Высоконравственный творческий компетентный гражданин россии принимающий судьбу отечества как свою

Обновлено: 22.04.2024


Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования

Современный национальный воспитательный идеал в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России трактуется, на наш взгляд, прежде всего как образ патриота. Он понимается как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ» 1 . Среди трёх групп достижений обучающихся (воспитанников) при освоении общеобразовательных программ в Федеральном Государственном образовательном Стандарте второго поколения называются личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные чувства, к которым, по нашему убеждению, относится и патриотизм, что еще раз убеждает в значимости для современной школы построения системы патриотического воспитания и оценки его качества. Кроме того, следует отметить развивающий эффект аналитико-оценочной деятельности в целом для всех участников образовательного процесса: и для воспитанников, и для педагогов аналитико-оценочная деятельность служит формированию у них смыслопоисковой и рефлексивной функций.

Результатом патриотического воспитания молодежи может быть освоенный ими опыт патриотической деятельности. Он представляет собой характеристику Человека, включающую совокупность чувств, переживаний, действий в сфере событий, явлений, деятельности патриотического характера. В рамках теории личностно-развивающего образования он трактуется как активно функционирующее патриотическое сознание; потребность, умение человека выразить себя в действиях патриотической направленности, а также способность выполнять деятельность, ориентированную на организацию своего внутреннего мира – смыслов, впечатлений, выводов из переживаний событий и явлений патриотического характера. Опыт патриотической деятельности является проявлением его личностно–нравственного опыта, реальным выражением социальных чувств как составляющей личностных (ценностных) достижений обучающихся в образовательном процессе. Данный вид опыта представляет собой единство трех компонентов: эмоционально–чувственного (переживания, чувства по поводу событий, явлений патриотического характера); отношенческого (отношение к фактам, явлениям, событиям патриотического характера); деятельностного (виды деятельности, действия патриотического характера). Интегративным свойством опыта патриотической деятельности является проявление учащимися активно творческого отношения к миру, Отечеству, себе, окружающим, выраженное в переживаниях и деятельности патриотического характера. В контексте аналитико-оценочной деятельности опыт патриотической деятельности воспитанников служит главным критерием анализа и оценки качества системы патриотического воспитания молодежи.

Изучение документации образовательных организаций позволяет сделать вывод, что анализ и оценка качества патриотического воспитания, в основном, сводится к факту проведения запланированных мероприятий данной направленности с молодыми людьми. Одна из причин состоит в том, что педагоги не владеют имеющимся диагностическим инструментарием для педагогического анализа и оценки процесса и результата воспитывающей деятельности патриотического характера. Другая причина заключается в том, что в методическом арсенале педагога отсутствует целостный комплекс диагностик такого рода, поскольку он недостаточно разработан в педагогической науке.

Мы предлагаем авторскую методику аналитико-оценочной деятельности в сфере патриотического воспитания, так как в ней четко определены объекты оценивания и диагностический инструментарий.

Ключевой диагностической методикой является наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания, поскольку с её помощью можно оценить проявление различных показателей (таблица 1).

Таблица 1 Методики анализа критериев и показателей патриотического воспитания

Критерии и показатели анализа и оценки

Методики педагогического анализа

1. Овладение подростками опытом патриотической деятельности (качество результата).

1.1. Сформированность эмоционально – чувственного компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников);

1.2. Сформированность отношенческого компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников);

1.3. Сформированность действенно – практического компонента опыта патриотической деятельности обучающихся (воспитанников).

2. Проектирование и реализация ситуации патриотического воспитания (качество процесса)

2.1. Способность педагогов к постановке целей;

2.2. Отбор содержания воспитания, способствующего овладению опытом патриотической деятельности;

2.3. Активизация чувств, переживаний, смысловой сферы, нравственных мотивов воспитанника при подготовке и проведении мероприятий патриотического характера, а также в процессе учебных занятий;

2.4. Поддержка усилий подростка во внеурочной социально-проектной деятельности патриотического характера;

2.5. Реализация ситуационно-событийного подхода в процессе овладения обучающимися (воспитанниками);

опытом патриотической деятельности, учет гендерного подхода;

2.6. Вовлечение воспитанников в рефлексию смысла деятельности патриотического характера.

3. Внутришкольный менеджмент процесса патриотического воспитания

3.1. Качество документационного обеспечения процесса патриотического воспитания;

3.2. Качество организационно – методического сопровождения процесса патриотического воспитания управленческой командой ОУ;

3.3. Осуществление управленческими структурами педагогического анализа процесса патриотического воспитания.

1.1.1 Программа наблюдения за проявлением эмоций и чувств в связи с событиями и явлениями патриотического характера;

1.2.1. Анкетирование с целью определения степени сформированности у подростков патриотического отношения к действительности;

1.2.2. Графическое тестирование сформированности патриотического отношения подростков и педагогов к действительности;

1.3.1. Тест по определению степени овладения действенно - практическим компонентом патриотического опыта.

2.1.1. Анкетирование с целью изучения характера целеполагания при организации патриотического воспитания

2.2.1. Программа самоанализа фрагмента образовательного процесса, включающая наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания;

2.3.1. Вопросы для анализа (самоанализа) реализации событийного подхода при проектировании патриотического воспитания;

2.4.1. Мини-сочинение «Будущее страны в наших руках» и др.;

2.4.2. «Продолжи предложение»;

2.5.1. Наблюдение за учётом гендерных особенностей при подготовке и проведении мероприятий атриотического характера.

3.1.1. Экспертная оценка качества Концепции патриотического воспитания, программ, планов и др. ОУ;

3.1.2. Программа оценки качества деятельности структур управления ПОО по организационно – методическому сопровождению процесса патриотического воспитания;

3.1.3. Программа анализа фрагмента образовательного процесса, включающая наблюдение за реализацией признаков ситуации патриотического воспитания.

Нормой в патриотическом воспитании является приобретённый, освоенный обучающимися (воспитанниками) «опыт патриотической деятельности».

При педагогическом анализе и оценке качества патриотического воспитания следует руководствоваться принципами целостности, научности, систематичности и последовательности, доступности, осмысленности деятельности и активности педагогов. К условиям успешности аналитико-оценочной деятельности нами отнесены: знание педагогами объектов аналитико-оценочной деятельности; периодичность проведения диагностических исследований; осмысление результатов диагностик, предъявление их педагогическому сообществу; выявление тенденций в овладении обучающимися опытом патриотической деятельности; позитивная мотивация педагогов в осуществлении педагогической диагностики; разнообразие используемого диагностического материала; развивающий характер диагностического материала для педагогов; привлечение родителей в качестве экспертов, а также мониторинг возможных потерь ПОО в конструировании и реализации системы патриотического воспитания.

Одной из разработанных нами методик является анкетирование как самодиагностика педагога, целью которого является определение его готовности к постановке целей и задач патриотического воспитания (таблица 2).

Таблица 2 Анкета готовности к постановке целей и задач патриотического воспитания

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее —Концепция)

разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Образовательное учреждение взаимодействует с различными социальными институтами .

Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В концепции ДНВР четко прописан современный воспитательный идеал

согласно Закону Российской Федерации «Об образовании»

в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и

задачам основных образовательных программ (ст. 9, п. 6).

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала , т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно‑

исторических социокультурных условиях.

(В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа.Ценность семьи.народа ,веры; XVIII в. Россия стала империей Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Позже вера в коммунизм и служения коммунистической партии и т.д.

В 90‑е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Система базовых национальных ценностей

• Патриотизм (любовь к родине, своему народу ,служение отечеству)

• Социальная солидарность ( свобода личная и национальная, доверие к людям, честь, достоинство, милосердие, справедливость)

• Гражданственность ( долг перед Отечеством,законы,обязанности,свобода совести, вероисповедания)

• Семья ( любовь ,верность, Здоровье, достаток, почетание родителей, забота о младшем старшем, о продолжении рода.)

• Труд и творчество ( творчество ,созидание трудолюбия)

• Традиционные российские р елигии

• Искусство и литература (нравственный выбор, смысл жизни)

• Человечество ( Миру-мир,международное сообщество)

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно‑нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально‑ нравственного состояния общества и государства.

В концепции ДНРВ новое отношение к компетент.подходу- Владение определенными компетенциями не подразумевает нравственность и духовность.(т.е. теряется ценность российского образования)

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

• Нравственный пример педагога;

• Интегративность программ духовно-нравственного воспитания ;

• Социальная востребованность воспитания.

На основе концепции разрабатывается программа духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников

Программа духовно — нравственного развития должна формировать целостное пространство духовно — нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад жизни, интегрированный в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое уже замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

Вашему вниманию представлена информация об основных направлениях и видах внеурочной деятельности по требованиям ФГОС.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ø с портивно-оздоровительное;

Ø общественно-полезная деятельность;

Ø проектная деятельность.

Ø проблемно-ценностное общение;

Ø досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

Ø художественное творчество;

Ø социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность);

Ø техническое творчество;

Ø трудовая (производственная) деятельность;

Ø спортивно-оздоровительная деятельность;

Ø туристско-краеведческая. деятельность.

Целью внеурочной деятельности в нашей школе является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципы организации внеурочной деятельности:

· соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

· опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности в школе;

· опора на ценности воспитательной системы школы;

· свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Направление образовательно-воспитательной деятельности нашей школы:

· физкультурно-спортивные (Храбрых И.И., учитель физической культуры);

· художественное (Добрынина Е.Н., учитель музыки, Влазнева С.Е., педагог дополнительного образования);

· социально-педагогические (научно-познавательное) (Байдунова Э.А., учитель географии);

· военно-патриотическое (Никиташина А.В., учитель истории);

· социально-педагогическое (проектная деятельность) (Дяченко Т.Н., учитель начальных классов).

Со следующего уч.года вводится спец.курс "Основы религиозной культуры и светской этики".

Безусловно, что все присутствующие знакомы с этим программным документом. Моя задача - озвучить ключевые моменты Концепции.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

В КОНЦЕПЦИИ ЗАЯВЛЕНО, ЧТО общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала.

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Современный национальный воспитательный идеал — этовысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы .

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

Первая ступень- формирование ценностей семейной жизни.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики.

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.

Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности.

К ним относятся:

Ø патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

Ø социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

Ø гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

Ø семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

Ø труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

Ø наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

Ø традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

Ø искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

Ø природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Ø человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

· нравственного примера педагога;

· социально-педагогического партнёрства;

· индивидуально-личностного развития;

· интегративности программ духовно-нравственного воспитания ;

· социальной востребованности воспитания.

Таким образом, организация воспитательного процесса в системе «школа —семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.

Круглый стол «Передовые практики и модели гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования» конференции «Чтобы не было войны: воспитание наследников Великой Победы в системе дополнительного образования»
28 января 2020 г., Храм Христа Спасителя г. Москва

Аннотация: В статье освещены основные подходы к реализации одного из основных направлений внеурочной деятельности – духовно-нравственного. Они были обозначены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приведены механизмы реализации данного направления через учебно-методические комплексы в системе школьного и дополнительного образования.

Одним из важнейших компонентов образования является воспитание подрастающего поколения в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Эти положения закреплены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р. Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. В ней определяются основные ориентиры в воспитании детей на основе российских традиционных ценностей, а именно: развитие у детей нравственных чувств, формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, воспитание уважения к культуре, языкам традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, расширение сотрудничества между государством и обществом. В Стратегии определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Особая роль отводится формированию у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за настоящее и будущее России.

Наибольшего внимания педагогов требует именно нравственная сфера личности обучающихся: многие дети уходят от реальности в виртуальный мир комьютерных игр и социальных сетей, черпают модели поведения в «глянцевых» телевизионных шоу и назойливой рекламе, совершают асоциальные действия и поступки. Важнейшими проблемами воспитания является размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. В период стремительной глобализации и цифровизации жизненного пространства подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретенном опыте. Проблема духовно-нравственного воспитания в настоящее время приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствия в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения, формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность на собственном опыте проверить свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Огромный потенциал для этого несет в себе внеурочная деятельность и дополнительное образование обучающихся. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность во внеурочное время для удовлетворения потребностей детей в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности и осуществляется по пяти направлениям, ведущим из которых является духовно-нравственное.

Духовно-нравственное воспитание реализуется по нескольким направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, обязанностям и свободам человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Стратегия предусматривает также повышение качества преподавания гуманитарных предметов, обеспечивающих ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. В этом контексте изучение дисциплин и организация внеурочной деятельности, ориентированных на знакомство с православной культурой, является неотъемлемой частью российской исторической и культурной традиции, приобщением обучающихся к духовному достоянию, развитием социального опыта, кругозора и мировосприятия, формированием культурной идентичности и гражданской позиции, и напрямую связано с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС). ФГОС начального общего образования определяет положение о том, что все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Знакомство с основами православной культуры выражается в изучении культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных ценностей. Изучая историю русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих духовно-нравственных и религиозных принципов. А главное он поймет, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий.

В связи с этим исключительна роль личности самого педагога. Учитель стоит на одной из самых первых ступенек духовно-нравственного возрождения нашего народа. И дети ждут от взрослых чтобы им показали путь, по которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Через обретение духовного опыта, основанного на традициях православия, возможно формирование духовно-нравственной личности. Для этого педагогу необходимо решить ряд задач, а именно: 1) установление личных связей ученика с православной культурой, чтобы христианские ценности стали личными ценностями обучаемого; 2) раскрытие духовных основ отечественной культуры, которая насквозь пронизана христианским учением; 3) воспитание патриотических чувств, поскольку православие теснейшим образом связано с патриотизмом, так как выполнение долга перед Богом, Родиной и родителями является основополагающим для христианина.

Важную роль в решение этих задач играет учебно-методический комплекс (далее – УМК), который включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и образовательные технологии и информационно-образовательную среду. В УМК системность в содержании и методическом наполнении курсов обеспечивается общими принципами структурирования изложения материала, когда в основе структуры лежит тема, общей фундаментальной морально-нравственной и методологической основой курсов, раскрывающих универсальные нравственные принципы различными средствами. Через УМК четко проводится мысль о важности уважения к собственной культуре и традициям, необходимости понять и принять морально-нравственные ценности, веками составлявшие духовную основу российской цивилизации

В настоящее время активно идет формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое включает в себя целый ряд компонентов. Это, прежде всего, обучение как классно-урочная деятельность в соответствии с ФГОС. Очень важной составляющей является дополнительное образование детей, которое реализует дополнительные образовательные программы и представлено учреждениями культуры и спорта, Дворцами творчества, детскими экологическими центрами, школами искусств и т.д. По прогнозам ученых 2023-2025 годы станут временем, когда школы займут производное место по отношению к дополнительному образованию детей. Необходимо выделить еще информальное образование, которое включает спонтанное образование индивида и реализуется за счет собственной активности личности в насыщенной культурно-образовательной среде. В новое образовательное пространство входят также неформальное образование, представленное негосударственным сектором, и внеурочная деятельность.

В этом контексте особую значимость приобретают современные воспитательные практики. Издательство «Русское слово» реализует комплексный социально-образовательный проект «Современные практики воспитания детей и подростков», который устремлен в будущее, в развитие человеческого капитала будущих поколений граждан России. Проект полностью соответствует ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, обеспечивает освоение обучающимися социальных знаний, позволяет активно включиться в общественно-политические процессы страны и противостоять негативным факторам влияния внешней среды. Проект позволяет решить актуальные вопросы воспитания и социализации, а именно: формирование гражданской активности и развитие социально значимых образовательных практик на основе развития добровольчества (волонтерства), профориентация и проблема выбора профессии, информационная безопасность, профилактика насилия в ученической среде (буллинг), развитие творческой активности детей, работа с одаренными детьми и подростками, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни детей и подростков, отдых детей в каникулярное время. По каждому из направлений создан учебно-методический комплекс, включающий учебные пособия, рабочие тетради, программы, методические рекомендации для педагогов и пособия для родителей.

Учебно-методический комплекс по развитию добровольчества в школьной среде «Дорогою добра» первый в России полный завершенный комплект по организации и развитию добровольчества в школе и системе дополнительного образования. Он позволяет обучающимся приобрести коммуникативные навыки и социальные компетенции, получить опыт работы в команде, научит ценить и уважать любой труд, договариваться и вести диалог, конструктивно решать проблемы, а главное, ответственности за порученное дело. Данный проект успешно реализуется в рамках общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение школьников.

Формированию культуры информационной безопасности способствует реализация УМК по кибербезопасности. Он призван научить детей как обезопасить себя в цифровом пространстве, вовремя распознавать онлайн риски, защитить свои персональные данные и управлять ими, успешно разрешать проблемные ситуации в сети Интернет. Создать модель антибуллинговой работы в образовательной организации, а также показать возможности этой работы на практике призван курс «Мир без агрессии».

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В связи с этим чрезвычайно важно использовать педагогически целесообразные проекты и программы, которые создают условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культуры, а также способствуют развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (выдержки из документа)

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

— готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, индивидуально-ответственному поведению;

— готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

— укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

— формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

— развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

— принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

— готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

— способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результатов;

— трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

— осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

— свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

— укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно, традиционным источником нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

— патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

— социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

— гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

— семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

— труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

— наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

— традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

— искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

— природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

— человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как основа развития нашей страны.

Организация социально открытого пространства духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

— нравственного примера педагога;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

— социальной востребованности воспитания.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: