в которых начисляются пени и штрафы за нарушения налогового законодательства, приведены в НК РФ, там же есть указания на их конкретные размеры, а в необходимых случаях — на алгоритмы расчета. Здесь плательщиками санкций обычно становятся налогоплательщики, хотя в ряде случаев (например, задержка возврата излишне уплаченного в бюджет налога или суммы подлежащего возмещению НДС) ответственность такого же рода установлена и для налоговых органов.

Таким образом, конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей обоих групп, и бухгалтерские проводки по штрафам и пеням будут возникать у его не только при учете расходов по ним, но и при отражении доходов.

Отражение в бухгалтерском учете санкций по договорам с контрагентами

Как в бухучете проводками отразить штрафы или пени, возникающие в отношениях с контрагентами? Расходы или доходы, образующиеся у юрлица в этом случае, относятся к числу прочих (п. 7 ПБУ 9/99 и п. 11 ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и № 33н). План счетов бухучета (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) рекомендует для их отражения использовать счет 91, по кредиту которого будут показываться доходы, а по дебету — расходы.

Корреспондирующим счетом для счета 91 в проводке по отражению штрафа или пени в бухгалтерском учете станет счет учета расчетов 76, к которому Планом счетов бухучета предусмотрено открытие субсчета, именующегося «Расчеты по претензиям». Аналитика на этом субсчете организуется по контрагентам и каждой возникающей претензии.

То есть записи проводок по начислению штрафных санкций будут иметь следующий вид:

  • Дт 91 Кт 76 у юрлица, отражающего адресованную ему претензию (т. е. свой расход);
  • Дт 76 Кт 91 у юрлица, выставившего претензию своему контрагенту и рассчитывающего на поступление средств в свой адрес.

Сумма, сопровождающая эти проводки, для обеих записей будет определяться одинаково: как соответствующая объему начислений, либо признанных должником, либо установленных судом (п. 10.2 ПБУ 9/99, п. 14.2 ПБУ 10/99). Соответственно, и момент отражения в учете совпадет с моментом либо признания, либо принятия судебного решения.

Оплата санкций выразится проводкой Дт 76 Кт 51 (перечисление контрагенту) или Дт 51 76 (поступление от контрагента).

Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Минфин России выделяет случаи, в которых штрафные санкции облагаются НДС. Это ситуации, когда.
Подробнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Как отразить в бухучете начисление и уплату налоговых пеней и штрафов

Основанием для выполнения проводок по пеням или штрафам, начисляемым к уплате в бюджет, служат документы с суммами этих платежей, выставляемые налоговым органом:

  • решения по результатам проведенной проверки;
  • требования об уплате налогов (взносов).

Для налогоплательщика они представляют собой расход, отражать который нужно на счете 99 или на счете 91 — в зависимости от вида налога.

По каким налогам пени и штрафы Минфин требует отражать на счете 99, а по каким на счете 91, узнайте из Типовой ситуации от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ.

Корреспондирующим счетом для налоговых санкций станет счет 68, на котором для каждого из налогов (взносов) в аналитике следует выделить и пени, и штрафы.

Начисление санкций в пользу налоговых органов, таким образом, отобразится записью Дт 99 (91) Кт 68, а проводка по уплате штрафа или пеней будет выглядеть так: Дт 68 Кт 51.

Если же плательщиком санкций в адрес юрлица оказывается налоговый орган, то бухгалтерские записи в этом случае окажутся аналогичными применяемым при расчетах по подобным платежам, возникающим по договорным взаимоотношениям с иными контрагентами:

  • Дт 76 Кт 91 — начисление дохода по санкциям;
  • Дт 51 Кт 76 — поступление средств для их оплаты.

Отнесение на счет 99 такого дохода Планом счетов бухучета не предусмотрено. Использование же в этой проводке счета 91 свидетельствует о предпочтительности отражения через счет 91 и налоговых санкций, уплачиваемых налогоплательщиком, поскольку это обеспечивает более удобное сопоставление доходов и расходов.

Итоги

Отражаемые в учете санкции в виде пеней и штрафов возникают:

  • в отношениях между контрагентами в связи с нарушением договорных взаимоотношений;
  • при несоблюдении требований налогового законодательства.

И в том, и в другом случае конкретное юрлицо может оказаться как плательщиком, так и получателем платежей по санкциям. То есть проводки по штрафам и пеням отразят у него в учете либо расход, либо доход:

  • по расчетам с контрагентом — Дт 91 Кт 76 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход);
  • по налоговым платежам — Дт 99 (91) Кт 68 (расход) либо Дт 76 Кт 91 (доход).

Аналитику учета следует организовать по контрагентам и претензиям (для счета 76), видам налогов и санкций (на счете 68), назначению санкций (на счете 91).

  • Налоговый кодекс РФ
  • Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н
  • Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н
  • Приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


На балансовых счетах учитываются только активы (п.п. 36, 37, 47 Стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н). Понятие "актив" применяется и в отношении обязательств – дебиторской и кредиторской задолженности.

Близится годовая отчетность, для составления которой нужно провести инвентаризацию. При инвентаризации обязательств учреждениям следует выявить задолженность, не соответствующую понятию "актив" – нереальную к взысканию (безнадежную), сомнительную задолженность. Критерии и порядок списания такой задолженности рассмотрим в статье.

Критерии и порядок списания нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной задолженности

Дебиторская задолженность может списываться с балансового учета по двум основаниям (письма Минфина России от 17.04.2019 № 02-07-10/27662, от 25.10.2019 № 02-07-10/82363, от 06.03.2020 № 02-06-10/17162, от 25.06.2020 № 02-07-05/54811):

  1. Если задолженность признана сомнительной;
  2. Если задолженность признана безнадежной к взысканию.

Сомнительная задолженность – это сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (п. 11 Стандарта "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н).

Задолженность признается сомнительной при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.

К числу оснований для признания задолженности сомнительной (не соответствующей "активу") относится отсутствие уверенности по поступлению в обозримом будущем (не менее трех лет начиная с года, в котором составляется отчетность) средств в погашение дебиторской задолженности.

Сомнительная задолженность списывается с балансового учета и принимается к учету на забаланс. На забалансе сомнительная задолженность учитывается до момента признания нереальной (безнадежной) к взысканию.

Нереальная (безнадежная) к взысканию задолженность – это сумма признанного дохода, по которому прекращено обязательство по оплате задолженности, право на взыскание задолженности, существует неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала.

Основания для признания задолженности нереальной (безнадежной) к взысканию перечислены в ст. 47.2 БК РФ, п. 7 Стандарта "Событие после отчетной даты", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н.

К ним относятся:

  • смерть физического лица - должника или объявление умершим;
  • признание должника банкротом;
  • ликвидация организации - должника в части задолженности по платежам, не погашенным по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности погашения учредителями (участниками) указанной организации;
  • принятие судом акта, в соответствии с которым учреждение утрачивает возможность взыскания с должника задолженности в связи с истечением срока взыскания (срока исковой давности), в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности;
  • вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.

Состав документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности, содержится в пп. "в" п. 3 порядка, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2016 № 393.

Нереальная (безнадежная) к взысканию задолженность при списании с баланса к забалансовому учету не принимается (п. 339 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее – Инструкция № 157н). Признание задолженности нереальной (безнадежной) также является основанием для списания сумм с забалансового счета.

Решение о списании нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной задолженности принимает комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции № 157н). Порядок и документальное оформление указанной процедуры устанавливается в учетной политике (письмо Минфина России от 18.02.2014 № 02-06-10/6776).

При списании задолженности с учета могут оформляться:

  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности;
  • документы, подтверждающие неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала;
  • решение комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов;
  • письменное обоснование решения о списании задолженности;
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании задолженности;
  • бухгалтерская справка (ф. 0504833).

Бухгалтерские записи для списания нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной задолженности

Списание нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной дебиторской задолженности (по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам) относится на подстатью 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" КОСГУ (п. 9.7.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н).

Нереальная (безнадежная) к взысканию, сомнительная дебиторская задолженность по расходам (по произведенным авансовым платежам, по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику) списывается на подстатью 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" КОСГУ (п. 10.7.3 Порядка № 209н).

Операции отражаются в соответствии с п.п. 78, 80, 82, 84 инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (для казенных учреждений), п.п. 94, 98, 102, 106, 152 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (для бюджетных учреждений), п.п. 97, 101, 105, 109, 180 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (для автономных учреждений).

Бухгалтерские записи отражаются в корреспонденции со счетами 040110173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами", 040120273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами". В 1 – 17 разрядах счетов указывается такой же код, как и у корреспондирующего с ними счета расчетов.

Сомнительная задолженность, списанная с балансового учета, учитывается на забалансовом счете 04 (п. 339 Инструкции № 157н).

Пример 1. Бюджетное общеобразовательное учреждение оказывает платные образовательные услуги. В учете числится сомнительная дебиторская задолженность за обучение детей, которые окончили школу. Комиссия учреждения решила списать задолженность с балансового учета на забаланс для наблюдения за возможностью взыскания.

Дебет КДБ 2 401 10 173 Кредит КДБ 2 205 31 667 – списана сомнительная задолженность с балансового учета;

Увеличение забалансового счета 04 – принята задолженность на забаланс.

Пример 2. В бюджетном общеобразовательном учреждении числится дебиторская задолженность по предварительной оплате за материалы. Контрагент признан неплатежеспособным. Комиссия учреждения решила списать сомнительную задолженность с балансового учета на забаланс для наблюдения за возможностью взыскания.

Дебет КРБ 2 401 20 273 Кредит КРБ 2 206 34 664 – списана сомнительная задолженность с балансового учета;

Увеличение забалансового счета 04 – принята задолженность на забаланс.

Бухгалтерские записи для восстановления задолженности

При поступлении средств в погашение сомнительной задолженности, суммы списываются с забалансового учета и принимаются к учету на соответствующие балансовые счета учета расчетов. В балансовом учете отражаются проводки, "обратные" тем проводкам, которые применялись при списании дебиторской задолженности с баланса (письмо Минфина России от 11.02.2016 № 02-07-10/7306).

Пример. Комиссия учреждения решила списать сомнительную дебиторскую задолженность по предварительной оплате за материалы с балансового учета на забаланс для наблюдения за возможностью взыскания. Имущественное положение должника изменилось и средства в погашение дебиторской задолженности поступили на лицевой счет.

Уменьшение забалансового счета 04 – списана задолженность с забалансового учета;

Дебет КРБ 2 206 34 564 Кредит КРБ 2 401 20 273 – принята задолженность на баланс.

Отражение в программе 1С:БГУ 8

В программе 1С:БГУ 8, ред. 2.0 нет специализированного документа для списания нереальной (безнадежной) к взысканию, сомнительной дебиторской задолженности. Поэтому операции отражаются с помощью Операции (бухгалтерской) (рис. 1, 2).


Рис. 1


Рис. 2

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: