Высший судебный совет это

Обновлено: 19.04.2024

высший орган судейского сообщества, функционирующий на самоуправленческих началах; создан в Италии, Франции, Греции, Румынии, Испании (Генеральный совет судебной власти), Колумбии (Высший совет судейского корпуса), Польше (Всепольский совет судейского корпуса), Болгарии (Высший судебный совет) и ряде других стран. В его компетенцию входят: участие в процессе назначения, перемещения и увольнения судей; рассмотрение дисциплинарных проступков судей и других вопросов их административного статуса;

представительство и защита интересов судейского сообщества; консультативные функции,особенно по вопросам судебной организации и статуса судей;организация подготовки судебных работников. Эти органы нередко возглавляются президентами и иногда должны согласовывать свои решения с министром юстиции. Создание (или существенное расширение компетенции) В.с.м. обусловлено необходимостью коррекции роли министерств юстиции в формировании и сохранении судейского корпуса. Степень автономности высших судебных советов более высока в конституциях "второго поколения". Во всех без исключения странах в В.с.м. могут быть назначены или избраны только судьи, адвокаты, профессора права и другие юристы со значительным стажем работы. Конституции государств со слабыми началами автономности в сфере управления правосудием и значительной ролью министерств юстиции, как правило, обходят молчанием вопрос об управлении правосудием.

Лит.: Б о бот о в С.В. Правосудие во Франции. М.. 1994: Бойцов а Л.В. Независимость судей во Франции. Юридическая наука и преподавание права: проблемы и перспективы. Тверь. 1996. С.34-41;

Исполнительная власть, судебная власть и учредительная власть во Франции. М., 1993; Конституционное (государственное) право зарубежных стран/Под редакцией проф. Б.А.Страшуна.М., 1996. С. 16-17,295- 345,577,622.624: Сравнительное конституционное право. М. 1996. С. 664; Судебные системы западных государств /Под редакцией проф. В.А. Туманова. М., 19S1. С. 27- 29,161-162

Энциклопедия юриста . 2005 .

Полезное

Смотреть что такое "ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ" в других словарях:

ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ — во Франции, Италии, Португалии, Румынии, Колумбии, Алжире и ряде других стран особый орган государственной власти, главными задачами которого являются подбор кандидатур на должности судей и прокуроров, а также осуществление функции… … Юридический словарь

ВЫСШИЙ СОВЕТ МАГИСТРАТУРЫ — в ряде государств (Франции, Италии, Португалии, Румынии, Колумбии, Алжире и др.) особый орган государственный власти, главными задачами которого являются подбор кандидатур на должности судей и прокуроров, а т.ж. осуществление функции… … Энциклопедический словарь экономики и права

Высший Совет магистратуры — во Франции, Италии, Португалии, Румынии, Колумбии, Алжире и ряде других стран особый орган государственной власти, главными задачами которого являются подбор кандидатур на должности судей и прокуроров, а также осуществление функции… … Большой юридический словарь

ФРАНЦИЯ — (Французская Республика) государство, расположенное в Западной Европе. Ф. унитарное государство. Страна разделена на 95 департаментов, департаменты на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления генеральные советы, избираемые… … Энциклопедия юриста

Французская Республика, Франция — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право Уголовно процессуальное законодательство Судебная система. Органы контроля Литература Государство в Западной Европе.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ 1958 — КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ 1958. Основу Конституции составили идеи Ш. де Голля (см. ГОЛЛЬ Шарль де), направленные на расширение прав президента. Принятие Конституции 1958 знаменовало начало пятой республики (см. ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА). * * * КОНСТИТУЦИЯ… … Энциклопедический словарь

Камбоджа — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в юго западной части полуострова Индокитай. Территория 181 тыс. кв … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Колумбия — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на северо западе Южной Америки. Территория 1138,9 тыс.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Молдова — Республика Молдова Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юго востоке Европы. Территория 33,7 тыс. кв.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Румыния — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на юге Европы. Территория 237,5 тыс. кв.км. Столица г.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Совет судей Российской Федерации между Всероссийскими съездами судей осуществляет полномочия высшего органа судейского сообщества. Практически Совет занимается всеми вопросами, которыми должны заниматься органы судейского сообщества, кроме отнесенных к ведению квалификационных коллегий судей.

Совет избирает из своего состава Председателя Совета, трех заместителей председателя, являющихся одновременно председателями секций, и Президиум.

Всего в Совете действуют 6 постоянных секций: финансовая; по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов; по вопросам организационно-кадровой работы; по вопросам судебной практики и совершенствования законодательства; по информатизации и автоматизации работы судов; по связям с органами судейского сообщества регионов, государственными органами и должностными лицами, общественными организациями, международными юридическими организациями.

Главная функция Совета - это объединение судейского сообщества и координация его действий, направленных на нормализацию работы органов судебной власти по выполнению задач, очерченных Конституцией РФ.

Финансовое, ресурсное и кадровое обеспечение судов весьма взаимосвязаны. Из-за постоянного недофинансирования судов, которое продолжается уже много лет, отрицательно сказывается на оперативности работы (Нет денег на отправление повесток, обвинительных заключений - происходит срыв и перенос рассмотрения дела), на подборе профессиональных кадров, на качестве работы суда в целом.

Среди вопросов, относящихся к компетенции органов судейского сообщества, выделяется общественная экспертиза законопроектов, которая касается деятельности судов и статуса судей, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства. Практически ни один из законопроектов, проходящих через Государственную Думу или Совет Федерации, не остается без внимания Совета Судей. На специальной комиссии Совета идет подготовка, рассмотрение вопросов по законопроектам или их разработка.

Совет судей озабочен не только единством судейского сообщества, вопросами социальной защиты судей, но состоянием судейского корпуса, их дисциплиной, нравственным обликом, о чем говорит принятый Советом «Кодекс чести судьи».

В совете имеются секции от судов общей юрисдикции, военных судов, арбитражных судов. Совет работает по секциям и на Пленарных заседаниях. Пленарные заседания проводятся два раза в год и большинство вопросов разрешается на них.

Президиум Совета собирается для весьма срочного рассмотрения важных проблем в коллегиальном составе.

Следующими крупными задачами, поставленными перед Советом судей самой жизнью были:

сохранение целостности федеральной судебной системы и единства статуса судей;

отделение судебной власти от исполнительной путем передачи функций по организационному, ресурсному, кадровому обеспечению судов общей юрисдикции от Министерства юстиции к Судебному департаменту, органу, полностью подотчетному судейскому сообществу.

… обе эти задачи Совет выполнил …

31 декабря 1996 года Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» был принят в концепции, которую отстаивал Совет судей и Верховный Суд РФ. Главное, что отстаивал Совет судей в этом законе:

сохранение всех действующих на тот момент судов (кроме уставных) как федеральных, входящих в единую судебную систему;

образование Судебного департамента не в недрах исполнительной власти (Министерство юстиции, Администрация Президента и т.п.), а внутри судебной системы;

полномочия Высших судов и Совета судей при формировании бюджета судебной власти и полномочия по контролю за исполнением бюджета;

введение института мировых судей.

Все это удалось отстоять. Совет не дал растащить судебную систему по местным квартирам, сохранив тем самым единое правовое пространство, которое обеспечивает гражданам правовую защиту на территории всей страны и является одной из гарантий целостности государства, а судьям обеспечивает гарантии единого правового статуса.

Совету предстоит еще много работы по повышенного авторитета судебной власти, совершенствованию судопроизводства, нормализации нагрузки судей и другим направлениям.

Подобные же вопросы, но в рамках меньшего региона решают органы судейского сообщества субъектов Федерации. Они проводят съезды (конференции) судей республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и другие, перечисленные в п.п. 2 и 3 ч.2 ст.17 Закона о статусе судей.

33. Органы судейского сообщества. Всероссийский съезд судей, конфигурации судей субъектов Федерации.

Значительную роль в формировании судейского корпуса играет Высший Судебный Совет. Высший Судебный Совет Республики Казахстан является автономным государственным учреждением, создан в целях обеспечения конституционных полномо­чий Президента Республики Казахстан по формированию судов, гарантий независимости судей и их неприкосновенности.

Высший Судебный Совет действует согласно Конституции, Конституционному закону «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» и Закону «О Высшем Судебном Совете Республики Казахстан» от 4 декабря 2015 года и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Совет состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом Республики Казахстан.

Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, Министр юстиции, Министр по делам государственной службы, председатели соответствующих постоянных комитетов Сената и Мажилиса Парламента назначаются по должности членами Совета Президентом Республики Казахстан.

В состав Совета Президентом Республики Казахстан могут быть назначены и другие лица, в том числе ученые-юристы, адвокаты, иностранные эксперты, представители Союза судей.

Функции ранее существовавшей Квалификационной Коллегии юстиции, в соответствии с Законом «О внесении изменений и до­полнений в Конституцию Республики Казахстан» от 21 мая 2007 г. за № 254-III, переданы Высшему Судебному Совету,— органу, ответственному за подбор квалифицированных кадров для судей­ской системы.

Совет имеет следующие полномочия:

  1. обеспечивает гарантии независимости и неприкосновенно­сти судей;
  2. на конкурсной основе осуществляет отбор кандидата на ва­кантную должность судьи местного и другого суда;
  3. по итогам конкурса рекомендует Президенту Республики Ка­захстан кандидата для назначения на вакантную должность судьи местного и другого суда;
  4. рассматривает по представлению Председателя Верховного Суда кандидатуры на вакантные должности председателей и пред­седателей судебных коллегий местных и других судов, председате­лей судебных коллегий Верховного Суда;
  5. рекомендует кандидатов на вакантные должности председате­лей и председателей судебных коллегий местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда Президенту Республики Казахстан для назначения на должность;
  6. рассматривает по представлению Председателя Верховно­го Суда кандидатуру на вакантную должность судьи Верховного Суда;
  7. рекомендует кандидата на вакантную должность судьи Верхов­ного Суда Президенту Республики Казахстан для представления в- Сенат Парламента;
  8. рассматривает кандидатуру на вакантную должность Пред­седателя Верховного Суда; рекомендует кандидата на вакантную должность Председателя Верховного Суда Президенту Республи­ки Казахстан для представления в Сенат Парламента;
  9. рассматривает вопросы прекращения полномочий Председа­теля, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда, председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в форме отставки, прекращения отставки;
  10. рассматривает вопросы освобождения от занимаемых долж­ностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов в случае упразднения суда или сокраще­ния общего числа судей соответствующего суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
  11. рассматривает вопросы освобождения от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда в случае сокращения общего числа судей Верховного Суда, если они не дают согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;
  12. рассматривает вопрос о даче рекомендации на освобождение от занимаемых должностей председателей судебных коллегий и су­дей Верховного Суда, председателей, председателей судебных кол­легий и судей местных и других судов за совершение ими дисци­плинарных проступков в силу профессиональной непригодности или за невыполнение требований Конституционного закона Респу­блики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республи­ки Казахстан» по представлению Председателя Верховного Суда, основанному на решении Дисциплинарно-квалификационной кол­легии судей или Судебного жюри;
  13. рекомендует Президенту Республики Казахстан освободить от должностей председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда;
  14. вносит рекомендации Президенту Республики Казахстан об освобождении от должностей Председателя и судей Верховного Суда для внесения представления в Сенат Парламента;
  15. рассматривает вопрос о даче согласия на продление Председа­телем Верховного Суда Республики Казахстан срока пребывания в должности судьи по достижении им предельного возраста не более чем на пять лет;
  16. организует прием квалификационных экзаменов у граждан, изъявивших желание работать судьями;
  17. представляет Президенту Республики Казахстан заключение для решения вопроса о даче согласия на арест судьи, его приводе, применении к нему мер административного взыскания, налагае­мых в судебном порядке, привлечении судьи к уголовной ответ­ственности;
  18. вырабатывает и вносит Президенту Республики Казахстан рекомендации и предложения по совершенствованию судебной системы и законодательства, принимает меры по улучшению ка­чественного состава судейского корпуса, системы подготовки ка­дров, повышению квалификации судей;
  19. утверждает регламент Совета;
  20. ведет учет лиц, сдавших квалификационные экзамены для занятия должности судьи;
  21. осуществляет иные полномочия, вытекающие из настояще­го Закона и регламента Совета.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание Совета считается правомочным при участии в нем не менее двух третей от общего числа членов Совета.

Заседания Совета проводятся открыто и гласно. На заседание могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений и средств массовой информации. В необходимых случаях Совет вправе проводить закрытые заседа­ния.

Совет рассматривает материалы не позднее трехмесячного сро­ка со дня их поступления с обязательным уведомлением заявителя об итогах рассмотрения. Совет принимает решения в форме заключения, протокольного решения и (или) рекомендации.

Прием квалификационного экзамена у кандидатов в судьи для определения уровня их знаний осуществляет Квалификационная комиссия при Совете.

В состав Комиссии входят:

- председатель Комиссии и пять специалистов из числа препо­давателей права, ученых-юристов, назначаемых Советом;

- трое судей, делегируемых Судебным жюри из своего состава, на ротационной основе.

Председатель и члены Комиссии назначаются или делегиру­ются в ее состав сроком на два года. В случае вакансии новый член Комиссии должен быть назначен или делегирован не позд­нее двух месяцев со дня выбытия предыдущего члена Комиссии. Лица, рекомендуемые в состав Комиссии, должны обладать про­фессиональными знаниями в области юриспруденции, опытом ра­боты по юридической специальности не менее десяти лет и иметь безупречную репутацию.

Обеспечение деятельности Комиссии осуществляют аппарат Совета и уполномоченный орган, осуществляющий организацион­ное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных и других судов.

Комиссия проводит свои заседания по приему квалификацион­ных экзаменов по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседания Комиссии по приему квалификационных экзаме­нов проводятся открыто и гласно. Заседания считаются правомоч­ными, если на них присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии. О времени и месте проведения заседания Комиссии ее члены и приглашенные лица извещаются не позднее, чем за десять календарных дней.

Порядок приема документов, сдачи квалификационных экза­менов в Комиссии определяется регламентом Совета. Прием ква­лификационных экзаменов у кандидатов в судьи осуществляется после прохождения гражданами специальной проверки.

Лица, ранее работавшие постоянными судьями не менее трех лет и в течение шести лет со дня увольнения изъявившие жела­ние вновь занять должность судьи, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи в связи с невыполнением возложенных требова­ний, вступлением в законную силу обвинительного приговора суда либо за совершение дисциплинарных проступков. Не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов лица, которые были уволе­ны с должности судьи, из правоохранительных органов или с иной государственной службы за порочащие проступки и нарушения законодательства Республики Казахстан при исполнении служеб­ных обязанностей. Результат сдачи квалификационного экзамена действителен в течение шести лет со дня сдачи экзамена. Лица, не сдавшие квалификационные экзамены, допускаются к их повторной сдаче не ранее чем через год.

Для участия в конкурсе на должность судьи местного и друго­го суда подается заявление и другие документы в аппарат Совета, перечень которых установлен регламентом Совета. В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи районного и приравненного к нему суда могут участвовать граждане, отвечаю­щие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан».

В конкурсе для получения рекомендации Совета на должность судьи областного и приравненного к- нему суда могут участвовать граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Ре­спублики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Респу­блики Казахстан» и имеющие стаж работы по юридической про­фессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет.

Конкурсный отбор кандидатов на вакантные должности судей осуществляется Советом открыто и гласно в условиях, исключа­ющих вмешательство в его деятельность. Основными критерия­ми отбора кандидатов на вакантные должности судей районного и приравненного к нему суда являются высокий уровень знаний, морально-нравственные качества и безупречная репутация.

При проведении конкурса на занятие вакантной должности су­дьи областного и приравненного к нему суда учитываются следую­щие критерии:

- стаж работы в должности судьи;

- безупречная репутация и качество отправления правосудия;

- стаж работы в государственных органах, обеспечивающих деятельность судебной системы;

- стаж работы в правоохранительных и иных государственных органах, обеспечивающих деятельность судебной системы, в ад­вокатуре;

- наличие ученой степени или ученого звания.

По итогам отбора кандидатов на вакантные должности секре­тарь Совета направляет участникам конкурса соответствующее уведомление о результатах конкурса в течение десяти рабочих дней со дня его завершения.

Кандидатуры на вакантные должности председателей и пред­седателей судебных коллегий, областных и приравненных к ним судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда рассматриваются Советом по представлению Председателя Вер­ховного Суда, внесенному на основании решения пленарного за­седания Верховного Суда. Кандидатура на вакантную должность председателя районного и приравненного к нему суда рассматри­вается Советом по представлению Председателя Верховного Суда внесенному на основании решения пленарного заседания соответ­ствующего областного суда.

Для получения рекомендации Совета на должности председате­ля и председателя судебной коллегии областного и приравненного к нему суда представляются граждане, отвечающие требованиям Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной си­стеме и статусе судей Республики Казахстан» и имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет.

Для получения рекомендации Совета на должность судьи Вер­ховного Суда представляются граждане, отвечающие требованиям

Конституционного закона Республики Казахстан «О судебной си­стеме и статусе судей Республики Казахстан» и имеющие стаж ра­боты по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет. Кандидатуры на должности председателей судебных коллегий Верховного Суда представляют­ся из числа судей Верховного Суда.

Основанием для рассмотрения Советом вопроса об освобожде­нии судьи от должности является представление Председателя Вер­ховного Суда. Представление об освобождении судьи от должно­сти за совершение им дисциплинарных проступков в силу профес­сиональной непригодности или за невыполнение требований Кон­ституционного закона Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» вносится Председателем Верховного Суда в Совет на основании решения Дисциплинарно- квалификационной коллегии судей или Судебного жюри.

Совет после получения материалов проверяет в порядке, уста­новленном регламентом, содержащиеся в них сведения путем по­лучения письменного объяснения от судьи и других лиц, истребования соответствующих документов и ознакомления с ними, получения иной информации от государственных органов, органи­заций и граждан. По результатам проверки составляется справка. Справка должна содержать изложение выявленных обстоятельств, заключение и предложения проверяющих и их подписи.

Статья 10. Полномочия советов судей

1. Совет судей Российской Федерации:

1) созывает Всероссийский съезд судей;

2) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

3) избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами;

3.1) избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - Высшая экзаменационная комиссия) вместо выбывших в период между съездами;

4) изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;

5) определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации;

6) осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.

2. Представители Совета судей Российской Федерации вправе участвовать в обсуждении проекта федерального закона о федеральном бюджете в Федеральном Собрании Российской Федерации.

3. Совет судей Российской Федерации, а также иные органы судейского сообщества в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

Обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка при исполнении судьей служебных обязанностей может быть направлено в квалификационную коллегию судей Советом судей Российской Федерации, иным органом судейского сообщества, указанным в настоящем пункте, только при наличии частного определения, вынесенного вышестоящей судебной инстанцией, либо жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, совершенными при рассмотрении дела.

Судья информируется о проводимой проверке и вправе участвовать в ней, знакомиться с материалами проверки, представлять письменные объяснения и возражения, а также доказательства, подтверждающие свои объяснения. Отказ судьи от участия в проверке не является препятствием к ее проведению.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 243-ФЗ)

4. Советы судей субъектов Российской Федерации:

1) рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и заслушивания их отчетов;

2) созывают конференции судей;

3) избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов Российской Федерации вместо выбывших в период между конференциями судей;

4) избирают членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации) вместо выбывших в период между конференциями судей;

5) взаимодействуют с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 76-ФЗ)

6) ведут списки судей, пребывающих в отставке и изъявивших желание осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе.

(пп. 6 введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

5. Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

телефон нейтральное герб

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

К федеральным относятся:

Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;

Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);

Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами РФ;

утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;

назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;

лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;

назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;

проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;

утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;

решение вопроса о доверии Правительству РФ;

заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;

обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;

осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;

осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;

обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;

осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;

создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;

осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: