Выясните какие межгосударственные механизмы существуют для соблюдения международного права войны обж

Обновлено: 19.04.2024

Приведенные ниже правила представляют собой основу международного гуманитарного права. Они не имеют силы юридического документа и ни в коей мере не заменяют собой действующие договоры. Эти положения были отобраны МККК для того, чтобы содействовать информированию о международном гуманитарном праве

• Стороны, участвующие в конфликте, должны при всех обстоятельства проводить различие между гражданским населением и непосредственными участниками военных действий (комбатантами) с целью обеспечения защиты гражданского населения и гражданских объектов. Запрещены нападения как на гражданское население в целом, так и на отдельных мирных граждан.

• Нападения должны быть направлены только против военных объектов. Лица, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях, имеют право на уважение их жизни, а также физической и психической неприкосновенности. Таким людям должна быть обеспечена защита и гуманное обращение при всех обстоятельствах без какой бы то ни было дискриминации.

• Запрещено убивать или наносить ранения противнику, который сдался в плен или не может более принимать участия в боевых действиях.

• Стороны, участвующие в конфликте, и лица из состава вооруженных сил ограничены в своем праве выбора методов и средств ведения боевых действий. Запрещается применять оружие или методы ведения боевых действий, способные вызвать ненужные потери или излишние страдания.

• Раненых и больных необходимо подобрать. Им должна быть оказана медицинская помощь той стороной в конфликте, во власти которой они оказались. Необходимо обеспечить защиту медицинского персонала и медицинских учреждений, а также их транспорта и оборудования.

• Эмблема красного креста или красного полумесяца на белом фоне является знаком этой защиты. Лица и объекты, использующие эмблемы красного креста и красного полумесяца, не могут подвергаться нападению.

• Взятые в плен участники военных действий и гражданские лица, находящиеся во власти про тивника, имеют право на сохранение жизни, уважение их достоинства, личных прав и убеждений (политических, религиозных и иных). Они должны быть защищены от любых насильственных действий и репрессалий. Они имеют право на переписку со своими семьями и на получение помощи. Каждому человеку должны быть предоставлены основные судебные гарантии.

Урок 7
Защита национальной безопасности государства от военных угроз

Вопросы для обсуждения

• военные угрозы национальной безопасности России, характер современных войн и вооружённых конфликтов;

• Стратегия национальной безопасности России: цели, задачи, значение документа;

• Военная доктрина Российской Федерации;

• национальная оборона Российской Федерации: цели, задачи, силы, средства, стратегия.

Ключевые понятия темы:

военная угроза; угроза национальной безопасности; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации; национальная оборона; средство невоенного реагирования; Стратегия сдерживания военной силы.

Россия — многонациональное государство, в котором Конституция Российской Федерации и другие федеральные законы определяют права, свободы и ответственность граждан в обеспечении личной, общественной безопасности, в защите национальных интересов государства.


Национальные интересы — это главные государственные интересы, определяющие условия существования и процветания единой мультикультурной нации страны (полиэтнической, многонациональной).

Основные национальные интересы государств мира отражены в законодательстве этих стран и документах международного права.


Под национальными интересами любой страны понимают её политическую, финансово-экономическую и территориальную независимость, недопустимость вмешательства извне (других государств) в решение внутренних вопросов страны.

Конституция Российской Федерации законодательно закрепляет федеративную форму объединения территории нашей страны, структуры законодательной и исполнительной власти. Главой нашего государства является Президент Российской Федерации, избираемый гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права тайным голосованием. Он назначает Председателя Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть и несёт ответственность за обеспечение национальной безопасности государства.


Под национальной безопасностью государства понимают такое состояние защищённости национальных интересов государства от внешних и внутренних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права и свободы граждан, суверенитет и территориальную целостность государства, его устойчивое культурное и социально-экономическое развитие.

В современном мире между государствами обостряется политическая борьба за доступ к энергетическим ресурсам планеты. Это следствие процессов глобализации и неравномерности социального и экономического развития стран. Глобальный финансово-экономический кризис обострил противоречия между государствами.

В условиях конкуренции страны используют военные угрозы для достижения политических целей, в борьбе за энергетические и продовольственные ресурсы, самостоятельность наций в развитии своей экономики и культуры.


Военная угроза — это «состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами» (Военная доктрина Российской Федерации).


Угроза национальной безопасности — это прямая или косвенная возможность нанесения ущерба национальной безопасности государства, его национальным интересам.


Основные угрозы национальной безопасности России в современном мире:

• разведывательная и другая деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;

• деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения;

• деятельность радикальных общественных объединений и группировок, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, разрушение традиционных российских духовно - нравственных ценностей;

• деятельность преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, незаконной миграцией и торговлей людьми;

• деятельность, связанная с распространением и пропагандой идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесением ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

• преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

• стихийные бедствия, аварии и катастрофы, особенно связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Основные законодательные документы Российской Федерации по формированию системы государственных мер обеспечения национальной безопасности: Конституция Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, положения Федерального закона «О безопасности», Концепция внешней политики Российской Федерации.


Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности страны. Стратегия разъясняет систему приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивое развития государства на долгосрочную перспективу.

Основная задача Стратегии состоит в определении, создании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов (важнейших направлений обеспечения национальной безопасности России: национальной обороны, государственной и общественной безопасности).


Силы национальной безопасности — Вооружённые Силы Российской Федерации, другие специальные войска и воинские формирования, в которых федеральным законодательством определена военная и (или) правоохранительная служба, и федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства (по законам Российской Федерации).


Средства обеспечения национальной безопасности — это материально-технические, программные, правовые, организационные, кадровые, телекоммуникационные и другие виды ресурсов хозяйственно-экономической деятельности общества, решающие задачу поддержания мощи и боеспособности сил национальной безопасности.

Силы и средства национальной безопасности образуют систему обеспечения национальной безопасности, охватывающую три приоритетных направления: национальную оборону, государственную и общественную безопасность.


Национальная оборона является одним из основных приоритетов государственной политики России в обеспечении национальной безопасности государства. Стратегические цели национальной обороны Российской Федерации состоят в предотвращении любых военных конфликтов, в осуществлении политики стратегического сдерживания военной силы при решении спорных внутригосударственных и международных вопросов.

Политика России по стратегическому сдерживанию военной силы предполагает приоритетное использование средств невоенного реагирования государств: дипломатии, международных финансово-экономических и правовых санкций, посредничества и миротворчества официальных и общественных организаций в разрешении конфликтных вопросов.


Стратегия сдерживания военной силы — это политическое решение Правительства Российской Федерации, определяющее приоритет дипломатических средств разрешения международных проблем при одновременном совершенствовании военной мощи государства, сил и средств его обороны для поддержания военной безопасности государства.


Государственная политика в области национальной обороны на долгосрочную перспективу направлена на совершенствование Вооружённых Сил России и других воинских формирований. Достижение качественно нового облика и мощи современных Вооружённых Сил России предполагается через совершенствование их организационно-штатной структуры и территориального базирования, модернизацию технологического оснащения средствами связи и вооружением при сохранении потенциала Стратегических ядерных сил. Задача Вооружённых Сил Российской Федерации — в любых условиях развития военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации.

Вопросы и задания

1. Перечислите угрозы военной безопасности России в современном мире.

2. Каково основное назначение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации?

3. Почему национальная оборона является основным приоритетом государственной политики Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности?

4. Назовите невоенные средства разрешения конфликтных ситуаций внутри государства и в межгосударственных спорах.

5. Выясните, какие межгосударственные механизмы (объединения, организации, нормы, традиции) существуют для соблюдения международного «права войны».

6. На сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации найдите информацию о мерах невоенного и военного урегулирования, которые позволили России в XX в. сохранить суверенитет.

«Право войны» - это совокупность договорных и обычных юридических норм, применяемых воюющими сторонами в ходе вооружённых конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушения.

Международные договоры, регулирующие военные конфликты заключались между государствами в различные периоды истории.
Соглашения эти имели целью уменьшить бедствия войны, насколько позволят военные требования, и предназначались служить общим руководством для поведения воюющих сторон в их отношениях друг к другу и к населению, т.е. призваны определить «правила» ведения вооруженной борьбы – «Право войны».

«Право войны» призвано ограничить и облегчить, насколько это возможно, бедствия войны.
«Право войны» согласовывает военную необходимость (ведение вооруженной борьбы) с требованиями гуманности.
Оно проводит границу между тем, что разрешено в вооруженной борьбе, и тем, что запрещено.

По своей природе «Право войны» является обычным правом, т.е. оно базируется на сложившейся практике и обычаях (объявление войны, перемирие, капитуляция).
«Право войны» устанавливает определенные ограничения в отношении ведения военных действий в целом и поведения комбатантов (воин, боец) в бою.
«Право войны» регламентирует также поведение гражданских властей и лиц во время войны, поведение по отношению к различным объектам и лицам во время войны и др.
После двух разрушительных мировых войн нормы «Права войны» были еще раз подтверждены и развиты в Женевской конвенции 1949 г. О защите жертв войны

Необходимо отметить, что традиционно существуют две группы соглашений в рамках «Права войны»:

1) Гаагские конвенции, регулирующие в целом правила боевых действий (ведение боевых действий, понятие оккупации и нейтралитета);

2) Женевские конвенции, содержащие положения: о защите жертв вооруженных конфликтов (военнопленных, раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, погибших), о защите гражданского населения, об отношении к лицам, оказывающим помощь жертвам вооруженных конфликтов, в частности к медицинским службам.

Основные Гаагские конвенции датируются 1907 г., Женевские конвенции – 1949 г., Гаагская конвенция о культурных ценностях – 1954 г., дополнительные протоколы к Женевским конвенциям и Конвенция о запрещении использования некоторых видов обычных вооружений соответственно 1977 и 1980 гг.

Необходимо отметить, что сложность современных вооруженных конфликтов неуклонно возрастает.
Но для того чтобы в вооруженной борьбе соблюдать меру человеколюбия и насколько возможно смягчить последствия и бедствия войны, каждый военнослужащий должен знать и стараться соблюдать ряд международных правил поведения в бою.

Рассмотрим некоторые из них.

1. Веди боевые действия только против комбатантов.

2. Нападай только на военные объекты.

3. Щади гражданское население и его имущество. Относись к гражданским лицам с уважением, защищай их от дурного обращения. Помни, что акты мести и взятие заложников запрещены.

4. Не разрушай больше, чем того требует боевая задача.

5. Если комбатанты неприятеля сдаются в плен, пощади их, разоружи их, обеспечь гуманное отношение к ним и их званию, доставь к своему командиру.
(Военнопленные находятся во власти неприятельского правительства, а не отдельных лиц или отрядов, взявших их в плен.
С ними надлежит обращаться человеколюбиво. Все, что принадлежит им лично, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг, остается их собственность.
Содержание военнопленных возлагается на правительство, во власти которого они находятся.
Военнопленные подчиняются законам, уставам и распоряжениям, действующим в армии государства, во власти которого они находятся. Всякое неповиновение с их стороны дает право на применение к ним необходимых мер строгости.)

6. Гуманно относись к больным и раненым. Подбери их, окажи им необходимую помощь, защити их, доставь их к своему командиру или в ближайший медицинский пункт.
(Терминами раненые и больные обозначаются лица как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от каких-либо враждебных действий.)

7. Надо знать и помнить, что международное право предоставляет особую защиту определенным категориям лиц и объектов, которые имеют специальные задачи.

1. Военная и гражданская медицинская службы; военный духовный персонал; гражданский духовный персонал ( только в составе гражданской медицинской службы и гражданской обороны)
2. Гражданская оборона.
3. Обозначенные культурные ценности под общей защитой.
4. Обозначенные культурные ценности под особой защитой.
5. Установки и сооружения, содержащие опасные силы: плотины, дамбы, атомные электростанции.
6. Белый флаг (флаг перемирия, используемый для переговоров или капитуляции).

Рекомендации для военнослужащих:

1. Относись с уважением к лицам, носящим эти знаки, оберегай обозначенное ими имущество и объекты.
2. Не препятствуй этим лицам в выполнении их обязанностей, если только ты не получил другого приказа.
3. Оставь указанные здания, сооружения, памятники в неприкосновенности. Не входи в них, если только не получил другого приказа.
4. Не мешай передвижению этих автомашин, кораблей, летательных аппаратов. Не пытайся проникнуть а них, если только не получил другого приказа

Запомните! Серьезные нарушения «Права войны» квалифицируются как военные преступления.
В отношении их устанавливаются санкции уголовного характера.

Как серьезные нарушения квалифицируются следующие действия, направленные против людей:
*преднамеренное убийство, пытки, бесчеловечное обращение;
*преднамеренное причинение тяжелых страданий, нанесение ущерба здоровью;
*бесчеловечное и унижающее обращение, сопровождающиеся оскорблением человеческого достоинства;
*взятие заложников и др.

1. Для регулирования военных конфликтов существуют международные договоры(Гаагские и Женевские конвенции, Конвенция об использовании некоторых видов вооружения).
2. Каждый военнослужащий должен знать и соблюдать международные правила поведения в бою (в том числе ведение боевых действий только против комбатантов, нападение только на военные объекты, гуманное отношение к мирному населению и военнопленным и др.)
3. Правом на особую защиту пользуются невооруженные представители ряда служб и представители духовного персонала, а также ряд объектов, которые имеют международные отличительные знаки.
4. В отношении военных преступлений (взятие заложников и др.) установленные санкции уголовного характера.

1. Что следует понимать под «правом войны»?
2. Какие правила поведения в бою необходимо соблюдать военнослужащим?
3. Каким категориям лиц и объектов международным правом предоставлена особая защита?
4. Какие военные преступления на материале недавних войн и конфликтов вы можете назвать? Обоснуйте свой ответ.

ТЕКСТ: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс» под редакцией А.Т.Смирнова, 2009 год.

Вооруженные конфликты сопровождали всю историю человечества. Во время военных действий издавна руководствовались так называемым обычным правом, но только в течение последних 150 лет, исходя из соображений гуманности, государства установили международные нормы, ограничивающие способы ведения войны и защищающие ее жертвы. Основными такими нормами являются Женевские конвенции и Гаагские конвенции. Совокупность их норм обычно называют международным гуманитарным правом (МГП), или правом войны, или правом вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право является частью международного права, которое регулирует отношения между государствами. МГП призвано ограничить последствия вооруженных конфликтов.. Его целью является защита лиц, не принимающих или больше не принимающих участия в военных действиях, больных и раненых, пленных и гражданских лиц, а также установление прав и обязанностей сторон конфликта при ведении военных действий.

Являясь законом, МГП налагает обязательства на лиц, принимающих участие в вооруженном конфликте. Эти лица должны не только сами соблюдать закон, но и обязаны обеспечивать соблюдение его другими. Не совершать нарушений закона и не допускать того, чтобы их совершал кто-то другой – вот один из основных принципов МГП.

Краеугольным камнем МГП являются Женевские конвенции. Первую из них приняли в 1864 году шестнадцать государств. В течение многих веков до этого существовали правила ведения войн, но они основывались на обычаях и традициях, носили местный характер или были только временными. Все изменилось в 1864 году: начался процесс создания совокупности норм права, которые продолжают эволюционировать и сегодня.

Инициаторами первой конвенции явились пять граждан Женевы. Один из них, Анри Дюнан, случайно оказался на поле только что закончившейся битвы близ Сольферино в 1859 году. Он был потрясен тем, что раненые были брошены без всякой помощи, и привлек местных жителей для ухода за ними. Этот акт милосердия положил начало одному из ключевых элементов первой конвенции – гуманному обращению с теми, кто больше не участвует в сражении, независимо от того, к какой стороне конфликта они принадлежат.

Именно в те годы была принята защитная эмблема, символизирующая нейтральность лиц, оказывающих помощь жертвам конфликта: красный крест на белом фоне (что является обратным расположением цветов швейцарского флага).

За прошедшие полтора века нормативная база международного гуманитарного права неуклонно увеличивалась в объеме. Женевская конвенция была расширена в 1906 и 1929 годах с целью улучшения участи больных и раненых солдат в действующих армиях и для установления новых норм, касающихся защиты военнопленных. В 1899 и 1907 годах были также приняты Гаагские конвенции, предназначенные, главным образом, для регулирования военных действий. В августе 1949 года были приняты известные нам сегодня четыре Женевские конвенции. На этот раз, учитывая ужасный опыт Второй мировой войны, в них включили положения о защите гражданского населения.

Женевские конвенции были дополнены Протоколами в 1977 и 2005 годах. Кроме этого, целая гамма других международных конвенций и протоколов, охватывающих такие конкретные области, как обычные виды оружия, химическое оружие, мины, лазерное оружие, кассетные боеприпасы, а также защита детей в ситуациях вооруженных конфликтов, расширила действие МГП. Кодификация обычного права также способствует этому.

Тем не менее сердцевиной МГП остаются четыре Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 и 2005 годов. Они включают в себя четкие правовые обязанности и закрепляют основополагающие гуманитарные принципы.

• Воюющие, которые сложили оружие или перестали принимать участие в военных действиях, имеют право на уважение их жизни и на духовную и физическую неприкосновенность. Запрещается убивать или ранить их.

• Раненые и больные должны быть подобраны и воюющая сторона, во власти которой они находятся, должна оказать им помощь. Защите также подлежит медицинский персонал, медицинские формирования, транспорт и оборудование. Эмблема красного креста, красного полумесяца или красного кристалла является знаком такой защиты и ее следует уважать.

• Взятые в плен имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений. Их необходимо защитить от любых актов насилия и репрессалий. Им должно быть предоставлено право переписки с семьями и получения гуманитарной помощи.

• Гражданские лица, находящиеся во власти воюющей стороны или оккупационной державы, гражданами которой они не являются, имеют право на уважение их жизни, достоинства, прав личности и убеждений.

• Каждый имеет право пользоваться основными судебными гарантиями. Никто не может быть осужден без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом. Никто не может быть признан ответственным за действие, которое он не совершал. Никого нельзя подвергать физическим или моральным пыткам, телесным наказаниям или жестокому и унижающему обращению.

• Стороны конфликта и лица из состава их вооруженных сил не могут пользоваться любыми методами и средствами ведения войны. Запрещается применять оружие или методы, ведущие к излишним потерям или причиняющие чрезмерные страдания.

• Стороны конфликта должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами с тем, чтобы щадить гражданское население и имущество. Для этого, прежде чем начать атаку, необходимо принять соответствующие меры предосторожности.

Международный Комитет Красного Креста считается хранителем Женевских конвенций и всех других договоров, составляющих международное гуманитарное право. Он, однако, не может выступать в качестве полицейского или судьи. Эти функции принадлежат правительствам тех стран, которые являются участниками международных договоров. Их обязанность – предупреждать нарушения МГП и не допускать продолжения таких нарушений. Они также взяли на себя обязательства наказывать лиц, ответственных за то, что мы называем «серьезными нарушениями» МГП, или военными преступлениями.

Говорим о международном гуманитарном праве по-новому

Даже во время Второй мировой войны военнослужащие оказывали медицинскую помощь военнослужащим противника. Американский солдат оказывает помощь взятому в плен немецкому солдату. 1944 г.

Когда мы обсуждаем международное гуманитарное право (МГП) с разными людьми — с членами вооруженных групп, политическими деятелями или с кем-то еще, — мы сталкиваемся с со скептицизмом в отношении значимости МГП в современных условиях: «Все равно его никто не соблюдает». «Другая сторона не соблюдает его, почему мы должны?» «Они же террористы, к ним это право не применяется». «Сейчас войны ведутся по-другому. Старые правила не действуют».

Мнение, что МГП постоянно нарушается и поэтому бесполезно, не только ошибочно, но и опасно.

Да, иногда его нарушают. Однако при таком негативном и пренебрежительном подходе нарушения представляются чем-то банальным, и существует риск возникновения такой среды, в которой они станут более приемлемыми.

А что, если привести конкретные примеры соблюдения МГП? Доказать, что соблюдение права может обеспечить более надежную защиту во время войны? Поменять отношение к МГП?

Чтобы сделать это, Международный Комитет Красного Креста (МККК) сейчас реализует две инициативы, призванные подтвердить актуальность МГП в современных вооруженных конфликтах. Первая — это недавно запущенная база данных «МГП в действии» (на английском языке). На этой платформе публикуются реальные примеры соблюдения МГП.

Цель второй инициативы — глубокое, вдумчивое обсуждение той пользы, которую приносит соблюдение МГП, и тех печальных последствий, к которым приводят его нарушения в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Стоит подчеркнуть, что ни один из проектов не ставит своей целью преуменьшить значение многочисленных нарушений, которые по-прежнему совершаются в мире.

. ни один из проектов не ставит своей целью преуменьшить значение многочисленных нарушений.

Эти инициативы являются лишь призывом к тому, чтобы изменить отношение к МГП и присоединиться к процессу осмысления того, как важно соблюдать эту еще не вполне совершенную, но чрезвычайно актуальную отрасль права, чтобы как можно больше облегчить страдания людей во время вооруженных конфликтов.

Каковы причины такого отрицательного отношения к МГП?

За последние десятилетия МГП развивалось очень бурно: принимались новые международные договоры, накоплена богатейшая международная и внутригосударственная судебная практика, вооруженные силы во многих странах начали обучать своих военнослужащих МГП и т.д. Одновременно с этим широкая общественность получает всё больше информации о вооруженных конфликтах по всему миру. Все эти изменения являются замечательным достижением и отражают растущую осведомленность о международном гуманитарном праве и интерес к нему.

Несмотря на эти очевидные успехи, четкое понимание разницы между неизбежно трагическими последствиями войны и нарушениями ее законов нередко отсутствует. Война по самой своей природе — разрушительное явление. Но цель МГП не в том, чтобы прекратить войны. Это задача другой отрасли права, закрепленной в Уставе ООН. Исполнение ее положений — дело международного сообщества.

. главная задача МГП — установить ограничения на действия во время войны и смягчить разрушительные последствия конфликтов.

В действительности главная задача МГП — установить ограничения на действия во время войны и смягчить разрушительные последствия конфликтов, насколько это возможно. Поэтому его главная цель отличается от цели международного права прав человека. Тем не менее, иногда сложно объяснить специфику и тонкости МГП, особенно тем, кто не очень хорошо знаком с этой отраслью права или историей ее создания. Например, как может гибель людей быть частью «юридически приемлемого» сопутствующего ущерба, если убийство — это неприемлемый для человека поступок?

СМИ, а также международные и неправительственные организации регулярно сообщают о нарушениях МГП, привлекают внимание широкой общественности к длинным спискам злодеяний. Такое повышенное внимание к негативу едва ли означает, что МГП утратило актуальность. Скорее, оно отчасти вызвано раздражением в связи с тем, что международные механизмы не могут обеспечить мирного урегулирования существующих конфликтов.

Однако у тех, кто ставит актуальность МГП под сомнение, подобные списки нарушений лишь подкрепляют уже существующую предвзятость и воспринимаются как подтверждающие их точку зрения. Тех же, кто ожидает от МГП многого, подобное отношение обескураживает. И те, и другие в результате видят МГП воспринимают МГП негативно. Таким образом, как отмечают Марко Сассоли и Иветта Иссар, существует противоречие между заслуживающими высокой оценки изменениями права, обещаниями, которые оно в содержит и тем, что оно дает на практике.

Нормализация нарушений может обернуться катастрофой для людей, страдающих от вооруженных конфликтов.

Такое негативное видение МГП может привести к трагическим последствиям. Если все решат, что МГП нарушают все, возникнет серьезная опасность того, что такое поведение станет восприниматься как норма. Нормализация нарушений может обернуться катастрофой для людей, страдающих от вооруженных конфликтов.

Почему стоит сосредоточиться на позитиве?

Недавние психологические исследования эффективности воздействия на поведение, например Морселья и др. «Справочник по поведению человека», показали, что делая акцент на негативных последствиях, поменять отношение человека к чему-то сложно. И наоборот, если обращать его внимание на примеры желательного положительного поведения, можно подтолкнуть его к изменениям.

МККК уверен, что если описывать случаи применения МГП в более позитивном ключе, это может улучшить его соблюдение в дальнейшем. Будучи хранителем МГП, МККК имеет возможность наблюдать примеры соблюдения МГП. Хотя такие примеры многочисленны, широкую общественность о них информируют недостаточно.

МГП — это язык, на котором говорят все стороны в конфликте.

Например, в Колумбии МГП сыграло главную роль в смягчении последствий конфликтов и, в конечном счете, в том, чтобы стороны нашли точки соприкосновения и вступили в переговоры. Благодаря этому недавно было подписано соглашение о прекращении огня. Как сказал осенью посол Колумбии в Женеве, «МГП — это язык, на котором говорят все стороны в конфликте, поэтому оно является необходимым средством для открытия канала, который в долгосрочной перспективе дает возможность наладить диалог».

Соблюдение некоторых договоров, запрещающих или ограничивающих применение определенных видов оружия, например Оттавской конвенции, оказалось образцовым. Так, значительно сократилось число жертв противопехотных мин: в середине 90-х ими ежегодно становились 20 000 человек, а сейчас — несколько тысяч.

Такие «Истории успеха» — это уроки, которыми можно поделиться, чтобы лучше реализовать право на практике. Вот почему МККК в настоящий момент осуществляет инициативы по сбору и распространению доказательных аргументов, стремясь вновь подтвердить и усилить положительное влияние МГП в современных вооруженных конфликтах.

Инициативы

МГП в действии

«МГП в действии» — это собрание исследований реальных ситуаций, в которых МГП соблюдалось. В него входят находящиеся в открытом доступе тематические исследования МККК и четырех его научных партнеров (юридического факультета университета Эмори, Лейденского университета, Междисциплинарного центра в Герцлии и Римского университета III ). Проект был запущен недавно и осуществляется до сих пор. Внести свой вклад в его развитие может любой желающий.

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП, которые можно в дальнейшем использовать для преподавания, переговоров, в официальных заявлениях и политической деятельности.

Цель этого проекта — продемонстрировать конкретные примеры соблюдения МГП.

Материалы можно отсортировать по стране (с помощью интерактивной карты) или теме (ведение боевых действий; защита лиц и объектов; комбатанты и военнопленные; механизмы имплементации). Для каждого исследования приводится краткое изложение ситуации, подборка официальных документов по МГП из открытых источников и раздел обсуждений, где поднимаются вопросы, заставляющие задуматься.

Важно отметить, что хотя в этих исследованиях приводятся примеры соблюдения МГП, не следует воспринимать их как попытку преуменьшить значение каких бы то ни было нарушений, которые, возможно, были совершены во время обсуждаемых конфликтов. Не следует воспринимать их и как попытку легитимизации одной из сторон.

Кроме того, некоторые исследования показывают, как в том или ином конфликте со временем изменилось поведение сторон. По этой причине в данных исследованиях упоминаются предполагаемые нарушения, которые ускорили необходимость проведения таких изменений. Эти исследования приводятся для того, чтобы продемонстрировать, что практика с течением времени может меняться и в одном и том же конфликте могут присутствовать случаи как соблюдения, так и нарушения МГП. И, конечно же, этими примерами случаи соблюдения МГП не исчерпываются, таких примеров можно найти намного больше.

Польза от соблюдения МГП и печальные последствия нарушений

Зачем сторонам в конфликте или другим заинтересованным сторонам соблюдать МГП? Цель второй инициативы МККК — привести практические аргументы в пользу соблюдения права. Мы планируем поразмыслить о том, какие выгоды дает заинтересованным сторонам соблюдение права и каковы последствия — или цена — нарушений.

Многие трагические последствия войны — гуманитарные, социальные, финансовые, психологические и т.д. — часто остаются незамеченными. В какой степени соблюдение МГП может смягчить или даже уменьшить эти последствия в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе? Проект МККК признает, что в современном мире анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться со сторонами в конфликте и другими влиятельными акторами.

. анализ соотношения издержек и выгод может позволить эффективнее договариваться.

Поскольку мы хотим предоставить конкретные доказательства влияния МГП на местах, исследования в рамках проекта начнутся со следующих тем:

  • МГП и миграция. Сокращает или стимулирует миграцию соблюдение МГП ?
  • МГП и миростроительство. Укрепляет ли соблюдение МГП в ходе конфликта основу, на которой можно построить мир?

Авторы

Венсан Бернар — главный редактор Международного журнала Красного Креста. Он также является руководителем Форума политики и стратегии, который координирует взаимодействие МККК с экспертами, заинтересованными в преподавании, изучении и обсуждении международного гуманитарного права (МГП). Помимо этого сотрудники Форума руководят деятельностью конференц-центра «Гуманитариум» в Женеве. Венсан Бернар работал в представительствах МККК в Дакаре, Найроби и Иерусалиме, а также совершил много поездок в других регионах, где МККК ведет оперативную деятельность. До начала работы в организации он изучал политологию, право и международные отношения в Женеве, Страсбурге и Лондоне.

Жюлиана Гарсиа Равель — научный сотрудник управления МККК по праву и стратегии. Она является руководителем проекта «МГП в действии» и отвечает за партнерство в сфере права и стратегии. Будучи юристом-международником, Равель работает в МККК с 2010 г. на различных должностях, как в штаб-квартире, так и в регионах (Колумбия). Жюлиана Гарсиа Равель получила диплом магистра международного публичного права в Университете Гренобля (Франция) и диплом магистра международного гуманитарного права в Женевской академии международного гуманитарного права и прав человека (Швейцария).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: