Взгляды ш фурье на государство и право фаланга как форма организации нового общества

Обновлено: 28.03.2024

Сочинения Фурье представляют собой единственное в своем роде явление в литературе общественных наук. Это не только научные трактаты, но и яркие памфлеты и невероятно изобретательные фантазии. Блестящая сатира сочетается в них со странной мистикой, пророческие предвидения — с почти бредовыми выдумками, широкие и мудрые обобщения — с докучливой регламентацией жизни людей будущего общества.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Реферат Фурье..docx

Тема: «Политические мысли Ш. Фурье»

2. Политические мысли Ш. Фурье. ……………………………………. . 9

В ранних социалистических утопиях, начиная с сочинений Платона и кончая произведениями Т.Мора, Т.Компанеллы и других, речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиций морали. Из сути их утопических концепций было очевидно тяготение к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей.

Однако в первой половине XIX в. под влиянием трудов представителей доктрины социалистов-утопистов эти представления претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли свое отражение в разработках лидеров нового поколения этой школы социальной мысли, и, прежде всего Р.Оуэна в Англии и К.Сен-Симона и Ш.Фурье во Франции.

Именно эти авторы и их последователи стали увязывать свои идеи со сложившимися к началу XIX в. экономическими условиями и господствовавшими тогда принципами классической школы. В частности, они, как и классики, ратуют за дальнейшее ускорение технических изобретений и научных открытий и всемерный рост общественного производства, считая это главной целью экономической политики. Кроме того, и те и другие придерживаются концепции естественного порядка, т.е. выдвигают модели идеального социального устройства общества и каждого человека, с той, правда, разницей, что сущность этих моделей и пути их построения у тех и других диаметрально противоположны.

«Если у Сен-Симона,— писал Энгельс,— мы встречаем гениальную широту взгляда, вследствие чего его воззрения содержат в зародыше почти все не строго экономические мысли позднейших социалистов, то у Фурье мы находим критику существующего общественного строя, в которой чисто французское остроумие сочетается с большой глубиной анализа. Фурье — не только критик; всегда жизнерадостный по своей натуре, он становится сатириком, и даже одним из величайших сатириков всех времен». Фурье принадлежат также многие замечательные мысли об устройстве будущего социалистического общества. В одной из своих ранних статей Энгельс говорит, что у школы Фурье ценно «научное изыскание, трезвое, свободное от предрассудков, систематическое мышление, короче— социальная философия. » Эта социальная философия, которая была предшественницей исторического материализма Маркса и Энгельса, прежде всего и образует вклад Фурье в науку политической экономии.

Сочинения Фурье представляют собой единственное в своем роде явление в литературе общественных наук. Это не только научные трактаты, но и яркие памфлеты и невероятно изобретательные фантазии. Блестящая сатира сочетается в них со странной мистикой, пророческие предвидения — с почти бредовыми выдумками, широкие и мудрые обобщения — с докучливой регламентацией жизни людей будущего общества. Со времени появления главных трудов Фурье прошло полтора столетия. Сама жизнь отделила в творчестве Фурье мистику и беспочвенные фантазии от поистине гениальных идей о преобразовании человеческого общества. Как замечает советский исследователь фурьеризма И. И. Зильберфарб [8, с. 112], открытия Ньютона и Кеплера тоже излагались в очень странной, с нашей нынешней точки зрения, форме, с рассуждениями об ангелах и библейских пророчествах.

1. Биография Ш. Фурье

François Marie Charles Fourier

Франсуа Мария Шарль Фурье

7 апреля 1772 г.

10 октября 1837 (65 лет)

Фурье Франсуа Мария Шарль родился 7 апреля 1772 г. в Безансоне. Отец Фурье, состоятельный купец, умер, когда мальчику было 9 лет. Единственный сын в семье, он должен был унаследовать значительную часть состояния и дело отца. Но Шарль Фурье очень рано вступил в конфликт со своей средой и семьей. Обман и жульничество, с которыми была связана торговля, возмущали его уже в детские годы.

Образование Фурье получил в безансонском иезуитском коллеже. У него были отличные способности к наукам, литературе, музыке. Окончив коллеж, он пытался поступить в военно-инженерную школу, но это ему не удалось. В дальнейшем свои знания Фурье мог пополнить только путем чтения. В образовании Фурье остались зияющие пробелы, которые дали себя знать в его сочинениях. В частности, он никогда специально не изучал трудов английских и французских экономистов. Фурье познакомился с их идеями довольно поздно и из вторых рук — по журнальным статьям и из бесед со сведущими людьми. Он никогда и не пытался анализировать теории экономистов сколько-нибудь подробно, принципиально отвергая самый их дух, считая эти теории голой апологетикой гнусного «строя цивилизации», т. е. капитализма.

Молодость Фурье проходила в годы революции. До этого великие исторические события, видимо, мало затрагивали его, по грозный 93-й год перевернул всю жизнь молодого купца. Во время восстания Лиона против якобинского Конвента Фурье оказался в рядах восставших, а после капитуляции — в тюрьме. Все его имущество погибло. Из тюрьмы ему удалось освободиться, и он уехал в родной Безансон. В контрреволюцию юного Фурье привели, очевидно, не убеждения, а обстоятельства. Возможно, он был насильно мобилизован в войско мятежников. Вскоре он вступил в революционную армию и полтора года служил Республике. Уволенный из армии по состоянию здоровья (оно всю жизнь было у Фурье слабым), он нанялся коммивояжером в торговую фирму, а потом стал в Лионе мелким торговым маклером. В эти годы ему вновь пришлось много ездить по Франции, наблюдать экономическую и политическую жизнь эпохи Директории и Консульства. Он видел, что на верхних ступеньках социальной лестницы место дворян заняли новые богачи — армейские поставщики, спекулянты, биржевики, банкиры. Новая фаза, в которую вступил «строй цивилизации», породила лишь новые бедствия и лишения для огромной массы населения.

К 30 годам Фурье приходит к твердому выводу, что его предназначение в жизни — стать социальным реформатором. Как он рассказывает, непосредственным толчком к этому убеждению послужили размышления по поводу экономических нелепостей, которые он наблюдал. Его поразило, например, до какого уровня взвинчивают в Париже цены на яблоки спекулянты, тогда как крестьяне в провинции отдают их почти даром.

В декабре 1803 г. Фурье опубликовал в лионской газете небольшую статью под заглавием «Всеобщая гармония», где возвещал о своем «удивительном открытии». Он писал, что на основе методов естественных наук откроет (или уже открыл) «законы социального движения», как другие ученые открыли «законы материального движения». Более полно идеи Фурье были изложены в вышедшей анонимно в 1808 г. в Лионе книге «Теория четырех движений и всеобщих судеб».

При всей странности формы этого сочинения, оно содержит основы «социетарного плана» Фурье, т. е. плана преобразования буржуазного общества в будущий «строй гармонии». В противовес философам и экономистам, которые рассматривают капитализм как естественное и вечное состояние человечества, Фурье заявляет: «Между тем, что может быть более несовершенного, чем этот строй цивилизации, который влечет за собой все бедствия? Что может быть более сомнительного, чем его необходимость и увековечение его на будущее? Разве не вероятно, что он является лишь ступенью на пути общественного развития?». «Социетарный порядок. придет на смену бессвязности строя цивилизации. » [10, с. 512].

Книга Фурье осталась почти незамеченной, но это не уменьшило его энтузиазма. Он продолжал работать над развитием своих идей. Условия его жизни несколько облегчились после того, как в 1811 г. он перешел на государственную службу, а в 1812 г. получил по завещанию матери небольшую пенсию. В 1816—1822 гг. Фурье жил в провинции, недалеко от Лиона. У него появились последователи. Впервые в жизни он мог работать в сравнительно спокойной обстановке. Плодом этой работы явилось обширное сочинение, изданное в 1822 г. в Париже под заглавием «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации». В посмертных собраниях сочинений Фурье эта книга публикуется под заглавием «Теория всеобщего единства».

Фурье пытался подробно разработать и обосновать устройство трудовых ассоциаций, которые он называл фалангами. Здание, в котором должны были жить, трудиться и отдыхать члены фаланги, называлось фаланстером. Фурье надеялся, что экспериментальные фаланги могут быть созданы немедленно, без изменения всего общественного строя. Живя в Париже, Фурье каждый день в объявленное время наивно ждал у себя дома богачей-жертвователей, на средства которых мог бы быть построен фаланстер. Разумеется, такие богачи не являлись[9, с. 57].

Фурье вновь был вынужден зарабатывать себе на жизнь службой в конторах Парижа и Лиона. Лишь в 1828 г. ему удалось освободиться от постылого рабства благодаря материальной поддержке друзей и последователей. Он уединился в Безансоне и закончил там книгу, над которой работал уже несколько лет. Эта книга — «Новый хозяйственный и социетарный мир» (1829 г.)—лучшее произведение Фурье. К этому времени прошло четверть века после его первых литературных опытов. Развитие капитализма дало новую огромную массу материалов для его критики. Вместе с тем Фурье развивал свои взгляды на будущее общество, излагал их более популярно и в очищенном от мистики виде.

Последние годы жизни Фурье провел в Париже. Он продолжал напряженно работать, педантично выполняя ежедневную норму писания. Результатом его трудов явилась еще одна большая книга, вышедшая в 1835—1836 гг., ряд статей в издававшихся фурьеристами журналах и большое количество рукописей, опубликованных после смерти Фурье. В этих сочинениях рассматривается широкий круг социальных, экономических, морально-этических, педагогических и иных проблем. Мысль Фурье работала непрерывно и с большой творческой энергией, хотя его здоровье резко ухудшилось. Шарль Фурье умер в Париже в 10 октября 1837 г.

Фурье Франсуа Мари Шарль родился в купеческой семье, учился, окончил среднюю школу, работал в торговых домах, усердно занимался самообразованием. На мировоззрении Фурье отразилось его глубокое разочарование в результатах Великой французской революции. Признаки разложения современной ему цивилизации Фу­рье усматривает в беспорядке и анархии, которые повинны в недостатке продуктов для пропитания всего населения земного шара. Переход от одного социального строя к другому, согласно Фурье, совершается прежде всего под влиянием развития производства. В системе Фурье сохранялись частная собственность, классы и нетрудовой доход. Для успеха нового общества, считал Фурье, необходим рост производительности труда, обеспечивающий богатство для всех, для чего общественный доход должен распределяться соответственно: капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12). С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Фурье, будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создает, по Фурье, крупное коллективизированное и механизированное сельское хозяйство, соединенное с промышленным производством. Это соединение произойдет в первичных ячейках общества — “фалангах”, располагающихся в огромных дворцах — “фаланстерах”.

Важнейшей принципиальной чертой концепции Фурье являлось то обстоятельство, что общая собственность ассоциации, принадлежащая фаланге, не уничтожала частной собственности.Ассоциации чужда система наемного труда. Все трудящиеся ассоциации — ее члены. Но не следует думать, что режим ассоциации — режим равенства. Фурье — решительный противник «химеры» равенства. Основным недостатком других проектов общественного преобразования он считает именно их стремление к равенству. Экономическое равенство, по его мнению, несовместимо со свободой. Режиму гармонии чужды единообразие и уравнительность. Среди членов каждой фаланги должны быть и богатые и бедные.


Никакого жалованья, никакой заработной платы никто в фаланге не получает. Фаланга знает только соучастников, делящих между собой общие доходы. Как капиталист в фаланге в силу привлекательности труда становится соучастником трудового процесса, так и трудящийся имеет возможность стать после более или менее длительного срока пайщиком. Фурье предполагает, что доходы фаланги будут настолько велики, что каждый ее член сможет при желании делать сбережения и приобретать на них паи фаланги. Какова бы ни была приобретенная им доля акции, все же он будет уже чувствовать себя собственником. Цель не в том, чтобы уничтожить собственность, утверждает Фурье, а в том, чтобы наемников превратить в собственников. Интересен такой пример. Осенью 1833 года в Париже группа токарей-мебельщиков, не добившись от хозяев повышения заработной платы, создала свою независимую артель и стала продавать продукцию без торговых посредников. Почин мебельщиков поддержали сапожники. Вслед за ними создали свои объединения каретники и кожевники.


В декабре 1833 года на улицах Парижа можно было встретить “глашатая”, который, размахивая над головой веером маленьких брошюр, выкрикивал их названия. Брошюры призывали рабочих создавать кооперативные ассоциации, которые в обществе будущего станут владеть орудиями труда и государственным кредитом. В начале 40-х годов XIX века (Фурье не доживает до этого времени) в Америке было создано около… 20 тысяч фаланстеров. Правда, в результате эти акционерные объединения оказались весьма далеки от идей Фурье, но изначально они создавались по принципам ассоциации, с учетом разнообразия интересов, привлекательных форм труда, задач всеобщего воспитания.

Фаланстеры Фурье являлись наиболее разработанной практической мерой в деле применения этой системы. Горячие последователи этого выдающегося мыслителя делали несколько раз попытки осуществить в жизни планы своего учителя, но такого рода попытки всегда кончались неудачами. Научный анализ показал вскоре, что другого конца все предприятия этого рода не могут и ждать.

Вашему вниманию предлагаю похожие статьи на сайте:

Фурье группирует человечество в фаланги, позаимствовав это название у древних греков, у которых оно означало особый боевой строй пехоты. Назначение фаланги, введенной Филиппом Македонским, состояло в том, чтобы клином врезаться в ряды противника и расстраивать их. Отвоевывая все новые и новые области и страны, фаланги Фурье, основанные на совершенно новых экономических и социальных отношениях, постепенно приведут человечество к строю Гармонии.

Фурье предполагает в каждой фаланге объединить по 1500–1800 человек. Правда, если «цивилизованные» захотят создать опытную фалангу, то экспериментировать лучше, объединив для начала только 600 человек… Мечтатель спешит показать, как лучше устроить в фаланге жизнь и быт гармонийцев.

Начинать нужно прежде всего с постройки помещения. Это должно быть просторное, прочное, изящное и строго симметричное здание. Оно больше похоже на гостиницу-дворец, какие встречались в те годы в швейцарских или больших приморских городах, где предлагались комнаты за разные цены: от 30 су до 50 франков в день, каждому по вкусу я средствам… Это фаланстер.

Фурье отмечает, что нужно внимательно отнестись к выбору местности, где построить фаланстер. Для его постройки потребуется одна квадратная миля и следует искать пересеченную местность, чтобы, кроме полей, необходимых для посева различных культур, был и лес, а поблизости имелся источник. Хорошо, если представится возможность построить фаланстер вблизи большого города. Это позволит любопытным добраться в фалангу без ночлега в пути.

Фурье предлагает основать ее в таком климате, чтобы большая продолжительность теплых дней в году дала возможность укрепить связи между людьми и были видны результаты труда в первый период организации. Для этого лучше всего подойдут окрестности Неаполя, Валенсии или Лиссабона. Если же организовать фалангу возле Парижа или Лондона, то пяти теплых месяцев в году для объединения людей будет недостаточно.

И в то же время, заботясь о вступлении в фалангу богачей и боясь, чтобы их не отпугнула грубость и невоспитанность бедняков, Фурье предлагает для первого опыта вербовать жителей из населения Парижа, Блуа и Тура… Впоследствии он запишет, что лучше всего образовать фалангу в окрестностях Лозанны, между Пуасеном и Меланом во Франции, между Галлем и Брюсселем в Бельгии…

После смерти мыслителя осталось несколько тетрадей с подробным описанием фаланстера. Обычно подсчеты по его строительству Фурье хранил отдельно от всех рукописей. Он советует устроителям, как и где разместить жилые помещения, залы для отдыха и развлечений. Фурье предусмотрительно рассчитывает (вплоть до ступенек!) расположение и размеры мастерских, амбаров, церкви и кладовых. Есть тут и подробные советы по характеристике строительных материалов.

Главная часть фаланстера должна иметь в длину 500 футов и 250 в ширину и состоять из двух параллельных зданий, соединенных галереями, чтобы внутри были образованы просторные внутренние дворы для прогулок стариков и детей.

Такое увлеченное описание подробностей можно объяснить только необыкновенной любовью Фурье к архитектуре. Еще с юношеских лет, изучая в деталях различные архитектурные стили, он взял за привычку подолгу ходить вокруг какого-нибудь здания и измерять его просто шагами или при помощи метра.

При строительстве фаланстера нужно избегать существующего у «цивилизованных» порочного расположения построек. Так, даже основатель «Новой Гармонии» Роберт Оуэн выбрал форму квадрата, именно ту форму, которой следовало пренебречь. Одно из неудобств квадрата заключается в том, что бурные собрания, удары молота, упражнения на кларнете, разносятся по площади и наполняют шумом более чем половину квартала.

Перед главным входом в фаланстер нужно обязательно предусмотреть площадь, где будут проходить торжественные парады. Залы для собраний и библиотек, столовую и базар необходимо расположить в центральной части здания, чтобы проводимые в этих помещениях занятия не создавали шума. Нужно точно рассчитать, какие должны быть колоннады и портики, а где дворы для зимних прогулок и как построить внутренние дороги.

В центре главного здания должна быть предусмотрена «Башня Порядка», где функционируют телеграф, часы и сигнализация на поля. Отсюда будет разноситься перезвон колоколов, извещая гармонийцев о торжествах, сюда из соседних фаланг почтовые голуби будут приносить письма. Необходимо предусмотреть, где следует разместить церковь и обсерваторию… По лестнице главного входа можно будет попасть в огромный зал с колоннадой, а оттуда по галереям и лестницам в любую часть фаланстера.

Тут и театр, и биржа, а в галереях первого этажа будут устраиваться художественные и промышленные выставки. Этажи здания должны быть строго распределены: в подвале — кухни и бани, нижний займут старики, а на втором будут жить богачи и почетные гости. Антресоли выделить для детей. Каждое крыло фаланстера должно быть предназначено для определенных занятий гармонийцев. В огромных и чистых мастерских машины сделают труд легким и приятным. Нужно обязательно предусмотреть, чтобы кузницы, столярные и слесарные мастерские находились в одном крыле, где все заняты шумными работами. Другое крыло фаланстера оборудовано под «караван-сарай», где выделены для приезжих торговые помещения и бальные залы.

Фурье предусматривает максимальные удобства для гармонийцев. «В строе Цивилизации заботу о здоровье могут себе позволить только богачи; только они себе могут устраивать жилища, чтобы предохранить себя от частых простуд… Между тем самый бедный гармониец, человек, не имеющий гроша за душой, будет подходить к своему экипажу через теплый крытый коридор; вымощенные и посыпанные песком подземные ходы выведут его из дворца в стойла и конюшни: из своей комнаты он направится в общие залы и мастерские через крытые улицы-галереи, отапливаемые зимой и вентилируемые летом. В фаланстере можно будет обежать зимой мастерские, стойла, магазины, бальные и обеденные залы и т. п., не зная, идет ли на дворе дождь».

Здания будут утопать в зелени невиданных тропических растений, на самых красивых площадях будут установлены памятники искусства. Заборы и рвы — признаки рабства — исчезнут.

В фаланстере для всех без исключения гармонийцев будет создан максимальный комфорт. Большие прибыли дадут возможность улучшить качество мебели, одежды, продуктов. Гармонийцы будут питаться или за общим столом, или — за дополнительную плату — в своих помещениях.

Фурье совершенно уверен, что отцы семейств лишь поначалу захотят сохранить привычку обедать с женой и детьми, но после первых двух дней в условиях Гармонии они поймут свою ошибку. Они, конечно, отошлют от себя и жену и детей, которые также с радостью освободятся от скучной обязанности обедать в семье. По его подсчетам, питание в фаланге будет недорогим. Роскошный обед по заказу окажется при строе Гармонии втрое дешевле, чем стоил подобный обед в Лондоне при строе Цивилизации. В дневниковых заметках Фурье сохранилась интересная запись: «Я жил в 1809 году в гостинице в Швейцарии, где мне и другим сотрапезникам давали обед за 30 су около 40 блюд, в то время одинокий человек истратил бы на этот обед не 30 су, а по крайней мере 40 франков…»

Исходя из общего числа населения земного шара, Фурье подсчитывает, что всего будет создано 2 985 984 фаланги. Конечно, «цивилизованные» не поверят в достоверность этих цифр, как не верят они в создание общества Гармонии… Однако мечтатель продолжает создавать в своем воображении величественные картины всемирного государства.

Как следует организовать управление фалангой? Избранный гармонийцами ареопаг будет не диктатом, а советником во всех их делах. Сила ареопага в его авторитете: он не издает уставов и правил, а только высказывает свое мнение относительно дел фаланги: строительства помещений, жатвы, посева или молотьбы, но к его мнению гармонийцы могут и не прислушиваться. В Гармонии не будет мер принуждения. Центром группы фаланг на определенной территории станет город, который будет обитаем в основном зимой. Столицей мира изберут Константинополь. Государственные границы ликвидируются.

Свое всемирное государство Фурье называет «мировой монархией», которая будет состоять из отдельных территориальных монархий. Однако при такой системе управления мы не увидим места для монархий и монархических титулов в том понимании, какое существует у «цивилизованных».

Здесь будут халифы и великие князья, монархи самых различных рангов, а на вершину этой лестницы Фурье возводит омниарха — главу всего земного шара. По его подсчетам, таких лиц в обществе будет более двух миллионов, но эти звания никакой реальной власти не дают. Введением в фаланге целой системы званий, взятых отовсюду, где они когда-либо существовали, Фурье надеется удовлетворить одну из человеческих страстей — честолюбие.

Ученые смогут объединиться — это пророчество Фурье особо актуально в наши дни — в уничтожении вредных и развитии полезных видов животных и некоторых растений, а также в необыкновенно сложном процессе восстановления климата. Фурье уверен, что у гармонийцев учредится единая денежная система, одна мера весов, а одним из первых мероприятий гармонийцев будет созыв конгресса грамматиков; они составят единый язык для народов мира, система которого будет построена по аналогии с… криками животных. Эти меры по уничтожению наций будут проведены в течение века.

Не менее важную роль в уничтожении наций сыграет проведение общественных работ, которые уничтожат обособленность каждой из них. Различные национальности отныне не будут, как «цивилизованные», жить в постоянной вражде, готовые, по его словам, подобно диким зверям, разорвать друг друга. Каждый народ будет готов в любую минуту прийти на помощь другому. И в то же время Фурье единство человечества представлял как расцвет и самобытность каждой нации[20].

Ярый противник равенства, Фурье по-своему объясняет возможность успеха создания фаланг. Он проводит аналогию: если равенства нет в природе, то его не должно быть и в обществе. Фаланга должна быть основана только на принципе неравенства. В различных главах своей книги Фурье несколько раз возвращается к проблеме природного неравенства человека. Он делит детей на опрятных и тех, которые любят нечистоты, а классифицируя человеческие страсти, говорит о разнообразии темпераментов. Поэтому, естественно, люди в фаланге окажутся и разного возраста, и различных характеров, и темпераментов, и состояний. Организаторам фаланг нужно это разнообразие довести до возможного максимума, ибо, чем больше будет различий в страстях и способностях объединений людей, тем легче и скорее можно будет привести ассоциацию к общей гармонии.

«Неравенство — вот то основание, которое должно положить конец всем философским химерам. Достаточно допустить хотя бы тень равенства в материальных условиях членов фаланги, чтобы нарушилась взаимная доброжелательность… Необходимо составлять фалангу из лиц, сильно разнящихся во всех отношениях, в том числе и материальном».

Та фаланга достигнет наиболее совершенной Гармонии, в которой неравенство капиталов окажется всего сильнее. От искусства соединять гармонийцев в группы зависит весь уклад жизни в фаланстере. Из неравенства и разнообразия вытекают обязательные интриги и соперничество. Вот где будет великолепная игра страстей!

Кто же войдет в состав фаланги? Все желающие на добровольных началах. И бедные, и богатые. Фабрикант вступит в фалангу, рассчитав, что там его доход немедленно умножится, а увидев, что труд в сериях — это наслаждение, обязательно захочет поработать в какой-либо группе.

Работая в сериях бок о бок, богатые и бедные будут относиться друг к другу с доверием. Втянувшись в дела 30 рабочих серий, богатый в конце концов начнет любить бедных фаланги. Враждебность, возникающая на почве имущественного и социального неравенства, исчезнет. Вот тогда-то и наступит время, когда богатые станут отказываться от части дохода в пользу фаланги, чем завоюют благодарность бедняков. «Благодаря блещущей великолепием обстановке труда и согласия между социетариями» богатые превратятся в трудящихся.

Для убедительности Фурье приводит пример, как богатый гармониец Мандор (он, допустим, любит разводить семена красной капусты), увидев в фаланге группу людей, занимающихся его любимым делом, заинтересовался их методом и в конце концов примкнул к серии семеноводов. Он увлеченно работает вместе с этой группой, а назавтра во время утреннего парада к нему направляется детский духовой оркестр, глашатайка за вклад в общее дело возводит его в звание «бакалавра по красной капусте». Весталка преподносит ему букет цветов. После этих церемоний растроганный Мандор, конечно, не уйдет ив группы.

Чтобы не отпугнуть сильных мира сего от вступления в фалангу, Фурье составляет для богатых отдельный режим, при котором им будут предоставлены более легкие виды работ. Они смогут заниматься охотой и рыболовством, уходом за птицей и цветами, библиотечным делом.

Одной из мер сближения извечно враждующих классов будет введение, одинакового воспитания, а создание детских дружин явится главным средством сближения классов. Богатые и бедные не будут презирать друг друга, так как самые тяжелые и отталкивающие виды работ великодушно возьмут на себя именно детские дружины. Общество «цивилизованных» с его пороками создало целый институт прислуги и наемных работников, которые зачастую находятся в безысходном положении.

Не так будет в фаланстере. Созданные здесь группы пажей и пажек будут служить не ради средств к существованию, как у «цивилизованных», испытывая при этом грубость и гнет своего господина, а только из сердечного порыва, из желания заниматься каким-либо делом. И никого не удивит, что в фаланстере пятидесятилетняя миллионерша Селианта, страстно увлекающаяся починкой вещей, видя, как за ее фазанами ухаживает молодой человек Бастьен, душевно располагается к нему и с любовью починяет его платья.

Фурье наставляет будущих организаторов фаланстера, что им нельзя отступать от такого именно соединения бедных и богатых. Нужно помнить, что все предшествующие попытки реформаторов прежних времен создать ассоциацию потерпели поражение только потому, что объектом для них «выбирались массы бедных людей, которых подчиняли строгой монастырской дисциплине труда, убийственной для свободной игры серий».

И как итог: «Не следует упускать из виду, что какое бы то ни было сближение между различными классами мыслимо только при режиме ассоциации, а именно при гармонии минимума, обеспечивающего достаток низшим классам, при вежливости в отношениях между хозяевами и работниками, изяществе и чистоте мастерских, совершенстве обработки, разделении труда, краткости рабочих сеансов, свободном выборе профессии…»

Наивный утопист мечтает, что в такой общности состоит секрет единства интересов. Сплоченные в ассоциации, все классы общества забудут взаимную ненависть, так как «народу, увлеченному привлекательностью работы, не придется изнывать от ее тяжести, а богатые перестанут презирать физический труд, в котором они сами будут участвовать».

В этих мечтаниях лионского торговца превратить богачей в трудящихся, а трудящихся в капиталистов сказались его мелкобуржуазные иллюзии о возможности разрешить мирным путем все социальные противоречия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

СНОВА ДЕТСКАЯ ФАЛАНГА

СНОВА ДЕТСКАЯ ФАЛАНГА Фурье, казалось, не сломила неудача опыта в Кондэ. Двенадцать лет назад он не напрасно подробнейше познакомился с методами воспитания детей, разработанными Робертом Оуэном. Крах опытной фаланги приводит Фурье к мысли, что людей нужно

Глава вторая «Фаланга высшего общества». 1801–1804

Глава вторая «Фаланга высшего общества». 1801–1804 Гляжуся, радуюсь, себя не узнаю: Откуда красота, откуда рост — смотрю; Что слово — то bon mot, что взор — то страсть вселяю, Дивлюся — как менять интриги успеваю! Денис Давыдов. Сон «В начале 1801 года запрягли кибитку, дали

В основе представления Фурье об истории развития человечества лежит идея прогресса, которую он воспринял от просветителей XVIII века.

Судьбу человечества Фурье связывает с общей схемой развития вселенной. Каждая планета, по его словам, рождается и, подобно человеку, проходит фазы детства, юности, зрелого возраста, упадка и старости. Разумеется, и человечество не будет жить вечно. Оно пройдет определенный цикл развития, который, по подсчетам Фурье, продолжается в общей сложности 80 тысяч лет и распадается на 32 периода и четыре закономерно сменяющиеся фазы. Первые семь периодов — время дисгармонии, когда человечество набирает силы, фаза детства, в конце которой мы сейчас пребываем. Продолжительность ее — 5 тысяч лет. Затем идут 18 периодов Гармонии, которые делятся на две фазы: возмужалости (в 35 тысяч лет) и упадка. С 26-го периода начнется фаза дисгармонии — время старческой слабости. Она будет продолжаться 5 тысяч лет, и с ее завершением наступит конец земного существования человечества.

Впоследствии в «Новом промышленном мире» Фурье даст более четкую классификацию первых восьми периодов социальной эволюции, снабдив ее соответствующей таблицей:

Периоды, предшествовавшие индустрии

0. Хаотический, без человека

2. Дикость или инертность

Промышленность раздробленная, отталкивающая

3. Патриархат, мелкая индустрия

4. Варварство, средняя индустрия

5. Цивилизация, крупная индустрия

Индустрия общественная, притягательная

6. Гарантизм, полуассоциации

7. Социантизм, простая ассоциация

8. Гармонизм, сложная ассоциация

Исследователями наследия Фурье эта таблица будет рассматриваться в ряду его многочисленных фантазий, но она интересна тем, как автор объясняет смену одного периода другим. Дисгармония первых периодов, по его убеждению, результат недостатка средств существования на земном шаре. Период «счастливого детства», «естественного состояния, когда человечество только начинало заниматься земледелием и скотоводством», сменился другим, с более усовершенствованными орудиями труда и появлением относительного изобилия, необходимого для развития человечества на новой исторической ступени. Как видим, подобно Руссо, Фурье объясняет исторический процесс, исходя из противоречий между потребностями человека и ресурсами общества.

В таблице социальной эволюции интересно и то, что определяющим признаком каждого исторического периода Фурье считает уровень организации материального производства, так как «организация производственного механизма — стержень человеческого общества» и только «преобразование производства — непременный путь ко всякому благотворительному преобразованию иного рода». Фурье предполагает, что переход к новому социальному периоду всегда отмечен увеличением количества производимых благ и влечет за собой лучшее их распределение. Прогресс, по его словам, «пролагал себе путь в едва заметных изменениях орудий производства».

От первобытных серий, от дикости и инертности человечество двигалось к патриархату под влиянием образования раздробленных хозяйств, изобретения орудий труда. От патриархата к варварству — вследствие зарождения и роста средней промышленности, от варварства к цивилизации — благодаря предоставлению гражданских прав женщине, а также в связи с развитием крупной промышленности, наук и искусств.

Фурье утверждает, что между различными социальными периодами образуются промежуточные общества и что в этом процессе не существует «чистого общества», лишенного остатков старых хозяйственных форм. В качестве примера он берет Россию и Китай, говоря, что именно в этих странах представлено смешение различных общественных форм — патриархата, варварства и цивилизации.

В своих взглядах на историю развития человечества Шарль Фурье ближе всего подошел к идеям научного материализма. Это отмечал Ф. Энгельс: «…ярче всего проявилось величие Фурье в его понимании истории общества… Фурье, как мы видим, так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель»[15]. Эта оценка Энгельса замечательна тем, что он отмечает научную значимость классификации, которую предлагал Фурье. Несмотря на утонченную фразеологию и обилие наивно-мечтательных конструкций, Фурье при исследовании истории человеческих обществ исходил все же из реального процесса жизни, быта и труда людей. Он строил картину будущего на основе познания прошлого и настоящего.

Фурье предрекает закат буржуазного общества не только исходя из анализа его экономического состояния. Этот закат виден уже и по многим иным признакам, взять хотя бы вырождение животного и растительного мира. Средний рост первобытного человека, по его подсчетам, достигал 73 1/2 парижского дюйма, а продолжительность жизни была равна 128 годам. Рост же современного человека достигает 63 дюймов, а человеческая жизнь уменьшилась почти в два раза. Цивилизация исчерпала все свои внутренние силы и на данной стадии приносит человечеству только вред.

Процесс перехода строя Цивилизации к более совершенному без вмешательства человека может затянуться. Поэтому управление этим процессом должен взять на себя разум человека. Один он может не только ускорить или замедлить развитие общества, но даже миновать его отдельные этапы.

К чему же придет человечество в своем развитии? — спрашивает Фурье. Представляя читателю будущее общество, он не сдерживает своей фантазии.

Как оправдание звучит вступление автора к главе «Северный венец». Фурье говорит, что эта глава «скорее любопытна, чем необходима, и ее можно опустить и перейти к последующим», но автор уверен, что она читателям будет интересна.

Строй Цивилизации вследствие беспорядочного хозяйствования постоянно портит климат земного шара, а потому в будущем обществе «воздух — это поле, столь же подверженное хозяйственной разработке, как и почва», и на исправление климатических условий будут направлены огромные созидательные работы, в результате которых улучшится атмосфера земного шара и утроятся урожаи. Фурье, в частности, отмечает, что климат Франции заметно испортился, хотя бы потому, что все дальше на юг отступает масленичное дерево. Полвека тому назад оно еще встречалось в Монтелимаре, сейчас же его находят только ниже Дюрансы, самого южного притока Роны. Апельсиновое дерево исчезло из района южного приморского города Иера. Все культуры в опасности, потому что обнажены от лесного покрова Альпы и другие горные цепи.

Земледельческая ассоциация, объединения людей в группы по страсти, свободный и вдохновенный труд создадут изобилие, а изобилие изменит весь земной шар. У Северного полюса появится искусственный венец, который будет излучать тепло. Он будет виден и в Охотске, и в Петербурге, и на всем протяжении 60-го градуса широты.

Влияние Северного венца будет настолько огромно, что температура земного шара поднимется на 5—10 или даже на 12 градусов. Фурье обещает жителям Стокгольма, Петербурга, Тобольска и Якутска температуру Гасконии и Ломбардии. А морскому побережью Сибири температуру Неаполя… Жители на территории от Петербурга до Охотска будут снимать два урожая в год!

Фурье старается убедить читателя, что на земном шаре даже сейчас существует достаточно примет, предвещающих это событие. Например, если посмотреть на все три материка южного полушария, то они заострены к полюсу, чтобы иметь возможно меньшее общение с полярными широтами, а форма северных материков — противоположна: они расширяются с приближением к полюсу и группируются вокруг него, чтобы воспринять лучи венца…

И в один прекрасный день Северный венец засияет! Как можно этому не верить!

Обобщая свои географические наблюдения, Фурье говорит:

«Можно сетовать, что Бог слишком далеко расположил Магелланову точку… Но намерения его были таковы, чтобы этот путь был заброшен и чтобы у Суэца и Панамы были устроены два канала, судоходных для крупных кораблей». (Это предсказание Фурье сделал за 50 лет до постройки Суэцкого и Панамского каналов.)

В результате изменения климата зацветут апельсиновые рощи вокруг Варшавы, а в Петербурге созреют виноградники. Зато лето в Сенегале будет менее утомительным. Влияние венца таково, что изменится даже свойство воды в морях — она приобретет вкус лимонада, ее можно будет легко очистить от соленых и кислых частиц и сделать пресной. Плавающим судам не потребуются в дальний путь запасы пресной воды.

Что ж, он не ошибся. Его действительно называли и мечтателем и шарлатаном не только при жизни, но и столетие спустя. Причем из всего написанного им самые яростные и самые ядовитые нападки всегда вызывала именно глава «Северный венец«.

А разве могло пройти без внимания его вызывающее, отдающее каким-то примитивным суеверием утверждение, что после своей смерти человек обречен странствовать с одной планеты на другую? И что якобы благодаря преобразованиям, которым вместе с земным шаром подвергнутся и другие планеты, человек в своих посмертных скитаниях будет иметь возможность переходить с менее совершенной планеты на более совершенную, черпая все более возвышенные наслаждения в гармонии звездного мира, где душа его сумеет проявиться во всей полноте своих 810 свойств…

При строе Гармонии, продолжает мечтать лионский коммерсант, сначала под влиянием улучшившихся условий жизни возрастет народонаселение, но по мере развития духовных и физических способностей женщин их плодовитость уменьшится и рост народонаселения прекратится. Далее произойдет необыкновенное усовершенствование всех органов человека. Люди научатся пользоваться пальцами ног с такой же ловкостью, как и пальцами рук; и через какие-нибудь двенадцать поколений у человека произойдут такие изменения в желудочках сердца, что он станет способным, подобно амфибиям, жить в воде…

Эти фантазии, конечно, вызывали возмущение современников, но известный французский кооператор и биограф Фурье Шарль Жид скажет, что «тот, кто при чтении произведений Фурье в досаде на эксцентричности… бросит книгу в корзину, как негодный хлам, окажется более безумным, чем сам Фурье. Он окажется столь же смешон, как и тот вор, про которого любопытную историю рассказывает древний автор. Пробравшись в дом к афинянину, чтобы похитить его драгоценности и дорогие статуи, вор был весьма огорчен, найдя только одну грубо отделанную фигуру из обожженной глины, которой он не придал никакого значения и презрительно отбросил в сторону. Глупец, он не знал, что древние обыкновенно скрывали изображения своих богов из золота, серебра или слоновой кости под аляповатой глиняной оболочкой, представлявшей какого-нибудь фавна или лесного бога. Если бы он догадался разбить безобразную форму, то нашел бы изображение божества ослепительной красоты. То же самое ждет того, кто при чтении произведений Фурье очистит их от грубой накипи: он придет в восторг при виде драгоценных блестящих истин, которые за ней скрываются».

Биографы и последователи Фурье, цитируя его предвосхищения, неоднократно указывали, что многие его положения сбылись, что в его нелепостях время обнаружило достаточную долю научности. Ведь тот же Чарлз Дарвин, говоря об эволюции развития всего живого на Земле, свидетельствует о долгом пути изменения и животных и человека. Почему же не согласиться с Фурье, что эти изменения произойдут через 12 тысяч лет, или 120 поколений?

Фридрих Энгельс дал классическое определение того, как нужно подходить к «смешным фантазиям» великих утопистов: «Нас гораздо больше радуют прорывающиеся на каждом шагу сквозь фантастический покров зародыши гениальных идей и гениальные мысли, которых не видят эти филистеры»[16].

Кто же виноват, спрашивает Фурье, что человечество в своем развитии достигло того плачевного состояния, в каком находится общество «цивилизованных»? Отвечая самому себе, он снова обращается к ученым. Вот, философы, горькие плоды ваших наук! Бедность, безысходная нищета. Ваши системы увековечили раздоры и катастрофы, вы не смогли поставить человека выше животного. И вы гордитесь тем, что усовершенствовали разум? Именно вы в первую очередь виноваты, что общество идет от одной пропасти к другой.

Фурье говорит, что «все ученые впали теперь в странное заблуждение; в каждой отрасли науки они упустили из виду ее фундамент. Говоря об экономии в производстве, они забывают упомянуть об ассоциации, которая бывает основой всякой экономии. Говоря о политике, они забывают установить предельную норму народонаселения, от которой главным образом и зависит благосостояние страны. Говоря об управлении, они забывают рассмотреть средства для создания единого для всех стран управления, без которого немыслима гарантия спокойствия и самого существования государств. Говоря о торговле, они забывают указать средства для борьбы с мошенничеством, спекуляцией и ажиотажем… Говоря о морали, они забывают упомянуть о правах слабого пола, порабощение которого делает невозможным установление справедливости. Говоря о правах человека, они забывают установить принцип права на труд, без которого все остальные дарованные цивилизацией права становятся бесплодными».

Вы, философы, вчера упрекали в ханжестве святого Варфоломея; сегодня вы нападаете на людей, растерзанных толпой в революционном фанатизме; вчера Европу опустошали крестовые походы, сегодня равенство губит миллионы юношей, а завтра какое-нибудь новое событие утопит в крови цивилизованные империи.

Вероломные учения! Фурье удивлен, почему до сих пор философы не признали свое поражение. Им давно нужно приготовить «истине жертву искупления», взять факел, зажечь костер и бросить в него все содержимое философских библиотек. Отбросив свои заблуждения, ученые должны решать сейчас одну-единственную проблему: найти новый социальный строй, который «обеспечил бы производителям достаточное благосостояние».

«Вы, — обращается он к философам, — всегда внушали ужас даже тем монархам, которых вы причислили к своим ученикам. Спарта вас выбросила из своих недр, а Катон добивался вашего изгнания из Рима. Не так еще давно Фридрих говорил, что наихудшей карой для провинившейся провинции была бы отдача ее во власть философии, а Наполеон закрыл политическим и моральным наукам доступ в святилище полезных наук. Неужели вы не усомнились сами в себе?»

Наукам пустым, извращенным и обманным можно противопоставить науки точные, первая среди которых — математика. По ее образу должна быть построена и «социальная наука».

Причем Фурье отмечал, что он не устанавливает эти требования, что они существуют не по его усмотрению, а «извлечены из догм самых знаменитых писателей». Исследователи действительно в этих положениях найдут некоторые правила, взятые у Декарта, у Кондильяка и Бэкона.

И если бы, по словам Фурье, «наука следовала им, роду человеческому уже давно удалось бы найти один из двенадцати выходов из хаоса цивилизации, варварства, патриархата и дикости». Однако, сетуя, что философы не следуют этим правилам, Фурье, увлеченный своей необузданной фантазией, и сам далеко не всегда следовал им.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ЛЮДИ издавна заселили небо. Люди, а не боги, ибо Дедал и Икар были людьми. На протяжении тысячелетий они жили в сердце каждого, кто умеет мечтать.Но история двигалась туго.Рабовладельцы убивали Спартака, завоеватели — Архимеда. Инквизиция

Глава 16 «Благополучие человечества»

Глава 16 «Благополучие человечества» Первые благие дела Рокфеллера – Чикагский университет, Институт медицинских исследований и Совет по общему образованию – отличались в первую очередь общенациональным масштабом. Но американцы научились смотреть далеко за

СЛУГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

СЛУГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Человек! Это — великолепно! Это звучит гордо! М. Горький Он вездесущ, этот человек. Сегодня его видят в Генуе, завтра в Париже, потом в Москве, а вслед за тем в Берлине, Лондоне…Повсюду он твердит: "Деньги… Нужны деньги!" И после бесконечных убеждений,

73. Нацизм – «корь человечества»

73. Нацизм – «корь человечества» Особо стоит отметить антифашистскую и антинацистскую позицию Альберта Эйнштейна. Нацизм великий учёный называл «корью человечества», считая опасным, но излечимым заболеванием…С проявлением крайнего национализма – антисемитизмом

Глава 4 «ШАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ВЕК ВПЕРЕД…»

Глава 4 «ШАГ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НА ВЕК ВПЕРЕД…» …Не будет преувеличением сказать, что можно по пальцам одной руки пересчитать ныне живущих людей, которые больше значат для человечества… Едва ли найдется даже один такой человек. Чарльз Дана, 1895 У Тесла,

Автотрофность человечества, ноосфера

Автотрофность человечества, ноосфера Многие мыслители пытались постичь смысл существования человечества. Какую тайную цель природы призвано оно осуществить? Каково его предназначение в мире?Наиболее популярна схема: саморазвитие материи приводит к появлению жизни,

Месса для человечества

Месса для человечества Несчастная история с Карлом, с которой переплелись и другие, но малозначительные события, интересовала бы нас крайне мало, если бы не совпала по времени с глубокой внутренней перестройкой Бетховена в художественном плане.Даже в эти годы

Концертный зал человечества

Концертный зал человечества Мне представляется, что благодаря бурному развитию средств коммуникации сегодня можно начать говорить о принципиально новой возможности организации всемирных концертов классической музыки. Спутниковая связь позволяет использовать

Друг человечества

Друг человечества Окончил свой земной путь друг человечества. Говорю о Чарльзе Крэне. Разнообразна и плодоносна была его жизнь, и о нем тепло вспомнят во всех частях Света. Крон — одно из исконных американских имен. Внешняя сторона жизни Чарльза Крэна богата

ЗАРУБКА НА ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В области теории необходимо отметить прежде всего уточнение, развитие и обобщение представлений Грановского об идеале, цели развития человечества и отдельных народов, связанных теснейшим образом со взглядами на те силы и формы, которые

Лучший в истории человечества

Лучший в истории человечества Давно обещаю, и не только себе, написать повесть о русском гитаризме, то есть о гитаристах, то есть раскрыть загадку души народа-богоносца. Это обещание заведомо невыполнимо – это все равно что полностью расшифровать законы бытия. Можно

СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ — СУДЬБЫ НАРОДНЫЕ

СУДЬБЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ — СУДЬБЫ НАРОДНЫЕ «Нет есть предел насилию тиранов!» (Шиллер. «Вильгельм Телль») Никто не мог бы с большим правом, чем Шиллер, повторить слова Гумбольдта. «Ищите мою жизнь в моих произведениях». Другой жизни, кроме творчества, не было у поэта.Как бедна

Заметки по истории человечества

Заметки по истории человечества Ленин когда-то написал про Маркса: он доказал, что вся история человечества есть история борьбы классов.Может быть, это и правильно. Например, в нашей школе классов - девятых и десятых – было по два, «А» и «Б». В то время существовало так

Другим важнейшим французским социалистом-утопистом является Шарль Фурье. Он был торговым служащим, не смог получить солидное образование, стал гениальной самоучкой.

Фурье писал, что обострение социальных противоречий между богатыми и бедными чревато революцией. Но он не был сторонником революции. Он считал, что к новому строю нужно идти путем агитации. Перейти к новому общественному строя возможно путем открытия закона, на основе которого общество должно жить и развиваться.

Фурье выдвинул следующую периодизацию стадий общественного развития, в основу которой он положил процесс производства:

Периоды, предшествующие производственной деятельности:

1. Ненастоящий, именуемый эденом

2. Дикость (бездеятельность);

3. Раздробленное, отталкивающее производство:

3.1 Патриархат, мелкое производство

3.2 Варварство, среднее производство

3.3 Цивилизация, крупное производство

4. Социетарное, правдивое производство:

4.1 Гарантизм, полуассоциация

4.2 Социентизм, простая ассоциация

4.3 Гармонизм, сложная ассоциация

У первобытных людей отсутствовала какая-либо социальная организация. Затем в связи с ростом населения возник патриархат, для которого типичны отношения господства и подчинения. На смену патриархата приходит период варварства, в котором происходит разделение общества на классы рабов и господ, в это же время происходит переход от мелкого производства к среднему. Особенностью строя цивилизации является то, что он стремится к прогрессу и находится в движении. Здесь Фурье поднимает вопрос о монополиях, которые являются противоположностью свободной конкуренции.

Основой учения Фурье об ассоциации является его теория страстей. Фурье утверждал, что путем приманки наслаждений, а не посредством принуждения можно установить всеобщее единство на земле и уничтожить нищету и несправедливость. Однако при этом Фурье считал, что в новом обществе будет присутствовать неравенство. В связи с этим он выделял 2 основные проблемы: "трудового притяжения" и распределения соразмерно труду, капиталу и таланту.

"Трудовое притяжение", по мысли Фурье, реализуется в фалангах - ассоциациях гармонического строя.

Фурье различал следующие виды трудовой деятельности: домоводческий, земледельческий, промышленный, торговый, просвещенческий труды, изучение и применение наук и изящных искусств.

Фаланстер.

Нет ничего менее страшного, чем фаланстер. По внешнему виду и внутреннему устройству - это большая гостиница на 1500 человек со всеми соответствующими помещениями (салоны, читальные залы), которым Фурье уделяет очень много внимания. В фаланстере есть комнаты и стол пяти классов, даже бесплатные. Т. е. он представляет собой комбинацию народной гостиницы с отелем первого разряда.

В фаланстере объединены все люди под одну крышу и за одним столом, что является постоянной и нормальной формой существования. Фурье считал такой способ существования необходимым условием в своей системе, видел в этом решение всех социальных вопросов. Он сначала создаёт благоприятную среду для нового общества, а потом всё остальное. Жизнь всех людей под одной крышей с экономической точки зрения приносит максимум комфорта при минимуме расходов, заменяет трудное семейное хозяйство коллективными службами со всеми необходимыми условиями существования. С социальной точки зрения это уничтожает ненависть между людьми разного положения, делает жизнь более интересной. Такое устройство нового общества выгодно с материальной точки зрения, но выгода с моральной и социальной – несколько сомнительна. Вряд ли бедные от общения с богатыми станут вежливее и учтивее, а богатые – счастливее.

В фаланстере личные услуги со стороны слуг заменяются коллективными, домашний способ выполнения хозяйственных работ заменяется промышленным.

Кооперация.

Если посмотреть на внутренне устройство фаланстера можно увидеть, что это кооперативная гостиница, т. е. она принадлежит определённой ассоциации и принимает только её членов. Таким образом, фаланга – это кооперативное общество, не только потребительское, но и производительное. Для выполнения производительной функции около жилища есть 400 га земли с сельскохозяйственными постройками и другими промышленными зданиями, предназначенными для удовлетворения различных нужд обитателей фаланстера. Если фаланге чего-либо не хватает, она вступает в обмен с другими фалангами. В новом обществе Фурье существует частная собственность, но она принимает вид акционерной собственности. Дивиденды распределяются между всеми членами общества. Целью кооперативной производительной ассоциации Фурье считает преобразование наёмного труда в ассоциированный. Это превращение единственный способ сделать труд одновременно производительным и привлекательным. Рабочий будет участником в прибылях не только в силу своего труда, но и в силу своего капитала, потому что он акционер. Но он может участвовать не только в прибылях, но и в администрации и дирекции в качестве акционера или избранного директора. Кроме того, рабочие могут получать выгоды в дирекции фаланги, как члены потребительского общества.

Вся эта система кажется очень сложной машиной. Но в намерения Фурье входило как раз соединение интересов рабочих, потребителей и капиталистов в сложную систему, чтобы нельзя было распутать этот узел, и все эти противоположные интересы каждый соединял бы в себе. Такая программа не уничтожает собственность, а, наоборот, уничтожает наёмный труд путём всеобщей собственности; стремится объединить противоположные интересы капиталиста и рабочего, производителя и потребителя посредством соединения этих интересов в одной личности.

Возврат к земле.

Возврат к земле Фурье представляет себе в двух направлениях.

Во-первых, население крупных городов расселяется по фаланстерам, маленьким городкам из 1600 жителей, по 400 семей. Их будут строить в избранной местности, «В местности, снабжённой красивой речкой, перерезанной холмиками, окаймлённой лесом и годной под разные культуры».

Во-вторых, сводится до минимума промышленный труд, машинизм, крупная фабричная промышленность. Фурье вполне терпимо относился к капитализму, но ненавидел индустрианализм. Для Фурье привлекательным является садоводство, пчеловодство, птицеводство и т. д. И это будет почти единственным занятием жителей фаланстера.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: