Взаимодействие судебного департамента по вопросам единого учета преступлений и лиц их совершивших

Обновлено: 28.03.2024

Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399
"О едином учете преступлений"

С изменениями и дополнениями от:

20 декабря 2006 г., 24 декабря 2007 г., 24 января, 30 декабря 2010 г., 11 января 2012 г., 18 января 2013 г., 20 февраля 2014 г.

В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений приказываем:

1. Утвердить и ввести в действие:

1.1. С 1 января 2006 года:

Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (приложение N 2);

Инструкцию о порядке заполнения и представления учетных документов (приложение N 3);

форма N 1 - статистическая карточка на выявленное преступление;

форма N 1.1 - статистическая карточка о результатах расследования преступления;

форма N 2 - статистическая карточка на лицо, совершившее преступление;

форма N 3 - статистическая карточка о движении уголовного дела;

форма N 4 - статистическая карточка о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;

приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения.

1.2. С 1 июля 2006 года статистические карточки формы N 5 - о потерпевшем, формы N 6 - о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции.

2. Главному военному прокурору, начальникам управлений внутренних дел на транспорте*(1), начальнику Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) (по территории оперативного обслуживания), министрам внутренних дел, начальникам главных управлений внутренних дел*(3), управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации*(4) (по субъекту Российской Федерации) обеспечить сбор и обработку учетных документов, формирование на их основе статистической информации о состоянии преступности, а также контроль за ее достоверностью и своевременностью представления в Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации*(5).

3. Обеспечить представление государственной статистической отчетности о преступности:

3.1. ГИАЦ МВД России в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу исполнения наказаний, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную таможенную службу, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в целом по Российской Федерации, а также по субъектам Российской Федерации.

3.2. Информационным центрам МВД, ГУВД, УВД в органы прокуратуры, органы федеральной службы безопасности, пограничные органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы, органы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органы федеральной службы исполнения наказаний, органы федеральной службы судебных приставов, территориальные органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в целом по субъекту Российской Федерации.

4. Признать утратившими силу:

4.1. Нормативные правовые акты согласно приложению N 5 - с 1 января 2006 г.

5. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителям Федеральной службы исполнения наказания, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной таможенной службы:

5.1. Организовать исполнение настоящего приказа подчиненными органами.

5.3. Обеспечить контроль за исполнением настоящего приказа.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий

Министр экономического
развития и торговли
Российской Федерации

Директор Федеральной службы
Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков

Министр внутренних дел
Российской Федерации

Министр юстиции
Российской Федерации

Директор Федеральной службы
безопасности Российской Федерации

Генеральный директор Судебного департамента
при Верховном Суде Российской Федерации

*(2) Далее - ДРО МВД России.

*(5) Далее - ГИАЦ МВД России.

Регистрационный N 7339

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Зафиксированные в учетных документах (журналах учета, статистических карточках и др.) сведения о преступлениях включаются информационными центрами МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратурой в статистическую отчетность. Сбор и обобщение статистических сведений, представляемых информационными центрами осуществляется Главным информационно-аналитическим центром МВД России.

Отменяется Инструкция о едином учете преступлений, действовавшая с 1 января 1995 года. Также утрачивают силу другие нормативные правовые акты, ранее регламентировавшие порядок учета преступлений.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений"

Регистрационный N 7339

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Формы N 1, N 1.1, N 2, N 3, N 4, а также приложение к статистической карточке формы N 6, утвержденные настоящим приказом, вводятся в действие с 1 января 2006 г.

Формы N 5 и N 6 - с 1 июля 2006 г.

Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 25 января 2006 г. N 13, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 января 2006 г. N 5

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Министерства юстиции РФ, ФСБ России и Министерства экономического развития РФ от 15 октября 2019 г. N 721/699/586/233/509/658

Изменения вступают в силу с 19 ноября 2019 г.

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 20 февраля 2014 г. N 91-11/1

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 18 января 2013 г. N 30-11/1

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 11 января 2012 г. N 2-11/1

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 30 декабря 2010 г. N 452/85/4

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Указание МВД России и Генеральной Прокуратуры РФ от 24 февраля 2010 г. N 66/85/1

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Указание Генеральной прокуратуры РФ и МВД России от 24 декабря 2007 г. N 209-11/2

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Указание Генеральной Прокуратуры РФ и МВД России от 20 декабря 2006 г. N 118/11/2

В Российской Федерации сведения о преступлениях и лицах, их совершивших, аккумулируются в органах, возбуждающих уголовные дела, и в информационных центрах МВД России (далее - ИЦ). Указанные сведения являются составной частью оперативно-справочных учетов органов внутренних дел. Учет указанных лиц осуществляется Главным информационно-аналитическим центром МВД России (федеральный учет), информационными центрами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (региональный учет) путем формирования и ведения пофамильных картотек и автоматизированных банков данных. Формирование баз данных и предоставление информации по ним осуществляется в интересах правоохранительных органов, судов и других органов и организаций, которым требуются соответствующие сведения. В 1964 г. впервые была утверждена Инструкция о едином учете преступлений, которая неоднократно претерпевала изменения и дополнения. До 1 января 2006 г. действовала Инструкция о едином учете преступлений, утвержденная Генеральной Прокуратурой Российской Федерации 14 декабря 1994 г. N 20-1-85/94 (с последующими изменениями)*(45).

Роль судов в механизме учета преступлений и лиц, их совершивших, заключается в предоставлении информации о результатах рассмотрения уголовных дел (дозаполнении необходимых реквизитов статистической карточки формы N 6), а также в учете преступлений по составам частного обвинения, принятых к производству суда (мирового судьи) на основании поступивших в суд заявлений потерпевших о привлечении к уголовной ответственности. В случае вступления в силу обвинительного приговора в отношении лица, совершившего такие преступления (ч. 1 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ), предоставляются необходимые для учета в ИЦ данные в отношении осужденного (заполняется форма N 6), а также в отношении совершенных преступлений (заполняется приложение к форме N 6, содержащее выборочно реквизиты из учетно-статистических документов (формы N 1, 1.1, 2, 5)*(47), необходимые для учета по данным составам преступлений. Таким образом, суды общей юрисдикции некорректно рассматривать в качестве самостоятельных субъектов регистрации и учета преступлений с точки зрения концепции разделения властей и установленной законодательством компетенции судебных органов. Преступления по составам частного обвинения в общей структуре преступности составляют незначительную долю, однако без них картина является искаженной, не точной*(48).

Форма справки о результатах рассмотрения дела до утверждения приказа "О едином учете преступлений" не менялась в течение нескольких десятилетий*(49). Форма N 6 о результатах рассмотрения дела была переработана для возможности ее автоматизированной обработки в информационных центрах и в дальнейшем передачи ее в электронном виде из автоматизированных систем судебного делопроизводства. В содержание формы N 6 включены реквизиты по результатам рассмотрения уголовного дела в отношении лица таким образом, что это позволяет проследить результат судебного рассмотрения по каждому составу обвинения. Форма связанных показателей состава обвинения, результата рассмотрения по нему и окончательной квалификации этого состава преступления в суде делает возможным даже визуально проследить связь между квалификацией обвинения и результатом судебного рассмотрения (рис. 28).

Введение отдельного раздела показателей по не отбытым наказаниям, присоединенным по совокупности приговоров (ч. 5, ст. 69, ст. 70 УК РФ), предусматривает как оценку достоверности и корректности данных об итоговом наказании, назначенном по обвинительному приговору, так и обеспечение целостности информации о лицах, имеющих неснятые и непогашенные судимости.

В настоящее время механизм взаимодействия ИЦ с судами по представлению информации по форме N 6 строится такими образом: бланк с частично заполненными данными на лицо должен прикрепляться к направляемому в суд уголовному делу, далее дозаполняется в суде и при обращении вступившего в законную силу судебного постановления направляется в орган, проводивший расследование (который делает отметку о результатах судебного рассмотрения), и уже им направляется в информационный центр. Данные из заполняемой судами статистической карточки (далее - СК) N 6 используются для формирования справочной информации о судимости, выдаваемой по запросам следователей и дознавателей, а также по запросам заинтересованных граждан*(50). Содержащиеся в СК формы N 6 данные о результатах судебного разбирательства могут быть также использованы для оценки полноты и качества собранных доказательств эпизодов преступной деятельности и доказанности участия обвиняемых в совершении преступления*(51).

В отличие от СК на подсудимого, заполняемой в судах для формирования статистики судимости, где учитываются наказания по основной статье текущего обвинения и итоговое наказание, назначенное по совокупности преступлений или приговоров, в СК формы N 6 учитывается аналогично итоговое наказание, а также присоединенное текущим приговором неотбытое наказание по предыдущим судимостям (рис. 29).


В п. 18 СК указываются реквизиты приговора, наказание по которому было присоединено текущим приговором к итоговому наказанию (суд, вынесший приговор и его дата), а также размер присоединенного наказания от предыдущего приговора.

Размер присоединенного наказания является разностью итогового наказания по текущему приговору, определенного по совокупности приговоров с применением ч. 5 ст. 69, ст. 70 УК РФ, и наказания, назначенного по составам текущего обвинения по рассматриваемому уголовному делу.

Пример. Лицо осуждено по ст. 119 ч. 1 УК РФ к 1 году лишения свободы. По приговору частично присоединено не отбытое наказание по предыдущему приговору в связи с отменой условного осуждения (ст. 73 УК РФ). Итоговое наказание определено - 5 лет лишения свободы. Таким образом, присоединено 4 года неотбытого лишения свободы (5 - 1 = 4 г.).

Форма N 6 на бумажном носителе направляется после вступления судебного постановления в отношении лица в законную силу в соответствии с межведомственным приказом "О едином учете преступлений" и инструкциями по судебному делопроизводству в орган, направивший дело в суд, а затем уже пересылается в соответствующий информационный центр. Необходимые сведения в бланк формы могут быть сформированы на основании записей в базе данных электронной картотеки уголовных дел первой инстанции автоматизированного судебного делопроизводства. Таким образом, подготовлены условия для передачи данных в информационные центры в электронном виде, что реализует принцип одноразового ввода данных в автоматизированную информационную систему.

Перенесение с бумажного бланка формы сведений в автоматизированные информационные системы (АИС) в ИЦ требует значительных трудозатрат и зависимо от человеческого фактора, соответственно, неизбежны задержки во времени и ошибки при ручном вводе информации. Ошибки и неполнота в сведениях могут существенно нарушить интересы граждан при необходимости получения сведений из ИЦ.

Следовательно, необходима реализация задачи выгрузки требуемой информации по форме N 6 из баз данных в судах в согласованных форматах для автоматизированной загрузки в АИС ИЦ, а также нормативное закрепление порядка такой передачи информации в межведомственном регламенте.

Однако необходимо отметить, что взаимодействие судов и ИЦ органов внутренних дел в отношении лиц, привлеченных к уголовной ответственности, не должно завершаться предоставлением формы N 6, как оговорено вышеприведенным приказом. Так, после вступления судебного постановления в законную силу возможен еще пересмотр судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, в порядке надзора или изменение приговора в связи с принятием нового закона (приговор приводится в соответствие с новым законом), отмена или продление испытательного срока условного осуждения, отмена отсрочки исполнения приговора, замена одного вида уголовного наказания другим, снятие судимости. Эти действия в соответствии со ст. 396, 400 УПК РФ могут совершаться как судами, вынесшими приговор, так и судами по месту его исполнения или месту жительства осужденного. Статистические данные свидетельствуют об изменении значительной доли приговоров. Так, в связи с приведением приговоров в соответствие с изменениями УК РФ, внесенными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ судами были рассмотрены за 2004 год более 600 тыс. ходатайств осужденных, из них удовлетворены 490 тыс. ходатайств, по которым 59 тыс. лиц освобождены от уголовной ответственности в связи с декриминализацией, а 115,7 тыс. лиц снижен срок лишения свободы.

Однако обязанность судов предоставлять информационным центрам МВД России сведения, корректирующие информацию по вступившим в законную силу приговорам, упоминается только в ведомственном приказе МВД России. Представляется, что нормы о взаимодействии судов по вопросам, связанным с исполнением приговоров, снятием судимости, должны быть включены в дальнейшем в межведомственный приказ "О едином учете преступлений" и затем найти отражение в инструкциях по судебному делопроизводству в части процедур представления судами информации после исполнения приговора.

В широком смысле проблема единого учета состоит в том, чтобы создать единую систему учета лиц, совершивших преступления, от момента возбуждения до исполнения уголовного наказания. Использование различных учетов в правоохранительных органах и суде в отношении лиц, совершивших преступления, и результатов рассмотрения дел, отсутствие межведомственных баз данных лиц, совершивших преступления, осложняют решение многих вопросов уголовной политики*(52). Показатели статистических карточек на подсудимого, заполняемых в судах общей юрисдикции, на основании которых формируется статистическая отчетность по судимости в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, частично дублируются в части социально-демографических показателей на подсудимых с формами первичного статистического учета лиц, совершивших преступления, обрабатываемых в информационных центрах МВД России, однако содержание этих показателей в статистическом учете лиц, совершивших преступления, в ИЦ значительно шире.

Статистика преступности и судимости в Российской Федерации в настоящее время разделена между ведомствами. Огромный массив криминологических учетов, осуществляемых МВД России, в том числе предусмотренных формами, утвержденными приказом "О едином учете преступлений", не может быть использован при анализе данных судебной статистики, поскольку отсутствует сквозной информационный и статистический учет лиц от момента совершения преступления через суд до исполнения приговора. Данные формы N 6 опять же частично дублируют показатели СК на подсудимого в части результатов рассмотрения уголовного дела. Сведения, содержащиеся в форме о результатах рассмотрения уголовного дела в отношении лица, также не используются в ИЦ для формирования статистики судимости.

Формирование статистики судимости как составной части статистической информации о лице, совершившем преступление, на основании единой межведомственной информационной автоматизированной системы учета лиц, совершивших преступления - задача государственного масштаба. Речь идет не просто о сопоставимости учетных показателей или единообразном подходе к анализу статистических данных различными правоохранительными ведомствами и в судебной системе, а о едином первоисточнике информации, его обработке, хранении и передачи на уровне современных технологий. Создание единой межведомственной автоматизированной информационной системы учета лиц, совершивших преступления, в которой была бы связана информация органов следствия, судов общей юрисдикции, уголовно-исполнительной системы, в настоящее время является решаемой задачей с учетом уровня развития информационных технологий. Однако ее реализация на сегодняшний день не имеет соответствующих организационно-правовых основ*(53).

Надо отметить, что попытки создания межведомственной информационной системы коллективного пользования, в которой бы прослеживалось движение уголовного дела от момента его возбуждения до вступления судебного решения в законную силу и его исполнения и где содержалась бы необходимая структурированная информация в полном объеме о лицах, совершивших преступления, неоднократно предпринимались еще в советский период. В Концепции судебной реформы в РСФСР, принятой Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., также указывалось, что "статистика следственная и судебная вообще не связаны между собой".

Вопрос сведения статистических данных о состоянии преступности и судимости различных ведомств к единым показателям давно ставится учеными юристами и практиками в качестве насущной проблемы*(55). Например, на заседании Совета при Президенте Российской Федерации поднимался вопрос В.А. Тумановым: "Например, мы читаем: за такой-то год было столько-то тысяч разбойных нападений. Как узнать, сколько было и каких приговоров за эти разбойные нападения. Может, эти разбойные в грабеж переквалифицировали, а может, во что-то другое? Во что, в конце концов, это вылилось для общества. есть возможность это соединить. Но вот другая сторона проблемы. Вот прочтет гражданин, что поймали за такой-то период столько-то разбойников, а в другом месте прочитает, что судили вдвое меньше. Как будет рассуждать обыватель: суд виноват, потому что разбойников ловят, а судят их вот так, по-либеральному, отпустили половину. Да небось половину за взятки. Значит надо иметь такую железную статистику, которая на все бы это отвечала просто, четко и ясно".

Представляется, что создание единой межведомственной автоматизированной информационной системы учета лиц, совершивших преступления, где каждое ведомство осуществляло бы ее наполнение в пределах своей компетенции от момента регистрации преступления до отбытия виновным наказания и отвечало бы за достоверность информации, в определенной мере взаимно контролировало бы друг друга, устранило бы имеющее место дублирование учетно-статистической работы, повысило достоверность информации и создало должный уровень информационного обеспечения всех заинтересованных органов, а также значительно расширило бы возможности научных исследований в области криминологии и совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными организациями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, а также при необходимости перераспределяет штатную численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и работников аппаратов арбитражных судов в пределах их общей штатной численности, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

(пп. 10 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 266-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

11.1) утверждает техническое описание мантии судьи и образцов предметов служебного обмундирования судей и имеющих классные чины работников аппаратов судов, имеющих классные чины работников аппарата Судебного департамента и его органов по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, а также утверждает порядок и нормы обеспечения судей мантиями, служебным обмундированием судей и имеющих классные чины работников аппаратов судов, имеющих классные чины работников аппарата Судебного департамента и его органов, порядок их ношения и случаи обязательности ношения служебного обмундирования судьями и имеющими классные чины работниками аппарата Судебного департамента и его органов по согласованию с Советом судей Российской Федерации;

(пп. 11.1 введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 107-ФЗ)

Положения пп. 12 п. 1 ст. 6 (в ред. ФЗ от 27.12.2019 N 487-ФЗ) в части предоставления в органы прокуратуры Российской Федерации первичных статистических данных о состоянии преступности применяются с 01.01.2023.

(пп. 12 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 487-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

(пп. 16 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16.1) организует разработку, внедрение и обеспечение функционирования программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; организует и осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"; обеспечивает в пределах своих полномочий доступ к информации о деятельности судов;

(пп. 16.1 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

16.2) формирует государственное задание для федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" в целях реализации полномочий Судебного департамента, указанных в подпункте 16.1 настоящего пункта;

(пп. 16.2 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 44-ФЗ)

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

Положения пп. 18 п. 1 ст. 6 (в ред. ФЗ от 30.10.2018 N 375-ФЗ) распространяются на судей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 01.01.2019.

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, принимает меры по обеспечению указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством, устанавливает порядок признания судей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям дополнительной площади служебного жилого помещения;

(пп. 18 в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 375-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18.1) организует в соответствии с федеральным законодательством предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также санаторно-курортное лечение указанных лиц, для чего вправе создавать санаторно-курортные организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. 18.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 294-ФЗ)

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

(пп. 20.1 введен Федеральным законом от 30.11.2004 N 143-ФЗ)

20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;

(пп. 20.2 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 240-ФЗ)

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;

2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

5) создавать ведомственную охрану для охраны судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

2.1. Общие сведения

2.1.1. Структура статистической карточки на подсудимого состоит из учетных реквизитов справочной части и реквизитов программы статистического наблюдения, состоящей из статистических показателей (признаков) и их значений.

Справочная часть обеспечивает идентификацию подсудимого и судебный акт , на основании которого сформирована статистическая карточка, по следующим учетным реквизитам: суд, субъект Российской Федерации, номер производства по уголовному делу в суде, уникальный идентификатор дела, судья, вынесший судебный акт по существу обвинения по уголовному делу, фамилия, имя и отчество подсудимого, номер лица в уголовном деле, всего привлечено лиц по делу, орган предварительного расследования, направивший дело в суд.

Справочные идентификационные реквизиты СКП обеспечивают возможность поиска в базах данных конкретных судебных актов.

2.1.2. Идентификационные реквизиты справочного раздела "Субъект Российской Федерации", "Суд", "Судья", "Орган предварительного расследования, направивший дело в суд" содержат текстовые и кодовые значения и являются значениями общесистемных справочников, которые ведутся в программном изделии "Организационное обеспечение". Значения указанных реквизитов в СКП соответствуют учетным реквизитам уголовного дела в картотеке уголовных дел первой инстанции автоматизированного судебного делопроизводства.

Разрабатываемый Генеральной прокуратурой Российской Федерации справочник подразделений государственных органов в согласованном формате направляется в Судебный департамент, после чего загружается в программное изделие "Организационное обеспечение" ГАС "Правосудие" (справочник 20000 "Справочник правоохранительных органов") и используется для учета в картотеках уголовных дел первой инстанции автоматизированных систем судебного делопроизводства, статистической карточке на подсудимого в реквизите "7.1. Орган предварительного расследования, направивший дело в суд". В случае отсутствия необходимого органа, некорректного наименования необходимо поставить в известность Службу технической поддержки ГАС "Правосудие".

2.1.3. Информационная часть статистической карточки на подсудимого состоит из десяти разделов:

1) сведения о подсудимом (на момент совершения преступления, при совокупности - по наиболее тяжкому);

2) неснятые и непогашенные судимости (на момент судебного рассмотрения);

3) сведения о преступлении(ях);

5) сведения о приговоре (постановлении);

6) назначено наказание по основной статье приговора;

7) окончательное наказание по обвинительному приговору;

8) апелляционное рассмотрение дела;

9) сведения о преступлениях военнослужащих;

2.1.4. В структуре СКП содержатся реквизиты и показатели, обеспечивающие взаимодействие судебных органов с правоохранительными органами по вопросам единого учета преступлений и лиц, их совершивших:

с информационными центрами МВД России, в которые по результатам рассмотрения уголовного дела по существу обвинения направляются сведения на каждого обвиняемого (подсудимого), формируемые из картотек уголовных дел первой инстанции в основном по учетным реквизитам и учетным показателям, предусмотренным для СКП;

Статистическая карточка по форме N 6, формируемая в судах в соответствии с приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" (далее - форма N 6 ЕУП).

с органами прокуратуры Российской Федерации в рамках интеграции государственной автоматизированной системы правовая статистика (ГАС ПС) и ГАС "Правосудие" .

2.1.5. СКП содержит учетные статистические показатели, каждому из которых на утвержденном бланке соответствуют один или несколько квадратов в зависимости от того, обозначены ли их признаки (значения показателей) однозначным или многозначным кодом. Заполнение (автоматизированное формирование) СКП осуществляется проставлением кода соответствующего значения показателя.

2.1.6. В бланке СКП в разделах, содержащих сведения о составах преступлений, сведениях о приговоре (постановлении), назначенных наказаниях, предусмотрены поля (квадраты) для внесения результатов апелляционного рассмотрения, предусмотренные для ручной коррекции в случаях отмены и изменения судебного акта в вышестоящей инстанции. Результат апелляционного рассмотрения отражается в картотеках автоматизированного судебного делопроизводства при учете в модели преступлений сведений по вступившему в силу судебному акту, и в базу данных судимости в ПИ "Судимость" переносятся только сведения на лицо по результатам вступившего в законную силу судебного акта, в связи с чем в форме статистической карточки, сформированной из ПИ "Судимость", указанные поля отсутствуют.

2.1.7. При направлении уголовного дела на апелляционное рассмотрение вместе с делом направляется сформированная из картотеки уголовных дел по первой инстанции СКП со сведениями по результатам рассмотрения в суде первой инстанции, подписанная председательствующим судьей по делу в распечатанном виде или заверенная электронной подписью для внесения сведений о результатах рассмотрения апелляционной инстанцией в случае изменения, отмены судебного акта.

2.1.8. В бланке СКП предусмотрен контрольный талон для учета СКП, направленных в апелляционную инстанцию, и обеспечения полноты учета в базах данных по судимости. В случае направления в бумажном виде талон СКП остается в отделе уголовного судопроизводства в суде первой инстанции для контроля полноты учета сведений по вступившим в силу судебным актам после апелляционного рассмотрения. После вступления в законную силу судебного постановления вышестоящих инстанций и возвращения СКП с уголовным делом в суд первой инстанции она вносится в базу данных по судимости, а контрольный талон аннулируется (гасится). По непогашенным талонам специалист, ответственный за картотеку уголовного судопроизводства и (или) за ведение базы данных по судимости, выясняет причины отсутствия СКП и в необходимых случаях принимает меры к их получению.

По групповым уголовным делам в вышестоящий суд направляются СКП на всех лиц, в том числе и на тех, приговоры (постановления) в отношении которых не были обжалованы .

На случай внесения корректив в судебные постановления в отношении лиц, их не обжаловавших.

2.1.9. Судья апелляционной инстанции проверяет соответствие учтенных данных в карточке сведениям по уголовному делу, при необходимости вносит коррективы в представленную на бумажном носителе СКП, заполненную судом первой инстанции, отражает результаты рассмотрения в апелляционной инстанции в случае отмены, изменения и подписывает карточку .

Передача в СКП сведений по результатам рассмотрения дела в первой инстанции в апелляционную инстанцию осуществляется до реализации функционала в автоматизированном судебном делопроизводстве по передаче учтенных сведений по делу по первой инстанции в картотеку автоматизированного судебного делопроизводства апелляционной инстанции.

2.1.10. Если суд восстановил пропущенный срок для подачи жалобы или представления по делу, то в картотеке уголовных дел и внесенных СКП в БД по судимости вносятся коррективы: удаляется дата вступления в законную силу и стадия уголовного судопроизводства, на которой находится уголовное дело. Если база данных по судимости, в которой находится СКП, требующая коррекции, была направлена в УСД, то направление СКП с откорректированными данными осуществляется повторно, а также после вступления в силу судебного акта после апелляционного рассмотрения.

2.1.11. Основной принцип формирования (кодирования) сведений по СКП состоит в том, что по каждому учетному показателю (статистическому признаку) выбирается соответствующее значение справочника, имеющего, кроме текстового содержания, также числовую кодировку , которая будет проставлена в квадрате каждого учетного показателя в форме СКП, включая нуль. Исключения составляют показатели составов преступлений по обвинению или приговору, в которых указываются статья, часть статьи, пункты части статьи. Числовая кодировка используется также для оптимизации ввода данных оператором автоматизированной системы (уполномоченным работником аппарата суда) в картотеку уголовных дел.

Например, показатель "Пол" раздела "Сведения о подсудимом" кодируется признаками "1 - мужской", "2 - женский".

2.1.12. Показатели ряда разделов могут полностью не заполняться в случае отсутствия соответствующих статистических признаков:

раздел "Неснятые и непогашенные судимости (на момент судебного рассмотрения)" у ранее не судимых лиц, лиц, имевших снятые и погашенные судимости;

разделы "Назначено наказание по основной статье приговора", "Окончательное наказание по обвинительному приговору" при вынесении оправдательного приговора в отношении подсудимого, прекращения уголовного дела, применения принудительных мер медицинского характера в отношении невменяемого;

раздел "Сведения о преступлениях военнослужащих", если подсудимый не является военнослужащим.

2.1.13. Нумерация показателей СКП имеет составную структуру: номер раздела, порядковый номер показателя в разделе. В ряде показателей различных разделов используются одинаковые справочники значений показателей. В этом случае в целях экономии места на бланке СКП содержание справочников не дублируется, а в их наименовании указываются номера показателей, в которых эти справочники используются .

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: