Высоцкий судимость имел ли

Обновлено: 24.04.2024

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ

Множество песен Владимира Высоцкого пелись от лица то водителя-дальнобойщика, то спортсмена, то военного. При жизни автор получал килограммы писем с вопросами – вы действительно служили, воевали, водили МАЗ или сражались на спортивных аренах?

На самом деле, Высоцкий никогда не служил в армии. Еще в подростковом возрасте по свидетельству его мамы Нины Максимовны у Володи обнаружились шумы в сердце. А потому вскоре он получил "белый билет" и освободился от армии и военных сборов.

Спортсменом Высоцкий тоже никогда не был, да и водителем-дальнобойщиком тоже. Во время учебы в школе Владимир проявил способности к музыке, сочинял первые стихи. После школы поступил в МИСИ, но проучился там недолго, осознав, что к инженерным специальностям у него признания нет.

Зато артистическую карьеру Владимир Семенович начал еще на первых курсах школы-студии МХАТ, куда пошел учиться после неудачи на инженерном поприще. Первой ролью Высоцкого стал эпизод (студент Петя) в фильме Василия Ордынского "Сверстницы".

Впоследствии актер не без иронии рассказывал о начале работы в кино, упоминая при этом, что единственную реплику своего персонажа – "Сундук и корыто" – он от волнения произнес высоким голосом и заикаясь.

Больших концертов Высоцкого на крупных площадках никогда не было, он не собирал стадионы и не выступал в престижных залах. Именно поэтому в обществе сложилось мнение о том, что власти его не любят. Говорили, что он под запретом из-за своих диссидентских воззрений. Мало того, утверждали о том, что Высоцкому закрыт выезд за пределы СССР.

Но это совсем не так. Согласно воспоминаниям друзей и коллег Высоцкого, концертов он давал чуть ли не по десятку в месяц, выступая при этом в клубах различных предприятий, в домах культуры, в кинотеатрах и даже в цехах перед рабочими. Причем, свободно ездил по всей стране.

А в то время давать подпольные концерты было практически невозможно, даже квартирники был под негласным запретом. Очевидно, что гастролировал Высоцкий с согласия властей и даже под их присмотром. Да и сами сильные мира сего частенько приглашали его выступить перед узким кругом видных партийных деятелей.

О том, что Высоцкий не был под запретом свидетельствует и факт выхода при его жизни одного диска-гиганта, нескольких миньонов и гибких пластинок с его песнями. Все они выходили многотысячными тиражами и расходились в основном по друзьям и знакомым директоров магазинов грампластинок.

Что касается поездок за границу, то Высоцкий фактически исколесил весь мир, а во Францию к своей супруге Марине Влади летал как к себе домой. Уже в 90-годы были обнародованы видеозаписи его многочисленных интервью иностранным журналистам и телекомпаниям.

То, что многие творческие редко обходятся без допинга в виде алкоголя – известно всем. Для них он своего рода отдушина от действительности, в которой приходится играть в день по несколько ролей. Пусть это даже один персонаж в одном фильме.

А когда ты со сцены поешь от лица водителя, боксера, ученого, пациента психбольницы, то пропускаешь все эти образы через себя. Или играешь Гамлета, в образе которого скрыты сплошные противоречия. Поэтому вечером, после концерта или спектакля необходимо снять напряжение.

Высоцкий, конечно, выпивал, как и большинство гениев. Но в последние годы к этой вредной привычке добавилась настоящая болезнь – артист попробовал наркотики. Говорят, что первый укол сделали ему врачи во время очередного выхода из запоя, а привыкание, как известно, наступает очень быстро.

В 1979 году гастроли в Ташкент чуть не закончились трагедией из-за того, что наркотиков не было в багаже сопровождающих. Ровно за год до ухода из жизни Высоцкий пережил клиническую смерть. Этот случай с исторической точностью описан в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой".

Умер Владимир Высоцкий ночью 25 июля 1980 года в своей московской квартире. У него во сне остановилось сердце. Причиной смерти друг актера, находившийся в тот день рядом с ним, врач-реаниматолог Анатолий Федотов назвал инфаркт миокарда. По воле отца Высоцкого вскрытие не проводилось. Во врачебном свидетельстве причиной смерти была указана острая сердечно-сосудистая недостаточность.

О Владимире Высоцком ещё при жизни ходило огромное количество слухов и легенд. Часть из них сохранила свою популярность и спустя 40 лет после его смерти.

Фото © ТАСС</p>

25 июля 1980 года скончался Владимир Высоцкий — один из самых популярных артистов советской эпохи. Ещё при жизни он стал настоящей легендой, и, как и положено в подобных случаях, вокруг его имени появилось немало слухов. Многие из них сохраняют свою популярность до настоящего времени.

Несостоявшийся д’Артаньян

Владимир Высоцкий за годы своей карьеры сыграл немало характерных и запоминающихся ролей. При этом народная молва регулярно сватала артиста в те или иные проекты, куда его якобы не допустили из-за сопротивления художественных советов и прочих органов, имевших власть над творцами. Одной из самых популярных легенд подобного рода стал слух о том, что именно Высоцкий первоначально должен был сниматься в роли д’Артаньяна в популярнейшем советском фильме "Д’Артаньян и три мушкетёра".

Основным аргументом в пользу этой легенды служит снимок Высоцкого, сделанный на фотопробах. На нём артист облачён в костюм XVII века, а его длинные волосы отчасти напоминают узнаваемую причёску советского д’Артаньяна. В социальных сетях и на многочисленных сайтах этот снимок фигурирует в качестве фотопроб к "Трём мушкетёрам" с участием Высоцкого. Якобы режиссёр картины Георгий Юнгвальд-Хилькевич очень хотел снять своего приятеля в этой роли, но получил запрет от вышестоящих инстанций.

Фото © ТАСС

Однако в своих интервью режиссёр фильма неоднократно опровергал информацию, что планировал снять Высоцкого в "Трёх мушкетёрах". Постановщик утверждал, что вообще не видел артиста в этой роли и не рассматривал его в качестве кандидата, но признавал, что при личных встречах Высоцкий регулярно подкалывал его по поводу фильма и говорил, что был бы не прочь сняться.

Гроб "шестёрка", спор за погост и КГБ. Как в Москве хоронили Высоцкого

Высоцкий никогда не участвовал в пробах к "Трём мушкетёрам". Известное фото в действительности было сделано на пробах к фильму "Маленькие трагедии". Высоцкий в этой картине сыграл роль дона Гуана, которая стала последней в его кинокарьере.

Уголовник

Самый устойчивый слух, упорно сопровождавший Владимира Высоцкого как на протяжении всей карьеры, так и после смерти, гласил, что актёр до начала своей карьеры провёл несколько лет в тюрьме (в некоторых вариациях он вообще представал рецидивистом со стажем). Вероятно, устойчивости этого слуха поспособствовало исполнение артистом блатных песен, что было далеко не самым распространённым явлением среди советских исполнителей.

Высоцкий во время общения со зрителями на своих концертах неоднократно вынужден был опровергать слухи о своём криминальном прошлом. Но, как бы артист ни уверял зрителей, что не имел проблем с законом, эти слухи победить не удалось. Даже в западной прессе, отреагировавшей на смерть популярного советского артиста, сообщалось, что в сталинские времена Высоцкий стал жертвой репрессий и вернулся из лагерей уже в годы хрущёвской оттепели, хотя в действительности к моменту смерти Сталина ему было всего 15 лет.

Фото © ТАСС / Виктор Великжанин

Фото © ТАСС / Виктор Великжанин

Несмотря на неоднократные и многолетние опровержения этой легенды, она до сих пор жива. Вопрос "За что сидел Высоцкий?" всё ещё пользуется популярностью в поисковых системах.

Единственный "мерседес" в СССР

Страсть Владимира Высоцкого к быстрым и красивым автомобилям общеизвестна. Особым предметом гордости артиста был "мерседес", который он разбил в одном из ДТП. Не стоит и говорить о том, что автомобили этой марки были чрезвычайной редкостью на советских улицах. Согласно популярной легенде, Высоцкий был единственным "простым" человеком в Советском Союзе, кому позволили обладать таким автомобилем. Второй советский "мерседес" был у самого генсека Леонида Брежнева. Однако он получил его в подарок во время зарубежного визита, формально машина числилась на государственном балансе.

На самом деле машина Высоцкого, конечно, была большой диковинкой даже для Москвы, но отнюдь не являлась единственной в СССР, как об этом любят говорить. Из известных людей той эпохи статусные немецкие автомобили такой же марки имели знаменитый шахматист Анатолий Карпов и офтальмолог и глазной микрохирург Святослав Фёдоров. Ещё несколько аналогичных машин находилось во владении иностранных специалистов, работавших в СССР по контракту, а также дипломатов. Несколько десятков автомобилей было закуплено перед Олимпиадой 1980 года для ГАИ. Они в основном сопровождали правительственные кортежи и иностранные делегации.

Встреча с легендарным битлом

В начале нулевых в Сети обрела большую популярность фотография, на которой запечатлены беседующие Владимир Высоцкий и некий худой длинноволосый мужчина с бородой. Подпись к фото сообщает, что на снимке Владимир Высоцкий и Джордж Харрисон — легендарный участник группы The Beatles. В большинстве публикаций в соцсетях снимок датирован 1976 годом (иногда 1973-м).

Фото © Киноистория

Известно, что во время заграничных путешествий с супругой Высоцкий действительно встречался с некоторыми западными знаменитостями. Однако ни в одном из источников не сообщалось о встрече с легендарным битлом.

Согласно воспоминаниям фотографа, сделавшего снимок, бородатым собеседником Высоцкого на фотографии был Джордж Диматос, который аккомпанировал артисту во время записи пластинки в монреальской студии. Диматос работал у Бабека Серуша (выросший в Москве иранец, который вёл бизнес с Советским Союзом и был хорошо знаком с Высоцким). Именно Диматос несколько лет спустя заснял на видеокамеру похороны Высоцкого в олимпийской Москве. С настоящим Джорджем Харрисоном Владимир Высоцкий никогда не встречался.

Гонения на Высоцкого

Весьма популярна легенда, согласно которой Владимир Высоцкий подвергался в СССР преследованиям и гонениям со стороны партии и спецслужб — не то за излишне независимый характер, не то просто из зависти к таланту. Более того, в западных странах, где в 70-е годы вышло несколько пластинок Высоцкого, он позиционировался именно как певец протеста. Самый популярный советский диссидент, который в своих песнях разоблачает советскую власть и подвергается за это гонениям, хотя и имеет миллионы поклонников. Примерно так характеризовали его творчество зарубежные издатели пластинок Высоцкого.

Разумеется, всерьёз говорить о каких-то гонениях в данном случае невозможно. Высоцкий гастролировал по стране, играл в популярном столичном театре, снимался в кино, регулярно выезжал за границу в капиталистические страны (для обычных советских граждан существовали негласные ограничения на регулярное ежегодное посещение капиталистических государств). Антисоветских заявлений он никогда не делал, так что и преследовать его было не за что.

Фото © ТАСС / Анатолий Ковтун

Фото © ТАСС / Анатолий Ковтун

Гонений на артиста не было, но стоит отметить, что он в своё время действительно недополучил того, что ему полагалось. С одной стороны, стихи Высоцкого и тексты его песен регулярно публиковались в СССР с середины 60-х годов. С другой — все эти публикации были либо в региональной прессе, либо в специализированных изданиях, выходивших небольшими тиражами. СМИ с многомиллионными тиражами, как правило, игнорировали творчество артиста.

В СССР выходили миньоны Высоцкого (мини-альбомы с несколькими песнями). Всего их было выпущено семь штук, плюс несколько радиоспектаклей. Однако ни одного диска-гиганта (положенного такому популярному исполнителю по статусу) в Советском Союзе при жизни артиста не вышло (зато официально был издан экспортный диск-гигант Высоцкого за границей).

Позицию, которую занимали советские органы по отношению к Высоцкому, можно охарактеризовать так: не препятствовать творчеству, но и не способствовать раскрутке артиста.

Попрощаться с любимым артистом пришло более 100 тысяч человек. А после похорон ходили слухи, что Высоцкого хоронили в хрустальном гробу.

28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище был похоронен Владимир Высоцкий. Похороны популярнейшего артиста без преувеличения были историческими. Проводить поэта в последний путь прибыло более ста тысяч человек и это при том, что по советскому телевидению и радио даже не сообщалось о смерти артиста.

По размаху их можно было бы сравнить только с похоронами Сталина и Гагарина. Но там были официальные мероприятия государственного уровня. Если же говорить о проводах деятелей культуры в советскую эпоху, то хоть как-то сравниться с похоронами Высоцкого могли только похороны другого популярнейшего поэта — Сергея Есенина.

Смерть артиста

Фото © back-in-ussr.com / В. Нисанов

Владимир Высоцкий скончался в своей квартире ночью 25 июля 1980 года. В момент смерти с ним в помещении находился знакомый реаниматолог Федотов, который помогал ему перенести абстинентный синдром по своей методике, вкалывая седативные препараты.

В последний вечер Высоцкий выпил немного шампанского. Кроме того, Федотов сделал ему укол хлоралгидрата — сильного седативного препарата, который противопоказан при проблемах с сердцем (в последние дни Высоцкий неоднократно жаловался на боль в сердце). Высоцкий успокоился, и Федотов на несколько часов уснул.

Ночью артист умер. По требованию родственников вскрытие не проводилось, поэтому конкретная причина смерти Высоцкого навсегда останется тайной. В свидетельстве о смерти записано, что он умер от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Согласно наиболее распространённым версиям, Высоцкий умер либо от остановки сердца, либо от асфиксии, вызванной западением языка. И то и другое могло стать следствием применения высоких доз седативных препаратов.

Под крылом КГБ

Фото © Getty Images / James Andanson / Sygma

Фото © Getty Images / James Andanson / Sygma

Разумеется, подобные обстоятельства смерти не могли не породить альтернативные версии. Известны и версии об убийстве Высоцкого якобы по приказу КГБ. Но все они откровенно сомнительны. Тем более что сам всесильный глава КГБ Андропов был почитателем таланта артиста и симпатизировал ему, о чём свидетельствовали и Михаил Горбачёв (был выдвиженцем Андропова), и Филипп Бобков (глава Пятого, "идеологического" управления КГБ), и Виталий Федорчук (в то время глава КГБ УССР).

Без этой симпатии и негласного покровительства Высоцкий никогда не попал бы за границу (а ездил он туда, в том числе и в капиталистические страны, гораздо чаще, чем любой советский гражданин) и уж тем более не устраивал бы гонок по Москве на немецком "мерседесе", который по тем временам производил такое же впечатление, как космический корабль.

Почему власти запретили хоронить на Новодевичьем

Отец артиста настаивал на том, чтобы похоронить Владимира на Новодевичьем кладбище. Однако добиться этого было не так просто. Ещё с 20-х годов это кладбище стало местом упокоения советской элиты. Там хоронили маршалов, адмиралов, крупных государственных деятелей. Выдающиеся артисты, писатели и поэты иногда тоже удостаивались такой чести, но только при условии соответствия бюрократическим формальностям. Право быть погребёнными в элитном месте имели только удостоившиеся звания заслуженного или народного артиста Советского Союза.

Известны исключения, когда на кладбище хоронили артистов "не по статусу". В 1965 году на Новодевичьем похоронили Петра Алейникова — популярнейшего артиста довоенной эпохи. Он не имел нужного звания, но вопрос по легенде решил его друг Борис Андреев, который лично пообещал в Моссовете отказаться от "своего" места на кладбище в пользу Алейникова.

Согласно наиболее распространённой версии, художественный руководитель Театра на Таганке Любимов связался с Моссоветом и договорился о разрешении на панихиду в стенах театра, но по вопросу погребения там посетовали, что сейчас решить вопрос о захоронении на Новодевичьем будет очень трудно. Тогда возник вариант с Ваганьковским кладбищем, оно тоже считалось престижным, к тому же у Высоцкого там был похоронен родной дядя. После того как согласие отца покойного было получено, в Моссовет поехал Иосиф Кобзон, который договорился о выделении участка через Коломина — заместителя председателя исполкома Моссовета Промыслова.

Это наиболее популярная версия, однако известна и другая. Директор Театра на Таганке Николай Дупак, занимавшийся организацией похорон, вспоминал, что с Моссоветом удалось договориться о похоронах Высоцкого либо на Новодевичьем, либо на Ваганьковском — на выбор. Но резко против Новодевичьего выступили супруга Высоцкого Марина Влади, а также его мать. Дело в том, что кладбище было закрытым и для его посещения надо было выписывать пропуск. Для родственников это не составляло проблем, но вот друзьям и почитателям таланта попасть на могилу артиста было бы труднее. С этой точки зрения Ваганьковское значительно удобнее, тем более что там выделили место почти у входа.

Действительно ли редактора газеты уволили за некролог

Гамлет был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью. Фото © Getty Images / James Andanson / Sygma

Гамлет был последней ролью, которую Высоцкий играл перед смертью. Фото © Getty Images / James Andanson / Sygma

Теперь надо было сообщить широким массам о скоропостижной смерти любимого артиста. Сделать это было не так просто, как могло бы показаться. Высоцкий, несомненно, был популярен не только в широких массах, но и у номенклатуры. Однако сложность заключалась в том, что Высоцкий был слишком неформален для некролога в главных газетах страны. Советская печать жила по своим правилам, зачастую негласным. И этими правилами для ведущих газет Союза некролог пусть и знаменитому, но всё же идеологически не совсем правильному артисту не предусматривался.

Даже некрологи в менее статусных изданиях пришлось согласовывать на высшем уровне. Кобзон поехал решать этот вопрос и добился разрешения поместить скорбное извещение и некролог в "Вечерней Москве" и "Советской культуре". Позднее появилась легенда, что главного редактора "Вечерней Москвы" Семёна Индурского уволили за то, что он посмел опубликовать некролог, но это не имеет отношения к действительности. На самом деле некролог был согласован с высшими инстанциями, а Индурский возглавлял газету до самой смерти в 1988 году.

Некролог из

Некролог из "Вечерней Москвы". Фото © Livejournal/vagant

Однако эти согласованные некрологи появились с большим опозданием. К тому моменту вся страна уже знала о смерти Высоцкого. Оперативность проявила радиостанция "Голос Америки", сообщившая о кончине артиста в тот же день, 25 июля.

На витрине возле касс Театра на Таганке также была размещена информация о смерти артиста и отмене спектакля, в котором он должен был играть Гамлета. 28 июля всех желающих приглашали на панихиду. В день появления объявления к зданию театра несли охапки цветов.

Последние приготовления

Фото © ТАСС / Василий Кузьмиченок

Фото © ТАСС / Василий Кузьмиченок

26 июля скульптор сделал три посмертные маски покойного. В тот же день решался вопрос с гробом. Позднее ходили слухи, что Высоцкого хоронили в хрустальном гробу. Это, конечно, неправда, но у этих слухов было основание. Хоронили артиста действительно в необычном гробу.

Администрации Таганки удалось добиться выделения так называемой правительственной шестёрки. Такие гробы предназначались для погребения высокопоставленных номенклатурных деятелей, а для обычных похорон не предусматривались и изготавливались только по спецзаказу. Однако советские чиновники прекрасно понимали, что похороны Высоцкого обычными назвать не получится при всём желании.

В четыре утра 28 июля тело Высоцкого перевезли из квартиры на Малой Грузинской в театр.

Панихида

Отец Высоцкого с женой. Фото © ИТАР-ТАСС / Архив / Валентин Черединцев и Владимир Яцина / Фотохроника

Отец Высоцкого с женой. Фото © ИТАР-ТАСС / Архив / Валентин Черединцев и Владимир Яцина / Фотохроника

Ещё с глубокой ночи желавшие попрощаться с артистом начали занимать место в очереди у театра. К полудню эта очередь растянулась на несколько километров. Для Москвы это было просто невероятным зрелищем. Тогда как раз проходила летняя Олимпиада, и, по воспоминаниям старожилов, город практически опустел. Не было очередей, не было толкучки в транспорте. Весь "проблемный контингент" — алкоголиков, бродяг, политически неблагонадёжных, хулиганов — просто выдворили из Москвы. Иногородних в город также не пускали, за исключением командированных. На фоне полуопустевшей Москвы многотысячная очередь на Таганке, конечно, производила колоссальное впечатление.

Таганская площадь. Фото ©

Порядок возле театра обеспечивали 700 милиционеров в белой парадной униформе. Впрочем, одежду они получили не по случаю похорон главной советской знаменитости, а на всё время проведения Олимпийских игр.

Таганская площадь была усеяна людьми. Многие уже поняли, что им не удастся попасть на панихиду, и рассчитывали хотя бы издалека увидеть вынос тела. Люди забирались на крыши киосков, заборы, фонарные столбы и ветки деревьев, сидели на подоконниках окон ресторана "Кама", расположенного по соседству с театром. Милиция не препятствовала.

Фото ©

На панихиде, при выносе тела и погребении на кладбище в общей сложности присутствовало свыше 100 тысяч человек.

Московские власти не хотели надолго затягивать прощание, поэтому, во-первых, не позволили отменить вечерний спектакль в театре, а во-вторых, постоянно поторапливали с выносом тела. По воспоминаниям Дупака, его вызвал к себе лично первый секретарь Московского горкома партии Гришин и настоятельно порекомендовал похоронить Высоцкого до вечера. А между Любимовым и чиновником Глинским даже произошла потасовка из-за того, что последний настаивал, чтобы Высоцкого выносили как можно скорее.

Фото ©

Сохранилось немало фотографий с похорон артиста. Их делали как иностранные корреспонденты, так и простые фотолюбители. Видеосъёмку вели иностранные операторы. Они имели смутное представление о творчестве Высоцкого, но были потрясены общей атмосферой и количеством пришедших людей.

Похороны

Фото © ИТАР-ТАСС / Архив / Валентин Черединцев и Владимир Яцина / Фотохроника

Фото © ИТАР-ТАСС / Архив / Валентин Черединцев и Владимир Яцина / Фотохроника

До четырёх часов дня доступ в здание театра был закрыт. После открытия через несколько минут под аплодисменты многотысячной толпы был вынесен гроб. Люди бросали букеты цветов прямо под ноги идущим в траурной процессии.

Когда гроб погрузили на катафалк и он тронулся в последний путь, многие побежали за автобусом и бросали цветы в окна. Предполагалось, что на кладбище будут присутствовать только друзья и близкие Высоцкого. Но у входа с самого утра дежурила многотысячная толпа желавших проститься с любимым артистом. Чтобы не создавать конфликтной ситуации и не допустить беспорядков, людей пустили на церемонию. На Ваганьковском кладбище в день похорон было не протолкнуться.

Фото © Украина криминальная / А. Стернин

Накануне к организаторам похорон приходили люди из КГБ и просили воздержаться от произнесения речей на кладбище. Тем не менее директор театра Дупак всё же произнёс несколько прощальных слов. Никаких последствий для него это в дальнейшем не имело.

Фото © ИТАР-ТАСС / Архив / Валентин Черединцев и Владимир Яцина / Фотохроника

Фото © ИТАР-ТАСС / Архив / Валентин Черединцев и Владимир Яцина / Фотохроника

Тело Высоцкого было предано земле. В тот же вечер в Театре на Таганке шёл очередной спектакль. Пожалуй, самый странный из всех. Мало кто понимал, зачем он нужен в такой день. В это же время в квартире Высоцкого начались поминки по ушедшему артисту, на которых присутствовали самые близкие родственники и друзья покойного.

В 1989 год. Я в командировке Москве. Воскресенье. Глубокая осень. Пронзительный холодный ветер. Дождит уже с неделю. Грязь и беcпросветная тоска для командировочного. Чем топтаться в безрадостных ГУМе, ЦУМе, Детском мире, решил посетить Ваганьковское Возле ворот у одинокой старушки купил немного мокрых осенних цветов. На кладбище пустынно. У могилы Владимира Семеновича стоит московский пацан, на вид, лет пятнадцати. Старенькие кроссовки, дешевые джинсы, нейлоновая, насквозь промокшая синяя курточка на рыбьем меху. В руках разболтанный дешевый кассетник, перехваченный синей изолентой. Магнитофон хрипит Высоцким так, что не разберешь слов. А у пацана слезы на щеках мешаются с дождевыми каплями. И стоит он тут, видимо, давно. Я прикинул, что в восьмидесятом, когда не стало Поэта, ему, вряд ли было больше пяти - шести лет. Но ведь пришел он сюда, а не на концерт ЛАСКОВОГО МАЯ, гремевшего тогда, на всю раненую страну. Значит не все еще потеряно. ЛЮДИ сегодня есть. Просто их надо увидеть, как я тогда увидел этого пацана.

Никогда не сидел. Никогда не воевал и не служил на подводной лодке.
Но благодаря силе его поэзии и эмоциональности исполнения песен, многие люди говорили, что вместе с ним ели баланду из одного котла, лазили с ним по горам, служили на подводной лодке и даже - воевали. Хотя он родился в 1938 и во время войны был еще ребенком.

Не вы первый задаете это вопрос. Сам Высоцкий в каком-то интервью рассказывал, что есть люди, уверенные, что он сидел, воевал, занимался альпинизмом, вообще делал все, о чем пел. И говорил: представьте, сколько же мне должно быть лет, чтобы все это успеть. Нет, это просто природа таланта такая, все настолько убедительно и искренне, что и кажется, будто автобиографично. Высоцкий по окончании школы поступил в школу-студию "МХАТ", потом - в театр. Снимался в кино. Писал и пел песни. Давал много песенных концертов. Замечательный был актер и талантливый поэт.

Почему Высоцкий не служил а армии? В СССР была всеобщая воинская обязанность. Но судимых по тяжким статьям на длительные срока или судимых не однократно в армию не призывали на срочную службу. Может был болен? Или имел двоих детей к 18 годам?

Почти сразу же после смерти Высоцкого в Москве зародились слухи о предполагаемых причинах его преждевременного ухода. Слухи эти, впрочем, быстро долетели и до заграничных поклонников поэта. Но все время они казались нелепыми, и аргументы тех, кто с завидным упорством их распространял, не выдерживали даже самой слабой критики. Несмотря на то, что зачастую повторяли их известные люди. Поэт Владимир Солоухин в своем стихотворении, посвященном великому поэту, допустил ошибку, относящуюся к месту смерти Высоцкого. Он утверждал, что Высоцкий умер в больнице, что было нонсенсом, так как никому не составляло большого труда установить место кончины артиста. А умер он, как известно, в своей московской квартире.

В потоке слухов и домыслов были, однако, и такие, которые не только специалистам казались весьма правдоподобными. И как выяснилось позже, не без оснований. Кое-где говорилось о том, что Высоцкого в периоды его алкогольных безумств часто связывали веревкой и что в последнюю ночь его попросту не развязали, несмотря на настойчивые просьбы. Говорили даже, что Высоцкий не умер, а был убит (!). Эти предположения тоже не были лишены смысла.

Официальная же версия гласила: причиной смерти Высоцкого стал инфаркт сердца, который наступил во сне. Близкие люди, окружавшие поэта, не разрешили везти его тело на вскрытие в морг. Сделали это единственно с заботой о том, чтобы сохранить тайну о его зависимости от наркотиков.

Высоцковед Валерий Перевозчиков недавно нашел информацию от анонимного источника из Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, который сообщал, что в последние годы жизни Высоцкого КГБ и МВД знали о том, что поэт употреблял наркотики. Конечно, друзья Высоцкого могли предположить, что службы эти не располагали информацией на эту тему. Хотя могли препятствовать вскрытию тела и по другим причинам…

В последние дни жизни актера в его квартире находилось много людей. Сын Высоцкого — Аркадий по прошествии времени так оценивает этот факт: «После неудачной встречи с отцом (Высоцкий был в плохом состоянии. — Примеч. автора) я решил встретиться с ним вновь. Дверь мне открыл Валерий Янклович. Были там еще Нисанов, кажется, был и Игорь Годяев (Годяев работал санитаром. — Примеч. автора), но Янклович стал деликатно выталкивать меня за дверь. Я видел, как за его плечами прошел отец и спросил: «Кто пришел?». Я сразу сориентировался, что папа чувствовал себя еще хуже, чем накануне… Я хотел войти и хоть как-то ему помочь, но Валерий Янклович довольно категорично, хоть и вежливо выпроводил меня на лестничную площадку… Он закрыл дверь в квартиру и начал меня убеждать, что сейчас они повезут отца в больницу, что все это довольно тяжело… Мы стояли так минут десять. Янклович настаивал, чтобы я вернулся домой, не нервничал, а утром позвонил… Конечно, я понимаю, что все совершенно по-разному в те дни относились к отцу. Одно их, пожалуй, сближало: все они были им слишком утомлены. При этом некоторые хладнокровно выманивали у него деньги… А некоторые действительно переживали за него…».

Валерий Янклович позже скажет: «Володя на самом деле был тогда невыносим. А мы были всего лишь людьми…». Оксана Ярмольник обратит внимание: «Больше всего меня потрясло и самым обидным для меня было то, что никто не хотел с ним остаться! Приехали, посидели, поели, попили чаю — и пошли домой. Ни у кого не было охоты сидеть с Володей и не спать по ночам…».

Упомянутое выше наведывание к отцу Аркадия Высоцкого имело место 24 июля. Друзья Высоцкого не сдержали слова и не увезли поэта в больницу. С одной стороны, их поведение можно понять. Валерий Янклович многократно слышал от Высоцкого слова: «Валера! Запомни: не дай Бог, чтобы ты завез меня в больницу! Это будет конец! Конец нашей дружбе!». Однако, с другой стороны, благополучие поэта разве не было для него высшей ценностью? Рождается риторический вопрос: не только ведь Янклович мог отвезти поэта в больницу? Были в его окружении санитар — Игорь Годяев и врач — Анатолий Федотов. Последний — даже большой специалист, доктор медицинских наук.

24 июля Высоцкого навестил Всеволод Абдулов: «Я вернулся в Москву и сразу поехал к Володе. Володя все время держался за сердце». Оксана Ярмольник подтверждает это: «Володя знал, что умрет… У него болело сердце. Я сказала Федотову: «Толя, у Володи болит сердце». А он на это: «С чего это пришло тебе в голову?» Я возмутилась: «Но ведь он все время держится рукой за сердце. Я ведь вижу, что оно у него действительно болит». Но Федотов возразил: «Сейчас же успокойся, у него такое здоровье, что он еще нас с тобой переживет»». Тут стоит вспомнить упоминаемые в этой книге слова Высоцкого, адресованные одной из его партнерш по сцене: «Я плохо себя чувствую. Мне очень плохо. Но никто не верит, что мне на самом деле плохо».

В последние недели жизни поэт не мог рассчитывать и на помощь Марины Влади. В июле он звонил ей трижды. О последнем разговоре, который состоялся 17 июля, Марина Влади написала в своей книге. По ее рассказу, Высоцкий обещал ей тогда, что приедет в Париж. Спрашивал у нее, хочет ли она еще видеть его. У него были билеты и виза на 29 июля. 27 июля он должен был играть Гамлета…

Однако ни одним словом не вспомнила французская актриса о других разговорах с Высоцким. Известно, что они также имели место три дня подряд: 1, 2 и 3 июля. О чем? Валерий Перевозчиков, который восстановил даты, но не привел продолжительности по времени разговоров, допускает, что они могли касаться похорон Тани — сестры Марины Влади (на которые, как известно, Высоцкий не поехал). Напомним, что поэт на этот счет объяснял друзьям: «Марина никогда не простит мне того, что я не прилетел на похороны Татьяны». Может быть, поэтому разговоров по-хорошему просто не было. Марина Влади бросала трубку. Отсюда трехкратная, предпринятая день за днем попытка уговорить Марину выслушать его… Как было на самом деле — об этом знает только Марина Влади.

Ночь с 24 на 25 июля была последней в жизни Высоцкого. Остались при нем Оксана Ярмольник и врач Анатолий Федотов. То, что Оксана находилась в квартире поэта, было еще одним свидетельством катастрофического состояния, в каком он находился. Она хотела быть при нем. Оставалась в его квартире и ночью накануне, чего не делала никогда ранее в присутствии матери поэта. Но на этот раз Нина Максимовна Высоцкая не только застала Оксану Ярмольник в квартире своего сына, но еще узнала, что она останется ночевать и что провела здесь предыдущую ночь. Вопреки предположениям, высказанным друзьями поэта, это не вызвало у его матери негодования или возмущения, что было для Высоцкого крайне важно. Несмотря на свое тяжелое состояние, он обратил внимание на реакцию матери и сказал тогда Валерию Янкловичу: «Видишь, а ты говорил мне, что мама никогда ее не примет…».

Оксана Ярмольник старалась всякими способами облегчить страдания Высоцкого. Однако ее возможности были ограничены, она могла сделать немногое, ибо не была медиком. Несмотря на это, ее моральную поддержку можно смело назвать бесценной. Она признает, что состояние, в каком находился поэт, было фатальным: «Через каждый час Володя просыпался, ходил по квартире. Я тоже ходила вместе с ним, готовила ему теплые ванны. А сама я не знала, что можно сделать и как ему помочь. Утром (24 июля. — Примеч. автора) я пошла на рынок, купила клубники и накормила Володю клубникой со сметаной».

Оксана Ярмольник довольно мягко говорит о тяжелом состоянии Высоцкого. На самом деле он беспокойно шагал по квартире и, по мнению свидетелей, прошел в таком состоянии десятки километров. Когда он ходил, был, по сути, в полусознании. Однако не всегда ходил. Часто метался по комнатам, пробовал выбегать на лестничную площадку… И прежде всего он не мог превозмогать нарастающую боль, громко причитал. Но и это еще не было самым страшным. Страшными были доносящиеся из его квартиры крики. В свою последнюю ночь Высоцкий тоже страшно кричал. Этажом ниже жил известный хирург, уролог профессор Мазо. На следующий день он должен был проводить важную хирургическую операцию. Так по крайней мере он утверждал. От него несколько раз звонили и просили, чтобы Высоцкий прекратил кричать. Оксана Ярмольник рассказывает: «Самым важным было для них, чтобы Володя не кричал… Люди уже ошалели от этого крика. А операция? Может быть, у Мазо не было никакой операции. Все было прекрасно, когда Володя был здоров, можно было пригласить его к себе… Похвастаться знакомством с ним: пожалуйста, это сам Высоцкий. Но когда Володя умирал… Тогда говорили: пусть замолкнет или забери его к себе». Терпения и понимания не хватило не только профессору Мазо (кстати говоря, нельзя не подчеркнуть, что это был очередной врач из окружения Высоцкого, который, зная о его страданиях, не предложил ему соответствующей помощи). Не хватило его и тем, кто до сегодняшнего дня считает себя одним из самых близких друзей поэта. Благодаря признаниям Оксаны Ярмольник и исследованиям Валерия Перевозчикова мы знаем, что разговоры о жуткой ситуации, в которой оказался Высоцкий из-за некоторых людей, окружавших его, отнюдь не высосаны из пальца. Это очень горькое открытие. Нельзя, однако, узнать правду о жизни поэта, не приподняв завесу тайны в этом исключительно неприятном деле. Факты безжалостны и бескомпромиссны. Вечером 24 июля Высоцкий опять был связан, а точнее, его привязали к тахте, на которой лежал. Оксана Ярмольник вспоминает: «На самом деле он уже всем надоел. Тогда взяли и привязали его простынями… к узкой тахте, чтобы не смог вырваться. Я сидела около него и плакала. Володя успокоился, и я стала его развязывать… И вдруг он открыл глаза — совершенно ясные, спокойные… И сказал: «Оксана, перестань плакать. К черту их всех…». А потом добавил: «Когда умру, что тогда будет с тобой?». Я ответила, что тогда тоже умру…».

Врач Анатолий Федотов пытался вывести Высоцкого из этого беспокойного состояния. Прибегал к разным способам. Может быть, той ночью, в кульминационный момент трагедии Высоцкого, в калейдоскопе событий и спешных решений методы, применяемые доктором Федотовым, казались ему правильными. Сегодня, однако, их можно признать, в лучшем случае, вызывающими массу сомнений.

Анатолий Федотов признался по прошествии нескольких лет: «После часа ночи Валерий Янклович поехал домой, а Володя, как всегда, кричал: «А-а-а… О-о-о…». Я думал, что он успокоится. Должен был отвезти его в больницу… Почти всю ночь он не спал… Потом попросил у меня спиртного, откровенно говоря, я тоже с ним выпил… стакан… Я устал, не было сил, измотался. Два часа… Володя все время был беспокоен…».

Около двух часов ночи Федотов к водке, которой накануне угостил Высоцкого, добавил еще шампанского. Попросил Валерия Нисанова, чтобы тот принес. Нисанов не отказал.

Выпив, Федотов уколол поэту успокоительное лекарство, после чего уснул, хоть и обещал Оксане Ярмольник, что будет дежурить около Высоцкого. Во всяком случае, позднее он утверждал, что уснул. Оксана Ярмольник не может сегодня ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Она заснула тоже той ночью, будучи убеждена в том, что Федотов сдержит слово и будет все время около Высоцкого. Однако ошиблась: «Не знаю почему, но Толя перенес постель Володи из маленькой комнаты в большую. И Володю тоже перенес — и положил там… По всей видимости, он колол ему что-то, какое-то успокоительное… или давал алкоголь. Не знаю. Но Володя все время стонал и кричал. А потом вскоре вдруг оттуда неожиданно перестал доноситься шум. И когда это наступило, к Володе вернулся совершенно чистый, ясный, ничем не омраченный рассудок. Он сказал мне: «Ну чего ты плачешь? Не плачь, все будет хорошо…». Я ответила: «Володя, пойду немножко посплю». Он поддакнул: «Хорошо, иди поспи…». И уходя, я спросила Толю, не будет ли он спать. Он ответил, что посидит около Володи… Казалось, что я только заснула, как в комнату вбежал Толя с криком: «Оксана! Володя умер!». Ничего не понимая, я встала и побежала к Володе. Володя лежал. Я кричала: «Толя! Толя! Давай сделаем искусственное дыхание». Толя ответил: «Это конец! Слишком поздно!». Тело Володи было уже холодное. Возможно, прошло около двух часов».

Другой знакомый врач Высоцкого — Станислав Щербаков, узнав об обстоятельствах смерти поэта, впал в страшный гнев: «Я жутко разозлился, когда на работе 25 июля мне сообщили, что Володя умер. Ведь он уже 23 был в состоянии отравления успокоительными лекарствами. Полная потеря сознания, нарушение кровообращения, дыхания, отсутствие реакции на внешние раздражители. И если 25 июля ситуация была аналогичной той, которая была 23, а скорее всего, была полностью аналогичной, то Высоцкий умер в результате удушья. Имело место так называемое западание языка, он попросту не смог дышать. Был полностью расслабленный, обессиленный — благодаря огромным дозам психотропных, успокаивающих препаратов…

Федотов ведь «лечил» его таким образом не день, не два, а как минимум две недели…».

После смерти Высоцкого Анатолий Федотов признал: «Нужно было забрать его в больницу 23 июля…».

В свою очередь знакомый поэта Олег Емельяненко вспоминает: «Толя Федотов пил по-черному — ив день похорон Володи, и на поминках, как через девять, так и через сорок дней после его смерти. Он считал себя виноватым в смерти Володи, так как заснул… Хотя никто из нас в этом его не винил…».

Однако предположения о том, что смерть Высоцкого наступила в результате действий третьих лиц, подтверждаются также реакцией тех советских органов, которые ошибались крайне редко и были всегда полностью проинформированы обо всем. С августа по октябрь 1980 года в МВД России проводилось следствие по делу, затем было дано заключение о неумышленном убийстве Высоцкого. И, как сообщил недавно Валерию Перевозчикову один из сотрудников аппарата МВД Российской Федерации, в этом следствии представлена совершенно другая, нежели рассказанная Федотовым, версия событий, приведших Владимира Высоцкого к смерти…

Вместо эпилога

Вместо эпилога Хотя деникинцы были разгромлены, остатки корпуса белогвардейского генерала Слащена в числе четырех тысяч человек сумели убежать в Крым. К ним в марте 1920 года английские и французские корабли доставили около сорока тысяч белогвардейцев, уцелевших от

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

ВМЕСТО ЭПИЛОГА Прошло два года. Осенью семьдесят девятого суд переезжал в новое помещение, где, как мечтал Александр Максимович, каждому адвокату выделили по кабинету!Сбылось, казалось бы, неосуществимое, и председатель президиума областной коллегии адвокатов Иван

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

ВМЕСТО ЭПИЛОГА Собирая материал для книги, я приехал в Оболь.От людей, которые хорошо знали «юных мстителей», и от их родственников я услышал о деятельности подпольной комсомольской организации. Я разговаривал с родителями, которые вырастили таких детей. Я видел

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

ВМЕСТО ЭПИЛОГА Они все нашлись, мои герои, после того как повесть была впервые опубликована. (Это произошло еще до полета Гагарина.) Один — просто физик, другой — химический физик, третий — астрофизик. А Лилю я и не терял из виду. Эта «филологичка» теперь причастна к

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

ВМЕСТО ЭПИЛОГА 12 октября 1991 года Аркадий Натанович Стругацкий скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Писатель «А. и Б. Стругацкие» перестал существовать. И вот еще один документ. Последний:Настоящим удостоверяется, что 06 декабря 1991 года прах АРКАДИЯ

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

ВМЕСТО ЭПИЛОГА Вьеварум — Муравьев. Бывают загадки, шарады и посложнее, чем эта.Впрочем, Никита Муравьев, один из образованнейших декабристов, догадывался о том не хуже нас.Зачем же так наивно конспирировал? Или шутил? Ответ на эти два вопроса не кажется слишком важным.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

ВМЕСТО ЭПИЛОГА В 1940 году, получив маршальскую звезду, Григорий Иванович навестил земляков. Замнаркома-обороны прилетел на военном самолете в Полтаву, оттуда блестящий кортеж автомашин взял курс на маленький заброшенный хутор.Маршал щедро одарил соседей богатыми

Вместо эпилога

Вместо эпилога На старости лет человек обязан сказать себе всю правду о том, чем была его жизнь и что он сделал для людей. Задумываясь над этим, я наряду с удовлетворением испытываю и горечь разочарования. Причина в том, что в моей жизни было достаточно ситуаций, когда

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

ВМЕСТО ЭПИЛОГА «Союз священный верных братьев»Главное – то, что мы сделали попытку. И этапопытка войдет в анналы.Курт Воннегут. Утопия-14.В феврале 1950 года, в результате разоблачений, сделанных разведывательными службами западных союзников после встречи бывшего

Вместо эпилога

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Вместо эпилога

Вместо эпилога От Джанкоя 30-я дивизия повернула на юго-восток, к Феодосии. Конный корпус Н. Д. Каширина повел наступление на Керчь и уже 16 ноября 1920 года М. В. Фрунзе послал Владимиру Ильичу Ленину очень краткую и очень значительную телеграмму: «Сегодня нашей конницей

Вместо эпилога

Вместо эпилога Мне нравится наша молодежь. Нравится, что тянется она к нам, ветеранам. Хочет много узнать о солдатах Великой Победы: какими они были, о чем мечтали, какие песни пели, откуда черпали силы и веру в самые трудные дни отгремевших битв и походов. Я долго размышлял,

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: